Научная статья на тему 'Особенности Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического Союза'

Особенности Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / ПРОЕКТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / БЕЛАРУСЬ / КАЗАХСТАН / РОССИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / НАДНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

В статье рассматривается институциональная часть Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического союза в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Сделан вывод о сбалансированности Проекта Договора, направленного на экономическое сотрудничество его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического Союза»

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правововедения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ДОГОВОРА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В конце мая 2014 года предстоит заключение Договора об учреждении Евразийского экономического союза в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ЕАЭС, Союз). Церемония подписания Договора состоится в г. Астане. Этот качественно новый этап регионального межгосударственного объединения вызывает пристальное внимание не только государств-учредителей, но и всего мирового сообщества.

Напомним, что 24 октября 2013 года Главы государств-членов ЕЭП приняли решение обеспечить параллельную подготовку институциональной и функциональной частей Договора о Евразийском экономическом союзе [1]. При этом общая или институциональная часть договора будет включать в себя основы функционирования ЕАЭС, его статус и т.д. Вторая, или особенная (функциональная) часть, будет представлять собой кодификацию действующих международных договоров Таможенного Союза (ТС), а также международных договоров Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), сохраняющих свою актуальность.

В настоящей статье анализируются некоторые положения институциональной части Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического союза (далее - Проект Договора) по состоянию на 23 апреля 2014 года. Учитывая, что текст Проекта Договора все еще находится в процессе доработки, считаем возможным рассмотреть его некоторые аспекты с целью выяснения особенностей принимаемого документа и дать некоторые предложения по его корректировке, если не в настоящее время, то на перспективу, т.к. в ст. 31 Проекта Договора предусмотрена возможность внесения изменений дополнений, «которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора». Изменения и дополнения

будут вноситься по мере развития ЕАЭС, вероятно, за исключением принципиальных его положений.

В статье 1 Проекта Договора, касающейся учреждения ЕАЭС и его правосубъектности, отмечено, что «Стороны учреждают Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».

Что касается правосубъектности, то предполагается, что ЕАЭС будет «международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью».

Вопрос международной правосубъектности ЕАЭС считаем ключевым для нового регионального объединения. Считаем, что более приемлема четко очерченная, ограниченная форма международной правосубъектности Союза, при которой необходимо согласование каждого международного договора от имени ЕАЭС с государствами, входящими в его состав.

Важным условием создания ЕАЭС, как отмечено в Проекте Договора, стало руководство Сторонами «принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина». Т.к. в ЕАЭС нет единой конституции и не предполагается ее принятие, то данное положение свидетельствует о признании верховенства национальных конституций стран-учредителей над всеми, в том числе и учредительными документами регионального объединения.

Быстро развивающееся наднациональное

№ 2 (34) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

право имеет пределы приоритета перед национальным правом. В Республике Казахстан эти пределы на сегодня ясно очертил Конституционный Совет РК в своем решении от 5 ноября 2009 года: «...Решения международных организаций и их органов, участником которых является Республика Казахстан, могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой международного договора, в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана данных решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан.

Не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 91 Конституции о том, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики.

.Не могут применяться непосредственно и, соответственно, иметь приоритет перед нормативными правовыми актами Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина» [2]. Поэтому вполне закономерно, что среди ряда принципов, на основе которых осуществляет свою деятельность ЕАЭС, особое место заняли следующие два: уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов Союза и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов Союза.

Как отмечено в ст. 3 Проекта Договора, Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами Союза в соответствии с настоящим Договором. Ст. 5 Проекта Договора устанавливает, что «Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».

В статье 6 Проекта Договора к праву Союза отнесены: Договор об образовании ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьими сторонами, решения и распоряжения Высшего совета, Межправительственного совета и

Комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Региональное наднациональное право неправомочно касаться ряда иных компетенций, иных вопросов, к примеру, отношений суверенных государств с другими странами и международными организациями,

за исключением одного ограничения: международные договоры Союза, в соответствии со ст. 6 п. 2. с третьими сторонами, не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором об образовании ЕАЭС приоритет имеет Договор.

Термин «международные договоры в рамках Союза», т.е. международные договоры, заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Евразийского экономического союза, появился в развитие положения о суверенности государств-учредителей Союза. К «международным договорам Союза с третьей стороной» отнесены международные договоры, заключаемые на основе положений настоящего Договора с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями по вопросам, которые относятся к компетенции Союза. При формулировании этого определения Республика Казахстан настаивала на исключении возможности заключения международных договоров Союза с третьей стороной «по вопросам, которые относятся к компетенции Союза и государств-членов». И в этом состоит последовательность позиции Казахстана в отстаивании суверенитета государств-учредителей.

Что касается международной деятельности Союза, то в ст. 7 Проекта Договора закреплено право Союза осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции.

Проведение переговоров по проектам

6

международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляется на основании решения Высшего совета после выполнения государствами-членами Союза соответствующих внутригосударственных

процедур.

Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим советом после выполнения всеми государствами-членами Союза необходимых внутригосударственных процедур.

В целях обеспечения суверенного права государств-учредителей на самостоятельность проведения внутренней и внешней политики Государства-члены Союза договорились (ст.5) осуществлять скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза; в иных сферах экономики проводить скоординированную или согласованную политику в соответствии с основными принципами и целями Союза.

Создаваемое региональное сообщество имеет в первую очередь задачи экономического сотрудничества, поэтому в Проекте Договора основными целями Союза указаны:

- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов Союза в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Учитывая экономическую направленность создаваемого ЕАЭС, и являясь противником придания ему политического характера, Республика Казахстан предложила исключить определение, предложенное Республикой Беларусь: «единая политика» - политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предполагающая применение государствами-членами единого правового регулирования, устанавливаемого органами Союза в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором», и одобрила определение единого экономического пространства - «пространство, состоящее из

территорий государств-членов, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, существует единая инфраструктура».

Таким образом, внутренняя компетенции Союза должна быть иметь определенные пределы, т.е. ограничиваться только теми сферами, которые оговорены в тексте Договора о создании ЕАЭС международными договорами, заключаемыми странами-участницами между собой. И при принятии решений, связанных с толкованием права регионального объединения, все органы Союза, в том числе и Суд ЕврАзЭС, а в будущем Суд ЕАЭС, должен исходить из этих фундаментальных положений. Статус и сфера полномочий Суда ЕврАзЭС аналогичны статусу и полномочиям Суда Европейского Союза, который сыграл ключевую роль в деле формирования прямого действия наднационального права, его приоритета перед национальным и укрепления Европейского Союза как регионального объединения на более поздних этапах его функционирования. Речь идет об известных делах, рассмотренных судом Европейского Союза, таких, как дело Van Gend en Loos (решение принято 5 февраля 1963 года). Этот случай вместе с делом Costa v ENEL (решение принято 15 июля 1964 года) является основой прецедентной практики Суда ЕС, который сформировал принцип прямого действия норм права Европейского Союза.

Вполне вероятно предполагать, что в будущем суд Евразийского Экономического Союза может сыграть аналогичную суду Европейского Союза роль в деле формирования наднационального права.

Поэтому уже сейчас необходимо определиться с вопросами баланса интересов между государством и региональным объединением, суверенитетом государства и наднациональными полномочиями межгосударственной организации и держать этот вопрос на постоянном контроле.

Создаваемый Союз представляет интерес для многих стран, как для постсоветского пространства, так и дальнего зарубежья. Вопросы вступления в Союз регулируются статьей 24 Проекта Договора, и в ней отмечено, что «Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных

№ 2 (34) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

государствами-членами Союза». Важно, что решение о предоставлении государству статуса государства-кандидата на вступление в Союз принимается Высшим советом, состоящим из глав государств-учредителей, консенсусом.

Ещебольшуюзначимостьпредставляетвопрос выхода из Союза, который в анализируемом Проекте Договора регулируется двумя несколько противоречащими статьями. Так, п.2 ст. 13 предусматривает, что решения Высшего совета, связанные с прекращением членства государства-члена в Союзе, принимаются по принципу «консенсус минус голос государства-члена Союза, уведомившего о своем намерении прекратить свое членство в Союзе». Т.е. выход из Союза в соответствии с этой статьей становится практически невозможным. И, напротив, в ст.

34 предусмотрен уведомительный порядок выхода из Договора: «Любое государство-член Союза вправе выйти из настоящего Договора, направив депозитарию настоящего Договора по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении выйти из настоящего Договора. Действие настоящего Договора в отношении этого государства прекращается по истечении двенадцати месяцев с даты получения депозитарием настоящего Договора такого уведомления».

Таким образом, текст Проекта Договора в целом сбалансирован, дело остается за его практической реализацией в интересах и без какого-либо ущемления прав суверенных государств, учредивших ЕАЭС.

Список литературы

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях развития интеграции и ходе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе». 24 октября 2013 г. № 47 // http://pravo.by/maш.aspx?gшd=3871&p0=F91300248

2. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 ноября 2009 года №6 «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов»//www. constcouncil.kz, 5 ноября 2009 г.

Мацалада цурамына Беларусь Республикасы, Казацстан Республикасы жэне Ресей Федерациясы Kipemin Еуразиялыц экономикалыц одацты цуру туралы Шарт Жобасыныц институционалды бвл1г1 царастырылады. Одацца мYшeлepдiц экономикалыц ынтымацтастыгына багытталган Шарт Жобасыныц тецгертгендт туралы цорытынды жасалган.

Ty^h свздер: Шарт, жоба, Еуразиялыц экономикалыц одац, Беларусь, Казацстан, Ресей, аймацтыц цуцыц, улт Yсmiлiк, егемендж, мемлекет.

В статье рассматривается институциональная часть Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического союза в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Сделан вывод о сбалансированности Проекта Договора, направленного на экономическое сотрудничество его участников.

Ключевые слова: Договор, проект, Евразийский экономический союз, Беларусь, Казахстан, Россия, региональное право, наднациональность, суверенитет, государство.

The article examines the institutional part of the Project of the Treaty about the Establishment of the Eurasian Economic Union within the Republic of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation. Concluded that the balance of the Project of the Treaty, aimed at the economic cooperation of its members.

Keywords: Contract, project, the Eurasian Economic Union, Belarus, Kazakhstan, Russia, regional law, supranational, the sovereignty, the state.

Ербол Mycîh^bi Абайдшдинов,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы к^ьщтану бвлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

Еуразиялык экономикалык одакты К¥РУ туралы Шарт Жобасынын ерекшелiктерi

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Особенности Проекта Договора об учреждении Евразийского экономического союза

Abaideldinov Erbol Musinovich,

сhief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

The features of the Project of the Treaty about the establishment of the Eurasian Economic Union

Институт законодательства Республики Казахстан представляет

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: Учебное пособие / Отв. ред. к.ю.н., доцент З.Х. Баймолдина, д.ю.н., проф. Т.Е. Каудыров. - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2013. - 264 с.

О^у к¥ралы Казахстан Республикасы Зац шыгару институтыньщ азаматтьщ, азаматтьщ ю жYргiзу зацнамасы жэне ащарушылыщ ю жYргiзу бeлiмiнiц ^ызметкерлерi жYргiзген «Зияткерлш меншш объектiлерiн ^оргау жYЙесiн жетiлдiру мэселелерЬ> атты iргелi зерттеу нэтижелершщ бiрi болып табылады.

Авторлар зияткерлiк меншiк к¥^ыгыныц жалпы жэне арнайы мэселелерi баяндады. Теориялыщ жэне нормативтiк ^айнар кездермен ^атар, сот тэжрибесшщ материалдары жэне статистикалыщ мэлiметтер ^олданылган.

Авторлар ^жымы о^у ^¥ралы зац жэне езге де мамандыщтардыц студенттерi, магистранттары, сондай-а^ зацгер-практиктер Yшiн пайдалы болады деп Yмiттенедi.

Учебное пособие является одним из результатов фундаментального исследования «Вопросы совершенствования системы охраны объектов интеллектуальной собственности», проведенного сотрудниками отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан.

Авторами освещаются общие и специальные вопросы права интеллектуальной собственности. Кроме теоретических и нормативных источников, применены материалы судебной практики и статистические данные.

Авторский коллектив надеется, что учебное пособие будет полезным для студентов, магистрантов юридических и иных специальностей, а также для юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.