Научная статья на тему 'Единое экономическое пространство - новое интеграционное объединение'

Единое экономическое пространство - новое интеграционное объединение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СВЫШЕ ОДНОЙ СОТНИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДО-ГОВОРОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Евгений Григорьевич

В статье речь идет об активном процессе формирования Единого экономического простран-ства в рамках Евразийского экономического сообщества. Это следующая вслед за созданием Та-моженного союза стадия экономической интеграции на значительной части пространства Со-дружества Независимых Государств. За три года (2012 2014) необходимо принять и применить более одной сотни международных договоров и других совместных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единое экономическое пространство - новое интеграционное объединение»

Моисеев Евгений Григорьевич,

профессор кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор (г. Москва)

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО -НОВОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

1 января 2012 года стартовал новый интеграционный проект в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - Единое экономическое пространство (ЕЭП). В этом объединении, как и в Таможенном союзе ЕврАзЭС, пока состоят только три государства - Россия, Белоруссия и Казахстан. Запуск механизма ЕЭП свидетельствует о том, что интеграционные процессы на пространстве СНГ и ЕврАзЭС набирают силу.

Как известно, экономическая интеграция на своем пути проходит ряд этапов, в числе которых создание Зоны свободной торговли, таможенного союза, Единого экономического пространства и, наконец, Экономического союза. Страны интеграционного объединения - Содружества Независимых Государств (СНГ) пока завершают этап создания Зоны свободной торговли. Многостороннее соглашение о создании такой Зоны было подписано восемью государствами-участниками СНГ 18 октября 2011 года.

Что касается Евразийского экономического сообщества, то в его рамках набирает силу более продвинутый этап интеграционного объединения - Единое экономическое пространство.

18 ноября 2011 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции1. В этом документе они констатировали, что успешно функционирует таможенный союз (тС) трех государств в рамках ЕврАзЭС; вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу ЕЭП (работает с 1 января 2012 года); обеспечена свобода движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; создана единая система таможенно-тарифного и нетарифного

регулирования внешней торговли, таможенного, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля.

Дальнейшее развитие интеграции, основанной на глубоких исторических и духовных связях между народами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, отвечает национальным интересам этих государств, способствует решению стоящих перед ними общих задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

В Декларации заявлено о том, что указанные три государства переходят к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству. Это интеграционное объединение основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики.

Основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия по следующим основным направлениям:

- обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

- формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной

1 Декларация о Евразийской экономической интеграции //Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. - 2011. - 13 дек.

политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;

- дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ЕЭП;

- разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере;

- углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах;

- сотрудничество в вопросах миграционной политики;

- обеспечение совместимости стандартов образования;

- всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми;

- дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия;

- совершенствование и развитие наднациональных институтов;

- развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

С целью обеспечения функционирования и развития ТС и ЕЭП государства-участники учреждают Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой осуществляется в интересах всего интеграционного сообщества и носит высокопрофессиональный характер.

Единое экономическое пространство на любом этапе своего формирования и функционирования открыто для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Союза и готовых к их реализации.

Государства - участники Единого экономического пространства будут стремиться завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу тС и ЕЭП, и на этой основе к 1 января 2015 года создать Евразийский экономический союз. Данная работа будет включать в том числе договоренности по:

- сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике;

- структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг;

- созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций.

Подтверждая стремление к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства, Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подчеркнули целесообразность проведения скоординированной работы в рамках тС и ЕЭП по вопросам гармонизации и взаимного сближения интеграционных процессов в Евроатлантике и Евразии.

Единое экономическое пространство в 2011 -2015 годах обеспечит:

1) формирование с 1 января 2013 года экономической политики в рамках количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития:

- годовой дефицит государственного бюджета - не выше 3% ВВП;

- государственный долг - не выше 50% ВВП;

- уровень инфляции - не более чем на 5% выше уровня инфляции страны - участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен;

2) создание правовых основ для формирования и установления единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий и гармонизацию на их основе национального законодательства государств-членов в области регулирования деятельности естественных монополий;

3) разработку и принятие модульного закона о конкуренции;

4) порядок введения и применения компенсирующих мер при предоставлении промышленных субсидий и установление разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства.

С целью обеспечения функционирования и дальнейшего развития тС и ЕЭП учреждается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая в отличие от Комиссии тС имеет два уровня управления: Совет Комиссии (в него входят по одному представителю от каждой стороны, которые являются заместителями глав правительств) и Коллегия Комиссии (в состав которой входят по три представителя от каждой стороны), работающая на постоянной основе.

Итак, дальнейшая главная цель интеграции в рамках ЕврАзЭС - создание Евразийского экономического союза. Именно об этом были

публикации в газете «Известия» президентов государств-участников В.В. Путина2, Н.А. Назарбаева3 и А.Г. Лукашенко4.

Как отмечает Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, «за очень короткий по историческим меркам период нам удалось достичь важнейших результатов, которые создают для всех нас несомненные выгоды и новые преимущества, которые будут обращены во благо народов наших стран»5.

В 2011 году (особенно в последнем квартале года) проводилась активная работа по запуску с

I января 2012 года механизма ЕЭП. 19 декабря 2011 года состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, в ходе которого были рассмотрены

II вопросов и приняты по ним соответствующие решения.

Решением № 2 Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии назначен Христенко Виктор Борисович6. Членами данной Коллегии (министрами) утверждены восемь человек, представляющие соответствующие государства-члены.

Решением № 9 введены в действие следующие семнадцать международных договоров, прошедших соответствующие внутригосударственные процедуры в государствах ЕЭП:

о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года;

о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года;

о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года;

о создании условий на финансовых рынках для обеспечения движения капитала от 9 декабря 2010 года;

о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года;

о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9 декабря 2010 года;

о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года;

о единых правилах представления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года;

о единых правилах государственной поддерж-

ки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года;

о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года;

о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года;

о единых принципах регулирования в сфере охраны прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года;

о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 3020 года;

об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики от 19 ноября 2010 года;

о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики от 9 декабря 2010 года;

о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики от 9 декабря 2010 года;

о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 19 ноября 2010 года.

Решением № 5 Высшего Евразийского экономического совета разрешено ЕЭК иметь 25 департаментов по основным направлениям деятельности, секретариат Председателя Коллегии ЕЭК и восемь секретариатов членов Коллегии ЕЭК. Установлена общая предельная численность департаментов ЕЭК в количестве: с 1 января 2012 года - 600 человек; с 1 июля 2012 года - 850 человек; с 1 января 2013 года - 1071 человек.

25 января 2012 г. состоялось первое заседание Совета ЕЭК, на котором Председателем Совета Евразийской экономической комиссии сроком на один год назначен Румас Сергей Николаевич, Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. На этом же заседании Совет ЕЭК утвердил перечень департаментов Комиссии и их распределение между членами Коллегии.

Самая большая штатная численность уста-

2 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня //Известия. -2011. - 4 окт.

3 Назарбаев Н.А. Евразийский союз - от идет к истории будущего //Известия. - 26 окт.

4 Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции //Известия. - 18 окт.

5Мансуров Т. Развитие евразийской интеграции //Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. - 2011. - 13 дек.

6Христенко Виктор Борисович (род. 28 августа 1957, Челябинск) — российский государственный деятель, доктор экономических наук, профессор //http://ru.wikipedia.org/wiki

новлена департаменту протокола и организационного обеспечения - 56 человек, далее идут: департамент управления делами - 45, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования - 36, технического регулирования и аккредитации - 33, антимонопольного регулирования - 32, таможенного законодательства и правоприменительной практики - 25, финансов - 24, торговой политики - 24, правовой департамент -21, развития интеграции - 21, развития предпринимательской деятельности - 20, транспорта и инфраструктуры - 18, статистики - 17, финансового сектора - 17, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер - 17, макроэкономической политики - 16, промышленной политики - 15, защиты внутреннего рынка - 15, конкурентной политики и политики в области государственных закупок - 14, агропромышленной политики - 13, таможенной инфраструктуры - 12, энергетики -12, информационных технологий - 11.

Конечно, задача подбора квалифицированных кадров в указанные департаменты в количестве 1071 человек - задача не простая. Но кандидатов достаточно. На каждое место претендуют не менее семи человек. Подбор сотрудников проходит на основе открытого конкурса в соответствии с теми условиями, которые объявлены.

19 марта 2012 года состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором принят ряд решений. Решением № 18 данный Совет: 1) принял к сведению доклад Председателя Коллегии ЕЭК В.Б. Христенко о начале работы Комиссии; 2) поручил ЕЭК обеспечить эффективное взаимодействие с Правительствами сторон, а последним - оказывать необходимое содействие ЕЭК в ее работе.

Решением № 19 Высший Евразийский экономический совет принял к сведению доклад первого заместителя министра иностранных дел РФ А.И. Денисова о ходе работы над выполнением решения № 70 глав государств от 9 декабря 2010 года «Об унификации паспортно-визового контроля в государствах-членах таможенного союза».

Решением № 20 Высший Евразийский экономический совет поручил Коллегии ЕЭК совместно с государствами-членами таможенного союза обеспечить проведение переговоров о присоединении Республики Узбекистан к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года в соответствии с согласованными подходами к фор-

мированию единой позиции государств-членов тС и ЕЭП, утверждаемыми решением Совета ЕЭК.

таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа, которую начала в 2012 году Коллегия Евразийской экономической комиссии, продвигается весьма успешно. Такой вывод можно сделать, в частности, из беседы избранного Президентом Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, состоявшаяся 28 апреля 2012 года между ним и Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б. Христенко7.

Как сказал Виктор Борисович Христенко, Комиссия с ходу включилась в работу и, в первую очередь, в той ее части, которая касается функционирования Таможенного союза, поскольку в этом 2012 году товарооборот трех стран Таможенного союза с внешним миром превысит один триллион долларов - цифра достаточно внушительная. Объем взаимной торговли трех стран в 2011 году превысил 75 миллиардов долларов. В значительной степени эти гигантские товарные финансовые потоки регулируются сегодня уже наднациональным образом. От эффективности функционирования органов и в целом Таможенного союза существенным образом зависит функционирование экономики всех трех стран.

С 1 января 2012 года Коллегия ЕЭК решает важнейшую задачу - наполнение реальным содержанием Единого экономического пространства. А это, в свою очередь, требует проведения двух серьезных работ: 1) по новым соглашениям (а их порядка шестидесяти), к разработке которых Коллегия приступила вместе с национальными правительствами, и 2) по кодификации существующей договорно-правовой базы. А это более семидесяти договоров, которые наработаны за все последние годы и которые должны быть кодифицированы, приведены к единому правовому знаменателю для того, чтобы обеспечить уже вместе вход в новую фазу функционирования Евразийского экономического союза. Собственно, это та задача, которая поставлена Президентами трех стран к 1 января 2015 года.

Следует сказать, что работе на интеграционном направлении все страны - участницы Единого экономического пространства уделяют самое пристальное внимание. Так, в одном из 11 Указов вновь избранного Президента Российской Федерации В.В. Путина, которые он

7 См.: Стенограмма рабочей встречи Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина с Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. 28.04.2012 // http://www.tsouz.ru/ eek/VII/Pages/28-04-2012-1.aspx (дата посещения - 13.05.2012).

принял в день его инаугурации 7 мая 2012 года - «О мерах по реализации внешнеполитического курса», - в подпункте «д» пункта 1 сказано, что Министерству иностранных дел РФ совместно с другими органами исполнительной власти необходимо способствовать углублению евразийской интеграции в рамках таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур8.

Следует отметить, что и другие страны ЕврАзЭС и СНГ проявляют большой интерес к Единому экономическому пространству в рамках Сообщества. В частности, речь идет об Украине. Кстати, свой первый рабочий визит за пределы таможенного союза В.Б. Христенко совершил как раз в Киев по приглашению Председателя Правительства Украины, где очень подробно обсуждались условия текущего взаимодействия с таможенным союзом, поскольку регулирование всех чувствительных вопросов вынесено на внешний единый контур трех стран, а для Украины это гигантские объемы товарооборота, то есть порядка 70 млрд. долларов. В структуре товарооборота Украины примерно 40% приходится на страны таможенного союза -Россию, Беларусь и Казахстан.

С руководством Украины В.Б. Христенко обсуждал вопросы взаимодействия, его расширения после ратификации многостороннего Соглашения о Зоне свободной торговли со странами СНГ, которое подписано в конце прошлого года в Санкт-Петербурге и которое Россия первая из подписавших его восьми стран ратифицировала. Это Соглашение создает не просто надежную, но и очень актуальную на сегодня нормативную базу для взаимодействия стран таможенного союза и Украины, соответствующую и нормам ВТО, и реалиям сегодняшнего дня.

Одним из таких элементов развития во взаимоотношениях с Украиной может быть Зона свободной торговли плюс гармонизация техни-

ческого регулирования. Очень важно, чтобы в этой сфере была максимальная гармонизация. Если нельзя пока говорить об унификации, то можно говорить хотя бы о гармонизации с тем, чтобы минимизировать не только технические барьеры, но и, по сути, создать наиболее благоприятные условия для гармонизации с европейскими нормами. Как известно, свою политику в этой сфере страны ЕЭК ведут именно в направлении гармонизации с европейскими нормами. А это соответствует интересам и Украины в части их европейских устремлений. Поэтому страны ЕЭП, безусловно, проявляют такой интерес, и они открыты к такому диалогу и заинтересованы в нем.

Все партнеры государств-участников Таможенного союза и ЕЭК должны хорошо понимать, что ряд преференций в торговле может быть распространен только на полноправных членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Тем не менее, нужно искать любые возможности для углубления интеграционных процессов даже с теми странами, которые в эти интеграционные объединения пока не входят.

Необходимо отметить, что и дальнее зарубежье является очень важным и интересным сегментом работы. Один из первых мандатов, которые Евразийская экономическая комиссия получила на внешней деятельности, были мандаты на переговорах, в частности, с Вьетнамом по созданию режима свободной торговли. Понимая, что Вьетнам - это не просто отдельная страна, а своеобразный центр регионализации на юго-востоке Азии, новый растущий центр, с ним активно идет подготовка документов, которые могли бы, в конечном счете, вырасти в режим свободной торговли Таможенного союза и Вьетнама.

В заключение следует подытожить сказанное выше следующими словами: механизм формирования Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества работает на полную мощность. Это является залогом того, что созданное таким образом ЕЭП к 1 января 2015 года преобразуется в Евразийский экономический союз, который откроет новые горизонты нашего дальнейшего развития.

8 Подписан Указ о мерах по реализации внешнеполитического курса 7 мая 2012 года. Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // http://news.kremlin.ru/acts/15256 (дата посещения -13.05.2012).

Список литературы

1. Декларация о Евразийской экономической интеграции // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. -2011. - 13 дек.

2. Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. - 18 окт. Назарбаев Н.А. Евразийский союз - от идеи к истории будущего // Известия. - 26 окт.

3. Мансуров Т. Развитие евразийской интеграции // Известия. Специальная полоса ЕврАзЭС. -2011. - 13 дек.

4. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - 2011. - 4 окт.

5. Подписан Указ о мерах по реализации внешнеполитического курса. 7 мая 2012 года. Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // http://news.kremlin.ru/acts/15256 (дата посещения - 13.05.2012).

6. Стенограмма рабочей встречи Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина с Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. 28.04.2012 // http://www.tsouz.ru/eek/VII/Pages/28-04-2012-1.aspx (дата посещения - 13.05.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Христенко Виктор Борисович (род. 28 августа 1957, Челябинск) — российский государственный деятель, доктор экономических наук, профессор // http://ru.wikipedia.org/wiki

В статье речь идет об активном процессе формирования Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества. Это следующая вслед за созданием Таможенного союза стадия экономической интеграции на значительной части пространства Содружества Независимых Государств. За три года (2012 - 2014) необходимо принять и применить более одной сотни международных договоров и других совместных решений.

Ключевые слова: Единое экономическое пространство, свыше одной сотни международных договоров, формирование Евразийского экономического союза.

Мацалада Еуразиялъщ экономикалыц цогамдастъщ шецбертде Б1ръщгай экономикалыц кец1сттт1 цалыптастырудыц белсенд1 Yрдiстерi туралы айтылады. Бул Тэуелаз Мемлекеттер Достастыгыныц квлемдi аумагындагы Кеден Одагы цурылганнан кейiнгi экономикалыц интеграция кезещ болып табылады. Yш жылда (2012 - 2014) бiр ЖYзден аса халыцаралыц шарттар жэне басца да бiрiккен шешiмдер цабылдау цажет.

ТYйiн свздер: Бiрыцгай экономикалыц кещстщ бiр ЖYзден аса халыцаралыц шарттар, Еуразиялыц экономикалыц одацты цалыптастыру

The article focuses on the active process of forming the single economic space within the Eurasian Economic Community. This is the next after the establishment of the customs union stage of economic integration on a large part of the space of the Commonwealth of Independent States. For three years (2012 - 2014) to adopt and implement more than one hundred international treaties and other cooperative solutions.

Keywords: common economic space, over one hundred international treaties, the formation of the Eurasian Economic Union.

Моисеев Е.Г.,

профессор кафедры международного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, д.ю.н., профессор (г. Москва)

Единое экономическое пространство - новое интеграционное объединение

Е.Г. Моисеев,

О.Е. Кутафин атындагы Мэскеу мемлекетпк зац академиясыныц хальщаральщ к^кы; кафедрасыныц профессоры, з.г.д., профессор (Мэскеу к;.)

БiрыцFай экономикалык кещстж - жана интеграциялык бiрлестiк

Moiseev E.G.

Doctor of Jurisprudence. Professor of the Department of International Law,

Moscow State Law Academy O.Y. Kutafin

Common Economic Space - a new integration association

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.