УДК 343.9.01
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СТРАТЕГИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
© С.С. Босхолов1, Е.З. Гиниятуллина2
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
2Иркутский юридический институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Некрасова, 4.
Рассматриваются вопросы предупреждения преступности обучающихся как стратегии криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования. Под стратегией подразумевается основанное на точных прогнозах планирование какой-либо деятельности. В качестве основных стратегий обеспечения криминологической безопасности системы образования России выступают два базовых положения: во-первых, совершенствование действующих нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступлениями, совершаемыми в сфере образования; во-вторых, предупреждение и профилактика преступности в области образования. Авторы отмечают, что по своему содержанию стратегия предупреждения преступности представляет систему основополагающих принципов, которые выступают как главенствующие начала государственной и общественной деятельности, направленные на недопущение нарушений правовых норм, а также на устранение причин и условий преступности. Авторы анализируют и соотносят между собой такие понятия, как предупреждение, профилактика, предотвращение преступности, раскрывают перечень субъектов, занимающихся предупреждением преступности школьников и студентов, а также перечень профилактических мер. Ключевые слова: преступность несовершеннолетних; преступность обучающихся; криминологическая безопасность системы образования; стратегия криминологической безопасности; профилактика преступности.
STUDENTS' CRIME PREVENTION AS A CRIMINOLOGICAL SECURITY STRATEGY IN THE SYSTEM OF GENERAL AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: THEORETICAL FOUNDATIONS S.S. Boskholov, E.Z. Giniyatullina
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Irkutsk Law Institute (Branch) of All-Russian State University of Justice, 4 Nekrasov St., Irkutsk, 664011, Russia.
The articles discusses the issues of students' crime prevention as a criminological security strategy of the system of general and secondary vocational education. The strategy is defined as planning of any activity based on accurate predictions. The following two basic provisions are treated as the main strategies ensuring the criminological security of the Russian education system: first of all, it is improvement of existing regulatory legal acts aimed at fighting the crimes committed in the field of education; secondly, crime prevention in the field of education. The authors note that the crime prevention strategy's content is a system of fundamental provisions to be used as dominant principles of state and public activities aimed at legal norm violation prevention and elimination of causes and conditions of crime. The authors analyze and find the relationship between the concepts of crime "prevention", "control" and "avoidance", give a list of entities engaged in juvenile delinquency prevention, as well as describe crime prevention measures.
Keywords: juvenile delinquency; crime of students; criminological security of the education system; strategy of crimino-logical security; crime prevention.
Криминологическая безопасность системы отечественного образования, в том числе системы общего и среднего профессионального образования, является важнейшей составляющей национальной безопасности Российской Федерации, и ее обеспечение подразумевает наличие определенных стратегий по борьбе с криминологическими угрозами, в частности, с преступностью. Под стратегией понимается основанное
на точных прогнозах планирование какой-либо деятельности [24, с. 772]. В качестве основных стратегий обеспечения криминологической безопасности системы образования России выступают два базовых положения:
1) совершенствование действующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование общественных отношений в сфере образования (напри-
1 Босхолов Сергей Семенович, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел.: 89149273887.
Boskholov Sergey, Doctor of Law, Professor of the Department of Civil Law Disciplines, tel.: 89149273887.
2Гиниятуллина Екатерина Закариевна, аспирант, тел.: 89500805000, e-mail: [email protected] Giniyatullina Ekaterina, Postgraduate, tel.: 89500805000, e-mail: [email protected]
мер, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]). Особое внимание при реализации названной стратегии следует уделять совершенствованию действующего уголовного законодательства России, а именно тем уголовно-правовым нормам, которые направлены на борьбу с преступлениями, совершаемыми в области образования: коррупция среди педагогического сообщества; нарушения в сфере лицензирования и аккредитации деятельности образовательных организаций; совершение преступлений в отношении несовершеннолетнего педагогическим работником, обязанным осуществлять надзор за ним; подделка документов об образовании и т.д.;
2) предупреждение и профилактика преступности в области образования.
Названные стратегии обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования являются широкомасштабными и требуют обдуманного подхода к их реализации. Данное исследование посвящено изучению второй из названных стратегий.
Концепция стратегии предупреждения преступности и вся система борьбы с преступлениями базируются на том, что обществу необходимо противостоять этим негативным социально-правовым явлениям. Существует объективная необходимость в недопущении правонарушений и устранении порождающих их причин и условий (детерминирующего механизма).
По своему содержанию стратегия предупреждения преступности - это система основополагающих положений (принципов), которые выступают как главенствующие начала государственной и общественной деятельности, направленные на недопущение нарушения правовых норм, в первую очередь норм уголовного характера, а также на устранение причин и условий преступности [19, с. 156]. К таковым принципам относятся демократизм, гуманность, законность, криминологическая обоснованность, дифференциация и комплексный подход к предупреждению преступности [23, с. 16-17].
В научной литературе неоднократно уделялось внимание вопросам предупреждения и профилактики преступности в зависимости как от различных видов преступлений, так и от различных категорий правонарушителей [11, 18]. Данное исследование обращено к теме предупреждения и профилактики преступности лиц, получающих общее или среднее профессиональное образование. Сегодня можно с уверенностью говорить, что одной из важнейших, актуальнейших и социально значимых задач, стоящих перед обществом и государством, является не только поиск путей изменения динамики преступности обучающихся, но и эффективная профилактика указанного вида преступности.
Необходимость в стратегиях обеспечения криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования обусловлена тем, что в нашей стране продолжает сохраняться сложная криминогенная ситуация среди обучающихся. Несмотря на то что согласно официальным статистическим
данным регистрируемая преступность среди молодых лиц (в том числе обучающихся) снижается, в действительности ситуация с молодежной преступностью выглядит иначе. Это объясняется многими причинами, в частности: высокой латентностью как общей преступности, так и преступности обучающихся; неполной и несвоевременной регистрацией преступных посягательств обучающихся со стороны правоохранительных органов; низкой рождаемостью в нашей стране в 1990-е гг. (так называемой демографической ямой: именно данные лица в настоящее время в большей части составляют категорию обучающихся).
Важно отметить, что среди специалистов в данной области имеют место различные мнения о соотношении понятий профилактика, предупреждение и предотвращение. Так, одни убеждены, что данные термины являются идентичными. Они утверждают, что не следует искать различия в содержании данных понятий, их содержание едино и суть их заключается в необходимости принятия мер предупредительного (опережающего) характера, которые воздействовали бы на отдельных лиц и совершаемые ими негативные для общества поступки [9, с. 12-13].
Другие считают, что данные понятия не совпадают по своему содержанию. В этом случае под профилактикой преступности понимается совокупность мероприятий, направленных на то, чтобы выявить, устранить и нейтрализовать причины и условия преступлений [15, с. 218]. Под предотвращением преступности подразумевается деятельность, направленная на то, чтобы не допустить совершения конкретного преступления, а под предупреждением - на то, чтобы не допустить совершения подготавливаемых и даже замышляемых преступлений [16, с. 45; 10, с. 4].
Представляется, что все названные понятия не только не исключают друг друга, но и дополняют, раскрывая те или иные аспекты превентивных мероприятий.
Профилактика преступности является главной целью криминологии, а значит, и главной стратегией обеспечения криминологической безопасности страны.
Объектом мер профилактики преступности среди школьников и студентов является обучающаяся в школах, техникумах и колледжах молодежь. При этом меры профилактики могут быть направлены как на социально благополучных, так и социально неблагополучных обучающихся (имеющих пьющих родителей, безнадзорных, совершивших административное правонарушение и т.п.).
В свою очередь к субъектам профилактики преступности обучающихся в зависимости от сферы деятельности относятся:
1. Органы, организации, объединения социальной защиты. Например:
- центры психолого-педагогической помощи. Так, в Иркутской области с 2006 г. создано и действует Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -«Центр профилактики, реабилитации и коррекции»
(ЦПРК). Сотрудниками Центра проводится индивидуальная и групповая диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с учащимися. Проводятся также исследования детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания, родителям оказывается консультативная помощь в целях повышения их психолого-педагогической грамотности. Кроме того, оказывается методическая помощь в организации деятельности наркопостов и многое другое. В своей работе специалисты Центра используют различные формы и методы: проведение семинаров-совещаний для педагогических работников образовательных учреждений, профилактических акций, смотров-конкурсов, тематических дней (например, «В будущее - без риска») [22];
- временные рабочие группы, целью которых является предупреждение различных видов преступности и иных антисоциальных явлений. Например, в Иркутской области действует антинаркотическая комиссия, созданная на основе распоряжения Губернатора Иркутской области от 13 декабря 2013 г. № 137-р [б] и состоящая из ряда межведомственных рабочих групп по изучению деятельности муниципальных образований Иркутской области по противодействию распространению наркомании среди молодежи.
В целях реализации такой криминологической стратегии, как предупреждение преступности обучающихся, разработана система нормативно-правовых актов, в той или иной степени регулирующих общественные отношения по профилактике преступности школьников и студентов. Например, на федеральном уровне действуют «Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психолого-педагогической помощи населению"» [5], на региональном уровне - «Инструктивно-методические указания по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в общеобразовательных организациях» [3], на муниципальном уровне - долгосрочная целевая программа «Безопасный город на 2013-2017 годы» [2].
2. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность (школы, училища, техникумы, детские дома и т.д.). В связи с тем, что среди обучающихся немало детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель наделяет организации для детей-сирот определенными полномочиями в сфере профилактики молодежной преступности. В настоящее время Российская Федерация взяла курс на сокращение количества детских домов и учреждений интернатного типа. Об этом на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов [8].
С одной стороны, стремление нашего государства к сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может благо-
приятным образом сказаться на динамике преступности среди обучающейся молодежи. Но с другой стороны, сокращение количества детских домов и учреждений интернатного типа не решит проблемы безнадзорности и беспризорности. Однако именно названные проблемы тесным образом связаны с преступностью обучающихся. По обоснованному мнению П.А. Астахова, переименование детского дома в центр помощи семье и детям не изменит коренным образом ситуацию с разрешением обозначенных выше проблем, для этого требуется разработка и внедрение в практику принципиально новых методов и подходов.
Кроме того, государство учитывает, что существует необходимость в функционировании специальных образовательных организаций, основной деятельностью которых является обучение девиантных подростков. Например, в Иркутске создано и функционирует областное Государственное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (специальная коррекционная общеобразовательная школа). Это образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся. В школу по решению суда поступают дети в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие опасные деяния. В настоящее время в спецшколе находятся 20 детей и подростков, двое из них совершили тяжкое и особо тяжкое преступления. В указанной образовательной организации обучающиеся проходят психологическую реабилитацию [21].
3. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения. Например, в Иркутской области функционирует целая система учреждений здравоохранения, служб, общественных организаций и центров, оказывающих психологическую и реабилитационную помощь молодым лицам (в том числе обучающимся) и их родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так, структура областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Зиминская городская больница» содержит специальное отделение медико-социальной помощи детям и подросткам [20].
4. Органы внутренних дел. Одними из основных направлений деятельности полиции являются предупреждение и пресечение правонарушений, выявление их причин, а также правонарушителей и лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы [7]. В целях реализации возложенных обязанностей органами внутренних дел разработана и применяется на практике «Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» [4]. Данным нормативно-правовым актом предусмотрен порядок работы с девиантными подростками, с родителями, негативно влияющими на своих детей, правила помещения представителей де-виантной молодежи в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей и т.д. Так, названной инструкцией предусмотрена форма журнала регистрации лиц, состоящих на учете подразделения по делам несовершеннолетних, при этом данный журнал содержит такие разделы, обязательные для
заполнения, как «Несовершеннолетние правонарушители» и «Родители, отрицательно влияющие на детей».
Все это свидетельствует о важнейшей роли, которую играют органы внутренних дел в профилактической деятельности преступности обучающихся. При этом роль органов внутренних дел в предупреждении преступности обучающихся особенно возрастает тогда, когда в обществе обостряется социальная напряженность, возникают межнациональные конфликты. При этом важно грамотное и эффективное взаимодействие сотрудников правоохранительной системы с иными органами, выполняющими профилактические функции, а также с общественностью.
5. Учреждения уголовно-исполнительной системы, в частности, воспитательные колонии, а также общественные объединения, занимающиеся профилактикой правонарушений несовершеннолетних (например, спортивные, культурные, досуговые организации). К функциям названных субъектов относится исправление правонарушителей, проведение культурно-воспитательной работы с молодежью, в том числе с девиантно настроенными молодыми людьми, оказание помощи в получении ими общего и среднего профессионального образования, привлечение к творческим и спортивным занятиям. При этом система профилактических организаций выполняет в первую очередь защитно-охранную функцию, которая реализуется через оказание детям помощи медико-психологического, социально-психологического, правового, педагогического характера.
Используемые субъектами профилактики меры,
выступающие в качестве самостоятельных направлений стратегии предупреждения преступности обучающихся, различны:
- в зависимости от сферы охвата меры предупреждения бывают общие, специальные и индивидуальные [12, с. 271]. В свою очередь специальные меры профилактики преступности могут применяться на различных стадиях предупреждения преступности, соответственно, выделяют раннее предупреждение, непосредственное предупреждение и предупреждение самодетерминации преступности [14, с. 453];
- в зависимости от такого критерия, как территориальный и социальный охват, криминологами выделяются меры общегосударственные, региональные, местные, объектные (применяются на уровне конкретной организации), а также контингентные (применяются в отношении определенных социальных групп) [13, с. 185];
В зависимости от содержания и направления воздействия правоведы выделяют социально-экономические, организационно-управленческие, идейно-нравственные, социально-психологические, медицинские и психолого-педагогические, технические, правовые профилактические меры и меры социально-правового контроля [12, с. 280].
В научной литературе предупреждение преступности раскрывается как в общесоциальном, так и специально-криминологическом смыслах - критерий це-леполагания (таблица). В этом случае специалисты говорят об уровнях предупреждения преступности [17, с. 87].
Меры профилактики преступности обучающихся
Общесоциальные Социально-криминологические
- исполнение нормативных правовых актов, нацеленных на разрешение или смягчение экономических, духовных, правовых и иных проблем общества; - специальные государственные и муниципальные программы по предупреждению правонарушений, совершаемых молодыми людьми;
- экономические мероприятия, ориентированные на повышение уровня жизни населения, помощь в трудоустройстве лицам, закончившим обучение в школах, техникумах, училищах; - правовое просвещение и воспитание обучающихся; преподнесение молодому поколению правовых знаний и норм право-послушного поведения в общедоступной, желательно увлекательной форме;
- материальное обеспечение детского творчества, спортивных мероприятий, досуга; - специально-профилактическая педагогическая и психологическая работа с обучающимися;
- нравственно-духовное воспитание молодежи, в том - применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся за совершение противоправных деяний;
числе воспитание чувства патриотизма, стремления помогать ближним;
- ограничение в распространении культа насилия, достижения материального успеха любой ценой, поскольку в настоящее время содержание кинофильмов, книг и телепередач нередко наполнено криминальными аспектами, а поступки героев часто заключаются в совершении противоправных действий; - индивидуальная профилактика противоправного поведения обучающегося
- усиление медицинской диагностики с целью выявления и профилактики у молодых людей в частности психических аномалий на ранних стадиях заболевания;
- участие родителей и других членов семьи, педагогов и психологов образовательных организаций в воспитании молодежи
Меры профилактики преступности обучающихся в зависимости от целеполагания
Отличительным качеством общесоциальной профилактики является отсутствие у нее первоочередной цели предупреждения преступности, она направлена на разрешение противоречий в обществе, его качественное и интенсивное развитие, которое реализуется через крупномасштабные мероприятия экономического, социального, правового, политического и иного характера, то есть во всех областях жизни общества.
Специально-криминологическое предупреждение преступности призвано непосредственно выявлять причины и условия преступности, разрабатывать и применять меры к их устранению, а также профилактические меры к правонарушителям и лицам, от которых можно ожидать асоциальных поступков. Среди мер предупреждения преступности специально-криминологического характера особое место занимают специальные программы федерального, регионального и муниципального уровней по предупреждению правонарушений и преступлений. Их основное содержание заключается, в частности, в выявлении
фактов, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними; в выявлении лиц, склоняющих несовершеннолетних к употреблению наркотических средств, спиртных напитков; в оказании всех видов помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; в возвращении в образовательные организации молодых людей для продолжения ими учебы.
Таким образом, в данной работе предложены и раскрыты теоретические основы предупреждения преступности обучающихся, которые рассматриваются как стратегия криминологической безопасности системы общего и среднего профессионального образования, также обозначены основные направления названной стратегии. При дальнейших научных исследованиях по обозначенной тематике особое внимание следует уделять как общесоциальным, так и специально-криминологическим мерам профилактики преступности среди школьников и студентов.
Статья поступила 06.11.2015 г.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Безопасный город на 2013-2017 годы»: постановление администрации г. Иркутска от 15.10.2012 г. № 031-06-2051/12 // Иркутск официальный. 2012. № 44.
3. Об утверждении Инструктивно-методических указаний по порядку организации и деятельности общественных наркопостов - постов здоровья в общеобразовательных организациях: приказ министерства образования Иркутской области № 52-мпр и министерства здравоохранения Иркутской области № 130-мпр от 02.08.2013 г. // Областная. 2013. № 90.
4. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД РФ от 26.05.2000 г. № 569 (ред. от 06.04.2007 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс -надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29987/ (18.05.2015).
5. Об утверждении «Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения Центр психолого-педагогической помощи населению»: постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 г. № 53 // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. № 8.
6. Об утверждении состава антинаркотической комиссии в Иркутской области: распоряжение губернатора Иркутской области от 13.12.2013 г. № 137-р [Электронный ресурс] // Портал Иркутской области. URL: http://ank.irkobl.ru/sites/ank/ank/ (18.05.2015).
7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. № 25.
8. Астахов П.А. Защита прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - приоритетная задача государства: доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка на Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Москва, 12.11.2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfde-ti.ru/files/12.11.2013.pdf (03.06.2015).
9. Гельфанд И.А., Михайленко П.П. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности.
М.: Юридическая литература, 1964. 203 c.
10. Зелинский А.Ф. Значение норм уголовного права для предупреждения преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1966. 19 c.
11. Кожевникова А.П., Миньковский Г.М. Предупреждение правонарушений среди молодежи: пособие для слушателей. М.: Знание, 1971. 253 с.
12. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева,
B.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. 512 с.
13. Криминология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.: Волтерс Клувер, 2004. 640 с.
14. Криминология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра-М, 2001. 848 c.
15. Криминология и профилактика преступлений: учебник / Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, С.Е. Вицин [и др.]; под ред. А.И. Алексеева. М.: Изд-во ВШ МВД СССР, 1989. 430 c.
16. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юридическая литература, 1972. 104 c.
17. Лекшас Д. Уровни социального предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. 1988. № 47.
C. 87-90.
18. Марцев А.И. Уголовная ответственность и общее предупреждение преступлений: учеб. пособие. Омск: Изд-во НИиРИО Ом. ВШМ МВД СССР, 1973. 96 c.
19. Махтаев М.Ш. Криминалистическое и криминологическое предупреждение преступлений в системе предупреждения преступности. Их соотношение // Криминалистические чтения, посв. 100-летию со дня рождения проф. Б.И. Шевченко: тезисы выступлений. М.: МАКС-Пресс, 2004. С. 156-163.
20. Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Зиминская городская больница» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОГБУЗ «Зиминская городская больница». URL: http://zima-gb.ru/vidy-meditsinskoj-pomoshchi1.html (18.05.2015).
21. Областное государственное специальное учебно-воспитательное казенное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния, г. Иркут-
ска [Электронный ресурс] // Официальный сайт спецшколы г. Иркутска. URL: http://specshkola-irk.ucoz.ru/ (10.06.2015). 22. ОГОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра профилактики, реабилитации и коррекции. URL: http://cprk.edu38.ru/index.php?option=com_content&view=articl e&id=61&Itemid=56 (10.06.2015).
23. Тихиня В.Г. Основные принципы организации предупреждения правонарушений // Актуальные вопросы государства и права. 1992. Вып. 1. С. 15-22.
24. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
УДК 390 + 913 (Заб)
РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОМ ЗАБАЙКАЛЬЕ (К ИСТОРИИ НЕРЧИНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ)
© Е.С. Бушуева1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
На основании краеведческих и архивных материалов анализируется воздействие политико-идеологических и социально-экономических факторов присоединения Забайкалья к Российскому государству на развитие расовой, этнической и религиозной толерантности населения края. Обосновываются обстоятельства, повлиявшие на формирование своеобразной полиэтнической структуры края, а также рассматриваются способы снятия конфликтных межэтнических ситуаций во взаимоотношениях между народами и этническими группами, проживающими на данной территории.
Ключевые слова: толерантность; этническое самосознание; ассимиляция; иноэтническая среда; полиэтническая среда края; межнациональное сотрудничество.
DEVELOPMENT OF INTERETHNIC RELATIONS IN EAST TRANSBAIKALIA (TO NERCHINSK ASSUMPTION CHURCH HISTORY) E.S. Bushueva
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The effect of the political-ideological and socio-economic factors of Transbaikalia joining the Russian state on the development of racial, ethnic and religious tolerance of the population of the region is analyzed on the basis of archival and local history materials. Conditions influenced the formation of a unique multi-ethnic structure of the region are substantiated and the ways to remove inter-ethnic conflict situations in the interaction between the nations and ethnic groups living in the studied area are discussed.
Keywords: tolerance; ethnic identity; assimilation; unfamiliar ethnic environment; multiethnic environment of the region; transnational cooperation.
Зарождающийся на Даурской земле евразийский социокультурный тип взаимодействия изначально формировался на основе широкого диапазона родственных отношений, возникающих между проживающими здесь этносами и народами. Все многообразие и сложность складывающейся системы общественных связей и отношений проявились главным образом в форме брачных и братских отношений. Предрасположенность к «евразийскому братству народов» между славянами и тюрками, по мнению Н.С. Трубецкого, вырабатывалась на протяжении достаточно длительного исторического периода, вследствие чего «между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливались отношения некоторого братания...» [13, с. 425].
Отличительной особенностью идеологии пришлого в Даурскую землю славянского этноса, занявшего позицию активного субъекта - носителя социального взаимодействия, явилась установка на межнациональное общение, типизируемое как «братание». По-
этому неслучайно этноним буряты происходит от слов браты (или братские люди). Положительная установка предопределила и иной подход к непротивопоставлению иноплеменников по этническим принципам. Из сохранившихся дневниковых записей первых путешественников (дипломатов и ученых), побывавших в Восточном Забайкалье в XVII - XIX вв., узнаём, что здесь для русских любой иноплеменник становился «своим» только после крещения и принятия православной веры. На данный факт обратил внимание еще в 1772 г. Петр Симон Паллас: «буряты, побуждаемые временными выгодами .охотно дозволяли своим дочерям креститься и выходить замуж за русских», также и «.богатые буряты крестятся из-за того только, чтобы иметь возможность взять замуж за себя русских женщин», и далее: «все чаще и чаще русские женятся на крещеных бурятках, а новокрещенные буряты - на русских женщинах» [11, с. 457-543].
Сохранились сведения и о более раннем периоде, когда при воеводе Л. Толбузине численность военного
1Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: (3952) 405473. Bushueva Elena, Senior Lecturer, scientific degree seeking applicant, tel.: (3952) 405473.