ПРАВОВОЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМАХ ПРАВА
LEGAL EXPERIENCE OF CRIME COUNTERACTION IN FOREIGN AND NATIONAL LEGAL SYSTEMS
УДК 341.9; 343.9.018.3
DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(3).506-518
ИНСТИТУТ ШТАТНЫХ КРИМИНОЛОГОВ (КРИМИНАЛЬНЫХ АНАЛИТИКОВ): ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Варыгин1, Е.В. Червонных2, А.С. Клементьев3, П.А. Пименов4
1 Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Российская Федерация
2 Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация
3 Департамент анализа и экономической безопасности ПАО «РусГидро», г. Москва, Российская Федерация
4 Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 7 мая 2018 г.
Дата принятия в печать 7 июня 2019 г. Дата онлайн-размещения 4 июля 2019 г.
Ключевые слова Криминологический анализ; штатный криминолог; криминальный аналитик; анализ криминологической информации; аналитическая деятельность; методы прогнозирования; методика исследования преступности; предупреждение преступлений
Аннотация. В статье рассмотрены возможности криминологического анализа криминальной обстановки и выявлено значение использования современных информационных систем анализа и прогнозирования преступности в совершенствовании деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений. Исследованы методы аналитической работы, повышающие продуктивность профилактики правонарушений, а также основное программное обеспечение для проведения криминального анализа. Представлены результаты изучения опыта деятельности криминальных аналитиков в различных правовых системах (Великобритании, США, Канады, Южной Кореи, Новой Зеландии). Содержатся данные анкетного опроса экспертов, который был проведен в июне 2017 г. В качестве экспертов выступили 100 сотрудников подразделений уголовного розыска, центров по борьбе с экстремизмом, экономической безопасности и противодействия коррупции, участковых уполномоченных полиции, сотрудников организационно-аналитических подразделений ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области. На основе анализа организации работы криминальных аналитиков в зарубежных странах, результатов экспертного опроса сотрудников правоохранительных органов определены перспективы внедрения института штатных криминологов в систему профилактики правонарушений Российской Федерации, разработан алгоритм криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел России, структурированы перспективные направления деятельности штатного криминолога (криминального аналитика). Сделан вывод о том, что эффективность деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений может быть значительно повышена за счет внедрения в практику современных средств и методов криминального анализа, активно используемых в настоящее время полицией ряда зарубежных стран. Исходя из обобщенного анализа действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации, существующих теоретических взглядов, опыта организации работы криминальных аналитиков в зарубежных странах предложен концептуально новый подход к криминологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел. Авторы убеждены, что качественная и профессиональная работа по применению средств и методов прогнозирования преступности может позволить более рационально распоряжаться имеющимися ресурсами и силами правоохранительных органов и, соответственно, либо сокращать расходы на правоохранительную деятельность, либо более эффективно использовать имеющиеся бюджеты.
THE INSTITUTE OF STAFF CRIMINOLOGISTS (CRIMINAL ANALYSTS): FOREIGN EXPERIENCE AND PROSPECTS OF ITS INTRODUCTION IN THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Alexander N. Varygin1, Elena V. Chervonnykh2, Alexander S. Klementev3, Petr A. Pimenov4
1 Saratov State Law Academy, Saratov, the Russian Federation
2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation
3 Department of Analysis and Economic Safety of PJSC «RusHydro», Moscow, the Russian Federation
4 Central Bank of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation
Article Info
Received
2018 May 7 Accepted
2019 June 7 Available online 2019 July 4
Keywords
Crime analysis; staff criminologist; criminal analysts; analysis of criminological information; analytical activity; methods of forecasting; methods of crime research; crime prevention
Abstract. The authors examine the possibilities of the criminological analysis of criminal situation and show the value of using modern information systems to analyze and predict crimes for the improvement of the crime prevention work of internal affairs' bodies. They study the analytical methods that make crime prevention more productive and the key software used for criminal analysis. The article presents the results of studying the work of criminal analysts in various legal systems (the UK, the USA, Canada, South Korea, New Zealand). It contains the data of an experts' survey conducted in June 2017. The experts were 100 employees of investigation departments, centers of counteracting extremism, economic security and corruption counteraction, employees of organization and analytical departments of the Chief Directorate of Russian Ministry of the Interior in Moscow and Moscow Region. The analysis of the work of criminal analysts in other countries and the results of the survey of experts from law enforcement bodies are used to determine the prospects of introducing the institute of staff criminologists in the crime prevention system of the Russian Federation, to develop an algorithm of criminological support in Russian internal affairs' bodies and to outline the prospective spheres of work for staff criminologists (criminal analysts). The authors conclude that the effectiveness of the work of Russian internal affairs' bodies on the prevention, suppression and detection of crimes could be considerably improved through the introduction of modern means and methods of criminal analysis that are currently actively used by the police of some countries. They present a conceptually new approach to the criminological support of the work of internal affairs' bodies based on the cumulative analysis of the current legislative base of the Russian Federation, the existing theoretical approaches and the experience of organizing the work of criminal analysts in other countries. The authors express their confidence that quality and professional work of using means and methods of crime prediction could help optimize the use of available resources and authority of law enforcement bodies and, consequently, either reduce the costs of law enforcement or use the available budgets more effectively.
Преступность как сложное социальное явление находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к социально-экономическим и политическим изменениям обстановки. Развитие современных транспортных систем, высоких технологий, новации в экономике способствуют росту мобильности преступников, повышению качества их технической оснащенности, усилению влияния трансграничного фактора, появлению новых видов и форм криминальной активности [1, с. 37]. Тенденции современной преступности предопределяют необходимость совершенствования методов сбора и анализа информации о закономерностях и прогнозах развития криминологических ситуаций, процедур подготовки и принятия на основе данного анализа управленческих решений.
Успешность криминологического обеспечения системы профилактики правонарушений зависит от регулярного наполнения повседневной полицейской деятельности научно-аналитической информацией криминологического характера, а также от постоянного криминологического контроля (мониторинга) ее целена-
правленного и обоснованного использования в полицейской практике [2, с. 136].
Реализация данного требования предполагает необходимость обрабатывать большие объемы информации, поступающей из различных источников: средств массовой информации, сети Интернет, отчетов, сообщений сотрудников, опросов населения, зачастую недостоверных или содержащих большой элемент неопределенности.
В настоящее время накопление и обработка криминалистически значимой информации осуществляются в Федеральном банке криминальной информации, на региональном уровне — в ИЦ МВД, ГУ МВД, УМВД и региональных банках криминальной информации. Автоматизированные розыскные и криминалистические учеты на федеральном и региональном уровне представляют собой ряд автоматизированных информационно-поисковых систем [3, с. 35]. Имеющиеся в распоряжении правоохранительных органов программные системы, как правило, носят разрозненный характер. Собранные данные быстро устаревают, не всегда очевидна и подтвержде-
на их достоверность. Кроме того, при необходимости сохранения максимального числа деталей следует учитывать, что информация может поступать из разных источников. Данные обстоятельства затрудняют оперативный обмен информацией, в том числе ввиду отсутствия общих стандартов, единой классификации и формализации информации. Иначе говоря, требуются огромные временные затраты по цепочке «данные — информация — знание — понимание — решение — действие» [3, с. 154; 4]. Так, даже успешное решение поставленной задачи может потерять актуальность в связи с быстрым изменением оперативной обстановки, что, в свою очередь, не позволяет сформировать доказательную базу, достаточную для раскрытия преступления и изобличения преступников. В этой связи особый интерес с точки зрения возможности использования в практической деятельности территориальных подразделений МВД России представляют современные зарубежные инновации в сфере краткосрочного (тактического) прогнозирования преступности на локальном (территориальном) уровне, успешно применяемые для борьбы с преступностью, снижения уровня криминальной напряженности в разных территориальных образованиях.
Краткосрочное прогнозирование преступности на практике развивается быстрее, чем обосновывающие его криминологические теории. Как отмечается в итоговом отчете о комплексном исследовании средств и методов прогнозирования преступности, подготовленном исследовательской корпорацией RAND в 2013 г., «имеется большое количество доказательств теории о том, что преступления могут быть спрогнозированы прежде всего потому, что преступники действуют в своих собственных «зонах комфорта»1. А значит, они стремятся совершать преступления таких же типов, какие успешно совершали в прошлом, преимущественно с приближением к тем же географическим местам и времени совершения. И хотя не всегда это происходит именно так, но происходит довольно часто, чтобы методы прогнозирования были достаточно эффективными [5, р. 2, 16].
Авторы исследования консолидировали положения ряда криминологических теорий и вывели следующие базовые принципы:
-преступники и жертвы следуют собственным шаблонам (patterns) поведения, а их пере-
1 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/RAND.
сечения в процессе следования этим шаблонам создают вероятность совершения преступлений;
-географические и временные параметры прямо влияют на указанные шаблоны поведения;
-действуя в рамках указанных шаблонов, преступники принимают «рациональные» решения о совершении преступлений, учитывая такие факторы, как место, пригодность выбранной цели и риск задержания [5, р. 3].
Полагаем, что следует рассмотреть опыт зарубежных стран в вопросах анализа криминальной обстановки в стране или отдельных регионах.
1. Информационные системы, используемые в деятельности полиции зарубежных стран для анализа, прогнозирования и предупреждения преступности (опыт использования системы CompStat, картирования, Crime Prediction в деятельности полиции).
Наиболее развитыми в сфере внедрения информационных технологий в деятельность полиции являются США и страны Западной Европы, которыми накоплен многолетний (более 20 лет) опыт применения средств прогнозирования преступности. В этих государствах сложилась практика оперативного реагирования на прогнозы преступности, а результаты аналитической работы активно используются в решении оперативно-служебных задач, таких как расстановка патрулей, специальных подразделений, расследование преступлений, аналитическое и информационное обеспечение противодействия преступности, профилактика преступлений (финансовое обеспечение программ борьбы с преступностью). Тем не менее количество научных исследований и публикаций, посвященных изучению зарубежного опыта в сфере аналитической деятельности полиции, является незначительным. Это определяет интерес к анализу зарубежного опыта внедрения штатных криминологов (криминальных аналитиков), занимающихся анализом сведений об особенностях состояния криминогенной обстановки на территориях оперативного обслуживания полицейскими подразделениями [6, с. 155].
В практической деятельности полиции США достаточно длительное время используется управленческая модель CompStat (что в дословном переводе означает «сравнительная статистика»), представляющая собой довольно сложную, но легко адаптируемую технологию, которая может быть применена (и фактически применяется) для решения ряда проблем, стоящих перед полицией. Хотя система CompStat
первоначально получила известность как метод, используемый полицией для сокращения преступности, гибкость и адаптируемость делают ее подходящим инструментом для управления практически любыми организационными функциями.
Основной компонент CompStat — это база данных, которая содержит ежедневные сведения о тяжких преступлениях на территории оперативного обслуживания полицейским подразделением. Использование CompStat позволяет осуществлять своевременный и точный сбор информации, быстрое развертывание полицейских сил и средств, способствует стратегическому решению проблем. Отчет CompStat является системой раннего оповещения, которая обеспечивает готовность руководителей полиции к быстро изменяющимся условиям и позволяет им перераспределять свои ресурсы.
Кроме того, база данных ежедневно пополняется такими статистическими сведениями, как число инцидентов со стрельбой и число жертв перестрелок (по территориям), а также количество вызовов полиции. Подразделения полиции, применяющие CompStat, не имеют собственного программного обеспечения, полностью разработанного своими программистами или специальными консультантами. Напротив, это стандартные пакеты программ, которые может купить и использовать любая организация, а не только полицейская. Также технология CompStat не требует сложных высокотехнологичных аппаратных средств. Несколько персональных компьютеров или небольшая сеть смогут управлять CompStat даже в крупнейшей организации.
Картирование территории предполагает составление компьютерных карт преступлений с включением в них широкого спектра необходимой информации, например такой, как местоположение школ, парков, детских площадок, храмов, банков, банкоматов, проезжающие транзитом автотранспортные средства, прошлые и текущие задержания и др. В такие карты были включены все возможные факторы, способные оказать влияние на совершение преступления. Эти карты дают возможность проводить исследование соотношений между преступлением, временем и местом его совершения, немедленно определяя «зоны высокой преступности». Данная информация помогает спрогнозировать вероятное время и место совершения преступления, что позволяет направить силы полиции
в нужное время и в нужное место. Гибкость и простота анализа, предоставленного программным обеспечением карт, облегчили всестороннюю экспертизу причин преступлений.
Новое программное обеспечение Crime Prediction представляет собой достаточно новый программный продукт, который в перспективе даст полиции возможность получать краткосрочные прогнозы совершения преступлений в будущем, предсказывать, где произойдет то или иное преступление, с высокой долей вероятности. Crime Prediction создана для анализа модели совершения преступлений на основе информации, полученной полицией2. В зарубежной практике, как показывают изученные материалы, основной акцент ставится именно на краткосрочное прогнозирование. В этой связи большинство практикующих зарубежных криминальных аналитиков используют сведения давностью не более чем от одной недели до одного месяца, хотя некоторые исследователи полагают, что наиболее точные результаты дают статистические данные за предыдущий год (или еще более длительный период). При таком подходе точность прогноза преступлений в «зонах высокой преступности» приближается к 90 % [7, р. 24].
2. Институт штатных криминологов (криминальных аналитиков) в зарубежных странах.
В научной литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что с учетом роста значимости институтов гражданского общества, социальных медиа и органов местного самоуправления криминологический анализ должен занимать одно из центральных мест в деятельности полиции и его осуществление должно быть возложено на специалистов-аналитиков [8]. В настоящее время институт штатных криминологов (криминальных аналитиков) активно используется в ряде зарубежных стран (Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Канаде и др.). Как справедливо отмечает Г.Ю. Лесников, профессия криминолога по уровню значимости в любом развитом обществе занимает достойное место [9, с. 5].
Посредством введения должности штатного криминолога (криминального аналитика) в полицейские подразделения Великобритании, США, Канады и ряда других зарубежных стран была решена проблема оперативного внедрения результатов криминологических исследова-
2 URL: http://www.arabianbusiness.com/dubaipolice-launchesnewsoftwarepredictfuturecrimes657383.html.
ний в правоохранительную практику, что позитивно повлияло на эффективность принимаемых управленческих решений, направленных на противодействие преступности. Например, в полиции Канады криминологи задействованы на всех уровнях и во всех подразделениях3.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность штатного криминолога (криминального аналитика), зависят от правовой базы и организационного построения правоохранительных органов различных стран. Например, в США, как и в Канаде, к основным требованиям относятся наличие высшего образования, владение специальными знаниями в сфере юриспруденции, аналитики, статистики, психологии, компьютерных технологий и т.д. В некоторых странах от криминологов (криминальных аналитиков) требуются знания и аналитические умения, включая знание методов опроса и оценивания; аналитические и исследовательские навыки оказания статистической и технической поддержки в рамках изучения преступной активности; навыки решения проблем в области обслуживания и программного оценивания; знания в области компьютерной техники и т.д. [10].
В Великобритании в соответствии с моделью, утвержденной Национальной службой уголовных расследований (National Criminal Intelligence Service), криминальный аналитик должен уметь обобщать результаты оперативно-служебной деятельности, осуществлять анализ преступлений по способу их совершения, в том числе с учетом сложившейся экономической ситуации и социально-демографической обстановки, исследовать «криминальные рынки», производить сетевой анализ, анализ рисков, криминальных целей, оперативно-розыскной информации [11, с. 38-39; 12].
Методика расчета штатной численности криминальных аналитиков для подразделения также зачастую зависит от организационного построения правоохранительных органов. В частности, определение необходимого количества криминальных аналитиков в США производится следующими альтернативными способами:
-один криминальный аналитик из расчета на 1 500 преступлений, относящихся к первой категории (наиболее тяжкие), зарегистрированных за год в статистических сведениях ФБР о состоянии преступности (Uniform Crime Reports, part 1);
3 NCIS, The National Intelligence Model. London : National Criminal Intelligence Service, 2000. Р. 12-13.
-один криминальный аналитик из расчета на 1 800 преступлений, относящихся к группе А, зарегистрированных за год в статистических сведениях Национальной системы учета происшествий (National Incident-Based Reporting System — NIBRS Group A);
-один криминальный аналитик из расчета на каждые 30 тыс. обращений в полицию или на каждые 70 штатных сотрудников полиции.
При имеющемся достаточно успешном и богатом опыте использования института штатных криминологов (криминальных аналитиков) в зарубежных странах следует учитывать возможные препятствия на пути его внедрения в деятельность правоохранительных органов Российской Федерации, к которым необходимо отнести:
-проблемы организационной и технологической культуры, неприятие пользователями нововведений;
-необходимость дополнительных инвестиций в оборудование и обучение персонала на начальном этапе внедрения криминального анализа;
-сложность создания и обслуживания программного обеспечения, сопряженная с большим количеством трудно прогнозируемых оперативно-розыскных и следственных ситуаций;
-отсутствие общих стандартов и форматов, используемых в информационных системах правоохранительных органов Российской Федерации [13; 14].
3. Введение в территориальных органах внутренних дел Российской Федерации должностей штатных криминологов (криминальных аналитиков) и применение современных средств и методов криминального анализа, основанных на компьютерных технологиях (по результатам опроса сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного в 2017 г.).
Эффективное использование аналитиком или руководителем ОВД (субъектом управления) большого массива криминологически значимой информации о преступности становится возможным лишь в результате внедрения в деятельность подразделений органов внутренних дел алгоритмов поддержки принятия как стратегических, так и тактических решений на основе современных средств и методов криминологического анализа.
С учетом имеющегося за рубежом опыта предполагается возложить применение таких средств и методов на специально подготов-
ленных сотрудников — штатных криминологов (криминальных аналитиков). Однако при внедрении института криминологического анализа, безусловно, следует учитывать организационную структуру органов внутренних дел и культурные особенности нашей страны. Необходимость выявления возможных проблем и перспектив внедрения института штатных криминологов (криминальных аналитиков) в деятельность правоохранительных органов Российской Федерации обусловила проведение нами исследования в территориальных органах внутренних дел России. Целью социологического опроса было определение практической необходимости введения должности штатного криминолога (криминального аналитика), его функциональных обязанностей, требований, предъявляемых к криминологу, нужных навыков и знаний.
В ходе исследования было опрошено 100 сотрудников подразделений уголовного розыска, центров по борьбе с экстремизмом, экономической безопасности и противодействия коррупции, участковых уполномоченных полиции, сотрудников организационно-аналитических подразделений ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области. Большая часть респондентов (67 %) имели солидный опыт практической деятельности (стаж службы составил свыше 15 лет).
Результаты опроса показали, что сотрудники органов внутренних дел достаточно скептически относятся к проводимым в настоящее время
исследованиям, связанным с анализом оперативной обстановки (в том числе прогнозным по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности), а также низко оценивают возможность их влияния на качество своей деятельности (45,3 %). Только 11,3 % респондентов полагают, что анализ и перспективное прогнозирование могут существенно повысить эффективность предупредительной работы.
Скорее всего, подобное положение дел может свидетельствовать не о том, что аналитическая работа оказывает слабое влияние (либо вообще не влияет) на деятельность правоохранительных органов в сфере профилактики правонарушений, а об отсутствии ее грамотной организации, технической оснащенности и подготовленных специалистов-криминологов, о том, что сотрудники не хотят использовать новые формы и методы работы.
Более того, отсутствие у сотрудников правоохранительных органов информации и ясного представления о том, что должен знать и уметь такой специалист, заранее приводит к обесцениванию значимости данного направления работы (табл. 1).
Сложившаяся ситуация обусловливает отсутствие специалистов и приводит к тому, что предоставляемая аналитическая информация не может эффективно использоваться в оперативной деятельности и для прогнозирования оперативной обстановки в целях своевременного предупреждения правонарушений и обеспечения безопасности (табл. 2).
Вариант ответа / Reply options Доля ответивших / Share of respondents
Нет, так как это должен быть специально подготовленный по вопросам криминологического обеспечения деятельности территориальных ОВД специалист, способный проводить максимально точную аналитическую работу и эффективно использовать весь предоставляемый ему массив информации / No, it should be an officer specifically trained in the sphere of criminological support of the territorial divisions of internal affairs' bodies who should be able to perform analytical tasks very accurately and use all the available information effectively 39,6
Да, может любой сотрудник, прошедший специальные курсы / Yes, any officer after special re-training 52,8
Да, может любой сотрудник / Yes, any officer 3,8
Затрудняюсь ответить / Not sure 3,8
Таблица 1 / Table 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Может ли, по Вашему мнению, обязанности штатного криминолога выполнять любой сотрудник территориального подразделения
МВД России?», %
Distribution of answers to the question «In your opinion, can any officer of a territorial division of Russian Ministry of the Interior act as a staff criminologist?», %
Таблица 2 / Table 2 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Отвечает ли имеющийся в территориальных органах МВД России объем и качество криминологической информации и ее доступность запросам сотрудников, непосредственно выполняющих задачи по борьбе с преступностью?», %
Distribution of answers to the question «Is the volume and quality of criminological information in the territorial divisions of Russian
internal affairs' bodies sufficient, is this information available and does it meet the needs of officers immediately involved in counteracting crime?», %
Опрос показал, что 41,0 % респондентов считают качество предоставляемой криминологической информации, степень ее доступности не отвечающими запросам сотрудников, которые непосредственно выполняют задачи по борьбе с преступностью. При этом респонденты указывают и на множественные причины данной проблемы, к которым относят недостаточное оснащение техническими средствами и программным обеспечением для анализа преступности; отсутствие необходимого уровня взаимодействия между подразделениями органов
внутренних дел; недостаточный уровень подготовки сотрудников органов внутренних дел в области проведения анализа оперативной обстановки и прогноза преступности на конкретной территории. Затруднились ответить на данный вопрос только 5,1 % респондентов (табл. 3).
Очевидно, что в целях повышения уровня практической значимости криминологической информации, возможности построения криминологических прогнозов решать имеющиеся проблемы крайне важно и необходимо.
Для того чтобы криминологическое обеспечение предупредительной деятельности в территориальных органах МВД России соответствовало потребностям практики, необходимо, как показало проведенное исследование, предпринимать следующие меры:
-внедрять в практику современные средства и методы криминологического анализа (18,9 %);
- повышать уровень профессионализма информационно-аналитических подразделений (18,9 %);
- создавать информационно-коммуникационные системы предупредительной направленности (18,9 %);
-повышать уровень координации между подразделениями органов внутренних дел и иными субъектами профилактики правонарушений (28,9 %) и др.
Был подробно проработан вопрос о специальном программном обеспечении, которое необходимо использовать для решения обозначенных выше цели и задач (табл. 4).
Интерес представляют ответы респондентов о необходимости использования специальных
Таблица 3 / Table 3
Распределение ответов респондентов на вопрос о причинах неэффективного использования криминологической информации в целях предупреждения преступлений, % Distribution of answer to the question on the causes of the ineffective use of criminological
information to prevent crimes, %
Вариант ответа / Reply option Доля ответивших / Share of respondents
Недостаточное оснащение техническими средствами и программным обеспечением для анализа преступности / Insufficient equipment and software to analyze crimes 41,0
Отсутствие необходимого уровня взаимодействия между подразделениями органов внутренних дел / Poor cooperation between internal affairs' departments 24,4
Недостаточный уровень подготовки сотрудников органов внутренних дел в области проведения анализа оперативной обстановки и прогноза преступности на конкретной территории (в области, городе, районе и т.д.) / Inadequate training of internal affairs' officers in the sphere of analyzing the operational situation and prediction of crime on a certain territory (region, city, district, etc.) 29,5
Затрудняюсь ответить / Not sure 5,1
Вариант ответа / Reply option Доля ответивших / Share of respondents
Скорее отвечает / Most likely it is 34,0
Скорее не отвечает / Most likely it is not 41,5
Полностью не отвечает / Totally is not 20,8
Затрудняюсь ответить / Not sure 3,8
Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 3. C. 506-518 ISSN 2500-4255-
Таблица 4 / Table 4
Виды программного обеспечения, необходимые для проведения анализа оперативной
обстановки и краткосрочного прогноза, % Types of software necessary for the analysis of operational situation and short-term prediction, %
Геоинформационные системы, предназначенные для картирования (нанесения на электронные карты) преступлений и происшествий / Geoinformation systems for mapping (digital mapping) of crimes and incidents 31,0 21,4 18,2 25,1
Компьютерная диспетчерская система (электронная КУСП), предназначенная для учета сообщений о преступлениях и происшествиях / Computer dispatch service to register new information on crimes and incidents 21,4 28,6 27,3 25,6
Программы анализа статистики и криминологического прогнозирования, предназначенные для краткосрочного (тактического) прогнозирования преступлений (тенденций изменения количественных и качественных характеристик преступности) / Software for statistical analysis and criminological prediction, used for short-term (tactical) prediction of crimes (trends for the changes in quantitative and qualitative characteristics of crimes) 29,8 16,1 54,5 23,7
Специализированные аналитические программы, предназначенные для анализа преступлений и иных происшествий (выявления повторяющихся (серийных) преступлений), геопространственного анализа преступности во взаимосвязи с геоинформационными системами, в том числе с учетом характеристик среды / Special analytical software for the analysis of crimes and other incidents (identification of repeat (serial) crimes), geospace analysis of crimes together with geoinformation systems and taking into account the characteristics of the environment 17,9 33,9 0 25,6
программ анализа статистических данных и осуществления краткосрочного криминологического прогнозирования. Половина респондентов затрудняются оценить степень их практической значимости. Результаты ответов на серию вопросов о необходимости использования программного обеспечения подтверждают мнение о том, что система качественного прогнозирования оперативной обстановки в России совершенно далека от тех стандартов, которые нашли широкое применение в зарубежных странах, а штатные криминологи (по аналогии со штатными аналитиками) как специалисты еще не подготовлены.
И, тем не менее, респонденты согласны с тем, что для разработки своевременного криминологического прогноза необходимо решать задачу его автоматизации. Проведение любых расчетов вручную даже при достоверной базе данных и правильном определении детерминантов не может дать руководителям органов внутренних дел нужной информации. Это связано с тем, что точность прогноза пропорциональна объему обработанной информации. Если нет соответствующего программного обеспечения, то либо для быстроты прогноза придется жертвовать точностью, либо достаточно точный прогноз будет получен через слишком длительное время.
Соответственно, ожидаемая польза от качественной криминологической информации оценивается респондентами лишь в половине случаев.
Скептически респонденты относятся и к возможностям такой информации. Качественная криминологическая информация об оперативной обстановке и основанный на ней криминологический прогноз могут повышать эффективность деятельности органов внутренних дел по мнению только 20,8 % опрошенных (табл. 5).
Ставился перед сотрудниками ОВД и вопрос об их отношении к возможности введения в органах внутренних дел должности штатного криминолога (табл. 6).
Несмотря на то что мнения разделились (за — 45,3 %, против — 41,5 %), представляется возможным говорить о том, что немалая часть сотрудников органов внутренних дел все же склоняется к необходимости введения в подразделениях ОВД должностей штатных криминологов (криминальных аналитиков).
Некоторые авторы, рассматривающие вопросы введения должностей штатных криминологов в органах внутренних дел, в частности для осуществления планирования деятельности по предупреждению преступности, отмечают, что это потребует серьезных финансовых вло-
Таблица 5 / Table 5 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Позволит ли качественная криминологическая информация об оперативной обстановке и краткосрочный прогноз ее развития повысить эффективность деятельности органов внутренних дел, оптимизировать ее?», %
Distribution of answers to the question «Will
quality criminological information about the operational situation and the short-term prediction of its development improve the effectiveness of the work of internal affairs' bodies and optimize it?», %
жений. В качестве альтернативы организации и осуществлению планирования предупредительной деятельности органов внутренних дел они предлагают привлекать сотрудников НИИ и юридических вузов страны [15]. Полагаем, что это не решение вопроса, так как штатные криминологи, кроме планирования, должны выполнять и многие другие функции, о чем будет сказано позже. В этой связи была интересна и оценка респондентами степени значимости конкретных навыков и умений, которыми должен обладать штатный криминолог (табл. 7).
4. Алгоритм криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.
Должностные обязанности штатного криминолога (криминального аналитика).
Полагаем, что к основным обязанностям штатного криминолога (криминального аналитика) должны быть отнесены:
-углубленный анализ совершенных на территории обслуживания преступлений, определение их структуры и динамики, выявление их особенностей и тенденций изменения;
-выявление причин и условий совершаемых преступлений;
-установление типичных характеристик лиц, их совершающих, а также жертв преступлений;
-оказание непосредственной помощи оперативным работникам и следователям при раскрытии преступлений путем предоставления значимой для них криминологической информации;
-работа с компьютерными информационными системами, прежде всего с так называемой электронной КУСП, с базой данных записей о преступлениях;
-ввод и получение информации о совершенных преступлениях;
- работа с иными базами данных и учетами, как полицейскими, так и иных ведомств;
-работа с компьютерными геоинформационными системами, картирование преступлений, выявление мест наибольшей концентрации преступлений (так называемых горячих точек [15]);
-проведение регулярных инструктажей личного состава, подготовка аналитических материалов для личного состава и руководства, в том числе вышестоящего;
-составление краткосрочных и среднесрочных прогнозов преступности, возможного развития криминальной ситуации на территории обслуживания;
Вариант ответа / Reply option Доля ответивших / Share of respondents
Да, так как это будет способствовать оптимизации управления оперативно-служебной деятельностью органов внутренних дел и ее планирования / Positive, it will help optimize the management of operative work of internal affairs' bodies and its planning 45,3
Нет, введение таких должностей не отвечает потребностям практической деятельности органов внутренних дел / Negative, such new positions do not meet the needs of practical work of internal affairs' bodies 41,5
Затрудняюсь ответить / Not sure 13,2
Вариант ответа / Reply option Доля ответивших / Share of respondents
Да, позволит / Yes, it will 20,8
Ничего не изменит / It will change nothing 37,7
Скорее позволит / More likely it will 35,8
Затрудняюсь ответить / Not sure 5,7
Таблица 6 / Table 6
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к предложению о введении в органах внутренних дел должностей штатных криминологов для анализа оперативной обстановки и прогнозирования ее развития?», %
Distribution of answers to the question «Your attitude to the idea of introducing the staff position of a criminologist in internal affairs' bodies to analyze and predict the operative situation?», %
Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 3. C. 506-518 ISSN 2500-4255-
Таблица 7 / Table 7
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие знания и умения штатного криминолога
наиболее ценны?», % Distribution of answers to the question «What are the most valuable knowledge and skills
of a staff criminologist?», %
Знания и умения / Knowledge and skills Затрудняюсь ответить / Not sure Ценны в первую очередь / Most valuable Ценны во вторую очередь / Second most valuable
Аналитические и исследовательские навыки оказания статистической и технической поддержки в рамках изучения преступной активности / Analytical and research skills of statistics and technical support in researching criminal activities 19,0 17,5 12,9
Аналитические навыки решения проблем в области обслуживания и программного оценивания / Analytical skills of problem solving in servicing and program assessment 21,4 16,5 14,3
Владение специальными знаниями в сфере юриспруденции, аналитики, статистики, психологии / Special knowledge of jurisprudence, analytics, statistics, psychology 9,5 18,4 15,7
Знания в области компьютерной техники и компьютерных технологий / Knowledge of computers and computer technologies 21,4 15,5 17,1
Знания и аналитические умения, включая знание методов опроса и оценивания / Knowledge and analytical skills including knowledge of survey and assessment methods 16,7 18,4 11,4
Наличие высшего образования / Higher professional education degree 11,9 13,6 28,6
-выработка непосредственных мер для предупреждения преступлений, основанных на анализе совершенных преступлений и общей оценке криминогенной обстановки на территории оперативного обслуживания;
-оценка эффективности управленческих решений, направленных на противодействие преступности, и их корректировка с учетом особенностей криминогенной обстановки на территории оперативного обслуживания органа внутренних дел.
Штатный криминолог (криминальный аналитик) должен уметь отвечать на следующие основные вопросы:
1. Каково реальное состояние преступности на территории обслуживания в настоящее время?
2. Каковы предполагаемые тенденции изменения преступности на территории обслуживания?
3. Каковы причины и условия совершения преступления, каков способ его совершения, является ли преступление серийными, где и когда были совершены похожие преступления?
4. Каковы особенности личности преступника (преступников), кто чаще всего является жертвой тех или иных преступлений?
5. Какие меры необходимо принять в целях раскрытия совершенного преступления и предотвращения будущих преступлений?
Его основной задачей должно быть не столько обеспечение принятия стратегических решений на основе изучения и прогнозирования долговременных тенденций развития преступности, сколько обеспечение процесса принятия тактических решений — предупреждение, пресечение и раскрытие конкретных преступлений. Именно штатный криминолог должен разрабатывать и координировать планы профилактики преступлений на обслуживаемой органом внутренних дел территории.
Определенным требованиям должно соответствовать и рабочее место штатного криминолога (криминального аналитика).
Для эффективного решения тактических задач по информационному обеспечению процесса выявления и раскрытия преступлений необходима единая система накопления, обработки и выдачи информации, которая позволяла бы интегрировать банки данных разных форматов [16]. Для повышения скорости обмена информацией между подразделениями, снижения документооборота, оперативности доведения необходимых сведений до заинтересованных лиц, сбора и формирования рабочих массивов информации, т.е. для совершенствования организации информационных потоков, крайне важна автоматизация информационной рабо-
ты. Объем криминологически значимой и обоснованной информации, подлежащей анализу, должен позволять осуществлять подготовку прогнозов возможного развития криминологической ситуации. Он, как отмечает Т.А. Раскина, зависит от имеющихся ресурсных возможностей (кадровых, технических и т.д.) ее переработки, хранения и использования [17]. Об этом же говорит и П.А. Пименов [18, с. 24-25].
Конечно, необходимо понимать, что сегодня существует немало препятствий для введения криминологического анализа в деятельность подразделений органов внутренних дел. Основным препятствием к этому (на что отчасти указывают и результаты проведенного опроса) является противоречие между необходимостью внедрения нововведений и сложившимися корпоративными нормами полицейского сообщества. И в этом случае успех во многом будет зависеть от трансформации организационных ценностей полиции.
5. Ожидаемые результаты введения должностей штатных криминологов (криминальных аналитиков).
Предполагаем, что введение должностей штатных криминологов (криминальных аналитиков) в подразделения органов внутренних дел, непосредственно занимающиеся выявлением и предупреждением преступлений, обеспечением охраны общественного порядка, будет способствовать:
-повышению раскрываемости преступлений за счет углубленного анализа совершаемых преступлений, выявлению повторяющихся и серийных преступлений, установлению характеристик лиц, их совершающих (предполагается, что наибольший эффект будет достигнут в борьбе с преступлениями, относящимися к категории уличных (кражи, грабежи, разбои, угоны автотранспорта и т.п.), а также в борьбе с квартирными кражами и сбытом наркотических средств и семейно-бытовыми преступлениями);
-совершенствованию управления деятельностью органов внутренних дел за счет применения новых методов планирования и осуществления служебной деятельности, основанных на использовании результатов криминального анализа и визуализации геопространственных характеристик преступности, а также за счет общего повышения эффективности аналитической работы, выработки проблемно ориентированного подхода;
-снижению нагрузки на сотрудников оперативных, патрульных, штабных подразделений и дежурных частей за счет возложения значительной части аналитической работы на криминальных аналитиков и оказания ими значительной помощи в раскрытии и предотвращении преступлений;
-повышению эффективности профилактики и предотвращения преступлений и иных правонарушений за счет выделения «хот-спотов», определения криминогенных характеристик среды, а также применения средств и методов краткосрочного и среднесрочного прогнозирования преступлений;
-снижению количества преступлений на обслуживаемой территории, улучшению ее структуры за счет сокращения доли тяжких и особо тяжких преступлений.
Подводя итог изложенному, следует особо отметить нашу убежденность в том, что эффективность деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и раскрытию преступлений может быть значительно повышена за счет внедрения в практику современных средств и методов криминологического анализа, активно используемых в настоящее время полицией ряда зарубежных стран.
Применение таких средств и методов должно быть возложено на специально подготовленных сотрудников — штатных криминологов (криминальных аналитиков). Их подготовка возможна в высших учебных заведениях системы МВД РФ, в том числе и на специальных курсах в Академии управления МВД России. Их качественная и профессиональная работа по применению средств и методов прогнозирования может позволить более рационально распоряжаться имеющимися ресурсами и силами правоохранительных органов и, соответственно, либо сокращать расходы на правоохранительную деятельность, либо более эффективно использовать имеющиеся бюджеты.
В качестве характерного высказывания на этот счет можно привести слова президента американского Национального полицейского фонда Д. Боирмана: «Прогнозирование — исключительно популярная технология в условиях ограниченности ресурсов. Когда становится возможным заранее определять, куда направить свои силы, прогнозирование становится особенно ценным и эффективным» [19; 20]. Именно для этого в том числе и необходимы штатные криминологи в органах внутренних дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Некишев А.В. Перспективы совершенствования модельного законодательства государств — участников СНГ в сфере противодействия технологическому терроризму / А.В. Некишев, А.С. Клементьев // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века — COUNTER-TERRORISM. — 2015. — № 4. — С. 36-40.
2. Некрасов Д.Е. Обеспечение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел / Д.Е. Некрасов // Человек: преступление и наказание. — 2013. — № 4. — С. 135-137.
3. Новикова О.Ю. Методы и алгоритмы поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / О.Ю. Новикова. — М., 2015. — 195 с.
4. Sanders C. Crime analysis and cognitive effects: the practice of policing through flows of data / C. Sanders, C. Condon // Global Crime. — 2017. — Vol. 18, iss. 3. — Р. 1-19.
5. Predictive Policing. The Role of Crime Forecasting in Law Enforcement Operations / W.L. Perry [et al.]. — Santa Monica : RAND Corporation, 2013. — 189 p.
6. Евсеев А.В. Организация криминологического обеспечения деятельности органов внутренних дел на районном уровне : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / А.В. Евсеев. — М., 2016. — 240 с.
7. Crime and Place. Crime Prevention Studies / eds. J.E. Eck, D. Weisburg. — Monsey : Willow Tree Press, 1995. — Vol. 4. — 273 p.
8. Jerry H.R. Crime Mapping and the Training Needs of law Enforcement / H.R. Jerry // European Journal on Criminal Policy and Research. — 2004. — № 10. — Р. 65-83.
9. Зарубежный опыт использования штатных криминологов в деятельности полиции : науч.-практ. пособие / Г.Ю. Лесников [и др.]. — М. : ВНИИ МВД России, 2011. — 57 с.
10. Васенин А.Ю. Опыт подготовки специалистов полиции зарубежных стран / А.Ю. Васенин, С.Л. Денисов // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2014. — № 1. — С. 311-314.
11. Клементьев А.С. Опыт создания интегрированных информационных систем органов уголовной юстиции зарубежных стран / А.С. Клементьев // Российский следователь. — 2007. — № 5. — С. 38-40.
12. Nasriddinov A. A Decision Tree-Based Classification Model for Crime Prediction / A. Nasriddinov, Y.-H. Park // Proceedings of the 10th International Conference on Secure and Trust Computing, data management, and Applications. — 2013. — P. 531-538. — DOI: 10.1007/978-94-007-6996-0-56.
13. Морозов С.В. О некоторых вопросах организации планирования органами внутренних дел предупреждения преступлений / С.В. Морозов // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 4. — С. 117-120.
14. Судакова Т.М. Криминологическое исследование: теоретико-методологические основы / Т.М. Судакова // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — Т. 11, № 4. — С. 656-665. — DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(4).656-665.
15. Nasriddinov A. Crime Hotspots Analysis in South Korea: A User-Oriented Approach / A. Nasriddinov, Y.-H. Park // Advanced Science and Technology Letters. — 2014. — Vol. 52. — P. 81-85. — DOI: 10.14257/astl.2014.52.14.
16. Barak G. Crime and Crime Control in an Age of Globalization: A Theoretical Dissection / G. Barak // Critical Criminology. — 2001. — Vol. 10, iss. 1. — P. 57-72.
17. Раскина Т.А. Теоретические аспекты аналитической деятельности прокуроров по профилактике преступности и правонарушаемости / Т.А. Раскина // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 1. — C. 170-178. — DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(1).170-178.
18.Пименов П.А. Современные средства и методы криминологического прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт : аналит. обзор / П.А. Пименов. — М. : Акад. упр. МВД России, 2014.
19. Daglar M. Crime Mapping and Geographical Information Systems in Crime Analysis / M. Daglar, U. Argun // International Journal of Human Sciences. — 2016. — Vol. 13, iss. 1. — P. 2208-2221. — DOI: 10.14687/ijhs.v13i1.3736.
20. Jones T. The transformation of policing? Understanding current trends in policing systems / T. Jones, T. Newburn // The British Journal of Criminology. — 2002. — Vol. 42, iss. 1. — P. 129-146.
REFERENCES
1. Nekishev A.V., Klementiev A.S. Perspectives of Model Laws Enhancements of Countries-Members of CIS in the Field of Counteraction to Technological Terrorism. Protivodeistvie terrorizmu. ProblemyXXI veka = Counter-Terrorism, 2015, no. 4, pp. 36-40. (In Russian).
2. Nekrasov D.Ye. Ensuring the Human Rights and Freedoms in Activities of Internal Affairs Bodies. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Human: Crime and Punishment, 2013, no. 4, pp. 135-137. (In Russian).
3. Novikova O.Yu. Metody i algoritmy podderzhki prinyatiya reshenii tsentrami operativno-razysknoi informatsii. Kand. Diss. [The methods and algorithms of making decisions by the centers of investigation and search information. Cand. Diss.]. Moscow, 2015. 195 p.
4. Sanders C., Condon C. Crime analysis and cognitive effects: the practice of policing through flows of data. Global Crime, 2017, vol. 18, iss. 3, pp. 1-19.
5. Perry W.L., McInnis D., Price C.C., Smith S.C., Hollywood J.S. Predictive Policing. The Role of Crime Forecasting in Law Enforcement Operations. Santa Monica, RAND Corporation, 2013. 189 p.
6. Evseev A.V. Organizatsiya kriminologicheskogo obespecheniya deyatel'nostiorganov vnutrennikh del na raionnom urovne. Kand. Diss. [Organization of criminological support of the work of internal affair's district units. Cand. Diss.]. Moscow, 2016. 240 p.
7. Eck J.E., Weisburg D. (eds.). Crime and Place. Crime Prevention Studies. Monsey, Willow Tree Press, 1995. Vol. 4. 273 p.
8. Jerry H.R. Crime Mapping and the Training Needs of Law Enforcement. European Journal on Criminal Policy and Research, 2004, no. 10, pp. 65-83.
9. Lesnikov G.Yu., Ilii S.K., Avanesyan V.V., Bezhan O.V. Zarubezhnyiopytispol'zovaniyashtatnykh kriminologovvdeyatel'nosti politsii [International experience of using staff criminologists in police work]. Moscow, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs Publ., 2011. 57 p.
10. Vasenin A.Yu., Denisov S.L. The experience of training police personnel in other countries. Novoe slovo v nauke: perspe-ktivy razvitiya = New Word in Science: Development Perspectives, 2014, no. 1, pp. 311-314. (In Russian).
11. Klementev A.S. The experience of creating integrated information systems of criminal justice bodies in other countries. Rossiiskiisledovatel' = Russian Investigator, 2007, no. 5, pp. 38-40. (In Russian).
12. Nasriddinov A., Park Y.-H. A Decision Tree-Based Classification Model for Crime Prediction. Proceedings of the 10th International Conference on Secure and Trust Computing, Data Management, and Applications, 2013, pp. 531-538. DOI: 10.1007/97894-007-6996-0-56.
13. Morozov S.V. On Some Questions of the Organization of Planning by Internal Organizations of Crime Prevention. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 4, pp. 117-120. (In Russian).
14.Sudakova T.M. Criminological Research: Theoretical and Methodological Foundations. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 656-665. DOI: 10.17150/2500-4255.2017.11(4).656-665. (In Russian).
15. Nasriddinov A., Park Y.-H. Crime Hotspots Analysis in South Korea: A User-Oriented Approach. Advanced Science and Technology Letters, 2014, vol. 52, pp. 81-85. DOI: 10.14257/astl.2014.52.14.
16. Barak G. Crime and Crime Control in an Age of Globalization: A Theoretical Dissection. Critical Criminology, 2001, vol. 10, iss. 1, pp. 57-72.
17. Raskina T.V. Theoretical aspects of prosecutors' analytical work on preventing crimes and offences. Kriminologicheskii zhurnal Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava = Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 170-178. DOI: 10.17150/1996-7756.2016.10(1).170-178. (In Russian).
18. Pimenov P.A. Sovremennye sredstva i metody kriminologicheskogo prognozirovaniya: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Modern techniques and methods of criminological prediction: Russian and international experience]. Moscow, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2014.
19. Daglar M., Argun U. Crime Mapping and Geographical Information Systems in Crime Analysis. International Journal of Human Sciences, 2016, vol. 13, iss. 1, pp. 2208-2221. DOI: 10.14687/ijhs.v13i1.3736.
20. Jones T., Newburn T. The transformation of policing? Understanding current trends in policing systems. The British Journal of Criminology, 2002, vol. 42, iss. 1, pp. 129-146.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Варыгин Александр Николаевич — заведующий кафедрой прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Червонных Елена Валерьевна — старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: kazanceva83@ bk.ru.
Клементьев Александр Станиславович — главный эксперт Департамента анализа и экономической безопасности ПАО «РусГидро», г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Пименов Петр Александрович — главный аналитик Центрального банка Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Варыгин А.Н. Институт штатных криминологов (криминальных аналитиков): зарубежный опыт и перспективы внедрения в систему профилактики правонарушений в Российской Федерации / А.Н. Варыгин, Е.В. Червонных, А.С. Клементьев, П.А. Пименов // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13, № 3. — С. 506-518. — DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(3).506-518.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Varygin, Alexander N. — Head, Chair of Prosecutor's Supervision and Criminology, Saratov State Law Academy, Doctor of Law, Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Chervonnykh, Elena V. — Senior Researcher, Research Center, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D. in Law, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Klementev, AlexanderS. — Leading Analyst, Department of Analysis and Economic Safety, PJSC «RusHydro», Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Pimenov, Petr A. — Chief Analyst, Central Bank of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
FOR CITATION Varygin A.N., Chervonnykh E.V., Klementev A.S., Pimenov P.A. The institute of staff criminologists (criminal analysts): foreign experience and prospects of its introduction in the system of crime prevention in the Russian Federation. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2019, vol. 13, no. 3, pp. 506-518. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(3).506-518. (In Russian).