Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
H
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by J https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
ю- RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V., 2021
1 ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-40-48
L ч Принята 29.12.2021 | Accepted 29.12.2021
УДК 378.4
KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM OF THE INDUSTRIAL PRODUCTION, SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX AS A DIDACTIC TOOL FOR THE DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF AN ENGINEER
Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S. V.
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russian Federation
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ОТРАСЛЕВОГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА
Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, Российская Федерация
Abstract. The relevance of the research is justified by the need for systematic collaboration between universities and production in the context of digitalization, since other technologies are proposed that change the learning process. The paper presents an analysis of the literature on the problem of creating a knowledge management system in the industrial and scientific educational complex, which shows the need to create an information infrastructure. The application of the knowledge management system in educational practice allows you to establish multilevel connections (interpersonal, intergroup, interorganizational) in the intellectual field of the industrial production, scientific and educational complex, as well as comprehensively solve didactic
Аннотация. Актуальность исследования обосновывается необходимостью системной совместной работы вузов и производства в условиях цифровизации, поскольку предлагаются иные технологии, которые изменяют процесс обучения. В работе представлен анализ литературы по проблеме создания системы управления знаниями в производственно-научном образовательном комплексе, где показана необходимость создания
информационной инфраструктуры. Применение системы управления знаниями в образовательной практике позволяет устанавливать разноуровневые связи (межличностные, межгрупповые,
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
н
and educational tasks. The paper also attempts to reveal the essence of the concept of "didactic tools". Didactic tools should be considered as a set of interrelated tools intended for participants in the learning process, the use of which in educational practice contributes to the effective solution of certain didactic tasks. A working definition of the developed didactic tools is proposed - the knowledge management system of the industrial, scientific and educational complex: a set of interrelated and systematic processes and tools intended for the subjects of interaction in the intellectual field of the industrial, scientific and educational complex. It provides collection, formalization, examination, updating, accumulation, preservation, enrichment, reuse and dissemination of industry knowledge. The means allocated as part of the didactic tools are always systematically interconnected, although each of them can solve its own separate task. There are two major subsystems in the knowledge management system: a subsystem for managing separated knowledge, which are separated from the personality of their bearer and are presented in some symbolic form (text, hypertext, ontology), and a subsystem for managing personal knowledge that people carry (students, teachers, researchers, experts from industry). The subsystem of personal knowledge management is analyzed, it involves the use of pedagogical technologies of a personality-oriented nature, and the need for the forming a culture of working with knowledge, the presence of professionalism among instructors when using the knowledge management system of an educational organization is substantiated. The development of a knowledge management system for an industrial scientific, industrial, scientific and educational complex requires the solution of many diverse tasks that require the involvement of experts from different subject areas in the team of developers, which create the knowledge management system.
рассматриват ь взаимосвязаны ых предназначенных
межорганизационные) в интеллектуальном поле отраслевого производственно-научно-
образовательного комплекса, а также комплексно решать дидактические и воспитательные задачи. В работе также предпринята попытка раскрыть сущность понятия «дидактический инструментарий». Дидактический инструментарий следует
как совокупность
инструментов, участникам процесса обучения, использование которых в образовательной практике способствует эффективному решению определенных дидактических задач. Предлагается рабочее определение разрабатываемого дидактического инструментария - система управления знаниями отраслевого производственно-научно-образовательного комплекса: совокупность взаимосвязанных и систематических процессов и средств, предназначенных субъектам взаимодействия в интеллектуальном поле отраслевого производственно-научно-
образовательного комплекса, которые обеспечивают сбор, формализацию, экспертизу, актуализацию, накопление, сохранение, обогащение, повторное использование и распространение отраслевых знаний. Выделяемые в составе дидактического инструментария средства всегда системно связаны между собой, хотя каждое из них может решать свою отдельную задачу. В системе управления знаниями выделяются две крупные подсистемы: подсистема управления отделенными знаниями, которые отделены от личности своего носителя и представлены в некоторой знаковой форме (текст, гипертекст, онтология), и подсистема управления личностными знаниями, носителями которых являются люди (обучающиеся, преподаватели, научные сотрудники, эксперты от производства). Проанализирована подсистема управления личностными знаниями, которая предполагает обращение к педагогическим технологиям личностно-ориентированного характера, а также обоснованы необходимость формирования культуры работы со знаниями, наличие профессионализма у преподавателей при использовании системы управления знаниями образовательной организации. Разработка системы управления знаниями
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
H
Keywords: professional competence of an engineer, digital railway, industrial university, industrial production, scientific and educational complex, didactic tools, knowledge management system
REFERENCES
[1] Ovchinnikova, K.R. Didakticheskie instrumenty vchera i segodnya // Obrazovanie i nauka. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-instrumenty-vchera-i-segodnya (data obrashcheniya: 26.07.2021)
[2] Solovov, A. V. Elektronnoe obuchenie: problematika, didaktika, tekhnologiya. - Samara: Novaya tekhnika, 2006. - 464 s.
[3] Volegzhanina, I. S. Stanovlenie i razvitie professional'noj kompetentnosti budushchego inzhenera v nauchno-obrazovatel'nom komplekse : dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk : 13.00.08 Krasnoyarsk 2020
[4] Khabarov V., Volegzhanina I. Training of transport industry personnel in the digital economy: the evolution of information educational technology // MATEC Web of Conferences. Siberian Transport Forum - TransSiberia 2018. Vol. 239. 2018. P. 1-11.
[5] Gasmi H., Bouras A. Ontology-Based Education/Industry Collaboration System // IEEE Access. 2018. Vol. 6. Pp. 1362- 1371.
[6] Hornos M.J., Hurtado M.V., Fernández-Sánchez M. P., López-Martínez Á., Benghazi K., Rodríguez-Almendros M.L., Abad-Grau M.M. Hierarchic al Role-based Design of Web-based Educational Systems for Blended Learning in Higher Education // Journal of Research and Practice in Information Technology. 2012. Vol. 44. No. 2. Pp. 223-243.
[7] Khater E., Hegazyh A., Shehab M.E. Ontology-based adaptive examination system in e-learning management systems // IEEE Seventh International Conference on Intelligent Computing and Information Systems (ICICIS). 2015. Pp. 243-250.
[8] Kudinov, V.A. Model' obrazovatel'noj oblasti na osnove tekhnologii upravleniya znaniyami // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2010. №1. S.81-85.
[9] Litova, Z. A. Sushchnost' ponyatiya "tekhnologiya" na sovremennom etape // Uchenye za-piski. Elektronnyj
отраслевого научно-производственно-научно-образовательного комплекса требует решения множества разноплановых задач, что требует привлечения в команду разработчиков системы управления знаниями экспертов из разных предметных областей.
Ключевые слова: профессиональная
компетентность инженера, цифровая железная дорога, отраслевой вуз, отраслевой производственно-научно-образовательный комплекс, дидактический инструментарий, система управления знаниями
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Овчинникова, К.Р. Дидактические инструменты вчера и сегодня // Образование и наука. - 2011. -№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-instrumenty-vchera-i-segodnya (дата обращения: 26.07.2021)
[2] Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: Новая техника, 2006. - 464 с.
[3] Волегжанина, И. С. Становление и развитие профессиональной компетентности будущего инженера в научно-образовательном комплексе : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 Красноярск 2020. 419 c.
[4] Khabarov V., Volegzhanina I. Training of transport industry personnel in the digital economy: the evolution of information educational technology // MATEC Web of Conferences. Siberian Transport Forum - TransSiberia 2018. Vol. 239. 2018. P. 1-11.
[5] Gasmi H., Bouras A. Ontology-Based Education/Industry Collaboration System // IEEE Access. 2018. Vol. 6. Pp. 1362- 1371.
[6] Hornos M.J., Hurtado M.V., Fernández-Sánchez M. P., López-Martínez Á., Benghazi K., Rodríguez-Almendros M.L., Abad-Grau M.M. Hierarchic al Role-based Design of Web-based Educational Systems for Blended Learning in Higher Education // Journal of Research and Practice in Information Technology. 2012. Vol. 44. No. 2. Pp. 223-243.
[7] Khater E., Hegazyh A., Shehab M.E. Ontology-based adaptive examination system in e-learning management systems // IEEE Seventh International Conference on Intelligent Computing and Information Systems (ICICIS). 2015. Pp. 243-250.
[8] Кудинов, В.А. Модель образовательной области на основе технологии управления знаниями // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2010. №1. С.81-85.
[9] Литова, З. А. Сущность понятия "технология" на современном этапе // Ученые записки.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
H
nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tehnologiya-na-sovremennom-etape (data
obrashcheniya: 29.07.2021).
[10] Khabarov V. I., Volegzhanina I. S. Sistema upravleniya znaniyami otraslevogo nauchno-obrazovatel'nogo kompleksa (na primere podgotovki kadrov transporta) // Nauka, obrazovanie, kadry. Materialy nacional'noj konferencii v ramkah IX Mezhdunarodnogo Sibirskogo transportnogo foruma. - 2019. - S. 32-39.
Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №2 (50). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tehnologiya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 29.07.2021).
[10] Хабаров В. И., Волегжанина И. С. Система управления знаниями отраслевого научно-образовательного комплекса (на примере подготовки кадров транспорта) // Наука, образование, кадры. Материалы национальной конференции в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума. - 2019. - С. 32-39.
Author Contributions. Volegzhanina I.S. — literature review, writing a text; Chusovlyanova S.V. — collection and processing of materials, editing an article.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Volegzhanina I.S. — SPIN ID: 8263-9915; ORCID ID 0000-0002-5523-714X
Research interests, number of main publications: Study of pedagogy, engineering education, information technology in education, more than 150 publications were published, 2 of them in SCOPUS, 5 in WoS, 43 in the Higher Attestation Commission and 57 in conference proceedings.
Chusovlyanova S.V. — SPIN ID: 1811-9946, ORCID ID 0000-0003-4499-1179
Research interests, number of main publications: Study of pedagogy, information technology in education, social sciences, more than 90 publications were published, 1 of them in SCOPUS, 5 in WoS, 26 in the Higher Attestation Commission and 39 in conference proceedings.
Вклад авторов. Волегжанина И.С. — обзор литературы, написание текста; Чусовлянова С.В. — сбор и обработка материалов, редактирование статьи.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Волегжанина И.С. — SPIN ID: 8263-9915; ORCID ID: 0000-0002-5523-714X
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогики, инженерного образования, информационных технологий в образовании, опубликовано более 107 публикаций, из них 2 в СКОПУС, 5 в WoS, 43 в ВАК и 57 в материалах конференций.
Чусовлянова С.В. — SPIN ID: 1811-9946, ORCID ID: 0000-0003-4499-1179
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение педагогики, информационных технологий в образовании, социальных наук, опубликовано более 70 публикаций, из них 1 в СКОПУС, 5 в WoS, 26 в ВАК и 39 в материалах конференций.
For citation: Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V. KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM OF THE INDUSTRIAL PRODUCTION, SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEX AS A DIDACTIC TOOL FOR THE DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF AN ENGINEER // Educational bulletin "Consciousness". -2021. - Vol.23. - №12. - Q 40-48. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-40-48.
Для цитирования: Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ ОТРАСЛЕВОГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. - №12. - С. 40-48. Doi: 10.26787/пуЛа-2686-6846-2021-23-12-40-48.
Введение. В условиях технологизации и цифровизации образования
инструментальная поддержка процесса
обучения сводится к не его поэтапной реализации с помощью некоторого набора технических инструментов. Она опирается на
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
н
комплекс средств, которые позволяют организовать этот процесс сообразно природе деятельности познающего субъекта. Именно в таком контексте следует понимать и употреблять термин «дидактический инструментарий».
Цель исследования: раскрыть сущность дидактического инструментария развития профессиональной компетентности инженера «цифровой железной дороги» в отраслевом производственно-научно-образовательном комплексе.
Основная часть. Дидактический инструментарий является технологическим воплощением концепции становления и развития профессиональной компетентности инженера (ПКИ) «цифровой железной дороги», позволяющим транслировать ее теоретические положения в образовательную практику отраслевого вуза, обеспечивая функционирование изучаемого
педагогического феномена как
педагогической системы в целях повышения ее результативности при минимальных затратах сил, средств и времени. Следует отметить, что обращение к технологиям в педагогической науке обусловлено технологическим подходом в
сфере, который инструментальное сопровождение производственных процессов как технологий. В исследовании К.Р. Овчинниковой приводится следующий анализ содержания названного понятия, позволяющий понять особенности дидактического инструментария становления и развития профессиональной
компетентности инженера (ПКИ) [1].
Инструмент - предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект для достижения полезного результата
посредством изменения или измерения. Таким образом, инструмент является способом воздействия на объект. Однако, в какой-либо работе воздействие может
производственной предусматривает
представляться двумя планами - орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом - вспомогательного материала. Например, статистическая компьютерная программа представляет собой инструмент для обработки эмпирических данных. Если же компьютерная программа применяется в качестве средства демонстрации материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а
инструментом является тестовое задание.
В современной педагогической литературе термин «дидактические инструменты» используется в следующих значениях:
1) материальные средства, используемые в процессе обучения (компьютер, интерактивные доски, оборудование компьютерного класса и пр.);
2) средства выполнения конкретной учебной задачи (тезаурус как средство систематизации знаний; моделирование как средство исследования объектов, недоступных для изучения другими методами; игра как средство формирования мотивации и интереса к предмету; программное обеспечение как средство поиска информации, закрепления и совершенствования знаний, формирования и совершенствования умений и навыков работы с информацией и т. д.);
3) обширный спектр средств, применяемых в образовательном процессе (способы, методы, организационные формы процесса обучения, методические системы и т. д.);
4) дидактические инструменты как многомерные средства, играющие роль связующей опоры между внутренним планом учебной, обучающей деятельности участников процесса обучения - их мыследеятельностью и внешним ее планом.
Использование образовательном
современном пространстве
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
в
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
н
разнообразных технологических, возможностей коммуникационных предполагает правильно
технических, дидактических информационно-технологий организованный
процесс обучения, который представляет собой не представление готовых знаний обучающимся, а управление их учебно-познавательной деятельностью,
направленной на развитие и самореализацию. В этом случае актуальными становятся дидактические инструменты организации собственного мышления и деятельности поскольку учебно- познавательная деятельность невозможна без мыслительной активности. Это инструменты, которые позволяют обеспечить поддержку логических учебных действий (восприятие и осмысление знаний, выполнение мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, обобщения,
классификации, систематизации). Кроме того, с их помощью можно построить модели знаний, воспринимаемые на основе различных механизмов мышления: образного, который включает ассоциативный механизм мышления, и логического, базирующегося на мыслительном механизме обобщения.
Предлагаются иные технологии, которые изменяют процесс обучения. Используемые в них учебные материалы предусматривают опосредованную
преподавательскую помощь, обеспечивая при этом определенное содержание, структуру и направленность учебно-познавательной деятельности. Такие технологии требуют применения дидактических инструментов, позволяющих не просто поддержать определенную организационную форму процесса обучения, но и организовать мыслительную деятельность обучающихся как комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контекст практической деятельности [1].
Фактически, дидактические
инструменты выступают в роли связующего
звена между выражающим мысль и понимающим ее. Например, А. В. Соловов, выстраивает математическую модель содержания обучения в электронном обучающем курсе на основе ориентированного графа, который можно рассматривать как инвариантную структуру процесса обучения [2].
Дидактический инструментарий
следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных инструментов,
предназначенных субъектам процесса обучения, использование которых в образовательной практике способствует эффективному решению определенных дидактических задач. Отдельно следует отметить, что преподаватель должен владеть данным комплексом инструментов и активно применять его в своей деятельности. Выделяемые в составе дидактического инструментария средства всегда системно связаны между собой, хотя каждое из них может решать свою отдельную задачу. Компонентный состав и содержание дидактических инструментариев отличаются большой вариативностью и являются областью педагогического творчества [3].
В условиях цифровых трансформаций отраслей производства и профессионального образования дидактический инструментарий становления и развития ПКИ «цифровой железной дороги» целесообразно
рассматривать как систему управления знаниями (СУЗ) отраслевого
производственно-научно-образовательного комплекса (ОПНОК). На сегодняшний день СУЗ используются практически во всех значимых отраслях мировой экономики. В России они внедрены в таких ведущих отраслевых корпорациях, как Газпром, Татнефть, Росатом, РЖД. В педагогике также наблюдается интерес к разработке СУЗ. Анализ научной литературы, результаты которого приведены в [4], показал, что за последние десять лет количество исследований, посвященных разработке СУЗ в сфере образования значительно возросло [5;
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
H
6; 7]. Например, в статье Кудинова В.А. рассматривается построение
информационной образовательной среды вуза на основе технологии управления знаниями [8]. В статье Литовой З.А. описана концептуальная модель СУЗ для формирования профессиональных
компетенций в области информационных технологий [9]. Процесс создания СУЗ предполагает наличие ее концепции, модели и инструментария реализации. Необходимо отметить, что в изученной литературе СУЗ, обеспечивающие интеграцию отрасли и отраслевых вузов через жизненный цикл знаний, не рассматриваются, что обосновывает новизну предлагаемой научной идеи взаимодействия производства, науки и образования в ОПНОК через интегрированный жизненный цикл знаний (ЖЦЗ).
Предлагается следующее рабочее определение разрабатываемого
дидактического инструментария - СУЗ ОПНОК: совокупность взаимосвязанных и систематических процессов и средств, предназначенных субъектам взаимодействия в интеллектуальном поле ОПНОК (преподавателю, обучающимся, экспертам -научным сотрудникам и представителям производства), которые обеспечивают сбор, формализацию, экспертизу, актуализацию, накопление, сохранение, обогащение, повторное использование и распространение отраслевых знаний посредством портала знаний ОПНОК [10].
Интеллектуальное поле ОПНОК является интегративной профессионально-образовательной средой - фрагментом интеллектуального поля железнодорожной отрасли, в котором осуществляется целенаправленное активное взаимодействие относительно автономных организационных структур, представляющих производство (отраслевую корпорацию),
профессиональное образование и прикладную науку, по реализации процессов становления и развития ПКИ «цифровой
железной дороги»; формированию, совместному использованию и развитию открытой базы знаний; выстраиванию множества разнонаправленных связей для преодоления разобщенности участников данного комплекса.
Установление таких связей обеспечивается в СУЗ благодаря целенаправленности, системности и технологичности действий участников ОПНОК на индивидуальном, групповом, организационном и межорганизационном уровнях [10].
Применение СУЗ в образовательной практике позволяет устанавливать разноуровневые связи (межличностные, межгрупповые, межорганизационные) в интеллектуальном поле ОПНОК, а также комплексно решать дидактические и воспитательные задачи, среди которых: организация совместной деятельности в процессе разработки сквозных
междисциплинарных проектов; обеспечение своевременной актуализации содержания профессиональной подготовки будущих инженеров; ранняя идентификация обучающихся с конкретной отраслью и воспитание духа корпоративности; развитие профессионально значимых личностных качеств; нацеливание на построение конструктивных межличностных
взаимодействий, самореализацию,
саморазвитие и самосовершенствование в творческой деятельности и др. СУЗ выполняет множество важных функций -организационную, обучающую,
контролирующую, корректирующую,
коммуникативную, рефлексивную и прогностическую [3].
Авторы трудов по разработке СУЗ указывают на необходимость создания информационной инфраструктуры,
сформированность у сотрудников культуры работы со знаниями, профессионализм преподавателей при использовании СУЗ образовательной организации и др.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
H
Учитывая многоаспектность природы знаний, в СУЗ выделяются две крупные подсистемы: подсистема управления отделенными знаниями, которые отделены от личности своего носителя и представлены в некоторой знаковой форме (текст, гипертекст, онтология), и подсистема управления личностными знаниями, носителями которых являются люди (обучающиеся, преподаватели, научные сотрудники, эксперты от производства). Подсистема управления отделенными знаниями ориентирована на трансляцию содержания обучения (контента) и поддержку процесса обучения через контент (последнее ориентирует на использование технологий искусственного интеллекта), что предполагает обращение к некоторой сумме информационных технологий (системы дистанционного обучения, социальные сети, технологии управления знаниями и пр.). Подсистема управления личностными знаниями предполагает обращение к педагогическим технологиям личностно-ориентированного характера.
Названные крупные подсистемы конкретизируются совокупностью
следующих взаимосвязанных и
взаимообусловленных компонентов СУЗ: нормативно-регуляторного, коммуникативно-коммуникационного, функционально-ресурсного и технико-методического. Рассмотрим их
последовательно.
Нормативно-регуляторный компонент включает нормативные документы федерального, отраслевого и локального уровней, регулирующие процесс разработки и использования СУЗ (законы, положения, распоряжения), стандарты веб-технологий, разработанные World Wide Web Consortium (W3C) (в частности, Semantic Web), стандарты ISO/IEC по представлению знаний для8 отдельных отраслей производства и электронного обучения [3].
Ценностно-коммуникационный компонент представлен сетевой структурой
пользователей СУЗ, в которую входят географически распределенные отраслевые образовательные организации,
корпоративный университет,
производственные предприятия отрасли, научно-исследовательские организации, организации-партнеры. Пользователи СУЗ могут быть распределены по двум укрупненным группам: авторы-составители контента и обучающиеся. Основной формой взаимодействия пользователей
рассматривается формализованная
социальная сеть отраслевого характера, в рамках которой происходит обмен ценностями, которыми являются знания.
Именно сетевая форма
взаимодействия в информационном обществе позволяет генерацию, актуализацию, обогащение и трансляцию знаний. Сеть пользователей СУЗ может неограниченно расширяться благодаря присоединению к ней участников, использующих аналогичные смысловые коды и технологии. Такими кодами могут являться отраслевая принадлежность, общие научно-
исследовательские, производственные и образовательные задачи, а также единая для всех пользователей система понятий, при этом важную роль играет английский язык как язык межнационального взаимодействия. Это делает СУЗ стратегическим инструментом интеграции в глобальное отраслевое, научное и образовательное пространство. Такая интеграция видится одновременно в нескольких направлениях: расширение ОПНОК за рубеж посредством установления партнерских связей; развитие открытого образовательного ресурса (базы знаний) благодаря стандартизации контента в форме онтологий; развитие международной кооперации в профессиональном
инженерном сообществе (обмен
инженерными технологиями, совместные научные и образовательные проекты).
Функционально-ресурсный компонент обеспечивает процессы становления и развития ПКИ в интегративной
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"
2021. Vol. 23. N12
https://e-pubmed.or
н
профессионально-образовательной среде ОПНОК благодаря совокупности
информационных и педагогических технологий. Его ядром является открытый образовательный ресурс, содержание которого разрабатывается с использованием редакторов онтологий и хранится в виде «пакетов знаний» на языке OWL в виртуальной среде. Управление
онтологическим контентом и
персонализированную поддержку
обучающихся обеспечивает система дистанционного обучения (СДО), разрабатываемая с помощью технологий семантического веба. Она взаимодействует по принципу дополнительности с уже используемыми в отраслевых технических вузах СДО младших поколений, что позволяет доступ к вариативному содержанию основных и дополнительных образовательных программ,
представленному в других формах.
Возможности информационных
технологий дополняют возможности совокупности технологий профессионально-ориентированного обучения (контекстное обучение, проектные технологии, кейс-технологии, игровые технологии), элементы которых объединяет метод сквозных междисциплинарных проектов.
Наконец, технико-методический
компонент включает системную поддержку пользователей СУЗ - техническую и методическую. Последняя представляет собой организованное сопровождение процесса внедрения СУЗ в образовательную практику с помощью совокупности моделей, методик и инструкций, предназначенных субъектам процесса обучения и обеспечивающих согласованность и технологичность действий команды разработчиков контента открытого образовательного ресурса, а также педагогическую диагностику.
Заключение. Разработка системы управления знаниями отраслевого научно-производственно-научно-образовательного комплекса требует решения множества разноплановых задач (организационных, технических, педагогических и др.), что требует привлечения в команду разработчиков системы управления знаниями экспертов из разных предметных областей (педагогов, лингвистов, программистов, инженеров) и координации их действий на основе общей программы для достижения поставленной цели.
Corresponding Author: Svetlana Viktorovna Chusovlyanova - PhD, Associate Professor of Foreign Languages Department, Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Чусовлянова Светлана Викторовна — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения»,
Новосибирск, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—