СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.9:61 ББК 88.37 А 47
Е.Б. Алексеева
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования; E-mail: yaroslav.alekseev.95@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЕДИЦИНЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
(Рецензирована )
Аннотация. В статье дается обзор работ отечественных ученых, составивших основы структурно-динамической концепции в психологии личности и субъектно-деятельностной, акмеологической парадигм в психологии профессиональной самореализации личности (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, К.К. Платонов и др.). Утверждается целесообразность интеграции названных подходов для психологического анализа профессионального становления личности в медицине. Показано, что эвристич-ность такой интеграции подтверждается, в частности, успешным ее применением при разработке концепций психологического моделирования личности врача (Б.А. Ясько), психологического сопровождения профессионализации личности в помогающих профессиях, в частности, в медицине.
Ключевые слова: структурно-динамическая концепция личности; субъектно-деятельностный подход; акмеология; профессионально-важные качества; психологическая модель личности врача; врач; медицинская сестра.
Е.В. Alekseeva
Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department of the Krasnodar Municipal Medical Institute of the Higher Sisterly Education; E-mail: yaroslav .alekseev.95@mail.ru
PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSONALITY IN MEDICINE: THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASES OF THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS
Abstract. The paper provides the review of works of the domestic scientists who made bases of the structural - dynamic concept in psychology of the personality and the subject — activity and acmeological paradigms in psychology of professional self-realization of the personality (L.I. Antsyferova, A.A. Bodalev, E.A. Klimov, A.K. Markova, E.F. Zeer, K.K. Platonov, etc.). Expediency of integration of the above
- 166 -
mentioned approaches for the psychological analysis of professional formation of the personality in medicine is approved. It is shown that the heuristic of such integration is confirmed, in particular, by its successful application in developing concepts of psychological modeling of the personality of the doctor (B.A. Yasko) and psychological support of professionalizing of the personality in the helping professions, in particular, in medicine.
Keywords: structural-dynamic concept of the personality; subject-activity approach; acmeology; professionally important qualities; psychological model of the personality of the doctor; doctor; nurse.
О необходимости интегрированного подхода к исследованию личности профессионала, позволяю -щего охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании, еще на заре прошедшего века писал В.М. Бехтерев. Такому подходу соответствует и тезис А.Г. Асмолова, в котором отмечается, что личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. «Иначе говоря, - пишет А.Г. Асмолов, — в ходе жизни обозначается переход от режима употребления, усвоения культуры к режиму овладения ею ради созидания образа жизни» [1: 374].
Исследования динамики личности в процессе ее профессиональной самореализации ведутся в двух направлениях. Первое представлено профессионально ориентированным подходом. Работы этого направления посвящены исследованию конкретного вида профессиональной деятельности и опираются, в частности, на концепцию профессионально важных качеств В.Д. Шадрикова [2]. Второе направление фокусирует внимание на комплексном изучении целостной личности на этапах профессионального и жизненного пути. В данных исследованиях интегрируются достижения в области психологии личности, общей и возрастной психологии, психологии труда. Рассматривая личность в конкретных сферах деятельности, ученые выявляют общие закономерности, определяющие феноменологию становления профессионала, факторы, способ -ствующие и/или противодействую-
щие профессиональной адаптации, индивидуальный стиль деятельности, профессиональную мотивацию, профессиональную идентичность и т.д. [3], [4], [5], [6], [7], [8] и др.
Названные направления не имеют жесткого противопоставления. Более того, комплексное изучение ПВК в конкретном виде профессиональной деятельности, их взаимосвязей и взаимовлияния выводят исследования первого направления на уровень комплексного изучения профессиональной самореализации личности. Такой подход позволяет конструировать модель адаптированной, успешной и самореализующейся личности профессионала, используемую в целях отбора и прогнозирования профессиональной карьеры специалиста. При этом сущность профессионального становления понимается как формирование у человека способностей, потребностей, интересов, установок, профессиональной идентичности и ряда других качеств, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации [4].
В современной психологии качественное своеобразие каждого из периодов развития человека связывается со своеобразием социальной ситуации на определенном отрезке времени. По аналогии с этими представлениями введено понятие социальной ситуации профессионального развития (ССПР). Отмечается, что системообразующим фактором ССПР является определенный тип «включенности» субъекта в систему требований и ценностей избранной профессии, которая
- 167 -
позволяет снять ряд противоречий, в частности: между его индивидуальными возможностями и требованиями профессии; особенностями мотивационной сферы и ценностями, принятыми профессиональным сообществом; собственными представлениями субъекта и экс-пектациями профессионального сообщества (окружения) и т.д. Ю.П. Поваренков отмечает: «По мере становления профессионала социальная ситуация профессионального развития постепенно трансформируется, вычленяя в личности специалиста все новые и новые компоненты, требующие развития. С этой точки зрения имеет смысл говорить о некоторой последовательности конкретных ситуаций профессионального развития, которая отражает некоторую объективную логику освоения конкретной профессии» [9: 149].
Каждая из крупномасштабных стадий профессионального становления связана с рядом значимых событий в жизни субъекта, набор и последовательность которых являются социально-детерминированными. Последовательное прохождение личностью этих событий образует ряд этапов, фаз, в совокупности составляющих ту или иную стадию становления профессионала. Динамизм и процессуальность личностного развития профессионала имеет сущностной стороной формирование на каждой стадии профессионализации психических новообразований, причем «...новообразования каждого уровня, каждой стадии развития личности продолжают развиваться и формироваться, включаясь в состав последующей стадии или более высокого уровня развития...» [10: 337].
К.К. Платонов предложил идею иерархической структуры личности, подсистемы которой рассматриваются как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются (субординированы), а высшие, включая в себя низшие и опираясь
на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств. В концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова выделены четыре подструктуры:
— направленность, отношения и моральные черты. Эту подструктуру условно можно назвать социально обусловленной, поскольку формирование ее происходит путем воспитания;
— знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в процессе обучения, но с определенным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Эту структуру можно назвать «опытом»;
— индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций («функциональные особенности личности»). Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре еще более отчетливо;
— типологические свойства личности. Это «биологически обусловленная» подструктура [11: 93—94].
Говоря о психологии личности врача, К.К. Платонов отмечал, что исследование типологических особенностей позволяет выявить в ней «самое главное, существенное», предвидеть ее вероятное поведение и прогнозировать его успешность в различных ситуациях профессиональной деятельности [12: 26]. Кроме того, знание типологических особенностей субъекта профессиональной деятельности расширяет возможности формирования профессионально-важных качеств, может стать «стимулом для развития самоопределения, самосознания, самовоспитания» [там же].
Э.Ф. Зеер, основываясь на понимании личности как субъекта активности, предлагает четырех-компонентную профессионально обусловленную структуру личности [13: 52—57]. В качестве первой подструктуры выделяется направ-
- 168 -
ленность, которая характеризуется системой доминирующих мотивов и потребностей. Именно через систему мотивов направленность становится активационным фактором выполнения деятельности и реализации психологического потенциала личности. Э.Ф. Зеер выделяет компоненты профессиональной направленности:
— мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);
— ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.);
— профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию);
— социально-профессиональный статус.
На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, т.е. направленность в ходе профессионализации претерпевает определенные изменения [там же].
Второй подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Третьей подструктурой выступает система профессионально важных качеств. Отмечается их многофункциональность, при этом каждая профессия имеет именно ей присущий ансамбль ПВК.
Четвертой подструктурой являются профессионально значимые психофизиологические свойства. Их развитие происходит в процессе освоения деятельности. Одни психофизические свойства определяют развитие ПВК, другие приобретают самостоятельное значение.
Э.Ф. Зеер подчеркивает, что содержание структур изменяется в процессе профессионального становления: происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развиваются сложные профессионально обусловленные констелляции, интегрирующие компоненты разных подструктур.
Структурный подход дает основание для построения модели личности, а применительно к профессиональному развитию - модели личности специалиста, профессионала, которая представляет собой описание совокупности психологических качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника [5: 20].
Основные подходы к исследованию личности субъекта медицинского труда проанализированы в работах Б.А. Ясько [6, 7]. Формулируя концепцию личности врача, автор, по сути, закладывает основы моделирования личности профессионала в динамике ее субъектно-личностных подструктур. Представленная концептуальная модель личности врача-клинициста включает иерархию подструктур:
1) социально-обусловленные качества личности;
2) психологические качества специалиста, обусловленные опытом и процессом профессионализации;
3) индивидуальные особенности протекания познавательных процессов;
4) нейродинамические свойства личности.
В этой модели каждый уровень в иерархии подструктур представлен динамическим взаимодействием трех образований: инвариантных, специфических и вариативных. Инвариантные качества имеют характер «ядра» психологических свойств субъекта врачебного труда. Специфические составляющие характерны для специалистов различных направлений специализа-
- 169 -
ций и на различных этапах профессионального цикла. Вариативные качества отражают индивидуальность врача, психологические свойства динамично развивающейся личности [6: 403-404].
A.A. Бодалев в контексте ак-мео логического подхода ставит проблему взаимодействия индивидного, личностного и субъектно-деятельностного в развитии профессионала. Отмечается феномен несоответствия или относительного соответствия темпов развития всех линий. Выделены возможные варианты соотношения:
— индивидное развитие значительно опережает личностное и субъектно-деятельностное (физически человек созрел, а в нравственном и ценностно-смысловом плане - еще нет);
— личностное развитие опережает индивидное и субъектно-деятельностное (не выработана привычка к труду, хотя на уровне понимания целей и смыслов человек уже созрел для труда);
— субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с личностным и индивидным (человек любит трудиться, но не осознает смысла своей работы, и физически еще не готов к выполнению сложных задач);
— относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Это оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.
Индивидное, личностное и субъ-ектно-деятельностное развитие человека, взаимодействуя в индивидуальной жизни, порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни [14: 29-31].
В последние годы на основе лич-ностно ориентированного подхода существенно увеличилась степень «личностно-смысловой емкости» процесса профессиональной подготовки медицинских работников, в частности, медицинских сестер для российской системы здравоохране-
ния. Будущий специалист имеет возможность соприкоснуться с большим количеством разнопорядковых граней и аспектов предстоящей профессиональной деятельности в широком диапазоне — от медицинской деятельности в различных специализациях до менеджерских ролей в сфере здравоохранения. Соответственно возрастает и количество личностных смыслов, проецируемых развивающейся личностью профессионала на будущую профессиональную деятельность. Так, для медицинской сестры-менеджера среди осваиваемых видов деятельности выделяются: «осуществление квалифицированных предметных действий и манипуляций в процессе оказания медицинских услуг»; «помощь людям»; «психологическая поддержка»; «обучение будущих медицинских работников»; «управление людьми»; «создание эффективных организационных систем в здравоохранении» и т.д. [7]. Таким образом, реализация принципа личностно ориентированного профессионального образования создает большие возможности для индивидуализации процесса самоопределения и самореализации специалистов в области медицинской деятельности.
Характерной особенностью социальной ситуации развития личности медицинского работника, включенной в процесс непрерывной и разноуровневой профессиональной подготовки, является использование клинического метода профессионального образования. Как следствие, актуальными для развивающейся личности специалиста становятся не только задачи профессионального обучения, но и интеграции в реальную профессиональную деятельность и конкретное профессиональное окружение — социально-профессиональный контекст [7]. При этом происходит существенное расширение круга персонифицированных источников, влияющих на процес-
- 170 -
сы профессионально-личностного становления субъекта. Так, для будущего врача, формирующейся медсестры в качестве таковых выступают не только преподаватели, осуществляющие образовательный процесс, но и специалисты клинических баз, пациенты, с которыми они вступают во взаимодействие при прохождении кураций, производственных и учебных практик. В этой ситуации происходит всесторонняя проверка личных профессиональных планов формирующегося профессионала, его представлений об избранной сфере деятельности на соответствие действительности, профессиональным реалиям. Такой ракурс анализа обеспечивают ключевые положения методологии субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии [15].
Выводы.
Проведенный обзор позволяет определить интеграцию структурно-динамической концепции в психологии личности и субъектно-деятельностной, акмеологической теоретических парадигм как основ психологического анализа профессионального становления личности в медицине. Высокая эвристичность такой интеграции подтверждается, в частности, возможностью выделения акмеологических аспектов становления профессионала, стадий профессиогенеза личности. Одним из позитивных результатов успешного применения данного подхода является разработка концепций психологического моделирования личности врача, психологического сопровождения профессионализации личности в помогающих профессиях, в частности, в медицине.
Примечания:
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров // Нсихология личности: хрестоматия. Т. 2. Самара: БАХРАХ, 1999. С. 345-384.
2. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 368 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 292 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача (курс лекций): учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 304 с.
6. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура: монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2013. 298 с.
7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М.; Воронеж: Изд-во Московский психолого-социального института: МОДЭК, 2004. 600 с.
8. Marcia J., Freedman M.L. Ego identity status in college women // J. Person. 1970. Vol. 38, №2.
9. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / отв. ред. В.А. Бодров. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. 412 с.
10. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности: хрестоматия. Т. 2. Самара: БАХРАХ, 1999. С. 331-345.
11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 208 с.
12. Платонов К.К. Личность в медицине // Этико-психологические проблемы медицины / ред. Г.И. Царегородцев. М.: Медицина, 1978. 392 с.
13. Зеер Э.Ф. Нсихология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2003. 236 с.
14. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998. 162 с.
- 171 -
15. Ясько Б.А. Организационная психология образования в контексте дея-тельностного подхода // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 261-264.
References:
1. Asmolov A.G. Cultural and historical psychology and the construction of worlds // Psychology of a person: anthology. Vi 2. Samara: BAKhRAKh, 1999. P. 345-384.
2. Shadrikov V.D. Problems of system genesis of the professional activity. M.: Nauka, 1982. 368 pp.
3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. 292 pp.
4. Markova A.K. Psychology of professionalism. M.: Znanie, 1996. 308 pp.
5. Yasko B.A. Psychology of a person and doctor's work (a course of lectures): a manual. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 304 pp.
6. Organizational psychology of health care: personnel, leadership, culture: a monograph. Krasnodar: Publishing house of KubBSU, 2013. 298 pp.
7. Schneider L.B. Professional identity: theory, experiment, training: a manual. M.; Voronezh: Publishing house of Moscow psychological and social institute: MODEK, 2004. 600 pp.
8. Marcia J., Freedman M.L. Ego identity status in college women // J. Person. 1970. Vol. 38, No. 2.
9. Psychological researches of the problem of formation of professional's identity / ed. by V.A. Bodrov. M.: Institute of psychology of the USSR Academy of Sciences, 1991. 412 pp.
10. Antsyferova L.I. Some theoretical problems of person's psychology // Psychology of a person: anthology. V. 2. Samara: BAHRAH, 1999. P. 331-345.
11. Platonov K.K. Structure and development of a person. M.: Nauka, 1986. 208 pp.
12. Platonov K.K. A person in medicine // Ethic and psychological problems of medicine / ed. by G.I. Tsaregorodtsev. M.: Medicine, 1978. 392 pp.
13. Zeer E.F. Psychology of professions: a manual for students of higher schools. 2rri ed., revised and enlarged. M.; Yekaterinburg: Academic Project: Delovaya kniga, 2003. 236 pp.
14. Bodalev A.A. The top of adult's development. Characteristics and conditions of achievement. M., 1998. 162 pp.
15. Yasko B.A. Organizational psychology of education in the context of activity approach // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 261-264.
- 172 -