Научная статья на тему 'Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов'

Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛУШАТЕЛЬ / МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются дополнительные профессиональные программы, направленные на повышение этнокультурной компетентности педагогов. Дополнительные профессиональные программы «Этнокультурная компетентность современного педагога», «Этнокультурная составляющая основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» направлены на углубление, закрепление и развитие профессиональных компетенций педагогов в области этнокультурного образования, повышение их этнокультурной компетентности. Программа «Кросс-культурное корпоративное управление» совершенствует навыки педагогов по управлению многонациональным коллективом обучающихся. Она направлена на формирование у слушателей толерантного отношения к представителям различных культур, развитию навыков делового сотрудничества в условиях кросс-культурной среды. Особое внимание уделено методам преодоления кросс-культурных барьеров в процессе коммуникации с представителями «чужих» культур. Дополнительная профессиональная программа «Этнопедагогический практикум: теория, задачи, упражнения» направлена на формирование у слушателей развернутого представления о реальных возможностях построения воспитательного процесса на основе изучения и творческого использования прогрессивных народных педагогических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional professional program of increasing ethno-cultural competence of teachers

This article discusses additional professional programs aimed at enhancing the ethno-cultural competence of teachers. Additional professional program “Ethno-cultural competence of the modern teacher”, “ethno-cultural component of the basic educational program of preschool in accordance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education” aimed at development of professional competence of teachers in ethno-cultural education sphere and increasing their ethno-cultural competence. The program “Cross-cultural corporate governance” is improving teachers' skills in a multinational team of management students. It is aimed at developing students’ tolerant attitude to the representatives of different cultures, skills development of business cooperation in a cross-cultural environment. Particular attention is paid to the methods of overcoming cross-cultural barriers in the communication process with the “alien” cultures. Additional professional program “Ethno-pedagogical workshop: theory, problems, exercises” aimed at developing audience-scale representation of the real possibilities of construction of educational process on the basis of learning and creative use of progressive folk pedagogical traditions.

Текст научной работы на тему «Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов»

УДК 378.091.398

Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов

С. Н. Федорова

Additional professional program of increasing ethno-cultural competence of teachers

S. N. Fedorova

Аннотация. В статье рассматриваются дополнительные профессиональные программы, направленные на повышение этнокультурной компетентности педагогов. Дополнительные профессиональные программы «Этнокультурная компетентность современного педагога», «Этнокультурная составляющая основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» направлены на углубление, закрепление и развитие профессиональных компетенций педагогов в области этнокультурного образования, повышение их этнокультурной компетентности. Программа «Кросс-культурное корпоративное управление» совершенствует навыки педагогов по управлению многонациональным коллективом обучающихся. Она направлена на формирование у слушателей толерантного отношения к представителям различных культур, развитию навыков делового сотрудничества в условиях кросс-культурной среды. Особое внимание уделено методам преодоления кросс-культурных барьеров в процессе коммуникации с представителями «чужих» культур. Дополнительная профессиональная программа «Этнопедагоги-ческий практикум: теория, задачи, упражнения» направлена на формирование у слушателей развернутого представления о реальных возможностях построения воспитательного процесса на основе изучения и творческого использования прогрессивных народных педагогических традиций.

Abstract. This article discusses additional professional programs aimed at enhancing the ethno-cultural competence of teachers. Additional professional program "Ethno-cultural competence of the modern teacher", "ethno-cultural component

of the basic educational program of preschool in accordance with the Federal State Educational Standard of Preschool Education" aimed at development of professional competence of teachers in ethno-cultural education sphere and increasing their ethno-cultural competence. The program "Cross-cultural corporate governance" is improving teachers' skills in a multinational team of management students. It is aimed at developing students' tolerant attitude to the representatives of different cultures, skills development of business cooperation in a cross-cultural environment. Particular attention is paid to the methods of overcoming cross-cultural barriers in the communication process with the "alien" cultures. Additional professional program "Ethno-pedagogical workshop: theory, problems, exercises" aimed at developing audience-scale representation of the real possibilities of construction of educational process on the basis of learning and creative use of progressive folk pedagogical traditions.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, педагог, этнокультурная компетентность, слушатель, модуль.

Keywords: Additional professional program, teacher, ethno-cultural competence, listener, module.

Россия - страна полиэтничная, с множеством разнообразных видов и типов культур. Поэтому учебно-воспитательный процесс современных школ обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур.

Принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов

ближайшего окружения, а затем - к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим в организации педагогического процесса.

На современную школу возлагается ответственность за развитие этнотолерантных характеристик детей как способа сосуществования с представителями других национальностей. Школа должна использовать национальные ценности, как средство объединения детей разных этнических групп, обеспечивая каждому из них равные возможности для внесения своего личного вклада в укрепление и обогащение этих ценностей.

Основным транслятором национальных ценностей является учитель школы. Именно от уровня этнокультурной компетентности педагогов зависит полноценная реализация задач этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса на всех звеньях системы образования. С сожалением приходится констатировать, что в полноценной форме этнопедагогизация затронула лишь начальное звено системы образования - дошкольные образовательные учреждения, начальные классы - и практически не распространяется на средние и старшие классы. Многие педагоги до сих пор затрудняются в выборе форм, средств и методов этнопедагоги-зации целостного учебно-воспитательного процесса, слабо ориентируются в этнокультурном материале. Конечно, реализация задач развития и саморазвития ребенка в этнической культуре, заставляет педагога (особенно начинающего) сталкиваться с определенными трудностями. В их числе можно отметить такие, как: малодоступность этнического материала, его неоднозначность; появление новых, полярных подходов в педагогической науке относительно роли народной педагогики; «переоценку взглядов», сложившихся в истории педагогики, на проблемы народного воспитания; определении места «этнопедагогики детства» в системе педагогической культуры [1, с. 18].

Для повышения этнокультурной компетентности педагогов нами разработан целый ряд дополнительных профессиональных программ: «Этнокультурная компетентность современного педагога», «Этнокультурная составляющая основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» и др. Основная цель этих программ - углубление, закрепление и

ЧИППКРО

развитие профессиональных компетенций педагогов в области этнокультурного образования, повышение их этнокультурной компетентности.

В процессе приобщения к национальной культуре от педагога требуется особая деликатность по развитию этнокультурных представлений детей. Человека, делающего первые шаги в овладении ценностями национальной культуры, нельзя резко критиковать за какие-то ошибки, просчеты, искажения, а следует лишь призывать к совершенствованию своих знаний, умений и навыков. Ведь никто не требует от первоклассника, вырисовывающего первые каракули, называемые буквами, умения оперировать научными категориями и философскими рассуждениями. Аналогичен должен быть и подход по освоению элементов национальной культуры. Следует помнить о том, что любые преобразования в педагогической сфере не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без научно обоснованных подходов. Успешность педагогической деятельности по формированию у школьников системы этнических, поликультурных знаний, умений, личностных качеств во многом зависит от того, насколько логично и последовательно реализуется связь предлагаемой теории этнона-ционального и поликультурного образования с практикой преподавания и реальными жизненными условиями. Если получаемые знания будут нужны в будущем жизнеустройстве, ученик будет стремиться к их получению. Если же он будет чувствовать невостребованность получаемых знаний или их некачественное преподавание, то его трудно будет заставить осваивать материал. [2, с. 34].

Педагогам, работающим в школах с многонациональным коллективом учащихся, необходимо учитывать особенности и сложности взаимоотношений в таких классах, хорошо продумывать, тщательно планировать свою деятельность по этнонациональному и поликультурному воспитанию детей, чтобы она была последовательна на всех этапах. Для развития всех этих навыков педагогов разработана программа «Кросс-культурное корпоративное управление». Она направлена на формирование у слушателей толерантного отношения к представителям различных культур, развитию навыков делового сотрудничества в условиях кросс-культурной

среды. Особое внимание уделено методам преодоления кросс-культурных барьеров в процессе коммуникации с представителями «чужих» культур. Здесь рассматривается проблема недопустимости уклонения педагогов от острых проблем межнационального взаимодействия в подростковой среде: унижения национального достоинства, употребления оскорбительных кличек («чурка», «черемисин», «татаро-монгол», «москаль»). Возникающих в межличностных отношениях подростков проблем не решить, если школа будет продолжать воспитывать на формальном, как правило, вербальном уровне. Если педагог не способен проникнуться неблагоприятным состоянием ребенка и относится к нему равнодушно (или, более того, неприязненно!), ситуация межнационального взаимодействия еще более усугубится, возникнет ситуация «тупика в развитии личности». Важно, чтобы педагог своевременно «прочитал» состояние ребенка и принял педагогически обоснованные меры для предотвращения развития его личности «по нисходящей». От «острых» проблем межнационального взаимодействия нельзя уходить, их надо, наоборот, ставить, находить то действительное объяснение, которое позволит реально влиять на взаимоотношения детей, формировать личностное отношение к национальным ценностям. Замалчивание конфликтных ситуаций, уход от проблем этнического характера неизбежно ведет к их воспроизводству в социальной среде (что, кстати, отмечается и самим автором). Эти вопросы требуют открытого, всестороннего обсуждения ученых и практиков, учителей и родителей, в целом всей общественности для профилактики возникновения и нахождения наиболее верных путей разрешения конфликтных ситуаций.

В решении обозначенных проблем особо актуализируется значимость целенаправленной деятельности по искоренению националистических предрассудков детей. Причем чисто информационных мероприятий здесь будет недостаточно, необходимо задействование эмоционального и поведенческого компонентов, стимулирование заинтересованных взаимоотношений в многонациональном классе, развитие уважительного отношения к национальным ценностям разных народов. Особо возрастает в таком взаимодействии роль личностной позиции педагогов, их умений устанавливать кон-

такты с представителями различных этнических коллективов, не ущемляя их национального достоинства. Важно подчеркнуть, что национальное чувство является одним из самых ранимых черт человеческой личности. Поэтому общение педагога с многонациональным ученическим коллективом требует особой деликатности. Ни в коем случае недопустимо легкомысленное отношение к данному взаимодействию, потому что неосторожным словом или действием можно и не желая этого глубоко оскорбить их национальные чувства. Педагогический процесс в школе должен строиться таким образом, чтобы все школьники, независимо от их этнической принадлежности, социального происхождения, языковых, образовательных, культурологических характеристик, имели равные возможности для получения полноценного образования и личностной самореализации в соответствии со своими потребностями. Именно на реализацию этих положений направлена дополнительная профессиональная программа «Этнопедагогический практикум: теория, задачи, упражнения». Задачи программы состоят в том, чтобы:

- сформировать у слушателей развернутое представление о реальных возможностях решения достаточно широкого комплекса актуальных проблем этнопедагогики на основе построения воспитательного процесса на изучении, обогащении и творческом развитии прогрессивных народных педагогических традиций;

- сформировать взгляд на народный педагогический опыт как необходимый компонент содержания профессиональной подготовки современных специалистов;

- дать понятие об основных направлениях, путях, наиболее перспективных формах, средствах и методах творческого освоения прогрессивных традиций народной педагогики;

- сформировать научно-педагогическую базу для овладения навыками целенаправленного изучения, обогащения и развития опыта народной педагогики в современных условиях села и города;

- научить слушателей анализировать передовой и массовый педагогический опыт под углом зрения меры претворения в нем тех или иных идей народной педагогики; помочь углубить в своей профессиональной деятельности

преемственную связь с прогрессивными народными традициями воспитания и обучения детей.

Важную роль в успешной профессиональной деятельности учителя играют и его способности к педагогическому самоанализу. Малочисленность педагогических коллективов, отсутствие или малая распространенность доступных образовательных центров и учреждений повышения квалификации, трудности в коммуникациях и обмене опытом обуславливают больший акцент на возможностях и способностях самого педагога по профессиональному самоподдержанию и совершенствованию своей деятельности. В связи с этим на первый план выдвигается способность учителя к самоанализу своего труда и поиск оптимальных форм его развития. Вместе с тем в педагогической практике наблюдается тенденция неграмотного подхода к аналитическому процессу, неумение определять сильные и слабые стороны деятельности педагога. Часто встречаются ситуации необоснованного «захваливания», когда довольно посредственная работа учителя по приобщению учащихся к народной культуре (эпизодическое проведение открытых уроков с приглашением представителей национальной интеллигенции, подготовка совместно с детьми рефератов по истории родного края) рассматривается, чуть ли не как национальный героизм, требующий обязательного поощрения (выдвижения «на орден») [3]. Даже при анализе конкретных откровенно слабых уроков (занятий) употребляются в основном лишь положительные (а иногда и восхитительные!) отзывы (если не о содержании урока, то хотя бы о внешнем виде педагога, используемом им наглядном материале, предварительной подготовке детей и т. д.). Чаще всего эти отзывы ничего не дают в профессиональном плане ни тем, кому они предназначены (кроме утоления самолюбия, разумеется), ни тем, кто их слушает. А последним они даже вредны, ибо в какой-то степени способствуют формированию стереотипа мышления о возможности неудовлетворительного отношения к работе и ненадобности особого «переусердствования» в ней (по принципу: «Пусть спасибо скажут, что я за такие деньги вообще прихожу на работу»). В связи с этим актуализируется проблема поиска форм стимулирования объективного педагоги-

ЧИППКРО

ческого самоанализа, при которых нацеленность на осознанное профессиональное самосовершенствование поощрялась бы и положительно оценивалась.

Деятельность педагога в системе гуманитарного образования должна соответствовать характеру объективного историко-культурного процесса и выполнять функцию не только трансляции знаний, но и формирования у учащихся творческого отношения к отечественной культуре. Полноценное приобщение к национальной культуре возможно лишь при условии обеспечения активной позиции ребенка. Он должен выступать, как полноценный субъект, самостоятельно творчески отражающий соответствующие впечатления в разнообразных видах деятельности. Необходимо формировать у учеников систематизированный опыт этнокультурного самовыражения. В педагогическом процессе необходимо создавать условия, побуждающие учащихся приобщиться к образцам этнокультурных действий, «примерить» их на себя, потребность следовать им в своей жизнедеятельности, в повседневном общении.

Путь освоения ценностей (в т. ч. и инокуль-турных) тесно связан с эмоциональной сферой и проходит, прежде всего, через переживания. Бессмысленно пытаться оказать влияние на ценности и смыслы учащихся, используя лишь вербальные методы для их «перестройки». Как утверждают психологи, надо выйти за пределы этих образований и изменить порождающие их деятельности. Если педагог хочет приобщить к определенной системе мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, то он должен использовать не только вербальные формы воздействия, но и разнообразные изобразительные, демонстрационные, поведенческие методы и приемы и соответствующую деятельность учащихся. Для этого на курсах повышения квалификации педагоги изучают модуль «Этнокультурные образовательные технологии» [4; 5].

Основная цель реализации дополнительной профессиональной программы - осуществление образовательной деятельности, направленной на формирование у слушателей системы знаний, умений и навыков в области использования этнокультурных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности. Осознание своей деятельности, рефлексивный подход предусматривается на всем протяжении

прохождения программы. Слушатели сравнивают свои цели с полученными результатами, оценивают применяемые способы, анализируют возникающие проблемы.

В результате фиксируется полученный продукт, выявляются эффективные пути педагогического познания.

Комплекс предложенных этнокультурных технологий позволяет учесть познавательные мотивы, индивидуальные потребности, личностные особенности и обеспечить реализацию целей этнокультурной подготовки, активность и познавательную самостоятельность каждого слушателя.

Библиографический список:

1. Фролова А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-востока России / А. Н. Фролова. - 2-е изд., перераб. -Магадан : Кордис, 2003. - 183 с.

2. Матис В. И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Матис Владимир Иванович. - Барнаул, 1999. - 314 с.

3. Хасанова Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Хасанова Гульнара Фатыховна. - Казань, 1999. - 38 с.

4. Федорова С. Н., Медведева З. В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в граждан-ско-патриотическом воспитании молодежи : монография / Мар. гос. ун-т; С. Н. Федорова, З. В. Медведева. - Йошкар-Ола, 2014. - 248 с.

5. Фролова А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-востока

России / А. H. Фролова. - 2-е изд., перераб. -Магадан : Кордис, 2003. - 183 с.

References:

1. Frolova A. N. Ethnopedagogics childhood of ancient indigenous peoples of the North-East of Russia [Jetnopedagogika detstva drevnih korennyh narodov Severo-vostoka Rossii], Vol. 2. Magadan : Cordis, 2003. 183 p.

2. Mathis V. I. Theory and practice of development of national school in a multicultural society: Dissertation of Doctor of Pedagogical Sciences [Teorija i praktika razvitija nacional'noj shkoly v polikul'turnom obshhestve : dis. ... d-ra ped. nauk]. Barnaul, 1999. 314 p.

3. Hasanova G. F. Theoretical bases of formation of a national cultural identity in the system of general and professional education: Dissertation of Doctor of Pedagogical Sciences [Teoreticheskie osnovy formirovanija nacional'noj kul'tury lichnos-ti v sisteme obshhego i professional'nogo obrazo-vanija : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk]. Kazan, 1999. 38 p.

4. Fedorova S. N., Medvedevа Z. V. Ethno-cultural educational technology: concept, components, methods of use in the civil-patriotic education of youth : monograph / S. N. Fyodorova, Z. V. Medvedevа [Jetno-kul'turnye obrazovatel'nye tehnologii: sushhnost', komponenty, metodika is-pol'zovanija v grazhdansko-patrioticheskom vospi-tanii molodezhi : monografija], 2014. 248 p.

5. Frolova A. N. Ethno-pedagogics childhood of ancient indigenous peoples of the North-East of Russia / A. N. Frolova, 2 Vol [Jetnopedagogika detstva drevnih korennyh narodov Severo-vostoka Rossii / A. N. Frolova. 2-e izd., pererab.]. Magadan : Cordis, 2003. 183p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.