Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
827
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ СЕМЬИ / СЕМЕЙНО-РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валгасова И.Н., Верещагина М.В.

В данной статье приведен теоретический анализ представлений о семье и семейных отношениях молодежи. Представлен обзор научных трудов советских психологов по этой проблеме. Рассматриваются трансформации современного общества, которые обусловливают представления о семейных отношениях и семье у подрастающих поколений, описываются компоненты, входящие в структуру представлений о семье, и факторы их формирования. Исследования представлений о семье ведутся в социологии, философии, культурологии, психологии, и других общественных науках. Однако приходится констатировать, что данная проблема, несмотря на всю свою значимость, не получила пока достаточного рассмотрения в качестве предмета социально-психологического исследования. В то же время, системный подход в семейной психологии подчеркивает необходимость комплексного исследования представлений о семье и семейных отношениях. Мы предполагаем, что представления, формирующиеся в процессе семейного самоопределения и являющиеся основой последующей семейной самореализации, должны получить необходимое рассмотрение. Обладая достаточной степенью гибкости, семья, меняя свой облик, способна сохранять специфичные функции, обретая одновременно ресурсы для гармоничного принятия инноваций. В любом случае вопрос пока остается открытым, позволяя говорить как о рисках, так и новых возможностях в сфере семьи, раскрывая как инвариантные, так и вариативные стороны этой сферы отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Валгасова И.Н., Верещагина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF STUDYING IDEAS ABOUT FAMILY AND FAMILY RELATIONS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

This article presents a theoretical analysis of ideas about the family andfamily relations of young people. The review of scientific works of Soviet psychologists on this problem is presented. The transformations of modern society that determine the ideas of family relations and family among the younger generations are considered, the components included in the structure of ideas about the family and the factors of their formation are described. Studies of ideas about the family are conducted in sociology, philosophy, cultural studies, psychology, and other social sciences. However, we have to state that this problem, despite all its significance, has not yet received sufficient consideration as a subject of socio- psychological research. At the same time, a systematic approach in family psychology emphasizes the need for a comprehensive study of ideas about family and family relations. We assume that the ideas that are formed in the process of family self-determination and are the basis for subsequent family self-realization should receive the necessary consideration. Having a sufficient degree offlexibility, the family, changing its appearance, is able to maintain specific functions, while simultaneously acquiring resources for the harmonious adoption of innovations. In any case, the question remains open for now, allowing us to talk about both risks and new opportunities in the family sphere, revealing both invariant and variable sides of this sphere of relations.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

m

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

©Valgasova I.N., Vereshchagina M.V., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-39-45

Принята 29.11.2021 | Accepted 29.11.2021

ON THE PROBLEM OF STUDYING IDEAS ABOUT FAMILY AND FAMILY RELATIONS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY

Valgasova I.N., Vereshchagina M. V.

North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russian Federation

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Валгасова И.Н., Верещагина М.В.

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, Российская Федерация

Abstract. This article presents a theoretical analysis of ideas about the family andfamily relations of young people. The review of scientific works of Soviet psychologists on this problem is presented. The transformations of modern society that determine the ideas of family relations and family among the younger generations are considered, the components included in the structure of ideas about the family and the factors of their formation are described. Studies of ideas about the family are conducted in sociology, philosophy, cultural studies, psychology, and other social sciences. However, we have to state that this problem, despite all its significance, has not yet received sufficient consideration as a subject of socio-psychological research. At the same time, a systematic approach in family psychology emphasizes the need for a comprehensive study of ideas about family and family relations. We assume that the ideas that are formed in the process of family self-determination and are the basis for subsequent family self-realization

Аннотация. В данной статье приведен теоретический анализ представлений о семье и семейных отношениях молодежи. Представлен обзор научных трудов советских психологов по этой проблеме. Рассматриваются

трансформации современного общества, которые обусловливают представления о семейных отношениях и семье у подрастающих поколений, описываются компоненты, входящие в структуру представлений о семье, и факторы их формирования. Исследования представлений о семье ведутся в социологии, философии, культурологии, психологии, и других общественных науках. Однако приходится констатировать, что данная проблема, несмотря на всю свою значимость, не получила пока достаточного рассмотрения в качестве предмета социально-психологического

исследования. В то же время, системный подход в семейной психологии подчеркивает

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol 23. N11

https://e-pubmed.or

н

should receive the necessary consideration. Having a sufficient degree offlexibility, the family, changing its appearance, is able to maintain specific functions, while simultaneously acquiring resources for the harmonious adoption of innovations. In any case, the question remains open for now, allowing us to talk about both risks and new opportunities in the family sphere, revealing both invariant and variable sides of this sphere of relations.

Keywords: family, ideas about the family, family relationships, family image, family-role attitudes.

REFERENCES

[1] Gureeva, T.N. Analysis of the attitude of university students to the future family and parenthood [Text] / T.N. Gureeva //Medical and social ecology of personality: state and prospects: Materialy X Mezhdunar. konf., 6-7 apr. 2012 g., Minsk / redkol.: V. А. Prokasheva (otv. red.) [i dr.]. Minsk: Izd. tsentr BGU, 2012. Р. 27-30.

[2] Dubrovina, I.V. Family and socialization of the child [Text] / I.V. Dubrovina // The world of psychology: a scientific and methodological journal / Red. D.I. Fel'dshtein, A.G. Asmolov. 1998. №1. P. 54-59.

[3] Zaev S.V., The relationship of marital scenarios and gender characteristics of personality in the process of family self-determination of youth: Abstract. diss. ... cand. psychological Sciences, -Krasnodar: KubGU, 2006. -26 p.

[4] Leontiev, A.N. Activity. Conscience. Personality [Text] / Leontiev A.N. Moscow: Kniga po Trebovaniyu, 2012. 130 р.

[5] Mishina, T. M. Family psychotherapy and the dynamics of the "image of the family" [Text] / T.M. Mishina // Psychology and psychoprophylaxis: Sb. nauch. tr./ Pod red. V.K. Myager, V.P. Kozlova, N.V.Semenovoi-Tyan'-Shanskoi. L., 1983. P. 21-26.

[6] Psychology: Dictionary-reference: In 2 hours / R. S. Nemov. Moscow: VLADOS-Press, 2003. -Access mode: https://search.rsl.ru/ru/record/01001836491

необходимость комплексного исследования представлений о семье и семейных отношениях. Мы предполагаем, что представления, формирующиеся в процессе семейного самоопределения и являющиеся основой последующей семейной самореализации, должны получить необходимое рассмотрение. Обладая достаточной степенью гибкости, семья, меняя свой облик, способна сохранять специфичные функции, обретая одновременно ресурсы для гармоничного принятия инноваций. В любом случае вопрос пока остается открытым, позволяя говорить как о рисках, так и новых возможностях в сфере семьи, раскрывая как инвариантные, так и вариативные стороны этой сферы отношений.

Ключевые слова: семья, представления о семье, семейные отношения, образ семьи, семейно-ролевые установки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Гуреева, Т.Н. Анализ отношения студентов вуза к будущей семье и родительству [Текст] / Т.Н. Гуреева // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: Материалы X Междунар. конф., 6-7 апр. 2012 г., Минск / редкол.: В.А. Прокашева (отв. ред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2012. С. 27-30.

[2] Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка [Текст] / И.В. Дубровина // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. 1998. №1 (январь-март). С. 54-59.

[3] Заев С.В, Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Сергей Валерьевич Заев. Краснодар: КубГУ, 2006. 26с.

[4] Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / Леонтьев А.Н. М.: Книга по Требованию, 2012. -130 с.

[5] Мишина, Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» [Текст] / Т.М.Мишина // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр./ Под ред. В.К. Мягер, В.П.Козлова, Н.В.Семеновой-Тянь-Шанской. Л., 1983. С. 2126.

[6] Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001836491

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

[7] Sitnikov, V. L. The image of a child in the minds of children and adults [Text] / V.L. Sitnikov. SPb.: Khimizdat, 2001. 286 p.

[8] Soloviev N.Ya. Marriage and family today. Vil'nyus, 1977. 164 p.

[9] Torokhtiy, V.S. Social work with the family. Psychological and pedagogical support: studies. manual for academic bachelor's degree [Text] / V. S. Torokhtiy. Moscow: Izdatel'stvo Yurait, 2018. 488 p.

[10] Schneider L. D. Psychology of family relations / L. D. Schneider. Moscow: April-press, 2000. 512 p.

[7]

[8] [9]

Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых [Текст] / В.Л. Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. 286 с.

Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977. 164 с.

Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / В. С. Торохтий. М.: Издательство Юрайт, 2018. 488 с.

[10] Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений [Текст] / Л. Д. Шнейдер. М: Апрель-пресс, 2000. 512 с.

Author Contributions. Valgasova I.N. - literature review, text writing; Vereshchagina M.V. - processing and editing of materials, concepts of the article.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Valgasova I.N. - SPIN ID: 6651-1506; ORCID ID: 0000-0001-8547-0463

Research interests, number of main publications: Social psychology, family psychology, 3 RSCI publications have been published, 3 in conference materials.

Vereshchagina M.V-SPIN ID: 2538-1777; ORCID ID: 0000-0002-5227-3102

Research interests, number of main publications: Social psychology, ethnic psychology, psychology of religion, more than 70 works have been published, 1 of them in the SCOPUS system, 1 in WoS, 12 in peer-reviewed publications of the Higher Attestation Commission and more than 40 in conference materials.

Вклад авторов. Валгасова И.Н. — обзор литературы, написание текста; Верещагина М.В. — обработка и редактирование материалов, концепции статьи.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Валгасова И.Н. — SPIN ID: 6651-1506; ORCID ID: 0000-0001-8547-0463

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Социальная психология, семейная психология, опубликованы 3 публикаций РИНЦ, 3 в материалах конференций.

Верещагина М.В.— SPIN ID: 2538-1777; ORCID ID: 0000-0002-5227-3102

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Социальная психология, этническая психология, психология религии, опубликовано более 70 работ, из них 1 в системе СКОПУС, 1 в WoS, 12 в рецензируемых изданиях ВАК и более 40 в материалах конференций.

For citation: Valgasova I.N., Vereshchagina M.V. ON THE PROBLEM OF STUDYING IDEAS ABOUT FAMILY AND FAMILY RELATIONS IN RUSSIAN PSYCHOLOGY // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. - №11. - C 39-45. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-39-45.

Для цитирования: Валгасова И.Н., Верещагина М.В. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т.23. - №11. - С. 39-45. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-11-39-45.

Введение. Актуальность изучения

представлений о семье и семенных отношениях определяется тем фактом, что в современном обществе заметны

существенные изменения как в самой семье как институте социализации, так и в отношении к нему. Происходит значительное

снижение уровня культуры семейных отношений, понижается степень участия родителей в подготовке молодежи к семейному образу жизни, уменьшается роль семейного воспитания и возрастает значимость других общественных институтов и ценностей. Все

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

н

вышеперечисленные изменения влекут за собой формирование искаженных представлений о семьи и, возможно даже к формированию «неадекватных» семейных установок у современной молодежи. При этом стоит отметить, что семья - это важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Она служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов поведения, согласно которым он выстраивает свою жизнь.

Цель настоящего исследования - провести теоретический анализ представлений о семье и семейных отношениях в отечественной психологии.

Материалы и методы. Методологической основой работы являются методы теоретического обобщения и анализа социологической, педагогической и социально-психологической литературы по проблеме представлений о семье и семейных отношениях.

Результаты и обсуждение. Прежде чем перейти к анализу представлений о семье и семейных отношениях в отечественной психологии, целесообразно остановиться на понятии «семья». В современной науке семья считается многогранной системой, в которой отражается не только взаимодействие и взаимоотношения взрослых, но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно способствует формированию у подрастающего поколения представлений о семье.

В России семья стала объектом изучения лишь в середине XIX в. Изучением семьи и ее психологического содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимались ученые: Т.В. Андреева, Е.А. Личко, В.М. Медков, С.В. Ковалев, М.В.Петрович, А.И. Антонов, Ю.Е. Алешина, Н.Я. Соловьев, А.Г. Харчев, Т.Н. Гуреева, И.В. Дубровина, Т.М. Мишина и др.

В своей работе мы будем опираться на определение Н.Я. Соловьева, согласно

которому: «Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [8].

Научные данные отечественных ученых доказывают, что в первые годы жизни у ребенка, воспитывающегося в семье, начинают формироваться представления о том, какая будет у него семья (А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин Н. Н. Поддьяков, С. Д. Смирнов)

[3].

Как отмечает И.В. Дубровина, только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы поведения, характеризующиеся эталонностью образа мужчины и женщины [2]. Безусловно, дети, воспитывающиеся вне семьи, лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, отца и матери, воспринимать и принимать непосредственное участие в семейных отношениях.

Ю.М. Мерзлякова, М.М. Иванова, А.М. Прихожан подчеркивают, что именно семья служит детям той первичной моделью, которая способствует формированию у них определенных представлений и образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих реакций, стиля отношения друг к другу, что дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов и родителей. Семья как взаимодействие между мужчиной и женщиной являются примером для будущей социализации ребенка. Образец этого взаимодействия и выступает эталоном, образцом построения отношений между полами, которые ребенок усваивает в

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

родительском семье и в дальнейшем переносит в свою собственную [2].

Важным фактором, формирующим представление о семье в юношеском возрасте, по мнению Т.Н. Гуреевой, является родительская семья [1]. Юноши могут оценить как положительно, так и отрицательно родительскую модель семьи. При положительной оценке, молодежь стремится подражать родительской семье, при отрицательной - стремиться избежать похожего уклада жизни. Но в этом случае, они иногда только усугубляют негативно воспринимаемые аспекты родительской модели семьи. Это связано с тем, что юноши и девушки склонны строить свои представления о будущей семье с учетом того, чего им не хватало в родительской семье или эмоционального отношения по поводу ее уклада и построения отношений в ней, и эти представления часто носят компенсаторный характер.

Следовательно, общество и родительская семья задают образец, формируют определенную модель семьи, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальные особенности. Требования, которые предъявляют в воспитании отец и мать, мера влияния на ребенка и вмешательства в его дела, организация жизни в семье, внутренние семейные законы и традиции - все это в будущем станет решающим фактором, установкой для молодого человека при создании собственной семьи и устройстве семейной жизни.

Т.М. Мишина вводит понятие «образ семьи» или «образ Мы», рассматривая его как феномен семейного самосознания, под которым имеется в виду целостное, интегрированное образование [5]. Подчеркнем, что образ (англ. image) - это чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику [6]. Будучи всегда чувственным по своей форме, по своему

как

содержанию образ может быть чувственным, так и рациональным [7].

Необходимо обратить внимание, что в психологической научной литературе термины «представление» и «образ» часто выступают тождественными друг другу: французская школа и ее отечественные последователи оперируют понятием «социальные представления», а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представители ленинградской школы используют понятие «вторичные образы». Понятия и образы, относящиеся к социальным представлениям, фильтруют мотивы, желания, предпочтения, оставляя только те, которыми можно обмениваться и которые можно разделять. Представления позволяют мысленно опробовать тот оборот, который примут эти действия; предусматривать формы, которые нужно им придать, и предвосхищать результаты. В.Л. Ситников разводит понятия «представление» и «образ», указывая, что первое является динамичным

познавательным процессом, который последовательно и обособленно выступает в качестве стороны объекта или явления, а образ характеризуется статичностью и представляет целостный комплекс восприятий и представлений, пониманий и установок [7].

Для психологической науки понятие «представление» не является новым, но тем не менее оно до настоящего времени считается недостаточно изученным. Рассмотрением представлений в контексте общей психологии занимались И.М. Сеченов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др. [10].

Согласно А.Г. Асмолову, Е. Ю. Артемьевой, В. П. Зинченко, Л. С. Выготскому, В. В. Знакову, А. Н. Леонтьеву, В. П. Серкину, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелеву, как психологический феномен «представления» являются образами, в которых отражена совокупность значений, личностных смыслов и семантических конструктов.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

Следовательно, представление -наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В психологии представления определяются: как мысли о стимульных событиях, которые могут характеризоваться; как прямое отображение стимула; как результат когнитивно-эмоциональной переработки стимула; как мысленный код стимула; как абстрактная характеристика стимула. А.Н. Леонтьев в теории деятельности указывает, что представления выполняют регулирующую функцию, с одной стороны, выступая мотивом, а с другой, - как субъективный промежуточный результат, который отражает форму представления о том, что и как должно быть достигнуто [4].

Адекватный «образ Мы» определяет стиль жизни семьи, в частности, супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный «образ Мы» приводит к согласованным селективным представлениям о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающих для каждого члена семьи и семьи в целом, наблюдаемый публичный образ - семейный миф [10].

В современной социально-психологической науке выделают следующие ключевые компоненты представлений о семье и семейных отношениях:

1) когнитивный компонент, отражающий образ семьи через совокупность знаний о семье, ее ценностях и отношениях;

2) аффективный компонент, определяющий эмоционально-оценочное отношение к семье, семейным ценностям и взаимоотношениям, функциям семьи;

3) поведенческий компонент, содержащий систему мотивов, которыми руководствуется человек при создании собственной семьи, и связанную с ней психологическую готовность реализовывать и поддерживать

семейные отношения, функции, брать на себя ответственность за их выполнение; 4) мотивационный компонент,

предполагающий наличие у человека определенных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в семье.

По мнению В.С. Торохтий, основу представлений о семье и семейных отношениях могут составлять:

функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной; эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления будущих супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга; психологическая зрелость. При этом В.С. Торохтий, к психологической зрелости относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и, напротив, наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях [9].

Проанализировав данные теории и результаты исследований в области социальной и семейной психологии, можно сделать вывод о том, что представления о семье, несомненно, оказывают влияние на формирование у ребенка представлений о своей будущей семье и отношениях, которые он будет выстраивать в собственной семье. Представления о семье помогают создать модель идеального будущего, модель брака и своей будущей семьи. Исходя из этого, можно считать, что представления являются такими психическими образами «продукта как цели», которые существуют у субъекта для того, чтобы он мог действовать с этими преставлениями и видоизменять их в соответствии со складывающимися социальными условиями.

Необходимо отметить, что в плане формирования представлений о семейных отношениях и семье общество задает для личности определенный социально-одобряемый образец, эталон семьи, который преломляется через индивидуальные

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

2021. Vol. 23. N11

https://e-pubmed.or

H

особенности личности молодого человека (будущего семьянина), его ценностно-мотивационную сферу, «программу», заложенную в процессе воспитания в родительской семье, на основе чего происходит совмещение этих составляющих в представлении молодого человека как будущего супруга/ супруги. Таким образом, на формирование представлений о семье и семейных отношениях влияют различные общественные, семейные и личностные факторы, которые можно определить как факторы макро-, мезо- и микроуровня.

Многие исследователи считают, что именно семья, в которой воспитывается ребенок, служит той первичной моделью, которая способствует формированию у него определенных образцов поведения [1], [2]. Для современного поколения молодых людей образцами семейных отношений, семьи, супружеских отношений, реализации роли родителей и семейного сценария могут являться родительская семейная система, семьи родственников и знакомых, герои литературы и кино, а также пример жизни известных, популярных личностей, средства массовой информации.

Выводы. Анализируя разные подходы отечественных исследований в изучении представлений о семье и семейных отношениях, мы можем сделать вывод, что представления о семье являются важнейшим

фактором, который оказывает влияние на становление личности. Представления, с нашей точки зрения, выступают «отправной точкой» действия и поведения в целом, а значит отражают социальную установку, влияющую на построение жизненной перспективы. Благодаря построению представлений о мире, о себе в нем, своей семье, человек создает «модель» собственного будущего. В нашем случае представление о будущей семье, о себе в этой семье, о семейных отношениях - человек в своих представлениях о том, как это должно быть, как он это видит, другими словами, он создаёт «модель будущей семьи». С прикладной точки зрения, для изменения создавшейся ситуации негативного отношения молодежи к семье и семейным отношениям, необходимо формировать у молодых людей реалистичные представления об их будущей семье. С другой стороны, появление нового «образа» семьи может иметь прогрессивное значение, создавая условия для развития, приспособления феномена к современным требованиям. Как показал обзор научных источников, несмотря на свою значимость, проблема представлений о семье и семейных отношениях остается еще мало изученной. Это заставляет обратиться к более пристальному рассмотрению особенностей развития представлений о семье и семейных отношениях.

Corresponding Author: Valgasova Inga Nugzarovna - 2nd year postgraduate student, lecturer of the Department of Pedagogy, Psychology and Social and Humanitarian Disciplines, State budgetary educational institution of higher education «North Ossetian State Pedagogical Institute», Vladikavkaz, Russian

Federation.

E-mail: inga.valgasova@mail.ru

Ответственный за переписку: Валгасова Инга Нугзаровна — аспирант 2-ого курса, преподаватель кафедры педагогики, психологии и социально-гуманитарных дисциплин, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г.

Владикавказ, Российская Федерация.

E-mail: inga.valgasova@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.