2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by * https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
й ■am RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Litovchenko O.G., Litvinova N.S., Koshkarova N.I., Tostanovskiy A.V., 2021
ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-ll-20-29
L ч Принята 29.11.2021 | Accepted 29.11.2021
к УДК 378.17+612
STUDENT LIFESTYLE AS A FACTOR OF HEALTH SAVING
Litovchenko1 O.G., Litvinova2N.S., Koshkarova2N.I., Tostanovskiy3A.V.
1Surgut State University", Surgut, Russian Federation 2Tyumen State Medical University, Tyumen, Russian Federation 3Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation
ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Литовченко1 О.Г., Литвинова2Н.С., Кошкарова2 Н.И., Тостановский3 А.В.
1БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, Российская Федерация
2 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень, Российская Федерация
3БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Российская Федерация
Abstract. Student population is a special group in social and professional terms, which is characterized by the complexity of socio-psychological influences, getting professional education as the main sphere of activity, territorial concentration, commonality of interests, age homogeneity. Student youth is a group of high risk of various diseases. Today, the level of student health raises serious concerns of experts due to the high prevalence of various health abnormalities. The physical and psychological state of students depends on a large number of factors. Among them are lifestyle, often associated with inadequate physical activity, a high expansion of bad habits (smoking, drinking, drug abuse and substance abuse), irrational nutrition, prolonged neuro-psychological stress caused by a significant amount of educational programs, chronic and
Аннотация. Студенчество представляет собой особую в социальном и профессиональном плане группу, которая характеризуется комплексностью социально-психологических воздействий,
получением профессионального образования в качестве основной сферы деятельности, территориальным сосредоточением, общностью интересов, возрастной однородностью. Студенческая молодежь относится к группе повышенного риска возникновения различных заболеваний. Сегодня уровень здоровья студентов вызывает серьезные опасения специалистов в виду значительной распространенности различных отклонений в состоянии здоровья. Физическое и психологическое состояние студентов зависит от большого количества факторов. Среди них выделяется образ жизни, зачастую связанный с недостаточной физической активностью, высокой
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
prolonged lack of time, which is needed to absorb a huge amount of information, worries, in connection with examinations in session, heavy information load, prolonged work on the computer, and a lot of work in the classroom. These factors contribute to the decrease of the body's adaptation capabilities. Health-saving orientation of the educational environment in higher education is possible when creating conditions for the formation of skills to preserve and strengthen the health of students. At the most typical age for students (17-18 years old) researchers observe increased tension of adaptation mechanisms due to neurohumoral changes and specific psychological content, which conditions the critical stage of ontogenesis. Students' adaptation to the conditions of the university includes three periods of acute, transitional and steady course of the adaptation process. The successful adaptation of students is provided by their physiological and intellectual readiness, as well as the formation of emotional, motivational and volitional sphere.
Keywords: students, lifestyle, stress, learning load, lack of physical activity, bad habits, adaptation to learning activities.
REFERENCES
[1] Abramova O.V., Cherkasov S.N., Sopova I.L. Dependence of the level of physical activity of students on the hierarchy of their life priorities // Health and Education in the XXI century. 2017. T. 19, № 3. C. 61-63.
[2] Altynova NV, Talantseva VK, Nikulina AV, Kolesnikova OB. Dependence of the functional characteristics of the body of female students on the level of psycho-physiological adaptation to the conditions of education in high school // Scientific Notes of the Kazan State Academy of Veterinary Medicine. N.E. Bauman. 2018. T. 234, № 2. C. 10-16.
[3] Antonenko MN, Solovieva R.O. The formation of a healthy lifestyle of students // Physical Culture.
экспансией вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании), нерационального питания, длительным нервно-психическим напряжением, вызванным значительным объемом учебных программ, хроническим и пролонгированным дефицитом времени, который необходим для усвоения огромного объема информации, переживаниями, в связи со сдачей экзаменов в сессию, большой информационной нагрузкой, длительной работой за компьютером, увеличением «экранного времени». Эти факторы способствуют снижению адаптационных возможностей организма. Здоровьесберегающая направленность образовательной среды в ВУЗе возможна при создании условий для формирования навыков сохранения и укрепления здоровья студентов. В наиболее характерный для студентов возраст (1718 лет) исследователи наблюдают повышение напряжения адаптационных механизмов из-за нейрогуморальных изменениями и специфики психологического содержания, что обуславливает критический этап онтогенеза. Адаптация студентов к условиям ВУЗа включает три периода острого, переходного и устойчивого течения адаптационного процесса. Успешная адаптация студентов обеспечивается их физиологической и интеллектуальной готовностью, а также сформированностью эмоциональной,
мотивационной и волевой сферы.
Ключевые слова: студенты, образ жизни, стресс, учебные нагрузки, недостаточная физическая активность, вредные привычки, адаптация к учебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Абрамова О.В., Черкасов С.Н., Сопова И.Л. Зависимость уровня физической активности студентов от иерархии их жизненных приоритетов // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 3. С. 61-63.
[2] Алтынова Н.В., Таланцева В.К., Никулина А.В., Колесникова О.Б. Зависимость функциональных характеристик организма студенток от уровня психофизиологической адаптации к условиям обучения в ВУЗе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2018. Т. 234, № 2. С. 10-16.
[3] Антоненко М.Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т.4. №1. С. 30-34.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
Sport. Tourism. Motor recreation. 2019. T.4. №1. C. 30-34.
[4] Artyukhova T.Y., Petrova T.I., Benkova O.A., Fedorova E.P. Educational activity as a factor of stress in students // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2020. №2 (52). C. 145-155.
[5] Begiev V.G., Begiev O.V., Moskvina A.N. Health and lifestyle of students in the North // Proceedings of the Sociosphere Research Center. 2020. № 3. C. 27-32.
[6] Belikova R.M., Pyatunina O.I. The problem of students' adaptation to learning in higher education // Uchenye zapiski ZabGU. 2009. № 1. C.129-130.
[7] Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D.I. State of health of medical students and the factors that determine it // Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlov. 2017. T. 25, № 2. C. 303-315.
[8] Blinova N.G., Varich L.A., Poddubnyak A.O., Skalozubova L.E., Vityaz S.N. Health-forming aspects of lifestyle of students studying in different directions of preparation of the university // Bulletin of Kemerovo State University. 2020. T. 22, № 1 (81). C. 115-122.
[9] Bogdanchikova L.V., Kolesnikova A.B., Mokasheva E.N., Mokasheva E.N. Research of influence of stress on the level of cognitive-affective and somatic disorders in medical students // Scientific review. Pedagogical sciences. 2019. № 5-4. C. 32-35.
[10] Buyanova G.V. Student body as a subject of sociological and psychological-pedagogical research // Humanitarian research. Pedagogy and psychology. 2020. № 4. C. 48-55.
[11] Guchetl I.N., Ivashchenko T.A., Manchenko T.V., Dvoinikova E.S. Formation of valuable attitude of students to a healthy lifestyle based on the concept of pedagogical stimulation: sociocultural analysis // Bulletin of Maikop State Technological University. 2021. T. 13, №1. C. 102-110.
[12] Zaitseva N.V., Nikitin A.V. Problems of physical fitness of student youth of the North-East of Russia // Science of the XXI century: discoveries, innovations, technologies: collection of scientific papers on the materials of the IX International Scientific-Practical Conference. 2020. C. 9-15.
[13] Karabinskaya O.A., Izatulin V.G., Makarov O.A., Kolesnikov O.V., Kalyagin A.N., Atamanyuk A.B. Evaluation of biomedical and socio-hygienic factors affecting the formation of lifestyle of medical students // Siberian Medical Journal. 2011. №3. C. 112-114.
[14] Leifa A.V. Theoretical substantiation of building a system of physical activity and health preservation
[4] Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И., Бенькова О.А., Федорова Е.П. Учебная деятельность как фактор возникновения стресса у студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. №2 (52). С. 145-155.
[5] Бегиев В.Г., Бегиев О.В., Москвина А.Н. Здоровье и образ жизни студентов на Севере // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 3. С. 27-32.
[6] Беликова Р.М., Пятунина О.И. Проблема адаптации студентов к обучению в ВУЗе // Ученые записки ЗабГУ. 2009. № 1. С.129-130.
[7] Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2017. Т. 25, № 2. С. 303315.
[8] Блинова Н.Г., Варич Л.А., Поддубняк А.О., Скалозубова Л.Е., Витязь С.Н. Здоровьеформирующие аспекты образа жизни студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки ВУЗа // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1 (81). С. 115-122.
[9] Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Е.Н., Мокашева Е.Н. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского ВУЗа // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 5-4. С. 32-35.
[10] Буянова Г.В. Студенчество как предмет социологических и психолого-педагогических исследований // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 48-55.
[11] Гучетль И.Н., Иващенко Т.А., Манченко Т.В., Двойникова Е.С. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни на основе концепции педагогического стимулирования: социокультурный анализ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, №1. С. 102-110.
[12] Зайцева Н.В., Никитин А.В. Проблемы физической подготовленности студенческой молодежи северо-востока России // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 9-15.
[13] Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Колесников О.В., Калягин А.Н., Атаманюк А.Б. Оценка медико-биологических и социально-гигиенических факторов, влияющих на формирование образа жизни студентов медицинского ВУЗа // Сибирский медицинский журнал. 2011. №3. С. 112-114.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
of students of classical universities // Physical Culture and Sports in Modern Society / Mater. Khabarovsk: DSAAFK, 2003. C.107-113.
[15] Meermanova I.B., Koigeldinova Sh.S., Ibraev S.A. State of health of students studying in higher education institutions // International Journal of Applied and Fundamental Research. Medical sciences. 2017. №2. C. 193-197.
[16] Menshikova MV, Shchegoleva LS, Shchegoleva OE, Aivazova MS, Shashkova ES, Dobrodeeva LK Adaptive capacity of immune regulation in the youth of the Circumpolar region // Human Ecology. 2010. №2.C. 30-35.
[17] Minnibaev T.Sh., Chubarovsky V.V., Goncharova G.A., Rapoport I.K., Timoshenko K.T. State of Student Health and the Main Tasks of University Medicine // Population Health and Habitat. 2012. № 3 (228). C. 16-20.
[18] Morozova O.S., Shashkova E.Yu., Filippova O.E., Menshikova M.V. Adaptive immune response in primary students of Northern State Medical University // Bulletin of the Ural Medical Academy. 2019. T. 16, № 2. C. 159-164.
[19] Mustafina R.G. Indices of fitness of cardiovascular system of students // Proceedings of XXIII Congress of I.P. Pavlov Physiological Society with international participation. 2017. C. 2044-2046.
[20] Naimushina A.G., Zakharova A.V. Indicators of the formation of health saving competence of first-year students // Modern Science-Intensive Technologies. 2019. № 10-1. C. 147-152.
[21] Pak L.G. Socialization as a significant regulator of formation of socio-professional responsibility of a university student // Problems of Modern Pedagogical Education. 2019. № 65-3. C. 91-94.
[22] Panchenko S.L. Problems of students' respiratory system // Formation of humanitarian environment in higher education institution: innovative educational technologies. Competence approach. 2013. T.2, № 6. 201-205.
[23] Prokopenko L.A. Preservation of students' health in higher educational institutions// Lesgaft University Scientific Notes. 2021. №4 (194). 372377.
[24] Roslyakova E.M., Alipbekova A.S., Igibaeva A.S. Indicators of functional state of the cardiovascular system of students in the adaptation to learning in higher education depending on the vegetative status // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. № 5-2. C. 252-256.
[25] Samokhvalov V.G., Samokhvalov A.V. Dynamics of psychological and physiological adaptation of students to academic // Physiological basis of student health. 2001. VOL. 10, PP. 84-86.
[26] Suvorova V.E., Andreeva O.V. Causes of student disadaptation in higher education and ways to
[14] Лейфа, А.В. Теоретическое обоснование построения системы физической активности и здоровьесбережения студентов классических университетов //Физическая культура и спорт в современном обществе/Матер. Всероссийская науч. конф. Хабаровск: ДГАФК, 2003. С.107-113.
[15] МеермановаИ.Б., КойгельдиноваШ.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Медицинские науки. 2017. №2. С. 193-197.
[16] Меньшикова М.В., Щёголева Л. С., Щёголева О.Е., Айвазова М.С., Шашкова Е.Ю., Добродеева Л.К. Адаптивные возможности иммунной регуляции у молодежи Приполярного региона // Экология человека. 2010. №2. С. 30-35.
[17] Миннибаев Т.Ш., Чубаровский В.В., Гончарова Г.А., Рапопорт И.К., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3 (228). С. 16-20.
[18] Морозова О.С., Шашкова Е.Ю., Филиппова О.Е., Меньшикова М.В. Адаптивный иммунный ответ у студентов начальных курсов Северного государственного медицинского университета // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2019. Т. 16, № 2. С. 159-164.
[19] Мустафина Р.Г. Показатели тренированности сердечнососудистой системы студентов // Материалы XXIII съезда Физиологического общества им. И. П. Павлова с международным участием. 2017. С. 2044-2046.
[20] Наймушина А.Г., Захарова А.В. Показатели сформированности компетенции здоровьесбережения студентов первого курса // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 101. С. 147-152.
[21] Пак Л.Г. Социализация как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента ВУЗа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 91-94.
[22] Панченко С.Л. Проблемы дыхательной системы студентов // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т.2, № 6. 201-205.
[23] Прокопенко Л.А. Сохранение здоровья студентов в высших учебных заведениях// Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №4 (194). 372- 377.
[24] Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С. Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы студентов в условиях адаптации к обучению в ВУЗе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
overcome them // Modern problems of science and education. 2019. №4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29111 (date of reference: 13.09.2021).
[27] Ushamirsky A.E. Student youth of Russia: specificity of the status and diversity of types of behavior // General issues of world science. Collection of scientific papers on materials V International Scientific Conference. International United Academy of Sciences. 2018. C. 40-49.
[28] Filchakov S.A., Chernysheva I.V., Shlemova M.V. Actual problems of students' health // Advances of modern natural science. 2013. №10. C. 192.
[29] Shirokova E.A. Hypodynamia as a factor worsening the quality of life of university students / E.A. Shirokova, M.A. Shegoleva // Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport. 2021. № 4. C. 74-80. DOI 10.24412/2305-84042021-4-74-80.
[30] Yakubova E.F., Yakubova Z.A. Cardiovascular system of students - an indicator of violation of regulatory mechanisms // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Series: Biological Sciences. 2019. № 1. C. 70-77.
прикладных и фундаментальных исследований.
2017. № 5-2. С. 252-256.
[25] Самохвалов В.Г., Самохвалов А.В. Динамика психологической и физиологической адаптации студентов к учебным // Физиологические основы здоровья студентов. 2001. Т.10. С. 84-86.
[26] Суворова В.Е., Андреева О.В. Причины дезадаптации студентов в ВУЗе и пути их преодоления // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29111 (дата обращения: 13.09.2021).
[27] Ушамирский А.Э. Студенческая молодежь России: специфика статуса и разнообразие типов поведения // Общие вопросы мировой науки. Collection of scientific papers on materials V International Scientific Conference. International United Academy of Sciences.
2018. С. 40-49.
[28] Фильчаков C.A., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. 2013. №10. С. 192.
[29] Широкова, Е. А. Гиподинамия как фактор, ухудшающий качество жизни студентов университета / Е. А. Широкова, М. А. Щеголева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 4. С. 74-80. DOI 10.24412/2305-8404-2021-4-7480.
[30] Якубова Э.Ф., Якубова З.А. Сердечнососудистая система обучающихся - индикатор нарушения регуляторных механизмов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Биологические науки. 2019. № 1. С. 70-77.
Author contributions. Litovchenko O.G. - prepared the version for publication and approved it in the final version. Litvinova N.S. - literature review, text writing. Koshkarova N.S. - review of publications on the topic of the article. Tostanovskii A. V. - edited and revised the article.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Litovchenko O.G. - SPIN ID: 5908-4625, ORCID ID: 0000-0002-8368-2590
Research interests, number of main publications: age and ecological physiology, health saving of participants of educational process, human resources management. 202 scientific works have been published, including 37 indexed in Scopus, 86 articles in journals recommended by VAK.
Litvinova N.S. - SPIN ID: 2781-2494, ORCID ID:0000-0002-0614-5433
Research interests, number of main publications: Study ofphysiological processes, published 7 publications of them 1 in SCOPUS, 2 in VAK and 5 in materials of conferences.
Koshkarova N.I. - SPIN ID: 1450-8844, ORCID ID: 0000-0003-4479-5661
Research interests, number of main publications: Study ofphysiological processes, published 4 publications of which 1 WoS and 3 in conference proceedings.
Tostanovskiy A.V. - ORCID ID: 0000-0002-1127-7094
Research interests, number of main publications: health saving of educational process participants, theory and methods of professional education, training of specialists in higher educational institutions. 5 publications published, including 1 in the journal recommended by VAK, 1 in conference materials, 3 - in peer-reviewed editions.
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
Вклад авторов. Литовченко О.Г. - подготовила версию для публикации и утвердила ее в окончательном варианте. Литвинова Н. С. - обзор литературы, написание текста. Кошкарова Н. С. - обзор публикаций по теме статьи. Тостановский А.В. - редактирование и переработка статьи.
Информация о финансировании. За счет средств грантов, внешних источников финансирование не осуществлялось.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Литовченко О.Г. - SPIN ID: 5908-4625, ORCID ID: 0000-0002-8368-2590
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: возрастная и экологическая физиология, здоровьесбережение участников образовательного процесса, управление человеческими ресурсами, опубликовано 202 научные работы, из низ индексируемых в Scopus - 37, в журналах, рекомендованных ВАК - 86 статей.
Литвинова Н.С. - SPIN ID: 2781-2494, ORCID ID:0000-0002-0614-5433
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение физиологических процессов, опубликовано 7 публикаций из них 1 в СКОПУС, 2 в ВАК и 5 в материалах конференций.
Кошкарова Н.И. - SPIN ID: 1450-8844, ORCID ID: 0000-0003-4479-5661
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение физиологических процессов, опубликовано 4 публикации из них 1 WoS и 3 в материалах конференций.
Тостановский А.В. - ORCID ID: 0000-0002-1127-7094
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: здоровьесбережение участников образовательного процесса, теория и методика профессионального образования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях. опубликовано 5 публикаций из них 1 в журнале, рекомендованном ВАК, 1 в материалах конференций, 3 - в рецензируемых изданиях.
For citation: Litovchenko O.G., Litvinova N.S., Koshkarova N.I., Tostanovskiy A.V. STUDENT LIFESTYLE AS A FACTOR OF HEALTH SAVING // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. - №11. - C. 20-29. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-20-29.
Для цитирования: Литовченко О.Г., Литвинова Н.С., Кошкарова Н.И., Тостановский А.В. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. - №11. - С. 1-2. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-20-29.
Студенческая молодежь является основным ресусом общества, потенциал здоровья которой во многом определяет резервы развития социума на ближайшие десятилетия [1,23].
На уровень здоровья студентов влияет множество факторов, основополагающее место в ряде которых принадлежит образу жизни. Согласно экспертным оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье людей на 50-55% зависит именно от образа жизни [7].
Особую остроту проблема здоровья приобрела в настоящее время относительно студенческой молодежи, которая является хорошо адаптирующейся к сложному комплексу факторов социальной и природной среды группой и одновременно чрезвычайно
подверженной высокому риску нарушений в состоянии здоровья вследствие специфики учебного процесса и возрастного диапазона [11].
Таким образом, актуальность изучения образа жизни студентов обусловлена необходимостью сохранения высокого уровня здоровья молодых людей как главного ресурса страны при наличии множества неблагоприятных условий внешней среды.
Характеристика студентов как группы.
Ряд авторов определяют студентов, объединенных одним видом ведущей деятельности, а также своеобразными условиями обучения и образом жизни, несмотря на различия социального происхождения и, следовательно,
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
н
материальных возможностей, в особую социально профессиональную группу, характеризующуюся уникальным набором социально-психологических воздействий [7, 17].
Среди специфических характеристик, отличающих представителей студенческой молодежи, целесообразно выделить, прежде всего, то, что основной сферой ее деятельности является получение
профессионального образования, связанное с подготовкой к избранной профессии [10,27].
Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением
порождает у студенчества известную общность интересов, групповое
самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [8].
Студенты составляют особую социальную группу населения не только по возрасту, сепаратным условиям труда, быта, отдыха, но и потому, что они относятся к группе повышенного риска возникновения различных заболеваний, вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения [16, 18].
Из вышесказанного следует, что студенчество как особая группа молодежи отличается свойственными ей социальным поведением, психологией, условиями жизни, труда и быта.
Здоровье студентов и факторы, влияющие на него. В контексте понятия «здоровье студентов», исследователи включают студентов в контингент лиц с повышенным риском вследствие диссонанса между необходимостью сохранения здоровья студенческой молодежи и существующей в ВУЗах интенсификацией академической нагрузки для повышения готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности [5, 23].
Уровень здоровья современных студентов вызывает у исследователей
опасения т.к. более половины абитуриентов к моменту поступления в вузы уже имеют отклонения в состоянии здоровья, а к окончанию обучения заболеваемость студентов повышается в среднем по стране в 3,8 раза [14, 28].
По мнению многих исследователей, ведущей причиной стремительного ухудшения здоровья студенческой молодежи является хронический психоэмоциональный стресс, непосредственно связанный с учебными нагрузками. Характерные для современных студентов напряженный режим дня, значительный объем учебных программ, хронический и пролонгированный дефицит времени, необходимый для усвоения огромного объема информации,
переживания, связанные со сдачей экзаменов в сессию, большая информационная нагрузка, длительная работа за компьютером, увеличение «экранного времени» выступают в качестве стрессоров и могут привести к различным расстройствам адаптации [4, 9, 25, 26].
Весомый вклад в развитие психоэмоционального стресса вносят также необходимость профессиональной
социализации студентов в ВУЗе, психологический климат в коллективе однокурсников, а также межличностные отношения в диаде «преподаватель-студент» [21].
Помимо недостаточной физической активности к числу важнейших факторов, влияющих на студентов, причисляют увеличение продолжительности учебного времени, обусловленного фактической академической нагрузкой из-за
возрастающих требований к уровню подготовки современных специалистов высшего звена, обусловленных увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных
технологий, что приводит к перегрузке студентов. В связи с этим повышается их психоэмоциональная напряженность,
истощаются адаптационные резервы
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [13,15].
Наиболее отрицательно
специфические факторы образа жизни студентов, в виде увеличения нагрузок на обучающихся, сказываются на
первокурсниках, так как для них характерно изменение привычного ритма жизни, зачастую изменение условий (проживание в общежитиях) и т.д. [30].
Экологические особенности региона проживания способны оказывать свое негативное влияние на здоровье студентов. В экологически неблагоприятных регионах у студентов отмечается изменение
(напряжение) защитных механизмов, снижение реактивности организма, изменение функционального состояния органов и систем [7].
Образ жизни студентов. Образ жизни -«определенный, исторически сложившийся вид жизнедеятельности человека в материальной и нематериальной сфере, состоящий из четырех категорий: экономической - «уровня жизни», социологической - «качества жизни», социально-экономической - «уклада жизни», социально-психологической - «стиля жизни»
[3].
Студенты, как правило, ведут своеобразный образ жизни и сложную социальную жизнь, которые включают в себя множество потенциально опасных факторов риска, таких как гиподинамия, чрезмерные учебные нагрузки, вредные привычки. Одной из основных черт образа жизни современных студентов является
ограниченная двигательная активность в течение 6-8 часов пребывания в ВУЗе, негативно воздействующая на все системы организма и приводящая к снижению компенсаторно-приспособительных реакций организма [17].
Основным фактором, который влияет на студентов во время обучения в высшем учебном учреждении, считает снижение
физической активности, которая у студентов сведена к минимуму. Студенты, занимаясь умственным трудом, ведут в основном сидячий образ жизни, в результате развивается гиподинамия. Как следствие, снижается уровень усвоения материала, ухудшается память, что отрицательно сказывается на профессиональных качествах будущих молодых специалистов.
Гиподинамия порождает недостаточную физическую активность и приводит к проблемам со здоровьем, значительно снижая качество жизни [19, 29]. Основными последствиями гиподинамии являются: ухудшение состояние кровеносных сосудов, теряется 3-5% мышечных волокон каждые 10 лет, снижается скорость обмена веществ, обновления клеток организма, наблюдается преждевременный процесс старения организма, уменьшается работоспособность головного мозга, ослабляется иммунитет, снижается общая работоспособность всего организма, снижается сила дыхательных мышц, нарушаются функции органов брюшной полости и малого таза [19].
Усугубляет сложившееся положение широкое распространение в студенческой социальной среде таких вредных привычек, как курение, употребление спиртных напитков, наркомании и токсикомании [13].
В настоящее время неуклонное увеличение числа юношей и девушек курящих, часто употребляющих алкоголь, различные наркотические средства (опиаты, галлюциногены, спайсы), что отрицательно сказывается на уровне здоровья молодых людей [11].
Образ жизни студентов связан с гиподинамией, нерациональным питанием, значительным нервно-психическим
напряжением из-за чрезмерных учебных нагрузок, что довольно часто приводит к срыву базовых биологических функций [12,22].
К специфическим особенностям образ а жизни студентов относят чтение, подготовку к занятиям ночью, употребление
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
пищи перед сном, проблемы в личной жизни
[15].
Ко всем перечисленным выше факторам добавляют и экологическое неблагополучие среды обитания, которое также отрицательно сказывается на состоянии здоровья студенческой молодежи
[17].
Большинство студентов несмотря на медицинскую направленность
профессионализации, ведут нездоровый образ жизни за счет нерациональности организации внеаудиторной учебной и внеучебной деятельности, что выражалось у 85% студентов в дефиците ночного сна; у 95% студентов в сокращении прогулок на открытом воздухе; у 75% студентов в нерациональном режиме питания; у 20% студентов в регулярном употреблении алкоголя; у 40% - в регулярном табакокурении [11].
Вышеуказанные черты образа жизни студентов могут стать причиной снижения адаптационных возможностей организма студентов, возникновения различных нарушений функционирования
адаптационных механизмов, что зачастую приводит к развитию хронических заболеваний [3].
Причина подобного отношения к своему здоровью заключается в недостаточной мотивации,
несформированности потребности в здоровом образе жизни и существующих трудностях в ведении здорового образа жизни, что отражается на деятельностном уровне: 38,3% студентов СВФУ г. Якутска не занимаются спортом, 35,0% нерегулярно питаются, 24,7% студентов отмечают нерегулярность сна [8,5].
Следует отметить, что дезадаптивные состояния, обусловленные образом жизни студентов, не предполагают обязательного развития у них хронических неинфекционных заболеваний, но могут служить надежным и достоверным критерием
компетенции
сформированности здоровьесбережения [20].
Между тем образовательная среда в ВУЗе может быть здоровьесберегающей в случае создания условий для формирования навыков сохранения и укрепления здоровья студентов. Она представляет собой сложную, специально организованную динамичную систему, объединяющую взаимодействия различных образовательных комплексов и участников образовательного процесса и обеспечивающая, достижение целей профессионального образования в конкретных учебных дисциплинах, при условии сохранения здоровья [14].
Адаптация к условиям обучения в ВУЗе и ее периоды. Студенчество, вступая в новую для себя учебно-общественную реальность в рамках ВУЗа, претерпевает необходимые перестройки, связанные с адаптацией, представляющей собой сложный
многогранный социально-
психофизиологический процесс и требует вовлечения абсолютно всех резервов организма, которые у студентов еще не до конца сформированы, что приводит к значительному напряжению компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [2,6,24].
Возраст 17-18 лет сам по себе характеризуется несколько повышенным напряжением адаптационных механизмов, является критическим этапом в онтогенезе, что связано как с нейрогуморальными изменениями в организме, так и со специфическим психологическим
содержанием этого периода, что также повышает риск развития адаптационных нарушений [4].
Период обучения в университете завершает восходящую ветвь в процессе онтогенеза человека, которая совпадает с заключительным периодом
физиологического и социального созревания организма [18].
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—
2021. Vol. 23. N11
https://e-pubmed.or
H
Применительно к студенческому периоду жизни выделяют 3 стадии адаптационного процесса:
1 период - острая адаптация (1-2 курсы вуза). Его продолжительность определяется индивидуальными особенностями студента (интеллектуальные способности, здоровье, психологические особенности личности, материальная обеспеченность и т.д.). Низкий уровень адаптации первокурсников в период первой сессии также может привести к перенапряжению и даже срыву механизмов адаптации, негативно отражаясь на состоянии здоровья.
2 период - переходный к устойчивой адаптации (3 курс). В этот период наиболее полно проявляется интеллектуальные и физические возможности студента, формируются значимые характеристики самоконтроля, организованности и ответственности.
3 период - устойчивой адаптации (4-6 курсы). Более чем у половины студентов до окончания института возникают намерения о создании семьи, устройстве личной жизни [24].
Начальный период обучения в высших учебных заведениях для большинства абитуриентов характеризуется тем, что в данный период происходит формирование адаптационно-компенсаторных механизмов систем организма к новым условиям [18].
Адаптация студентов первого курса к учебным нагрузкам в большинстве случаев сопровождается развитием стресс-реакции, контролируемой симпатическим отделом вегетативной нервной системы и протекающей по схеме: тревога-адаптация-истощение. Реализация данного физиологического механизма возможна только при сбалансированных метаболических и функциональных изменениях, протекающих в
организме в ответ на воздействие стресс-фактора, и способствующих повышению его резистентности. При отсутствии указанного процесса, а также в случае пролонгированного воздействия стрессовых факторов происходит дестабилизация, ведущая к развитию заболеваний, поэтому ранняя диагностика стресс-состояний имеет важное профилактическое значение [2,3].
Основными факторами,
способствующими успешной адаптации студентов, являются их физиологическая и интеллектуальная готовность, сформированность эмоциональной, мотивационной и волевой сферы
[24].
Заключение. Таким образом, студенты как социальная группа характеризуются
объединенностью специфических условий учебной деятельности и образа жизни, причисляются авторами к общности повышенного риска из-за высокого и длительного психоэмоционального напряжения вследствие обучения в ВУЗе. Адаптация к условиям образовательной деятельности в ВУЗе отличается многогранностью социально-
психофизиологического процесса, включая три периода острого, переходного и устойчивого течения адаптационного развития.
Ухудшение уровня здоровья
студенческой молодежи, а также недостаточно сформированные здоровьесберегающие
ориентации студентов актуализирует наличие в образовательной среде ВУЗа
здоровьесберегающих технологий, которые должны быть научно обоснованными и выражаться в использовании средств управленческого, педагогического и
материально- технического характера.
Corresponding Author: Litvinova Natalya Sergeevna, Assistant of the Department of Biology of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tyumen State Medical University" of the Ministry of Health of
the Russian Federation, Tyumen
E-mail: [email protected].
Ответственный за переписку: Литвинова Наталья Сергеевна, ассистент кафедры биологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
E-mail: [email protected].
Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—