Научная статья на тему 'Проблема семьи и брака в этике протестантизма: дитрих Бонхеффер'

Проблема семьи и брака в этике протестантизма: дитрих Бонхеффер Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2450
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ДЕТОРОЖДЕНИЕ / РЕБЕНОК / РАЗВОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивченков Андрей Иванович

В данной статье затронуты проблемы семьи и брака в этике протестантизма, а также взгляды теолога Дитриха Бонхеффера, который утверждал, что семья имеет личностный характер и должна стоять выше карьеры, денег и т.д. Здоровье семьи самый главный аспект по мнению теолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FAMILY AND MARRIAGE IN ETHICS OF PROTESTANTISM: DIETRICH BONCHEFFER

This article touches upon the problems of family and marriage in the ethics of Protestantism and the views of theologian Dietrich Bonhoeffer, who argued that the family has a personal nature and should be above career, money, etc. family Health is the most important aspect in the opinion of the theologian.

Текст научной работы на тему «Проблема семьи и брака в этике протестантизма: дитрих Бонхеффер»

Социально-политические науки

2'2016

7.9. ПРОБЛЕМА СЕМЬИ И БРАКА В ЭТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА:

ДИТРИХ БОНХЕФФЕР

Ивченков Андрей Иванович, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

andrey_ivchenkov@mail.ru

Аннотация: в данной статье затронуты проблемы семьи и брака в этике протестантизма, а также взгляды теолога Дитриха Бонхеффера, который утверждал, что семья имеет личностный характер и должна стоять выше карьеры, денег и т.д. Здоровье семьи самый главный аспект по мнению теолога.

Ключевые слова: брак, семья, протестантизм, деторождение, ребенок, развод.

THE PROBLEM OF THE FAMILY AND MARRIAGE IN ETHICS OF PROTESTANTISM: DIETRICH BONCHEFFER

Ivchenkov Andrey I., graduate student

Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

andrey_ivchenkov@mail.ru

Abstract: this article touches upon the problems of family and marriage in the ethics of Protestantism and the views of theologian Dietrich Bonhoeffer, who argued that the family has a personal nature and should be above career, money, etc. family Health is the most important aspect in the opinion of the theologian.

Keywords: marriage, family, Protestantism, childbirth, child, divorce.

Изучая семью настоящего времени можно заметить различия в нескольких видах брака. Акцентируя внимание на понятии брака следует задать несколько вопросов - это как построен брак и каковы его основания? Исследуя протестантизм и современность на ряду с ним возникает такое мнение, что заключение браков основано на понятиях деньги, ценности или просто сексуальное влечение. Таким образом с философской точки зрения можно выделить несколько видов брака: прежде всего ценностный брак, заключаемый ради получения прибыли, в том числе и денег, который влечёт за собой приобретение имущественных ценностей или ценностей иного характера; далее брак сексуального характера заключается ради удовлетворения своих сексуальных потребностей; и наконец - обыденный брак, который заключается по обоюдной любви мужчины и женщины, не зависит от материальных ценностей.

В современном мире очень мало семей могут прожить всю жизнь вместе с супругом или супругой. Изучая настоящее время, можно заметить, что ключевым фактором является обесценивание отношений и возникновение определенных семейных проблем, таких как воспитание детей, денежные проблемы, в том числе кредиты, проблемы взаимоотношения друг с другом и т.д. При разрушении супружеских отношений в подобных случаях можно сделать вывод, что чаще всего основой является не любовь, а страсть.

Обращая более полное внимание на этику протестантизма в контексте с понятиями брака и семьи, нами выделяется такое суждение, что «брак был первым установлением, провозглашенным Богом. Когда заходит речь о браке, доме и семье, мы признаем в этом волю Бога»1. Устанавливая брак. Бог сказал: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть»2 Муж и жена, соединённые бра-

1 Д. Бонхеффер, электронное издание, «Следуя Христу» -С.140.

2 Библия Быт. - гл. 2, стих - 24.

ком, являются единой частичкой фундамента церкви, а двое людей, которые любят и чтят Бога, составляют единое целое. Однако не всякий призван вступать в брак, но подобное суждение противоречит воли Бога.

Рассматривая понятие семьи, необходимо обратить внимание на ее здоровье. Изучая «священное писание» можно сказать, что брак является нерасторжимым союзом, которые не могут расторгнуть все земные суды3.

Анализируя понятие «расторжение брака» у протестантских мыслителей в лице Дитриха Бонхеффера возникает такой вопрос; Кто же может расторгнуть брак? Изучая «священное писание», мыслитель нашел, что «только смерть может разлучить два лица, соединенных браком»4 Для любого человека попытка разъединить то, что соединил Бог, является актом невежества против выраженной воли Бога и, как считает мыслитель, подобное действие является страшным грехом. Сам Господь поставил брак и отдал ему ведущее место во всех священных писаниях, поэтому для Него он является драгоценным, люди думают, что в разводе нет ничего страшного, что прелюбодеяние - не является грехом. Позднее Бонхеффер считал, что именно это выступает корнем всех несчастий, которые выпадают на человека. Бог обращает особое внимание на семью и согласно написанному в Библии: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»5

Брачный завет был первым установлением, которое утвердил сам Бог. С самого начала Бог соединил мужчину и женщину. В браке мужчина и женщина становятся единой частью и тем самым дополняют друг друга, являясь оплотом спокойствия. В том случае, если супружеская пара разрывает свой брак - это равно тому, что они идут против воли Бога. По мнению протестантских мыслителей, если мужчина и женщина вступили в брачный

3 Библия 1-е Коринфянам -гл. 7, - ст. 26-28.

4 Д. Бонхеффер, электронное издание, «Следуя Христу» -С.143.

5 Библия Марк. - гл. 10, стих - 9.

Ивченков А. И.

ПРОБЛЕМА СЕМЬИ И БРАКА В ЭТИКЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: ДИТРИХ БОНХЕФФЕР

союз, то это будет до конца жизни, соответственно речи о его расторжении быть не может.

Отдельную проблему составляет отношение, которые осуществляют контроль над деторождением. Раннее христианство и иудаизм, видело главной целью брака - это деторождении. Протестанты Карл Барт, Пауль Тиллих, Рудольф Бультман, Фридрих Гогартен и Дитрих Бонхеффер преследовали цель того, что семья должна быть примерной. Рассуждая о семье, философ разработал тенденцию «примерной семьи». Он считал, что семья стоит превыше всего и то, что брак должен быть только один. Тенденция развода -это нарушение Божьей воли. Дети, рожденные в семье, является «фундаментом будущего».

Во все времена протестанты искали принципиальный подход к вопросу касающегося деторождения. Они всегда больше располагались к тенденции критического отношения к использованию контрацептических средств и любых других средств, которые препятствовали деторождению. Прерывание беременности без каких-либо медицинских заключений рассматривается как смертный грех. Протестанты, равно как и церковь строго запрещает аборты, а Д.Бонхеффер приравнивал его к убийству человека и считал, что за применение данного метода женщина должна нести уголовную ответственность в соответствии с законом. В последствии он рассматривал тенденцию того, что если женщина сделала аборт, то наказание должно быть ровно такое же, как и у ее не рожденного ребенка, то есть смерть6,

Вопрос о формировании в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции, беспокоил протестантских философов, также как вопрос касающегося деторождения. На основании этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские церкви рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость, а католичество напротив считало, что в этом нет ничего плохого и это лишь укрепляет отношения молодых. Хотя в начале они открыто выступали против подобного рода отношений равно, как и к тенденции развода.

Деторождение и воспитание детей по мнению протестантов является Божьим даром. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью и делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть «образом и подобием Божиим»7 Православная Церковь за всю свою историю никогда не связывала себя определенными высказываниями по данному вопросу. Но это вовсе не значит, что проблема контроля над зачатием и деторождением безразлична для православных и не имеет отношения к их жизни. Изучая христианское отношение к браку заметен аспект - деторождения, который является неизбежной частью христианского брака, основной привилегией которого является дать новую жизнь, дарованную ему Богом,

привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить «образ и подобие Божие», предоставленные ему при творении.

Зачатие и рождение детей является естественным результатом семейной жизни, задуманной и благословленной Богом. Писание рассматривает детей как Божий дар родителям, как чудесный плод их взаимной любви.

Протестантизм подчиняет церковь государству. Законы о разводе в некоторых протестантских странах таких Англия, Франция, Швеция и т.д. были приняты в XVIII веке - гораздо раньше, чем там, где сильны позиции католической церкви. В протестантизме брак имеет сакральные корни.

Разводимость - сложный социальный феномен. Общая концепция, объясняющая его закономерности, сегодня отсутствует, а социально-демографические факторы, детерминирующие его развитие, изучены недостаточно. Основным критерием рассуждения является стабильность брака при раздельном проживании супругов, также воспитание детей за отсутствием одного из родителей. Мыслители протестантизма тесно связывали феномен разводимости и феномен стабильности, что привело к созданию социальных учреждений семьи, трансформации ее структуры, а поведения ее членов, к изменению традиций, норм и ценностей.

Рассматривая современность, протестанты заметили тенденцию демографии, то есть снижением потребности в детях. Мыслители крайне негативно воспринимали подобные действия граждан, обвиняя их в разводимости. Дитрих Бонхеффер кардинально негативно относился к процессу развода приравнивал ее к разрушению государства, что «человек создавал семью не для того чтобы в процессе ее разрушить, а для того чтобы развить ее, и оставить потомство на будущее»8.

Таким образом, рассматривая понятие семейная этика протестантизма можно выявить то, что мыслители акцентировали свое внимание на семейных ценностях, которые они представляли любви не только к Богу, но и к таким понятиям, как мораль и нравственность. Считая не приемлемым понятие развода и аборта, они выдвигали на передний план понятие деторождения и семьи. Такие выдвигаемые определения шли согласно писаниям православной церкви, но католичество и их церковь опровергало их мышления, считая, что «прогресс требует жертв».

Анализируя период активной деятельности Дитриха Бонхеффера (1939-1945гг.), можно судить, что процесс разобщения общества от веры в таких понятиях, как семья, дети и любовь, начался довольно-таки давно, но тенденция разводимости встречалась крайне редко и зачастую строго наказывалась, вплоть доходило до такого что человека отлучали от церкви.

Список литературы:

1. Библия

2. Письма Дитриха Бонхеффера

3. Дитрих Бонхеффер «Этика» - Электронная библиотека - 358 С.

4. Д. Бонхеффер «Следуя Христу» - Электронное издание - 437 С.

6 Д. Бонхеффер Пища для ума (Фрагменты из тюремных писем) //Здравый смысл. - 2001. - № 17.

7 Д. Бонхеффер Электронное издание «Следуя Христу» - -

С.167. 8 Д. Бонхеффер «Этика» - Электронная библиотека С.157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.