Научная статья на тему 'Особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами'

Особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасыновна

В статье автор рассматривает особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами»

Сагидан Анар Жарылкасыновна,

главный эксперт-начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, кандидат юридических наук

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О ЗОНАХ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ

В условиях международной глобализации бизнеса Казахстану необходимо активно интегрироваться в мировую экономическую систему. В этом аспекте особая роль принадлежит договорам о зоне свободной торговли.

Режим свободной торговли представляет собой одну из наиболее тесных форм международной экономической интеграции. Закрепление этого режима осуществляется на договорной основе между государствами, имеющими достаточно высокий уровень торгово-экономических и политических связей.

Режим свободной торговли предусматривает отмену и неприменение в дальнейшем тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Возможно установление изъятий из режима свободной торговли по особо чувствительным товарам.

Между Казахстаном и некоторыми странами Содружества независимых государств (далее - СНГ) действует режим свободной торговли товарами на основе соответствующих двусторонних соглашений. К примеру, с Республикой Армения, Республикой Азербайджан, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Грузией, Украиной и др. В настоящее время Республика Казахстан развивает сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья, с которыми ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли.

Однако наиболее эффективными, как показывает практика, являются договоры в рамках региональных интеграционных объединений. Тенденция регионализации проявляется в создании зон свободной торговли, таможенных союзов, заключении многих

региональных торговых соглашений.

В этой связи в рамках СНГ Республикой Казахстан было заключено Соглашение о зоне свободной торговли от 15 апреля 1994 года, предполагающее создание многосторонней зоны свободной торговли Содружества независимых государств. 18 октября 2011 года подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ, который заменил Соглашение 1994 года.

Преимуществом нового Договора является то, что его основные положения базируются на правилах и принципах Всемирной торговой организации. Помимо вопросов отмены ввозных и вывозных таможенных пошлин, количественных ограничений, зона свободной торговли в соответствии с Договором предусматривает:

- предоставление национального режима в отношении внутреннего налогообложения и регулирования;

- предоставление национального режима в отношении государственных закупок;

- обеспечение свободы транзита;

- применение технических мер, а также санитарных и фитосанитарных мер на основании соответствующих норм Всемирной торговой организации;

- регламентирование предоставления субсидий;

- регламентирование применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и защитных мер.

Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Договора в соответствии с разделом 5 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве В

№ 4 (36) 2014 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

условиях международной глобализации бизнеса Казахстану необходимо активно интегрироваться в мировую экономическую систему. В этом аспекте особая роль принадлежит договорам о зоне свободной торговли.

Режимсвободнойторговлипредставляетсобой одну из наиболее тесных форм международной экономической интеграции. Закрепление этого режима осуществляется на договорной основе между государствами, имеющими достаточно высокий уровень торгово-экономических и политических связей.

Режим свободной торговли предусматривает отмену и неприменение в дальнейшем тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Возможно установление изъятий из режима свободной торговли по особо чувствительным товарам.

Между Казахстаном и некоторыми странами Содружества независимых государств (далее - СНГ) действует режим свободной торговли товарами на основе соответствующих двусторонних соглашений. К примеру, с Республикой Армения, Республикой Азербайджан, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Грузией, Украиной и др. В настоящее время Республика Казахстан развивает сотрудничество с рядом стран дальнего зарубежья, с которыми ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли.

Однако наиболее эффективными, как показывает практика, являются договоры в рамках региональных интеграционных объединений. Тенденция регионализации проявляется в создании зон свободной торговли, таможенных союзов, заключении многих региональных торговых соглашений.

В этой связи в рамках СНГ Республикой Казахстан было заключено Соглашение о зоне свободной торговли от 15 апреля 1994 года, предполагающее создание многосторонней зоны свободной торговли Содружества независимых государств. 18 октября 2011 года подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ, который заменил Соглашение 1994 года.

Преимуществом нового Договора является то, что его основные положения базируются на правилах и принципах Всемирной торговой организации. Помимо вопросов отмены ввозных и вывозных таможенных пошлин, количественных ограничений, зона свободной торговли в соответствии с Договором предусматривает:

- предоставление национального режима в отношении внутреннего налогообложения и регулирования;

- предоставление национального режима в отношении государственных закупок;

- обеспечение свободы транзита;

- применение технических мер, а также санитарных и фитосанитарных мер на основании соответствующих норм Всемирной торговой организации;

- регламентирование предоставления субсидий;

- регламентирование применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и защитных мер.

Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Договора в соответствии с разделом 5 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.

В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС) ведется работа по унификации торговых режимов с третьими странами. После начала функционирования Таможенного союза «тройки» ряд государств выразил заинтересованность в создании с новым интеграционным образованием зоны свободной торговли. С предложением о создании ЗСТ вышли государства - члены Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн), Новая Зеландия, Вьетнам и другие страны. В ноябре 2010 года дан официальный старт переговорам с ЕАСТ. Проведено одиннадцать раундов консультаций. Проведено одиннадцать раундов консультаций с Новой Зеландией. C 31 марта по 4 апреля 2014 г. в г. Алматы прошел пятый раунд переговоров по заключению Соглашения о свободной торговле между государствами-членами Таможенного союза и Социалистической Республикой Вьетнам. Проводится анализ по созданию зоны свободной торговли с другими странами.

29 сентября 2014 года на четвертом Саммите глав прикаспийских государств Н.А. Назарбаев предложил рассмотреть вопрос о создании Каспийской зоны свободной торговли. «Учитывая состояние мирового рынка, можно рассмотреть возможность сближения экономик наших стран, вовлечение взаимной торговли. Вместе с тем еще до урегулирования правового статуса Каспия можно заложить основу для экономического взаимодействия. Предлагаю

рассмотреть предложение о создании каспийской зоны свободной торговли», - сказал он в ходе заседания в расширенном составе на четвертом саммите Каспийских государств. По словам Назарбаева, «этот вопрос может стать одним из первых для предметного обсуждения на уровне правительств наших стран» [1].

Таким образом, следует отметить, что заключение региональных торговых соглашений с третьими странами более выгодно, чем двусторонние соглашения, поскольку такое соглашение допускает третью сторону на рынки целого ряда государств, являющихся участниками регионального торгового союза.

Чтобы понять преимущества подобных соглашений, необходимо уяснить такие понятия, как режим наиболее благоприятствуемой нации, Единый таможенный тариф, преференциальный режим и др.

Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) предполагает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. РНБ устанавливается на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров.

В торговле со странами, которым предоставляется РНБ, применяются ставки, утвержденные Единым Таможенным тарифом Таможенного союза.

Единый Таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54, означает свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС).

Преференциальный режим (система преференций) предусматривает предоставление развитыми странами в одностороннем порядке торговых преференций развивающимся и наименее развитым странам на принципах всеобщности и недискриминации.

В рамках Таможенного союза Республики

Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяется единая система тарифных преференций Таможенного союза.

В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза предоставляются тарифные преференции (далее - Перечень), определяются Комиссией Таможенного союза.

В соответствии со статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в Перечень, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого Таможенного тарифа Таможенного союза.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в Перечень, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 (ноль)%.

Вместе с тем, тарифные преференции предоставляются только при условии:

- непосредственной закупки таких товаров в этих странах;

- прямой поставки их на единую таможенную территорию;

- предоставления декларации-сертификата о происхождении товара по форме «А» (за исключением партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) [2].

На сегодняшний день международный договор является регулятором международных отношений, основной задачей которого является не только поддержание мира, избежание агрессии, войны, конфликтов, но и получение взаимной экономической выгоды.

Поскольку Казахстан и далее планирует

№ 4 (36) 2014 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы

развивать сотрудничество в рамках подписания соглашений о зоне свободной торговли, то, полагаем, вопросы разрешения споров, особенности ведения переговоров, специфика заключения региональных международных договоров являются своевременными и актуальными.

Заключаемый международный договор должен соответствовать мировым тенденциям развития общества, актуальности заключаемого договора, то есть положения заключаемого международного договора должны отвечать назревшим потребностям дня, добросовестному выполнению международно-правовых обязательств и др.

Типичными ошибками при заключении международного договора с третьими странами являются:

- плохое управление рисками;

- неудачное определение порядка разрешения споров;

- недостаточная проработка договорных условий и др.

Касательно механизма разрешения споров, следует отметить, что по ряду международных договоров допускается возможность одновременного обращения в орган по разрешению споров ВТО и разрешение спора в рамках регионального торгового союза. Во избежание параллельных исков по одному делу в международных договорах должно быть предусмотрено положение о том, что если одна организация уже рассматривает спор, то второй механизм разрешения спора использован быть не может.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров «третье государство означает государство, не являющееся участником договора» (ст. 2 «Ъ>) [3].

Предоставление прав и возложение обязанностей на третьи государства и третьи международные организации регулируются Венскими конвенциями о праве международных договоров и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (в статьях 34-38 обеих Конвенций их содержание лишь незначительно отличается).

Конвенции закрепляют следующие правила: 1) права и обязательства для третьего государства (или третьей организации) не создаются без его (ее) согласия, волеизъявления; 2) права и (или) обязательства возникают для третьего государства (организации), если государства

— участники договора имели на это намерение (т.е. это акт волеизъявления государств-участников); 3) согласие третьего государства (организации) принять на себя обязательство по договору должно оформляться письменно; 4) согласие третьего государства (организации) принять предоставленное право не требует письменного оформления, оно предполагается, пока не будет доказательства противного. Государство пользуется предоставленными по договору правом на условиях, в нем предусмотренных; 5) обязательство, принятое третьим государством (организацией) может быть отменено или изменено только по согласию между государствами-участниками и третьим государством (организацией). Право, принятое третьим государством (организацией), не может быть отменено или изменено государствами — участниками договора без согласия третьего государства (организации), если установлено, что таким было намерение государств-участников.

Таким образом, предоставление прав, возложение обязанностей и их принятие представляют собой волевые решения - своего рода соглашения. Однако третье государство (организация) не становится участником договора. Можно считать его участником тех норм, которые закрепляют принятые им права или обязательства.

Во избежание возможного ущемления прав третьих государств (организаций) государства-участники по этому поводу прямо в тексте договора подчеркивают, что он не затрагивает их отношений с третьими странами и не направлен против них. Такого рода положения обращены к третьим государствам с тем, чтобы они могли быть уверены, что заключение договора не повлияет на их отношения с его участниками, права не будут нарушены, а обязательства перед ними будут добросовестно выполняться.

Как известно, эффективность добросовестного исполнения международных договоров зависит от того, насколько добросовестно государства их соблюдают. При этом соблюдение требует от государства совершенствовать свое внутреннее национальное законодательство. Необходимо упомянуть, что национальное право должно четко определять направление деятельности государств в области международных договорных отношений, закрепляя полномочия внутригосударственных органов в отношении подготовки, заключения и реализации международного договора. В этой связи прогрессивным новшеством Закона

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам международных договоров Республики Казахстан» является норма о введении системы планирования заключения международных договоров. Эта норма направлена на систематизацию процесса заключения международных договоров, а также усиление контроля со стороны Министерства иностранных дел РК. Новая статья 2-2, в которой предусматривается разработка концепции

заключения международного договора, позволит эффективно определять целесообразность подписания договора, планировать процесс его заключения и проведения внутригосударственных процедур.

Резюмируя, отметим, что создание зон свободной торговли предполагает более тесную взаимосвязь между государствами, которые в рамках действующих региональных торговых союзов должны координировать свою политику во внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. http://profinance.kz/news/novosti_dlya_koshelka/na_gorizonte_kaspiyskaya_zona_sv

2. http://mfa.gov.by/mulateral

3. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml

Мащалада автор интеграциялъщ бгрлестгктердгц YmiHWi елдермен еркт сауда аймащтары туралы халыщаралыщ кел1амдерд1ц жасасу MYMKiHdiKmepiH щарастырады.

Ty^h свздер: халыщаралыщ шарт, еркт сауда аймагы, интеграциялыщ бiрлестiк.

В статье автор рассматривает особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами.

Ключевые слова: международный договор, зона свободной торговли, интеграционное объединение.

In this article author considering the specific characteristics of free trade zone international agreements conclusion between Member States of integration associations and third countries.

Keywords: treaty, free trade area, integration associations.

Анар Жарылкасынкызы CaF^iaH,

КР Зацнама институтыньщ халыщаралыщ зацнама жэне салыстырмалы к^ыщтану бeлiмшщ бастыгы-бас сарапшы, з.г.к.

Интеграциялык бiрлестiктердщ Yшiншi елдермен еркш сауда аймактары туралы халыкаралык келiсiмдердi жасасу ерекшелiктерi

Сагидан Анар Жарылкасыновна,

главный эксперт-начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, к.ю.н.

Особенности заключения международных соглашений о зонах свободной торговли государствами-членами интеграционных объединений с третьими странами

Sagidan Anar Zharylkasynovna,

chief of the Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.

The specific characteristics of free trade zone international agreements conclusion between Member States of integration associations and third countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.