Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попенко Н.В., Тарасова Т.И., Вишнякова Н.Н.

Статья посвящена постановке актуальной проблемы современной психологии, которая заключается в необходимости осуществления психологической коррекционной работы с подростками, имеющими диагноз умственная отсталость, у которых выявлено агрессивное поведение. Агрессивное поведение проявляется в негативизме, связанным с учебным процессом, эмоциональными расстройствами и в связи с этим, особенную актуальность приобретает разработка и реализация программы коррекционного воздействия на снижение проявления агрессии. В данном исследовании представлены результаты повторной психологической диагностики, после реализации программы психологической коррекции, направленной на расширение социальных умений, позволяющих снизить проявления агрессивного поведения. В соответствии с поставленной целью и задачами, была разработана программа психологической коррекции, подобран психологический функционал, отвечающий требованиям исследования. По результатам проведенного статистического анализа описаны ключевые позиции по опроснику агрессивности А. Басса и А. Дарки. Индекс агрессии и индекс враждебности в контрольной группе имеют высокие показатели, что соответствует выраженным проявлениям агрессии по отношению к конкретным людям. В экспериментальной группе отмечается тенденция к снижению выраженных проявлений агрессии. Выявлены достоверные изменения показателей вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии в сторону снижения объективных проявлений агрессивного поведения. Особое практическое значение приобретает реализация психокоррекционной программы, в условиях детского психоневрологического интерната. В результате психологического исследования нами был сформулирован значимый вывод о том, что программа по снижению уровня агрессивных проявлений имеет значительную продуктивность в установлении социальных и этических нормах при взаимодействии с внешней окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попенко Н.В., Тарасова Т.И., Вишнякова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYHOLOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the formulation of an actual problem of modern psychology, which consist of necessary realizing psychological correctional work with adolescents with a mental retardation diagnosis and aggressive behavior. Aggressive behavior manifests in negativism related with the educational process, emotional disorders. Consequently, the development and implementation of a program of corrective actions to reduce the manifestation of aggression obtain the particular relevance. The program of psychological corrections was developed in accordance with formulated purposes and appointments, psychological functional meeting the requirements of the research standards was selected. According to the conducted statistical analysis the main positions of the checklist aggression by A.Bass and A.Darki was described. The aggression index and animosity index in screening group have a high activity that correspond to expressed manifestation of aggression directed against people. There is a downward trend pronounced aggression manifestation in experimental group. Significant changes in a result of verbal aggression, physical aggression and indirect aggression towards reduction of objective manifestations aggression behavior were relieved. A special practical role is acquired in realization psycho corrective program in a condition children neuropsychiatric boarding school. In the issue of psychological research was made a significant conclusion that reducing the level of aggressive manifestations program has an important efficiency in establishment of social and ethical norms in interaction with external environment

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ»

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ by J https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

ю- RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ p<j © Popenko N.V., Tarasova T.I., Vyshnyakova N.N. 2021

1 ч http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-30-39

L ч Принята 29.12.2021 | Accepted 29.12.2021

УДК 159.9

PSYHOLOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Popenko N. V., Tarasova T.I., Vyshnyakova N.N.

Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Попенко Н.В., Тарасова Т.И., Вишнякова Н.Н.

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация

Abstract. The article is devoted to the formulation of an actual problem of modern psychology, which consist of necessary realizing psychological correctional work with adolescents with a mental retardation diagnosis and aggressive behavior. Aggressive behavior manifests in negativism related with the educational process, emotional disorders. Consequently, the development and implementation of a program of corrective actions to reduce the manifestation of aggression obtain the particular relevance. The program of psychological corrections was developed in accordance with formulated purposes and appointments, psychological functional meeting the requirements of the research standards was selected. According to the conducted statistical analysis the main positions of the checklist aggression by A.Bass and A.Darki was described. The aggression index and animosity index in screening group have a high activity that correspond to expressed manifestation of aggression directed against concrete

Аннотация. Статья посвящена постановке актуальной проблемы современной психологии, которая заключается в необходимости осуществления психологической коррекционной работы с подростками, имеющими диагноз умственная отсталость, у которых выявлено агрессивное поведение. Агрессивное поведение проявляется в негативизме, связанным с учебным процессом, эмоциональными расстройствами и в связи с этим, особенную актуальность приобретает разработка и реализация программы коррекционного воздействия на снижение проявления агрессии. В данном исследовании представлены результаты повторной психологической диагностики, после реализации программы психологической коррекции, направленной на расширение социальных умений, позволяющих снизить проявления агрессивного поведения. В соответствии с поставленной целью и

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

people. There is a downward trend pronounced aggression manifestation in experimental group. Significant changes in a result of verbal aggression, physical aggression and indirect aggression towards reduction of objective manifestations aggression behavior were relieved. A special practical role is acquired in realization psycho corrective program in a condition children neuropsychiatry boarding school. In the issue of psychological research was made a significant conclusion that reducing the level of aggressive manifestations program has an important efficiency in establishment of social and ethical norms in interaction with external environment

Keywords: mental retardation, aggressive behavior, psychocorrectional program, adolescents

REFERENCES

[1] Bystrov A.E. Behavioral disorders of mentally retarded adolescents and methods of their correction // Pedagogy and modernity 2014. T 1. № 1-1. Q 116120

[2] Kolosova T.A. Protective mechanisms of the personality of mentally retarded adolescents // Problems of modern pedagogical education 2016. № 51 (4). C 431-439.

задачами, была разработана программа психологической коррекции, подобран психологический функционал, отвечающий требованиям исследования. По результатам проведенного статистического анализа описаны ключевые позиции по опроснику агрессивности А. Басса и А. Дарки. Индекс агрессии и индекс враждебности в контрольной группе имеют высокие показатели, что соответствует выраженным проявлениям агрессии по отношению к конкретным людям. В экспериментальной группе отмечается тенденция к снижению выраженных проявлений агрессии. Выявлены достоверные изменения показателей вербальной агрессии, физической агрессии, косвенной агрессии в сторону снижения объективных проявлений агрессивного поведения. Особое практическое значение приобретает реализация психокоррекционной программы, в условиях детского психоневрологического интерната. В результате психологического исследования нами был сформулирован значимый вывод о том, что программа по снижению уровня агрессивных проявлений имеет значительную

продуктивность в установлении социальных и этических нормах при взаимодействии с внешней окружающей средой.

Ключевые слова: умственная отсталость, агрессивное поведение, психокоррекционная программа, подростки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Быстров А.Е. Нарушения поведения умственно отсталых подростков и методы их коррекции // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 116-120.

Колосова Т.А. Защитные механизмы личности умственно отсталых подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (4). С. 431-439.

Author Contributions. Popenko N.V.— literature review, writing a text; statistical data processing; Tarasova T.I. — collection and processing of materials, research concept and design. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Popenko N.V. — SPIN ID: 1535-0044; ORCID ID: 0000-0003-1399-8722

Research interests, number of main publications: Study of physiological processes, more than 30 publications were published, 7 in the Higher Attestation Commission and 37 in conference proceedings.

Tarasova T.I. — SPIN ID: 4253-2555; ORCID ID: 0000-0002-6098-87223956

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 31 ~

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

H

Research interests, number of main publications: Study of physiological processes, more than 10 publications were published, 5 in the Higher Attestation Commission and 8 in conference proceedings.

Vyshnyakova N.N.— SPIN ID: 5740-3919; ORCID ID: 0000-0001-61730638

Research interests, number of main publications: Study of physiological processes, more than 30 publications were published, 7 in the Higher Attestation Commission and 30 in conference proceedings.

Вклад авторов. Попенко Н.В.— обзор литературы, написание текста; Вишнякова Н.Н. - статистическая обработка данных; Тарасова Т.И. — сбор и обработка материалов, концепция и дизайн исследования. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Попенко Н.В. — SPIN ID: 1535-0044; ORCID ID: 0000-0003-1399-8722

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения, опубликованы более 30 публикаций из них, 7 в ВАК и 37 в материалах конференций.

Тарасова Т.И. — SPIN ID: 4253-2555; ORCID ID: 0000-0002-6098-87223956

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения, опубликованы более 10 публикаций из них, 5 в ВАК и 8 в материалах конференций.

Вишнякова Н.Н. — SPIN ID: 5740-3919; ORCID ID: 0000-0001-6173-0638

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение агрессивного поведения, опубликованы более 30 публикаций из них, 7 в ВАК и 30 в материалах конференций.

For citation: Popenko N.V., Tarasova T.I., Vyshnyakova N.N. PSYHOLOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol.23. - №12. - C. 30-39. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-30-39.

Для цитирования: Попенко Н.В., Тарасова Т.И., Вишнякова Н.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Г23. - №12. - С. 30-39. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-12-30-39.

Введение. Проблема коррекции агрессивного поведения, не смотря на достаточное количество исследований, по-прежнему является актуальной и требует дальнейшего изучения. Агрессивное поведение представляет общественную опасность не только само по себе, но и в связи с перспективой перехода в противоправное поведение. Ю.А. Клейберг, ссылаясь на ряд исследований Е.М. Борисовой, И.Б. Бойко, Р.Ф. Валеева, В.А. Верещагина и др., приводит статистические данные, которые свидетельствуют о неуклонном росте среди подростков проявлений жестокости и цинизма [1;4].

В настоящее время современная медицина и психология, с учетом новейших разработок, не позволяют исправить аномалии центральной нервной системы, в связи с этим, особую актуальность приобретают социальные средства коррекции, т.е. создание целенаправленного воспитания и обучения. Разработка программ психологической коррекции являются неотъемлемой частью сопроводительного процесса подростков с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Подсолнух» г. Красноярска. Выборку для участия в программе психологической коррекции составили 13 воспитанников интерната с диагнозом умственная отсталость, 10 мальчиков и 3 девочки, в возрасте 15-17 лет, проживающие в условиях интернате. Для изучения агрессивного поведения воспитанников

«Психоневрологического детского интернате Подсолнух», с диагнозом умственная отсталость, были подобраны тестовые методики, диагностические данные которых отвечают целям и задачам нашего исследования.

Для исследования агрессивности были использована методика:

Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки

Опросник агрессивности разработан Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник Басса-Дарки является одной из наиболее распространённых методик для исследования агрессивности в зарубежной психологии. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных психических эмоциональных реакций людей.

Данный психодиагностический

инструмент является валидным и надежным средством определения степени

выраженности агрессивного поведения, в связи с чем использование данной методики в настоящем исследовании может считаться целесообразным и оправданным.

Результаты и обсуждения: Целью психологической коррекционной программы является возможность снижения проявлений агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью по средствам обучения наиболее приемлемым способам разрядки агрессии и гнева. Задачи психологической программы коррекции:

1. Создание благоприятного микроклимата в группе.

2. Формирование социальных форм реагирования на окружающую внешнею среду, по средствам психологических техник.

3. Научить осмысливать различные формы проявления агрессивного поведения и закрепить навыки в практической ситуации.

Сроки реализации программы рассчитан на шесть месяцев. Занятия проводятся три раза в неделю, продолжительностью один академический час. Наполняемость экспериментальной группы составляет 13 подростков с легкой степенью умственной отсталости.

В результате проведенного нами повторного психодиагностического

исследования по опроснику А. Басса - А. Дарки получены следующие данные, индекс агрессии в экспериментальной группе, после прохождения программы психологической коррекции, высокие показатели у 26,6% испытуемых, что свидетельствует о проявлении агрессии к конкретным людям. Средний уровень показателя у 50% и низкий уровень у 23,4% у подростков с умственной отсталостью. В контрольной группе, высокий уровень показателя выявлен у 33,3% испытуемых, средний у 52,4% и низкий уровень показателя у 14,3% испытуемых (рис.1).

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ | 2021. Vol. 23. n 12 Образовательный вестник "Сознание" I—https://e-pubmed.or,

Индекс агрессии

52,40% 50,00% щ

1 ■ 33,30% 26,60%

■ 23,40%

щ 14,30%

низкии уровень среднии уровень высокии уровень

Ш контрольная группа экспериментальная группа

Рис.1. Результаты исследования индекса агрессии после проведения программы психокоррекции.

Indirect aggression

50%

40,00% 38,60%

| 26,60% F

21,40% 23,40%

lowlevel middlelevel high level

■ screening group M experimental group

Fig.1. The results of the study of the index of agg

Высокий уровень показателя проявлений вербальной агрессии в экспериментальной группе составляет 14,3%, что свидетельствует о возможности испытуемых выразить негативные чувства, как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ssion after the program of psychocorrection угрозы) в адрес окружающих. У 14,3% подростков выявлен средний и низкий уровень проявлений вербальной агрессии. В контрольной группе у 33,3% испытуемых высокий уровень показателя вербальной агрессии, у 52,4% средние значения и у 14,3% низкие показатели уровня. (рис.2)

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "consciousness"/ I 2021. Vol. 23. n 12

П^гикгптгя1¥*тгт.ттт.ттг п^птггтгтг ^Огкгтгятттг^^ I https://e-pubmed.or.

Рис.2. Результаты исследования вербальной агрессии после проведения программы психологической коррекции.

Verbal aggression

14,30% 14,30%

lowlevel middle level high level

■ screening group I experimental group

Fig.2. Results of the study of verbal aggression a

В экспериментальной группе, после проведения программы психологической коррекции, по результатам исследования было выявлено, что у 23,4% подростков с умственной отсталость уровень показателя косвенной агрессии низкий, 50% уровень показателя средний и у 26,6% уровень показателя высокий, что свидетельствует о проявлениях агрессии в виде злобы,

r the psychological correction program неупорядоченности в поведении. В контрольной группе у 21,4% испытуемых был выявлен низкий уровень показателя косвенной агрессии, который

свидетельствует об адаптации в социальной сфере, у 40% подростков показатель находится на среднем уровне и у 38,6% испытуемых определяется высокий показатель косвенной агрессии (рис.3)

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

Косвенная агрессия

50%

40,00% 38,60%

1 26,60%

21,40% 23,40%

низкии уровень средний уровень высокии уровень

к контрольная группа экспериментальная группа

Рис.3. Результаты исследования косвенной агрессии после проведения программы психокоррекции

Indirect aggression

50%

40,00% 38,60%

1 26,60%

21,40% 23,40%

lowlevel middle level high level

■ screening group I experimental group

Fig.3. Results of a study of indirect aggression af

При анализе показателей физической агрессии установлено, что в экспериментальной группе, после психологической помощи, в виде коррекции отмечается снижение высокого уровня показателя физической агрессии у испытуемых. У 11% испытуемых в экспериментальной группе показатель находится на низком уровне и у 32,7%

r a psychocorrection program

подростков средний показатель. В контрольной группе высокий уровня показателя физической агрессии у 66,6%, что свидетельствует о готовности использовать физическую против другого лица или социальной группы, у 14,3% испытуемых низкий уровень и 19,1% составляют средний уровень показателя (рис.4)

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "consciousness"/ I 2021. Vol. 23. n 12

0/^-пя<гптгят^тгт.ггт.тгг п^птггтгтг ^Огкгтгятттг^^ I https://e-pubmed.or.

Рис.4. Результаты исследования физической агрессии после проведения программы психокоррекции

Physical aggression

14,30% 11%

lowlevel middle level high level

■ screening group experimental group

Fig.4. Results of a study of physical aggression a

При исследовании индекса враждебности улучшение статистических показателей имеет минимальное значение. У 58,1% подростков с умственной отсталостью в экспериментальной группе высокий уровень показателя, средний уровень показателя выявлен у 34,9% испытуемых и

:r a psychocorrection program

низкий уровень показателя у 7%. В контрольной группе высокие показатели у 66,6%, средние у 26,8%, низкие у 6,6%. Испытуемые с высоким уровнем показателя имеют негативизм и недоверчивое по отношению к окружающим (рис.5).

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ | 2021. Vol. 23. n 12 Образовательный вестник "Сознание" I—https://e-pubmed.or.

Индекс враждебности

66,6

58,1

1

26,8 34,9

низкии уровень средний уровень высокии уровень

ш контрольная группа * экспериментальная группа

Рис.5. Результаты исследования индекса враждебности после проведения программы психокоррекции

Animosity index

66,6

58,1

щ

26,8 34,9

lowlevel middle level high level

ш screening group : experimental group

Fig.5. The results of the study of the hostility index after the psychocorrection program

До проведения программы психологической коррекции подростки характеризовались низкой способностью контролировать проявление агрессивного поведения, в сочетании с недоразвитием нравственных и этических основ личности, не совместимых с социальными нормами поведения, не осознанием степени риска, как того требует окружающая среда. В условиях детского дома-интерната для подростков с умственной отсталостью, все эти

являются сложной проблемой. В ходе психокоррекционных подростки с умственной стали меньше проявлять тенденции в жизненных

характеристики воспитательной проведенных мероприятий отсталостью, агрессивные ситуациях.

Вывод: полученные нами результаты свидетельствуют об эффективности специальной психологической

коррекционной помощи, в условиях

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2021. Vol. 23. N12

https://e-pubmed.or

н

интерната для умственно отсталых подростков. Высокие показатели по шкалам физическая агрессия, прямая физическая

агрессия и прямая косвенная агрессии стали ниже и перешли в средние показатели.

Corresponding Author: Popenko Natalia Valerievna - Ph.D, Associate Professor of the Department of Clinical Psychology and Psychotherapy with a postgraduate course, Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk,

Russian Federation

E-mail: popenkonv@yandex.ru

Ответственный за переписку: Попенко Наталья Валерьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России г. Краснооярск,

Российская Федерация

E-mail: popenkonv@yandex.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.