НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ
Мамери Фарид
Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина
Аннотация. Раскрыты психолого-педагогические аспекты воспитания студентов-иностранцев средствами физкультурно-массовой работы: психологическая комфортность, оптимистичность процесса воспитания, укрепление у студента-иностранца веры в себя и свои возможности. Показано значение физкультурно-массовой работы в развитии у студентов способности к общекультурному выражению, что на практике означает формирование потребности ориентации и самоорганизации в распознании подлинных ценностей.
Ключевые слова: студенты-иностранцы, физическое воспитание, физкультурно-массовая работа.
Анотація. Мамері Фарид. Деякі психолого-педагогічні аспекти виховання студентів-іноземців засобами фізкультурно-масової роботи. Розкрито психолого-педагогічні аспекти виховання студентів-іноземців засобами фізкультурно-масової роботи: психологічна комфортність, оптимістичність виховного процесу, зміцнення віри студента у власні сили. Показано значення фізкультурно-масової роботи в розвитку у студентів здібності до загальнокультурного вираження, що на практиці означає формування потреби орієнтації самоорганізації в розпізнаванні цінностей.
Ключові слова: студенти-іноземці, фізичне виховання, фізкультурно-масова робота.
Annotation. Mameri Farid. Some psychological pedagogical aspects of education of students of aliens remedies of sports mass operation.
Psychological pedagogical aspects of education of students-aliens are disclosed by remedies of sports mass operation: psychological comfort, optimistic process of education, solidifying at the student-alien of belief in and the possibilities. The significance of sports mass operation in development at students of ability to common cultural expression is exhibited, that in practice means shaping need of orientation and self-organizing in a recognition of original worth.
Keywords: students-aliens, physical training, sports mass operation.
Введение.
Изменения в современной общественной жизни отразились на состоянии воспитательной работы в высших учебных заведениях. Приходится констатировать, что в процессе реформирования высшего профессионального образования была разрушена традиционная система воспитания студенческой молодежи; деформированы организационно-педагогические основы воспитательной работы; ликвидированы различные общественные молодежные движения, объединения, клубы и другие организационные формы физкультурно-массовой работы, организации воспитания студенческой молодежи в духе интернационализма и поликультурности.
Активизация учебного труда при возрастающих умственных нагрузках требует оздоровления условий учебы студентов. Физическое воспитание обеспечивает расширение и совершенствование образовательной и методической подготовленности студентов в области физического воспитания, в подготовке к будущей производственной работе. Аксиоматично значение физического воспитания в развитии психических процессов молодых людей [1].
Среди проблем в сфере физического воспитания студентов-иностранцев наиболее актуальными, на наш взгляд, являются следующие: отсутствие в сфере высшего образования четкой продуманной молодежной политики, направленной на поликультур-ное воспитание; насаждение в средствах массовой информации своеобразной молодежной субкультуры, пропаганды насилия и цинизма, подрывающих фундамент воспитательной системы общества, практически не соответствующей ни одной из ментальностей; недооценка важности целенаправленного развития у студентов чувства ответственности, потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании как определяющих условий их личностного и профессионального совершенствования; межличностная разобщенность в коллективах студентов, увеличивающаяся изоляция факультетов друг от друга; утрата традиций культурной, спортивной и творческой жизни вуза.
© Мамери Фарид, 2009
Решение этих проблем, а также актуальная необходимость качественного улучшения системы воспитания студенческой молодежи требуют научного обоснования психолого-педагогических аспектов воспитательного процесса в вузе.
Поиск путей совершенствования воспитания студенческой молодежи для многих отечественных и зарубежных ученых всегда представлял большой интерес. Наиболее результативными, имеющими особую научную значимость, являются комплексные исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым, С.И. Архангельским, К.А.Альбухановой-Славской,
Г.А.Бордовским, А.С.Горшковым, Н.В. Кузьминой, А.С.Макаренко, Л.С.Рубинштейном,
В.А.Сухомлинским, К. Д.Ушинским, С.Т.Шацким, Д.И. Фельдштейном, В.А.Якуниным. В современных условиях возникла острая потребность перехода от традиционно сложившихся схем воспитательного процесса в вузе к инновационному, социально-личностному, соответствующего особенностям развития современной психологии. В этой связи, одним из важнейших путей совершенствования воспитания студентов вузов является целенаправленное применение в воспитательных целях богатого арсенала средств и методов физкультурно-массовой работы, которая позволяет гармонизировать адаптацию и аккомодацию студентов-иностранцев в учебном процессе.
Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.
Цель, задачи работы, материал и методы.
В данной статье раскрыты некоторые аспекты психолого-педагогических особенностей влияния физкультурно-массовой работы студентов на их индивидуальные и групповые характеристики.
Результаты исследования.
Как известно, воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и ругулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образова-
тельный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду) [2].
Главная специфическая особенность воспитательной деятельности взрослого человека заключается в том, что освоение новых знаний происходит на основе практического к ним отношения. Знание, которое осваивается студентом, оценивается им, прежде всего, как средство решения проблем и задач, возникающих в ходе практической деятельности. Специалисты в обучении и воспитании студентов видят в этом важные отличительные детали: ведущая роль в процессе воспитания сохраняется за самим студентом, воспитание - это совместная деятельность субъектов образовательного процесса (С.И. Змеев, 1995). В.Г. Воронцова (1997) выделяет 5 специфических характеристик студента: 1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) обладает запасом жизненного (бытового), профессионального и социального опыта, который становится все более важным источником воспитания его самого и его сокурсников; 3) исходит из стремления в своей готовности с помощью учебы решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; 4) стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) зависит в значительной мере в своей деятельности от временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных факторов (условий) [3].
Использование средств и форм физкультурномассовой работы в воспитании студентов-иностранцев обосновано следующими моментами: психологическая комфортность - позитивное общение всех студентов, оптимистичность процесса воспитания, укрепление у студента-иностранца, нередко страдающего различными комплексами, веры в себя и свои возможности.
Физическая культура как вид общечеловеческой культуры тесно взаимосвязан и с материальной, и с духовной культурой. С материальной культурой физическая культура связана самим процессом двигательной деятельности, являющимся ее главным содержанием, результаты которого материализуются в физических качествах (В.М. Выдрин, 1988). Наряду с этим, она требует специальной материальной базы - спортивных залов, дворцов спорта, инвентаря, оборудования и т.п. [4].
Практика физкультурного движения,
физкультурно-массовой работы дала достаточно много примеров того, как забота о внедрении физической культуры молодежи сопровождалась положительными социально-экономическими эффектами (М. М. Бака и др., 1983; Л.Н. Нифонтова, 1988; В.И. Виленский, 1991; В.П. Правосудов, 2000 и др.) [5]. Массовые физкультурные и спортивные мероприятия способствуют развитию у студентов способности к общекультурному выражению, что на практике означает формирование у них потребности в широкой культурной информации и знаниях, приобретение умений и способов социальной ориентации и самоорганизации в распознании подлинных и мнимых ценностей и т.д. (И.М.
Быховская, 1997) [6].
В сфере физической культуры и ее видов складываются своеобразные формы общения студентов -представителей разных национальностей, принимающих вид игры патриотического характера. Игра как специфическая форма общения молодежи преследует цель физического и духовного развития личности. Отсюда игра есть подлинная культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми не только на социальном, но и на биологическом уровне. Весьма актуальным являются условия и возможности, создаваемые в процессе массовых занятий физической культурой и спортом, для формирования у студентов навыков межличностного общения и коллективного взаимодействия.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
В основе предложенной Т. Т. Джамгаровым (1979) психологической классификации видов спорта и соревновательных упражнений в качестве критерия, по которому сравниваются, а затем группируются изучаемые объекты, избрано взаимодействие спортсменов [7]. Оно проявляется в двух основных формах: по отношению к противнику - в форме противоборства (соперничества), по отношению к партнерам - в форме взаимосодействия (сотрудничества). Отличаясь от отношений противоборства, конфликтности, соперничества, свойственных взаимодействию противников, отношения между взаимосодействующими партнерами направлены на объединение усилий для достижения общей цели спортивной победы.
Несмотря на то, что исследования В.А. Щеголева (1999) убедительно показывают, что решающим фактором воспитания является не характер спортивнотехнического взаимодействия, а уровень педагогического руководства, приводящий к возникновению или, напротив, отсутствию коллективистских отношений в команде вне зависимости от специфики вида спорта, все же нельзя не учитывать, что большая взаимосвязанность участников деятельности, интенсивность их общения приводят к значительной эмоциональной насыщенности контактов, что, по мнению В.К.Бальсевича, Л.И.Лубышевой (1995), способствует при правильном педагогическом руководстве формированию необходимых нравственных отношений в студенческом коллективе [8; 9]. При этом создаются психологические условия для перехода формируемых отношений в личное, субъективное, т.е. их интериоризация. Становясь
характерными чертами личности, они впоследствии могут переноситься ею в новую социальную среду, способствуя быстрой и успешной адаптации к новым условиям. В то же время наблюдения показывают, что имеют место факты нежелательного влияния приобретенных в спорте качеств, например, агрессивности, чрезмерной мотивации притязаний, которые могут затруднять спортсмену контакты с окружающими (М.Я. Виленский, 1996) [5].
Наши исследования позволяют сделать вывод, что наибольший вклад в создание отношений товарищеской взаимопомощи и благоприятной психологической атмосферы в студенческих коллективах, как правило, вносят представители видов спорта с высоким уровнем взаимосвязанности участников спортивной деятельности, а наименьший - представители индивидуальных видов спорта и спортивных единоборств.
Таким образом, виды физкультурно-массовой работы способствуют расширению коммуникативного опыта студенческой молодежи. Данный опыт используется с целью своевременного принятия решения, согласования совместных действий, предупреждения межличностных конфликтов. Повышение эффективности группового взаимодействия студентов связано также и с тем, что за счет непосредственного управления процессом межличностной коммуникации во время рационально организованных физкультурномассовых мероприятий происходит оптимизация межличностных связей и нервно-психических состояний членов студенческого коллектива, реализуются задачи адаптации и ассимиляции студентов-иностранцев.
Массовая физкультурно-спортивная деятельность при одинаковом уровне педагогического управления создает более благоприятные условия для приобретения студентами необходимого психологопедагогического опыта, используемого при формировании коллективного взаимодействия. Массовые формы физической культуры, а также виды спорта в разной степени содействуют формированию социально значимых качеств личности студентов-иностранцев, определяющих дифференцированное проявление предметно-практической и коммуникативной включенности в решении общеколлективных задач. Межличностное взаимодействие и общение в процессе физкультурно-спортивной деятельности обусловлены, прежде всего, конкретными физическими (в том числе соревновательными) упражнениями, реализация психолого-педагогического потенциала которых происходит во всех основных видах взаимодействия - целевом, мотивационном и операциональном.
Необходимый эффект оказывает оптимальное педагогическое управление. Наиболее продуктивными при этом являются методы одобрения, поддержки, воспитания ответственности за успешное выполнение группового задания. Особо важную роль играет положительное влияние формального или неформального лидера студенческого коллектива.
Ведущим мотивом в регуляции поведения студенческой молодежи в условиях значимой физкультурно-массовых видов работы является положительная эмоциональная окраска занятий и общая
цель - стремление к победе. На фоне такой перестройки мотивов у студентов часто происходят разительные сдвиги в структуре установки. Благодаря этому они не затрачивают усилий на подавление импульсных вспышек и отрицательных эмоций, поскольку ориентируются на позитивные действия, помощь партнерам и их поддержку независимо от своей личной симпатии или антипатии к ним.
Таким образом, проведенный анализ психологопедагогического воздействия физкультурно-массовой работы на воспитание студентов свидетельствует о высокой ее эффективности. При этом важно отметить, что совместная физкультурно-спортивная деятельность, организованная в интересах укрепления студенческого коллектива, не только способствует оптимизации межличностного общения и взаимодействия студенческой молодежи, но и более эффективно решает задачи по повышению индивидуального уровня физической подготовленности студентов, совершенствованию их профессионального становления.
В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать «функциональное» удовольствие от их выполнения. Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися нагрузками тем в большей степени становятся потребностью студентов, чем более приятны они для них.
Выводы.
Переход от обязательных форм занятий по физическому воспитанию к массовым в свободное время требует глубокого научно-методического обоснования, учета региональных особенностей, возраста, пола, пропускных возможностей имеющейся спортивной базы, выработки дифференцированного подхода к студентам.
Дальнейшей разработки требуют вопросы учета и развития положительных качеств ментальной психологии студентов-иностранцев в ходе физкультурномассовой работы.
Литература
1. Соловьев Г.М. Здоровый образ жизни: Научно-теоретические и методические основы: Учеб. пособие. - Ставрополь, 2001. -Ч.1. - 179 с.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - С. 18-24, 54-68.
3. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. - Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.
4. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1979. - № 7. - С. 13-15.
5. Виленский М.Я. Физическая культура в профессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования: методология и теория // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 11. - С. 8-11.
6. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность.- М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. - 158 с.
7. Джамгаров Т.Т. Психология физического воспитания и спорта. - М., 1979. - С. 18-28.
8. Щеголев В. А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов. - Великие Луки, 1999. - 52 с.
9. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6. - С. 9-12.
Поступила в редакцию 28.05.2009г.