Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 74—78. State service and personnel. 2021;(4): 74 — 78. Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-74-78
NIION: 2012-0061-04/21-014 MOSURED: 77/27-008-2021-04-214
К вопросу о принципах административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Сергей Геннадьевич Шапошников
Академия управления МВД России, Москва, Россия, srglom@rambler.ru
Аннотация. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеет свои принципы, то есть основополагающие начала, на которых он строится. Принципы административного надзора можно разделить на общие, свойственные всей отрасли административного права, и специальные, регулирующие специфический предмет рассматриваемого административно-правового института.
Ключевые слова: административный надзор, правовые принципы, поднадзорный, институт административного надзора.
Для цитирования: Шапошников С.Г. К вопросу о принципах административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 74—78. https://doi.org/ 10.24411/2312-0444-2021-4-74-78.
Original article
On the question of the principles of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty
Sergey G. Shaposhnikov
Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia, srglom@rambler.ru
Abstract. Administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty has its own principles, that is, the fundamental principles on which it is based. The principles of administrative supervision can be divided into general, characteristic of the entire branch of administrative law, and special, regulating the specific subject of the administrative and legal institution under consideration.
Keywords: administrative supervision, legal principles, supervised, institute of administrative supervision.
For citation: Shaposhnikov S.G. On the question of the principles of administrative supervision of persons released from places of deprivation of liberty // State service and personnel. 2021;(12):74—78. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/ 2312-0444-2021-4-74-78.
Определение правового принципа очень сложно, поскольку принципы иногда рассматриваются как правовые нормы, иногда как общие правовые нормы, иногда рассматриваются как стандарты, на которых должны основываться правовые нормы.
Любая попытка определить понятие правового принципа включает множество анализов, которые необходимо провести, и вопросов, на которые придется ответить, прежде чем давать какое-либо определение. Однако самый простой способ определить правовой принцип или юридическое понятие — это сначала понять этимологическое и лингвистическое значение слова или выражения.
© Шапошников С.Г. М., 2021.
Понятие «принцип» происходит от латинского ргтс1риш и означает «первоначало», «исходное руководящее положение». Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова принцип — это «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения, теоретической программы» [8, с. 594].
Алекс Питер Шмидт, раскрывая лингвистическое значение слова принцип как существительного, писал, что это «фундаментальная истина; всеобъемлющий закон или доктрина, из которых выводятся другие или на которых основаны другие; общая истина; элементарное положение; максима; аксиома; постулат. Совокупность моральных или этических норм или суждения; основная истина, закон или предположение. Устоявшееся правило действий; регулирующий закон
№ 4/2021
поведения. Совокупность моральных или этических стандартов или суждений» [11, с. 37].
Советский классик теории права С.С. Алексеев под правовыми принципами понимал «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в его основе закономерности общественной жизни» [4, с. 98].
С учетом изложенных определений правовым принципом можно считать преобладающий стандарт или набор стандартов поведения или суждений, которые считаются справедливыми стандартами поведения для общества и отдельного человека. Правовой принцип следует понимать как сквозную идею, базовую норму, из которой вытекают другие нормы.
Многие ученые-теоретики и судьи высказывают совершенно обоснованное суждение, что идея беспробельности, полноты и непротиворечивости законодательства «опровергнута самой жизнью» [6, с. 308].
В.В. Кирюхин считает, что значение принципов заключается в отражении сущности, содержания, особенностей правового регулирования. Принципы «позволяют уяснить смысл такого регулирования, восполнять пробелы законодательства; непосредственно закрепляясь в законах, образуют особую группу правовых норм — 1 так называемых «норм-принципов»; служат практическим руководством в деятельности; являются ориентирами для развития права» [7, с. 78].
Значение категории «принцип» для любой отрасли права трудно переоценить, поскольку принято считать, что именно с учетом принципов как отправных и начальных положений, имеющих сквозной и устойчивый характер, должны формулироваться конкретные нормы соответствующей отрасли права [10, с. 29].
Таким образом, проблема правовых принципов традиционно является одной из актуальнейших в юридической науке и представляет значительный интерес для исследователей-правоведов. Принципы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее — МЛС), не являются исключением.
В Федеральном законе «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (далее — ФЗ «О надзоре») принципы не закреплены. Не определялись они в законодательстве об административном надзоре советского периода, однако попытки выделения принципов административного надзора за отдельной категорией ранее судимых граждан многократно предпринимались в юридической литературе.
А.С. Бондаренко, писал о следующих принципах административного надзора: социалистическая законность; социалистический гуманизм; сочетание убеждения и принуждения; участие общественности в осуществлении надзора; индивидуальный подход к поднадзорным; привлечение поднадзорных к общественно полезному труду, гласность административного надзора [5, с. 8].
О.В. Филимонов определял следующие принципы указанного института: демократизм; равенство всех граждан перед законом; применение только на основе решения суда; принципиальную возможность устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений; соединение принуждения с воспитанием; экономию репрессии [9, с. 142].
Анализ указанных работ позволяет сделать вывод, что некоторые из перечисленных принципов являются общеправовыми, а отдельные принципы носят специальный характер, некоторые из которых в настоящее время не актуальны для административного надзора (привлечение поднадзорных к общественно полезному труду).
Отражением общеправовых будут являться такие принципы, как: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, гуманизм. Раскроем каждый из указанных принципов применительно к административному надзору.
На наш взгляд, приоритетное место в системе принципов административного надзора занимает принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; это обусловлено тем, что в России, согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1].
Деятельность по осуществлению административного надзора связана с применением принуждения, в связи с чем может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Отсюда эта особая значимость общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к административному надзору. Сущность указанного принципа заключается в том, что отношение к поднадзорным основано на реальном соблюдении закрепленных в законодательстве прав и свобод.
Реализация принципа законности проявляется в процессе осуществления административного надзора мер государственного принуждения. В связи с этим законодатель исходя из требований ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что
№ 4/2021
всякое ограничение прав и свобод и законных интересов граждан допустимо только на основаниях и в порядке, предусмотренных федеральным законом [1].
Соблюдение этого принципа при осуществлении административного надзора означает, что указанный надзор может устанавливаться исключительно в случаях, предусмотренных ФЗ «О надзоре»; к лицу, в отношении которого устанавливается надзор, могут быть применены лишь те обязанности и ограничения, которые закреплены в ФЗ «О надзоре». В соответствии с указанным принципом в ФЗ «О надзоре» предусмотрена возможность обжалования любых незаконных действий (бездействия) субъектов, осуществляющих надзор.
Основным требованием, вытекающим из принципа справедливости, является то, что применяемые правовые меры фактически соответствуют обстоятельствам, обусловливающим их применение, являются необходимыми и целесообразными. В процессе осуществления административного надзора требование справедливости выражается в следующем: правовые ограничения и обязанности возлагаются на поднадзорное лицо в соответствии с необходимостью и целесообразностью. Для применения таковых правоограничений недостаточно одного факта судимости, а необходимы специальные правовые основания, закрепленные в ФЗ «О надзоре» (совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, совершение преступления при опасном, особо опасном рецидиве и др.).
Соблюдение принципа справедливости означает также, что возлагаемые на лицо ограничения и обязанности являются выполнимыми, возможность их исполнения оценивается с учетом особенностей конкретного лица, жизненной ситуации, в которой он находится.
Важным принципом административного надзора является принцип гуманизма, содержание которого нашло отражение в Конституции РФ: «Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» [1].
Указанная норма коррелируется с требованиями п. 3 ст. 5 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ, где закреплено, что сотрудникам полиции (единственному субъекту осуществления административного надзора) запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению [2].
К специальным принципам надзора за лицами, освобожденными из МЛС, на наш взгляд, можно отнести: принцип дифференциации и индивидуализации; принцип сочетания убеждения и принуждения; принцип эффективности.
В процессе установления, осуществления, прекращения административного надзора за отдельной категорией ранее судимых граждан принцип дифференциации и индивидуальности выражаются в возможности:
1) применения к поднадзорным или лицам, в отношении которых устанавливается надзор, неодинакового объема и характера правовых ограничений с учетом особенностей их личности;
2) изменения по мере необходимости объема и характера правовых ограничений;
3) досрочного прекращения надзора в случаях и на основании ФЗ «О надзоре».
Так, согласно ФЗ «О надзоре» поднадзорным устанавливается ограничение в виде обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства (пребывания) от одного до четырех раз; надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные ФЗ «О надзоре», и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения и др. [3].
Принцип убеждения открывается нам как влияние, направленное на поведение поднадзорного лица, в целях формирования у него правовой убежденности в истинности законодательной базы, ее исключительной достоверности и не отступлении от нее ни при каких обстоятельствах. Принцип принуждения на сегодняшний день предстает в качестве системы мер административного воздействия на поднадзорное лицо в целях предупреждения совершения им противоправных деяний.
Принцип эффективности административного надзора представляет собой качественную характеристику результатов деятельности уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел в процессе наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами правовых ограничений и выполнением предусмотренных обязанностей, т.е. рассматривается как степень выполнения задачи административного надзора (предупреждение совершения поднадзорными преступлений и других правонарушений, оказание на них индиви-
№ 4/2021
дуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов) [3].
Успешная профилактика повторных преступлений и иных правонарушений требует от полиции своевременности в проведении профилактических мероприятий. Принцип эффективности в надзоре означает своевременность установления надзора, наступательность действий в процессе его осуществления.
Принцип эффективности в надзоре предполагает широкое разнообразие форм надзорно-пре-дупредительной работы: систематическая проверка исполнения поднадзорным лицом установленных судом правовых ограничений и выполнения им предусмотренных ФЗ «О надзоре» обязанностей, проверка по месту жительства, проведение бесед профилактического характера при явке для регистрации. Указанный принцип означает незамедлительное использование всех средств правового воздействия на поднадзорное лицо в случаях совершения им противоправных действий. Принцип эффективности требует взаимодействия служб и подразделений полиции в процессе осуществления надзора.
Подводя итог, необходимо отметить, что принципы административного надзора за лицами, освобожденными из МЛС, можно представить как основополагающие идеи, взгляды на содержание административного права, отражающие стратегические направления его развития, определяющие содержание административного права, являющиеся выражением правовой политики государства, выражающие стратегию государства по противодействию преступности, определяющие направления развития законодательства, регулирующего вопросы профилактики правонарушений, иных мер административно-правового характера и обращения с поднадзорными лицами.
Несмотря на то, что указанные принципы не нашли своего законодательного закрепления в ФЗ «О надзоре», роль указанных постулатов велика и состоит в том, что ими руководствуются судебные, правоохранительные органы в осуществлении своей деятельности в процессе установления, осуществления, прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из МЛС.
Административному надзору за лицами, освобожденными из МЛС, присущи свои специфические принципы, являющиеся развитием, конкретизацией общих принципов права, административного права. Некоторые из этих принципов совпадают с уже имеющимися в праве принципами, другие подчеркивают только определенную часть имеющегося принципа отрасли права, но
главное — административный надзор имеет свои принципы.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.constitution.ru/
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 11.06.2021) // http:// www.constitution.ru/
3. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-Ф3 (ред. от 01.10.2019) // http://www.constitution.ru/
4. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1981. 361 с.
5. Бондаренко А.С. Административный надзор за освобожденными из ИТУ лицами и его эффективность (основные вопросы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1973. 29 с.
6. Карапетова А.Г. Борьба за признание судебного правотворчества в европейском и американском праве. М.: Статут, 2011.
7. Кирюхин В.В. Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: исторические, теоретические и правовые аспекты: Монография. М.: ООО «САМ Полиграфист», 2019. 256 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1991.
9. Филимонов О.В. Посткриминальный контроль: (Теоретические основы правового регулирования). Томск, 1991. 180 с.
10. Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. 139 с.
11. Шмидт А.П. Исследование грубых нарушений прав человека. Лейден: Центр изучения социальных конфликтов, Лейденский ун-т, 1989. 163 с.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/
2. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 11.06.2021) // http:// www.constitution.ru /
3. Federal Law «On Administrative Supervision of Persons Released from places of Deprivation of liberty» dated 06.04.2011 № 64-FZ (as amended on 01.10.2019) // http://www.constitution.ru/
№ 4/2021
4. Alekseev S.S. General theory of law. Moscow: Yurid. lit., 1981. 361 p.
5. Bondarenko A.S. Administrative supervision of persons released from ITU and its effectiveness (main issues): Autoref. dis. ... cand. jurid. sciences'. Tomsk, 1973. 29 p .
6. Karapetova A.G. The struggle for the recognition of judicial lawmaking in European and American law. Moscow: Statute, 2011.
7. Kiryukhin V.V. Administrative activities of the police for the prevention of juvenile delinquency: historical, theoretical and legal aspects:
Monograph. Moscow: LLC «SAM Polygraphist», 2019. 256 p.
8. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / Edited by N.Y. Shvedova. M.: Rus. yaz., 1991.
9. Filimonov O.V. Post-criminal control: (Theoretical foundations of legal regulation). Tomsk, 1991. 180 p.
10. Filimonov V.D. Principles of criminal law. Moscow: JSC «Center Yurinfor», 2002. 139 p.
11. Schmidt A.P. Investigation of gross violations of human rights. Leiden: Center for the Study of Social Conflicts, Leiden University, 1989. 163 p.
Информация об авторе
Шапошников С.Г. — адъюнкт
Information about the authors
Shaposhnikov S.G. — adjunct
Статья поступила в редакцию 27.09.2021; одобрена после рецензирования 08.1 1.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 27.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.
3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.
Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.
Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.
№ 4/2021