Научная статья на тему 'Использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры'

Использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2804
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Прокуратура РФ / функции прокуратуры / борьба с преступностью / криминологические знания / использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры. / Prosecutor’s office of the Russian Federation / functions of Prosecutor’s office / fight against crime / criminological knowledge / use of criminological knowledge in activity of bodies of Prosecutor’s office

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин Александр Николаевич, Яковлев Денис Юрьевич

Введение: Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» непосредственно не закрепляет в качестве ее функции борьбу с преступностью. Несмотря на это, функции предупреждения преступности и профилактики преступлений пронизывают все направления деятельности органов прокуратуры. Для эффективного осуществления указанной функции сотрудники прокуратуры должны обладать познаниями о преступности, ее причинах и условиях, особенностях преступников и мерах профилактики преступлений. В этой связи представляет интерес формы и методы использования криминологических знаний в непосредственной деятельности органов прокуратуры, что подчеркивает актуальность затронутой тематики. Цель: определить значение криминологических знаний для деятельности органов прокуратуры, рассмотреть формы и методы их использования сотрудниками прокуратуры. Методологическая основа: используются методы анализа и синтеза, сравнительноправовой методы, конкретно-социологические методы исследования. Результаты и выводы: автор констатирует, что органы прокуратуры в своей непосредственной деятельности широко используют криминологические знания о преступности и ее тенденциях, причинах и условиях преступности, личности преступника, формах и методах профилактики преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варыгин Александр Николаевич, Яковлев Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF CRIMINOLOGICAL KNOWLEDGE IN THE ACTIVITIES OF PROSECUTION AUTHORITIES

Background: The Federal Law of the Russian Federation “On the Prosecutor’s Office of the Russian Federation” does not directly reinforce the fight against crime as its function. Despite this, the functions of crime prevention strategies and crime preventing permeate all areas of activity of prosecution authorities. For the effective implementation of this function, prosecutors must have knowledge of crime, its causes and conditions, characteristics of criminals and crime prevention measures. In this regard, the forms and methods of using criminological knowledge in the direct activity of the prosecution authorities are of interest, which emphasizes the relevance of the subject. Objective: to determine the value of criminological knowledge for the activities of the Prosecutor’s office, to consider the forms and methods of their use by prosecutors. Methodology: methods of analysis and synthesis, comparative legal methods, specific sociological research methods are used. Results and conclusions: the author states that the prosecution authorities in their direct activities widely use criminological knowledge on crime and its trends, the causes and conditions of crime, the identity of the offender, forms and methods of crime prevention.

Текст научной работы на тему «Использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры»

DOI 10/24411/2227-7315-2020-1016

УДК 343. 9.01

А.Н. Варыгин, Д.Ю. Яковлев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Введение: Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» непосредственно не закрепляет в качестве ее функции борьбу с преступностью. Несмотря на это, функции предупреждения преступности и профилактики преступлений пронизывают все направления деятельности органов прокуратуры. Для эффективного осуществления указанной функции сотрудники прокуратуры должны обладать познаниями о преступности, ее причинах и условиях, особенностях преступников и мерах профилактики преступлений. В этой связи представляет интерес формы и методы использования криминологических знаний в непосредственной деятельности органов прокуратуры, что подчеркивает актуальность затронутой тематики. Цель: определить значение криминологических знаний для деятельности органов прокуратуры, рассмотреть формы и методы их использования сотрудниками прокуратуры. Методологическая основа: используются методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой методы, конкретно-социологические методы исследования. Результаты и выводы: автор констатирует, что органы прокуратуры в своей непосредственной деятельности широко используют криминологические знания о преступности и ее тенденциях, причинах и условиях преступности, личности преступника, формах и методах профилактики преступлений.

Ключевые слова: Прокуратура РФ, функции прокуратуры, борьба с преступностью, криминологические знания, использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры.

A.N. Varygin, D.Yu. Yakovlev

USING OF CRIMINOLOGICAL KNOWLEDGE

IN THE ACTIVITIES OF PROSECUTION AUTHORITIES

Background: The Federal Law of the Russian Federation "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" does not directly reinforce the fight against crime as its function. Despite this, the functions of crime prevention strategies and crime preventing permeate all areas of activity of prosecution authorities. For the effective implementation of this func-

© Варыгин Александр Николаевич, 2020 )

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорского надзора и криминологии 2

(Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: VAN808@yandex .ru 2

© Яковлев Денис Юрьевич, 2020 ° Кандидат юридических наук, судья Наримановского районного суда Астраханской области; e-mail: [email protected]

© Varygin Aleksandr Nikolaevich, 2020

Doctor of law, Professor, head of the Prosecutor's supervision and criminology department (Saratov State Law Academy)

© Yakovlev Denis Yurevich, 2020

Candidate of law, judge of the Narimanov district court of the Astrakhan region 149

tion, prosecutors must have knowledge of crime, its causes and conditions, characteristics of criminals and crime prevention measures. In this regard, the forms and methods of using criminological knowledge in the direct activity of the prosecution authorities are of interest, which emphasizes the relevance of the subject. Objective: to determine the value of criminological knowledge for the activities of the Prosecutor's office, to consider the forms and methods of their use by prosecutors. Methodology: methods of analysis and synthesis, comparative legal methods, specific sociological research methods are used. Results and conclusions: the author states that the prosecution authorities in their direct activities widely use criminological knowledge on crime and its trends, the causes and conditions of crime, the identity of the offender, forms and methods of crime prevention.

Key-words: Prosecutor's office of the Russian Federation, functions of Prosecutor's office, fight against crime, criminological knowledge, use of criminological knowledge in activity of bodies of Prosecutor's office.

Криминология, являясь теоретико-прикладной наукой, призвана обеспечивать потребности общества, государства, его правоохранительных органов в объективных, достоверных сведениях о преступности, ее тенденциях и закономерностях; причинах и условиях преступности, а также о лицах, свершающих преступления. Все эти сведения необходимы для дальнейшего использования в деятельности по борьбе с преступностью. В этой связи значение криминологии для функционирования правоохранительных органов как субъектов, непосредственно занимающихся борьбой с преступностью, вряд ли можно переоценить.

Велико значение криминологических знаний для деятельности органов внутренних дел, Следственного комитета РФ, ФСБ РФ и многих других правоохранительных структур. Если посмотреть нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных правоохранительных органов, то в них напрямую закреплены их функции по борьбе с преступностью. Например, ст. 1 Федерального закона РФ «О полиции» определяет, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и для обеспечения общественной безопасности. Статья 2 этого закона закрепляет в качестве основных направлений деятельности полиции предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений1.

Статья 8 Федерального закона РФ «О федеральной службе безопасности» определяет, что одним из основных направлений деятельности органов ФСБ РФ является борьба с преступностью2.

С органами прокуратуры ситуация несколько иная. Так, Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в отличии от вышеперечисленных законов, для прокуратуры прямо не закрепляет в качестве функции борьбу с преступностью. Но это не говорит о том, что органы прокуратуры не занимаются борьбой с преступностью, тем более в ст. 1 указанного закона отмечается, что органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности правоохра-

1 См.: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (в ред. от 1 апреля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

2 См.: Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопас-150 ности» (в ред. от 7 марта 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15, ст. 1269.

нительных органов по борьбе с преступностью3. При этом может возникнуть закономерный вопрос — как можно координировать то, чем не занимаешься? Координация осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и реализации правоохранительными органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению4! Поэтому несомненно, что органы прокуратуры борьбой с преступностью занимаются, причем в различных формах и разнообразными методами.

Как отмечает Л.Л. Куракин, органы прокуратуры, несмотря на отсутствие законодательного закрепления их предупредительной функции, являются специализированным государственным субъектом предупреждения преступлений, активно действующим на обширном антикриминогенном пространстве. Предупреждение преступлений, не будучи специально выделенной функцией, внутренне присуще всем направлениям их правоохранительной деятельности по обеспечению законности: надзору за соблюдением Конституции РФ и реализацией законов; уголовному преследованию, осуществляемому как на досудебной, так и судебной стадиях; участию в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел; участию в правотворчестве; международному сотрудничеству в правовой сфере; правовоспитательной работе [1, с. 9].

Для устранения такой правовой неопределенности многие ученые справедливо указывали на необходимость внесения изменений в закон «О прокуратуре Российской Федерации» и закреплении борьбы с преступностью как одной из функций органов прокуратуры [2, с. 8].

Каковы же непосредственно криминологические знания необходимы сотрудникам прокуратуры для осуществления своих профессиональных функций, и как они их используют? Полагаем, что прежде всего, это знания о преступности. Чтобы с ней бороться — необходимо знать, что она собой представляет. Сотрудник прокуратуры должен знать понятие, сущность, состояние, тенденции и закономерности российской преступности, особенности преступности на подведомственной территории (в районе, городе, области, федеральном округе), ее структуру и динамику за последние годы. Также необходимы знания о скрытой части преступности, т.е. латентной преступности, ее структуре, причинах и масштабах, способах выявления.

В соответствии со ст. 51 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры ведут единый статистический учет преступлений, состояния преступности, раскрываемости преступлений, результатов следственной работы. Даже анализируя только статданные о преступности сотрудник прокуратуры может выявлять основные показатели преступности (ее состояние, структуру, уровень и динамику, сведения о последствиях преступности — количестве погибших и пострадавших от преступлений лиц, сумме материального ущерба). Исходя из этих данных, можно представить «картину» современной преступности, определить ее закономерности и тенденции развития.

3 См.: Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472.

4 См.: Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 (в ред. от 7 декабря 2016 г.)

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1957. 151

Сведения о преступности органы прокуратуры могут получить не только из статистических отчетов, но и из карточек единого статистического учета преступлений (например, ф. 1, ф. 1.1, ф. 3, ф. 4, ф. 5), в которых содержатся данные о совершенном преступлении (время, место, способ совершения, предмет преступления и т.д.; а так же о потерпевшем и причиненном ущербе). Значительное количество сведений о преступлениях и, соответственно, о преступности можно получить в результате анализа уголовных дел по тем или иным категориям преступлений, например, показывающих тенденцию роста, или по всем преступлениям совершенным на поднадзорной территории.

Кроме того, данные о преступности и конкретных преступлениях сотрудники прокуратуры могут получать в ходе анализа материалов средств массовой информации, сообщений и заявлений граждан, а также непосредственно в ходе проведения прокурорских проверок.

Важными для прокурорской деятельности являются сведения о причинах и условиях преступности и конкретных преступлений. Их изучение помогает лучше понять природу преступности, предвидеть тенденции ее развития и, самое главное, планировать меры по борьбе с преступностью.

Причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений коренятся в недостатках социально-экономического, духовно-нравственного, правового, организационно-управленческого характера в жизнедеятельности индивидов. К их числу следует отнести достаточно высокий уровень безработицы в стране и низкий материальный уровень жизни значительной части населения, резкое имущественное расслоение граждан; а так же пьянство, наркоманию, проституцию; недостатки и просчеты в работе государственных органов власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и их должностных лиц.

Причины преступности вообще и конкретных преступлений в частности, выявляются, изучаются сотрудниками прокуратуры, а затем устраняются в ходе проведения прокурорских проверок. Как отмечает Т.В. Раскина, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор за соблюдением законов регулирующих общественные отношения в сфере трудовой занятости, обеспечения граждан жильем, получения образования, медицинского обслуживания, в сфере государственного оборонного заказа, государственных и муниципальных закупок в иных сферах, выявляют нарушения прав и свобод граждан, юридических лиц, способствующие совершению преступлений [3, с. 172]. Характерно то, как справедливо отмечает Л.Л. Куракин, что причинный комплекс преступности, как основной объект предупредительной деятельности органов прокуратуры, имеет свою специфику, связанную с функциональным предназначением этих органов — в поле их зрения, по общему правилу, находятся лишь юридически значимые причины, условия, иные детерминанты преступлений, имеющие значение таких юридических фактов как нарушения законов [1, с. 8].

Следует также отметить, что проведение прокурорских проверок, не единственный способ получения сведений о причинах и условиях преступности и преступлений. Данные о них можно почерпнуть в результате анализа уголовных дел (причины и условия преступления, как известно, входят в предмет доказывания по уголовному делу); анализа сообщений в средствах массой информации; в ходе личного приема граждан по поводу их жалоб и обращений в органы прокуратуры.

Необходимы в прокурорской деятельности и криминологические знания о личности преступника. Дело в том, что непосредственные причины и условия преступлений всегда кроются в личностных недостатках конкретных лиц, совершающих преступления. Личность преступника есть «совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми» [4, с. 12].

Криминологическое изучение личности преступника органами прокуратуры проводится прежде всего для выявления и оценки тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, т.е. в целях его профилактики.

Сотрудник прокуратуры должен знать, какие группы населения страны, территории на которой он работает, подвержены преступному поведению. Это устанавливается путем выяснения половозрастных, образовательных, социально-ролевых и иных социально демографических признаков, таких как: семейное положение, гражданство, место жительства преступника.

Непосредственный интерес представляют уголовно-правовые признаки изучаемой личности преступника — характер, тяжесть совершенного преступления, количество совершенных преступлений, наличие рецидива преступлений, групповой или одиночный характер совершенного деяния.

Для глубокого изучения личности преступника необходимо знать его нравственно-психологические свойства — жизненные цели, установки, поведение до совершения преступления, мотив преступных действий.

Сведения о личности преступника, сотрудники прокуратуры могут получать из различных источников: из материалов уголовных дел, статистических карточек ф. 2 (на лицо, совершившее преступление).

Данные о личности преступника сотрудникам прокуратуры необходимы для осуществления эффективного прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, органами, осуществляющими исполнение уголовных наказаний, а также для осуществления уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Изучение преступности, ее причин и условий, а так же личности преступника, необходимо для осуществления борьбы с преступностью и ее координации, осуществляемой правоохранительными органами.

Для этого сотрудники должны знать, что представляет собой борьба с преступностью, в каких видах и формах она осуществляется, каковы конкретные меры профилактики преступлений, осуществляемые, в том числе самими органами прокуратуры. В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» органы прокуратуры являются субъектами такой профилактики5. Они осуществляют профилактику правонарушений путем обеспечения надзора за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

5 См.: Федеральный закон РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 28 июня. 153

В целях координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью органы прокуратуры осуществляют следующие мероприятия:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что закон «О прокуратуре Российской Федерации» прямо не закрепляет борьбу с преступностью в качестве функции органов прокуратуры, она пронизывает все основные направления их деятельности. Чтобы успешно осуществлять функцию борьбы с преступностью сотрудники органов прокуратуры должны обладать криминологическими познаниями о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью и профилактики конкретных преступлений. Не случайно в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прямо указывается на необходимость сотрудникам прокуратуры шире практиковать использование результатов криминологических и других исследований с целью внесения коррективов в формы и методы надзора, а также координационной деятельности по борьбе с преступностью6.

Несомненно, что в рамках данной статьи затронуты далеко не все аспекты использования криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры. Несомненный интерес для сотрудников должны представлять знания об отдельных видах преступности (преступности террористического и экстремистского характера, коррупционной, рецидивной и многих других); причинах и условиях таких видов преступности и лицах их совершающих; прогнозировании будущего состояния преступности и планирования мер предупреждения преступлений. Автор пытался привлечь внимание к данной проблеме и к возможности ее дальнейшего исследования.

6 См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 7 от 16 января 2012 г. «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Библиографический список

1. Куракин Л.Л. Криминологические проблемы деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 214 с.

2. Капитонова Ю.В. Основы координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 214 с.

3. Раскина Т.В. Теоретические аспекты деятельности прокуроров по профилактике преступности и правонарушаемости // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. № 1. С. 172.

4. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. 366 с.

References

1. Kurakin L.L. Criminological Problems of the Prosecutor's Office for the Prevention of Crimes: dis. cand. of law. M., 2005. 214.

2. Kapitonova Y.V. Fundamentals of Coordination by the Prosecutor's Office of the Activities of Law Enforcement Agencies to Combat Crime: dis. cand. of law. M., 2002. 214.

3. Raskina T.V. Theoretical Aspects of Prosecutors' Activity on Crime Prevention and Delinquency // Criminological journal of Baikal state University of Economics and law. 2016. T. 10. No. 1. P. 172.

4. Antonyan Yu.M., Kudryavtsev V.N., Eminov V.E. The Identity of the Offender. SPb.: Law center Press, 2004. 366 p.

от

Ф

П

TS 0) T О го

о *

о

Sc

О

п

д

QJ

тз

0 т го

п>

1

1

О Sc

5

тз

S

S

X ф

о

X

о

Sc а

ж ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1э ф

§

ю

3 )

2 О N) О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.