Научная статья на тему 'Сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)'

Сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административный надзор / поднадзорный / административно-правовой институт / сравнительно-правовой анализ / administrative supervision / supervised / administrative and legal institute / comparative legal analysis

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Геннадьевич Шапошников

В статье представлен сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Российской Федерации и Республики Казахстан. На основе проведенного анализа обосновывается возможность имплементации опыта Республики Казахстан в целях совершенствования административно-правового института надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Геннадьевич Шапошников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of administrative and legal institutions of supervision over persons released from places of deprivation of liberty (on the example of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan)

The article presents a comparative analysis of the administrative and legal institutions of supervision over persons released from prison in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis, the possibility of implementing the experience of the Republic of Kazakhstan in order to improve the administrative and legal institution of supervision of persons released from prison in Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)»

Закон и право. 2024. № 9. С. 106-109. Law and legislation. 2024;(9):106-109.

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-106-109 EDN: https://elibrary.ru/FBWGLC

NIION: 1997-0063-9/24-462 MOSURED: 77/27-001-2024-9-662

Сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными

из мест лишения свободы (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан)

Сергей Геннадьевич Шапошников

Академия управления МВД России, Москва,

Россия, srglom@rambler.ru

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Российской Федерации и Республики Казахстан. На основе проведенного анализа обосновывается возможность имплементации опыта Республики Казахстан в целях совершенствования административно-правового института надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в России.

Ключевые слова: административный надзор, поднадзорный, административно-правовой институт, сравнительно-правовой анализ.

Для цитирования: Шапошников С.Г. Сравнительный анализ административно-правовых институтов надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан) // Закон и право. 2024. № 9. С. 106—109. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-106-109 ББЫ: https://elibrary.ru/FBWGLC

Original article

Comparative analysis of administrative and legal institutions of supervision over persons released from places of deprivation of liberty (on the example of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan)

Sergey G. Shaposhnikov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, srglom@rambler.ru

Abstract. The article presents a comparative analysis of the administrative and legal institutions of supervision over persons released from prison in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis, the possibility of implementing the experience of the Republic of Kazakhstan in order to improve the administrative and legal institution of supervision of persons released from prison in Russia is substantiated.

Keywords: administrative supervision, supervised, administrative and legal institute, comparative legal analysis.

For citation: Shaposhnikov S.G. Comparative analysis of administrative and legal institutions of supervision over persons released from places of deprivation of liberty (on the example of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan) // Law and legislation. 2024;(9):106—109. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-106-109 EDN: https://elibrary.ru/FBWGLC

© Шапошников С.Г. М., 2024.

1G6

ЗАКОН И ПРАВО • G9-2G24

Компаративистский подход является незаменимым инструментом для исследователей всех отраслей права, в том числе административного. Обосновывая популярность компаративистики в различных областях науки, Д. Элейзер отмечал, что «сравнительный анализ позволяет:

1) лучше понимать самих себя;

2) использовать опыт других народов, сталкивающихся с теми же или аналогичными проблемами;

3) располагать большим объемом информации, обеспечивающим возможность более глубокого проникновения в предмет;

4) совместно со специалистами из других стран разрабатывать теоретические вопросы, что благотворным образом сказывается на работе каждого из них» [8, с. 509—510].

Не просто желательно, а необходимо сравнивать отечественные правовые институты с аналогичными правовыми системами других государств. Такое сравнение позволит сделать ценные теоретические выводы, которые будут способствовать не только расширению знаний, но и выработке более эффективных моделей правового регулирования.

Правовые системы разных стран отражают их уникальные культурные и национальные особенности. Изучение положительного опыта других государств в сфере профилактики преступности может значительно обогатить развитие российской правовой системы.

В контексте данного исследования особенно интересен опыт постсоветских государств, особенно тех, чьи правовые системы схожи с российской.

Мы считаем, что доказавший свою эффективность положительный опыт, сложившийся в Республике Казахстан, заслуживает более пристального внимания. Деятельность государственных органов в области административного надзора за отдельной категорией освобожденных (освобождаемых) из мест лишения свободы (далее — МЛС) в данной стране основывается на совокупности норм права, составляющих правовой институт.

Ключевым в правовой системе Республики Казахстан, безусловно, является Закон Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 15 июля 1996 г. № 28-1 (далее — Закон РК «О надзоре»), которым урегулированы общественные отношения в исследуемой сфере [4].

В нормы, составляющие основу рассматриваемого законодательного акта, за период 28-летнего действия неоднократно вносились изменения, позволяющие устранить недостатки и пробелы предыдущих редакций закона, ставших очевидными в процессе правоприменительной практики. Актуальная редакция данного законодательного акта имеет свои отличительные черты, заключающиеся в конкретизации прав и обязанностей осуществляющих надзор должностных лиц органов внутренних дел (далее — ОВД); освобожденных (освобождаемых) из МЛС, в отношении которых судом установлен административный надзор (поднадзорных), определен понятийный аппарат.

Законом РК «О надзоре» четко определена дефиниция «административный надзор» — это «форма предупреждения рецидивной преступности, реализуемая на основе соблюдения законности, гарантии прав и свобод граждан и осуществляемая на основании постановления судьи органами внутренних дел как принудительная мера в виде установления наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены определенные законодательством ограничения в целях предупреждения правонарушений с их стороны» [4].

Как справедливо подчеркивает Т.А. Зезюли-на, «дополнительные ограничительные меры должны способствовать минимизации преступной активности» [5, с. 48].

Непременно хочется обратить внимание на такое административное ограничение, назначаемое поднадзорному в Казахстане, как «запрещение употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ» [4]. Становится очевидным, что указанный запрет позволяет помимо повторной преступности противодействовать алкоголизму и наркомании среди профилактируемых поднадзорных.

Бесспорно, негативные явления в виде алкогольной или наркотической зависимости представляют глобальную проблему для личности, общества и государства, подрывающую жизнедеятельность современного социума.

Еще одно правоограничение, устанавливаемое при административном надзоре в Казахстане, заслуживающее внимания, — это «запрет поднадзорному лицу разыскивать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться с несовершеннолетними без согласия их родителей либо законных представителей» [4]. На наш взгляд, этот зарекомендовавший себя положи-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 09-2024

тельный опыт может быть заимствован и закреплен в отечественном законодательстве, поскольку статистические данные демонстрируют ежегодный рост совершенных поднадзорными преступлений в области половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних в России с 2017 г. по 2023 г. - 32% (со 110 до 145) [6; 7].

Процесс установления административного надзора в России и Казахстане в рамках судопроизводства начинается на основании мотивированного искового заявления руководителя исправительного учреждения или начальника ОВД [2; 4]. Сроки надзора имеют некоторые отличия в законодательствах рассматриваемых государств.

Например, по законодательству Казахстана срок установлен в рамках от 6 месяцев до 3 лет. Исключение составляют отбывшие наказание и имеющие неснятую (непогашенную) судимость за уголовные правонарушения в области половой неприкосновенности несовершеннолетних, срок административного надзора в отношении указанных лиц — до погашения срока судимости.

В Российской Федерации срок, на который может быть установлен административный надзор, зависит от категорий освобожденных (освобождаемых) лиц и составляет от года до 10 лет. Указанный срок, на наш взгляд, является наиболее верным и позволяет должностным лицам ОВД обеспечивать длительное наблюдение за поднадзорными и предупреждать повторную преступность среди рассматриваемой категории.

Отражение в Законе РК «О надзоре» направления социально-правовой помощи поднадзорным, по нашему мнению, является положительным примером.

Так, сотрудники ОВД обязаны обеспечить явку поднадзорных в местные исполнительные органы для решения вопросов социальной реабилитации и адаптации поднадзорного.

Кроме того, следует отметить и предоставление права сотрудникам ОВД в процессе надзора использовать средства электронного слежения, позволяющие оперативно и своевременно получать необходимую информацию о месте нахождения поднадзорного, что позволяет незамедлительно реагировать на нарушения установленных судом ограничений и применять меры административно-правового характера. Перечень применяемых средств технического контроля определен Правительством Республики Казахстан [4].

Санкции, применяемые в отношении нарушителей административного надзора в рассматриваемых государствах, определены по-разному [1; 3]. Законодательством об административной ответственности Республики Казахстан предусмотрено, что при несоблюдении ограничений, а также в случаях невыполнения обязанностей поднадзорным он подлежит административному наказанию в виде штрафа, при повторном нарушении ему грозит штраф либо административный арест сроком до 15 суток.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях совершения правонарушения в виде несоблюдения административного ограничения (ограничений) впервые наряду со штрафом может применяться наказание в виде: «административного ареста на срок до 15 суток». В случаях повторного нарушения, совершенного в течение одного года, — «обязательные работы на срок до сорока часов, или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток». На наш взгляд, положение об альтернативных видах наказания обладает более весомым потенциалом постпенитенциарного воздействия.

Итак, анализ нормативных правовых актов двух государств позволяет констатировать, что административно-правовые институты надзора России и Казахстана имеют достаточно схожих положений, вместе с тем, имеются определенные отличия. Выявленная разница позволяет нам посмотреть с другого ракурса на правовой институт административного надзора за лицами, освобожденными из МЛС.

В целях гармонизации и совершенствования российского законодательства считаем необходимым обратиться к положительному опыту Республики Казахстан, что позволит наметить собственные перспективы и направления дальнейшего развития исследуемого административно-правового института надзора за лицами, освобожденными (освобождаемыми) из МЛС в современных реалиях.

Опыт Республики Казахстан ценен, во-первых, с позиции нормативного урегулирования направления ресоциализации поднадзорных.

Во-вторых, закрепление в законе об административном надзоре административных ограничений в виде запрещения употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ позволит более эффективно осуществлять профилактику наркомании и алкоголизма среди поднадзорных, которые остаются актуальными проблемами России.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

В свою очередь, административное ограничение в виде запрета любым способом (лично, при помощи телефона, посредством социальных сетей и др.) общаться с несовершеннолетними без согласия их родителей либо законных представителей, на наш взгляд, будет способствовать минимизации совершения правонарушений в отношении несовершеннолетних.

И наконец, в силу повышенной общественной опасности поднадзорного субъекта считаем обоснованным интегрировать опыт Республики Казахстан по электронному наблюдению за поднадзорными лицами путем внесения дополнения в российское законодательство.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // http://www.con-sultant.ru/

2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // http://www.consultant.ru/

3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-V (с изм. и доп. по состоянию на 05.09.2024) //- URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1006176&docid2=31577399 &doclist=1#activate_doc=2&pos=176;-93.1999969 4824219&pos2=8009;-100.19999694824219 (Дата обращения: 05.09.2024)

4. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Закон Республики Казахстан от 15.07.1996 № 28-I (по сост. на 01.03.2023) // https://kodeksy-kz.com/ ka/o_nadzore_za_litsami.htm

5. Зезюлина Т.А. Понятие и сущность административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2024. № 2 (40). С. 44—51.

6. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник: В 2-х ч. / В.А. Милехин, Ю.Н. Носатов, А.В. Шевцов [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2023. Ч. 1. 360 с.

7. Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Учебник: В 2-х ч. / В.А. Милехин, Ю.Н. Носатов, А.В. Шевцов [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2023. Ч. 2. 312 с.

8. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм / Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. 843 с.

References

1. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal law from 30.12.2001 № 195-FZ (ed. from 08.08.2024)] // http:// www.consultant.ru/

2. On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty: Federal law dated April 6, 2011 № 64-FZ (as amended on 06.04.2024) // http://www.consultant.ru/

3. Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses dated July 5, 2014 № 235-V (with amendments and additions as of September 5, 2024) // URL: https://online .zakon.kz/ Document/ ?doc_id=1006176&doc_id2=31577399&doclist=1# activate_doc=2&pos=176;-93.19999694824219 &pos2=8009;-100.19999694824219 (Accessed: 05.09.2024)

4. On administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty: Law of the Republic of Kazakhstan dated July 15, 1996 № 28-I (as of May 1, 2023) // https://kodeksy-kz.com/ka/o_nadzore_za_litsami.htm

5. Zezulina T.A. The concept and essence of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty / / Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice. 2024. № 2 (40). Pp. 44-51.

6. Organization of public order protection and public safety: Textbook: At 2 parts / V.A. Milekhin, Yu.N. Nosatov, A.V. Shevtsov [et al.]. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. Part 1. 360 p.

7. Organization of public order protection and public safety: Textbook: At 2 parts / V.A. Milekhin, Yu.N. Nosatov, A.V. Shevtsov [et al.]. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. Part 2. 312 p.

8. Eleizer D.J. Comparative federalism / Political science: Textbook / Comp. M.A. Vasilik, M.S. Vershi-nin. M.: Gardariki, 2000. 843 p.

Информация об авторе

Шапошников С. Г. — старший преподаватель

Статья поступила в редакцию 1 2.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Shaposhnikov S.G. — senior lecturer

The article was submitted 1 2.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

LAW & LEGISLATION • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.