ческого развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в призвана реализовать следующие четыре приоритета.
1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
2) развитие созидательной активности молодежи;
3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
4) совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности.
Последнее приоритетное направления российской молодежной политики было выделено позже других, в 2009 г., и сегодня является как нельзя более актуальным в связи с участившимися случаями правонарушений, массовых беспорядков с участием молодежи, в том числе на национальной почве, и других экстремистских проявлений в молодежной среде.
Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы и обеспечить:
Ф системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны. Важнейшим инструментом вовлечения должно быть полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Для этого предлагается создать условия и возможности по вовлечению молодежи. Такая система вовлечения и информирования молодого человека не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
Ф выявление, продвижение, поддержку активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах. Это позволит молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
Ф вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. К ним прежде всего относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных
учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и молодые люди, зависимые от употребления психоактивных веществ. Это позволит минимизировать издержки, которые несут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, и предотвратить объединение молодых людей по признаку неуспешности, а также сократить базу для развития разных фобий в общественном сознании. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанную с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны.
Реализация системы приоритетов позволяет максимально увеличить вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям. Хотя приоритеты и не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях, важным является то, что они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируя систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI в.
Одновременно цель государственной молодежной политики и ее приоритеты взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития России и предполагают межведомственный характер их достижения. Стратегия государственной молодежной политики служит основой для реализации государственной молодежной политики в субъектах Федерации, муниципальных образованиях, для разработки федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетом региональных особенностей. Все это в конечном счете формирует устойчивые условия для эффективной самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
УЛИЧНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
П.Ю. ЗАЛОГИН,
слушатель Брянского филиала Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматривается вопрос об уличной преступности как актуальной криминологической проблеме, тенденциях в ее количественной и качественной динамике. Описывается система профилактики уличной
преступности, в частности основные направления как общепрофилактического предупреждения, так и сп ециально-криминологического. Предлагается перечень мер, направленных на совершенствование системы профилактики и предупреждения уличной преступности.
Ключевые слова: уличная преступность, вред здоровью, общепрофилактическое предупреждение, специаль но-криминологическая профилактика, борьба с преступностью.
STREET CRIME: PRECAUTIONS AND PREVENTION
Y.P. ZALOGIN, student of Bryansk Branch of Moscow University of the Ministry of Home Affairs
Annotation. In the article «Street crime: precautions and prevention» the question of street crime as a criminological problem of current importance is considered and so are the tendencies in the quantitative and qualitative dynamics of street crime. The system of prevention of street crime is described, and in particular the basic directions of both the generally precautious prevention as well as special criminological preventionism are described. List of measures directed to perfection of the existing system of precautions and prevention of street crime is also suggested in the article.
Key words: street crime, health lesion, criminal injury, generally precautious prevention, special criminological pre-ventionism, struggle against crime.
Уличная преступность в криминологической теории рассматривается как часть преступности в целом. «Уличная преступность — это обладающая высокой степенью общественной опасности форма социальной патологии, выражающаяся в постоянном и относительно массовом воспроизводстве запрещенного уголовным законом физического и психического насилия над личностью» [1, с. 25]. Среди уличных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют умышленное причинение вреда здоровью, изнасилования, разбои, насильственные грабежи и сопряженное с насилием хулиганство. Эти преступления занимают определенное место в общей массе преступлений. В основе объединения рассматриваемых преступных деяний в отдельную криминологически значимую группу лежат такие критерии, как способ действий преступника (физическое насилие над личностью, попытка либо угроза его применения), форма вины (умысел) и объект посягательства (общественные отношения, ядро которых составляет охрана личности).
На улицах и в других общественных местах совершается каждое
десятое преступление. При этом доля уличной преступности от количества всех преступлений, совершаемых в общественных местах, составляет 45% с тенденцией увеличения доли тяжких преступлений и латентности.
За последние 10 месяцев 2010 г. динамика общего объема уличной преступности — позитивная (-4,93% к 2009 г.) [3]. Однако прогноз характеризует дальнейшую криминальную уличную ситуацию в стране как напряженную и развивающуюся по негативному сценарию.
Кроме того, наблюдаются тревожные процессы в ее качественной динамике. Несмотря на наметившееся в последние годы снижение количества регистрируемых уличных преступлений, в том числе в результате активизации деятельности подразделений охраны общественного порядка ОВД, применения средств теле-и видеонаблюдения, пунктов оперативной связи с милицией «Гражданин — милиция», других специально-криминологических мер, возросла степень опасности рассматриваемых преступных деяний ввиду прежде всего завладения чужим имуществом, в том числе сопряженного с насилием
над личностью. На их долю приходится до 60% всех совершаемых уличных преступлений.
В системе мер, осуществленных Российским государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с правонарушениями, стратегическим направлением является профилактика преступлений, в том числе совершаемых на улицах и в других общественных местах. Различают общепрофилактическое предупреждение и специально-криминологическую профилактику уличных преступлений.
Общепрофилактическое предупреждение во многом зависит от проводимых в стране социальных, экономических и политических преобразований, связанных с повреждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих задач создает предпосылки для успешной борьбы с уличными преступлениями. В числе этих задач следует выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновеннос-
ти, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшению полового воспитания подростков и молодежи, подготовке их к семейной жизни, воспитанию уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.
Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфических криминогенных группах населения (несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотики или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым представляется расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства [2, с. 117].
Основные направления специально-криминологической профилактики:
Ф последовательная и настойчивая борьба с пьянством и нар-котизмом на основе постановки
четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации;
Ф обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах;
Ф усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
Ф пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников;
Ф улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;
Ф активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок.
Несмотря на количество прорабатываемых направлений по предупреждению уличной преступности, этого недостаточно, что подтверждают неутешительные тенденции в развитии уличной преступности. Преступный промысел приобретает новых «поклонников», способы совершения преступлений становятся ухищреннее, преступников не останавливает почтенный возраст пенсионеров и беспомощность несовершеннолетних.
В сложившейся ситуации целесообразно введение следующих дополнительных профилактически-предупредительных мер:
Ф систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного порядка;
Ф обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний;
Ф проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций;
Ф осуществление мероприятий, направленных на своевременное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производственных условиях;
Ф обеспечение профилактической деятельности других государственных органов и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия;
Ф правовое воспитание граждан, начиная с «младшей» школы.
Литература
1. Хохряков Г.Ф. Криминология : учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 2003.
2. Алиев Г.А.Криминология : учебник. Общая часть : курс лекций. Калуга, 2009.
3. URL: http://www.mvd.ru/ stats/10000479.
ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИНЫ «ПЛОДОВ ОТРАВЛЕННОГО ДЕРЕВА» В ПРИЗНАНИИ ПОКАЗАНИЙ СВИДЕТЕЛЯ НЕДОПУСТИМЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
А.В. ЗЕМЦОВА,
адъюнкт кафедры уголовного процесса Московского
университета МВД России [email protected] 12.00.08 - Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право