Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООРГАНИЗОВАННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов И.С., Платонова Р.И., Никитина А.Е.

В статье рассматривается система электронного обучения как актуальной технологии цифрового и дистанционного обучения. В связи с популяризацией цифровых технологий система образования частично преобразовалась и расширила свои возможности, сделав образование доступным для всех. В ситуации вынужденного перехода обучения в электронную дистанционную среду из-за непредвиденной распространённости Covid - 19 еще не было успешно апробированных педагогических методов, способствующих стимулированию интереса студентов к онлайн - учебному процессу. В данной работе авторы анализируют методы и способы активизации самостоятельной учебной деятельности обучающихся в дистанционном обучении. Творческий подход преподавателя к организации учебного процесса в формате онлайн выступает основой развития самостоятельности и самоорганизации студентов. Самоорганизация же, в свою очередь, связана не только с учебной деятельностью, но и с жизненной и профессиональной карьерой молодых людей. С этой целью в процессе учебной деятельности серьезное внимание должно уделяться самоорганизации не только в пределах учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. Для достижения этих задач изучаются и рассматриваются методы творческой реализации дистанционных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потапов И.С., Платонова Р.И., Никитина А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING STUDENTS INDEPENDENT LEARNING ACTIVITES IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIROMENT

The article discusses the e-learning system as an actual form of digital and distance learning. In connection with the popularization of digital technologies, the education system has partially transformed and expanded its capabilities, making education accessible to everyone. Due to the unforeseen prevalence and the forced transition of learning to an electronic distance learning environment, there were still insufficiently tested pedagogical methods that stimulate students' interest in the online educational process. In this work, the authors analyze the methods and ways of enhancing the independent learning activity of students. The teacher's creative approach to the organization of the educational process in the online format serves as the basis for the development of independence and selforganization of students. Self-organization, in turn, is associated not only with educational activities, but also with the life and professional career of young people. For this purpose, in the process of educational activity, serious attention should be paid to selforganization not only within the educational process, but also in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

2021. Vol 23. N11

https://e-pubmed.or

H

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by * https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

i ШЁ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © PotapovI.S., Platonova R.I., Nikitina A.E., 2021

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-ll-30-38

L ч Принята 29.11.2021 | Accepted 29.11.2021

к УДК 378.1

ENHANCING STUDENTS INDEPENDENT LEARNING ACTIVITES IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIROMENT

Potapov1 I.S., Platonova1 R.I., Nikitina2 A.E.

1North-Eastern Federal University1, Yakutsk, Russian Federation

2Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Russian Federation

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Потапов1 И.С., Платонова1 Р.И., Никитина2 А.Е.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Российская Федерация

2Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, г. Чурапча, Российская Федерация

Abstract. The article discusses the e-learning system as an actual form of digital and distance learning. In connection with the popularization of digital technologies, the education system has partially transformed and expanded its capabilities, making education accessible to everyone. Due to the unforeseen prevalence and the forced transition of learning to an electronic distance learning environment, there were still insufficiently tested pedagogical methods that stimulate students' interest in the online educational process. In this work, the authors analyze the methods and ways of enhancing the independent learning activity of students. The teacher's creative approach to the organization of the educational process in the online format serves as the basis for the development of independence and self-organization of students. Self-organization, in turn, is associated not only with educational activities, but

Аннотация. В статье рассматривается система электронного обучения как актуальной технологии цифрового и дистанционного обучения. В связи с популяризацией цифровых технологий система образования частично преобразовалась и расширила свои возможности, сделав образование доступным для всех. В ситуации вынужденного перехода обучения в электронную дистанционную среду из-за непредвиденной распространённости Covid - 19 еще не было успешно апробированных педагогических методов, способствующих стимулированию интереса студентов к онлайн -учебному процессу. В данной работе авторы анализируют методы и способы активизации самостоятельной учебной дятельности обучающихся в дистанционном обучении. Творческий подход преподавателя к организации

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol 23. N11

https://e-pubmed.or

H

also with the life and professional career of young people. For this purpose, in the process of educational activity, serious attention should be paid to self-organization not only within the educational process, but also in extracurricular activities.

Keywords: digital learning, distance learning, e-learning system, creative approach, self-education, self-organized self-education, smart card, information and communication technologies, educational activities, educational process.

REFERENCES

[1] Tursunova, N.T. Opportunities for digital education / N.T. Tursunova // Issues of Science and Education. 2020.No. 21, pp. 50-53.

[2] Spravka po rezul'tatam oprosa studentov vuzov Rossii o rabote v udalennom rezhime v period vynuzhdennogo perekhoda na distancionnoe obuchenie v marte-iyune 2020 goda (https://profsobranie.ru/201 Date of treatment 04.08.2021)

[3] Stoyushko, N.Yu. Digital education: priorities and prospects / N.Yu. Stoyushko, A.M. Tarasov // Problems of modern pedagogical education. 2019.No., Pp. 316-319.

[4] Kuzmina, L.V. Advantages and disadvantages of distance education / L.V. Kuzmina // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 1. WITH.

[5] Miroshin, D.G. Distance learning of students in technical disciplines using multimedia / D.G. Miroshin // Fundamental research. 2014. No. 5 (1). S. 187-191.

[6] Gaponova, G.I. Formation of students' value attitude to self-organization of independent work (on the example of KSEI) / G.I. Gaponova // Emergencies: industrial and environmental safety. 2015. No. 1 (21). S. 127-133.

[7] Rabin, E.I. Modeling the development of skills of self-organization of time among university students / E.I.

учебного процесса в формате онлайн выступает основой развития самостоятельности и самоорганизации студентов. Самоорганизация же, в свою очередь, связана не только с учебной деятельностью, но и с жизненной и профессиональной карьерой молодых людей. С этой целью в процессе учебной деятельности серьезное внимание должно уделяться самоорганизации не только в пределах учебного процесса, но и во внеучебной деятельности. Для достижения этих задач изучаются и рассматриваются методы творческой реализации дистанционных образовательных программ.

Ключевые слова: цифровое обучение, дистанционное обучение, система электронного дистанционного обучения, творческий подход, самообразование, самоорганизованное

самообразование, интеллектуальная карта, информационно-коммуникационные технологии, образовательная деятельность, учебный процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Турсунова, Н.Т. Возможности цифрового образования / Н.Т. Турсунова // Вопросы науки и образования. 2020. № 21, С. 50-53.

[2] Справка по результатам опроса студентов вузов России о работе в удаленном режиме в период вынужденного перехода на дистанционное обучение в марте-июне 2020 года (https://profsobranie.ru/201 (дата обращения: 08.04.2021)

[3] Стоюшко Н.Ю., Тарасов А.М. Цифровое образование: приоритеты и перспективы // Проблемы современного педагогического образования / Н.Ю. Стоюшко, А.М. Тарасов. 2019. №, С. 316-319.

[4] Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного образования // Вестник Московского университета МВД России / Л.В. Кузьмина. 2012. №1. С.

[5] Мирошин, Д.Г. Дистанционное обучение студентов техническим дисциплинам с использованием мультимедийных средств / Д.Г. Мирошин // Фундаментальные исследования.

2014. № 5(1). С. 187-191.

[6] Гапонова, Г.И. Формирование ценностного отношения студентов к самоорганизации самостоятельной работы (на примере КСЭИ) / Г.И. Напонова // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность.

2015. №1(21). С. 127-133.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

Rabin // World, Science, Culture, Education. 2011. No. 2 (27). S. 183-187.

[8] Pashtov, T.Z. Psychological and pedagogical conditions for self-development of students-future teachers in the system of university education. Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.01: defended on 31.05.2007 / T.Z. Pashtov - M., 2007.- 11 p.

[9] Batyshev, S.Ya. Encyclopedia of vocational education / S.Ya. Batyshev, 1998. - 787 p.

[10] Sergeeva, B.V. Self-organization of professional and cognitive activity of the future teacher of primary education / B.V. Sergeeva // Modern science-intensive technologies. 2015. No. 8, S. 78-82.

[11] Tony, Buzan. The mind map book. London: BBC Books / Tony Buzan, Barry Buzan., 1993.- p. 59.

[12] Ryabova, N.V. Network interaction as a factor in the effective activity of an educational organization / N.V. Ryabova, M.A. Lavrent'eva // Modern science-intensive technologies. - 2016. - No. 9-2. - S. 322-326.

[7] Рабина, Е.И. Моделирование развития умений самоорганизации времени у студентов ВУЗа // Мир, науки, культуры, образования / Е.И. Рабина. 2011. №2(27). С. 183-187.

[8] Паштов, Т.З. Психоло-педагогические условия саморазвития студентов-будущих учителей в системе университетского образования / Т.З. Паштов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: 13.00.01: защищена 31.05.2007 - М., 2007. - 11 с.

[9] Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования / С.Я. Батышев, 1998. - 787 с.

[10] Сергеева, Б.В. Самоорганизация профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования / Б.В. Сергеева // Современные наукоёмкие технологии. 2015. №8, С. 78-82.

[11] Tony, Buzan, Barry Buzan. The mind map book. London: BBC Books / Tony Buzan, Barry Buzan, 1993. - С. 59.

[12] Рябова, Н.В. Сетевое взаимодействие как фактор эффективной деятельности образовательной организации / Н.В. Рябова, М.А. Лаврентьева // Современные наукоёмкие технологии. - 2016. -№ 9-2. - С. 322-326.

Author Contributions. Potapov I.S.— literature review, writing a text; . Platonova R.I.— collection and processing of materials, statistical data processing; Nikitina A.E — collection and processing of materials, research concept and design.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Potapov I.S. - SPIN ID: 7931-4812; ORCID ID: 0000-0002-7909-8447

Research interests, number of main publications: Studying the problems of higher education, 3 in the Higher Attestation, Commission and 2 in conference proceedings.

Platonova R.I. - SPIN ID: 2329-4111; ORCID ID: 0000-0002-7402-4051

Research interests, number of main publications: Study of the problems development of higher education, modern education technologies, more than 145 publications were published, 28 of them in SCOPUS, 15 in WoS, 114 in the Higher Attestation. Commission and 15 in conference proceedings.

Nikitina A.E. - SPIN ID: 3542-9887; ORCID ID: 0000-0002-9599-8664

Research interests, number of main publications: Researched the development of adaptive physical culture in higher education, more than 6publications were published, 1 of them in SCOPUS, 4 in conference proceedings.

Вклад авторов. Потапов И.С. — обзор литературы, написание текста; Платонова Р.И.— сбор и обработка материалов, статистическая обработка данных; Никитина А.Е. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Потапов И.С. - SPIN ID: 7931-4812; ORCID ID: 0000-0002-7909-8447

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблем высшего образования, 3 в ВАК и 2 в трудах конференций.

Платонова Р.И. - SPIN ID: 2329-4111; ORCID ID: 0000-0002-7402-4051

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение проблем развития высшего образования, современных образовательных технологий, более 145 опубликовано публикаций, из них 28 - в SCOPUS, 15 - в WoS, 114 - в ВАК и 15 в материалах конференции.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

н

Никитина A.E.- SPIN ID: 3542-9887; ORCID ID: 0000-0002-9599-8664

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: занимается исследованием развития адаптивной физической культуры в высшей школе, опубликовано более 6 публикаций, из них 1 в SCOPUS, 4 в материалах конференций.

For citation: Potapov I.S., Platonova R.I., Nikitina A.E. ENHANCING STUDENTS INDEPENDENT LEARNING ACTIVITES IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIROMENT // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. -Vol.23. - №11. - С. 30-38. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-30-38.

Для цитирования: Потапов И.С., Платонова Р.И., Никитина А.Е. АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - T.23. - №11. - С. 30-38. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-30-38.

Введение. На сегодняшний день с развитием науки и техники, а также неминуемым процессом модернизации компьютерных технологий и автоматизации многие сферы деятельности, включая и систему образования, испытали на себе так называемую цифровизацию. В образовании появилось понятие «цифровое обучение», которое предполагает усвоение

обучающимися предметных знаний, умений и навыков с использованием компьютера [1]. Такой способ является эффективным методом представления учебного материала более в лёгком и доступном виде. В современном мире цифровое обучение используется во всех уровнях и формах образования. Одним из них является дистанционное обучение, которое

существует уже достаточно долгое время, но обрело свои устои только в информационно-компьютерной эре. Интегрировав с цифровым обучением, дистанционный формат занял особую популярность как способ с меньшей затратой времени и материальных средств в мировых масштабах. Основателем данного направления является Исаак Питман, который дал возможность получать образование в дистанционной форме, по тогдашнему времени люди получали образование через письменную корреспонденцию. Таким образом, начиная с писем, дистанционное обучение дошло до наших дней и успешно совместилось с информационно-коммуникационными технологиями. Первоначальная основа

системы дистанционного обучения заключается в том, чтобы дать понять миру, что образование заслуживают все желающие или же образование доступно и важно для всех людей независимо от статуса, материального благополучия или же иных социальных факторов. Достаточно долгое время устоявшаяся дистанционная форма испытала на себе немало модернизаций и совершенствований, но, несмотря на эти процессы, сохранила свою первоначальную цель - сделать доступным образование для всех. В результате объединения цифрового и дистанционного обучения получилась новая система электронного дистанционного обучения (СЭДО). В данное время СЭДО частично используется на разных уровнях и формах образования. Особой популярностью пользуется среди населения с ограниченными возможностями здоровья, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки, где весь теоретический курс обучения в большинстве случаев строится на платформах информационно-

коммуникационной сети интернет. Но в первый год начала третьего десятилетия XXI века произошёл массовый переход в электронное дистанционное обучение, которое для многих стало новшеством и постепенно привычным форматом образования. В условиях пандемии электронное дистанционное обучение проявило свои преимущества и недостатки. В связи с этим в последнее время вышло множество научных и исследовательских

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

н

работ по повышению качества образования именно в условиях электронного дистанционного обучения. Наряду с повышением востребованности СЭДО в особенности возрастают и требования к качеству реализации образовательных программ, сопровождающихся

информационно-коммуникационными сетями. Учёные и авторы также выделяют и

то что инновационные преобразования в системе высшего образования требуют внимания к проблеме качественного образования, которые направлены на подготовку специалистов высокой квалификации, способных формировать свои знания, умения и навыки как субъекты профессиональной деятельности.

Определённо опыт удалённого формата обучения показал, что существенным недостатком системы онлайн обучения является недостаточная самоорганизация студентов. По результатам опроса студентов высших учебных заведений России проблемы с самоорганизацией испытывают 16,2% студентов, а также 12,6% с отсутствием мотивации к обучению [2].

Для понятия в полном объёме всех аспектов и характеристик, интегрированных цифрового и дистанционного обучения, рассмотрим опыты учёных. Современные учёные придерживаются разных мнений насчёт индивидуальных качеств данного вида реализации образовательной программы. Так, например, авторы научных работ выделяют, что СЭДО:

- позволяет существенно расширить доступ к качественному образования и обучению в течение всей жизни;

- гарантирует полноценное участие образовательных учреждений в стремительно развивающейся системе мирового образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспечивает возможность полного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; - предоставляет возможность

проходить курсы повышения квалификации и переподготовки, не отрываясь от производства [3].

С нашей точки зрения выше перечисленные качества в достаточной степени вполне могут конкурировать в сфере образования. В любом случае СЭДО далеко не совершенная форма организации образовательного процесса она имеет некоторые недостатки, но располагает и положительными свойствами, которые отчасти компенсируют его минусы и вполне

имеют право на жизнь. Например, автор научной работы «Преимущества и недостатки дистанционного обучения» Кузьмина Л.В, различает следующие минусы данной формы обучения:

- отсутствие прямого общения, сопровождающегося эмоциональным контактом способное активизировать творческое мышление;

- недостаточное техническое и информационно-коммуникационное обеспечение;

- недостаточное мотивирование стимулирование слушателей;

недостаточная

и

компьютерная грамотность преподавателей так и учащихся

[4].

Соответственно основные слабости СЭДО приходятся на преподавателя так и на студента. На наш взгляд, самой актуальной проблемой дистанционного обучения на сегодня является недостаточная

самоорганизация обучающихся. Поскольку без должного внимания преподавателя, эмоционального так и психологического, студенты попросту могут принять это как обучение, при котором предъявляются минимальные требования, чем в традиционном. Когда как на самом деле требования, наоборот, повышаются, так как в онлайн формате необходимо отвести очень

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

много времени на самостоятельное изучение материала. К проблеме самоорганизации можно добавить и то, что дисциплины разного направления располагают различными уровнями сложности преподавания и усвоения. Так, например, технические дисциплины требуют большей мультимедийности, так как имеют различного рода формулы, расчёты и чертежи. Автор Мирошин Д.Г в своей работе замечает, что технические дисциплины необходимо ввести в видеоконференцсвязи, при этом совместно, используя компьютерные программы, интерактивные разработки, аудио и видео материалы [5].

Цель настоящего исследования - изучение возможностей повышения качества СЭДО и методов, способствующих самоорганизации студентов и эффективному усвоению изучаемого материала.

Результаты и обсуждение. Основной составляющей любой деятельности является, в первую очередь, самоорганизация и не только какого-то конкретного вида деятельности. Данную характерность можно отнести и к аспектам жизни. В подтверждение этому является исследование профессора Гапонова Г.И., который пришёл к заключению, что молодые люди, выбирая свой жизненный путь в соответствии со стереотипами, навязываемые современным социумом, практически обречены на отсутствие самореализации и успеха при окончании университета, к моменту которого кардинально меняется социум. В последствие чего не приспособленные к самоорганизации молодые специалисты не способны преобразовать полученную информацию в собственные знания [6].

Согласно вышесказанному роль преподавателей на 1 курсе занимает ключевое место в самоорганизации вновь поступивших студентов, так как они дают им первое впечатление, где дальнейшая активность будет предопределяться тем, насколько хорошо им привили в своё время

педагоги склонности к

самосовершенствованию, самореализации и самообразованию. Таким образом, роль самоорганизации студентов принимает ещё большее значение, поскольку к выше выделенному аспекту прибавляется и то, что первокурсники кардинально меняют уклад жизни, в связи с этим идёт адаптация к новым условиям, приспособление к

самостоятельной жизни. Студенту, только приступившему к учебной деятельности, необходимо всё это отрегулировать, выделять достаточное время для самостоятельной работы. Для полного понимания характерности следует рассмотреть определения самоорганизации с разной точки зрения. В современном понимании термин «самоорганизация» трактуется как процесс отрегулированной сознательной

деятельности личности, направленной на координацию и самоконтроль [7].

Паштов Т.З определяет

самоорганизацию как целенаправленный процесс с целью самореализации на основе диагностики и самодиагностики, и развития его знаний, умений и навыков [8].

Помимо этого, существует более узконаправленный термин

«самоорганизованное самообразование», который определяется как учебная деятельность студентов по собственной инициативе, сориентированная на

активизацию познавательного интереса и стремление научиться чему-то новому [9]. Исходя из представленных аргументов значимость педагога в прививании личных качеств студентов занимает главное место для активизации интереса к учебной деятельности путём использования интерактивных и мультимедийных средств во время учебных занятий в СЭДО, исключив при этом однообразность. Учёные же при этом выделяют несколько закономерностей педагогических условий управления процессом самосовершенствования это: - продуктивное профессиональное совершенствование имеющихся знаний

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

н

путём осмысления приобретаемых знаний, умений и навыков, где имеется возможность для творческого развития; - развитие творческого потенциала посредством взаимосвязи содержания и способа с одной стороны, и смыслами, целями человека с другой [10].

Таким образом, стимуляция

самосовершенствования и самоорганизации студента непрерывно связана с его творческой деятельностью и покрывает недостаток прямого контакта педагога в СЭДО.

Рис. 1. Творческий подход педагога к самоорганизации учебной деятельности студентов;

Fig. 1. A teacher's creative approach to self-organization of students' educational activities.

На рисунке 1 представлено соотношение творческого подхода педагога к самоорганизации учебной деятельности студентов. В данном случае преподаватель напрямую влияет на обучающихся, при этом вспомогательным аспектом выступает организация учебных занятий творческой направленности. Вследствие чего творческая направленность введения учебных занятий в СЭДО замещает отсутствие прямого контакта педагога, вызывая при этом должный интерес к учебному процессу. В ответ студенты упорядочивают распорядок дня и выделяют время для самостоятельной работы, то есть самоорганизовывают себя, а творческий подход в этом непосредственно является стимулирующим фактором.

Для продуктивного развития творческого, социально-коммуникативного потенциала в традиционном так и в дистанционном обучении как мы выделяли ранее, возникает необходимость

использования интерактивных платформ, а

именно интеллектуальных карт. Последний представляет собой инструменты для визуального предоставления информации учебной программы и существенно способствуют при конспектировании, мозговых штурмах, планировании и создании творческих схем, а также при визуализации большого количества планов и идей. В таком случае эффективность онлайн обучения определяется результатом тщательного учебного проектирования и планирования с применением правомерной модели проектирования и разработки.

В своей книге Тони и Барри Бьюзен определяют интеллектуальную карту как «мощный графический метод,

предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге» [11]. Процесс создания интеллектуальной карты сопровождается майндмэппингом, в котором имеются различные инструменты, позволяющие максимально активизировать запись, посредством которого также активизируется восприятие. Применение интеллектуальной карты в деятельности педагога даёт такие преимущества как:

- быстрое запоминание сути услышанного, прочитанного и увиденного;

- рельефное планирование исходя не от логики, а от важности;

- чёткая фокусировка на изучаемом материале;

- опора на творческий подход и креативное мышление.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

н

Применение интеллектуальных карт на занятиях со студентами также можно использовать при:

изложении новой темы; закрепления знаний пройденной темы; обобщении и систематизации изучаемой темы;

- контроле знаний, умений и навыков студентов.

Отсюда следует, что

интеллектуальные карты располагают множеством преимуществ таких как доступность, информативность, креативность и простота. В виду формирования всех вышеупомянутых качеств и

сопровождающихся кондиций

интеллектуальные карты базируются на программных средствах. Наиболее популярными из них являются: С1е, Хттё, Бгееттё. МтёКоёе, ВиЬЬШБ.

Таким образом, мы имеем вопрос самоорганизации, самосовершенствования студентов, которую соответственно должны прививать преподаватели у студентов с самого начала их обучения, но препятствием

Изучив и

современных то, что в реализации техническим хорошая наилучшего

в этом служит СЭДО. проанализировав работы учёных, мы выделили дистанционном формате учебного процесса по дисциплинам требуется

мультимедийность для понимания и осмысления материала, а также для активизации интереса к учебной деятельности. Помимо всего этого трансформация педагогической системы высших учебных заведений со множеством её разнообразия ориентировано на нелинейное развитие. Из чего следует, главным моментом развития самоорганизации студентов является творческая направленность, а творческая направленность, в свою очередь, является одним из методов повышения качества СЭДО. В таком случае педагогическое воздействие является в первую очередь методом привития

личностных качеств и самоорганизованности путём совершенствования

мультимедийности учебных занятий развития их таким образом творческого потенциала потому как современное образование основывается на развитии нестандартного мышления при решении профессиональных задач [12].

Выводы. В соответствии с приведёнными данными и обоснованием теоретических показаний СЭДО объединяет в себе две формы обучения, цифровой и дистанционной. В совокупности

дистанционное обучение, базирующееся на информационно-коммуникационных технологиях, содействует повышению доступности образования в течение всей жизни, поддерживает полноценное участие образовательных учреждений в системе мирового образования, способствует обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя им возможность получать образование, а также даёт возможность получать теоретические знания, не отрываясь от производственной деятельности. Единственным существенным недостатком является при этом отсутствие прямого контакта преподавателя и студента, что препятствует более качественному осуществлению образовательной

деятельности, а также понижает интерес к учебному процессу и самоорганизацию обучающихся. К разрешению этой проблемы мы выделяем организацию учебного процесса, основанный на творческом подходе обучения. В данном случае педагог мотивирует учащихся вспомогательными инструментами, таких как интеллектуальные карты, которые в свою очередь способствуют: повышению интереса учащихся к учебной деятельности; лучшему запоминанию учебного материала; полному сосредоточиванию на изучаемом материале; доступному изложении учебного материала; развитию творческого мышления и нестандартному мышлению.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

Таким образом, использование интеллектуальных карт в СЭДО характеризуется тем, что может активизировать мотивацию студентов, выработать интерес к изучаемой дисциплине и повысить самоорганизацию в учебной деятельности. Воспроизведя ранее сказанное

предложение то, что, самоорганизация является аспектом жизни можно подчеркнуть и то, что, формируя качества самоорганизованности в учащихся, мы благоприятствуем их продвижению по выбранному им жизненному пути.

Corresponding Author: Platonova Raisa Ivanovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Mechanical Engineering of the Automobile Faculty, the Specialized Educational and Scientific Center of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov», Yakutsk, Russian

Federation

Ответственный за переписку: Платонова Раиса Ивановна — доктор педагогических наук, профессор кафедры «Машиноведение» Автодорожного факультета, Специализированного учебно-научного центра ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, Российская Федерация, E-mail:

platonova_raisa@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.