Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ правового развития стран СНГ относительно имплементации международного-правовых договоров'

Сравнительно-правовой анализ правового развития стран СНГ относительно имплементации международного-правовых договоров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РАТИФИКАЦИЯ / УНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметов Кенжалы Кенжетаевич, Худайбергенова Дамиля Ширинхановна

В данной статье приведен сравнительно-правовой обзор имплементации норм международного права в национально-правовые системы в странах СНГ. Рассматриваются различные направле-ния нормативно-правового развития стран постсоветского региона, а также разнообразие при-нимаемых мер на пути повышения эффективности международно-правовых норм в национальном законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ правового развития стран СНГ относительно имплементации международного-правовых договоров»

Ахметов Кенжалы Кенжетаевич, Худайбергенова Дамиля Ширинхановна,

старший научный сотрудник отдела научный сотрудник отдела международного

международного законодательства законодательства и сравнительного

и сравнительного правоведения правоведения Института

Института законодательства РК, законодательства РК, магистр права

магистр политологии

сравнительно-правовой анализ законодательства стран снг в вопросах имплементации норм международных договоров

На постсоветском пространстве СНГ за последние 20 лет прошли существенные изменения во всех сферах общественного и государственного развития. Это во многом связано с процессами трансформации, стратегическим переходом Казахстана на новый этап исторического развития.

Эти трансформации в большей степени связаны с формированием конкурентоспособного развития, преобразованиями в рыночной сфере, необходимостью проведения масштабных прогрессивных стратегических преобразований. важнейшим здесь были преобразования в правовой сфере, которая требовала совершенно новую логику видения будущего развития Казахстана, в частности, как неотъемлемой части мирового конкурентоспособного пространства. такие меры требуют ориентации отечественного законодательства на ведущую международную практику законодательств ведущих демократических государств.

такой совершенно новый подход требуют выработки концептуально иной правовой политики, ориентированной на правовую интеграцию с важнейшими международно-правовыми договорами. На постсоветском пространстве данный процесс проходил разнонаправленно и не всегда равномерно, что нашло яркое отражение в спец-ификах правовых систем стран постсоветского региона.

Проблема имплементации норм международного права в национальной правовой системе является весьма актуальной для стран СНГ.

Это обусловливается мировыми процессами глобализации, экономической и культурной интеграцией, сопровождающейся повышением роли международного права, регламентирующего сегодня те отношения, которые еще вчера относились исключительно к вопросам внутригосударственного регулирования. Для того чтобы привлекать из-за рубежа капиталы, технологии, специалистов и ученых, предпринимателей и туристов, чтобы вступать в престижные международные организации и не создавать оснований для дискриминации своих граждан за рубежом, государству необходимо обеспечивать эффективное выполнение своих международных обязательств не только в международной, но и во внутренней сфере [1].

Ниже рассмотрим реализацию международного права в странах на постсоветском пространстве.

Одним из наиболее интересных аспектов конституционной реформы в странах СНГ является постепенное открытие внутренних правовых систем этих стран в международном правовом плане. многие страны СНГ отказались от традиционного подхода к дуалистической реализации норм международного права в национальных правовых системах и провозгласили верховенство международных договоров над внутренним законодательством.

Существенным изменением в конституционном развитии стран постсоветского пространства стал отказ от традиционного советского дуалистического подхода к реализации

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

международно-правовых норм в отечественное законодательство. Сравнительный анализ новых конституций стран СНГ показывает, что эти состояния могут быть классифицированы в три группы в зависимости от положений, включенных в свои конституции, касающиеся международного законодательства или договоров [2].

В конституциях первой группы государств международное право провозглашается как часть закона страны. Кроме того, эти конституции представляют более высокий иерархический статус международных правил. Статья 15 (4) Конституции Российской Федерации 1993 года гласит, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Также отмечается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [3].

Согласно общей теории международного права, осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Следует различать международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имплементации (от англ. "implementation" - осуществление) норм международного права. Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образует система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм и обеспечение их реализации.

Национально-правовой механизм имплемен-тации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права, а именно - система органов российского государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм. Так, Президент РФ, принимая указ о порядке реализации конкретного международного договора, обеспечивает его реализацию во внутригосударственных отношениях; совокупность норм национального права, обеспечивающих эффективное осуществление внутри страны международно-правовых норм.

В соответствии со статьей 148 (II) Конституции Азербайджана 1995 года, «Международные договоры, стороной которых является Азербайджанская Республика, - неотъемлемая составная

часть системы законодательства Азербайджанской Республики». В Конституции Республики Казахстан, в статье 4 (2) закрепляется, что «международные договоры, ратифицированные Рес публикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Кроме того, статьей 6 Конституции 1996 года Грузия заявляет, что «законодательство Грузии соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права». Аналогичные положения содержатся в Конституции Армении (статья 6) 1995 года и Конституции 1994 года Таджикистана (статья 11).

Конституция Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8), устанавливает приоритет ратифицированных международных договоров перед иными международными обязательствами и национальными юридическими актами (ст. 116). Об имплементации международно-правовых норм можно говорить только в том случае, если государство не только издает соответствующие законодательные акты (изменяет или отменяет уже существующие) для осуществления норм международного права, но и проводит в жизнь эти акты [4].

Вторая группа государств включает в себя тех, чьи конституции прямо заявляют, что международное право является частью права на землю, но не для установления иерархического статуса международных норм в отечественное законодательство. Так, статья 9 Конституции Украины 1996 года устанавливает, что все действующие международные договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Кроме того, заключение международных договоров, противоречащих Конституции, возможно только после внесения в нее соответствующих изменений. Таким образом, не устанавливается приоритет международных договоров над внутренним законодательством. Анализируя содержание этой конституционной нормы, важно отметить, что первая ее часть позволяет обогащать содержание национального законодательства Украины нормами и принципами, которые унифицированы и закреплены в международных договорах и отражают достояние мировой цивилизации в международном праве. Приведенное выше содержание ст. 9 Конституции Украины дает основания считать международные договоренности

не только источником международного права, но и источником права Украины.

Другим примером может служить Конституция Кыргызстана 1993 года, которая в статье 12 заявляет, что «межгосударственные договоры, ратифицированные Республикой Кыргызстан, и другие нормы международного права являются составной и непосредственной действующей частью законодательства Республики Кыргызстан» [5].

в статье 8 Конституции молдовы 1994 года отмечено, что «Республика молдова обязуется соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права». Кроме того, далее по тексту имеется следующее утверждение, что «вступлению в силу международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать пересмотр Конституции» [6].

третья группа государств существенно отличается, в частности, имеет только косвенные ссылки на международное право в своих конституциях. Например, статья 17 Конституции 1992 года Республики Узбекистан предусматривает, что внешняя политика Республики Узбекистан «должна основываться на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного

урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств, а также других общепризнанных норм международного права» [7]. Эта ссылка на международное право, казалось бы, просто заявление о внешней политике. Сомнительно, что это будет интерпретироваться, как правило, включающее международное право в национальную правовую систему Узбекистана. туркменистан выбрал аналогичную формулу в Конституции 1992 года. Его статья 6 гласит, что «туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права».

таким образом, проведенный сравнительно-правовой анализ демонстрирует различные направления нормативно-правового развития стран постсоветского региона, а также разнообразие принимаемых мер в целях повышения эффективности реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве. Это во многом связано с государственной идеологией данных стран и внешнеполитиче скими приорите -тами стран данного региона. Конституции стран 1 и 2 групп демонстрируют серьезные прогрессивные изменения на пути более широкого применения международного права в национальных правовых системах данных стран. тем не менее, это само по себе не может рассматриваться как гарантия того, что международное право имеет высокий, должный правовой статус.

Список литературы

1. Барбук А. Имплементация международного права в Республике Беларусь. Белорусский журнал международного прав и международных отношений, №°4. http://evolutio.info/index.php?option=com_c ontent&task=view&id=449&Itemid=52

2. Даниленко Г.м. Implementation of International Law in CIS States: Theory and practice. European Journal of International Law, Vol. 10, pp. 51-69, 1999.

3. Конституция Российской Федерации 1993 г.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 г.

5. Конституция Республики Кыргызстана 1994 г.

6. Конституция Республики молдова 1994 г.

7. Конституция Республики Узбекистан 1992 г.

• • • • •

Мацалада халыцаралыц цуцъщтыц нормаларын ТМД-гы елдер1 улттъщ-цуцъщтъщтыц ЖYйелерiне имплементацияныц салыстырмалы-цуцъщтъщ шолуы берыдг. Кецестгк дзугрден кеШнгг аймац елдерiнiц елтщ нормативтiк-ЦYЦъщтъщ дамуыныц тYрлi багыттары, сонымен 6ipse улттъщ зацнамада халыцаралъщ-цуцъщтъщ нормаларыныц тиiмдiлiгiн квтермелеуШц жолында цабылданган шараныц тYрлiлiгi царастырылады.

ТYйiн свздер: имплементация, айналу, растау, бiрегейлендiру.

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

В данной статье приведен сравнительно-правовой обзор имплементации норм международного права в национально-правовые системы в странах СНГ. Рассматриваются различные направления нормативно-правового развития стран постсоветского региона, а также разнообразие принимаемых мер на пути повышения эффективности международно-правовых норм в национальном законодательстве.

Ключевые слова: имплементация, трансформация, ратификация, унификация.

This article provides a comparative overview of the legal implementation of the norms of international law in national legal systems in CIS countries. There are considered different directions of the regulatory development ofpost-Soviet countries, as well as a variety of measures to the effectiveness of international legal norms into national legislation.

Keywords: implementation, transformation, ratification, unification.

Ахметов К.К.,

магистр политологии, старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК Худайбергенова Д.Ш.

магистр права, научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК

Сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ в вопросах имплементации норм международных договоров

К.К. Ахметов,

саясаттану магистры, КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ыщтану бeлiмшiц ага гылыми ^ызметкер Д.Ш. ^вдайбергенова,

магистры, КР Зац шыгару институты халыщаралыщ зацнама жэне салыстырмалы ^¥^ыщтану бeлiмiнiц гылыми rçызметкерi

Халыкаралык келгам шарттар нормаларын имплементациялауFа катысты ТМД елдер зацнамасыныц салыстырмалы-кукыктык талдауы

K. Akhmetov,

Master of Political Sciences, Senior Research Fellow D. Hudaybergenova, LLM, Research Fellow

Comparative Legal Analysis of the CIS Countries Legal Development Concerning the Implementation of International Legal Treaties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.