УДК 351.74, 343.9
ПРОФЕССИЯ КРИМИНОЛОГА В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В.В. Аванесян, канд. юрид. наук,
Правовой департамент МВД России E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется роль профессии криминолога в деятельности полицейских органов России в сравнении с зарубежными странами - США, Великобританией, Канадой. Исследуются причины неэффективности внедрения в правоохранительную практику результатов криминологических исследований отечественных ученых. Рассматривается организация работы криминологов в названных странах и обосновывается необходимость выборочного заимствования правоохранительной системой России зарубежного опыта в данной сфере.
Ключевые слова: криминология, зарубежный опыт, криминальный анализ, криминолог, деятельность полиции, профилактика преступлений.
Abstract. This article analyzes the role of the criminologist as profession in the police authorities in Russia in comparison with other countries - the U.S., UK, Canada. Investigates the causes of inefficiency of the implementation of the criminological research, which are held by domestic scientists in law enforcement practice. Investigates the organization of criminologists working in these countries and the necessity of selective borrowing by Russian law enforcement system of foreign experience in this field.
Keywords: criminology, foreign experience, crime analysis, criminology, policing, crime prevention.
Профессия криминолога по уровню своей социальной значимости в любом развитом обществе занимает достойное место. Ее высокий статус определяется прежде всего ролью и важностью сферы, в которой происходит реализация деятельности криминолога. Речь идет о борьбе с преступностью - явлении, которое, независимо от каких-либо исто-
рических, экономических, культурных или иных факторов, имеет место в любом обществе и государстве.
Криминологию необходимо характеризовать как междисциплинарную науку, именно поэтому современный специалист-криминолог должен быть и юристом и обществоведом, обладать универсальными знаниями, имея соответствующую профессиональную подготовку по различным дисциплинам.
Находясь в тесном контакте с другими специалистами по естественным и социальным наукам, криминологи дают свои рекомендации по улучшению положения дел как с преступностью, воздействуя на точно выверенные другими науками объекты внешней и внутренней среды ее функционирования, так и по изменению социальной среды, детерминирующей различные виды преступности. Во всех случаях преследуется одна цель - сделать наше общество более цивилизованным, безопасным и гуманным. И от того, насколько профессионально осуществляется эта работа, зачастую зависит общая картина преступности.
Так, в США за последние годы в борьбе с преступностью произошел радикальный перелом. И это случилось во многом под влиянием криминологической науки в целом и деятельности отдельных криминологов, на основе рекомендаций которых в США была провозглашена новая политика борьбы с преступностью, получившая название «нулевая толерантность к правонарушителям» («никакой пощады преступникам»). В связи с этим в период с 2001 по 2010 г. уровень преступности в целом в США снизился на 19,5%, а уровень насильственной преступности - на 20,2% [17].
В России, в отличие от большинства развитых зарубежных стран, профессия криминолога сегодня не востребована. Это объясняется прежде всего тем, что криминолог воспринимается исключительно как научный работник, занимающийся теорией, не имеющей ничего общего с практической деятельностью. Такое восприятие названной профессии отчасти справедливо, поскольку основу криминологии в любом случае образуют научные знания. Однако в профессии криминолога имеется огромный потенциал, который может и должен реализовываться в практической деятельности правоохранительных органов.
Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей личности преступивших закон, механизма индивидуального преступного поведения важны и актуальны не только с научной, познавательной позиции.
Без их внедрения в практику роль криминологии в обществе практически ничтожна. А ведь криминологические знания призваны помогать выявлять совершенные преступления, устанавливать и изобличать преступников, правильно определять меру наказания, находить наиболее эффективные пути и средства их индивидуального исправления и перевоспитания. Поэтому криминологи должны активно привлекаться к работе и органов внутренних дел, и судов, и прокуратуры, и органов юстиции, а также других органов и подразделений, которые в той или иной мере сталкиваются с проблемами противодействия преступности.
Для того чтобы разобраться в причинах скептического отношения к профессии криминолога со стороны практиков, необходимо рассмотреть роль и положение криминологической науки в современном российском обществе.
Преступность всегда занимала одно из ведущих мест среди социальных проблем, волнующих общественное мнение. И если зарождение криминологии, учения о преступности, произошло еще в древние века, то в России к вопросам этой науки стали обращаться только во второй половине XIX - начале XX в. Криминология в нашей стране имела весьма сложную судьбу: фактически упраздненная в конце 1920-х годов, она возродилась вновь лишь в конце 1950-х. Именно с этого времени началась эпоха развития отечественной криминологии, представленная трудами Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, А.И. Алексеева, М.М. Бабаева, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Г.М. Миньковского, Н.А. Стручкова и многих других.
Эти ученые не просто внесли значительный вклад в развитие криминологии, результаты их исследований позволили вывести ее на совершенно новый качественный уровень.
И все же следует признать, что в настоящее время развитие криминологии значительно сбавило темпы. Конечно, нельзя утверждать, что криминологические исследования в современной России не проводятся. Наоборот, имеется немало государственных и негосударственных учреждений, занимающихся ими. Но принципиального обновления криминологической мысли не происходит: она меняет формы, содержание, но суть ее остается прежней.
Наблюдаемая ситуация явилась, по нашему мнению, следствием нескольких факторов.
Во-первых, длительное время ряды криминологов не пополняются учеными, способными обеспечить новый виток в развитии этой науки,
предложить новые идеи, изменить устоявшиеся подходы к решению научных проблем.
Во-вторых, современные криминологические исследования базируются на взглядах, выработанных старой школой, их отличает консервативность и статичность. Новые достижения из смежных областей знаний (технических, естественных и др.) с трудом принимаются и используются криминологами.
В-третьих, криминология несколько отклонилась от своего первоначального назначения - обслуживания общественных интересов: изучения причин и условий преступности и разработки программ борьбы с ней с целью дальнейшей практической реализации. Хотя российские криминологи, в отличие от западных, всегда характеризовались ориентированностью на получение знаний эмпирическим, опытным путем (проведение социологических и статистических исследований, исследование личности преступника и т.д.), т.е. в своих исследованиях они всегда обращались к практике. Однако в большинстве случаев криминология ограничивалась лишь получением искомого научного результата и формулированием выводов, рекомендаций и предложений по решению проблем в области борьбы с преступностью. Полученные результаты не внедрялись в практику, т. к. не был разработан и не реализовывался необходимый механизм. Несколько десятилетий тому назад, в условиях соперничества двух политических систем наблюдалось активное стремление российских криминологов достигнуть уровня развития науки, не просто сопоставимого с зарубежным, но и превосходящим его. Такое положение казалось оправданным, однако до сих пор криминология, а точнее - результаты криминологических исследований в подавляющем большинстве случаев стоят обособленно от практической, профилактической и правоохранительной деятельности. А ведь ценность любого научного знания определяется его полезностью для общества. В этой связи ценность криминологии заключается в тех позитивных общественных изменениях, которые могли бы последовать в случае реализации предложений, программ и рекомендаций, выработанных ею.
В зарубежных странах гуманитарная наука более динамична, поскольку она своевременно воспринимает все достижения естественнонаучного, технического и других видов научного знания. По названной причине иной социальный статус там имеют и специалисты-криминологи, которым предоставлено множество возможностей для осуществления своей профессиональной деятельности. Более того,
сама система обучения криминологов строится таким образом, что дальнейшее их использование в практической работе гарантировано.
В целом в России для проведения прикладной исследовательской деятельности по борьбе с преступностью необходима профильная подготовка специалистов-криминологов, способных выполнять целенаправленную работу, отвечающую задачам криминологии как междисциплинарной науки. Однако пока существующая образовательная система не способна подготовить таких специалистов, т. к. получаемые ими в вузах знания по криминологии носят общетеоретический, познавательный характер. А ведь проведение криминологических исследований следует отнести к сложнейшим видам деятельности, требующим знания в области многих самостоятельных наук, в том числе неюридических (психологии, социологии, статистики и др.). Кроме того, огромный объем информации, подлежащей обработке, требует от современного криминолога не только свободного владения компьютерными навыками, но и умения пользоваться иными современными информационными технологиями. К примеру, программы анализа статистических данных, используемые социологами, с успехом могли бы применяться для анализа преступности и детерминирующих ее факторов. Но они требуют углубленных знаний, которые невозможно получить в рамках общей подготовки юриста. Такие знания, как правило, приобретаются «сильными», компетентными специалистами самостоятельно. А бесконечные консультации заурядного криминолога со специалистами других областей порою только запутывают исследователя, нередко приводя его к неверным выводам и бессмысленному затрачиванию времени.
В отличие от России, большинство развитых стран в силу своей прагматичности и расчетливости не жалеют средств и усилий для организации достойной и качественной подготовки квалифицированных специалистов для полиции. Это касается и штатных криминологов, которым отводится важное место в работе полиции по предупреждению преступлений. Рассмотрим подробнее опыт работы специалистов в США, Великобритании и Канаде.
В номенклатуре полицейских профессий названных стран криминологи именуются криминальными аналитиками (criminal analyst). Тем самым подчеркивается содержательная составляющая их работы - изучение и анализ преступности.
Потому, во избежание противоречий в будущем, сразу оговоримся, что понятия «криминальный аналитик» и «штатный криминолог» в контексте данного исследования тождественны.
В настоящее время в названных выше странах криминологи привлекаются к работе подразделений полиции на всех уровнях с учетом ее территориально-структурной организации. Следует отметить, что большинство криминальных аналитиков, работающих в полиции или других правоохранительных структурах, не являются аттестованными (оперативными) сотрудниками. Однако некоторые офицеры полиции могут занять должность криминального аналитика, пройдя специальное обучение.
Многие крупные и средние полицейские подразделения располагают целыми отделами, специализирующимися на анализе преступности, однако есть и мелкие полицейские участки, например, поселковые, которые насчитывают лишь несколько офицеров, ни один из которых не обладает знаниями в сфере криминальной аналитики.
Как известно, профессия криминального аналитика своему становлению и развитию обязана в большей степени США. Неудивительно, что именно здесь находятся штаб-квартиры крупнейших международных аналитических организаций - Международной ассоциации криминальных аналитиков правоохранительных органов (IALEIA) и Международной ассоциации криминальных аналитиков (IACA), которые тесно взаимодействуют с американской полицией.
Кроме того, при поддержке правительства США создано множество федеральных и региональных исследовательских аналитических учреждений, как государственных, так и частных, практически во всех штатах: Ассоциации криминального анализа Колорадо, Калифорнии, Сан-Диего, Массачусетса, Флориды и т.д.; Центр по изучению криминального картографирования; Северо-западное региональное сообщество криминальных аналитиков (Northwest Regional Crime Analyst Network, NORCAN) и т.д.
Учет штатных криминологов в полиции ведет Управление полицейской службы по поддержке общественности (COPS Office).
Работа большинства американских аналитиков оплачивается департаментами муниципальной или окружной полиции. При этом в стране существует большое количество негосударственных исследовательских учреждений, специализирующихся на криминальном анализе и картографировании преступности. Они заключают договоры с полицейскими отделами о сотрудничестве, после чего получают доступ к информации о преступности. В отличие от Соединенных Штатов в Канаде и Великобритании такая практика отсутствует. В этих странах все штатные
криминологи принимаются на службу в полицию, хотя их должности являются гражданскими.
К сожалению, официальная информация об общем количестве криминальных аналитиков в США отсутствует. Тем не менее, в 2007 г. Б. Тейлором, А. Ковалюк и Р. Боба проведено исследование, посвященное интеграции криминального анализа в правоохранительную практику, в котором приняло участие более 3,3 тысячи респондентов - криминальных аналитиков. То есть реальное количество таких специалистов, как можно предположить, гораздо больше приведенной цифры.
Из числа респондентов исследования 59,5% работали в городских и муниципальных полицейских участках, 17,3% - в офисах шерифов, 11% - в полицейских подразделениях штатов, 6,8% - в местных отделениях полиции и 5,5% - в федеральных полицейских органах. Кроме того, 81,8% аналитиков работали в крупных полицейских подразделениях, насчитывающих в своем штате более 100 оперативных сотрудников (из них в 38,1% от 100 до 499 офицеров, в 29,7% - более 1000). При этом 83,8% штатных криминологов работали в подразделениях, в которых менее 20 таких специалистов: в том числе в 43,4% - по 2 чел., в 17% - 3-5 чел., 12,8% - 6-10 чел., в 10,6% - 11-20 чел. [2, p. 43]. Учитывая высокую репрезентативность эмпирической базы проведенного исследования, следует полагать, что приблизительно такое же соотношение характерно для показателей количества криминальных аналитиков в целом в США.
Криминальный анализ в Великобритании организован в рамках Национальной разведывательной модели, которая представляет собой программу или практический кодекс, разработанный Ассоциацией начальников полиции (Association of Chief Police Officers, ACPO), устанавливающий единые правила и требования для проведения различных мероприятий в рамках правоохранительной деятельности. Модель разработана в 2000 г. Национальной службой уголовных расследований (National Criminal Intelligence Service, NCIS), которая в настоящее время входит в Службу по борьбе с организованной преступностью (Serious Organised Crime Service, SOCA). В Великобритании должности криминологов предусмотрены и в штате полицейских подразделений, и SOCA, и в аппарате Службы государственных доходов и таможни Ее Величества (Her Majesty's Customs and Revenue, HMCR). С принятием в 1998 г. Закона о преступлениях и беспорядках профессия криминального аналитика стала очень востребованной, а вступление в силу в 2007 году Правил о
преступлениях и беспорядках (Crime and Disorder Regulations), предусматривающих обязательное сотрудничество с общественностью в вопросах борьбы с преступностью, привело к тому, что к аналитической работе правоохранительных органов стали привлекаться негосударственные организации, хотя такое сотрудничество в подавляющем большинстве случаев носит краткосрочный или даже разовый характер [5, р. 11].
Кроме того, в 2008 г. начала функционировать Ассоциация специалистов в области криминального и разведывательного анализа (Association of crime and intelligence analysts, ACIA) - негосударственная организация, объединившая криминологов всей страны.
В 2009 г. в правоохранительной системе Великобритании насчитывалось около 2000 криминальных аналитиков, 20% из которых - офицеры полиции и 80% - гражданские. Наиболее квалифицированные специалисты работают в NCIS. На примерно 700 сотрудников Службы NCIS приходится более 50 аналитиков, т. е. 14% от общего числа.
Штатные аналитики Лондонской городской полиции рассредоточены по районным отделам, что нередко является предметом критики. По мнению британских криминологов, эффективность работы аналитиков была бы гораздо выше, если бы они работали в отдельном специализированном подразделении. Это, по их мнению, во-первых, обеспечит оперативность в работе, поскольку можно будет распределять нагрузку между сотрудниками, т. к. они не привязаны к конкретным районам; во-вторых, даст возможность поручать наиболее сложные вопросы более опытным аналитикам либо разрешать их на групповых совещаниях; в-третьих, позволит обеспечить непрерывный обмен опытом, что в целом позитивно отразится на профессионализме сотрудников и продуктивности их деятельности [5, р.18].
Полиция Канады по своей организационной структуре, подчинению и компетенции подразделяется на федеральную (Королевская канадская конная полиция, Royal Canadian Mounted Police, RCMP), провинциальную (региональный уровень) и муниципальную (полицейские формирования городов, поселков). Аналитическая деятельность в полиции, по аналогии с Великобританией, подконтрольна правоохранительным органам - Службе уголовного розыска (Criminal Intelligence Service Canada, CISC), основанной в 1970 г. и насчитывающей около 380 подразделений.
Тем не менее, в Канаде сотрудничество полиции с негосударственными криминологическими организациями происходит интенсивнее,
чем в Великобритании. Можно с уверенностью утверждать, что это результат влияния США.
Следует также отметить, что канадские криминологи входят в состав IALEIA и IACA и занимают второе место по численности в обеих международных организациях (после США).
С учетом сравнительно автономного характера служб полиции различных населенных пунктов и регионов страны, а также их территориальных особенностей, должности криминологов в полиции Канады именуются по-разному:
■ криминолог-аналитик,
■ аналитик в сфере преступности,
■ аналитик в сфере стратегической информации,
■ аналитик в сфере (области) тактической информации,
■ стратегический аналитик,
■ тактический аналитик,
■ аналитик в сфере стратегической и тактической информации,
■ аналитик-профилактик,
■ аналитик в сфере предупреждения преступности,
■ стратегический советник-аналитик,
■ советник по вопросам планирования,
■ координатор в сфере информации о преступности и т.д.
Подразделения полиции федерального уровня, в составе которых
работают криминологи:
■ подразделение по стратегическому развитию и административной поддержке (подчиняется заместителю комиссара RCMP, но имеет и своего непосредственного начальника);
■ отдел исследований и планирования (входит в Службу стратегического развития RCMP);
■ подразделение по анализу информации о преступности (входит в Корпоративную службу исполнительного командования RCMP);
■ бюро операциональной политики и стратегического планирования RCMP;
■ подразделение по исследованию и планированию RCMP;
■ информационное подразделение (входит в Службу специальных расследований CISC);
■ отдел стратегического развития RCMP и др.
Кроме того, штатные криминологи привлекаются и к работе провинциальной и муниципальной полиции. Так, в состав Разведывательного бюро
провинциальной полиции Онтарио входят подразделения тактического и стратегического криминального анализа. Здесь же имеется должность криминолога-координатора, который собирает, хранит и распространяет статистическую криминальную информацию, выполняет правовые и внутренние статистические запросы о составлении отчетов и обеспечивает проведение статистических и технических экспертиз для полиции Онтарио по планированию, оценке и исследованию криминальной активности; разрабатывает системы и статистические методики для сбора и анализа информации, которая может быть использована полицией Онтарио, министерствами, внешними агентствами, в том числе методики интеграции результатов исследований из других правоохранительных органов.
А многие городские полицейские управления имеют специальные подразделения криминальной аналитики, которые подчиняются отделам криминальных расследований. Такие подразделения могут насчитывать от одного до нескольких специалистов в своем штате. Например, в полиции города Грейтер Садбери один аналитик обеспечивает соответствующими сведениями 265 аттестованных офицеров.
Содержание должностных полномочий криминологов в полиции США, Канады и Великобритании несколько отличается. Кроме того, здесь имеют место и различия, зависящие от уровня, профиля и специализации соответствующего полицейского подразделения внутри страны.
Тем не менее, обобщенный перечень таких полномочий выглядит следующим образом: мониторинг и анализ преступности, идентификация, классификация и типологизация преступников и преступлений, выявление серийности и иные действия и процедуры, направленные на предупреждение преступности. Аналитик изучает информацию о преступлениях, которая поступает в полицию в виде отчетов, рапортов, протоколов и других источников. После проверки информации штатный криминолог вносит данные о преступной активности в базу данных или отслеживает ее при помощи специальных картографических компьютерных программ. Кроме того, в зависимости от специфики полицейского подразделения, в котором он работает, на аналитика могут возлагаться следующие обязанности:
■ составление ежедневных, еженедельных и других отчетов для полиции;
■ подготовка пресс-релизов в пределах своей компетенции для официальных выступлений полицейского руководства;
■ установление местонахождения преступников, посредством использования баз данных, аналитических программ, сети Интернет и т.д.;
■ анализ сведений о преступности с целью составления краткосрочных криминальных прогнозов о времени и месте совершения преступления;
■ расчет предположительных объемов работы полиции для того, чтобы удостовериться в достаточности имеющихся ресурсов для эффективной работы;
■ составление территориальных профайлов (криминальных профилей территориальной единицы) и воссоздание криминальных портретов подозреваемых на основе методики modus operandi;
■ составление и распространение (раздача сотрудникам) карт, отражающих наиболее тревожные участки и территориальную распространенность преступности при помощи новейших картографических технологий и т.д.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности криминальных аналитиков в полиции США, Канады и Великобритании, в целом схожи:
■ наличие степени бакалавра в области уголовного правосудия, информационных систем, государственного управления, психологии, статистики или иных родственных им областях;
■ умение работать в среде статистических и географических информационных систем (ГИС);
■ умение работать в среде специальных статистических программ, таких как САС и СПСС; умение пользоваться программами на базе Microsoft, Windows (Microsoft Office Word, Excel, Access и т.п.); владение статистическими методами (регрессионный анализ и прогноз тенденций), методами опроса и оценивания, аналитическими и исследовательскими навыками для оказания статистической и технической поддержки в рамках изучения преступной активности;
■ обладание вербальными и коммуникативными навыками, необходимыми для общения с руководством, сотрудниками правоохранительных органов, остальным персоналом.
Нередко к представленному выше перечню добавляются требования опыта работы по специальности не менее 1 года. Кандидаты на более высокооплачиваемую или руководящую должность должны обладать степенью магистра.
Как видим, несмотря на схожую в целом организацию работы штатных криминологов в полиции США, Великобритании и Канады, во всех трех странах имеются определенные специфические черты, обусловленные их национальными особенностями исторического, административно-организационного и иного характера.
Итак, сравнивая роль профессии криминолога в правоохранительной системе зарубежных стран с той, которая отводится ей в России, приходится признать, что нашей стране ее практический потенциал почти никак не реализуется. И причина этого - не в отсутствии таких специалистов.
Конечно, проблема недостатка квалифицированных криминологов в современном российском обществе существует, но она вполне преодолима. Важным шагом на пути ее решения должно стать повышение престижа этой профессии, ее востребованности - путем привлечения таких специалистов к практической работе органов внутренних дел. При этом параллельно должно происходить закрепление статуса криминологов и регламентирование их профессиональной деятельности в нормативно-правовом порядке. Так, Российской криминологической ассоциацией и Институтом проблем укрепления законности и правопорядка НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ уже разработан проект Федерального закона «О криминологической экспертизе» [18], предполагающий в безотлагательном порядке обязательную подготовку высококвалифицированных специалистов данного профиля.
Не станем утверждать, что достичь сразу уровня подготовки и профессионализма, которым обладают криминологи-практики в передовых иностранных государствах, получится быстро и без особых усилий. Но если целесообразно заимствовать положительный зарубежный опыт, выработанный многолетней практикой, и использовать его в условиях российской действительности, то позитивные результаты не заставят себя долго ждать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Andresen M.A. Crime measures and the spatial analysis of criminal activity // British Journal of Criminology - London, № 46, 2005.
2. Boba R., Kowalyk A., Taylor B. The Integration of Crime Analysis Into Law Enforcement Agencies // Police Executive Research Forum. - Washington, DC, 2007.
3. Brantingham P.L., Brantingham P.J., Taylor W. Situational crime prevention as a key component in embedded crime prevention // Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice, Ontario, №47(2).
4. Clarke R.V., Eck J.E. Crime analysis for problem solvers in 60 small steps // Office of Community Oriented Policing Services, - Washington, DC, 2010.
5. Crime analysis // Best practice survey no. 4, Strasbourg, 2009.
6. Giblin M.J. Structural elaboration and institutional isomorphism: The case of crime analysis units // Policing: An International Journal of Police Strategies & Management, LA, №29 (4), 2006.
7. Green P. An analysis of the requirements and potential opportunities for the future education of law enforcement intelligence analysts. - Monterey, CA: Naval Postgraduate School, 2008.
8. Marrin S. Intelligence analysis theory: Explaining and predicting analytical responsibilities // Intelligence and National Security. - London, № 22(6), 2007.
9. Ratcliffe J.H. Integrated Intelligence and Crime Analysis: Enhanced Information Management for Law Enforcement Leaders // Police Foundation. - Washington, DC, 2007.
10. Shaw M. Handbook on the crime prevention guidelines. Making them work // United Nations Office On Drugs And Crime. - NY, 2010.
11. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М., 1997.
12. Свон Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2000.
13. Bureau of Justice Statistics, table1.34 // http://bjs.ojp.usdoj.gov.
14. Crime Statistics // http://www.fbi.gov.
15. International association of law enforcement intelligence analysts site // http://www.ialeia.org.
16. International Association of Crime Analysts site // http://www.iaca. net/Web/Events/Symposium/2011.
17. United States Crime Rates 1960-2010 // http://www.disastercenter. com/crime/uscrime.htm.
18. Проект Федерального закона «О криминологической экспертизе» // http://www.crimas.ru