УДК 159.923.2 ББК 88.411.9 К 64
А.М. Кондратьева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОГО РЫНКА
ТРУДА
Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме профессиональной самореализации личности. Рассмотрены: культурно-историческая концепция как основа психологического анализа процесса профессионального развития личности; профессиональное становление в контексте психологической теории деятельности; теоретические основы исследования профессионального развития личности в контексте субъектнодеятельностного подхода; профессиональное становление как самореализация личности; профессиональная самореализация личности в условиях динамичного рынка труда. Обосновывается актуальность изучения проблемы профессиональной самореализации личности в процессе разнонаправленной профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, деятельность, профессия,
профессиональное становление, профессионализм, профессиональная субъектность, мотивация (внутренняя, внешняя, профессиональная), непрерывное профессиональное развитие, разнонаправленное профессиональное образование.
A.M.Kondratieva
THEORETICAL FOUNDATIONS OF RESEARCH OF THE PERSONAL PROFESSIONAL SELF-REALIZATION IN CONDITIONS OF THE DYNAMICAL
LABOUR MARKET
Abstract. The paper discusses the basic theoretical approaches to a problem of professional selfrealization of the person. The author examines the cultural - historical concept as a basis of the psychological analysis of professional development of the person; professional setting up in a context of the psychological theory of activity; theoretical foundations of research of professional development of the person in a context of the subject-action approach; professional setting up as self-realization of the person; and professional self-realization of the person in conditions of a dynamical labour market. The urgency of studying the problem of professional self-realization of the person in process of differently directed professional education is substantiated.
Key words: professional self-realization, activity, a trade, professional setting up, professionalism, professional subject, motivation (internal, external, professional), continuous professional development, differently directed professional education.
Возникновение в последние годы особой социально-экономической ситуации, переход на рыночную систему труда, появление жестких конкурентных отношений возрождают интерес к профессиональной самореализации личности в меняющихся условиях современного мира. В данной публикации мы поставили задачу рассмотреть существующие на сегодняшний день основные направления в отечественной психологии по проблеме профессиональной самореализации личности и перспективы дальнейшей разработки данной проблемы на базе сложившихся подходов.
Теоретические основы исследования профессиональной самореализации субъекта в условиях динамичного рынка труда целесообразно рассмотреть, опираясь на основные теоретические парадигмы современной психологической науки, лежащие в основе современных исследований данной проблемы:
1) культурно-исторической концепции;
2) психологической теории деятельности;
3) субъектно-деятельностного подхода;
4) концепции самореализации личности.
Культурно-историческая концепция как основа психологического анализа процесса профессионального развития личности. В общетеоретических представлениях Л.С. Выготского личность является понятием социальным, формирование которой происходит в результате культурного развития [2]. «В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и окружающим миром, изменялся и развивался сам человек, менялась его природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность», - писал Л.С. Выготский. В культурно-исторической концепции социум является единственным детерминирующим фактором поведения человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что овладение культурой как единственной человеческой реальностью, в которую попадает субъект от своего рождения, возможно только в процессе собственной индивидуальной деятельности [2]. По мнению Л.С. Выготского, «наша деятельность представляет собой бесконечное, постоянное, континуумообразное изменение состояний» [2]. Действуя, человек изменяет собственную окружающую реальность, осуществляя воздействие как на других субъектов, с которыми приходится взаимодействовать в процессе данной деятельности, так и на объекты, которыми приходится оперировать. Таким образом, в деятельности происходят преобразования и изменения самого человека.
Важнейшим тезисом культурно-исторической концепции является тезис об опосредованном характере человеческого существования. Смысл орудийного и знакового опосредования заключается в приспособлении индивида к социально-культурной среде с возможностью использования им средств данной среды. Инновационным положением Л.С. Выготского стало внедрение в качестве центральной категории концепции человека орудийной или трудовой деятельности [2]. Таким образом, через освоение трудовой деятельности происходит не только овладение и регулирование собственного поведения, но и развитие личности в целом.
Известны базовые положения культурно-исторической концепции о возрастных психических новообразованиях, о ведущей деятельности как детерминирующем условии их развития. С точки зрения анализа процесса профессионального развития личности данные положения находят отражение в концепции профессионального становления субъекта [3, 13], становлении профессионально-важных качеств (ПВК) в процессе профессиогенеза.
Профессиональное становление в контексте психологической теории деятельности. Одним из основоположников отечественной психологической теории деятельности является А.Н. Леонтьев. В его исследованиях личность - это продукт деятельности; сущностью человеческого бытия выступает деятельностная активность. Особое внимание в теории деятельности уделяется взаимодействию личности с миром через осмысленное осуществление деятельности [8]. Совокупность многообразных деятельностей человека является, по мнению А.Н. Леонтьева, «реальным базисом личности. Он отмечает, что «деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах». Анализируя деятельность, А.Н. Леонтьев раскладывает ее на категории понятий: «субъект деятельности», «объект деятельности», «деятельность», «цели», «операции». Развивая теорию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев говорит о том, что в деятельности человек формируется как личность. Схема анализа деятельности как любой осмысленной активности позволяет увидеть ее направленность цели, мотивы [8]. Теоретическое положение А.Н. Леонтьева о смысловой основе любой деятельности является чрезвычайно важным для понимания
профессиональной деятельности и профессионального выбора человека, представляющих сферу реализации жизненных смыслов субъекта [4, 13].
Таким образом, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, развитая в трудах его последователей, дает теоретическое основание для исследования процесса профессионального выбора и профессиональной самореализации личности.
Теоретические основы исследования профессионального развития личности в контексте субъектно-деятельностного подхода. Основателем субъектнодеятельностного подхода в отечественной психологии является С.Л. Рубинштейн. Опираясь на концепцию единства сознания и деятельности, он показывает, что «сознание как высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений» [13]. Человек, по мнению С.Л. Рубинштейна, является не только субъектом деятельности, но и субъектом жизнедеятельности, который находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации. Таким образом, деятельность представляется как активность человека, способствующая дальнейшему жизненному развитию и построению собственного окружающего мира.
А.В. Брушлинский расширил представления о субъектной активности как факторе детерминации психики. «Важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной), добиваясь необходимых результатов» [1, с.30].
Целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности. Проблема деятельностной активности личности остается одной из основных специфических составляющих субъектных проявлений личности и индивидуальности. Уделяя внимание сознательной активности человека, А.В. Брушлинский утверждает: «Для человека как субъекта сознание особенно существенно, потому что именно в ходе рефлексии он формирует и развивает свои цели, т. е. цели деятельности, общения, поведения, созерцания и других видов активности. При этом он осознает хотя бы частично некоторые из своих мотивов, последствия совершаемых действий и поступков и т.д.» [1, с. 20].
Большое значение А.В. Брушлинский придавал критериям субъекта и разнообразию видов человеческой активности. Единство деятельности он обосновывал через единство целей ее субъекта и тех мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели, в свою очередь, носят интегрированный и обобщенный характер, выражая общую направленность личности. Таким образом, А.В. Брушлинский закрепляет положение принципа единства сознания и деятельности в особенностях непрерывности познавательного взаимодействия человека с миром [1].
Е.А. Климов продолжает развитие субъектно-деятельностного подхода в изучении личности. При этом развитие человека рассматривается через призму профессиональной реализации, включающей постепенное освоение профессиональных ступеней, ведущих к достижению вершин профессионализма [4]. Под профессионализмом подразумевается овладение в высшей степени компетентностью в конкретном виде трудовой деятельности, высоким уровнем мастерства в конкретной профессии. Широкую известность в педагогике и психологии получило определение профессии, данное академиком Е.А. Климовым: «Профессия - это необходимая для общества и сложившаяся в нем ограниченная (вследствие разделения труда) область осуществления человеком трудовых функций, позволяющая ему получить взамен приложенного им труда средства существования и развития».
Е.А. Климов уделяет значительное внимание проблеме осознанного выбора профессионального пути, для осуществления которого необходимо учитывать следующие обстоятельства:
«1) потребности общества в кадрах той или иной специальности;
2) требования, которые предъявляет та или иная профессия к личным качествам человека;
3) личные возможности, которыми располагает сам человек, выбирающий профессию (состояние здоровья, подготовленность, интересы, склонности);
4) возможности, которые получает представитель данной профессии для своего развития, профессионального продвижения» [4, с. 162].
Рассматривая развитие профессиональной субъектности человека как процесс поэтапного становления личности специалиста, Е.А. Климов выделяет следующие его стадии [4, с. 251]:
- оптант (или фаза оптанта, оптации) - период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор;
- адепт (или фаза адепта) - период собственно освоения профессии (обучение в вузах, техникумах) и т.д.;
- адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе) -обретение способов саморегуляции, привыкание к трудовому посту;
- интернал (или фаза интернала) - специалист опытен, устойчив на трудовом посту, обладает признанием коллег;
- мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и дальше, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам) - специалист уже выделяется среди коллег своими личностными качествами, обладает широтой взглядов в освоении определенных вопросов, имеет квалификации, достиг определенной профессиональной ступени;
- авторитет (или фаза авторитета, она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей);
- наставник (или фаза наставничества, наставника в широком значении слова - как человека, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт).
Поэтапное освоение человеком профессионального пути является важной составляющей дальнейшего развития личности.
Таким образом, парадигма субъектно-деятельностного подхода является научным основанием в исследовании процесса профессиогенеза личности. Она позволяет увидеть закономерности, обусловливающие зависимость профессиональной самореализации человека от влияний социальных условий, динамики рынка труда, технологических изменений в мире профессий.
Мотивация и направленность как психологические условия профессионального развития субъекта. В исследованиях А.Н. Леонтьева подчеркивается, что анализ деятельности необходимо производить через анализ мотивов. Указывая на сложность распределения функций между мотивами одной и той же деятельности, А.Н. Леонтьев определяет мотивационную сферу личности через соотношение иерархии мотивов, которое заключается в совокупности «смыслообразующих мотивов» и «мотивов-стимулов» [8]. А.Н. Леонтьев писал: «В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом» - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности» [8].
Об особой роли мотивации в профессиональном развитии личности пишет А.К. Маркова: «Мотивационная сфера личности обусловливает как процесс выбора
профессиональной деятельности, направление профессионального становления, так и успешность достижения профессиональных целей» [9, с. 101]. Как правило, выделяются
два типа мотивов деятельности: внешние и внутренние. Наличие внутренней мотивации свидетельствует о желании к совершению какого-либо вида деятельности ради нее самой, в то время как внешняя мотивация обусловлена только стремлением к поощрению. А.К. Маркова в своих исследованиях определяет несколько признаков внутренней мотивации личности:
«1) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность;
2) полная концентрация внимания, мыслей, чувств на деле, исключающая из сознания все постореннее;
3) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач;
4) четкое осознание того, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности;
5) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
6) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро;
7) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле».
Разработанные в исследованиях А.К. Марковой схемы учебной деятельности и профессиональной деятельности педагога могут служить основой методологической схемы для анализа процесса профессиональной самореализации личности. Поэтому особый интерес для исследователя имеют взгляды А.К. Марковой на проблему мотивации и ее роли в формировании ведущей деятельности. Образование мотива автор исследований рассматривает через взаимодействие «положительного и отрицательного отношения к учебной деятельности», которая, в свою очередь, наделена субъективным смыслом для каждого учащегося. «Соотношение мотивов и целей освоения знаний образуют смысл», который определяет дальнейшую профессиональную мотивацию. Определяя понятие профессиональной мотивации, А.К. Маркова пишет о том, что «это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление» [9, с. 67]. С появлением профессиональных мотивов происходит принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения.
Проблему профессионального становления и профессиональной самореализации личности исследует Н.С. Пряжников. Дифференцируя понятия самоактуализации и самореализации, автор рассматривает проблему профессиональной мотивации [11, 12]. Им выделяются две группы характеристик мотивационных компонентов:
«1) разумное объяснение труда в целом (основано на понимании значимости
труда);
2) предпочтительность отдельных сторон труда (отражает более конкретные и частные требования к труду)» [12, с. 71].
В исследованиях Н.С. Пряжникова уделяется значительное внимание проблемам профессионального самоопределения, профориентационного направления психологического консультирования, удовлетворенности профессиональным трудом, профессионального развития, самоуважения и самореализации личности [11, 12].
Основываясь на концепции рыночных отношений личности Э. Фромма, Н.С. Пряжников акцентирует внимание на стремительном внедрении в социально-профессиональную сферу образа «рыночной личности», приоритетом которой становится отношение субъекта к самому себе как к «ходовому товару». Целью образовательного процесса такой личности является накопление как можно большего количества информации, рекомендуемой рынком. В исследованиях образа «рыночной личности» Н.С. Пряжниковым выделяются противоречивые установки на путях ее самореализации, двойственные предпосылки путей ее профессионального успеха. С одной стороны, с самого детства происходит тотальное внушение важности норм и принципов усердного и
усидчивого учения, морали, взаимного уважения, а с другой, - «молодой человек быстро обнаруживает, что для успеха часто бывают полезнее прямо противоположные качества» [10, с. 33]. В результате образуемого личностного диссонанса самореализующемуся человеку приходится сталкиваться в будущем с серьезным внутренним противоборством собственной морали, компромисс которой сводится к минимуму. И происходит это практически на каждом этапе профессионализации: на этапе обучения в школе, на этапе подготовки поступления в желанный ВУЗ, на этапе обучения в ВУЗе, на этапе адаптации к новому месту работы, в ходе самой работы и на этапе выхода на пенсию. Все это связано, прежде всего, с тем, что в процессе осуществления профессиональной деятельности, в процессе своего развития личность вовлечена не только в субъектнодеятельностные, но и в большей степени в субъект-субъектные отношения, в которых важным является умение комфортно реализовать себя. По словам Н.С. Пряжникова, «само понимание «успешной карьеры» предполагает постоянное жестокое соревнование со своими конкурентами и соперниками» [10, с. 33]. В выделенном феномене находит отражение одно из актуальных противоречий процесса профессионального становления субъекта в современных условиях, противоречия которого можно обозначить дилеммой: «кем быть?» - «каким быть?»
Примером развития субъектно-деятельностного подхода в исследованиях психологии профессионального становления личности могут послужить работы Б.А. Ясько [14, 15]. Так, профессиональная мотивация определяется как «сложное и динамичное соотношение побуждений различных уровней, формирование в сознании индивида желаемого «образа субъекта» деятельности, которого еще нет в наличии» [15, с. 145]. Рассматривая процесс непрерывного профессионального развития врача-клинициста, Б.А. Ясько отмечает, что стремление максимально идентифицироваться с этим желаемым образом деятельности, сохраняя и улучшая при этом собственную индивидуальность и профессиональный стиль, является направляющей силой развивающегося специалиста [14, 15].
В названных работах Б.А. Ясько находит развитие концепция оптации, как этап профессионального становления субъекта. Отмечено, что своеобразием самореализации субъекта медицинского труда является «объективная обусловленность неоднократной оптации на пути непрерывного профессионального развития: от выбора медицинского труда как профессиональной сферы в подростково-юношеский период до выбора системы «профессиональных координат» на послевузовском этапе образования» [15, с. 77].
В связи с тем, что стадии профессионального образования врача являются содержательно и социально фиксированными, Б.А. Ясько выделяет четыре основных модуля процесса профессионализации субъекта врачебного труда, каждый из которых обладает следующими характеристиками:
- первый модуль - стадия довузовской подготовки, заключающаяся в получении базового образования и определении дальнейшего профессионального пути;
- второй модуль обуславливает направление личностного выбора. Именно на завершении данного тапа происходит принятие решения о предмете врачебного труда, т.е. о направлении и виде врачебной специализации;
- третий модуль - это процесс послевузовского этапа непрерывного профессионального образования врача;
- и, наконец, в структуре четвертого модуля реализуется непрерывное профессиональное развитие врача как субъекта деятельности» [15, с. 83].
В целом можно отметить, что приведенные данные являются иллюстрацией методологического ресурса деятельностного, субъектно-деятельностного подходов в исследовании процессов профессиогенеза личности, в частности, для изучения проблемы профессиональной самореализации личности в условиях динамичного рынка труда. Особую актуальность, на наш взгляд, приобретает проблема профессиональной самореализации личности в условиях разнонаправленной профессиональной подготовки.
При этом под разнонаправленностью профессиональной подготовки мы понимаем процесс получения субъектом профессионального образования одновременно по двум или нескольким специальностям разного направления. В проводимых нами исследованиях таковыми являются физическая культура и спорт, с одной стороны, и медицина - с другой. Выбор данных категорий профессий обусловлен следующими причинами:
- повышением интереса к подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта, обусловленного повышением значимости олимпийского движения в стране;
- значительное привлечение внимания к профессиональному становлению субъекта медицинского труда, что подтверждается реализацией концепции непрерывного медицинского образования [14, 15].
В предыдущих публикациях нами подробно рассматривались основные характеристики модели становления личности в условиях разнонаправленного профессионального образования, выявленные в ходе эмпирических исследований, организованных на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) и Краснодарского медицинского специализированного колледжа при КГУФКСТ. Так, установлено, что специфика типологии профессиональных предпочтений (ПП) будущих специалистов разнонаправленного профессионального образования выражена как в собственно предпочтениях, так в их однородности и дифференцированности. Проведенный анализ показал, что ПП студентов, получающих моно- и разнонаправленную профессиональную подготовку, имеют определенную инвариантную и специфичную выраженность. Инвариантными являются предпочтения «исследовательского» и «артистического» типов деятельности. Специфика ПП студентов мононаправленного образования отражена в преобладании в этой студенческой среде «предпринимательского» типа, в то время как у студентов, получающих разнонаправленную профессиональную подготовку, к специфическим ПП относятся характеристики «социального» типа [5].
Основываясь на методологии субъектно-деятельностного подхода, мы исследовали мотивационный профиль студентов, получающих моно- и разнонаправленную профессиональную подготовку. Установлено, что спецификой мотивационного ядра личности студентов, получающих одновременно два профессиональных образования, является преобладание высокого уровня настойчивости, энергичности, целеустремленности и направленности на творческое отношение к делу, умеренно выраженная самоактуализация [4].
Общими характеристиками мотивационного профиля студентов моно- и разнонаправленной профессиональной подготовки является доминирование потребительной системы ценностей над мотивами личностного развития, что свидетельствует о незавершенности процесса профессиональной идентичности будущих специалистов. При этом по ряду показателей (шкалы: «комфорт», «социальный статус», «общение») студенты, ориентированные на исключительно физкультурно-спортивную деятельность, имеют более высокие результаты, чем их однокурсники, профессиональные устремления которых направлены и в медицинскую деятельность. Выделенный феномен показывает, насколько противоречив процесс самореализации личности в условиях рыночных отношений, когда оптация не завершается формированием целостной профессиональной идентичности. Кризис выбора и поиска профессионального Я приобретает затяжной характер, захватывая годы профессионального образования [6].
Противоречивость процесса профессионального становления и самореализации личности в социально-экономических условиях современного мира является очевидной реальностью. Методологическим ресурсом исследования доминирующих тенденций этого процесса, выявления закономерностей профессиогенеза в стремительно меняющейся конъюнктуре рынка труда обладают отечественные теории развития и самореализации личности.
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2007.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2005.
5. Кондратьева А.М. Анализ мотивационных компонентов личности студентов разнонаправленного профессионального образования // Акмеология. 2007. № 3 (23). С. 113-116.
6. Кондратьева А.М. Динамика мотивации личности, направленной на различные сферы профессиональной карьеры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14,№ 2. С. 152-155.
7. Кондратьева А.М. Мотивационные детерминанты профессионального образования: соотношение производительной и потребительной систем ценностей // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008. С. 326-327.
8. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М., 1994.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
10. Новикова Т.Н. Мотивационная сфера будущих психологов на первом этапе обучения в вузе // Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. СПб., 2003. Т. 6. С. 101-102.
11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж, 2003.
12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
14. Ясько Б.А. Психология медицинского труда: курс лекций. Краснодар, 2003.
15. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: курс лекций. Ростов н/Д, 2005.
References:
1. Brushlinsky A.V. Subject: thinking, the doctrine, imagination. M., 1996.
2. Vygotsky L.S. Thinking and speech. M., 2007.
3. Zeer E.F. Psychology of trades. M., 2003.
4. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M., 2005.
5. Kondratieva A.M. Analysis of motivational components of the person of students of differently directed professional education // Acmeologyl. 2007. No. 3 (23). P. 113-116.
6. Kondratieva A.M. The dynamics of motivation of the person directed to various spheres of professional career // Bulletin of the N.A. Nekrasov Kostroma State University. Series «Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics». 2008. Volume 14. No. 2. P. 152-155.
7. Kondratieva A.M. Motivational determinants of professional education: a correlation of productive and consumer systems of values // Materials of the 4th Russian congress of psychologists of education of Russia. M., 2008. P. 326-327.
8. Leontiev A.N. Philosophy of psychology: from a scientific heritage. M., 1994.
9. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996.
10. Novikova T.N. Motivational sphere of the future psychologists at the first grade level in higher school // Materials of the 3-rd Russian congress of psychologists, 25-28 June, 2003. SPb., 2003. V. 6. P. 101-102.
11. Pryazhnikov N.S. Methods of increasing professional and personal self-determination: the Manual. M.; Voronezh, 2003.
12. Pryazhnikov N.S. and Pryazhnikova E.Yu. Psychology of work and human dignity: studies. M., 2005.
13. Rubinstein S.L. Foundations of the general psychology. SPb., 1999.
14. Yas’ko B.A. Psychology of medical work: a course of lectures, a manual. Krasnodar, 2003.
15. Yas’ko B.A. Psychology of the person and work of the doctor: a course of lectures. Rostov-on-Don., 2005.