в профессии, а также укрепление положительной динамики мотивации к профессиональному развитию.
Результаты исследования позволяют описать мотивационные компоненты личности формирующегося профессионала, конструирующего профессиональную карьеру в различных сферах: физкультурно-спортивной и физкультурно-спортивно-медицинской. Эта модель в соответствии с концепцией Б. А. Ясько имеет три уровня модели личности специалиста: инвариантный, специфический и вариативный [6, с. 213]. В данном исследовании есть достаточно оснований отнести к инвариантным характеристикам: развитое воображение, креативность, музыкальные, артистические и вербально-логические способности, чувство гармонии и вкуса («артистический» тип ПП); рациональность, эрудированность, сдержанность, интроспективность, любознательность, интеллектуальность, ориентированность на не традиционные ценности и установки, обладание хорошими математическими способностями и аналитическими навыками («исследовательский» тип ПП). К специфическим составлякшшм мотивационных компонентов модели личности студентов физкультурно-спортивного ВУЗа мо-нопрофессионального образования относятся: развитые организаторские, вербальные, ораторские способности, навыки межличностного взаимодействия, склонность к предпринимательской деятельности, ориентация на материальное бла-
гополучие (П-тип). В свою очередь, специфические составляющие мотивационных компонентов модели личности студентов физкультурноспортивного ВУЗа разнонаправленного образования включают в себя характеристики «социального» типа ПП: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, настроенность на других, понимание других, стремление в оказании помощи другим, ориентация на работу в группе с людьми.
Библиографический список
1. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
2. Опросник профессиональных предпочтений (руководство) // НПЦ «Психодиагностика». -Ярославль, 1994.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
4. Черкасова В.А., Горская Г.Б. Психологопедагогические проблемы дополнительного профессионального образования. - Краснодар, 2002.
5. Ясько Б.А. Врач: психология личности. -Краснодар, 2001.
6. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. - Ростов н /Д: Феникс, 2005. - 304 с.
А.Ж. Митыпова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УЛАН-УДЭНСКИХ И МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
В статье дан сравнительный анализ базовых ценностей студентов Улан-Удэнских и Московских ВУЗов. Представлены результаты проведенного исследования в двух группах молодежи
В настоящее время исследование базовых ценностей рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений, поскольку ценности имеют культурно-исторический характер, являясь основой и фундаментом всякой культуры. Ценности культуры, в которую включен
индивид, являются важнейшими детерминантами человеческого поведения. Ценности представляют собой результат действия различных механизмов социализации, под воздействием которых человек оказывается с самого рождения. Признается, что ценности, доминирующие в обществе -
© А.Ж. Митыпова, 2008
155
это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся условиях напшмую влияет на ценности. Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется, и, анализируя ценности, можно четко увидеть изменения в культуре и самой личности.
В центре внимания многих исследователей психологии межкулыурных различий сегодня находится Россия и, следовательно, ценностные ориентации представителей различных народов, проживающих на ее территории. Установлено, что как человек может познать самого себя только через общение с другими людьми, так и народ в целом может узнать свои особенности, лишь при контакте с представителями других культур или сообществ, оперирующих иным набором ценностей. Именно в процессе межкулыурных взаимодействий происходит осознание ценностей, и обнаруживаются различия именно в последних. Поэтому теоретическое и эмпирическое исследование социально-психологических особенностей молодежи проживающей в различных регионах России с учетом изменений, происходящих в обществе в последнее время, является задачей практической важности.
Цель исследования - изучить базовые ценности студентов Улан-Удэнских и Московских ВУЗов (молодежи).
В ходе исследования было обнаружено, что для Улан-Удэнских молодых людей, на первом месте такие ценности целей, как здоровье, любовь и уверенность в себе, а для других характерна высокая ценность таких ценностей - целей как активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, и также здоровье.
Установлено, что альтруистические и эстетические ценности всеми испытуемыми вытесняются на последние позиции в структуре терминальных ценностей. При этом мы можем отметить значимые различия в ценности общения у представителей двух групп. Если представители Московской молодежи стремятся в большей степени реализоваться в кругу друзей, получить общественное признание, то представители Улан-Удэнской молодежи стремятся удовлетворить потребность в общении посредством счастливой семейной жизни и наличия интересной работы.
Полученные данные говорят о том, что Московские студенты чаще всего использует в достижении цели такие инструментальные ценности, как эффективность в делах, исполнительность, ответственность и образованность, а также индивидуалистический блок ценностей: жизнерадостность и честность. Для Улан-Удэнских студентов, значимыми средствами достижения целей являются социально-психологические характеристики, высокая моральность и образованность. В основе ценностных предпочтений вторых лежат ценности социальности, конформизма и поддержки традиций. Данную особенность можно объяснить стремлением малых народов сохранить свою самобытность, традиции и обычаи.
Изучение базовых потребностей показало, что для молодых людей двух групп характерно неудовлетворение материальных потребностей и потребностей в самовыражении.
Таким образом, наиболее значимыми ценностями для современной молодежи являются общественное признание, уважение окружающих и хорошая престижная работа, что можно объяснить тем, что в молодости человек строит жизненные планы на получение образования, на создание своей семьи и на собственную карьеру. Сопоставление базовых ценностей представителей различных этнических групп и студентов разных регионов выявило, что Московские студенты выбирают индивидуальные ценности, а Улан-Удэнские -ценности поддержки традиций и конформизма.
Библиографический список
/. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-592 с.
2. Обозов Н.Н. (1990) Психология межличностных отношений // К.: Изд-во «Лыбидь» при Киев, ун-те.
3. Ренчинова С. Е. Народные традиции бурят в нравственном воспитании личности. Культура народов Сибири: традиции и современность / Под ред. Пшеничниковой Р.И. - Улан-Удэ, Изд-ский полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. -311с.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Сорокин Ю.А. (1987) Вербальное и невербальное поведение с этнопсихологической точки зрения // Язык и культура. - М. - 208 с.
156
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14