Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза'

К вопросу о необходимости проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспертиза / международный договор / решение / оценка регулирующего воздействия / Евразийский экономический союз. / examination / international treaty / decision / regulatory impact assessment / Eurasian Economic Union.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасынкызы

В статье автор раскрывает необходимость проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза, ее содержание и принципы, особенности оценки регулирующего воздействия документов на примере Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасынкызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the need for examination projects of international agreements and decisions in Eurasian Economic Union

The author reveals the necessity for examination of international treaties and decisions drafts of the Eurasian Economic Union, its content and principles; characteristics the regulatory impact assessment documents on the European Union example.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза»

Сагидан Анар Жарылкасынкызы,

гл.эксперт-начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, кандидат юридических наук

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И РЕШЕНИЙ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан на 2014 -2018 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2013 года № 1439 (далее -Стратегический план), отмечено, что «одной из основных задач Министерства является правовое обеспечение деятельности Республики Казахстан на международной арене, в том числе путем экспертизы проектов международных договоров и участия в подготовке заключений международных договоров». Далее в Стратегическом плане поясняется: «За последние три года приняты свыше 1000 решений ЕЭП. Учитывая, что решения данной Комиссии имеют наднациональный характер в связи с передачей отдельных национальных функций правительств и уполномоченных органов, предпринимаются меры по усилению качества экспертизы поступающих проектов решений ЕЭК и проектов международных договоров, поскольку большинство из указанных проектов разрабатываются во исполнение международных обязательств, особенно в рамках ТС и ЕЭП» [1].

Несмотря на то, что Стратегический план утратил силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года № 223, данное решение в особенности актуально сейчас, когда с 1 января 2015 года начался качественно новый этап интеграции - функционирование Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 1 статьи 6 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее -Договор о ЕАЭС) Право союза составляют: Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной, решения и распоряжения

Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза [2]. Соответственно, экспертизе должны подвергаться все вышеуказанные документы.

Недостатки в разработке проектов международных договоров и решений интеграционных объединений могут создавать множество проблем в правоприменительной практике. Одной из мер по преодолению такой ситуации является проведение своевременной и профессиональной экспертизы проектов международных договоров и решений международной организации, что позволит существенно повысить их качество, проанализировать возможные последствия их воздействия и найти в них недостатки до момента принятия окончательного решения.

Принятие качественных решений наднациональных органов, а также заключение международных договоров с учетом интересов всех стран-участниц Договора об образовании ЕАЭС требует разработки Единой методики проведения экспертизы проектов международных договоров и решений ЕАЭС.

Экспертиза проектов решений международной организации и проектов международных договоров должна быть направлена на определение предмета регулирования проекта, необходимости правового регулирования соответствующих общественных отношений, выявление проблем, на решение которых направлен проект, изучение выполнения требований по общественному обсуждению проекта (результатов принятия, рассмотрения и обобщения предложений, поступивших

№ 3 (39) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

от участников общественного обсуждения разработчикам проекта). При производстве экспертизы экспертом будет проводиться работа по оценке положений проекта на соответствие Конституции и законодательству стран-участниц международной организации, нормам вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых она является. Также при осуществлении экспертизы проектов решений и соглашений необходим анализ на соответствие проекта правилам юридической техники, в том числе и наличие необходимых реквизитов.

При этом правовая экспертиза должна базироваться на конституционном принципе приоритетности вступивших в юридическую силу международных договоров, заключенных соответствующим государством - членом ЕАЭС, над актами национального законодательства. При проведении правовой экспертизы рекомендуется также определять соответствие проекта национального законодательного акта общепризнанным принципам международного права, другим действующим международным договорам, требованиям и стандартам, устанавливаемым международными организациями, включая Всемирную торговую организацию.

При проведении экспертизы международных договоров и решений ЕАЭС рекомендуется определить необходимость:

- введения в проекты законов унифицированных норм, связанных с реализацией целей и задач Союза;

- внесения в проекты национальных законов изменений и дополнений с целью исключения нормативных предписаний, препятствующих гармонизации (сближению, унификации) законодательств государств - членов ЕАЭС;

- изъятия норм проекта международного договора либо решения, противоречащих целям и задачам Союза, определенным в международных договорах и актах Союза.

Безусловно, успех любой экспертизы зависит от того, на каких принципах она будет осуществляться. В основе принципов экспертизы проектов международных договоров и решений международных организаций должнен лежать комплекс идей, применение которых позволит достичь качественных результатов при проведении юридического анализа документов. При этом проведение экспертизы проектов международных договоров и решений международных организаций должно опираться на общие принципы, характерные для

проведения других видов экспертиз, например, экологической, научной, антикоррупционной и так далее.

Принцип законности. При производстве экспертизы должно быть обеспечено соблюдение прав, свобод человека и гражданина, соответствие нормативным документам, регулирующим порядок проведения экспертизы или ее отдельных процедур. Эксперт в первую очередь обращает внимание на то, насколько документ соответствует международным и национальным основам правовых норм. Дискриминирующий документ не может считаться законным.

Принцип научности. Экспертиза проводится на основе тщательно разработанной и выверенной научной методики. В свою очередь методика должна быть утверждена компетентным органом.

Принцип консенсуса. В соответствии с Договором все принципиально важные вопросы Союза решаются консенсусом, при котором решение принимается общим согласием при отсутствии возражений по существенным вопросам. И этот принцип, гарантирующий учет мнения всех членов Союза, будет привлекателен для новых его участников, среди которых в перспективе многие страны Евразийского континента.

Принцип независимости. Эксперты, которые занимаются анализом документов, не должны быть заинтересованными лицами, поскольку это может привести к субъективной оценке. Из этого следует следующий принцип.

Принцип объективности. Экспертиза проводится в соответствии с обоснованными и достоверными методами, которые применяются для получения и толкования результатов анализа. Эти методы исключают возможность субъективной оценки. Проекты должны рассматриваться не предвзято, с учетом их достоинств. Возможные конфликты интересов должны выявляться и регулироваться в соответствии с установленными процедурами.

Принцип профессионализма или компетентности. Только квалифицированный эксперт имеет право проводить данную экспертизу. Эксперт должен иметь необходимые знания и опыт для оценки представленных проектов. Более того эксперты должны отбираться согласно четким критериям. Желательно, чтобы он специализировался в той сфере юриспруденции, документы которой оценивает.

Принцип своевременности. Поскольку экспертиза носит превентивный характер, то

проект нужно проверять до его подписания и вступления в силу.

Принцип полноты. Проект, проверяемый частично, может иметь ряд ошибок, которые эксперт упустит из вида, если перед ним будет стоять задание проверить только определенную часть документа или оценить нормативно-правовой акт по определенному критерию.

Принцип прозрачности экспертизы. Экспер-тиза проводится в соответствии с четко утвержденными правилами, процедурами и критериями оценки.

Принцип ответственности. Эксперт должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки, влияют на то, какое решение будет приниматься. Отметим, что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут ответственность согласно законодательству.

Принцип гласности. С результатами экспертизы имеет право ознакомиться любое заинтересованное лицо. Информация о результатах экспертизы также может быть доступной для общества, в том числе через официальные сайты и СМИ.

Оценка политических и социально-экономических последствий действий принимаемых проектов соглашений, а также решений международной организации является важной составляющей законотворческого процесса ее участниц. В этой связи для государственного регулирования важен процесс совершенствования оценки возможного влияния от введения в действие нового регулирующего нормативного правового акта.

На сегодняшний день оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) является наиболее популярной формой оценки возможного влияния от введения в действие нового законодательного акта. Основная цель ОРВ заключается в исключении нецелесообразных решений на этапе принятия нормативного правового акта, оценке возможных последствий нового регулирования.

Непосредственное внедрение ОРВ в Республике Казахстан началось с момента внесения в 2011 году изменений и дополнений в Правила проведения научной экспертизы, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» от 30 мая 2002 года № 598, когда была введена обязанность государственного органа-разработчика осуществлять оценку социально-экономических последствий дейст-

вий принимаемых законопроектов. Проведение научной экономической экспертизы проектов законов РК предусмотрено независимой научной организацией, а ее организатором определено Министерство Национальной экономики РК.

Применение ОРВ особенно эффективно в интеграционных объединениях. Так, в Европейском союзе Европейская комиссия предлагает новые инициативы, оценивая потенциальные экономические, социальные и экологические последствия, которые они могут иметь. Она делает это путем подготовки «оценок воздействия», в которой изложены преимущества и недостатки возможных вариантов политики. Комиссия также консультирует заинтересованные стороны, такие как неправительственные организации, местные власти и представители промышленности и гражданского общества. Группы экспертов дают советы по техническим вопросам. Таким образом, Комиссия гарантирует, что законодательные предложения соответствуют потребностям тех, кто наиболее заинтересован и избегает ненужного бюрократизма.

Опыт ОРВ в Европейской комиссии является позитивным международным опытом для ЕАЭС.

Необходимость создания рабочей группы по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК была предусмотрена пунктами 143 и 164 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98. Рабочая группа по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК создана Решением Коллегии ЕЭК от 31 марта 2015 г. № 25, которым утверждены Положение о рабочей группе и ее состав. Проведение первого заседания рабочей группы запланировано на третью декаду апреля 2015 года [3].

Таким образом, в целях недопущения возврата к принципам и методам работы СССР, когда решения внутриполитического и внешнеполитического характера принимались единым центром без какого-либо согласования с национальными республиками, все принимаемые решения Коллегии и Совета ЕАЭС должны предварительно проходить экспертизу проектов решений во всех государствах-членах Союза. При этом имеется необходимость разработки Единой методики проведения экспертизы проектов международных договоров и решений

№ 3 (39) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

наднациональных органов ЕАЭС. Опыт ЕС в проведении государствами-членами совместно выработанной политики в международных

отношениях является позитивным примером в части оценки регулирующего воздействия той или иной инициативы.

Список литературы

1. http://adilet.zan.kz/rus/search/docs/fulltext

2. http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000240

3. http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-04-2015-3.aspx

Мацалада автор Еуразиялъщ экономикалъщ одацтыц халыцаралыц шарттар жобалары мен шеш1мдертщ, сараптамасын ЖYргiзу цажетттгт оныц мазмуны мен цагидаттары, Еуропалыц одац Yлгiсi бойынша цужаттардыц реттеушмк ыцпал етудi багалау ерекшелттерт ашып кврсетедi.

Ty^h свздер: сараптама, халыцаралыц шарт, шешiм, реттеушмк ыцпал етудi багалау, Еуразиялыц экономикалыц одац.

В статье автор раскрывает необходимость проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза, ее содержание и принципы, особенности оценки регулирующего воздействия документов на примере Европейского союза.

Ключевые слова: экспертиза, международный договор, решение, оценка регулирующего воздействия, Евразийский экономический союз.

The author reveals the necessity for examination of international treaties and decisions drafts of the Eurasian Economic Union, its content and principles; characteristics the regulatory impact assessment documents on the European Union example.

Keywords: examination, international treaty, decision, regulatory impact assessment, Eurasian Economic Union.

Анар Жарылкасынкызы Сагидан,

КР Зацнама институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^¥^ыщтану бeлiмшщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Еуразиялык экономикалык одактыц халыкаралык шарттар жобалары мен шешшдершщ сараптамасын журпзудщ кажеттьшп мэселесше

Сагидан Анар Жарылкасынкызы,

главный эксперт-начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, к.ю.н.

К вопросу о необходимости проведения экспертизы проектов международных договоров и решений Евразийского экономического союза

SagidanAnar,

Head of the Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Juridical Sciences

On the question of the need for examination projects of international agreements and decisions in Eurasian Economic Union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.