Научная статья на тему 'Сравнительно-правовые подходы к реализации криминологических концепций предупреждения преступности в зарубежных странах'

Сравнительно-правовые подходы к реализации криминологических концепций предупреждения преступности в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ / ПОМОЩЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIMINOLOGICAL POLICY / CRIMINOLOGICAL SCIENTIFIC / CRIMINOLOGICAL SCIENTIFIC CONCEPTS OF FOREIGN STATES / PUBLIC ASSISTANCE IN CRIME PREVENTION / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осмоналиев Кайрат Медербекович

В статье рассмотрены криминологические меры предупреждения преступности в деятельности правоохранительных и иных государственных органов при их взаимодействии с общественностью в США, Великобритании, Германии, Австрии, Японии, Китае с точки зрения использования опыта этих стран в совершенствования криминологической политики и права в Кыргызской Республике. На примерах отдельных стран показано, что профилактика преступности силами населения и общества давно развивается в зарубежных странах и является частью государственных программ профилактики преступности. Предложены рекомендации мер взаимодействия общественных организаций граждан с органами по предупреждению преступности и их информационными структурами для предоставления сведений о конкретных фактах, имеющих отношение к профилактике или расследованию преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative legal approaches to the implementation of criminological concepts of crime prevention in foreign countries

The paper considers criminological crime prevention measures in law enforcement and other government agencies in their interaction with the public in the United States, Great Britain, Germany, Austria, Japan, China from the point of view of using the experience of these countries to improve criminological policy and law in the Kyrgyz Republic. The examples of individual countries show that crime prevention by the forces of the population and society has long been developing in foreign countries and is part of state crime prevention programs. Recommendations were made on measures of interaction of public organizations of citizens with crime prevention authorities and their information structures for the provision of information on specific facts related to the prevention or investigation of crimes

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовые подходы к реализации криминологических концепций предупреждения преступности в зарубежных странах»

Сравнительно-правовые подходы к реализации криминологических концепций предупреждения преступности в зарубежных странах

ОСМОНАЛИЕВ КАЙРАТ МЕДЕРБЕКОВИЧ,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Кыргызской Республики, Член Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики

Аннотация: В статье рассмотрены криминологические меры предупреждения преступности в деятельности правоохранительных и иных государственных органов при их взаимодействии с общественностью в США, Великобритании, Германии, Австрии, Японии, Китае с точки зрения использования опыта этих стран в совершенствования криминологической политики и права в Кыргызской Республике. На примерах отдельных стран показано, что профилактика преступности силами населения и общества давно развивается в зарубежных странах и является частью государственных программ профилактики преступности. Предложены рекомендации мер взаимодействия общественных организаций граждан с органами по предупреждению преступности и их информационными структурами для предоставления сведений о конкретных фактах, имеющих отношение к профилактике или расследованию преступлений.

Ключевые слова: криминологическая политика, криминологические научные концепции зарубежных государств, помощь общественности в профилактике преступлений, предупреждение преступности

Comparative legal approaches to the implementation of criminological concepts of crime prevention inforeign countries

OSMONALIEV KAIRAT MEDERBEKOVICH,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Kyrgyz Republic, Member of the Central Election Commission of the Kyrgyz Republic

Abstract: The paper considers criminological crime prevention measures in law enforcement and other government agencies in their interaction with the public in the United States, Great Britain, Germany, Austria, Japan, China from the point of view of using the experience of these countries to improve criminological policy and law in the Kyrgyz Republic. The examples of individual countries show that crime prevention by the forces of the population and society has long been developing in foreign countries and is part of state crime prevention programs. Recommendations were made on measures of interaction of public organizations of citizens with crime prevention authorities and their information structures for the provision of information on specific facts related to the prevention or investigation of crimes.

Keywords: criminological policy, criminological scientific concepts of foreign states, public assistance in crime prevention, crime prevention

Криминологические концепции в зарубежных странах в системе мер предупреждения преступности

Криминологические концепции становятся все более востребованными в практике различных государств по предупреждению преступности правоохранительными органами, иными государственными органами и общественными организациями граждан. Это вызывает необходимость их совершенствования на национальном и международном уровне принятием законодательных актов в сфере предупреждения преступности и заключением договоров государств по противодействию преступной деятельности. Процесс реформирования криминологических мер способствовал усилению взаимодействия органов правопорядка и граждан, появлению новых форм и методов сотрудничества в обмене данными, научными и практическими достижениями в этой области.

Ознакомление с зарубежной практикой способствует более глубокому пониманию национального опыта проведения криминологической политики в Кыргызской Республике для установления взаимодействия между правоохранительными органами и институтами гражданского общества в предотвращении преступности.

Сравнительно-правовой анализ теории и практики реализации криминологических концепций предупреждения преступности в зарубежных странах является практически значимым, поскольку позволяет изучить типовые явления, тенденции появления причин преступности на опыте множества стран мира. Изучение мирового опыта формирования, регулирования, осуществления криминологических мер позволит использовать его положительные результаты в деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики и стран ЕАЭС.

Преступность по своей природе является общественно опасным явлением. Это нарушение конституционных прав и законных интересов граждан, она разрушает общество и государство. Процесс исторического развития государств показывает, что основными способами противодействия преступности являются уголовные и уголовно-процессуальные меры наказания за преступные деяния и меры государственной криминологической политики предупреждения пре-ступности1.

Изучение опыта зарубежных стран поможет на национальном уровне предотвратить появление национальных и транснациональных преступных сообществ, трансграничного передвижения лиц, пытающихся уйти от наказания в сво -ей стране, остро поставит вопрос перед государством о современных международных подходах к организации предотвращения уголовно наказуемых деяний.

Криминология западных стран как наука изучает в большей степени профилактику преступности как социального явления, рассматривая его в качестве комплекса социальных, психологических, общественных, административно-правовых, уголовно-правовых и иных мер ограничения и сдерживания опасностей негативного воздействия на интересы граждан и государства конкретных криминогенных факторов и обстоятельств. При этом особое значение придается эффективности профилактики преступности, которая должна быть скоординированной и систематической, включать мероприятия, связанные с улучшением жизни граждан, развитием об -разования, воспитанием несовершеннолетних, совершенствованием уголовного правосудия и

1 Григорян В.К. Предупреждение преступности в высокоразвитых зарубежных странах. http://portal-msal.ru/10-17803/article_100673.html

уголовно-правовой защиты2. С этой концепцией следует согласиться, поскольку системность в развитии координации социальных и правоохранительных органов - залог эффективности криминологической политики государства.

Анализ международного опыта реализации криминологической политики в зарубежных государствах поможет использованию примеров эффективной реализации мер по предупреждению преступности, проводимых государственными органами иностранных государств, когда криминологическая и социальная политика объединяют свои усилия для защиты граждан. Это может содействовать поиску оптимального законодательного и правового режима совершенствования криминологической политики Кыргызской Республики.

При сравнении содержания профилактических мер предупреждения преступности, осуществляемых зарубежными странами, с деятельностью в сфере противодействия преступности, проводимой в Кыргызской Республике, выявляются недоработки правоохранительной и криминологической политики Кыргызской Республики, но также подчеркиваются и ее достижения, которых нет в зарубежной практике.

Бесспорно, сравнительно-правовой анализ зарубежной практики и опыта развитых стран даст возможность сопоставления и понимания содержания материально-правовых норм и про-

2 Там же.

цессуально-правовых процедур в сфере противодействия преступности, и покажет целесообразность и объемы использования зарубежных практик в концепциях криминологической и правоохранительной политики Кыргызской Республики.

Сочетание социально-правоохранительных и оперативно-профилактических мер предупреждения преступности, из опыта Японии, Франции, Дании, Великобритании, о котором более детально будет сказано ниже, с нашей точки зрения, дает положительный эффект в противодействии осуществлению преступных замыслов антиобщественных элементов, когда граждане на уровне местного самоуправления совместно с органами правопорядка подключаются к профилактическим мероприятиям по борьбе с преступностью. Данная позиция обосновывается следующими аргументами.

Зарубежные криминологические концепции рассматривают борьбу с преступностью, в числе прочих критериев, с позиции «размеров охвата» работы с населением при поддержке институтов гражданского общества, представляя ее как системные меры предупреждения преступности на уровне социальных условий и конкретной ситуации, способствующей совершению преступления.

В процессе социального предупреждения преступности имеет место тесное взаимодействие органов местного самоуправления и местного населения с полицией в организации мер предупреждения преступлений и условий их возникновения. То есть правоохранительные органы вместе с населением на уровне местного самоуправления контролируют образ жизни наиболее незащищенных от влияния преступников слоев населения, включающих трудных подростков и иных несовершеннолетних, находящихся без должного воспитания родителей, алкоголиков, наркоманов и других лиц, потребляющих токсич-

ные вещества и напитки и т.п. Таким образом, социальным предупреждением, выраженным в работе органов правопорядка с населением, повышается правовая грамотность населения об уголовно наказуемых деяниях, растет авторитет законов и правосознание граждан, укрепляется взаимодействие общественных и объединение государственных институтов в единую систему социально-государственных мер по противодействию преступности.

Предупреждение возникновения конкретных условий для преступления заключается в предотвращении негативных факторов и других

причин совершения преступления, например, обусловленных временными проблемами конкретной экономической и социальной ситуации (стихийные бедствия и др.), возникновением других ситуационных условий для исполнения преступного замысла. Это требует определения причин преступности, четких юридических критериев уголовно наказуемого деяния, касается формирования соответствующих норм законодательства, организации экономической, информационной, технической и методической помощи государственным органам, уполномоченных в сфере профилактики преступлений3.

Особенности американского опыта организации предупреждения преступности и особенности развития американской криминологической науки

В США достигнуты значительные успехи по профилактике преступности, хотя уровень ее оставляет желать лучшего, в частности, из-за поощряемого последние десятки лет потока мексиканских и латино-американских мигрантов, против которых Президентом США Д. Трампом развернута кампания по ограничению миграции. В США имеется значительное количество законов, специально принятых для предупреждения преступности. Также интересен ряд особенностей развития американской криминологической науки в силу постоянного расширения различных форм предупреждения преступности. Развитие криминологии как науки в США опирается на положения различных теорий, связанных с предупреждением преступности на основе рефлексивных, психологических, политико-правовых, социально-экономических экологических, социально-климатических и других концепций при-

чин преступности, используемых криминологической наукой и политикой США.

Исследованием экологических и социальных причин преступности, ориентированным на масштабную урбанизацию населения США, известные ученые США еще в 1931 г. разработали теоре -тические подходы к оценке параметров личности в рамках ее социального статуса как субъекта, склонного при определенных обстоятельствах к социальной дезорганизации4. Была выдвинута гипотеза о том, что причинами преступления могут быть не только противоправные психологические установки, обусловленные внутренними противоречиями личности, но и социальные, экологические, нравственно-религиозные факторы конкретной социальной, природной, гуманитарной ситуации, вызванные определенными обсто -ятельствами. То есть речь, в частности, может идти о предшествующих преступлению условиях

3 Применение зарубежного опыта предупреждения преступности в Республике Казахстан. Право стран СНГ https://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/2-right-of-the-countries-cis/1609-2012-11-20-04-05-20

4 Bohm R.M.A. Primeron Crime and Delinquency. Belmont, Calif: Wadsworth Publishing Company, 1997.

социальной дезорганизации, плохого качества воздуха и воды, загрязнения их промышленными отходами.

Большой резонанс в американском обществе вызвала в 1961 г. книга Джейн Джейкобе, посвященная исследованию связей между средой проживания и преступностью, под названием «Смерть и жизнь больших американских городов»5, где основной вывод касался необходимости снижения уровня общественной изоляции людей, поскольку часто именно изолированность и анонимность жизни человека делает его добычей преступных элементов. Эта концепция в дальнейшем стала использоваться полицией и социальными службами все шире, что привело к снижению преступности в городских районах.

В 1979 г. Коэном и Фелсоном в теорию борьбы с преступностью была внесена концепция «типичных (обычных) действий». По их мнению, преступность заканчивается, когда в пространстве и времени сходятся такие элементы, как мотивированное поведение преступника; целенаправленность его поведения; отсутствие необходимого уровня защиты6. По этой теории, преступное деяние происходит при совпадении данных компонентов в конкретное время и в конкретном месте. Например, если владельцы нового автомобиля (подходящая цель) оставляют

ключи в замке зажигания, выходят из салона и посещают магазин (отсутствие надлежащей защиты) по соседству с районом с высоким уровнем преступности (сочетание мотивированных преступников), то вероятность угона автомобиля возрастает.

Предупреждение преступности непосредственно силами общества основано на предпосылке, что отдельные лица могут играть важную роль в предотвращении преступлений, совершаемых в их среде. Программы профилактики преступности в обществе ориентированы на расширение участия отдельных лиц, небольших групп, организаций добровольного общественного движения в профилактике антиобщественного поведения, направленной на предотвращение преступности и повышение качества среды проживания граждан.

Профилактика преступности силами населения и общества последовательно развивается в США с 1960-х гг., когда большинство государственных программ профилактики преступности стало основываться на стратегии расширения связей с общественностью7.

1970-е гг. в правоохранительной практике США ознаменовались ростом взаимодействия полиции и граждан по профилактике преступности, что нашло выражение в инструктировании граждан в части их индивидуальной и коллективной защиты от преступных посягательств на их жизнь, законные права и интересы со стороны представителей преступного мира. В число профилактических мер борьбы с преступностью вошло информирование гражданами правоохранительных органов о фактах совершения преступлений или условиях возможного совершения преступного деяния.

5 Jakobs J. Death and Life of Large American Cities. 1961. https://www.amazon.com/Death-Life-Great-American-Cities/dp/067974195X

6 ФелсонМ. Преступность и повседневная жизнь. Тысяча дубов. Калифорния: Pine Forge Press, 1988. С. 53; См также: Петренко А.В. Стратегия предупреждения преступлений в США. https://justicemaker.ru/view-article.php?art=2109&id=21.

7 Фелсон М. Преступность и повседневная жизнь. Тысяча дубов. Калифорния: Pine Forge Press, 1988. С. 53.

Конгрессом США в 1977, 1980, 1994 и 2000-х гг. были приняты федеральные законодательные акты по предупреждению преступности, регулирующие порядок финансирования государственных программ борьбы с преступностью, преступностью в городах и транснациональной преступностью. Известный американский ученый, исследующий проблемы предупреждения преступности, Денис Розенбаум в своей книге о предотвращении преступности в обществе подчеркнул: для ликвидации и пресечение преступности в городах требует нормативно-правовой, финансовой технической поддержки социальных слоев населения, нацеленных содействовать правоохранительным органам в предупреждении пре-ступлений8.

Вышеуказанные законодательные акты были дополнены и конкретизированы Законом США 1976 г. «О борьбе с преступностью» и Законом США 1980 г. «О борьбе с принуждением несовершеннолетних у участию в преступной деятельности», которые включили положения о борьбе с легализацией доходов, полученных преступных путем, об охране денежных банкнот, ценных бумаг, финансовых документов, иных юридически значимых документов от подделки. Актуальны и нормы этих законов о защите детей правоохранительными органами от вовлечения их в преступную деятельность, о запрещении жестокого обращения с детьми; комплекс норм борьбы с распространением наркотиков, борьбы с преступностью в информационной и компьютерной сфере; нормы, запрещающие незаконное хранение и использование оружия и т.д. Законом США «Об усилении борьбы с преступностью» в редакции 1994 г. предусмотрены применение

смертной казни и комплекс мер предупреждения преступности.

Криминологическая политика США реализуется национальными федеральными программами борьбы с преступностью, включая меры координации и финансирования региональных программ профилактики преступности и местных программ организации взаимодействия полиции и местного населения по предупреждению преступности9.

Особенно интересна, с нашей точки зрения, практика работы полиции США, предусматривающая мониторинг безопасности, оперативную идентификацию, наблюдение за обстановкой в жилых районах.

Мониторинг безопасности - наиболее интересный и эффективный инструмент предупреждения преступности, он связан с выявлением незащищенных объектов, где обстановка способствует совершению преступлений, например -слабо освещенный коридор, незакрытое окно, неохраняемая строительная площадка и др.

Рассматривая практику проведения «мониторинга безопасности» по детальной экспертной инспекции жилых домов, кварталов, общественных зданий с прилегающими территориями местного уровня в целях выявления потенциально-опасных мест, где может быть совершено преступление, Д. Розенбаум пишет, что это необходимо для устранения угрозы безопасности населения и определения объема финансирования по проведению мероприятий, снижающих уровень опасности в этих районах.10

Так называемая оперативная идентификация для предупреждения преступлений означает процедуры гравировки и маркировки товаров,

8 р Rosenbaum D.P. Crime prevention in the community: a review and synthesis of literature. Justice Quarterly 5. № 3. 1988. P. 324.

9 Там же.; Применение зарубежного опыта предупреждения преступности в Республике Казахстан. Право стран СНГ. https://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/2-right-of-the-countries-cis/1609-2012-11 -20-04-05-20

10 Rosenbaum D.P. Crime prevention in the community: a review and synthesis of literature. Justice Quarterly 5. № 3. 1988. С. 341.

продукции, сырья, иного движимого имущества специальным кодом, идентифицирующим собственника или владельца.

Маркировкой в борьбе с незаконными посягательствами на собственность в форме движимого имущества в США пользуются давно, чтобы избежать потенциальной угрозы преступного посягательства на него. Маркированное имущество помогает быстрее установить причинную связь между правонарушителями и районами, где совершены преступления, способствуют оперативному задержанию преступника.

Наблюдение гражданами за состоянием обстановки в жилых районах, как показала практика США, резко снижает вероятность совершения преступлений, а усилением контроля со стороны местных жителей обеспечивается реальная помощь в создании более безопасной среды и охране имущества местного населения.

Достаточность финансовых средств для профилактики преступности, направляемых казначейством США по Бюджетному плану Конгресса США на очередной год для финансирования правоохранительным органам, позволяет привлекать население к мероприятиям по предупрежде -нию преступности. В США с 1969 г. до настоящего времени осуществляется Всеобъемлющая федеральная криминологическая и уголовная полити-

ка, в рамках которой действует Президентская комиссия по уголовно-правовому принуждению и организации уголовного правосудия11.

Основные положения криминологической и уголовной политики разрабатывается в Управлении программ правосудия (0JP) Министерства юстиции США, которое с 1984 г. проводит криминологические исследования, осуществляет разработку правовых актов, организовывает предоставление денежных средств жертвам преступлений.

Структура 0JP состоит из аппарата Национального института правосудия Министерства юстиции США, занимающегося исследованиями и разработками в области совершенствования процедур осуществления уголовного правосудия на основе современных криминологических концепций, уголовно-процессуальных и социологических стратегий уголовно-правовой защиты и правопорядка, концепций толкования права и применения права, концепций права исполнения наказания.

Статистическое бюро защиты правосудия Минюста США занимается сбором, анализом, публикациями и распространением информации о преступлениях, их видах, включая анализ личности преступников, защите жертв преступления, процедуре осуществления правосудия в судах разной инстанции.

Оказанием помощи в области правосудия также занимается Специальное бюро по правосудию Министерства юстиции США, которое осуществляет стратегическое управление политикой уголовного судопроизводства, содействуя реализации правосудия судами как высшей, специальной компетенции, так и общей юрисдикции. Оно осуществляет функции предупреждения преступности, противодействия насилию, употреблению наркотиков, совершенствуя функционирование

11 Клейменов И.М. Криминология в Великобритании и США // Вестник Омского Университета. Серия «Закон». 2011. № 4 (29). Опубликованный Президентской комиссией Доклад о проблемах предупреждения и борьбы с преступностью в свободном обществе включает свыше 200 рекомендаций по предупреждению преступности и борьбе с ней.

системы уголовного правосудия, меры защиты свидетелей, судей, жертв преступлений и др.

К компетенции Управления ювенальной юстиции и профилактики правонарушений Минюста США относятся организация и спонсирование научных исследований, программ и образовательных проектов. Оно определяет приоритетные направления и политические задачи ювеналь-ной юстиции, взаимодействуя с федеральными структурами, например, с Национальным центром изучения бандформирований и его Центром по предотвращению деятельности молодежных преступных банд.

Относительно Службы защиты жертв преступлений Минюста США можно сказать, что она разрабатывает программы помощи жертвам преступлений, взаимодействуя с Управлением контроля и предотвращения сексуальных преступлений по поиску преступников, их мониторингу, задержанию, регистрации и отслеживания (SMART), с Управлением по развитию потенциала общин (CCDO) и поддержанию усилия местных общин по сокращению преступности и повышению качества жизни.

Особенности опыта европейских государств — членов ЕС в области организации предупреждения преступности и специфика развития европейской криминологической науки

В современной британской криминологической науке научная криминология как общественная наука тесно связана с социологическими исследованиями, социально-экономическими научными результатами, современными психиатрическими разработками, историко-правовым анализом, нормативно-правовым регулированием, что позволяет использовать достижения криминологической науки в разработке государственной криминологической политики Великобритании.

Британские исследователи, представители криминологической науки, имеют глубокие исторические традиции изучения причин, условий, мотивов преступного поведения личности, они разрабатывают новейшие юридические концепции по криминологии и уголовному процессу, применяя новейшие приемы анализа психиче-

ского здоровья человека, оснований и обстоятельств совершения лицом или группой лиц противоправного деяния12.

Что касается особенностей современных криминологических концепций Великобритании, то они больше основываются на социологических теориях, берущих за основу идеи радикальности и функционализма в криминологии, опирающиеся на традиции американской криминологической школы13. Радикальная криминология в Великобритании показала свою эффективность в выявлении причин коррупции и организованной преступности, особенно в период, когда началась кампании по борьбе с этими преступлениями, в ходе которой были усовершенствованы нормы уголовного права14.

Криминологические методы обеспечения пресечения преступлений становятся все более

12 Гирлянда Д. Развитие британской криминологии // Оксфордский Справочник по криминологии. 2-е изд. Oxford: Clarendon Press, 1997. С. 19.

13 Клейменов И.М. Криминология в Великобритании и США // Вестник Омского Университета. Серия «Закон». 2011. № 4 (29). С. 147.

14 Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997. С. 193-194.

связанными с картографическими приемами и анализом сведений о преступности, криминологическим городским планированием, использованием возможностей проектирования городов в профилактических целях15.

При разработке профилактических программ предупреждения преступности рекомендуется анализировать конкретные проблемы, используя следующие подходы, связанные со следующим:

• исследованием специфики причин преступности;

• выявлением особых характеристик исследуемого объекта;

• определением комплекса превентивных мер;

• определением участников реализации программы;

• разработкой документации по проведению профилактических мер предупреждения преступлений;

• мониторингом криминологической обстановки в процессе реализации программы;

• усовершенствованием программы профилактики преступности16.

Среди университетов Великобритании криминологическими исследованиями выделяется Институт криминологии Кембриджского университета, в котором функционирует центр экспериментальной криминологии, обобщающий опыт реализации профилактических программ.

Что касается предупреждения преступности в другой стране ЕС, Бельгии, то особую роль здесь играет Верховный Совет по предупреждению преступности, который действует с 1985 г. и занимается планированием и координированием превентивной политики, контролируемой подразделениями жандармерии, сбором документа-

ции, осуществлением конкретных профилактических программ, участвует в научных исследованиях для разработки рекомендаций правоохранительным и иным органам национальным органам в сфере предупреждения преступности17.

Относительно проведения криминологической политики во Франции можно сказать, что с 1983 г. в стране действуют органы по предупреждению преступности на национальном, региональном, местном уровне. В их число входит Национальный совет по предупреждению преступности, перед которым стоят задачи по разработке национальной политики в области предупреждения преступности; стимулированию и координации антикриминальных проектов государственного уровня;планированию взаимодействия местных органов власти с общественными организациями и частным сектором; поиску источников финансирования программ предупреждения преступности; распространению информации о психологических и иных причинах преступлений и мерах уголовной ответственности. Совет муниципальных образований и Национальный совет по предупреждению преступности взаимодействуют с французской полицией, выполняя функции реализации мер по предупреждению преступности и активно взаимодействуя с общественностью, включая муниципальные советы18.

Деятельностью по предупреждению преступности в Германии занимаются правоохранительные органы, руководствующиеся в своей практике не только Уголовно-процессуальным кодексом, но и специальными уголовными законами, принятыми в каждой из федеральных земель. Профилактика преступности относится к компе-

15 SchneiderR.K, Kitchen Т. Crime Prevention Planning: A Transatlantic Perspective (пер. на рус. - Планирование в целях предупреждения преступности: трансатлантическая перспектива). Routledge, 2002.

16 Geason S., Wilson P.R. Crime prevention. Australian Institute of Criminology, 1998.

17 Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997. С. 193-194.

18 АнаничВ.А. СеребряковаЛ.М. Предупреждение преступности: зарубежный опыт, международное сотрудничество. М.: Норма, 2004. С. 116.

тенции Постоянной комиссии Министерства внутренних дел19.

Власти Германии и криминологическая наука длительное время считали, что предупреждение преступности является дополнительной частью работы полиции, поскольку само существование полицейского аппарата предполагает его функции борьбы с преступностью. Однако с 1960-х гг. полиция усилила связи с общественностью по выявлению причин преступности и расширила работу по содействию обучению граждан самообороне и предупредительным действиям, чтобы не стать жертвами преступлений. Трансляция по радио и демонстрация на телевидении программ цикла «будни криминальной полиции» помогли предотвратить ряд преступлений20.

По опыту Австрии в сфере превентивного воздействия для предотвращения преступности действует Закон «О Полиции безопасности», который предусматривает создание Консультативного совета по предупреждению преступности, деятельность его заключается в оказании помощи гражданам, которые информируют полицию о преступных угрозах их безопасности или близких им людей.

Следует особо отметить, что в таких государствах, как Франция, Дания, Великобритания, для предупреждения преступности и ее профилактики создаются условия для социальной реабилитации лиц, отбывших наказание за совершенное уголовное преступление21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности опыта азиатских государств в организации предупреждения преступности

Развитые азиатские государства с тысячелетней историей, такие как Япония и Китай, имеют многовековой опыт общественного и государственного воздействия в целях предупреждения преступности.

В Японии всегда считалось, что корни преступности лежат в отсутствии образования, низком уровне жизни, безработице, отсутствии культурно-нравственного воспитания человека, низком социальном контроле за предотвращением преступности, ненадлежащей изоляции лиц, представляющих общественную опасность, плохой подготовке к самообороне22. Соответственно этим историческим традициям меры уголовной

политики в Японии тесно переплетаются с мерами социальной политики23.

Содержание криминологической политики Японии в области предупреждения преступности заключается в профилактике преступности на всех стадиях ее возникновения и проявления, что согласовывается с общей уголовно-правовой политикой государства. Основным направлением криминологической и уголовной политики в Японии является предупреждение преступности на ее ранних стадиях, т.е. создание условий для того, чтобы человек не вступил на преступный путь или осмысленно отошел от него.

Что касается предупреждения организованной преступности, то профилактические меры

19 Григорян В.К. Предупреждение преступности в высокоразвитых зарубежных странах. http://portal-msal.ru/10-17803/article_100673.html

20 АнаничВ.А. СеребряковаЛ.М. Предупреждение преступности: зарубежный опыт, международное сотрудничество. М.: Норма, 2004. С. 109.

21 J Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России в странах СНГ. СПб., 2003. С. 9.

22 Как Япония справляется с преступностью. https://www.proza.ru/2007/03/02-385

23 Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М.: Jurist, 2000. С. 68.

применяются на государственном уровне и уровне корпораций. В Японии принимаются меры для устранения условий, содействующих совершению преступлений, т.е. осуществляется контроль над скоплениями бездельничающей молодежи, усиливается защита безопасности финансовых учреждений, ведомственный контроль за предприятиями, отнесенными к объектам потенциальной преступности с наличием взрывоопасных или ядовитых веществ, устранение условий для сбыта доходов, полученных преступным путем.

На основании китайского опыта можно сказать, что многовековая китайская система управления обществом и отработанные исторически государственные меры предупреждения

преступности обладают исключительной ценностью для современного Китая, поскольку, совме -стив их с достижениями информационно-коммуникативных технологий, КНР стала лидером по средствам предупреждения преступлений, изготовлению новейших средств слежения, передачи информации, анализа ДНК населения для выявления преступников24.

Китай имеет самую большую в мире базу ДНК. В 2016 г. в базе данных китайской полиции насчитывается 54 млн профилей ДНК (для сравнения: в США эта база данных насчитывает всего 13 млн профилей). Китайская полиция планирует довести эту цифру до 100 млн профилей к 2020 г. Это означает, что каждый год должно собираться столько биоматериала, сколько в США его собирали более 20 лет25.

Китайская национальная импортно-экспортная корпорация электроники СЕ1ЕС распространила свою сеть контроля за базами данных граждан и организаций на Лаос, Мьянму, Венесуэлу, Бразилию, Боливию и Перу. Не исключено, что в ближайшее время эти технологии будут внедрены и в Кыргызстане.

Рекомендации и выводы по совершенствованию криминологической политики государства и проведению мер предупреждения преступлений

На основании вышеизложенного следует отметить, что международный опыт в области предупреждения преступности и применения криминологических мер, применяемых зарубежными странами, может быть использован в практике правоохранительных органов Кыргызской Республики и в других странах ЕАЭС с учетом социальных, экономических, политических, правовых и других факторов нашего общества.

В связи с этим, на наш взгляд, наиболее целесообразно использовать следующие модели международного опыта.

Во-первых, мы считаем необходимым, исходя из опыта зарубежных стран, проводить кримино -логическую политику как комплексную государственную политику в области предупреждения преступности и использовать все, имеющиеся в распоряжении государства криминологические меры ее реализации.

24 Преступность в КНР и борьба с ней. http://www.goodchina.ru/v-kopilku-turista/450-prestupnost-v- к^ае-i-borba-s-nej.html

25 Китайская система воздействия на преступность. https://studopedia.ru/8J84608_kitayskaya-sistema-vozdeystviya-na-prestupnost.html

Реализация государственной криминологической политики обеспечивается специальными нормативно-правовыми актами по предупреждению преступности, которые включают меры взаимодействия уполномоченных правоохранительных и иных государственных органов между собой, а также с гражданами или общественными объединениями граждан в осуществлении комплекса мер по профилактике преступлений. Здесь, помимо собственного опыта Кыргызской Республики и опыта международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и СНГ, может быть применен опыт таких стран, как Франция, Бельгия, Финляндия, в которых криминологическая политика является особенно социально ориентированной.

Разработка комплексной государственной политики в области предупреждения преступности потребует от общества и государства больших усилий по перестройке правового сознания и правовой культуры общества, а также проведения исследований (как в Великобритании) по выявлению основных тенденций и закономерностей преступного поведения наших граждан, определения эффективности профилактических мер со стороны правоохранительных органов и совершенствования системы профилактических мер и т.д.

Во-вторых, мы считаем целесообразным (как во Франции, Бельгии и Австрии) предусмотреть возможность организации Координационного совета по предупреждению преступности, выделив в нем национальный, региональный и местный уровни.

Национальный координационный совет по предупреждению преступности будет выполнять аналогичные задачи, как и Национальный координационный совет Франции, и будет заниматься реализацией национальной криминологической политики, стимулированием и координацией государственных программ по предупреждению преступности и т.д.

В-третьих, целесообразно перенимать опыт США и Японии в области поддержания и разви-

тия доверия между государством и населением в целях укрепления взаимодействия по предотвращению преступности.

Очень важен механизм организации взаимодействия между правоохранительными органами и общественностью в предупреждении преступных деяний. Опираться он должен на правосознание граждан, их уважение к закону, понимание ими своей роли в содействии правоохранительным органам участием в судебных процессах, оперативных мероприятиях по задержанию преступников, при рассмотрении претензий пострадавших, в связи с отказами прокуроров возбудить уголовное дело и т.д.

Важно, чтобы сформированные общественные организации граждан реально взаимодействовали как с оперативными правоохранительными органами, так и с информационными структурами Министерства внутренних дел по предоставлению сведений по конкретным фактам, имеющим отношение к профилактике или расследованию преступлений.

Активность граждан, как показывает зарубежный опыт, обеспечивается многими способами, в том числе проведением публичных кампаний противодействия преступлениям для обеспечения законности и правопорядка в обществе, постоянным общением граждан с правоохранительными органами через специальные сайты в системе баз данных Интернета, организацией спортивных мероприятий для детей и др.

Министерством внутренних дел, Министерством юстиции и другими государственными и муниципальными органами должны проводиться активные пропагандистские мероприятия по повышению правовой грамотности населения и усилению государственной поддержки государственной политики в области борьбы с преступностью.

Таким образом можно сделать основные выводы.

Несмотря на то, что зарубежная практика по предупреждению преступности достаточно раз-

нообразна, ее анализ показал, что криминологические концепции предупреждения преступности включают много прогрессивных и эффективных способов противодействия преступности социально ориентированными и правоохранительными методами, включая постепенное искоренение ее причин и устранение социально-опасных предпосылок ее возникновения.

Рассмотрение концепций, стратегий, способов, форм и методов профилактики преступлений, известных зарубежной практике, показывает важность постоянного совершенствования законодательства в этой области с учетом конкретных социальных условий при использовании принципов обеспечения законности и правопорядка, системности научных знаний криминологической науки, финансово-бюджетной и органи-

зационно-правовой поддержки государства, обеспечения условий развития гуманизма для повышения активности участия всех членов общества в борьбе с преступностью.

Одним из важнейших направлений в системе предупреждения преступности в зарубежных странах является ее виктимологическая составляющая, когда основное внимание уделяется обеспечению защиты прав и законных интересов потерпевших, восстановлению причиненного ущерба.

Использование современных технологий предупреждения преступности на базе достижений науки и техники по примеру Китая, Великобритании, Соединенных Штатов и Японии играет важную роль в повышении эффективности предупреждения преступности.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Ананич В.А. Серебрякова Л.М. Предупреждение преступности: зарубежный опыт, международное сотрудничество. М.: Норма, 2004.

2. Гирлянда Д. Развитие британской криминологии // Оксфордский Справочник по криминологии. 2-е изд. Oxford: Clarendon Press, 1997.

3. Григорян В.К. Предупреждение преступности в высокоразвитых зарубежных странах. http:// portal-msal.ru/10-17803/article_100673.html

4. Применение зарубежного опыта предупреждения преступности в Республике Казахстан. Право стран СНГ https://www.eurasialegal.info/index.php/ legal-articles/2-right-of-the-countries-cis/1609-2012-11 -20-04-05-20nt

5. Клейменов И.М. Криминология в Великобритании и США // Вестник Омского Университета. Серия «Закон». 2011. № 4 (29). Доклад о проблемах предупреждения и борьбы с преступностью в свободном обществе.

6. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М.: ИНФРА-М; Норма, 1997. С. 193-194.

7. Преступность в КНР и борьба с ней. http:// www.goodchina.ru/v-kopilku-turista/450-prestupnost-v-kitae-i-borba-s-nej.html

8. Китайская система воздействия на преступность. https://studopedia.ru/8_184608_kitayskaya-sistema-vozdeystviya-na-prestupnost.html

9. Петренко А.В. Стратегия предупреждения преступлений в США. https://justicemaker.ru/view-article.php?art=2109&id=21.

10. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России в странах СНГ. СПб., 2003.

11. Как Япония справляется с преступностью. https://www.proza.ru/2007/03/02-385

12. Фелсон М. Преступность и повседневная жизнь. Тысяча дубов. Калифорния: Pine Forge Press, 1988.

13. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М.: Jurist, 2000.

14. Bohm R.М.A. Primeron Crime and Delinquency. Belmont, Calif: Wadsworth Publishing Company, 1997.

15. Jakobs J. Death and Life of Large American Cities. 1961. https://www.amazon.com/Death-Life-Great-American-Cities/dp/067974195X

16. Rosenbaum D.P. Crime prevention in the community: a review and synthesis of literature. Justice Quarterly 5. № 3. 1988.

17. Schneider R.K, Kitchen Т. Crime Prevention Planning: A Transatlantic Perspective (пер. на рус. -Планирование в целях предупреждения преступности: трансатлантическая перспектива). Routledge, 2002.

18. Geason S., Wilson P.R. Crime prevention. Australian Institute of Criminology, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.