Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина Н.В., Пелипецкая Е.Ю., Ганюшина И.В., Гаврилюк О.А., Мордовский В.С.

Деятельность в студенческом научном обществе (СНО) во время обучения в высшем учебном заведении выступает важным фактором, оказывающим влияние как на качество подготовки специалиста, так и на успешность его непрерывного личностнопрофессионального развития. Однако, интерес большинства студентов к самообразованию и работе в СНО относительно невысок. Проблема вовлечения студента-медика в научную среду приобретает особую актуальность в современном социальном контексте, для которого характерно увлечение молодого поколения виртуальным миром, нередко приводящее к развитию инфантильности, неспособности к самостоятельному и четкому планированию ближайших целей и путей их реализации, неготовности к эффективной коммуникации в реальном мире медицинской профессии. Цель исследования - оценка потенциала и выявление путей мотивации и оптимальной организации научноисследовательской работы студентов-медиков как фактора их личностно-профессионального развития. В задачи исследования входило: а) выделение основных факторов, мотивирующих студентов к занятиям научной деятельностью; б) оценка взаимосвязи между, с одной стороны, участием студентов в работе студенческого научного общества и, с другой стороны, уровнем их учебных достижений и общего личностного развития; в) поиск эффективных путей организации научно-исследовательской работы студентов. Исследование выполнено на основе автономно ориентированного подхода, акцентирующего внимание на самодетерминируемом непрерывном развитии личности в профессии. В рамках исследования было проведено анкетирование 230 студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета прикладных программ «EXCEL», «STATISTICA FOR WINDOWS 10.0». Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия в студенческом научном обществе выступают важным фактором личностно-профессионального развития студентов- медиков, способствуя повышению их академической успеваемости, улучшению качества освоения знаний, развитию основ клинического мышления, заинтересованности обучающихся в непрерывном личностнопрофессиональном развитии и их успешной самореализации в медицинской профессии. Выявлено, что непрерывное личностнопрофессиональное развитие требует от обучающихся определенного уровня исследовательской компетентности, в основе которой лежит их учебно-исследовательская автономность. Установлено, что важнейшими условиями личностно-профессионального развития студентов в научноисследовательской деятельности являются их сознательное ориентирование на исследовательскую деятельность, стимулирование их личной включенности в научную работу и обогащение их опыта исследовательской деятельности на основе автономно ориентированного подхода. Предложены конкретные направления работы, позволяющие обеспечить реализацию условий личностно-профессионального развития студентов в научно-исследовательской деятельности и придающие образовательной среде вуза автономно ориентированный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксютина Н.В., Пелипецкая Е.Ю., Ганюшина И.В., Гаврилюк О.А., Мордовский В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Activity in the student scientific society (SSC) during higher education is an important factor that affects both the quality of specialist training and the success of their continuous personal and professional development. However, the interest of the majority of students in self-education and work in SSS is relatively low. The problem of involving a medical student in the scientific environment is particularly relevant in the modern social context, which is characterized by the young generation's fascination with the virtual world, which often leads to the development of infantile behavior, inability to independently and clearly plan immediate goals and ways to implement them, and lack of readiness for effective communication in the real world of the medical profession. The purpose of the study was to assess the potential and identify the ways of motivation and the optimal organization of medical students’ research activity as their personal and professional growth driver. The objectives of the study included: a) identification of the main factors motivating students to engage in scientific activities; b) assessment of the association between, on the one hand, the participation of students in the work of the Student Research Society and, on the other hand, the level of their academic achievement and overall personal development; c) search for effective ways to organize students' research work. The study was carried out on the basis of an autonomy-oriented approach which prioritizes a self-determined continuous personal and professional development. As part of the study, a survey was conducted among 230fifth and sixth-year medical students of Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University. Statistical data processing was carried out using the application package EXCEL and STATISTICA FOR WINDOWS 10.0. The results of the study indicate that participating in the work of the Student Research Society is an important factor in the personal and professional development of medical students, helping to increase their academic performance, improve the quality of knowledge mastering, develop the basis for students’ clinical thinking, inspire their interest in continuous personal and professional development as well as ensure their successful self-realization in the medical profession. It was revealed that continuous personal and professional development requires students to have a certain level of research competence, which is based on their educational research autonomy. It has been established that the most important conditions for medical students’ personal and professional development in research activities are ensuring their research orientation, fostering their personal involvement into research work and enriching their research expertise based on the autonomy-oriented approach. Specific activities are underlined that allow for the implementation of the conditions of students ’ personal and professional development in research work and autonomization of the university educational environment.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Educational bulletin "Consciousness"/ | 2021. Vol. 23. n 12 Образовательный вестник "Сознание" I—https://e-pubmed.or.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

к RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Aksyutina N.V., Pelipetskaya E.Yu., Ganyushina I.V., Gavrilyuk O.A., Mordovskiy V.S., Kusaev V.V., Savolaynen G.S., Adolf V.A., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-5-21

ЕШЛЙЯ Принята 29.12.2021 | Accepted 29.12.2021

378.184:159.923.5

MEDICAL STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Aksyutina1 N.V., Pelipetskaya1 E.Yu., Ganyushina1 I.V., Gavrilyuk1 O.A., Mordovskiy1 V.S., Kusaev1 V.V., Savolaynen2 G.S., Adolf2 V.A., Muravyova2 O.N., Kozin2 V.A.

1 Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

2Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk, Russian Federation

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аксютина1 Н.В., Пелипецкая1 Е.Ю., Ганюшина1 И.В., Гаврилюк1 О.А., Мордовский1 В.С., Кусаев1 В.В., Саволайнен2 Г.С., Адольф2В.А., Муравьева2 О.Н., Козин2 В.А.

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Российская Федерация

Abstract. Activity in the student scientific society (SSC) during higher education is an important factor that affects both the quality of specialist training and the success of their continuous personal and professional development. However, the interest of the majority of students in self-education and work in SSS is relatively low. The problem of involving a medical student in the scientific environment is particularly relevant in the modern social context, which is characterized by the young generation's fascination

Аннотация. Деятельность в студенческом научном обществе (СНО) во время обучения в высшем учебном заведении выступает важным фактором, оказывающим влияние как на качество подготовки специалиста, так и на успешность его непрерывного личностно-профессионального развития. Однако, интерес большинства студентов к самообразованию и работе в СНО относительно невысок. Проблема вовлечения студента-медика в научную среду

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol 23. N12

https://e-pubmed.or

н

with the virtual world, which often leads to the development of infantile behavior, inability to independently and clearly plan immediate goals and ways to implement them, and lack of readiness for effective communication in the real world of the medical profession. The purpose of the study was to assess the potential and identify the ways of motivation and the optimal organization of medical students' research activity as their personal and professional growth driver. The objectives of the study included: a) identification of the main factors motivating students to engage in scientific activities; b) assessment of the association between, on the one hand, the participation of students in the work of the Student Research Society and, on the other hand, the level of their academic achievement and overall personal development; c) search for effective ways to organize students' research work. The study was carried out on the basis of an autonomy-oriented approach which prioritizes a self-determined continuous personal and professional development. As part of the study, a survey was conducted among 230fifth and sixth-year medical students of Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University. Statistical data processing was carried out using the application package EXCEL and STATISTICA FOR WINDOWS 10.0. The results of the study indicate that participating in the work of the Student Research Society is an important factor in the personal and professional development of medical students, helping to increase their academic performance, improve the quality of knowledge mastering, develop the basis for students' clinical thinking, inspire their interest in continuous personal and professional development as well as ensure their successful self-realization in the medical profession. It was revealed that continuous personal and professional development requires students to have a certain level of research competence, which is based on their educational research autonomy. It has been established that the most important conditions for medical students' personal and professional development in research activities are ensuring their research orientation, fostering their personal involvement into research work and enriching their research expertise based on the autonomy-oriented approach. Specific activities are underlined that allow for the implementation of the conditions of students' personal and professional development in research work and autonomization of the university educational environment.

приобретает особую актуальность в современном социальном контексте, для которого характерно увлечение молодого поколения виртуальным миром, нередко приводящее к развитию инфантильности, неспособности к самостоятельному и четкому планированию ближайших целей и путей их реализации, неготовности к эффективной коммуникации в реальном мире медицинской профессии. Цель исследования - оценка потенциала и выявление путей мотивации и оптимальной организации научно-

исследовательской работы студентов-медиков как фактора их личностно-профессионального развития. В задачи исследования входило: а) выделение основных факторов, мотивирующих студентов к занятиям научной деятельностью; б) оценка взаимосвязи между, с одной стороны, участием студентов в работе студенческого научного общества и, с другой стороны, уровнем их учебных достижений и общего личностного развития; в) поиск эффективных путей организации научно-исследовательской работы студентов. Исследование выполнено на основе автономно ориентированного подхода, акцентирующего внимание на

самодетерминируемом непрерывном развитии личности в профессии. В рамках исследования было проведено анкетирование 230 студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета прикладных программ «EXCEL», «STATISTICA FOR WINDOWS 10.0». Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия в студенческом научном обществе выступают важным фактором личностно-

профессионального развития студентов-медиков, способствуя повышению их академической успеваемости, улучшению качества освоения знаний, развитию основ клинического мышления, заинтересованности обучающихся в непрерывном личностно-профессиональном развитии и их успешной самореализации в медицинской профессии. Выявлено, что непрерывное личностно-профессиональное развитие требует от обучающихся определенного уровня

исследовательской компетентности, в основе

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Keywords: students' scientific society, personality of a student, self-fulfillment, academic achievement.

REFERENCES

[1] Korovina I.A., Zabolotnaya S.G., Khabarova T.S. Development of exploratory skills of medical students in the axiological area of higher professional education // Modern problems of science and education. 2018. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27405 (date accessed: 24.05.2021).

[2] Semenova O.L. Forming a doctors' research competence as an urgent task of a medical university // Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2017. № 1 (178). P. 143-148. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-143-148

[3] Shkerina T.A. Formation of research competencies of future male teachers-psychologists at the university: candidate dissertation. Krasnoyarsk, 2013. 237 p.

[4] Abraham R.R., Komattil R. Heutagogic approach to developing capable learners // Medical Teacher. 2017. Vol. 39, № 3. P. 295-299. DOI: 10.1080/0142159X.2017.1270433

[5] Kukharchyk Yu.V., Hutsikava L.V., Velichka M.G. Scientific research activity of students as a means of realizing the creative potential of the person // Prospects for the development of higher education: proceedings of the X International Scientific and Methodological Conference. Grodno: Grodno State Agrarian University, 2017. P. 371-375.

[6] Tsoupikova Е.V. Organization of the student's independent intellectual-creative activity in the framework of scientific research work // Newsletter of

которой лежит их учебно-исследовательская автономность. Установлено, что важнейшими условиями личностно-профессионального

развития студентов в научно-исследовательской деятельности являются их сознательное ориентирование на

исследовательскую деятельность,

стимулирование их личной включенности в научную работу и обогащение их опыта исследовательской деятельности на основе автономно ориентированного подхода. Предложены конкретные направления работы, позволяющие обеспечить реализацию условий личностно-профессионального развития

студентов в научно-исследовательской деятельности и придающие образовательной среде вуза автономно ориентированный характер.

Ключевые слова: студенческое научное общество, личность студента, самореализация, мотивация, успеваемость.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. Развитие исследовательских умений студентов медицинского вуза в аксиологической среде высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL: http://science-educationru/ru/artide/view?id=27405 (дата обращения: 24.05.2021).

[2] Семенова О.Л. Формирование исследовательской компетентности врача как актуальная задача медицинского вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 143-148. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-143-148

[3] Шкерина Т.А. Формирование исследовательской компетенции будущих бакалавров - педагогов-психологов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 237 с.

[4] Abraham R.R., Komattil R. Heutagogic approach to developing capable learners // Medical Teacher. 2017. Vol. 39, № 3. P. 295-299. DOI: 10.1080/0142159X.2017.1270433

[5] Кухарчик Ю.В., Гутикова Л.В., Величко М.Г. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство реализации творческого потенциала личности // Перспективы развития высшей школы : материалы X Международной научно-методической конференции. Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2017. С. 371-375.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2018. № 2. P. 137-140.

[7] Ushakov A. A. Development of research competence of secondary school students in the context of specialized training : author's abstract candidate dissertation. Majkop, 2008. 26 p.

[8] Dimitijuk Ju.S. Soderzhatel'no-funkcional'nye harakteristiki issledovatel'skoj kompetentnosti studentov vuzov // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii. 2013. № 9. P. 118-122.

[9] Memarpour M., Fard A.P., Ghasemi R. Evaluation of attitude to, knowledge of and barriers toward research among medical science students // Asia Pacific Family Medicine. 2015. Vol. 14, № 1. P. 1. DOI: 10.1186/s12930-015-0019-2

[10] Hyungshim J., Reeve J. A New Autonomy-Supportive Way of Teaching That Increases Conceptual Learning: Teaching in Students' Preferred Ways // The Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84, № 4. P. 686-701. DOI: 10.1080/00220973.2015.1083522

[11] Jungert T. Science adjustment, parental and teacher autonomy support and the cognitive orientation of science students // An International Journal of Experimental Educational Psychology. 2015. Vol. 35, № 3. P. 361-376. DOI: 10.1080/01443410.2013.828826

[12] Kusurkar R., Croiset G., Ten Cate T. Twelve tips to stimulate intrinsic motivation in students through autonomy-supportive classroom teaching derived from self-determination theory // Medical Teacher. 2011. Vol. 33. P. 978-982. DOI: 10.3109/0142159X.2011.599896

[13] Willison J., Sabir F., Thomas J. Shifting dimensions of autonomy in students' research and employment // Higher Education Research and Development. 2017. Vol. 36, № 92. P. 430-443. DOI: 10.1080/07294360.2016.1178216

[14] Emanuel E.J., Pearson S.D. Physician Autonomy and Health Care Reform // JAMA. 2012. Vol. 307, № 4. P. 367-368. DOI: 10.1001/jama.2012.19

[15] Semysheva V.M., Semyshev M.V., Andryuschenok E.V., Kutsebo G.I., Eremin A.V. Educational proccess as the student-oriented teaching approach personification // The international scientific journal. 2016. № 3. P. 89-95.

[16] Pogrebnyak N.N. Modern state of development of research work of students in European universities // The world of science, culture and education. 2019. № 2 (75). P. 243-245.

[17] Moller R., Shoshan M. Medical students' research productivity and career preferences; a 2-year prospective follow-up study // BMC Medical Education. 2017. Vol. 17, № 1. P. 51. DOI: 10.1186/s12909-017-0890-7

[18] Gavrilyuk O.A. The autonomy-focused approach in higher education: theoretical grounds and practical

[6] Цупикова Е.В. Организация самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности студентов в рамках научно-исследовательской работы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 137-140.

[7] Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2008. 26 с.

[8] Димитрюк Ю.С. Содержательно-функциональные характеристики исследовательской компетентности студентов вузов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 9. С. 118-122.

[9] Memarpour M., Fard A.P., Ghasemi R. Evaluation of attitude to, knowledge of and barriers toward research among medical science students // Asia Pacific Family Medicine. 2015. Vol. 14, № 1. P. 1. DOI: 10.1186/s12930-015-0019-2

[10] Hyungshim J., Reeve J. A New Autonomy-Supportive Way of Teaching That Increases Conceptual Learning: Teaching in Students' Preferred Ways // The Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84, № 4. P. 686-701. DOI: 10.1080/00220973.2015.1083522

[11] Jungert T. Science adjustment, parental and teacher autonomy support and the cognitive orientation of science students // An International Journal of Experimental Educational Psychology. 2015. Vol. 35, № 3. P. 361-376. DOI: 10.1080/01443410.2013.828826

[12] Kusurkar R., Croiset G., Ten Cate T. Twelve tips to stimulate intrinsic motivation in students through autonomy-supportive classroom teaching derived from self-determination theory // Medical Teacher. 2011. Vol. 33. P. 978-982. DOI: 10.3109/0142159X.2011.599896

[13] Willison J., Sabir F., Thomas J. Shifting dimensions of autonomy in students' research and employment // Higher Education Research and Development. 2017. Vol. 36, № 92. P. 430-443. DOI: 10.1080/07294360.2016.1178216

[14] Emanuel E.J., Pearson S.D. Physician Autonomy and Health Care Reform // JAMA. 2012. Vol. 307, № 4. P. 367-368. DOI: 10.1001/jama.2012.19

[15] Семышева В.М., Семышев М.В., Андрющенок Е.В.,Куцебо Г.И., Еремин А.В. Персонификация образовательного процесса как основа студентоцентрического подхода в обучении // Международный научный журнал. 2016. № 3. С. 89-95.

[16] Погребняк Н.Н. Современное состояние развития научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

implications // Integration of Education. 2017. Vol. 21, № 3. P. 360-370. DOI: 10.15507/19919468.088.021.201703.360-370

[19] Marandi S.S., Sadaghian S. A shift into autonomous education // Journal of English Language Teaching and Learning. 2016. Vol. 8, № 17. P. 75-92.

[20] Oguz A. Developing a scale for learner autonomy support // Educational Sciences: Theory and Practice. 2013. Vol. 13, № 4. P. 2187-2194. DOI: 10.12738/estp.2013.4.1870

[21] Pecherskaya E.A., Savelyonok E. A., Artamonov D. V. Involving students in research work at the university: the mechanism and evaluation of efficiency // Innovations. 2017. № 8 (226). P. 96-103.

[22] Zhukovskaya L.N., Kostylev S.V., Morozova O.F., Nozdrenko E.A. Research laboratory as a form research organization in higher institution // Professional education in the modern world. 2018. Vol. 8, № 2. P. 1844-1852. DOI: 10.15372/PEMW20180212

[23] Kibakin M.V. Risks of virtual educational space // Distance and virtual learning. 2018. № 1(121). P. 4753.

[24] Zhelezovskaya G.I., Abramova N.V., Gudkova Y.N. Creative communicative behavior as a means of creative self-realization of the individual // The Education and science journal. 2015. № 1 (4). P. 7988. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

[25] Korovina I.A., Zabolotnaya S.G., Khabarova T.S. Axiological bases of professional direction under conditions of inclusion of medical students into perspective scientific investigations // Modern problems of science and education. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25937 (date accessed: 24.05.2021).

[26] Izimbergenov N.I. Role of student''s scientific societies in the preparation of future doctors // West Kazakhstan Medical Journal. 2011. № 2 (30). P. 98102.

// Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 243-245.

[17] Moller R., Shoshan M. Medical students' research productivity and career preferences; a 2-year prospective follow-up study // BMC Medical Education. 2017. Vol. 17, № 1. P. 51. DOI: 10.1186/s12909-017-0890-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[18] Гаврилюк О.А. Автономно ориентированный подход в высшем образовании: теоретические основания и практическое применение // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 360-370. DOI: 10.15507/19919468.088.021.201703.360-370

[19] Marandi S.S., Sadaghian S. A shift into autonomous education // Journal of English Language Teaching and Learning. 2016. Vol. 8, № 17. P. 75-92.

[20] Oguz A. Developing a scale for learner autonomy support // Educational Sciences: Theory and Practice. 2013. Vol. 13, № 4. P. 2187-2194. DOI: 10.12738/estp.2013.4.1870

[21] Печерская Е.А., Савеленок Е.А., Артамонов Д.В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8 (226). С. 96-103.

[22] Жуковская Л.Н., Костылев С.В., Морозова О.Ф., Ноздренко Е.А. Научно-исследовательская лаборатория как форма организации научной деятельности в вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2018. № 2. С. 1844-1852. DOI: 10.15372/PEMW20180212

[23] Кибакин М.В. Риски виртуального образовательного пространства // Дистанционное и виртуальное обучение. 2018. № 1 (121). С. 47-53.

[24] Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Креативное коммуникативное поведение как средство творческой самореализации личности обучающегося // Образование и наука. 2015. № 1 (4). С. 79-88. DOI: 10.17853/1994-5639-20154-79-88

[25] Коровина И.А., Заболотная С.Г., Хабарова Т.С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25937 (дата обращения: 24.05.2021).

[26] Изимбергенов Н.И. Роль студенческих научных обществ в подготовке будущих врачей // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2011. № 2 (30). С. 98-102.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Author Contributions. Aksyutina N.V., Savolaynen G.S. -research concept and design; Pelipetskaya E.Yu. —writing a text; Ganyushina I.V.—literature review; Gavrilyuk O.A. -translation of the text into English.; Mordovskiy V.S., Kusaev V.V. -collection of materials; Adolf V.A., Muravyova O.N.-statistical data processing; Kozin V.A. -formation of a database.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgements. The authors are grateful to all students of Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University who took part in the study. Besides, the authors gratefully acknowledge the work of anonymous reviewers of this paper.

Aksyutina N.V. - SPIN ID: 5028-3792; ORCID ID: 0000-0002-4856-2729

Research interests, number of main publications: Higher school pedagogy, cardiology; more than 55 publications have been published, including 2 in SCOPUS, 9 in WoS, 1 monograph, 30 in the Higher Attestation Commission, 13 in conference proceedings.

Pelipetskaya E.Yu. - SPIN ID: 9961-5164; ORCID ID: 0000-0001-5078-2504

Research interests, number of main publications: Higher school pedagogy, cardiology; published more than 45 publications, including 2 in SCOPUS, 12 in the Higher Attestation Commission, 20 in collections of scientific papers, 11 in conference materials.

Ganyushina I.V. - SPIN ID: 1133-6797; ORCID ID: 0000-0003-1971-0697

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education; 2 publications published in collections of scientific papers.

Gavrilyuk O.A. - SPIN ID: 9928-5569; ORCID ID: 0000-0002-9343-6633

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education; published more than 110 publications, including 10 in SCOPUS, 12 in WoS, 8 monographs, 30 in the Higher Attestation Commission, 30 in collections of scientific papers, 20 in conference materials.

Mordovskiy V.S. - SPIN-ID: 4476-9548; ORCID ID: 0000-0001-9666-2487

Research interests, number of main publications: Higher school pedagogy, cardiology; more than 32 publications have been published, 3 in WoS, 2 monographs, 9 in the Higher Attestation Commission and 18 in conference proceedings.

Kusaev V.V. - SPIN-ID: 7219-3675; ORCID ID: 0000-0002-7992-8682

Research interests, number of main publications: Higher school pedagogy, cardiology; more than 31 publications have been published, 2 in WoS, 16 in the Higher Attestation Commission and 23 in conference proceedings.

Savolaynen G.S. - SPIN ID: 4904-6462; ORCID ID: 0000-0001-5961-7580

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education; published more than 59 publications, including 1 in SCOPUS and WoS, 22 in the Higher Attestation Commission, 36 in collections of scientific papers.

Adolf V.A. - SPIN ID: 3517-1716; ORCID ID: 0000-0001-8959-5546

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education; published more than 227publications, including 3 in SCOP US and 10 in WoS, 100 in the Higher A ttestation Commission, 114 in collections of scientific papers.

Muravyova O.N. - SPIN ID: 7035-0356; ORCID ID: 0000-0002-3973-5595

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education; published more than 6 publications, including 1 in the Higher Attestation Commission, 5 in collections of scientific papers.

Kozin V.A. - ORCID ID: 0000-0003-0431-1378

Research interests, number of main publications: Higher school pedagogy.

Вклад авторов. Аксютина Н.В., Саволайнен Г.С. - концепция и дизайн исследования; Пелипецкая Е.Ю. -написание текста; Ганюшина И.В. - литературный обзор; Гаврилюк О.А. - англоязычный перевод текста; Мордовский В.С., Кусаев В.В. - сбор материала; Адольф В.А., Муравьева О.Н. - статистическая обработка материала; КозинВ.А. - формирование базы данных.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Благодарности. Авторы выражают благодарность студентам Красноярского государственного медицинского университета, принявшим участие в исследовании. Кроме того, авторы выражают глубокую признательность рецензентам данной статьи за их работу.

Аксютина Н.В. - SPIN ID: 5028-3792; ORCID ID: 0000-0002-4856-2729

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 10 ~

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, кардиология; опубликовано более 55 публикаций, из них 2 в SCOPUS, 9 в WoS, 1 монография, 30 в ВАК, 13 в материалах конференций.

Пелипецкая Е.Ю. - SPIN ID: 9961-5164; ORCID ID: 0000-0001-5078-2504

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, кардиология; опубликовано более 45 публикаций, из них 2 в SCOPUS, 12 в ВАК, 20 в сборниках научных трудов, 11 в материалах конференций.

Ганюшина И.В. - SPIN ID: 1133-6797; ORCID ID: 0000-0003-1971-0697

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы; опубликовано 2 публикации в сборниках научных трудов.

Гаврилюк О. А. - SPIN ID: 9928-5569; ORCID ID: 0000-0002-9343-6633

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы; опубликовано более 110 публикаций, из них 10 в SCOPUS, 12 в WoS, 8 монографий, 30 в ВАК, 30 в сборниках научных трудов, 20 в материалах конференций.

Мордовский В.С. - SPIN-ID: 4476-9548; ORCID ID: 0000-0001-9666-2487

Область научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, кардиология; опубликовано более 32 публикаций, 3 в WoS, 2 монографии, 9 в ВАК и 18 в материалах конференций.

Кусаев В.В. - SPIN-ID: 7219-3675; ORCID ID: 0000-0002-7992-8682

Область научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, кардиология; опубликовано более 31 публикаций, 2 в WoS, 16 в ВАК и 23 в материалах конференций.

Саволайнен Г.С. - SPIN ID 4904-6462; ORCID ID 0000-0001-5961-7580

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы; опубликовано более 59 публикаций, из них 1 в SCOPUS и WoS, 22 в ВАК, 36 в сборниках научных работ.

Адольф В.А. - SPIN ID 3517-1716; ORCID ID 0000-0001-8959-5546

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы; опубликовано более 227 публикаций, из них 3 в SCOPUS и 10 в WoS, 100 в ВАК, 114 в сборниках научных работ.

Муравьева О.Н. - SPIN ID 7035-0356; ORCID ID 0000-0002-3973-5595

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы; опубликовано более 6 публикаций, из них 1 в ВАК, 5 в сборниках научных работ.

Козин В.А. - ORCID ID 0000-0003-0431-1378

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы.

For citation: Aksyutina N.V., Pelipetskaya E.Yu., Ganyushina I.V., Gavrilyuk O.A., Mordovskiy V.S., Kusaev V.V., Savolaynen G.S., Adolf V.A., Muravyova O.N., Kozin V.A. MEDICAL STUDENTS' RESEARCH ACTIVITY AS A FACTOR OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. - №12. - С. 5-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-5-21.

Для цитирования: Аксютина Н.В., Пелипецкая Е.Ю., Ганюшина И.В., Гаврилюк О.А., Мордовский В.С., Кусаев В.В., Саволайнен Г.С., Адольф В.А., Муравьева О.Н., Козин В.А. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК ФАКТОР ИХ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. - №12. - С. 5-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-5-21.

Введение. Теория и практика подготовки специалистов медицинского профиля свидетельствуют о том, что деятельность в студенческом научном обществе (СНО) во время обучения в высшем учебном заведении выступает важным фактором, оказывающим

влияние как на качество подготовки специалиста, так и на успешность его непрерывного личностно-профессионального развития. Проблема вовлечения студента-медика в научную среду приобретает особую актуальность в современном социальном

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

контексте, для которого характерно увлечение молодого поколения виртуальном миром, нередко приводящее к развитию инфантильности, неспособности к самостоятельному и четкому планированию ближайших целей и путей их реализации, неготовности к эффективной коммуникации в реальном мире медицинской профессии [1]. В связи с этим, особый интерес представляет поиск путей вовлечения студентов в работу СНО и эффективной организации научно-исследовательской работы студентов как фактора их личностно-профессионального развития. Актуальной задачей современного медицинского образования сегодня признается «формирование специалиста, готового к успешной самостоятельной врачебной и научно-исследовательской практике, основанной на использовании последних достижений науки для решения стоящих перед ним конкретных медицинских задач» [2, с. 146]. Между тем, практика подготовки студентов в медицинских вузах свидетельствуют о том, что в рамках проведения стандартных практических занятий, где не всегда возможно осуществление индивидуальной работы с каждым студентом, происходит лишь частичное формирование тех или иных элементов исследовательской

компетентности. В современной

педагогической науке существует несколько определений исследовательской

компетентности. В целом она рассматривается как интегративное качество личности, предполагающее способность к исследовательской деятельности [3]. При этом в современных исследованиях подчеркивается особая значимость исследовательской компетентности в отношении личностно-профессионального развития человека и реализации творческого потенциала личности [2, 4-6]. Так, А.А. Ушаков связывает исследовательскую компетентность с готовностью и способностью личности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских

задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений [7]. В свою очередь, О.Л. Семенова определяет исследовательскую компетентность медика как «способность занимать

исследовательскую позицию по отношению к профессиональным задачам,

обеспечивающую ему возможность свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном поле медицинской науки, воспринимать новую информацию, критически ее оценивать, анализировать и применять в своей профессиональной деятельности; возможность продуктивно осуществлять исследовательскую

деятельность, фиксировать и представлять результаты исследования в форме научных докладов, статей» [2, с. 143].

Акцентируя внимание на исследуемой нами проблеме взаимосвязи

исследовательской компетентности и личностно-профессионального развития, Ю.С. Димитрюк признает, что исследовательская компетентность

выступает в качестве «специфической формы существования знаний, умений,

образованности в целом, которые приводят к личностной самореализации, к нахождению личностью своего места в мире, вследствие чего профессиональная подготовка в вузе становится высокомотивированной,

индивидуализированной, обеспечивающей максимальную востребованность

личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости» [8, с. 119].

В то же время, в литературе отмечается, что успешность

исследовательской деятельности во многом обусловлена личностными характеристиками и мотивацией субъекта данной деятельности [1, 9]. В связи с этим, многие современные ученые справедливо связывают способность и готовность к исследовательской деятельности с автономностью личности [10,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

11] - особым видом компетентности, предполагающим, в первую очередь, готовность к самодетерминации на основе внутренней мотивации личностно-профессионального развития [12]. При этом в современной педагогической науке автономность рассматривается в качестве важного фактора повышения эффективности не только научно-исследовательской [13], но и лечебной деятельности специалистов медицинского профиля [14]. В современной литературе отмечается, что для полноценного формирования у студента исследовательской компетентности требуется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

персонифицированное внимание опытного педагога-исследователя [15-17]. Построенная на основе автономно ориентированного подхода работа в СНО создает условия для такого персонализированного

взаимодействия между студентом и педагогом, выступающим в роли научного куратора, наставника, консультанта, фасилитатора. При этом активность вовлеченных в работу СНО студентов обладает высоким потенциалом в отношении улучшения показателей их текущей деятельности [18-21]. Через постановку проблемных профессиональных задач и обеспечение возможностей выбора методов, средств и технологий научно-поисковой деятельности, куратор подталкивает обучающегося к самостоятельному поиску путей их решения. Оказавшись в проблемной ситуации, студент вынужден искать пути выхода из нее, мобилизуя свой творческий потенциал [22] и развивая свою учебную автономность [18]. Немаловажным в реализации автономно ориентированного подхода к организации работы СНО является целенаправленное формирование и совершенствование на практике ключевых компетенций, лежащих в основе научной деятельности.

Коммуникативные навыки участника СНО тренируются в ходе продуктивного взаимодействия студента с научным руководителем и другими участниками

научного общества. Студент учится выражать свою точку зрения не в виртуальном пространстве, прячась под чужими «никами», а в реальном мире медицинской профессии [23]. Помимо того, что определенная научная позиция должна быть озвучена, ее необходимо аргументировать. Крайне важен тот факт, что нахождение в научной среде обязывает студента уметь не только обосновать свою позицию, но и достойно принять конструктивную критику, осуществить рефлексию собственной деятельности и наметить новые задачи [24].

Одним из решающих факторов для реализации способности открытого взаимодействия студента с научной средой является дружелюбно настроенный коллектив единомышленников. При объединении студентов в работе над общими целями происходит обучение студента работе в команде. Становление личности высококвалифицированного специалиста в области медицины невозможно без развития клинического мышления - готовности эффективно использовать полученные в процессе обучения знания, интерпретировать их, обобщать полученные результаты, выявлять нетипичное течение процессов, выяснять причину, делать выводы. Студенты-медики, занимающиеся в научных обществах, закладывают прочный фундамент для формирования клинического мышления в своей будущей профессиональной деятельности, тем самым значительно сокращая время от момента окончания высшей школы до начала формирования этого бесценного навыка [25, 26].

Обозначенная выше проблема обусловила цель данной работы, которая включает оценку потенциала и выявление путей мотивации и оптимальной организации научно-исследовательской работы студентов как фактора их личностно-

профессионального развития.

Материалы и методы. Для решения поставленных в исследовании задач нами

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

было разработано две анкеты различной направленности. Первая анкета включала 4 вопроса и была ориентирована на выявление

причин, лежащих в основе мотивации студентов к научно-исследовательской работе в СНО (рис.1).

Занимаетесь ли Вы в каком-либо СНО (если нет, то на следующие вопросы отвечать не нужно) Да Нет

На какой кафедре?

Как давно?

Причины, по которым Вы занимаетесь в СНО? Можно выбрать несколько вариантов ответа 1. Помощь в выборе будущей специальности 2. Возможность поступления в бюджетную клиническую ординатуру 3. Финансовая заинтересованность (повышение стипендии) 4. Наличие свободного времени, которое необходимо проводить с пользой 5. Другое

Хотите ли Вы заниматься научной деятельностью в будущем, после обучения в университете? Да Нет

Рис.1. Анкета, ориентированная на выявление причин, лежащих в основе мотивации студентов к научно-исследовательской работе в СНО.

Do you participate in any student scientific society? Yes No

In which department?

How long ago?

The reasons why you are studying in the SSS? 1) Help in choosing a future specialty 2) Possibility of admission to a budget clinical residency 3) Financial interest (scholarship increase) 4) Availability of free time, which must be spent with benefit 5) Other

Do you want to engage in scientific activities in the future, after studying at the university? Yes No

Fig.1. A questionnaire aimed at identifying the reasons that underlie students' motivation for research work in the SSS.

Вторая анкета включала вопросы, направленные на оценку влияния занятия научной деятельностью в рамках СНО на учебную успеваемость и развитие личности в целом (рис.2).

На каком Вы курсе? 5 6

На какой основе Вы обучаетесь? Бюджет Коммерция

Есть ли у Вас хобби? Нет Да (нужное подчеркнуть) Спорт Музыка Танцы Рисование Другое

Средний балл зачетки (или рейтинг на сайте КрасГМУ), динамика за год

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Использование дополнительной литературы для подготовки к практическим занятиям.

Определились ли Вы в будущей специальности? Да Нет

Планируете ли Вы пойти в клиническую ординатуру? Да Нет

Рис.2. Анкета, направленная на оценку влияния занятия научной деятельностью в рамках СНО на учебную успеваемость и развитие личности в целом.

What course are you on? 5 6

On what basis do you study? Budget Commerce

Do you have a hobby? No Yes (underline as required) Sport Music Dancing Painting Other

Average grade of the student's student body (or rating on the KrasSMU website), dynamics for the year

The use of additional literature to prepare for practical classes.

Have you decided on your future specialty? Yes No

Are you planning to go to clinical residency? Yes No

Fig.2. A questionnaire aimed at assessing the impact of scientific activities in the framework of the SSS on academic performance and personal development in General.

Анкетирование было проведено среди студентов 5 и 6 курсов лечебного факультета ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - КрасГМУ) со средним баллом зачетной книжки 4,0 и выше. В исследовании приняли участие 230 студентов, которые были разделены на две группы. В первую группу были включены 104 студента, занимающихся в СНО по различным специальностям более года. Вторую группу составили 126 студентов, не занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета прикладных программ «EXCEL», «STATISTICA FOR WINDOWS 10.0». Анализ различий в группах сравнения оценивался с использованием критерия х2.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты проведенного с целью оценки потенциала и выявления путей мотивации и оптимальной организации научно-исследовательской работы студентов анализа научной литературы были дополнены результатами, полученными при

анкетировании студентов.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Рис.3. Количество студентов, обучаемых на бюджетной и коммерческой основе

р>0,05

44

Students Students

studying on a studying on a budget basis commercial basis

H Students who have been studying SSS for more than a year

H Students who do not studying SSS

Fig. 3. Number of students enrolled on a budget and commercial basis

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

Следует отметить, что исследуемые группы статистически значимо не отличались по количеству студентов, обучаемых на бюджетной (в СНО на бюджете 51,93% относительно 52,38% на бюджете не обучающихся в СНО, р>0,05) и на коммерческой основе (в СНО на коммерческой основе 48,07% относительно

47,62% на коммерческой основе, не обучающихся в СНО,р>0,05), (рис. 3).

Анкета, направленная на выявление основных факторов, мотивирующих студентов к занятиям научной деятельностью, была составлена таким образом, чтобы студент мог выбрать несколько вариантов ответов.

Наличие свободного времени и желание провести

его конструктивна

Повышение возможности поступления на бюджетное место в клиническую ординатуру

Помощь в выборе iî\ г. i l специальна сти

Финансовая заинтересованность (повышение стипендии при достижениях в СНО)

57,69%

| 3,85%

20 40 60 80 100 120

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Рис.4. Причины, которые побудили студентов заниматься в СНО

Fig. 4 Reasons that prompted students to engage in SSS

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

Все студенты (100%) отмечают, что наличие свободного времени и осознание того, что это время необходимо провести конструктивно, является решающим фактором в принятии решения заниматься научной деятельностью; для 98,07% студентов ключевой позицией стала возможность повышения шансов на поступление в клиническую ординатуру на бюджетной основе; 57,69% анкетируемых считают, что научная деятельность будет

способствовать самоопределению в выборе будущей специальности; и лишь 3,85% из опрошенных студентов основным

мотивирующим фактором назвали финансовую заинтересованность (повышенная стипендия при достижениях в СНО), (рис. 4).

Следующей задачей анкетирования было оценить взаимосвязь между, с одной стороны, участием студентов в работе СНО и, с другой стороны, уровнем их учебных достижений и личностно-профессионального развития.

Рис.5. Влияние СНО на академическую успеваемость

Fig.5. Impact of SSS on academic performance

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

В соответствии с результатами анкетирования, было установлено, что у студентов, участвующих в научно-исследовательской статистически значимо

деятельности наблюдалось

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

улучшение академической успеваемости за последний год, по сравнению со студентами, не задействованными в научной работе (75,00 % относительно 28,57 %, р<0,001), (рис.5)

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Рис.6. Влияние СНО на самоопределение в будущей специальности

Fig.6. The impact of SSS on self-determination in the future specialty

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

У студентов, увлеченных научной деятельностью, в большей степени выражено самоопределение в выборе будущей специальности по сравнению со студентами, не занимающимися наукой (92,31 % относительно 53,97 %,р<0,001), (рис.6).

96.15%

р<0,001

100

80

60

40

20

0

Направленность на Не планируют дальнейшую заниматься научной

научную деятельностью

деятельность после окончания

вуза

' Студенты, которые занимаются в СНО больше 1 года ' Студенты, которые не занимаются в СНО

100 80 60 40 20 0

96.15%

р<0,001

88.89%

Focus on further scientific activity

Do not plan to engage in scientific activities after graduation

i Students who have been studying in SSS for more than 1 year

i Students who do not study at the SSS

Рис.7. Влияние СНО на направленность занятием наукой после окончания вуза_

Fig.7. The impact of SES on the focus of science after graduation_

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

Также обучающиеся, задействованные завершения обучения в университете, по

в работе научного общества, статистически сравнению со студентами, не

значимо чаще планируют продолжать занимающимися в СНО (96,15 %

заниматься научной деятельностью после относительно 11,11 %,р<0,001), (рис.7).

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Рис.8. Направленность на клиническую ординатуру

Fig.8. Focus on clinical residency

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

Среди студентов, являющихся участниками научного общества, планирующих обучение в клинической ординатуре статистически значимо больше, по сравнению со студентами, не занимающими научной деятельностью (98,07 % относительно 63,49 %,р<0,001), (рис.8).

100%

100 80 60 40 20 0

р<0,001

i%

р <0,001

50,79%

Используют дополнительную литературу в

Не используют допо лннтель ную литературу в

учебном процессе учебном процессе и Студенты, которые занимаются в СНО

больше 1 года ■ Студенты, которые не занимаются в СНО

Рис.9. Использование дополнительной литературы для подготовки к практическим занятиям

Fig.9. Use of additional literature to prepare for practical classes

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

склонны к использованию дополнительной

Студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, более

литературы для подготовки к практическим занятиям, по сравнению со студентами, не

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

являющимися участниками СНО (100,00 % относительно 49,21 %,р<0,001), (рис.9).

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Примечание. Различия по исследуемым показателям рассчитаны с использованием критерия х2.

Касательно количества студентов с дополнительными увлечениями (занятием спортом, музыкой, танцами, рисованием), то статистической значимости при сравнении выделенных нами групп не выявлено (рис.10).

Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод, что научно-исследовательская деятельность во время обучения в вузе оказывает положительное влияние не только на академическую успеваемость студентов, но и на развитие их научного мышления и учебно-научной автономности как основы для самоопределения и самореализации в медицинской профессии.

Полученные результаты исследования подтверждаются данными наблюдения за практической реализацией проектов СНО в КрасГМУ, где в работу студенческих научных обществ по различным направлениям (как фундаментальным, так и

клиническим) студенты вовлекаются с самого первого курса.

Результаты, полученные в ходе своей научно-исследовательской работы, студенты докладывают на ежегодных научных студенческих конференциях, в том числе всероссийского и зарубежного уровня. Особое внимание уделяется развитию навыков публикационной активности студентов, которые уже на начальных курсах имеют возможность публикации тезисов в студенческих научных изданиях, а далее, работая в команде с учеными вуза, становятся соавторами статей в престижных рецензируемых отечественных и зарубежных изданиях.

Обучаясь в СНО на старших курсах университета, студенты осваивают новые диагностические методы, получают практические навыки в работе с пациентами, проводят статистическую и аналитическую обработку полученных ими данных. Научные

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

руководители СНО создают условия для выбора студентами той специализации, которая позволила бы им максимально раскрыть свой потенциал.

Студенты, добившиеся высоких результатов в СНО, имеют различные поощрения, в числе которых получение дополнительных баллов для поступления в ординатуру или аспирантуру. Участники СНО образуют потенциальный круг молодых ученых университета - потенциальных участников сотрудничества (в том числе международного) различных научных школ с целью проведения междисциплинарных исследований, а также резервом

профессорско-преподавательского состава кафедр университета.

Таким образом, реализация высокого потенциала научно-исследовательской

деятельности студентов в отношении их личностно-профессионального развития возможна при условии сознательного ориентирования обучающихся на

исследовательскую деятельность,

стимулирования их личной включенности в научную работу и обогащения их опыта исследовательской деятельности на основе автономно ориентированного подхода к построению научно-образовательной среды.

Corresponding Author: Aksyutina Natalya Valeryevna - doctor of medicine, associate Professor of the Department of faculty therapy with a course of PE Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University,

Krasnoyarsk, Russian Federation

E-mail: aks-n-v@yandex.ru

Ответственный за переписку: Аксютина Наталья Валерьевна - доктор медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии с курсом ПО ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Красноярск, Российская

Федерация

E-mail aks - n - v @ yandex. ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.