3. A. Birinci The first organization of Turkish Police [Turkish Journal of Police Studies], Vol: 1 (3) 1999, p. 9-16;
4. A. Kanatov K probleme sovershenstvovaniya Zakona «Ob organakh vnutrennikh del» [Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Innovatsionnye podkhody k obrazovaniyu, vospitaniyu i nauke v sovremennom universitete: resheniya, problemy i perspektivy», - 20-21 maya 2011 g.], Izdatel'stvo: Tengri, Semey, p. 75-81;
5. V.K. Bilgi9, M. Karakaya Historical development of Turkish Police Organization [Turkish Journal of Police Studies], Vol: 4 (1-2) 2002, p.171-186;
6. A. £aglar The emergence of the Police and Policing: a sociological review [Turkish Journal of Police Studies], Vol: 1 (4) 1999, p. 121-132;
7. H. Özdemir The Risk management for dignitary and facility protection services at the Turkish National Police [Turkish Journal of Police Studies], Vol: 13 (4) 2011, p. 55-74;
8. K. Sedat, S. Ismail Organizational Social Capital and Performance of Drug Law Enforcement Departments [European journal on criminal policy and research], Vol: 22, part: 1, 2016, p. 153-170;
9. Address by the President of the Republic of Kazakhstan, Leader of the Nation, N. Nazarbayev «Strategy Kazakhstan - 2050»: new political course of the established state» /http:// www.akorda.kz/ (access date: 24.12.2014);
10. T. Hidayet, K. Naim Personal perceptions and organizational factors influencing police discretion: evidence from the Turkish National Police [International review of administrative sciences], Vol: 79, part: 3, 2013, p. 523-543.
УДК. 341
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Сарсенов Айдар Маратович
Заместитель начальника отдела экспертизы и медиации Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии (г. Москва, Российская Федерация), доктор права (Ph.D); e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; Таможенный союз; Единое экономическое пространство; Евразийская экономическая комиссия; Комиссия Таможенного союза, ЕврАзЭС; евразийская интеграция; евразийская идея.
Аннотация. В статье раскрываются исторические аспекты становления и создания евразийского интеграционного образования - от евразийской идеи Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева до создания и функционирования Евразийского экономического союза.
Автором предпринята попытка проанализировать правовые и институциональные основы создания и функционирования евразийской интеграции, с учетом значения Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве.
В статье описываются четыре этапа евразийского интеграционного взаимодействия:
1) создание зоны свободной торговли;
2) создание Таможенного союза (единая таможенная территория, единый таможенный тариф, отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах и др.);
3) формирование Единого экономического пространства (функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры);
4) учреждение Евразийского экономического союза (международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.
Каждый этап характеризуется определенными особенностями, степенью интеграции, судить о глубине которой можно по заключенным международным договорам (соглашениям) на постсоветском пространстве.
ЕУРАЗИЯЛЫЦ ЭКОНОМИКАЛЫЦ ОДАЦТЫ Ц¥РУДЬЩ Ц¥ЦЬЩТЬЩ НЕГ1ЗДЕР1
Айдар Марат^лы Сэрсенов
Еуразиялыц экономикалыц комиссиясыныц 1шт нарыцтар цызмет\ департаментшц сараптама жэне медиация бвлгмг басшысыныц орынбасары (Ресей Федерациясы, Мэскеу ц.), цуцыц докторы (Ph.D); e-mail: [email protected]
Tymh создер: Еуразиялыц экономикалыц одац; Кедендж одац; Бiрiцгай экономикалыц кецестж; Еуразиялыц экономикалыц комиссия; Кедендж одац комиссиясы; ЕурАзЭО; еуразиялыц интеграция; еуразиялыц идея.
Аннотация. Н.Назарбаевтыц еуразиялыц идеясынан бастап, Еуразиялыц экономикалыц одацтыц цурылуы мен цызмет етуiне дешн еуразиялыц интеграциялыц цурылымныц цалыптасу мен цурылу тарихи аспектiлерi мацалада ашылады.
Автормен еуразиялыц кещстжте интеграциялыц удерюшц дамудагы ТэуелЫз Мем-лекеттер Достастыгы мен Еуразиялыц экономикалыц одацтыц мацызын ескеруiмен еуразиялыц интеграциялыц цурылымныц цуцыцтыц жэне институционалдыц негiздерiн талдау талпынысы цолданылды.
Мацалада еуразиялыц интеграциялыц эрекеттестжтщ терт кезец суреттеледi:
1) ертн сауда аймагын цурылуы;
2) Кеден одагыныц цурылуы (ортац кеден кецестж, ортац кедендж тариф, 1шк1 кедендж шекараларда кедендж бацылаудыц жоюлуы);
3) Бiрiцгай экономикалыц кецестжтщ цурылуы (тауарлар нарыгыныц, цызмет керсетудщ, капитал мен ецбектщ жалпы (шк() пайдалануы, салыцтыц, ацша-кредиттж, валюта-царжылыц, саудалыц, кедендж жэне тарифтж саясаттыYйлесiмдi еттзу, бiрiцгай келжтж, энергетикалыц жэне ацпараттыц ЖYйелерiн дамыту, жалпы экономикалыц сая-сатты еттзу жэне бiрiцгай инфрацурылымды цуру);
4) Еуразиялыц экономикалыц одацтыц цурылуы (халыцаралыц цуцыцтыц субъектшкке цабтеттi, ещрлж экономикалыц бiрiгудiц халыцаралыц уйымы)
Эр кезец белгш негiздермен, интеграциялыц децгеймен сипатталады, олардыц терецдг туралы посткецестж кецiстiктегi жасалган халыцаралыц шарттар (келшмдер) бойынша жорамалдауга болады.
THE LEGAL BASIS FOR THE CREATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Sarsenov Aidar Maratovich
Deputy Head of the Expertise and Mediation division, Department of functioning internal markets of the Eurasian Economic Commission (Moscow, Russia), Ph.D; e-mail: [email protected]
Keywords: Eurasian Economic Union; the Customs Union; the Common Economic Space; the Eurasian Economic Commission; the Commission of the Customs Union, the EurAsEC, the Eurasian integration Eurasian idea.
Abstract. The article describes the historical aspects of the formation and the establishment of the Eurasian integration - from the Eurasian idea of the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the establishment and functioning of the Eurasian Economic Union.
The author attempts to analyze the legal and institutional frameworkfor the establishment and functioning of the Eurasian integration, taking into account the importance of the Commonwealth of Independent States and the Eurasian Economic Community in the development of integration processes in the Eurasian space.
This article describes the four stages of the Eurasian integration interaction: 1) creation of a Free Trade Zone;
2) the establishment of the Customs Union (a single customs territory, the common customs tariff, the abolition of customs controls at the internal customs borders, etc.).;3) formation of the Common Economic Space (functioning of the common (internal) market for goods, services, capital and labor, pursuing a coordinated tax, monetary, currency and financial, trade, customs
Xajibi%apajibi% wane auibicmbipMOJibi m^bi^many EïïïïïïïïïïïïïïïïïïïEEEEEE::::::::::::
and tariff policy, development of unified transport, energy and information systems, conduct general economic policy and the creation of common infrastructure);
4) establishment of the Eurasian Economic Union (the international organization of regional economic integration, which has international legal personality.
Each stage is characterized by certain features, degree of integration, to judge the depth of which can be concluded by international treaties (agreements) in the post-Soviet space.
Главной причиной интеграции и создания различного рода региональных интеграционных объединений, по мнению большинства исследователей, является глобализация, а именно наличие глобальных проблем, с которыми в одиночку не справляются, в том числе и крупные государства. Глобализация сказывается на экономике всех стран в силу их взаимозависимости и затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних государств на другие [1]. Это подталкивает страны к созданию эффективного механизма международного взаимодействия и государства все более активно вовлекаются в интеграционные процессы, целью которых является обеспечение взаимовыгодного сотрудничества. В этом плане не является исключением и Республика Казахстан, которая является активным участником всех интеграционных процессов на евразийском пространстве и ярким подтверждением этого является инициатива Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о необходимости создания и учреждения Евразийского экономического союза.
29 марта 1994 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев впервые выступил с идеей создания нового интеграционного объединения - Евразийского экономического союза. По словам Н.А. Назарбаева, эта инициатива стала отправной точкой для нового процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией. Идея, недооцененная в СНГ, сейчас широко востребована в деловых кругах и на общественно-гуманитарном уровне [2].
По этому поводу Президент Российской Федерации В.В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме, который состоялся с 16 по 18 июня 2016 года, отметил, что «в 2011 году вместе с Белоруссией, Казахстаном, опираясь на плотную
«В добрый путь, наш экономический союз!»
Н.А. Назарбаев1
сеть кооперационных связей, доставшихся нам ещё от Советского Союза, мы сформировали общее таможенное пространство, затем создали Евразийский экономический союз. Инициатор этого проекта находится в этом зале, на трибуне. Это Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев»[3].
Также Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по поводу идеи евразийской интеграции отметил, что «...если уж говорить о создании ЕврАзЭС, то у истоков всего этого был Нурсултан Назарбаев. Нурсултан Абишевич был мотором всех наших отношений в ЕврАзЭС» [4].
Идея создания Евразийского экономического союза стала реальностью - Договором, подписанным 29 мая 2014 года в г. Астане (Республика Казахстан), был учрежден Евразийский экономический союз, и период отдаления некоторых постсоветских государств, который имел место быть, остался позади. В настоящее время наступил период, когда интересы некоторых постсоветских государств не только совпадают, они начали реализовываться на практике - в рамках Евразийского экономического союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится скоординированная и согласованная политики в определенных отраслях экономики.
При этом, учитывая важность и значение соглашений (договоренностей), которые были заключены в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества, попытаемся проанализировать правовые и институциональные основы создания Евразийского экономического союза, условно разделив процессы его формирования на этапы, каждый из которых характеризуется своими особенностями и отражает степень и глубину тех интеграционных процессов, которые происходили на тот период времени.
Так, созданию и учреждению Евразийского экономического союза предшество-
1 Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на церемонии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_ political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-nnazarbaeva-na-ceremonii-podpisaniya-dogovora-o-evraziiskom-ekonomicheskom-soyuze
вали определенные этапы интеграционного взаимодействия2, которые можно выделить следующим образом:
I этап - создание зоны свободной торговли.
II этап - создание Таможенного союза (единая таможенная территория, единый таможенный тариф, отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах и др.3).
III этап - формирование Единого экономического пространства (функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры4).
IV этап - учреждение Евразийского экономического союза (международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной право субъектно стью5).
Следует отметить, что каждый этап сопровождался огромной и сложной работой по проведению консультаций и переговоров между странами-участниками по заключению международных договоров (соглашений).
Первый этап интеграционного взаимодействия, на наш взгляд, необходимо рассматривать в контексте тех договоренностей, которые уже были достигнуты в вопросах создания зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств.
Так, 15 апреля 1994 года в г. Москве (Российская Федерация) было подписано Соглашение о создании зоны свободной тор-
говли6, целью которого было формирование условий для свободного движения товаров и услуг, а также содействие росту экономического потенциала стран-участниц на основе развития взаимовыгодных связей и сотрудничества.
Именно практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, послужили основой заключения в 1995 году Соглашений о Таможенном союзе7 Беларуси, Казахстана и России, которые, по сути, стали элементом комплекса мероприятий по формированию Таможенного союза.
Этот период можно охарактеризовать как создание «интеграционного фундамента», основы из евразийских государств, которые в последующем на протяжении двух десятков лет, не без сложностей и перерывов (пауз), последовательно двигались к углублению интеграции и созданию Евразийского экономического союза.
В рамках Соглашений о Таможенном союзе Беларусь, Казахстан и Россия договорились о целях, принципах и этапах создания Таможенного союза, распределении таможенных пошлин, налогов и сборов, условиях введения временных ограничений, таможенного контроля, а также о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Этими соглашениями предусматривалась унификация внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, а также объединение таможенных территорий государств-участников в единую таможенную территорию.
2 Здесь следует упомянуть Договор стран Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года «О создании Экономического союза», статья 12 которого предусматривает подобные формы (этапы) интеграции в формате Экономического союза на пространстве СНГ: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз (прим.: такая форма интеграции Евразийского экономического союза не предусматривается).
3 Ст. 21 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 // «Бюллетень международных договоров», № 12, 2001.
4 Ст.ст. 3, 7 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 // «Бюллетень международных договоров», № 12, 2001.
5 Ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года // «Казахстанская правда» от 15.10.2014 г.
6 Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», № 1, 1994; «Бюллетень международных договоров», № 9, 1994.
7 Соглашение о Таможенном союзе было заключено 6 января 1995 года между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерацией (Соглашение «О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь»), несколькими днями позднее - 20 января 1995 года было заключено Соглашение «О Таможенном союзе» между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерацией, с одной стороны, и Правительством Республики Казахстан, с другой стороны («Бюллетень международных договоров», № 6, 1995.). Позже к Таможенному союзу присоединилась Кыргызская Республика, подписав 29 марта 1996 года в г. Москве отдельный Договор о присоединении Кыргызской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе.
В целях дальнейшего поэтапного углубления интеграции в экономической области и создания в перспективе Сообщества интегрированных государств 29 марта 1996 года в г. Москве (Российская Федерация) был подписан Договор8 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной (наука, образование, культура, социальная сфера и иные) областях.
Этим договором, одной из целей интеграции, было определено формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка четырех «свобод» (товаров, услуг, капиталов и рабочей силы). Также в Договоре была закреплена довольно амбициозная на тот период времени цель - завершение в 1996 году создания единой таможенной территории. И как показало время, для реализации этого проекта потребовался более продолжительный период и следует полагать, что государства-участники тогда просто не были готовы к такому уровню интеграции.
Вместе с тем этот Договор послужил дальнейшей основой в «решимости государств завершить формирование Таможенного союза и создать Единое экономическое пространство»9. Так, 26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве10, в соответствии с условиями которого государства-участники приняли на себя обязательства завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство.
Положения этого Договора предусматривали такие новации, как наличие органов управления интеграцией, которые необходимы для обеспечения формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (Межгосударственный Совет, Совет глав правительств, Интеграционный Комитет, Межпарламентский Комитет). Кроме того, были определены важнейшие принципы формирования Единого экономического пространства - принцип недискри-
минации; принцип взаимной выгоды; общие (универсальные) принципы: взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, откры-тость11.
Впоследствии, на сформировавшейся за эти годы международно-правовой и институциональной базе формирования Таможенного союза, 10 октября 2000 г. в г. Астане (Республика Казахстан) главы государств Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана сделали «шаг» в сторону углубления интеграции - учредили международную экономическую организацию - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)12.
ЕврАзЭС была нацелена на более тесное сотрудничество в области развития и углубления процессов интеграции между его государствами-участниками, а также на реализацию в полной мере обязательств, взятых в рамках ранее упомянутых Соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
При этом хотелось бы обратить внимание, что название «Евразийское экономическое сообщество», как справедливо отмечает А.Я. Капустин, наводило на параллель с Европейскими сообществами, существовавшими до Европейского союза, но на практике наднациональный характер, который являлся характерной особенностью Европейских сообществ, не предполагался [5]. Учитывая, что готовность государств-членов передать часть суверенных функций государства на наднациональный уровень напрямую отражает степень интеграции создаваемого межгосударственного объединения, уместно предположить, что на тот период не все государства-участники были готовы к глубокой интеграции.
По этому поводу российский ученый А.С. Исполинов пишет, что интеграционные процессы пошли по пути, который в Европейском союзе называется «интеграцией с изменяемой геометрией». Это когда в одном сообществе, некоторые входящие в него го-
8 Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях // «Бюллетень международных договоров». № 8, 1997. С. 3-8.
9 См. подробнее: преамбула Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года // «Бюллетень международных договоров», № 12, 2001.
110Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве был подписан 26 февраля 1999 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан // «Бюллетень международных договоров», № 12, 2111.
11 Ст.ст. 4, 5 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года // «Бюллетень международных договоров», № 12, 2111.
12 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 11 октября 2111 года // «Бюллетень Суда Евразийского экономического сообщества», № 1, 2113 (извлечение - ст. 8); «Собрание законодательства РФ», 18.12.2112, № 7, ст. 632.
сударства углубляют интеграцию по отдельным вопросам [6].
Подтверждением этого является тот факт, что практически в это время продолжилась и активизировалась работа по формированию Единого экономического пространства - 19 сентября 2003 года в г. Ялте Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Украина подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства, а также Концепцию по формированию Единого экономического пространства, которая являлась неотъемлемой частью данного Соглашения13.
В Концепции по формированию Единого экономического пространства предусматривались институциональные основы формирования Единого экономического пространства (органы ЕЭП) - учреждение единого регулирующего органа (Комиссии), которому государства-участники, включая Украину, на основе международных договоров должны делегировать часть своих национальных полномочий, и Совет глав государств-участников, который осуществлял бы координацию и управление формированием Единого экономического пространства на межгосударственном уровне.
Однако вовлеченность Украины в евразийские интеграционные процессы вскоре пошла на убыль, и с августа 2006 года работа по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства сконцентрировалась между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Фе-дерацией14. Таким образом, в этот период определились основные «локомотивы» и движущая сила евразийской интеграции.
6 октября 2007 г. главы трех государств-участников ЕврАзЭС - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза15 Кыргызская Республика и Республика Таджикистан заявили о намерении подключиться к формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства позднее.
Этот Договор стал базовым международно-правовым актом и своеобразной «отправной точкой» начала II этапа интеграционного взаимодействия на пути создания и построения Евразийского экономического союза16. Данный документ был подписан государствами-участниками в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции. Положениями Договора предусматривались мероприятия, после завершения которых высшим органом Таможенного союза принимается решение об объединении таможенных территорий государств-участников в единую таможенную территорию и о завершении формирования Таможенного союза17.
В этот же день - день подписания Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза - было подписано еще одно соглашение, которое стало важным событием и свидетельством дальнейшего углубления интеграционных процессов, - Договор о Комиссии Таможенного союза18.
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация учредили новую институциональную структуру Таможенного союза, единый постоянно действующий регулирующий орган - Комиссию Таможенного союза (Комиссия), которая обеспечивала условия функционирования и развития Таможенного союза.
Предусматривалась добровольная и поэтапная передача Комиссии Таможенного союза части полномочий государственных органов государств-участников. Это стало ярким подтверждением реализации ранее достигнутых договоренностей в рамках соглашений (договоров) по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая Концепцию по формированию Единого экономического пространства, положения которой предусматривали создание такого регулирующего органа, как Комиссия19.
13 Соглашение о формировании Единого экономического пространства, подписанное в городе Ялте 19 сентября 2вв3 года (Электронныйресурс). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2в14. - С. 12.
15 Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2667 года // «Бюллетень международных договоров», № 7, июль, 2в11.
16 См. подробнее: Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2в14. - С. 12.
17 Ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2вв7 года // «Бюллетень международных договоров», № 7, июль, 2111.
18 Договор о Комиссии таможенного союза от 16 октября 2117 года (подписан в г. Душанбе) // «Бюллетень международных договоров», № 7, июль, 2111.
19 Ст. 4 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2вв3 года, раздел VКонцепции по формированию Единого экономического пространства (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
В Комиссию входили по одному представителю от каждого государства-члена на уровне заместителя главы правительства или члена правительства, наделенными необходимыми полномочиями. Согласно положениям Договора о Комиссии Таможенного союза заседания Комиссии должны проводиться не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Комиссии могли проводиться по просьбе хотя бы одного представителя из государств-членов. Важной особенностью созданного органа Таможенного союза было то, что в пределах своих полномочий Комиссия принимала решения, имеющие обязательный характер для государств-членов. Также Комиссия могла принимать рекомендации, не носящие обязательного характера. Голоса в Комиссии между государствами-членами распределялись следующим образом: Республика Беларусь - 21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57. При этом решения принимались большинством в 2/3 голо-
20
сов20.
Комиссия была наделена следующей компетенцией: исполняла решения, принятые Высшим органом Таможенного союза; осуществляла мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза; разрабатывала при участии правительств Сторон рекомендации для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; обеспечивала в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза; оказывала содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества; осуществляла в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти Сторон; выполняла функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза21. В качестве рабочего органа Комиссии Таможенного союза был создан Секретариат, который осуществлял организацию работы и информационно-техническое обеспечение работы Комис-
сии.
В последующем, на основе этих двух договоров о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза и о Комиссии таможенного союза, в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза 27 ноября 2009 г. в г. Минске президентами Беларуси, Казахстана и России был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза22, который вступил в силу с 6 июля 2010 г.23, а также утвержден План мероприятий по введению его в действие. Планом предусматривалась разработка международных соглашений, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, с установлением сроков подготовки документов, формы реализации и определением ответственных разработчиков.
Таким образом, в 2010 году был дан «старт» Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России. При этом само формирование единой таможенной территории Таможенного союза состоялось 1 июля 2011 года, тогда был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах Беларуси, Казахстана и России. С этой даты полноценно заработал Таможенный союз -свобода передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми государствами-членами24.
Для перехода на следующий этап интеграционного взаимодействия - формирование Единого экономического пространства - Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав
20 Ст.ст. 5, 7Договора о Комиссии таможенного союза от 06 октября 2007 года //«Бюллетень международных договоров», № 7, июль, 2011.
21 Ст.ст. 6, 11 Договора о Комиссии таможенного союза от 06 октября 2007года//«Бюллетень международных договоров», № 7, июль, 2011.
22 Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза» // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N50, ст. 6615.
23 В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05 июля 2010 г. № 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05 июля 2010 г. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.
24 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2014. - С. 13.
государств Беларуси, Казахстана и России был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства на 2010 - 2011 гг., который предусматривал разработку и подписание, введение в действие соглашений в сферах регулирования (экономическая политика; свобода движения капитала и валютная политика; энергетика, транспорт и связь; свобода передвижения рабочей силы; техническое регулирование) к 1 января 2012 г.25
9 декабря 2010 года было подписано 17 соглашений, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2012 г.26 Именно с этой даты наступил III этап интеграции - функционирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в котором предусматривалось не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, согласованные действия в области макроэкономики, в сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных
субсидий, транспорта, энергетики.
Накануне вступления в силу указанных 17 соглашений, формирующих Единое экономическое пространство, главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в Декларации о Евразийской экономической интеграции было заявлено о переходе к следующему этапу интеграционного строительства
- Единому экономическому пространству (ЕЭП)27.
С наступлением этапа функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации возникла объективная необходимость расширения полномочий единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза
- Комиссии Таможенного союза. На смену ей 18 ноября 2011 года государства-члены учреждают Евразийскую экономическую комиссию28 как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, который начал функционировать вначале 2012 года29.
Кардинально был изменен порядок деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ее состав, порядок при-
25 Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О Плане действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 19 декабря 2009 г. № 35 (подписано в г.Алматы) (Электронный ресурс). Режим доступа: источник опубликования http://www.tsouz.ru.
6 Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 года № 9 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2012 года введены в действие 17 базовых международных договоров, формирующих ЕЭП: 1. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года. 2. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года. 3. Соглашение о согласованной макроэкономической политики от 9 декабря 2010 года. 4. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 9 декабря 2010 года. 5. Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года. 6. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года. 7. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года. 8. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года 9. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года 10. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года. 11. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП от 9 декабря 2010 года. 12. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года.. 13. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 года. 14. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики от 19 ноября 2010 года. 15. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от 9 декабря 2010 года. 16. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года. 17. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://docs.eaeunion. 0^^8/^-^/0044316^ 22122011 9.
27 Декларация о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28 Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года (подписан в г. Москве) // «Бюллетень международных договоров», № 1, январь, 2013.
29 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19 марта 2012 года № 18 О начале работы Евразийской экономической комиссии (Электронныйресурс). Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ ги-ги/0144558.Ухс^ 03052012 18.
нятия решений, а также была расширена ее компетенция в связи с увеличением числа сфер, в пределах которых она осуществляет свою деятельность. Комиссия стала состоять из двух структур - Совета Комиссии, в состав которого входят заместители глав правительств государств-членов и Коллегии Комиссии, в которую входили по три члена Коллегии Комиссии от каждого государства-
30
члена30.
Голоса при принятии решений Комиссии были распределены следующим образом: и в Совете, и в Коллегии Комиссии - один голос члена Совета Комиссии или Коллегии Комиссии является одним голосом, а принятие решений предусматривается консенсусом для Совета Комиссии и консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии, определенных Регламентом работы Комиссии31.
Следует обратить внимание, что на данном этапе параллельно функционировали Евразийская экономическая комиссия как орган Таможенного союза и Единого экономического пространства и ЕврАзЭС как международная организация. При этом Таможенный союз и Единое экономическое пространство не были международными организациями, не обладали организационно-правовой структурой присущей для таких организаций, а являются международно-правовыми режимами. Также важной особенностью является то, что ЕЭК не подчинялся ЕврАзЭС, а функционировал самостоятельно. Как справедливо было отмечено, такая «институционально-правовая аномалия» имела временный характер до создания Евразийского экономического союза [5].
Так, помимо учреждения Евразийской экономической комиссии, 18 ноября 2011 года главами государств Беларуси, Казахстан и России в совместной Декларации о Евразийской экономической интеграции32
было заявлено, что государства-участники будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и на этой основе создать Евразийский экономический союз.
Уже 12 декабря 2012 года президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации была поставлена задача своим правительствам по обеспечению проведения кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и завершению на этой основе подготовки проекта Договора о Евразийском экономическом союзе к 1 мая 2014 года33.
Впоследствии, основываясь на Декларации о Евразийской экономической интеграции, а также по итогам совместной работы правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии по кодификации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, 29 мая 2014 года в г. Астане (Республика Казахстан) президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, который ознаменовал наступление нового этапа и стал новой вехой евразийской интеграции.
10 октября 2014 года главами государств было сделано совместное Заявление о завершении выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу с 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе34.
2 января 2015 года к Договору о Союзе присоединилась Республика Армения35, а с 12 августа 2015 года - Кыргызская Республика36.
На сегодняшний день Евразийский экономический союз является международной
31 Ст.ст. 3, 8, 14, 15 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2111 года (подписан в г. Москве) // «Бюллетень международных договоров», № 1, январь, 2113.
31 Ст.ст. 12, 21 Там же; Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18.11.2111 № 1 «О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии» (Электронный ресурс). Режим доступа: источник опубликования http://www.tsouz.ru.
32 Декларация о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2111 года (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 12 декабря 2112 г. № 21 «О реализации основных направлений интеграции» (Электронный ресурс). Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ ги-ГИ/1144374^_21122112_21.
34 Заявление глав государств Республик Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 11 октября 2114 года о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2114 года (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www. consultant.ru.
35 Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2114 года (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org
36 Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2114 года (Электронныйресурс). Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org
организацией региональной экономической интеграции, полноправными членами которой являются пять государств, которые объединились в целях модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Таким образом, наступил IV этап интеграции и «евразийская мечта», высказанная Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году, ставшая зримой реальностью в 2010-м37, была воплощена - в 2015-м.
Ретроспективный анализ создания Евразийского экономического союза показал, насколько нелегок и многогранен был этот путь, которому были присущи разноско-ростная интеграция и политика многовек-торности. При этом следует констатировать, что, несмотря на все это, удалось осуществить, казалось бы, невозможное - часть национальных компетенций (суверенитетов) государств-членов в определенных сферах была отдана и соединена в единый суверенитет наднационального порядка. Это действительно исторический компромисс, к которому удалось прийти государствам-членам. Вместе с тем хотелось бы отметить, что
мы в начале пути создания полноценного функционирования Евразийского экономического союза, в котором еще предстоит решить ряд актуальных вопросов и проблем, возникающих в связи с реализацией достигнутых договорённостей в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза и связанных с обеспечением свободного передвижения товаров, работ, услуг и капиталов без барьеров, изъятий и ограничений. В решении этих и других вопросов немаловажная роль и значение отводится Евразийской экономической комиссии, от результатов деятельности которой зависит, в том числе и обеспечение на евразийском пространстве свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Исследование указанных вопросов, как и в целом рассмотрение вопросов функционирования Евразийского экономического союза, могут являться отдельной темой научного исследования.
И в завершении хотелось бы процитировать слова Н.А. Назарбаева [7], немного изменив их, и переадресовав Евразийскому экономическому союзу, впереди немало трудных перевалов, тяжелых переходов, еще много раз на пути шкальный встречный ветер будет бить в лицо и сбивать с ног, надо будет все стерпеть и превозмочь.
ЛИТЕРАТУРА
1. К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев Право Евразийского экономического союза. - М.: Проспект - 2016. - 160 с.
2. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/speeches/external_political_affairs/ext_speeches_and_addresses/ page_216601_vystuplenie-prezidenta-respuWiki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-v-moskovskom-gosudarstvennom-universit.
3. Выступление В.В. Путин. Электронный ресурс. Режим доступа. http://kremlin.ru/ events/president/news/52178.
4. А. Лукашенко обращает внимание на важную роль Назарбаева в создании ЕврАзЭС (Электронный ресурс). Режим доступа: http://20l2.if.by/news/belarus/1075474.
5. Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. - 2014. - № 12. -С. 98 - 107.
6. Исполинов А.С. Первые решения Суда ЕврАзЭС: теоретические и практические вопросы юрисдикции // Российское правосудие. - 2013. - 6(86). - С. 89-99.
7. Назарбаев Н. Мыслями с народом делюсь. - Алматы, 2007. - С. 89.
REFERENCES
1. K.A. Bekjashev, E.G. Moiseev Pravo Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. - M.: Prospekt - 2016. - 160 s.
2. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan N.A. Nazarbaeva v Moskovskom gosudarstvennom universitete imeni M.V. Lomonosova (Jelektronnyj resurs). Rezhim dostupa: http://www.akorda.kz/ru/speeches/external political affairs/ext speeches and addresses/
37 Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. - М., 2014. - С. 15.
page_216601_vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-v-moskovskom-gosudarstvennom-universit.
3. Vystuplenie V.V. Putin. Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa. http://kremlin.ru/events/ president/news/52178.
4. A. Lukashenko obrashhaet vnimanie na vazhnuju rol' Nazarbaeva v sozdanii EvrAzJeS (Jelektronnyj resurs). Rezhim dostupa: http://2012.if.by/news/belarus/1075474.
5. Kapustin A.Ja. Dogovor o Evrazijskom j ekonomicheskom sojuze - novaja stranica pravovogo razvitija evrazijskoj integracii // Zhurnal rossijskogo prava. - 2014. - № 12. - S. 98 - 107.
6. Ispolinov A.S. Pervye reshenija Suda EvrAzJeS: teoreticheskie i prakticheskie voprosy jurisdikcii // Rossijskoe pravosudie. - 2013. - 6(86). - S. 89-99.
7. Nazarbaev N. Mysljami s narodom deljus'. - Almaty, 2007. - S. 89.
УДК 341
ЭЫД¥ ЕЛДЕР1НЩ СТАНДАРТТАРЫНА ЭТУ АЯСЫНДА КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЗИЯТКЕРЛ1К МЕНШ1К САЛАСЫНДАГЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУШЫЛЫК-К¥КЬЩТЫК НЕГ1ЗДЕРД1 ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КЕЙБ1Р АСПЕКТ1ЛЕР1
(ТАЛДАМАЛЬЩ ШОЛУ)
Ербол Мусин^лы Абайдiддинов
Кр Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвл1м1н1ц бас гылыми цызметкер1, з.г.д, профессор, Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Анар Жарыл^асын^ызы СаFидан
Кр Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлiмiнiц бастыгы, з.г.к.,
Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected] Алимжан Самотолла^лы Иржанов
Кр Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлiмiнiц жетекшi гылыми цызметкерi, з.г.к., Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Ай^ль Энуарбек^ызы Кэр1баева
PhD докторы, Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыцуниверситетi зац факультетшц халыцаралыц цуцыц кафедрасыныц ага оцытушысы, Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Абай Абылай^лы
КР Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы
цуцыцтану бвлiмiнiц жетекшi гылыми цызметкерi, PhD,
Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
Ty^h свздер: ЭЫД¥; интеллектуалдыц меншт; патент; вндiрiстiк Yлгiлер; пайдалы модельдер; ужымдыц цуцыцтарды басцару.
Аннотация. Мацала ЭЫД¥ елдерШц тэжiрибесi негiзiнде цазацстандыц интеллектуалдыц меншт саласындагы уйымдастырушылыц-цуцыцтыц негiздерiн жетiлдiрудiц кейбiр мэселелерiне арналган. Мацаланыц авторлары келеЫ аспектыерге назар аударады:
Экономикалыц Ынтымацтастыц жэне Даму ¥йымыныц стандарттарына вту аясында Казацстан Республикасыныц интеллектуалдыцменшт саласындагы уйымдастырушылыц-цуцыцтыц негiздерiн жетiлдiрудiц кейбiр аспектiлерi (талдамалыц шолу)
- интеллектуалдыц меншт саласындагы саясатты жасауга жэне ЖYзеге асыруга цатысушы вкiлеттi органдардыц цызметт координациялауды жетiлдiру. Осы мацсатта авторлармен интеллектуалдыц меншт саласындагы саясатты координациялаушы орган-