Научная статья на тему 'К вопросу имплементации норм международных договоров в национальное законодательство'

К вопросу имплементации норм международных договоров в национальное законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

В статье рассматриваются вопросы имплементации норм международных договоров в нацио-нальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу имплементации норм международных договоров в национальное законодательство»

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного и правововедения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

к вопросу имплементации норм международных договоров в национальное законодательство

В условиях начала работы Единого экономического пространства (ЕЭП) в составе трех государств: Беларуси, Казахстана и России возникают вопросы, касающиеся действия норм международного права на территории суверенной страны, находящейся в новых условиях добровольного ограничения суверенитета в качестве члена регионального объединения государств.

Для этих государств обязательны нормы ратифицированных международных договоров, с недавнего времени - решения ряда вновь образованных органов, причем эти решения в определенных договорами случаях обладают большей юридической силой по отношению к национальному праву. возникают вопросы в сфере формирования наднационального права, спектре его правового регулирования, в том числе о пределах его действия; о его месте в иерархии норм действующего в стране права; о порядке имплементации норм международных договоров в действующее законодательство страны и др.

Касательно вопросов имплементации, то необходимо иметь в виду, что особенности данного процесса, сохраняя свое основное содержание, постоянно развиваются, вместе с развитием современных глобализационных и интеграционных процессов. Так, собственно имплементация (лат. тр1етепШю - внедрение, осуществление) - термин, характеризующий процесс внедрения в национальную правовую систему норм международного или иностранного права. Процесс имплементации начинается, как правило, всего после ратификации страной международно-правового акта, но имплементация норм международного права в национальное право нередко происходит и до ратификации.

Наряду с имплементацией существует близкое по смыслу понятие - инкорпорация (лат. тсогрогайо - включение в свой состав, присоединение), рассматривается как общий процесс включения норм международного права в наци-

ональное законодательство, а также изменения в национальном законодательстве, связанные с внесением отдельных норм, соответствующих положениям международных договоров. В п. 2 ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. указывается, что если в договоре не предусмотрен момент его вступления в силу, «договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора». Данное положение не исключает того, что государства - участники договора могут выразить согласие на обязательность для них первоначально не договора в целом, а его отдельных частей (статей). так, инкорпорируются некоторые международные договоры с оговорками, затем оговорки в любой момент могут быть сняты, и исключенные ранее статьи международного договора могут быть также инкорпорированы в национальное право.

Имплементация предполагает проведение широкого комплекса мероприятий организационного характера, направленных на непосредственную реализацию международно-правовых норм, основную часть из которых занимает правотворческая деятельность государства-участника того или иного международного договора, связанная с формированием национального законодательства на основе признанных страной (как ратифицированных, так и нератифицированных) международных договоров.

Кроме того, известный специалист в сфере международного права проф. И.П. Блищенко писал о том, что и осуществление принципов и норм современного международного права как на территории государства, так и в отношениях между субъектами международного права также можно назвать имплементацией [1].

В современных условиях этот тезис имеет особое актуальное значение для региональных организаций, строящих свои взаимоотношения

№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

на основе в первую очередь общепризнанных принципов и норм международного права.

В связи с этим можно выделить два уровня имплементации норм международного (а также регионального международного) права в национальное право:

а) в целом определившие статус, структуру, цели и направление развития регионального объединения;

б) формирующие современное законодательство (шире - право) в государствах-участниках, в частности, в Республике Казахстан.

Первый уровень - это положения международных договоров об учреждении СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства (по аналогии с правом Европейского Союза - акты первичного права).

Белорусская исследовательница Л.В. Павлова считает, что большинство соглашений в области международного публичного права не пригодны к непосредственному применению в национально-правовой сфере (иными словами, не могут быть самоисполнимыми). Если такое качество присуще нормам международного частного права в силу их точности, конкретности и ориентированности на внутригосударственное регулирование, то нормам международного публичного права в абсолютном большинстве свойственна обобщенность, абстрактность формулировок, позволяющая использовать их лишь в сфере межгосударственного сотрудничества [2].

в данном случае нужно признать, что исследовательница права в первую очередь, по отношению к нормам регионального первичного права.

второй уровень имплементации - международные договоры, принятые в рамках региональной организации в развитие положений первичных актов и признанные государствами-участниками (акты вторичного права).

в практике государств используются два основных способа национально-правовой импле-ментации: первый - это издание новых, изменение или отмена существующих норм национального права с целью выполнения международных обязательств. второй - отсылка национального права к международному, в силу которой положения норм международного права (договорных и (или) обычных) могут иметь прямое действие внутри страны, в сфере национального права.

Сейчас все более утверждается в научной литературе и в практике термин «международное законодательство», под которым в первую очередь понимается формирующееся наднациональное право в виде таможенного кодекса таможенного союза, которое обладает прямым

действием и не требует имплементации.

И здесь возникает множество вопросов, часть из которых нашли свое разрешение в Нормативном постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 ноября 2009 года № 6. Напомним, что в Конституционный Совет Республики Казахстан 7 октября 2009 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании «норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан в части распространения установленного данной нормой приоритета ратифицированных Республикой международных договоров перед ее законами и непосредственности их применения на решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с такими договорами». Поводом для обращения послужило рассмотрение Правительством Республики вопроса о способе реализации на территориях государств-участников Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее -Договор) решений Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия), имеющих, согласно статье 7 Договора, обязательный характер для Сторон.

Рассмотрев представленные материалы, Конституционный Совет Республики Казахстан в своем Постановлении отметил, что «на решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан (в том числе, Комиссии Таможенного союза, созданной согласно Договору о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, ратифицированному Законом Республики Казахстан от 24 июня 2008 года № 45-1У «О ратификации Договора о Комиссии Таможенного союза»), распространяются положения статьи 4 Конституции Республики Казахстан о приоритете ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров перед ее законами и непосредственности применения таких решений;

решения международных организаций и их органов, участником которых является Республика Казахстан, могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой международного договора, в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана данных решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан».

Очень важными моментами цитируемого Постановления является ряд следующих моментов:

- согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Основного Закона, решения международных организаций и их органов, образуемых в соответствии с между-

народными договорами Республики Казахстан, не могут противоречить Конституции Республики Казахстан;

- не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 91 Конституции о том, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;

- не могут применяться непосредственно и, соответственно, иметь приоритет перед нормативными правовыми актами Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина [3].

Значимость данного документа в том, что в нем сочетается как поддержка интеграционных процессов, инициатором которых выступает именно Казахстан, так и позиция безусловного отстаивания и укрепления суверенитета страны и защиты прав человека.

Кроме того, это постановление ставит преграду на пути одной из негативных форм контактов различных правовых систем, в отличие от имплементации и рецепции - так называемой «трансплантации». Трансплантация (лат. ^ашр1айаге - пересаживать), представляет собой насильственное включение (насаждение) нормативного правового акта чужого государства в национальное законодательство или насильственное навязывание одного государства

другому совершенно чуждой правовой системы или ее элементов.

Право на введение данного термина в широкий научный обиход подтверждает уже встречающееся в науке его применение в виде словосочетания «юридическая трансплантация». Рассматривая данное явление, проф. Ю.А. Тихомиров в работе «Курс сравнительного правоведения» отмечает, что юридическая трансплантация «неизбежно приведет к чуждым для конкретной правовой системы актам и нормам и их последующему отторжению». Отметим, что это не всегда так. Механический перенос, пересаживание, «трансплантация» (термин предложен акад. Д.С. Лихачевым) чужой культуры, в том числе и зарубежных правовых стандартов - явление нередкое в истории развития человечества. Это происходило, например, в Европе после Наполеоновских завоеваний. Тогда знаменитый Гражданский кодекс Наполеона распространял свое действие на территории захваченных французским императором земель. Причем, если для европейских стран это было, скорее всего, рецепцией основ древнеримского права, то для стран других регионов мира - явно трансплантацией. В ХУШ-Х1Х вв. колониальные страны навязывали свое право покоренным странам, и в них надолго сохранилось его влияние: английского права - в Индии и бывших британских колониях, французского и португальского права - в африканских колониях.

Этот исторический пример лишь ярко подчеркивает особенности трансплантации права и дает нам возможность поразмышлять над недопуском его аналога в современных условиях.

Список литературы

1. Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. - М.: Госюриздат, 1960. - 239 с.

2. Павлова Л.В. Международное право в правовой системе государств // Белорусский журнал международного права и международных отношений // http://beljournal.by.rU/1999/3/P/1.shtml

3. Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 ноября 2009 года № 6 // Казахстанская правда. - 2009 г. - 3 декабря.

Мацалада халыцаралъщ цуцыц нормалардыц улттыц цуцыц ЖYйесiне енггзыудгц ерекшелгктерг царастырылады. Эаресе, халыцаралыц цуцыц нормаладрыц улттыц цуцыцца имплементация децгейлерi, улттыц цуцыцца имплементацияныц тэсiлдерi жэне халыцаралыц шарттардыц ережелерте сэйкес улттыц зацнамага белек нормалардыц енгiзiлуiне байланысты взгерiстер са-рапталады.

TyuIu свздер: имплементация, халыцаралъщ шарттар, улттъщ зацнама, Еуразиялъщ экономикалъщ щауымдастъщ, Кеден одагы, Бгрыцгай экономикалъщ кещстгк.

В статье рассматриваются особенности процесса внедрения в национальную правовую систему норм международного права. В частности, анализируются уровни имплементации норм международного права в национальное право, способы национально-правовой имплементации, а также изменения в национальном законодательстве, связанные с внесением отдельных норм, соответствующих положениям международных договоров.

Ключевые слова: имплементация, международные договоры, национальное законодательство, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.

In this article the features of implementation process in the national legal system of international law are discussed. In particular, the levels of implementation of international law into national law, methods of national legal implementation, as well as changes in national legislation relating to the introduction of certain norms relevant to the provisions of international treaties are analyzed.

Keywords: implementation of an international treaty, national legislation, the Eurasian Economic Community, Customs Union, single economic space.

Абайдельдинов Е.М.,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного и право-воведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

К вопросу имплементации норм международных д оговоров в национальное законодательство

Е.М. Абайдщдинов,

КР Зац шыгару институтыньщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

Халыкаралык шарттардыц нормаларын ^лттык зацнамаFа имплементациялау мэселесше орай

Erbol M. Abaideldinov,

senior Researcher, department of international legislation and comparative law Institute of legislation of the RK, doctor of Juridical sciences, professor

To the issue of implementation of international treaties into national legislation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.