А.М. Кондратьева ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
В статье рассматриваются особенности мотивационных компонентов личности, направленной на различные сферы профессиональной карьеры. Исследуется мотивационное ядро карьерной ориентации молодых людей, избравших два направления профессионального образования: физкультурно-спортивного (ВПО) и медицинского (СПО).
Закономерное усложнение и изменчивость современного мира, все в большей степени обусловливают запрос общества на специалиста разнонаправленного профессионального профиля. Под разнонаправленностью профессионального образования мы понимаем процесс получения профессионального образования субъектом одновременно по двум или нескольким специальностям разного направления. В проведенном исследовании таковыми являются: физическая культура и спорт, с одной стороны, и медицина - с другой.
Динамика рынка труда, с реальностью которой столкнулось российское общество, снижающая востребованность одних профессий и повышающая спрос на другие, сформировала потребность в предоставлении услуг дополнительного профессионального образования. Исследователями феноменологии становления человека как субъекта профессиональной деятельности отмечается, что потребность в дополнительном образовании тем выше, чем более интенсивно изменяется содержание профессионального труда и уровень требований к специалистам [3, с. 5]. Профессиональное развитие личности - это формирование у человека возможностей (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации [1,с. 144]. Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего специалиста [4, с. 269]. Следует отметить, что наблюдается повышение интереса к подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта [4, с. 11 ]. В то же время актуализируется проблема профессионального становления субъекта медицинского труда, что подтверждается реализацией концепции непрерывного
медицинского образования [6, с. 15].
Данный эпизод исследования рассматривает динамику мотивационных компонентов личности в ее профессиональных предпочтениях, при этом предполагается, что специфика мотивационного ядра заключается как в собственно предпочтениях, так и в их однородности и дифференцированное™. Для проверки гипотезы была сформирована выборка испытуемых, составившая 223 респондента. Все участники исследования являются студентами Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), факультета спорта, при этом 91 из них одновременно получают среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» в Краснодарском медицинском специализированном колледже при КГУФКСТ, учрежденном в 1997 году. Таким образом, испытуемые были разделены на две выборки: 91человек(п!) и 132 человека (п2). Методическим обеспечением исследования послужила известная концепция профессионального выбора Дж. Холланда. В соответствии с ней большинство людей могут быть отнесены к одному из 6-ти профессионально-личностных типов: «реалистическому» (Р-тип), «исследовательскому» (И-тип), «артистическому» (А-тип), «социальному» (С-тип), «предпринимательскому» (П-тип) и «конвенциальному» (К-тип). Каждый тип характеризуется своими психологическими особенностями. Человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Существует также и 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциальное. Одной из важнейших составных частей окружения являет-
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© А.М. Кондратьева, 2008
Динамика мотиваций личности направленной на различные сферы профессиональной карьеры
ся профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. По результатам тестирования определяется трехбуквенный код испытуемого. Он показывает, в какой степени его профессиональные предпочтения (ПП) соответствуют каждому из шести личностных типов, определяемых Дж. Холландом. Полученный код используется для определения соответствия профессиональной деятельности (окружения) испытуемого особенностям его личности. Взаимоотношения между шестью выделенными типами описывается, согласно теории Дж. Холланда, гексагоном - - шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р-И-А-С-П-К. Шестиугольник позволяет определить дополнительные качества: однородность, дифференциро-ванность и конгруэнтность 1111 личности. Поскольку в нашем исследовании проведен анализ пер-
вых двух, остановимся на их интерпретации Дж. -Холландом. Эти понятия трактуются следующим образом. Однородность показывает, что одни типы более схожи друг с другом, другие - менее. Выделяются три уровня однородности: высокий, средний, низкий. Дифференцированность: как утверждает Дж. Холланд, некоторые личности или окружения демонстрируют большую принадлежность к одному и меньшую к другому. Степень дифференцированности личности есть показатель значимости, которую имеет в интересах человека избранная профессиональная деятельность [2].
Анализ экспериментальных данных позволил выделить типологические особенности профессиональных предпочтений будущих специалистов физкультурно-спортивного профиля. Первое место в структуре ПП обеих выборок занимает «артистический» тип (таблица 1).
Таблица 1 Сравнительные данные типов профессиональных предпочтений в обследованных выборках в % (N=223)
типы места в коде в целом
ПП 1-е 2-е 3 е (€=273)
П| п2 Пі п2 П1 п2 П| П2
Р-тип 7,6 6,1 7.7 9,1 5,5 9,1 6,9 8.2
И-тип 17,5 21,2 30,8 9,1 13,2 18,2 20,5 16,2
А-тип 29,6 28,8 13,2 17,4 15,4 17,4 19,5 21,2
С-тип 24,1 14,4 22,1 33,4 30,8 24,2 25,6 23,9
ГТ-тип 17,5 26,5 14,2 21,2 18,6 9,1 16,9 18,9
К-тип 3,7 3,0 12,0 9,8 16,5 22,0 10,6 11,6
всего 100 100 100 100 100 100 100 100
Так, среди студентов, получающих второе профессиональное образование среднего уровня, данный тип занимает первое место в коде у 29,6% (27 чел.) опрошенных, а среди студентов второй группы -у 28,8% (38 чел.). Полученные результаты позволяют говорить о том, что предпочтения «артистического» типа можно рассматривать как инвариантные, поскольку различий в количестве выделенных в обеих группах предпочтениях А-типу нет (при ф*=0,132; р>0,05).
Рассмотрим особенности профессиональных предпочтений студентов разнонаправленного образования (выборка п,). В данной группе респондентов второе место занимают предпочте-
ния «социального» типа (24,1%, т.е.22 чел.). У студентов, получающих монопрофильное образование (выборка п2), социально-ориентированная направленность отражена только в 14,4% наблюдений (19 чел.). При ф*=1,84; р>0,03 можно говорить о достоверном преобладании данного типа ПП у респондентов первой выборки. Полученный результат созвучен с данными, представленными в исследованиях Б. А. Ясько, где отмечается, что медицинские учреждения - это предпочитаемое социальное окружение для медицинских работников, а все виды хобби связаны с профессиональным общением, особенно интерактивной его стороной [5, с. 143].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинегика, № 2, 2008
153
У студентов, получающих параллельное медицинское образование среднего уровня (СПО), третье место в коде разделяют предпочтения «исследовательского» и «предпринимательского» типов. Они имеют равнозначное количество выборов по 17,5%. У студентов, получающих моно-профессиональное образование, П-тип занимает второе место в совокупности ПП (26,5%), т.е. являются достоверно более значимым для субъекта (при ф* =1,61; р >0,05).
«Исследовательский» тип у респондентов этой группы обнаружен в 21,2% (28 выборов) наблюдений. Сравнение показывает, что в долях выраженности ПГІ И-типа в обследованных группах (п^ п2) значимых различий нет (при ф* =0,68; р>0,05). Это наблюдение дает основание рассматривать «исследовательские» профессиональноличностные предпочтения как инвариантные типологические характеристики студента ВУЗа физкультурно-спортивного профиля.
При анализе индивидуальных кодов было выявлено преобладание высокого уровня однородности ПП в каждой выборке (таблица 2). Однако, среди студентов разнонаправленного профессионального образования высокии уровень одно-
Выявленный феномен можно интерпретировать следующим образом: высокая однородность и низкий уровень дифференцированности свидетельствуют об определенной степени «блокирования» мотивов познания иных сфер профессиональной активности. Такое явление может иметь двоякую трактовку. С одной стороны, оно свидетельствует о высокой погруженности в избранную профессию и выраженную мотивацию профессионального становления. Однако, с другой стороны, можно прогнозировать снижение динамики самореализации личности, поскольку
родности достоверно выше, чем у студентов мо-нонаправленного профессионального образования (при ф* = 1,59; рё”0,05). Так, в группе студентов, получающих второе параллельное профессиональное образование среднего уровня, высокой степенью выраженности данного критерия обладают 61,5% (56 чел.) респондентов, имеющие такие сочетания типов, как: «АСП» (12 чел); «ПСА» (9 чел); «АИС» (14 чел.); «САП» (11чел); «ИСА» (10 чел). А в группе студентов, получающих образование только спортивного профиля, этот же показатель был обнаружен у 50,8% (67 чел.) участников обследования, обладающих следующими кодами: «АСК» (10 чел.); «НАС» (4 чел.); «ПСК» (5 чел.); «СПИ» (14 чел.); «АСК» (10 чел.) «ПСА» (8 чел.) «АИС» (8чел.) и «ПКС» (8 чел.). В то же время, средний уровень ПП более выражен среди студентов, не получающих разнонаправленное профессиональное образование (при ф* =1,65; р >0,04). Следует также отметить, что в обеих выборках обнаружена слабая диффе-ренцированность ПП. Этот показатель выявлен у 91,2% (83 чел.) опрошенных в первой группе и у 90,2% 119 (119 чел.)-во второй (при ф* =0,250; р>0,05).
отсутствие выраженной готовности принятия иных видов профессиональной деятельности в условиях высокой динамичности социально-экономических отношений в обществе может снижать уровень профессиональной мобильности субъекта. Выявленная проблема свидетельствует о необходимости разработки программы психологического сопровождения будущих специалистов для оказания помощи в развитии и определении сферы интересов, определения целепо-лагания профессиональной карьеры, формирование устойчивости к стрессогенным факторам
Таблица 2 Уровень однородности профессиональных предпочтений
в обследуемых группах (N=223)
выборки Уровень однородности
вы со ки й ср едний низкий
аб с % абс % абс %
Пі (91 чел.) 56 61 ,5 23 I 25,3 12 13.2 і
п2(132чел.) 67 50.8 47 35 .6 18 13,6
Разли чия (ф *; р ) ф * = 1,59; р? 0,05 ф * = 1,65; р? 0,04 ф * =0,08; р > 0,0 5
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
Сравнительный анализ базовых ценнстей студентов Улан-Удэнских и Московских вузов
в профессии, а также укрепление положительной динамики мотивации к профессиональному развитию.
Результаты исследования позволяют описать мотивационные компоненты личности формирующегося профессионала, конструирующего профессиональную карьеру в различных сферах: физкультурно-спортивной и физкультурно-спортивно-медицинской. Эта модель в соответствии с концепцией Б. А. Ясько имеет три уровня модели личности специалиста: инвариантный, специфический и вариативный [6, с. 213]. В данном исследовании есть достаточно оснований отнести к инвариантным характеристикам: развитое воображение, креативность, музыкальные, артистические и вербально-логические способности, чувство гармонии и вкуса («артистический» тип ПП); рациональность, эрудированность, сдержанность, интроспективность, любознательность, интеллектуальность, ориентированность на не традиционные ценности и установки, обладание хорошими математическими способностями и аналитическими навыками («исследовательский» тип ПП). К специфическим составлякшшм мотивационных компонентов модели личности студентов физкультурно-спортивного ВУЗа мо-нопрофессионального образования относятся: развитые организаторские, вербальные, ораторские способности, навыки межличностного взаимодействия, склонность к предпринимательской деятельности, ориентация на материальное бла-
гополучие (П-тип). В свою очередь, специфические составляющие мотивационных компонентов модели личности студентов физкультурноспортивного ВУЗа разнонаправленного образования включают в себя характеристики «социального» типа ПП: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, настроенность на других, понимание других, стремление в оказании помощи другим, ориентация на работу в группе с людьми.
Библиографический список
1. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
2. Опросник профессиональных предпочтений (руководство) // НПЦ «Психодиагностика». -Ярославль, 1994.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
4. Черкасова В.А., Горская Г.Б. Психологопедагогические проблемы дополнительного профессионального образования. - Краснодар, 2002.
5. Ясько Б.А. Врач: психология личности. -Краснодар, 2001.
6. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. - Ростов н /Д: Феникс, 2005. - 304 с.
А.Ж. Митыпова СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ УЛАН-УДЭНСКИХ И МОСКОВСКИХ ВУЗОВ
В статье дан сравнительный анализ базовых ценностей студентов Улан-Удэнских и Московских ВУЗов. Представлены результаты проведенного исследования в двух группах молодежи
В настоящее время исследование базовых ценностей рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений, поскольку ценности имеют культурно-исторический характер, являясь основой и фундаментом всякой культуры. Ценности культуры, в которую включен
индивид, являются важнейшими детерминантами человеческого поведения. Ценности представляют собой результат действия различных механизмов социализации, под воздействием которых человек оказывается с самого рождения. Признается, что ценности, доминирующие в обществе -
© А.Ж. Митыпова, 2008
155