Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
эмоциональная идентификация / дети дошкольного возраста / дети младшего школьного возраста / сравнительный анализ / emotional identification / preschool children / children of primary school age / comparative analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боргоякова Ч.Д., Япарова О.Г.

В работе проведен сравнительный анализ эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием методики «Эмоциональная идентификация», разработанной Е.И. Изотовой и методики индивидуальной беседы Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Полученные результаты исследования обработаны с применением методики математической обработки результатов непараметрического статистического критерия Манна-Уитни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боргоякова Ч.Д., Япарова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL IDENTIFICATION IN PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL AGE

The paper presents a comparative analysis of emotional identification in preschool and primary school age children using the "Emotional Identification" technique developed by E.I. Izotova and the method of individual conversation by E.O. Smirnova and V.M. Kholmogorova. The obtained research results were processed using the method of mathematical processing of the results the nonparametric statistical Mann-Whitney criterion.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9 Боргоякова Ч.Д., Япарова О.Г.

Боргоякова Ч.Д.

магистрант института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Япарова О.Г.

доцент, канд. психол. наук института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе проведен сравнительный анализ эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием методики «Эмоциональная идентификация», разработанной Е. И. Изотовой и методики индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой. Полученные результаты исследования обработаны с применением методики математической обработки результатов - непараметрического статистического критерия Манна-Уитни.

Ключевые слова: эмоциональная идентификация, дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста, сравнительный анализ.

Одно из проявлений отражательной психической деятельности человека - формы переживания человеком своего отношения к различным объектам -это чувства и эмоции. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения.

Известно, что дошкольник и младший школьник по-разному идентифицируют эмоции, но в современных исследованиях до сих пор недостаточно изучены их различия и сходства.

У дошкольников эмоциональная идентификация является важной составляющей в развитии и проявляется через все виды деятельности ребенка, а также через общение с взрослыми и сверстниками.

Эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста характеризуется:

- бурной реакцией на отдельные и задевающие его явления,

- большей сдержанностью в выражении своих эмоций,

- интенсивно формирующимися моральными чувствами.

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил выявить различия между эмоциональной идентификацией дошкольников и младших школьников. Дети дошкольного возраста способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. В то время как младший школьник способен подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. А младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит, появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи - ирония, насмешка, сомнение.

Для достижения целей эмпирического исследования были применены методики «Эмоциональная идентификация», разработанной Е. И. Изотовой и методики индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой. Полученные результаты исследования обработаны с применением методики математической обработки результатов - непараметрического статистического критерия Манна-Уитни.

Испытуемыми в нашем исследовании были 60 детей, из них 30 - дети дошкольного возраста, 30 - дети младшего школьного возраста.

Результаты по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1. Уровень эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой).

Уровень Дошкольники Младшие школьники

Кол-во % Кол-во %

Высокий 3 10 12 40

Средний 19 63,3 15 50

Низкий 8 26,7 3 10

Анализ полученных результатов показал, что общий уровень эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста отличается. У дошкольников преобладает низкий и средний уровни эмоциональной идентификации, что составляет 63,3 и 26,7 % соответственно, в то время как у младших школьников преобладают уровни высокий и средний: 12 и 15 %. Стоит отметить, что наиболее выраженным как у дошкольников, так и у младших школьников является средний уровень эмоциональной идентификации (19 и 15 % соответственно). Наличие у 12 младших школьников и у 3 дошкольников высокого уровня идентификации эмоций позволяет констатировать, что только меньше половины детей из всей выборки способна распознавать и отображать не только простые эмоции (радость, злость), но и отмечают особенности таких состояний как: гнев, раздражительность, удовлетворенность, восторг. В ходе работы над заданием дети самостоятельно правильно называли и соотносили от 7 до 9 эмоциональных состояний. Они активно изображали различные эмоциональные состояния при помощи мимики, включались в эмоциональное взаимодействие, давали словесную характеристику эмоций и причин, их вызывающих (Например, «Девочка

грустит, потому что ей не дали шоколадку», «Девочка говорит: «Фу», потому что не хочет есть овощи, у не отвращение от овощей, «Девочке страшно, потому что она боится темноты»). Дети с высоким уровнем эмоциональной идентификации словесно описывают не только сами эмоции, настроения, но и события из своей жизни, которые их вызывают. У них получается повествовательный рассказ. Например, рассказ ребенка по рисунку: «Я нарисую вам, что было вчера. Смотрите, это я и папа. Мы грустные, видите губы вниз и бровки домиком, а я плачу, потому что мне было грустнее всех. Мы собрались в зоопарк, даже приехали, а потом как пошёл дождь. Потом мы сели в машину, подумали и папа предложил пойти в детский центр, и мы стали веселыми. Я рисую радость, это мы улыбаемся. Особенно радуется папа, потому что смог поспать в машине и посмотреть свои лекции. А это я прыгаю на батуте и смеюсь. Это тоже радость называется».

Между тем, почти одинаковое количество дошкольников и младших школьников (19 и 15 соответственно) испытывали определенные затруднения с идентификацией сложных эмоциональных состояний. У них отмечается средний уровень эмоционального развития. Среди 4-6 эмоциональных состояний, верно определенных детьми данной группы, преобладали простые эмоции типа: радости, страха, печали. Например: «Это девочка грустная - у нее голова болит - она ее наклонила и держит рукой, и глаза грустные», «Я тоже грущу, когда у меня нос не дышит», «Это бояка, она громко кричит». Тогда как идентификация таких состояний, как: отвращение, презрение они старались соотнести с более простыми и понятными им эмоциями злости или печали. На вопрос: «Почему у него такое лицо? Что он чувствует?» дети отвечали: «Это Китайцы какие-то, они одинаковые», «Грустит, все грустят. У вас картинки почти одинаковые», «Девочка та злилась, эта тоже злится». Аналогичные затруднения наблюдались у них при попытках изобразить эти эмоции: отвращения и презрения. При этом радость, страх, злость они изображали и узнавали достаточно легко.

3 младших школьников и 8 дошкольников продемонстрировали низкий

уровень идентификации эмоций. Они смогли правильно назвать от 1 до 3 простых эмоциональных состояний, что говорит о недостаточном развитии способности понимать эмоции других людей. В основном это эмоции «Радость» и «Печаль», видимо большинству детей эти эмоциональные состояния ближе, понятнее, они их испытывают чаще, чем другие эмоции. Более того, представители данной группы детей испытывали определенные затруднения с отображением собственных эмоциональных состояний при помощи мимики и жестов. Они требовали помощи взрослого и ограничивались скудными мимическими реакциями.

Исходя из данной диагностики, можно отметить, что дети младшего школьного возраста ориентируются в совокупности эмоциональных признаков различных модальностей, а также соотносят их с причинами и последствиями возникновения лучше, чем дети дошкольного возраста.

Результаты по методике индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста (по методике индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой).

Уровень Дошкольники Младшие школьники

Кол-во % Кол-во %

Высокий 3 10 10 33,3

Средний 10 33,3 13 43,3

Низкий 17 56,7 7 23,4

Анализ полученных результатов показал, что чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Большинство дошкольников, а именно 56,7% дают отрицательную оценку своему детскому саду и сверстникам, не понимают эмоциональные состояния других детей и свои собственные. На вопрос: «Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?» дети отвечали: «Тимоша плохой, я

с ним не дружу», «Мальчики бегают постоянно, а в группе надо ходить пешком», «все плохие, я к маме хочу». Их ответы на вопросы, показывающие уровень сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки показали, что эти дети неправильно понимают субъективные эмоциональные состояния сверстников в разных ситуациях. Например, они говорили, что друг не расстроится или не обидится, если ему сначала дать игрушку, а потом сразу ее забрать обратно: «Это же моя игрушка», «Я поиграю, потом отдам», «Он не будет плакать, а я буду». Эти дети не готовы подарить своему другу игрушку насовсем, потому что это его игрушка и он сам хочет с ней играть.

В то время у младших школьников уровень представлений ребенка об эмоциональных состояниях находится на среднем уровне и составляет 43,3%. Они дают и положительные, и отрицательные оценки своего отношения к школе и сверстникам. На вопрос: «Нравится ли тебе ходить в школу, почему?» дети отвечали: «Мне нравится, здесь много друзей, мы после школы с одноклассниками катаемся на самокатах», «Паша конечно иногда мешает на уроках, но всё равно все хорошие», «Вот если бы не было контрольных, я бы вообще была счастлива». Однако дети данной группы не всегда правильно понимают эмоциональные состояния других детей и свои собственные. Так, на вопрос: «Если учитель хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?» дети отвечали: «Пятерка», «Ага, еще возле доски стоять заставит», «настроение пойти на перемену». Одни из этих детей верно говорили, что друг расстроиться, если его накажут, и ему будет грустно, потому что он не сможет играть, гулять, кушать конфеты и мороженое. Однако 3 детей сказали, что их друг не будет грустным из-за наказания, потому что «он всегда веселый». По словам этих детей, когда друга похвалят, то он будет радоваться, потому что это приятно.

Таким образом данная методика показывает, что дошкольники имеют мало представлений об эмоциональных состояниях или переживаниях сверстника и своих собственных, чем младшие школьники. Проявляя

значительную чувствительность к различным эмоциональным состояниям окружающих людей, младшие школьники лучше воспринимают различные вербальные и невербальные проявления эмоций, чем старшие дошкольники. Между тем данный навык недостаточно сформирован у обеих групп.

Анализ двух методик показывает, что уровень эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста различается, а именно дети дошкольного возраста менее способны идентифицировать свои и чужие эмоции, чувства, переживания по сравнению с детьми младшего школьного возраста. Однако стоит отметить, что эти различия кажутся на первый взгляд несущественными.

Для сравнения эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста нами был произведен расчет непараметрического статистического критерия Манна-Уитни на выявление выраженности различия результатов по методикам, выделенным в предыдущем параграфе. Результаты расчета критерия Манна-Уитни по результатам двух методик показал результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Непараметрический статистический критерий Манна-Уитни (по результатам методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой и методике индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой).

Выборка иэмп Икр р<0,01 Икр р<0,05

Методика Е. И. Изотовой Методика Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой

Дошкольники 30 272,5* 269,5* 292 338

Младшие школьники 30

Примечание: *- значимость результатов при р<0,01, **- значимость результатов при р<0,05

На основе результатов таблицы видно, что эмпирическое значение и-критерия как по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, так и по методике индивидуальной беседы Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой меньше критического при уровне значимости р < 0,01. Это показывает наличие выраженного различия между эмоциональной идентификацией у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что подтверждает нашу гипотезу о том, что существуют различия в эмоциональной идентификации у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а именно: дети дошкольного возраста менее способны идентифицировать свои и чужие эмоции, чувства, переживания по сравнению с детьми младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект-Пресс, 2017. - 363 с;

2. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96 с;

3. Жигалко, О. Н. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: практ. пособие для педагогов / О. Н. Жигалко. - Москва: Белый ветер, 2013. - 84 с;

4. Изард, К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. - Санкт- Петербург: Питер, 2012. - 464 с;

5. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. -Москва: Академия, 2004. - 288 с;

6. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с

Borgoyakova Ch.D., Yaparova O.G.

Borgoyakova Ch.D.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Yaparova O.G.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL IDENTIFICATION IN PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: the paper presents a comparative analysis of emotional identification in preschool and primary school age children using the "Emotional Identification" technique developed by E. I. Izotova and the method of individual conversation by E. O. Smirnova and V. M. Kholmogorova. The obtained research results were processed using the method of mathematical processing of the results - the nonparametric statistical Mann-Whitney criterion.

Keywords: emotional identification, preschool children, children of primary school age, comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.