Научная статья на тему 'Единое экономическое пространство и Таможенный союз: векторы развития'

Единое экономическое пространство и Таможенный союз: векторы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
970
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / EURASIAN UNION / COMMON ECONOMIC SPACE / CUSTOMS UNION / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алдабергенова Жулдызай Муратовна

В статье отражены современные условия и состояние евразийской интеграции, освещены приоритеты создания Единого экономического пространства и Таможенного союза. Выполнены теоретические и экспериментальные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common Economic Space and Customs Union: vector of development

The article reflects the current conditions and the state of the Eurasian integration, highlights the priorities of the Common Economic Space and Customs Union. Theoretical and experimental studies were performed.

Текст научной работы на тему «Единое экономическое пространство и Таможенный союз: векторы развития»

Содружество Независимых Государств и Европейский Союз

Единое экономическое пространство и Таможенный союз:

векторы развития

Ж.М. Алдабергенова

В статье отражены современные условия и состояние евразийской интеграции, освещены приоритеты создания Единого экономического пространства и Таможенного союза. Выполнены теоретические и экспериментальные исследования.

Ключевые слова: Евразийский Союз, Единое экономическое пространство, Таможенный союз, Содружество независимых государств

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 7-12.

Введение

Крушение СССР было тяжелым ударом по политическому и экономическому взаимодействию республик, входящих в его состав. Создание Содружества независимых государств (СНГ) в казахской Алма-Ате по инициативе казахского лидера Н.А. Назарбаева избавило от будущих возможных волнении и противоречий между государствами, восстановившими национальный суверенитет. СНГ стало фундаментом для дальнейших интеграционных процессов на постсоветском пространстве, хотя долгие годы оставалось мало интегрированной международной организацией. Базовые соглашения 1995 г. и Евразийское экономическое сообщество стали основой для образования в 2010 г. полноценного Таможенного Союза и экономического союза - Единого экономического пространства, функционирующего с начала 2012 г.

1. Теоретические предпосылки интеграционных процессов

Единое экономическое пространство (ЕЭП) - это экономическая зона, образованная несколькими государствами (Россией, Казахстаном и Белоруссией), в пределах которой достигается высокая степень единства и согласо-

Алдабергенова Жулдызай Муратовна - педагог Государственной школы-лицея № 7 с русским языком обучения им. Н.А.Марабаева (Казахстан), научный сотрудник Межотраслевого научно-исследовательского, образовательного центра «Евразийский союз -Казахская Республика» при ТОО «Казахская многопрофильная компания», г. Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан.

Материал подготовлен в содружестве с Департаментом статистики Евразийской экономической комиссии на основании данных, представленных уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза.

ванность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики [1].

Основные цели формирования ЕЭП:

• эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

• создание условий для стабильного развития, структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

• проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

• развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

• создание общей системы мер государственной поддержки приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

ЕЭП, как уже отмечалось, существует с 1 января 2012 г., хотя соглашение о его формировании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали в Ялте еще 19 сентября 2003 г. [1]. Позднее Украина вышла из процесса формирования ЕЭП [4]. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав государств 16 августа 2006 г. принял решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы ЕЭП в рамках этого экономического сообщества.

На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в Минске 27 ноября 2009 г. президентами Белоруссии, Казахстана и России было принято решение интенсифицировать работу над договорно-правовой базой ЕЭП. Чуть позже, 19 декабря 2009 г. был утвержден план действий по формированию ЕЭП. В соответствии с ним первый пакет из 4 базовых документов должен был быть подписан до 1 января 2011 г. и введен в действие до 1 июля 2011 г., а второй пакет из 6 документов - подписан до 1 июля 2011 г. и введен в действие до 1 января 2012 г.

5 июля 2010 г. главы государств Белоруссии, Казахстана и России поручили своим правительствам принять надлежащие меры и обеспечить подписание 20 международных соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП, до 1 января 2011 г. В ходе последующей работы над договорами было признано целесообразным объединить некоторые из них, так что их общее количество сократилось до 17 базовых документов. В настоящее время наднациональный высший орган ЕЭП (Евразийская комиссия) контролирует 170 функций союза [1].

18-19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре соглашения:

• о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Казахской Республики и Российской Федерации;

• о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;

• о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей;

• об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

9 декабря 2010 г. были подписаны все оставшиеся международные соглашения, входящие в пакет договорно-правовой базы ЕЭП, в том числе на уровне глав государств:

• о согласованной макроэкономической политике;

• о согласованных принципах валютной политики;

• о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

Остальные 10 документов были подписаны заместителями глав правительств, в том числе:

• о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

• о единых принципах и правилах конкуренции;

• о единых правилах предоставления промышленных субсидий;

• о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;

• о государственных (муниципальных) закупках;

• о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП;

• о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;

• о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

• о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;

• о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Таким образом, процесс формирования договорно-правовой базы ЕЭП к концу 2010 г. был завершен. Президенты России, Казахстана и Белоруссии также приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства, в которой выразили уверенность, что процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться. В декларации подчеркивается, что, развивая Таможенный союз и ЕЭП, страны движутся «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».

Год спустя, 18 ноября 2011 г. главы России, Белоруссии и Казахстана приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства -ЕЭП. Было также заявлено, что три государства «будут стремиться завершить к 1 января 2015 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз».

Для эффективного функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) - наднациональный орган управления интеграцией. Этой комиссии было передано большое число (около 180) функций союза, а ее председателем назначен глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.

При формировании Евразийского экономического союза очень важно сохранить национальную идентичность государств, которые в него войдут, и учитывать специфику их экономик. Все предпосылки для успешного развития интеграционных процессов имеются; прежде всего, это твердая политическая воля руководителей государств и, как показывают социологические опросы, поддержка населения [3, с. 20]. Конечно, создание столь масштабного интеграционного объединения - задача, не решаемая в один день. Но интеграционный вектор развития - в интересах всех государств-участников, а также тех, которые пока имеют статус наблюдателей. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизацион-ного прогресса, добиться успеха и процветания. Стимулируя развитие внутреннего рынка, делая акцент на социальную функцию экономики, мы даем шанс собственным предприятиям стать конкурентоспособными и, таким образом, обеспечиваем конкурентоспособность государствам, образующим союз.

2. Основные показатели интеграции в ЕЭП

Развитие интеграционных связей, по прогнозам, позволит России дополнительно получать свыше 2% от базового уровня ВВП, а всем трем странам - свыше 2,5% совокупного ВВП. Ожидается, что к 2030 г. превышение ВВП над базовым вариантом составит для России 75 млрд долл. (в ценах 2010 г.), для Казахстана - 13 млрд долл., для Беларуси - 14 млрд долл. За период с 2011 по 2030 г. суммарный эффект от развития интеграционных связей может быть оценен в 632 млрд долл. (в ценах 2010 г.) для России, 106,6 млрд долл. - для Казахстана и 170 млрд долл. - для Беларуси [1].

По оперативным данным, объем внешней торговли товарами государств - членов Таможенного союза и ЕЭП с третьими странами за январь-октябрь 2013 г. составил 762 млрд долл., в том числе экспорт - 479,4 млрд долл., импорт - 282,6 млрд долл. (табл. 1). По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объем внешней торговли сократился на 1%, или на 7,5 млрд

долл. Экспорт товаров при этом уменьшился на 2,4%, или на 11,9 млрд долл., импорт увеличился на 1,6%, или на 4,4 млрд долл. Положительное сальдо внешней торговли товарами составило 196,8 млрд долл. (за январь-октябрь 2012 г. - 213,1 млрд долл.).

Таблица 1. Объем внешней торговли государств - членов Таможенного сою-

Экспорт, Импорт, Сальдо, В % к январю-

Страны млрд млрд млрд октябрю 2012 г.

долл. долл. долл. экспорт импорт

Таможенный союз и ЕЭП 479,4 282,6 196,8 97,6 101,6

В том числе:

Республика Беларусь 16,7 16,4 0,3 65,5 109,3

Казахская Республика 63,9 24,6 39,3 94,9 105,5

Российская Федерация 398,8 241,6 157,2 100,1 100,7

Таблица 2. Объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и ЕЭП в январе-октябре 2013 г.

Страны Сумма, млн долл. В % к январю-октябрю 2012 г. Удельный вес в общем объеме, %

Таможенный союз и ЕЭП 52 852 93,7 100,0

В том числе между: Республикой Беларусь и Казахской Республикой 774 98,1 1,5

Казахской Республикой и Российской Федерацией 19 255 101,9 36,4

Российской Федерацией и Республикой Беларусь 32 823 89,4 62,1

Снижение объема взаимной торговли в 2013 г. было обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из России в Беларусь (в январе-октябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. их объемы выросли в 2 раза). Без учета энергоносителей объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союаз и ЕЭП по сравнению с январем-октябрем 2012 г. увеличился на 1,1%.

Достигнутые результаты создают основу для развития общего рынка товаров - первой ступени интеграции. В ближайшие 3 года он будет дополнен общим рынком услуг, капитала и труда. Услуги (включая транспортные, энергетические и финансовые) должны будут предоставляться на условиях национального режима в рамках всех трех государств ЕЭП [2].

Объединение рынков дает лишь треть от 15% прироста ВВП, ожидаемого в 10-летней перспективе в результате успешной евразийской интеграции (согласно расчетам по модели интегрированных межотраслевых балансов государств-членов Таможенного союза [2]). И хотя уже в первый год полно-

масштабной работы союза прирост взаимной торговли составил почти 50%, дальнейший экономический эффект интеграции будет зависеть от общей политики развития. Она должна разрабатываться с учетом закономерностей современной экономики, смены базовых технологий и обусловленным этим процессом глобальным кризисом. Это должна быть политика опережающего развития, основанная на концентрации ресурсов ЕЭП на ключевых направлениях нового технологического уклада.

Выводы

Представленные материалы позволяют сделать вывод, что для ускорения интеграционных процессов и развития кооперационных связей в рамках ЕЭП необходимо интенсифицировать работу по гармонизации нормативной правовой базы, в первую очередь в части сближения национальных законодательств. Это потребует немалых усилий и творческого подхода от представителей законодательной и исполнительной власти, должностных лиц, специалистов и ученых всех стран-участниц евразийской интеграции [2].

Литература

1. Азанов Б.К. Единое экономическое пространство и Евразийский союз Республики Беларусь, Казахской Республики и Российской Федерации: единые цели, единое будущее // Сб. докладов Евразийского научного форума «Евразийская интеграция: становление и развитие» (Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2012 г.). СПб., 2012. - С. 14-16.

2. Глазьев С.Ю. Рубежи достигнуты, цели определены, задачи поставлены // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 12. -С. 5.

3. Панина Е.В. Социально-экономические и законодательные аспекты развития Евразийского экономического союза // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2012. - № 12. - С. 19-20.

Common Economic Space and Customs Union: vector of development

Aldabergenova Zhuldyzai - teacher of the State school-lyceum No. 7 with Russian language of teaching named after N.A. Marabaev (Kazakhstan), researcher of Interdisciplinary Research and Educational Center "Eurasian Union - the Kazakh Republic" with LLP "Kazakh diversified company", Aktau, Mangistau region, Republic of Kazakhstan

The article reflects the current conditions and the state of the Eurasian integration, highlights the priorities of the Common Economic Space and Customs Union. Theoretical and experimental studies were performed.

Key words: Eurasian Union, Common Economic Space, Customs Union, Commonwealth of Independent States

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 2 (15). P. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.