Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Л. Г.

В статье рассматривается проблема этнокультурного образования учителей начальных классов, обоснована актуальность профессиональной подготовки и повышения квалификации по данному направлению. Автор рассматривает понятия «этнокультурное образование», «этнокультурная компетентность педагога», «повышение квалификации», «региональный этнокультурный компонент», «народная культура», обращает внимание на профессиональные качества этнокультурной направленности современного педагога, формирование научной системы знаний, навыков и умений педагогов в реализации регионального этнокультурного компонента содержания образовательной программы начального общего образования В статье представлены результаты исследования тематики курсов повышения квалификации по этнокультурному образованию для учителей начальных классов с сайтов педагогических университетов разных российских регионов (Вологодская, Курганская, Московская области, Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чеченская, Чувашская и др.). Автором предпринята попытка выстроить структуру содержания программы курсов повышения квалификации по этнокультурному образованию педагогов начальной школы посредством изучения региональной народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, региональных художественных промыслов и ремесел. Она представлена тремя модулями: Концептульно-педагогический модуль; Модернизация содержания образования и Использование новых педагогических технологий по этнокультурному образованию младших школьников. Статья носит научнометодический теоретические рекомендации исследователям характер, содержит обобщения и методические и может быть полезна и практическим работникам системы начального общего образования. Исследование проводилось в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной научно-исследовательской работы «Изучение опыта и роли этнопедагогики в условиях ФГОС (предлагаетсяреализация в сетевом формате)» № 073-00071-21-01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING

The article deals with the problem of ethnocultural education of primary school teachers, substantiates the relevance of professional training and advanced training in this area. The author examines the concepts of ”ethno-cultural education”, ''ethno-cultural competence of a teacher”, ''advanced training”, ”regional ethno-cultural component”, ''folk culture ”, draws attention to the professional qualities of the ethno-cultural orientation of a modern teacher, the formation of a scientific system of knowledge, skills and abilities of teachers in the implementation of the regional ethno-cultural component of the content of the educational program ofprimary general education The article presents the results of a study of the topics of advanced training courses in ethnocultural education for primary school teachers from the websites of pedagogical universities of different Russian regions (Vologda, Kurgan, Moscow region, Republic: Bashkortostan, Buryatia, Dagestan, North Ossetia - Alania, Tatarstan, Chechen, Chuvash, etc.). The author attempts to build the structure of the content of the program of advanced training courses in ethno-cultural education of primary school teachers through the study of regional folk art culture, decorative and applied arts, regional arts and crafts. It is represented by three modules: a conceptual and pedagogical module; Modernization of the content of education and the use of new pedagogical technologies for the ethno-cultural education of younger schoolchildren. The article is of a scientific and methodological nature, contains theoretical generalizations and methodological recommendations and can be useful to researchers and practitioners of the primary general education system. The study was conducted within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the implementation of applied research work "Studying the experience and role of ethnopedagogy in the conditions of the Federal State Educational Standard (implementation in a network format is proposed)" № 073-00071-21-01.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol 23. N12

https://e-pubmed.or

н

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by J https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

ю- RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ p<j © Kasyanova L.G., 2021

1 ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-22-29

L ч Принята 29.12.2021 | Accepted 29.12.2021

УДК 378.046.4

ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING

Kasyanova L. G.

Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Касьянова Л.Г.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Abstract. The article deals with the problem of ethno-cultural education of primary school teachers, substantiates the relevance of professional training and advanced training in this area. The author examines the concepts of "ethno-cultural education ", "ethno-cultural competence of a teacher", "advanced training", "regional ethno-cultural component", "folk culture ", draws attention to the professional qualities of the ethno-cultural orientation of a modern teacher, the formation of a scientific system of knowledge, skills and abilities of teachers in the implementation of the regional ethno-cultural component of the content of the educational program ofprimary general education The article presents the results of a study of the topics of advanced training courses in ethno-cultural education for primary school teachers from the websites of pedagogical universities of different Russian regions (Vologda, Kurgan, Moscow region, Republic: Bashkortostan, Buryatia, Dagestan, North

Аннотация. В статье рассматривается проблема этнокультурного образования учителей начальных классов, обоснована актуальность профессиональной подготовки и повышения квалификации по данному направлению. Автор рассматривает понятия «этнокультурное образование»,

«этнокультурная компетентность педагога», «повышение квалификации», «региональный этнокультурный компонент», «народная культура», обращает внимание на профессиональные качества этнокультурной направленности современного педагога, формирование научной системы знаний, навыков и умений педагогов в реализации регионального этнокультурного компонента содержания образовательной программы начального общего образования В статье представлены результаты исследования тематики курсов

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Ossetia - Alania, Tatarstan, Chechen, Chuvash, etc.). The author attempts to build the structure of the content of the program of advanced training courses in ethno-cultural education of primary school teachers through the study of regional folk art culture, decorative and applied arts, regional arts and crafts. It is represented by three modules: a conceptual and pedagogical module; Modernization of the content of education and the use of new pedagogical technologies for the ethno-cultural education of younger schoolchildren. The article is of a scientific and methodological nature, contains theoretical generalizations and methodological

recommendations and can be useful to researchers and practitioners of the primary general education system. The study was conducted within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for the implementation of applied research work "Studying the experience and role of ethnopedagogy in the conditions of the Federal State Educational Standard (implementation in a network format is proposed)" № 073-00071-21-01.

Keywords: ethno-cultural education, ethno-cultural competence, professional development, regional ethno-cultural component, folk culture.

повышения квалификации по этнокультурному образованию для учителей начальных классов с сайтов педагогических университетов разных российских регионов (Вологодская, Курганская, Московская области, Республики:

Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чеченская, Чувашская и др.). Автором предпринята попытка выстроить структуру содержания программы курсов повышения квалификации по этнокультурному образованию педагогов начальной школы посредством изучения региональной народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства, региональных художественных промыслов и ремесел. Она представлена тремя модулями: Концептульно-педагогический модуль;

Модернизация содержания образования и Использование новых педагогических технологий по этнокультурному образованию младших школьников. Статья носит научно-методический

теоретические

рекомендации

исследователям

характер, содержит

обобщения и методические и может быть полезна и практическим работникам системы начального общего образования. Исследование проводилось в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной научно-исследовательской работы «Изучение опыта и роли этнопедагогики в условиях ФГОС (предлагаетсяреализация в сетевом формате)» № 073-00071-21-01.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнокультурная компетентность, повышение квалификации, региональный этнокультурный компонент, народная культура.

REFERENCES БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[ 1] Dyachenko V. S. Management of retraining of students in IPK // Problems of the organization of continuous education of managers and specialists of the national economy. - M., 1989. - pp.260-261.

[2] Russian Federation. Ministry of Culture. On the concept of art education in the Russian Federation (together with the "Concept ...", approved by Ministry of Education of the Russian Federation 26.11.2001, Ministry of Culture of the Russian Federation 26.11.2001): order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of 28 Dec. 2001 No. 1403. -

[1] Дьяченко В.С. Управление переподготовкой слушателей в ИПК // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. - М., 1989. - С.260-261.

[2] Российская Федерация. Министерство культуры. О концепции художественного образования в Российской Федерации (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001) : приказ Минкультуры РФ от 28 дек. 2001 г. № 1403. -

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[3]

[4]

[5]

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Access from the help. - the legal system "Consultant Plus".

The Russian Federation. Ministry of Labor and Social Protection. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) »: Order of the Ministry of Labor of Russia dated October 18, 2013 No. 544n : ed. from Aug 5, 2016 - Access from the help.- the legal system "Consultant Plus". Solodukhina T.K. Ethnocultural education of Russian schoolchildren in a polyethnic region (based on the material of the Republic of Buryatia): abstract of the dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Solodukhina T.K. - Moscow, 2005. - 49 p. Federal State Educational Standard of Primary General Education: approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 dated October 6, 2009. // Federal State Educational Standard: [website]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo / (date of request: 10.10.2021).

Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[3] Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" : приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н : ред. от 5 авг. 2016 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (на материале Республики Бурятия): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Солодухина Т.К. - Москва, 2005. - 49 с.

[5] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 окт. 2009 г. № 373. // ФГОС: [сайт]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 10.10.2021).

Author Contributions. Kasyanova L.G. - collection and processing of materials, concept and design of research, writing text.

Conflict of Interest Statement. The author declares that there is no conflict of interest. Kasyanova L.G. - SPIN ID: 3231-9380; ORCID: 0000-0003-1956-4466

Research interests, number of main publications: Ethno-cultural education in the conditions of the Federal State Educational Standard, more than 60 publications have been published, 2 of them in WoS, 4 in the Higher Attestation Commission and 25 in conference materials.

Вклад автора. Касьянова Л.Г. - сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования, написание текста.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Касьянова Л.Г. - SPIN ID: 3231 - 9380; ORCID: 0000-0003-1956-4466

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: этнокультурное образование в условиях ФГОС, опубликованы более 60 публикаций из них 2 в WoS, 4 в ВАК и 25 в материалах конференций.

For citation: Kasyanova L.G. ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. -№12. - C. 22-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-22-29.

Для цитирования: Касьянова Л.Г. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. - №12. - С. 22-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-22-29.

Введение. Современная политика развития образования в многонациональном государстве основана на идее воспитания

личности как

Федеральный

образовательный

человека культуры.

государственный стандарт начального

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

общего образования ориентирует образовательные учреждения реализовать этнокультурное образование детей на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального российского народа.

В Концепции художественного образования в Российской Федерации заложена национальная идея: «... понимания иных культур и формирование у обучающихся готовности к их пониманию средствами национальных видов искусства» [2].

Личностные результаты освоения детьми художественной культуры родного края отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в п. 12.7. Искусство. Изобразительное искусство: «.. .сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края ...» [5].

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования реализуется на основании Профессионального стандарта педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н). В Профстандарте в разделе

«Общепедагогическая функция. Обучение» прослеживается этнокультурная

направленность реализации трудовых функций педагога: «п. 3.1.1. Необходимые умения: «Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-

продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Необходимые знания: Основы

поликультурного образования.». В п. 3.1.2. в трудовых функциях, в воспитательной деятельности отмечены умения педагога: «Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей» [3].

Для осуществления своей

педагогической миссии, учитель, реализуя этнокультурный компонент, например, в преподавании дисциплин «Изобразительное искусство», «Художественный труд», «Технология», должен обладать особыми профессиональными качествами. Учителю нужно уметь отбирать художественный материал с учетом поставленных задач этнокультурного образования учащихся и форм организации художественной деятельности детей. Применять эффективные методы и приемы для организации художественно-творческой деятельности школьников, а также уметь использовать наглядность, атрибутику, оформление при проведении урока.

Т.К. Солодухина считает, что «этнокультурная компетентность педагога -интегрированное качество личности, характеризующее степень усвоения педагогом народной художественной культуры, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей школьникам, к интеграции идей этнопедагогики и современной

педагогической теории в развитии школьников, воспитании культуры толерантного отношения к полиэтническому окружению» [4].

В настоящее время проблема этнокультурного образования студентов в педагогических университетах по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (степень -бакалавр) частично реализуется в изучении предмета «Этнопедагогика», а также дисциплин вариативной части

образовательной программы подготовки бакалавров, которые планируются и разрабатываются на усмотрение

выпускающей кафедры. Однако средствами одного или двух предметов невозможно осуществить многогранный круг задач этнокультурного образования.

Недостаточный уровень

этнокультурной компетентности,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

существующий в среде школьных педагогов, тормозит процесс этнокультурного образования детей в современной школе. Для организации и осуществления

этнокультурного образования в условиях реализации ФГОС НОО педагогам требуется повышение их профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования: изучить тематику курсов повышения квалификации по этнокультурному образованию,

предлагаемых для учителей начальных классов на сайтах педагогических университетов в российских регионах.

Материалы и методы. В ходе изучения официальных сайтов педагогических университетов российских регионов (Вологодская, Курганская, Московская области, Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Северная Осетия -Алания, Татарстан, Чеченская, Чувашская и др.) был проведен анализ предлагаемых для учителей курсов повышения квалификации по проблемам этнокультурного образования.

Результаты и обсуждение. Повышение квалификации, по мнению В.С. Дьяченко, -«целевой процесс, направленный на перестройку и формирование у слушателей в оптимальные сроки и с наибольшей эффективностью научной системы знаний, навыков и умений о новейших достижениях науки и путях внедрения теории и передового опыта, а также развитие потребностей в самообразовании» [1].

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) для педагогов реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Формирование

гражданской/этнокультурной идентичности и гармонизация межнациональных отношений в детском коллективе». В результате освоения этой программы слушатели приобретут знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций. Будут знать: методики и технологии

построения учебно-воспитательной работы по гармонизации межэтнических отношений в детском коллективе в условиях поликультурного общества.

Московский педагогический

государственный университет (МПГУ) слушателям предлагает программу «Межкультурная компетентность педагога: технологии работы в поликультурном детском коллективе». В Северо-Осетинском государственном педагогическом институте (СОГПИ) реализуется программа «Полилингвальная модель поликультурного образования». Эти программы нацелены на повышение профессионального уровня педагогов в рамках имеющейся квалификации и создание условий для гармонизации межэтнических отношений в образовательной организации с

многонациональным и

многоконфессиональным составом

обучающихся посредством внеучебной деятельности.

Воронежский государственный

педагогический университет (ВГПУ) педагогам предлагает программу повышения квалификации «Краеведение для педагогов образовательных организаций». Учителя смогут повысить уровень своих знаний в области изучения истории своего края, народной культуры, традиций и обычаев, используя эти знания в реализации национального этнокультурного компонента в образовании детей

Казанский (приволжский)

федеральный университет (КФУ) реализует дополнительные общеразвивающие

программы «Древний Болгар» и «Великий Болгар». Однако, эти программы предназначены для экскурсоводов, работающих в туристической отрасли Республики Татарстан и нацелены на совершенствование профессиональных и общекультурных компетенций в

экскурсионной деятельности.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

педагогов реализуются в Чувашском государственном педагогическом

университете имени И.Я. Яковлева (ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) г. Чебоксары. В перечне программ повышения квалификации имеется программа с этнокультурным содержанием -«Организация и проведение экскурсий», которая ставит цель сформировать у слушателей профессиональные компетенции, связанные с теорией и практикой экскурсионного дела, навыки в подготовке и технике проведения экскурсий к памятникам культурного наследия Чувашской Республики.

На сайтах педагогических

университетов встречаются курсы, затрагивающие духовно-нравственные

аспекты культуры народов. Например, Центр дополнительного образования Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (ЦДО ЧГУ им. И.Н. Ульянова) г. Чебоксары реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Реализация требований ФГОС основного и среднего общего образования по развитию универсальных учебных действий (ууд) обучающихся при изучении основ духовно-нравственной культуры народов России». ЦДО ЧГУ им. И.Н. Ульянова также реализует программу профессиональной переподготовки

«Экскурсионное дело», в рамках которой слушатели изучают историю и культуру Чувашии.

Лучше дело обстоит с повышение квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов, реализующих этнокультурное образование. Например, в Бурятском институте повышения

квалификации работников образования (БИПКРО) и Центре эстетического воспитания Министерства образования и науки Республики Бурятия (ЦЭВ РБ) г. Улан-Удэ много лет реализовалась «Программа переподготовки педагогов дополнительного этнокультурного образования».

Изучая информацию о предлагаемых для учителей начальных классов программах курсов повышения квалификации, мы увидели, что чаще всего для слушателей курсов региональный этнокультурный компонент в названии программ не отражается, но он может присутствовать в тематике и содержании лекций внутри модулей программ. Сегодня университеты в основном предлагают много программ по современным актуальным проблемам реализации ФГОС НОО. Например: «Информационные технологии в начальной школе», «Актуальные проблемы реализации стандартов ФГОС начального общего образования» (Воронежский

государственный педагогический

университет, г. Воронеж), «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности и подготовка педагога к работе с одаренными детьми в образовательной организации» (Институт дополнительного образования БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа), «Современные педагогические технологии реализации ФГОС начального общего образования» (Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала), «Современные технологии начального образования» (Северо-Осетинский

государственный педагогический институт, г. Владикавказ), «Актуальные проблемы методики активного обучения и воспитания в соответствии с ФГОС НОО», «Развитие функциональной грамотности обучающихся младших классов общеобразовательной школы» (Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск). Цель таких программ - повышение профессионального мастерства учителя по развитию метапредметных компетенций обучающихся. Именно такие курсы более всего востребованы современными педагогами начальной школы.

Проблема этнокультурной

компетентности учителей начальных классов требует особого внимания. Начиная с этапа

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

профессиональной подготовки бакалаврам и магистрам необходимо давать знания по этнокультурному образованию детей, а на курсах повышения квалификации учителям-практикам предоставить возможность выбора программ с региональной этнокультурной направленностью.

Цель таких программ:

совершенствование профессиональных

компетенций педагогических работников образовательных организаций, необходимых для организации и осуществления этнокультурного образования в условиях реализации ФГОС НОО.

Например, в рамках «Концептуально-педагогического модуля» программы повышения квалификации следует уделить особое внимание нормативно-правовому обеспечению деятельности учителя начальных классов, важнейшим тенденциям

реформирования системы образования в России, среди которых значительное место занимает его регионализация. В данном модуле будут рассмотрены вопросы формирования региональной образовательной политики и проектирования региональных

образовательных программ начального общего образования. В ходе занятий значительное место займет обсуждение возможностей развития личности школьника в ходе освоения краеведческого компонента содержания образования, которое, основано на культурологическом и личностно-

ориентированном подходах.

Модуль «Модернизация содержания образования» будет представлен анализом различных подходов, лежащих в основе формирования и проявления позитивно-ценностного отношения детей к своему краю через овладение системой знаний и их практическим освоением в доступных для детей младшего школьного возраста видах деятельности. Важное место займет характеристика событийно-личностного (А.Ф. Бурлачук, Н.Е. Щурковой, Е.Ю. Коржовой и др.); культурологического (К.А. Альбуханова-Славская, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова); деятельностного (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подходов и их реализации в образовательной практике.

В рамках модуля «Использование новых педагогических технологий по

этнокультурному образованию младших школьников» слушатели познакомятся с приемами и методами реализации этнокультурного регионального содержания начального общего образования в части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Особое внимание уделяется овладению современными методами, средствами и формами воспитания и обучения младших школьников, к числу которых относятся: проектные технологии, квест-технологии, моделирование, детские экспедиции, образовательные ситуации, средства музейной педагогики и др. В содержании данного модуля представлены вопросы организационно-методического сопровождения программы, включающей краеведческое содержание.

Задачи курса по трем основным модулям программы могут быть следующие:

1. Концептуально-педагогический модуль:

- систематизировать теоретические знания слушателей по современной нормативно-правовой базе организации и осуществлению образовательного процесса в начальной школе;

- сообщить знания о возможностях развития личности младшего школьника в ходе освоения регионального этнокультурного компонента содержания образования;

- формировать умения слушателей находить необходимую информацию для изучения региональной народной культуры, отбирать наиболее ценные примеры для этнокультурного образования детей.

2. Модуль «Модернизация содержания образования»:

- формировать умение педагогов находить ценностный аспект в национальной народной культуре региона, обеспечивать его понимание и переживание детьми младшего школьного возраста;

- на основе регионального этнокультурного компонента образовательной программы начального общего образования формировать

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

- формировать умение обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности этнопедагогики в различных видах деятельности ребенка;

- развивать умения педагогов строить воспитательную деятельность с учетом этнокультурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей восприятия тех или иных жанров, видов народного творчества и отношения к различным обрядам и традициям. 3. Модуль «Использование новых педагогических технологий по этнокультурному образованию младших школьников»:

- совершенствовать умения педагогов в области реализации регионального этнокультурного компонента содержания образовательной программы начального общего образования;

- совершенствовать умение применять современные методы, средства и формы

воспитания и обучения младших школьников, к образования детей числу которых относятся: проектные технологии, квест-технологии, моделирование, детские экспедиции, образовательные ситуации и др.;

Настоящее исследование выполнено в рамках госзадания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной научно-исследовательской работы «Изучение опыта и роли этнопедагогики в условиях ФГОС

(предлагаетсяреализация в сетевом формате)».

- формировать умение планировать, реализовывать и анализировать

образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС НОО.

По окончании курсов слушатели готовят и защищают педагогический проект, связанный с проблемой проектирования и реализации регионального этнокультурного компонента в содержании образовательной деятельности с детьми.

Заключение. Анализ тематики предлагаемых курсов повышения квалификации для учителей показал недостаточность реализуемых программ с этнокультурной направленностью. Актуальность проблемы этнокультурного образования свидетельствует о необходимости таких программ. Для этнопедагогической учителю необходимо знать методику этнокультурного использовать воспитательно-потенциал различных видов творчества, художественной традиций родного края,

разработки

осуществления

деятельности

теорию и

образования,

развивающий

народного

культуры и

знакомиться

опытом в

образования

возраста.

с

передовым области

педагогическим этнокультурного младшего школьного

Corresponding Author: Lyudmila Kasyanova - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Federation,

e-mail: [email protected]

Ответственный за переписку: Касьянова Людмила Геннадьевна -кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская

федерация,

E-mail: [email protected]

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.