Научная статья на тему 'Немецкая философия периода национал-социализма. Протестантская этика Д. Бонхеффера'

Немецкая философия периода национал-социализма. Протестантская этика Д. Бонхеффера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА / БОНХЕФФЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Сергей Витальевич, Ивченков Андрей Иванович

В статье рассматриваются особенности немецкой философии периода национал-социализма, приводятся примеры возникновения данной идеологии, описывается позиция и мировоззрение немецкого философа-протестанта Д. Бонхеффера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMAN PHILOSOPHY IN THE PERIOD OF NATIONAL SOCIALISM. PROTESTANT ETHICS OF D. BONKHEFFER

The article examines the peculiarities of the German philosophy in the period of National Socialism, gives examples of the emergence of this ideology, describes the position and outlook of the German protestant philosopher D. Bonhoeffer.

Текст научной работы на тему «Немецкая философия периода национал-социализма. Протестантская этика Д. Бонхеффера»

5.7. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА Д. БОНХЕФФЕРА

Абрамов Сергей Витальевич, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

sergeyabramov5@yahoo.com

Ивченков Андрей Иванович, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

andrey_ivchenkov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности немецкой философии периода национал-социализма, приводятся примеры возникновения данной идеологии, описывается позиция и мировоззрение немецкого философа-протестанта Д. Бонхеффера.

Ключевые слова: национализм, немецкая философия, протестантская этика, Д. Бонхеффер.

GERMAN PHILOSOPHY IN THE PERIOD OF NATIONAL SOCIALISM. PROTESTANT ETHICS OF D. BONKHEFFER

Abramov Sergey V., post-graduate student

Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

sergeyabramov5@yahoo.com

Ivchenkov Andrey I., graduate student

Study place: Mordovian state University named after N. P. Ogarev

andrey_ivchenkov@mail.ru

Abstract: The article examines the peculiarities of the German philosophy in the period of National Socialism, gives examples of the emergence of this ideology, describes the position and outlook of the German protestant philosopher D. Bonhoeffer.

Keywords: nationalism, German philosophy, protestant ethics, D. Bonhoeffer

В настоящее время термин «национализм» в сознании многих тесно связан с сугубо локальными явлениями, место которых в европейской истории приходится на вполне определенный отрезок времени - 1919-1945 гг. В действительности, национализм прошел длительный путь развития, и корни его теряются в Античности, хотя, несомненно, период конца ХУШ-Х1Х вв. являлся знаковым в становлении данного понятия.

Среди тех, кто активно противостоял радикальным проявлениям национализма, выделяется немецкий теолог и мыслитель Дитрих Бонхеффер. Он был приверженцем позиции Мартина Лютера, утверждая, что «национализм является неотъемлемой частью преступной халатности государства, которое влечет к тяжелым последствиям, играющим важную роль в структурной целостности государства1».

В период между двумя мировыми войнами идеи национализма обрели реальную политическую силу и сыграли ключевую роль в формировании «тоталитарных государств» - фашисткой Италии и нацистской Германии. В письмах Бонхеффера говорится о ряде отличительных признаков нацистской и фашисткой идей. Несмотря на то, что обе эти идеи имели ряд идеологических отличий, оба государства были построены сходных образом - существовала единая военизированная партия, демократия отрицалась, равно как и необходимость парламента, государство контролировало все

1 М. Лютер. О свободе христианина. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении разл. авторы о Лютере и о Реформации в Европе]. — Уфа: ARC, 2013. - С. 354.

сферы экономики и жизни общества. Ключевую роль в формировании немецкой этики того периода, которая в некоторых источниках называется также «гитлеровская этика», сыграл Адольф Гитлер. Дитрих Бонхеффер критиковал этические установки национал-социализма и утверждал, что подобная идеология разрушает саму структуру этической мысли человека, влечет к военным действиям, что, в конечном счете, приведет к разрушению государственной целостности: «Нацистская гитлеровская этика рухнет ровно тогда, когда идея более мудрого правителя возгласится в сердцах и мыслях человечества, стремящихся к победе за ту идею, что считается праведной2».

Первая мировая война послужила главным фактором, определившим дальнейшую судьбу политических доктрин националистического толка. По мнению многих мыслителей того времени, таких как У. Даннинг, Д. Бонхеффер, Р. Барт и т. д., что именно национализм стал виною разрушения умов и сердец людей того времени. Побежденная Германия, скованная жесткими условиями позорного для нее Версальского мира, жаждала мести и расширения границ. Италия, вышедшая из войны среди победивших, заплатила за победу ценой миллионов жизней и впала в экономический кризис, вызвавший волну беспорядков, справиться с которой правительство короля Виктора Эммануила III было не в состоянии. В результате к власти в странах приходят военизированные партии, быстро

2 Д. Бонхеффер «Следуя Христу» Электронное издание, М. 2002 г. С.157.

Абрамов С. В., Ивченков А. И.,

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА.

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА Д. БОНХЕФФЕРА

взявшие под контроль все сферы экономической и общественной жизни. Происходит наращивание военной мощи, необходимой для завоевания территорий, потребных для благосостояния данных стран.

Подобная политическая и социальная обстановка существовала и в Британии в период Первой мировой войны, когда премьер-министром страны был Д. Ллойд Джордж. Под его руководством был создан военный кабинет, в который входило пять человек, в действительности обладавший практически неограниченными полномочиями и негласно управляющий страной в период войны. Экономика попадала под контроль государства для обеспечения нужд военного времени; даже свободы и права британцев оказались ущемлены посредством введения закона об отмене личной неприкосновенности. Парламент практически потерял свою роль, а обширная пропагандистская кампания в чем-то была схожа с пропагандистскими кампаниями нацистского и фашистского режимов: в прессе часто мелькали заявления о превосходстве Британии над иными странами, а немцы именовались преимущественно «гуннами». По мнению Бонхеффера, подобное «соединение под неограниченными возможностями одного человека или одной партии влечет к структурному формированию военизированного нацистского государства, которое ведет политику полного уничтожения народных масс. Ключевой задачей партии и народа в данном государстве является освобождение от гнёта такого правительственного органа»3. И хотя после окончания войны позиции либеральной партии пошатнулись, а Ллойд Джордж был вынужден подать в отставку, его идеи обрели последователей в Британии, в частности, Освальда Мосли, который в 30-е годы создал «Британский союз фашистов». О влиянии Ллойд Джорджа на формирование своих взглядов он писал так: «Ни один человек, ни ранее, ни впоследствии не захватывал так воображения молодой Британии... Мы чувствовали необходимость построить новый и более благородный мир на пепелище старого»4.

Протестантская этика в своей структуре рассматривала такое понятие, как демократия, вынося в «свет» идею того, что каждый человек мог бы занять высший пост в правительстве, а также стать правителем или государем независимо от его расы, пола или национальности. Последователи такого подхода опирались на мысль о том, что человек рожден свободным, нацистская же этика предусматривала тотальный контроль. Экономика, образование и религия - это те сфера, которые, по мнению протестантов, не должны в полной мере попадать под управление правительства страны.

Как можно заметить, создание подобных политических режимов преследовало единую цель - победу в некоей схватке за господство. По мнению Дитриха Бонхеффера «господство является разрушающим фактором для этики государства, позволяющим уничтожить само государство, нежели приобрести что-то новое. Если территория той или иной страны будет захвачена силовым путем, то подобные действия будут ущемлением прав каждого гражданина, а рано или поздно вспыхнет бунт с целью свержения деспотии, будет развит разбой, кражи и т. д.5».

Для достижения господства индивидуальное искоре-

3 Д. Бонхеффер «Этика», Электронное издание СПб., 2005г С. - 98

4 Прокопов А. Фашисты Британии. — СПб., 2001, с. 17-22

5 Д. Бонхеффер «Этика», Электронное издание СПб., 2005г

С. - 101.

нялось в угоду коллективному, права личности ущемлялись, понятия равенства и справедливости изменялись таким образом, чтобы наилучшим образом соответствовать политическому режиму. Несомненно, мыслители и философы того времени не могли не понимать несостоятельности и неэтичности такого подхода к формированию жизни государства; в то же время философия в тот период обладала рядом примечательных особенностей. В отличие от, к примеру, философской мысли СССР, которая пришла в упадок вскоре после создания ВКПб, философская мысль в нацистской Германии продолжила активно развиваться и после прихода к власти НСДАП. Однако если в СССР философия была вынуждена существовать в неразрывной связи с идеологией, подобное утверждение лишь частично применимо к Германии. Позиции философов по отношению к идеологии национал-социализма варьировались в значительной степени. К примеру, А. Розенберг, видный политический деятель и философ, а также близкий друг А. Гитлера, являлся главным теоретиком национал-социализма и всячески стремился обосновать его с точки зрения философии. Он придерживался убеждения о том, что расовая теория может стать ключом к объяснению истории человечества. Развивая эту тему, в 1920 г. он выпускает антисемитские работы «Безнравственность в Талмуде» и «След евреев в изменениях времени». В 1930 г. выходит главный его труд - «Миф ХХ века», в котором он предпринял попытку обоснования национал-социалистической идеологии с точки зрения расового превосходства, а также объявил о необходимости переступить через гуманистические идеалы ради господства расы6.

Были и те, кто продолжал свои философские изыскания в отрыве от идеологии, не критикуя, но и не стремясь поддержать ее в своих трудах. Весьма примечателен в этом отношении сборник работ видных немецких философов под названием «Немецкое в немецкой философии», увидевший свет в 1942 г. В предисловии к нему говорилось, что данный сборник имеет своей целью выражение самосознания немецкого народа посредством осмысления преобладающих над ним и в нем идей и ценностей. В книге можно найти статьи о М. Экхарте, Шопенгауэре, Ницше, Фихте и Лейбнице -однако упоминания национал-социализма, равно как и работ партийных теоретиков, отсутствуют7. Дитрих Бон-хеффер принял участие в создании данного сборника, а также высказал мысль о том, что А. Гитлер является скорее теоретиком и философом, нежели полноценным правителем государства. Подобная позиция Бонхеффера привела его к изгнанию из страны.

Следует упомянуть и об австрийском философе От-маре Шпанне, позиция которого по отношению к национал-социализму носила своеобразный характер. Уже в самом возникновении национал-социализма мыслитель увидел потенциальную замену капитализму и коммунизму, однако он не принимал ее безоговорочно. В своих трудах он последовательно разрабатывал концепцию «универсализма», которую считал альтернативой национал-социализму. Отрицание индивидуального в пользу коллективного он полагал неверным, утверждая, что «части целого схожи лишь своим отношением к целому»; атеистические установки он так-

6 Cecil, Robert (1972). The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology. Dodd Mead & Co, 266 p

7 «Das Deutsche in der deutsche Philosophie» herausgeb. von Th. Haering, Stuttgart-Bеrlin, 1942

же подвергал критике. В его концепции полностью отсутствовал расовый элемент, что делало ее абсолютно неприемлемой в условиях национал-социализма. Свою страну он видел частью Германии и активно поддерживал возможность аншлюса, не оставляя попыток воплотить свои идеи в жизнь. Подобная настойчивость стоила ему должности профессора Венского университета в 1938 г., а вскоре он был отправлен в концлагерь Дахау за критику нацизма8.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что немецкая философия периода национал-социализма может быть охарактеризована как многогранная. Позиции философов того времени по отношению к существующей идеологии были различны - от нейтрально-безразличных, положительных и критических до открыто враждебных. Дитрих Бонхеффер стал одним из тех, кто всецело посвятил себя борьбе с нацизмом, его идеи стали основой для поколений, будущих мыслителей и являются актуальными до настоящего времени.

Список литературы:

1. М. Лютер. О свободе христианина. [Сборник сочинений М. Лютера; в приложении разл. авторы о Лютере и о Реформации в Европе]. — Уфа: ARC, 2013. - С. 354.

2. Д. Бонхеффер «Следуя Христу» Электронное издание, М. 2002 г. С.157.

3. Д. Бонхеффер «Этика», Электронное издание СПб., 2005г С. - 98

4. Прокопов А. Фашисты Британии. — СПб., 2001, с. 17-22

5. Д. Бонхеффер «Этика», Электронное издание СПб., 2005г С. - 101.

6. Cecil, Robert (1972). The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology. Dodd Mead & Co, 266 p

7. «Das Deutsche in der deutsche Philosophie» herausgeb. von Th. Haering, Stuttgart-BеrNn, 1942

8. Горшенёва И. Б. Отмар Шпанн как идеолог «консервативной революции» : 1918-1938 гг. : - Воронеж, 2008. -184 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/ content/otmar-shpann-kak-ideolog-konservativnoi-revolyutsii-1918-1938-gg (19.12.2013).

8 Горшенёва И. Б. Отмар Шпанн как идеолог «консервативной революции» : 1918-1938 гг. : - Воронеж, 2008. - 184 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.dissercat.com/content/otmar-shpann-kak-ideolog-konservativnoi-revolyutsii-1918-1938-gg (19.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.