Научная статья на тему 'Вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования единого экономического пространства'

Вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ИЕРАРХИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРО-СТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

В статье рассматриваются вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования ЕЭП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования единого экономического пространства»

№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования единого экономического пространства

Современные интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве (Таможенный союз - ТС, Единое экономическое пространство - ЕЭП, в перспективе - образование Евразийского экономического союза - ЕЭС), требуют более внимательного отношения к вопросу иерархии норм международного права и права региональных объединений в действующем праве страны.

Конкуренция указанных норм права проявляется уже при самом процессе нормообразова-ния. В качестве одной из современных тенденций процесса нормообразования является учет национальных особенностей при создании норм международного права или его разновидности - права региональных объединений, нередко обладающего приоритетом по отношению к национальному (наднациональное право).

Это демонстрирует пример, связанный со становлением права Европейского Союза, интеграционные процессы в котором подошли к периоду самой тесной интеграции европейских стран с созданием единой конституции. После принятия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), которая имела приоритет перед национальными законодательствами, определенные возражения против универсального применения принципа примата европейского права были выдвинуты Федеративной Республикой Германия. Речь шла о том, что судебные органы ФРГ сохраняют за собой право оценки возможности применения актов европейского права, если последние противоречат фундаментальным правам и свободам, закрепленным в Основном законе Германии.

Противоречие удалось снять путем признания Судом ЕС основных демократических прав и свобод, провозглашаемых как Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных

свобод, так и национальными конституциями государств-членов. И это затем нашло свое закрепление в пп.2 и 3 ст. 6 Договора о ЕС:

2. Союз в качестве общих принципов права Сообщества уважает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций.

3. Союз уважает национальную индивидуальность своих государств-членов.

Связанная с этим современная тенденция развития национального права - учет не только признанных государством международных договоров, но и норм международного права, которые бы способствовали прогрессивному развитию национального права, даже если они еще не признаны или, тем более, не ратифицированы данным государством.

В этом случае напомним удачный опыт Республики Казахстан, когда еще до присоединения к Международным Пактам о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., наша страна приводила свое национальное законодательство в соответствие этим основным международным и некоторым другим, в том числе европейским документам в сфере защиты прав и свобод человека, отправления правосудия.

Другой (далеко не последней, но очень важной) особенностью создания нормы права является открытость этого процесса (транспарентность). Открытое широкое обсуждение позволяет подготовить качественный проект документа, во многом решает проблему мозаичности права, нередко приводящей к противоречиям даже в рамках одного документа.

Как в национальном, так в региональном или международном праве в целях повышения транспарентности законопроектной работы, ка-

чества проектов нормативных правовых актов во всех случаях разработанный проект договора, кодекса или иного нормативного правового акта должен быть известен под именем его автора или руководителя рабочей группы. Аналогичным образом широкой аудитории должны быть известны имена экспертов законопроектов.

Что касается вопроса о месте норм наднационального права (или права региональных организаций как разновидности международного права) в иерархии действующего права Республики Казахстан, то вначале необходимо отметить, что в основу первых государствообразующих документов были положены общепризнанные принципы и нормы международного права. «Декларация о государственном суверенитете», Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», и обе Конституции стали генеральным трансформатором, связующим звеном между национальной правовой системой и совокупностью общепризнанных принципов и норм международного права, которые ряд ученых-международников считает своеобразной общечеловеческой конституцией [1].

Помимо того, что в основе действующей Конституции Республики Казахстан, как и конституций большинства стран мира, лежат общепризнанные принципы и нормы международного права, статья 8 Конституции гласит: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».

Разъясняя данное конституционное положение, Конституционный Совет Республики Казахстан в Постановлении от 12 апреля 2001 г. отметил: «Норма статьи 8 Конституции Республики Казахстан об уважении Республикой принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. При этом действующее право Республики Казахстан должно соответствовать нормам Конституции Республики и приоритет перед законами имеют только международные договоры, ратифицированные Республикой» [2].

На первый взгляд может показаться, что слова «уважает принципы и нормы международного права», следует заменить юридически более точными «соблюдает», или «придерживается». Об этом и мне ранее приходилось говорить. Однако отмечу, что живая, развивающаяся действительность все же доказывает продуктивность, эффективность формулировки «уважения Республикой принципов и норм международного права».

Обращаясь к тезису о продуктивности конституционной формулировки «уважения Республикой принципов и норм международного права», приведу следующий пример. Согласно Договору о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, ратифицированному Законом Республики Казахстан от 24 июня 2008 года (далее - Договор), в 2009 году была создана Комиссия таможенного союза (далее - Комиссия).

Комиссия стала первым реально действующим наднациональным органом, которому передавалась компетенция по обеспечению условий функционирования и развития таможенного союза на принципах добровольной поэтапной передачи Комиссии части полномочий государственных органов Сторон.

В связи с этим в нашей стране возник вопрос.

Конституция Республики Казахстан не содержит специальной нормы, предусматривающей возможность передачи отдельных полномочий государственных органов страны международным организациям и их органам.

Правительство Казахстана при рассмотрении вопроса о способе реализации решений Комиссии таможенного союза, имеющих согласно статье 7 Договора, обязательный характер, обратилось в Конституционный Совет Республики за соответствующим разъяснением.

Конституционный Совет в своем Постановлении по данному вопросу от 5 ноября 2009 года отметил, что конституционный и международно-признанный статус Республики Казахстан - суверенного государства, основу которого составляют его независимость и самостоятельность в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики, позволяет Республике принимать решения о передаче отдельных полномочий государственных органов страны международным организациям и их органам с соблюдением положений и норм Основного Закона.

Данный вывод вытекает из провозглашенного в Преамбуле Конституции Республики желания народа Казахстана занять достойное место в мировом сообществе, а также положений статьи 8 Основного Закона об уважении Казахстаном принципов и норм международного права, о проведении политики сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга.

вместе с тем, Конституционный Совет считает, что не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения Конституции о том, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной

№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

целостности государства, формы правления Республики. Не могут применяться непосредственно и, соответственно, иметь приоритет перед нормативными правовыми актами Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина [3].

Таким образом, Конституционный Совет Республики Казахстан признал возможность передачи отдельных полномочий государственных органов страны международным организациям и их органам. Отсюда логически следует признание приоритета ратифицированных международных, в том числе и региональных договоров, формирующегося наднационального права над законодательством страны.

Сейчас все более утверждается в научной литературе и в практике термин «международное законодательство», под которым в первую очередь понимается формирующееся наднациональное право в виде Таможенного кодекса Таможенного союза и иных наднациональных правовых актов, которые обладают прямым действием и не требуют имплементации. В связи с образованием ЕЭП объем наднационального права (международного законодательства) будет только нарастать.

И здесь возникает вопрос места норм наднационального права, признанного Республикой путем ратификации, в иерархии действующего права Республики Казахстан. Данный вопрос в немалой степени обусловлен практическими вопросами правоприменения, а также неполнотой, несовершенством иерархии НПА, представленной в ст. 4 Закона «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года, в которой не нашли своего места все источники действующего права Республики Казахстан.

В Казахстане Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики (пункт 2 ст.4 Конституции). В п. 3 ст. 4 зафиксировано положение о том, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Подавляющее большинство ученых Казахстана считает неоспоримым верховенство Конституции в соотношении международного и национального права [4].

Вопрос стоит о выстраивании иерархии действующего права Республики, к которому, в соответствии с Конституцией страны, отнесены нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституци-

онного Совета и Верховного Суда Республики.

Руководствуясь соображениями практической значимости построения иерархии норм права, с учетом источников права, не относящихся к официально признанным нормативным правовым актам, мы предлагаем схему иерархии источников действующего права страны:

1. Конституция Республики Казахстан, обладающая высшей юридической силой.

2. Законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию

3. Нормативные постановления Конституционного Совета. (В Постановлении Конституционного Совета от 13 декабря 2001 года отмечено: «Осуществляя официальное толкование норм Конституции, Конституционный Совет независим и подчиняется только Конституции. Из права давать официальное толкование норм Конституции следует юридическая сила решений Конституционного Совета, равная юридической силе тех норм, которые стали предметом его толкования» [5]).

4. Конституционные законы Республики Казахстан.

5. Ратифицированные международные договоры и нормы наднационального права (уступают по юридической силе группе конституционных законодательных актов, но имеют ситуативное превосходство над законами и остальными НПА).

6. Кодексы Республики Казахстан.

7. Законы Республики Казахстан, а также Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона.

8. Нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат.

9. Нормативные постановления Верховного Суда.

10. Нератифицированные международные договоры и т.д.

Ратифицированные международные договоры и принятые в их развитие нормы наднационального права могут быть расположены после конституционных законов, но перед кодексами и законами, учитывая конституционное положение о том, что ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед национальными законами.

Нератифицированные международные договоры Республики Казахстан приоритетом перед законами Республики не обладают и должны исполняться в той мере, в какой они не входят в противоречие с законами Республики. В случае коллизии между ними стороны договоров имеют возможность, в соответствии с Законом РК от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан», а также нормами международного права, разрешать ее путем согласительных процедур и принятия иных мер по преодолению коллизии.

таким образом, право все более выступает в качестве взаимодополняющей системы взаимосвязанных и взаимообусловленных форм международного, регионального и национального права. Процесс формирования действующего в стране права идет на основе национальной государственно-правовой, экономической и культурной специфики, с учетом международного права и формирующегося права регионального объединения Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Список литературы

1. Баранов В.М. Международно-правовые знания в научном и учебном процессе // Государство и право. - 1996. - №4. - С. 39.

2. Конституционный Совет Республики Казахстан. Об официальном толковании пункта 3, пункта 1 статьи 6, статьи 8 и подпункта 5) статьи 66 Конституции Республики Казахстан: Постановление от 12 апреля 2001 г. №1/2 // Казахстанская правда. - 2001 г. - 16 июня.

3. Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 ноября 2009 года № 6 // Казахстанская правда. - 2009 г. - 03 декабря.

4. Баймаханов М.Т. Влияние Конституции на соотношение международного и национального права // Право Европейского Союза: Материалы 5 Международного Летнего Юридического Университета - 2001: Статьи и рефераты. - Алматы: АЮ - ВШП «Эдшет», Фонд «Сорос-Казахстан», 2002. - С. 36-43.

5. Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан. Постановление Конституционного Совета от 13 декабря 2001 года N 19/2 // Справочная правовая система «Юрист», 2011 г.

Мацалада Бгртутас экономикалыц кещстгктгц цыгзмет emyi жагдайында цолданыстагы улттыц цуцыц иерархиясына цатысты мэселелер царастырылады.

TYüiH свздер: халыцаралыц цуцыц, иерархия, улттыц зацнама, БiртYтас экономикалыц кещстт.

В статье рассматриваются вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования ЕЭП

Ключевые слова: международное право, иерархия, национальное право, Единое экономическое пространство.

The article questions the hierarchy of applicable national law in the operation of the CES.

Keywords: international law, hierarchy, national law, the Common Economic Space.

Ербол М^са^лы Абайдшдинов,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^¥^ьщтану бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

БiрыцFай экономикалык кещстжтщ кызмет eTyi аукымында колданыстаFы ^лттык к^кык сатылары мэселелерi

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор Вопросы иерархии действующего национального права в условиях функционирования Единого экономического пространства

Abaideldinov Erbol Musinovich,

Chief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Questions hierarchy applicable national law in a period of Common Economic Space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.