Educational bulletin "Consciousness"/ | 2021. Vol. 23. n 11 Образовательный вестник "Сознание" I—https://e-pubmed.or.
УДК
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
©Brusnitsyna E.V., Zakirov E.V., Ioshenko E.S., Bimbas E.S., Saypeeva M.M., Shishmareva A.S., Zamyatina I.A., 2021
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-4-12
Принята 29.11.2021 | Accepted 29.11.2021
COMPARATIVE ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING STUDENTS OF DENTAL FACULTY FROM THE POINT OF VIEW OF STUDENTS AND TEACHERS
Brusnitsyna E. V., Zakirov T.V., Ioshenko E.S., Bimbas E.S., Saypeeva M.M., Shishmareva A.S., Zamyatina I.A.
Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russian Federation
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Брусницына Е.В., Закиров Т.В., Иощенко Е.С., Бимбас Е.С., Сайпеева М.М., Шишмарева А.С., Замятина И.А.
ФГБОУВО «Уральский государственный медицинский университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация
Abstract. Distance learning and education have become firmly established in the life of higher education during the pandemic, creating many reasons for discussion. A lot of theory, a decrease in the level of communication, and a lack of practical training played an important role in the training of dentists. Analysis of the results of the questionnaire survey of 91 students and 21 teachers of the Faculty of Dentistry of USMU showed that students are better adapted to the distance format than teachers. For studying at the Faculty of Dentistry, online lectures and face-to-face practical classes have been successful. The effectiveness of learning can be increased by providing students and teachers with free access to the maximum number of educational resources, improving the level of technical equipment
Аннотация. Дистанционное обучение и образование за время пандемии прочно вошло в жизнь высшей школы, создав много поводов для дискуссий. При обучении студентов-стоматологов решающую роль имели значительная теоретизация обучения, снижение уровня коммуникации и отсутствие практических занятий. Анализ результатов анкетирования 91 студента и 21 преподавателя стоматологического факультета УГМУ показал, что студенты адаптированы к дистанционному формату лучше педагогов. Для обучения на стоматологическом факультете наиболее успешным оказалось проведение онлайн-лекций и очных практических занятий. Эффективность обучения можно повысить,
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
and the quality of Internet access. The ethics of distance learning is of great importance, in particular, the regulation of the interaction between the teacher and the student.
Keywords: distance learning, higher medical education, dentistry, pandemic covid-19
REFERENCES
[1] Varvara G., Bernardi S., Bianchi S., Sinjari B., Piattelli M. Dental Education Challenges during the COVID-19 Pandemic Period in Italy: Undergraduate Student Feedback, Future Perspectives, and the Needs of Teaching Strategies for Professional Development // Healthcare. 2021. № 9. P. 454-469. D01:10.3390/healthcare9040454
[2] Antropova O.N., M.N. Semikolenova M.N., Rudakova T.A., Polyakova I.G. Researching the practice of distance learning in universities in a pandemic // MNKO.2021. № 1 (86) P. 104-107. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-107-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-praktiki-distantsionnogo-obucheniya-v-vuzah-v-usloviyah-pandemii (date accessed: 17.10.2021).
[3] Zakharova U.S., Tanasenko K.I. MOOCs in higher education: advantages and disadvantages for teachers // Educational Studies Moscow. 2019. №. 3. P.176-202. DOI: 10.17323 / 1814-9545-2019-3-176-202
[4] Levanov V.M., Perevezentsev E.A.,Gavrilova A.N. Distance education in a medical university during a pandemic COVID-19: the first experience through the eyes of students // Journal of Telemed and E-Health.2020. № 2. P.3-9. DOI: 10.29188/2542-24132020-6-2-3-9
[5] Tokmakova S.I., Bondarenko O.V., Lunitsyna Y.V. Experience of distance learning of dental studens in the context of the covid-19 pandemic // Modern problems of science and education. 2020. № 3. p. 1— 8. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (date accessed: 17.10.2021). DOI: 10.17513 / spno.29772
предоставив студентам и преподавателям бесплатный доступ к максимальному количеству образовательных ресурсов, улучшив уровень технического оснащения и качества связи. Важное значение имеет этика дистанционного обучения, в частности, регламентирование взаимодействия между преподавателем и студентом.
Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее медицинское образование,
стоматология, пандемия covid-19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Varvara G., Bernardi S., Bianchi S., Sinjari B., Piattelli M. Dental Education Challenges during the COVID-19 Pandemic Period in Italy: Undergraduate Student Feedback, Future Perspectives, and the Needs of Teaching Strategies for Professional Development // Healthcare. 2021. № 9.Р. 454-469. DOI: 10.3390/healthcare9040454
[2] Антропова О.Н., М.Н. Семиколенова М.Н., Рудакова Т.А., Полякова И.Г. Исследование практики дистанционного обучения в ВУЗах в условиях пандемии // МНКО. 2021.№1 (86). С.104-107. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186107-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-praktiki-distantsionnogo-obucheniya-v-vuzah-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 17.10.2021).
[3] Захарова У. С., Танасенко К. И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования /Educational Studies Moscow. - 2019. №3. с. 176202. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-176-202
[4] Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии Covid-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения.2020. №2. С. 3-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovaniev-meditsinskom-vuze-v-period-pandemii-covid-19-pervyy-opyt-glazami-studentov (дата обращения: 17.10.2021). DOI: 10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9
[5] Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. C.1-8. URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=29772 (дата
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
обращения:
DOI: 10.17513/spno.29772
17.10.2021).
Author Сontributions: Brusnitsyna E.V., Zakirov T.V., Ioshenko E.S. - literature review, text writing, statistical data processing; Saypeeva M.M., Shishmareva A.S., Zamyatina I.A. - collection and processing of materials, Bimbas E.S. -the concept and design of the study.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Brusnitsyna E.V. - SPIN ID: 7068-6433; ORCID ID: 0000-0002-5089-0828
Research interests, number of major publications: pediatric dentistry, dental prophylaxis, dental education. More than 40 publications have been published, including 1 in WoS, 24 in the Higher Attestation Commission and more than 12 in conference proceedings.
Zakirov T.V. - SPIN ID: 3544-0878; ORCID ID: 0650-0041-7571-9460
Sphere of scientific interests, number of main publications: periodontics, surgical dentistry, dental education, more than 40 publications were published, 10 of them in SCOPUS, of which 1 in WoS, and 26 in the Higher Attestation Commission, 1 monograph.
Ioshenko E.S. - SPIN ID: 9051-0238; ORCID ID: 0000-0002-2470-4614. Research interests, number of major publications: pediatric dentistry, therapeutic dentistry, dental education. More than 45 publications have been published, including 1 in WoS, 18 in the Higher Attestation Commission, more than 30 in conference proceedings.
Bimbas E.S. - SPIN ID: 275079; ORCID ID: 0000-0003-4122-2518
Research interests, number of major publications: pediatric dentistry, orthodontics, dental education. More than 100 publications have been published, of which 3 in Scopus, 79 in the Higher Attestation Commission and more than 35 in conference proceedings.
Saypeeva M.M. - SPIN ID: 6096-2536; ORCID ID: 0000-0002-8661-469X
Research interests, number of major publications: orthodontics, dental education. More than 30 publications have been published, including 1 in WoS, 14 in the Higher Attestation Commission and more than 15 in conference proceedings.
Shishmareva A.S. - SPIN ID: 1982-3790; ORCID ID: 0000-0001-8641-9088
Research interests, number of major publications: orthodontics, dental education. More than 40 publications have been published, including 1 in Scopus, 14 in the Higher Attestation Commission and more than 20 in conference proceedings.
Zamyatina I.A. - SPIN ID: 1986-1142; ORCID ID: 0000-0001-7701-7845
Research interests, number of major publications: maxillofacial surgery, dental education. More than 10 publications have been published, including 1 in Scopus, 4 in the Higher Attestation Commission and more than 6 in conference proceedings.
Вклад авторов. Брусницына Е.В., Закиров Т.В., Иощенко Е.С. - обзор литературы, написание текста, статистическая обработка данных; Сайпеева М. М, Шишмарева А.С., Замятина И.А. - сбор и обработка материалов, Бимбас Е. С. - концепция и дизайн исследования.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Брусницына Е.В. — SPIN ID: 7068-6433; ORCID ID: 0000-0002-5089-0828
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: стоматология детская, профилактика стоматологических заболеваний, стоматологическое образование. Опубликованы более 40 публикаций, из них 1 в WoS, 24 в ВАК и более 12 в материалах конференций.
Закиров Т.В. — SPIN ID: 3544-0878; ORCID ID: 0650-0041-7571-9460
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: пародонтология, стоматология хирургическая, стоматологическое образование, опубликованы более 40 публикаций из них 10 в СКОПУС, из них 1 в WoS, и 26 в ВАК, соавтор 2 национальных руководств, 1 монографии.
Иощенко Е.С. — SPIN ID: 9051-0238; ORCID ID: 0000-0002-2470-4614
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: стоматология детская, стоматология терапевтическая, стоматологическое образование. Опубликованы более 45 публикаций, из них 1 в WoS, 18 в ВАК, более 30 в материалах конференций.
Бимбас Е.С.— SPIN ID: 275079; ORCID ID: 0000-0003-4122-2518
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: стоматология детская, ортодонтия, стоматологическое образование. Опубликованы более 100 публикаций, из них 3 в Scopus, 79 в ВАК и более 35 в материалах конференций.
Сайпеева М.М. — SPIN ID: 6096-2536; ORCID ID: 0000-0002-8661-469X
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: ортодонтия, стоматологическое образование. Опубликованы более 30 публикаций, из них 1 в WoS, 14 в ВАК и более 15 в материалах конференций.
Шишмарева А.С.— SPIN ID: 1982-3790; ORCID ID: 0000-0001-8641-9088
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: ортодонтия, стоматологическое образование. Опубликованы более 40 публикаций, из них 1 в Scopus, 14 в ВАК и более 20 в материалах конференций.
Замятина И.А. — SPIN ID: 1986-1142; ORCID ID: 0000-0001-7701-7845
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: челюстно-лицевая хирургия, стоматологическое образование. Опубликованы более 10 публикаций, из них 1 в Scopus, 4 в ВАК и более 6 в материалах конференций.
For citation: Brusnitsyna E.V., Zakirov T.V., Ioshenko E.S., Bimbas E.S., Saypeeva M.M., Shishmareva A.S., Zamyatina I.A. COMPARATIVE ANALYSIS OF DISTANCE LEARNING STUDENTS OF DENTAL FACULTY FROM THE POINT OF VIEW OF STUDENTS AND TEACHERS // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. -Vol.23. - №11. - C 4-12. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-4-12.
Для цитирования: Брусницына Е.В., Закиров Т.В., Иощенко Е.С., Бимбас Е.С., Сайпеева М.М., Шишмарева А.С., Замятина И.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - T.23. - №11. - С. 4-12. Doi: 10.26787/ nydha-2686-6846-2021-23-11-4-12.
Введение. Опыт дистанционного обучения в высшем образовании, полученный в период пандемии COVID-19, создал много поводов для дискуссий. Анализ восприятия студентами и преподавателями различных организационных форматов работы (дистанционного и традиционного) необходимы для поиска наилучшей модели [2].
Удаленное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с очным. В настоящее время существует масса различных образовательных платформ (Moodle, I Spring Online, A Tutor, Eliademy, FormaLMS, Microsoft Teams и др.), позволяющих проводить дистанционное обучение на высоком уровне. Среди плюсов можно выделить следующие: 1. Свободный доступ к обучающим материалам. На большинстве используемых платформ
предусмотрено формирование необходимых баз учебных материалов. Возможность получения информации в любом месте и в любое время удобна для студентов, но часть авторских материалов может быть доступна только с согласия авторов, что сужает рамки свободного доступа.2. Обучение в индивидуальном темпе, возможность повторного ознакомления с пройденными темами, но материал для самостоятельного обучения требует больше времени для понимания. 3. Наличие заданий и учебных модулей, позволяющих преподавателю индивидуально взаимодействовать с каждым студентом. 4.Гибкость программ и возможность постоянного обновления учебных модулей. 5. Возможность в текущем режиме иметь актуальную статистику учебного процесса. 6.Возможность осваивать образовательную программу дома, что
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
является мерой инфекционной профилактики и экономит время, затрачиваемое на перемещения между учебными базами [1,4,5].
Исследователями удаленного
образования в высших учреждениях выделен и ряд общих проблем: 1. Снижение качества обучения. Около половины студентов, в среднем, обеспокоены снижением уровня преподавания. В некоторых институтах это стало аргументом для снижения стоимости обучения. 2.Ограничение технических возможностей ВУЗов, отсутствие
технических ресурсов для цифровизации образования. З.Увеличение
информационной, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки. Большой поток информации и необходимость
самостоятельного изучения материала стали факторами стресса у студентов. У преподавателей повешенная нагрузка связана с необходимостью перевода материалов по читаемых дисциплинам в цифровой формат, большим объемом проверяемых
студенческих работ и др. 4. Проблема контроля реального уровня успеваемости. 5.Снижение уровня мотивации. Когда контроля со стороны педагогов нет, студентам самим приходится мотивировать себя на выполнение учебных заданий. б.Значительная теоретизация обучения. Очные задания заменили на множество письменных работ, эссе, рефератов. Это не равнозначная замена практике. 7.Снижение уровня межличностных контактов. Ограничение личного общения негативно повлияло на коммуникативные навыки студентов и их социализацию.
Успешность дистанционного
обучения зависит не только от внедрения передовых новейших технологий и методов, но и от подготовки педагогов. Современный преподаватель должен обладать достаточной квалификацией в знании своей дисциплины, а также целым рядом смежных компетенций: умением разрабатывать и внедрять дистанционные курсы; навыками
модерирования, руководства
дискуссионными форумами и др. [2,3].
Дистанционное обучение в медицинском вузе имеет свои особенности и неоднократно подвергалось критике и сомнениям. Такая форма получения образования не позволяет сформировать мануальные и коммуникационные навыки, необходимые врачу. Многие умения на современном уровне развития технологий могут быть полноценно приобретены только на практических занятиях в очной форме. Это прежде всего освоение различных манипуляций, операций, проведение исследований, приобретение опыта общения с пациентами и ведения медицинской документации и т.д. Таким образом, интерактивные формы обучения имеют существенные ограничения в работе медицинских университетов [3,4].
Использование онлайн-технологий в стоматологическом обучении в значительной степени определяется отсутствием возможности приобретения опыта мануальных манипуляций. Также
необходимо учитывать, что для будущих врачей имеет очень важное значение имеет умение правильно общаться с пациентами. Во время пандемии были ограничены или прекратились многие контакты,
способствующие развитию навыков социального взаимодействия: общение на занятиях с одногруппниками и преподавателями, внеучебная творческая и волонтёрская работа, встречи с друзьями и знакомыми [1,5].
Изучение вопросов эффективности и успешности дистанционного обучения представляет интерес, поскольку и преподаватели, и студенты-стоматологи столкнулись с рядом проблем, которые требуют анализа и корректировки. Дистанционные технологии в обучении студентов-стоматологов на клинических кафедрах УГМУ внедрялись в образовательный процесс в течение последнего десятилетия. Однако такое
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
обучение применялось главным образом как форма дополнительной самостоятельной работы по клиническим дисциплинам. В период пандемии COVID-19 возникла необходимость полного перехода на дистанционный формат. Весь материал изучался самостоятельно, применялись различные формы занятий: лекции, тематические модули, клинические задачи и задания. Все выкладывалось на разных образовательных порталах и платформах, таких, как официальный образовательный портал УГМУ EDUCA, учебный портал Тeleclinica, сайты кафедр. Вебинары проводились в Microsoft Teams, Mirapolis, ZOOM, обратная связь осуществлялась с помощью чатов на образовательных платформах, в месседжерах, Google Qassroom и др., а также с помощью корпоративной и личной электронной почты. Студенты получили доступ к учебно-методическому обеспечению
образовательного процесса (учебным планам, видеолекциям, электронным изданиям, и другим ресурсам). Оценки и результаты текущего образовательного процесса заносились в электронные журналы, находящиеся в свободном доступе на образовательном портале института.
Цель исследования: анализ недостатков и преимуществ дистанционного обучения на стоматологическом факультете с точки зрения студентов и преподавателей.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии УГМУ и включало анкетирование по вопросам качества дистанционного обучения, а также нестандартизированный опрос студентов и преподавателей. Анкета, разработанная для данного исследования, состояла из 10 вопросов закрытого типа с несколькими вариантами ответов по различным разделам. Проанкетировано 91 студента 2 - 4 курсов стоматологического факультета УГМУ, средний возраст которых составил 19,8 лет. Также проведено анкетирование 21 преподавателя стоматологических кафедр стоматологического факультета УГМУ, средний возраст преподавателей 39,7 лет. Опрос проводился анонимно индивидуально через Google Forms. Анализ проводился с использованием приемов группировки, классификации, структурного анализа, графического метода. Статистическая обработка результатов проведена с помощью функционала Google Forms и Excel стандартными непараметрическими
методами.
Результаты и обсуждение. При оценке качества дистанционного образования мы выявили различные взгляды на многие вопросы студентов и преподавателей (см.таблицу 1).
Таблица 1
Оценка отношения к дистанционному обучению студентов и преподавателей
Критерии ответов Студенты (%) Преподаватели (%)
уровень мотивации к занятиям у студентов при дистанционном обучении
уровень мотивации снизился 22,0 % 77,8 % *
уровень мотивации не изменился 57,1 % 22,2 % *
уровень мотивации повысился 21,0 % 0,0 % *
время, затрачиваемое на дистанционную учебу по сравнению с очной
меньше времени 37,4 % 9,1 % *
столько же, как при очном обучении 44,0 % 13,7 % *
больше времени 16,5 % 77,2 % *
что понравилось в дистанционном формате (наиболее популярные ответы)
отсутствие переездов между базами 92,3 % 55,5 % *
свободный режим дня 71,7 % 77,8 %
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
отсутствие необходимости посещения 54,9 % 22,3 % *
общественных мест и личного общения
использование современных технологий 41,8 % 28,9 %
обучения
что не понравилось в дистанционном формате
отсутствие практических занятий 78,0 % 83,3 %
отсутствие личного общения с однокурстниками 59,3 % 33,2 %*
и преподавателями
снижение качества обучения 24,2 % 66,7 %*
нарушение привычного ритма 9,9 % 16,6 %
трудности, возникшие в период дистанционного обучения
сложность выполнения/проверки заданий без объяснения 40,7 % 22,2 %*
избыток образовательных платформ 38,5 % 66,7 %*
плохое качество связи 41,9 % 55, 6 %
недостаточное количество обучающих 30,8 % 11,1 %*
материалов у студентов
большой объем заданий для 25,3 % 33,3 %
выполнения/проверки
что необходимо изменить для повышения качества дистанционного обучения
предоставить свободный доступ к обучающим 57, 1 % 66,7 %
ресурсам
улучшить обратную связь с преподавателями/студентами 42,9 % 22,3 %*
улучшить качество связи 39,6 % 77,8 %*
обновить тестовые задания 16,5 % 33,2 % *
какой формат преподавания вас больше устраивает
дистанционные лекции 76,9 % 22,2 %*
очные занятия 71,4 % 88,9 %
дистанционные семинары 52,7 % 13,1 % *
заочные задания с проверкой преподавателем 36,3 % 11,1 % *
* уровень значимости р< 0,05
Table 1
Evaluation of distance learning by students and teachers
Response criteria students (%) teachers (%)
the level of motivation to study with students in distance learning
the level of motivation has decreased 22,0 % 77,8 % *
the level of motivation has not changed 57,1 % 22,2 % *
motivation level increased 21,0 % 0,0 % *
time spent on distance learning versus face-to-face studies
less time 37,4 % 9,1 % *
the same time 44,0 % 13,7 % *
more time 16,5 % 77,2 % *
what did you like in the distance format (most popular answers)
no transfers between bases 92,3 % 55,5 % *
free daily regime 71,7 % 77,8 %
no need to visit public places and personal 54,9 % 22,3 % *
communication
use of modern teaching technologies 41,8 % 28,9 %
what didn't like in the distance format
no practical lessons 78,0 % 83,3 %
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
no personal communication with classmates and 59,3 % 33,2 %*
teachers
decline in the quality of education 24,2 % 66,7 %*
violation of the usual rhythm of life 9,9 % 16,6 %
difficulties encountered during distance learning
difficulty of performing / checking tasks without explanation 40,7 % 22,2 %*
excess of educational platforms 38,5 % 66,7 %*
poor quality of connection 41,9 % 55, 6 %
insufficient teaching materials from students 30,8 % 11,1 %*
many tasks to solve / check 25,3 % 33,3 %
what to change to improve the quality of distance learning
provide free access to training resources 57, 1 % 66,7 %
improve feedback from teachers / students 42,9 % 22,3 %*
improve the quality of connection 39,6 % 77,8 %*
update tests 16,5 % 33,2 % *
what teaching format do you choose
distance lectures 76,9 % 22,2 %*
face-to-face studies 71,4 % 88,9 %
distance seminars 52,7 % 13,1 % *
assignments, check by the teacher 36,3 % 11,1 % *
* significance level p< 0.05
В целом у студентов более позитивное отношение к дистанционному формату, чем у преподавателей. Более, чем у половины студентов уровень мотивации к учебе не изменился, 44% процента опрошенных тратят столько же времени на учебу, сколько и раньше. Половина студентов посчитала преимуществом отсутствие необходимости посещения общественных мест, в то же время отсутствие личного общения с однокурстниками и преподавателями для 60 % студентов явилось негативным моментом. Практически все студенты оценили отсутствие переездов между базами.
Преподаватели посчитали, что около 80% будущих стоматологов стали заниматься хуже, и снижение качества обучения стало основным минусом удаленного обучения для 66,7% опрошенных педагогов. Также две трети из них отметили увеличение нагрузки, связанной с разработкой обучающего контента, ростом информационного потока от студентов, коллег и руководства, большим объемом проверяемых заданий, необходимостью работы на разных порталах и психологическими сложностями общения с удаленной аудиторией. Для большинства студентов избыток сайтов, образовательных платформ не представляет
проблемы, они в силу возраста хорошо ориентируются в виртуальном пространстве. Единодушны студенты и преподаватели оказались в вопросе необходимости предоставления свободного доступа к обучающим ресурсам - речь как о лекциях и записях вебинаров, так и о международных медицинских базах данных.
При опросе все педагоги отметили как стрессовый фактор ненормированность рабочего графика, т.к. сдача дистанционных работ, общение посредством сообщений пока не имеет четких этических границ и может продолжаться в течение как рабочего дня, так и в нерабочее время. При этом четверть студентов не удовлетворена оперативностью выставления оценок. Возможно, необходимо введение нормативов реагирования на сданные работы и периодичности ответов на форумах. Еще одним фактором эмоционального напряжения для преподавателей является нарушение границ личного пространства. Частое личное общение со студентами (посредством электронной почты или по личному номеру) отметили 91% опрошенных. У студентов эта цифра гораздо меньше - около 47 %.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
Разделились мнения по поводу необходимости улучшения качества связи -39,6 % среди студентов и 77,8 % среди преподавателей, что закономерно, ведь первые являются потребителями, а вторые -организаторами процесса и чаще сталкиваются с проблемами обеспечения необходимым оборудованием. Все опрошенные
преподаватели считают, что ВУЗ обязан обеспечивать сотрудников компьютерами с выходом в интернет.
При анализе других форм заданий выявлено, что треть студентов недовольна частично или полностью качеством тестов, при этом за обновление высказалась треть педагогов и лишь 16,5 % студентов. Составление и обновление тестов - это трудоемкий процесс и требует дополнительных затрат от преподавателей, но такая форма отчетности наиболее объективна при оценке качества самостоятельного обучения. При этом 25% студентов считают, что объем заданий для самостоятельной работы слишком большой.
Формат лекций также вызвал разногласия. 76,9 % студентов хотели бы слушать лекции заочно, но читать в таком формате хочет лишь пятая часть лекторов. За проведение дистанционных семинаров проголосовала половина студентов и лишь 13,1 % педагогов, что также характеризует слабую вовлеченность преподавателей. Среди будущих стоматологов наиболее популярные форматы занятий - это дистанционные лекции, очные практические занятия и дистанционные семинары.
По ряду вопросов мнение студентов и преподавателей совпало. Около 70%
респондентов оценили свободный режим дня. Около 80 % всех опрошенных обеспокоены отсутствием практики, очно хотели бы работать 71,4 % студентов и 88,9 % педагогов. Практические занятия, которые всегда проводились на клинических базах, не могут быть заменены на дистанционные семинары, даже с видеодемонстрацией.
В целом, большинство участников исследований согласны с тем, что удаленное обучение не может заменить клиническую практику. Полная дистанционная форма не применима для получения стоматологического образования.
Заключение. Студенты адаптированы к дистанционному формату лучше, чем преподаватели. Каждая из форм обучения (очная или дистанционная.) имеет достоинства и недостатки, и лучшим вариантом будет их разумное сочетание. В настоящее время формируется смешанная модель обучения (blended learning), которая предполагает эффективную интеграцию очной и заочной форм, уменьшая недостатки каждой.
Для обучения на стоматологическом факультете успешным оказалось проведение онлайн-лекций и очных практических занятий. Эффективность обучения можно повысить, обеспечив доступ к максимальному количеству образовательных ресурсов, повысив уровень технического оснащения и качества связи. Важное значение имеет регламентирование дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом для разграничения профессионального и личного времени.
Corresponding Author: Brusnitsyna Elena Viktorovna, PhD, Associate Professor of the Department of Children's Dentistry and Ortodontics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education USMU, Ekaterinburg,
Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Брусницына Елена Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии, ФГБОУ ВО УГМУ, г. Екатеринбург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—