Научная статья на тему 'Формирование казахстанской стратегии содействия международному развитию'

Формирование казахстанской стратегии содействия международному развитию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАКОНОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагидан Анар Жарылкасынкызы, Карибаева Эльмира Толегеновна

В данной статье рассматриваются вопросы формирования казахстанской стратегии содействия международному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование казахстанской стратегии содействия международному развитию»

6

№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

Сагидан Анар Жарылкасынкызы,

главный эксперт-начальник отдела международного законодательства

и сравнительного правоведения Института законодательства РК, кандидат юридических наук

Карибаева Эльмира Толегеновна,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства

и сравнительного правоведения Института законодательства РК, магистр юриспруденции, М.В.А.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОЙ СТРАТЕГИИ СОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ

Официальная помощь в целях развития (Official Development Assistance) (далее -ОПР) направлена на содействие социально-экономическому развитию развивающихся стран и определяется Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (далее - КСР ОЭСР) как транзакции, осуществляемые с целью содействия социальному развитию развивающихся стран, а также содержащие финансовые условия грантовой поддержки, которые должны предоставляться на концессионной основе.

ОПР предоставляется странам-партнерам, определенным в качестве получателей ОПР в списке КСР ОЭСР либо международным многосторонним институтам с целью финансирования имиэтих государств. При этом должны соблюдаться следующие условия:

1. Ресурсы должны предоставляться официальными органами, включая центральные правительства и региональные власти.

2. Основной целью каждой операции является ее направленность на содействие социально-экономическому развитию и повышению благосостояния развивающихся стран.

3. Помощь должна иметь льготный характер, который подразумевает наличие в помощи грант-элемента в размере не менее 25% (при расчете по фиксированной ставке дисконтирования в 10%) [1].

Осуществление политики содействия международному развитию (далее - СМР)

является совместной ответственностью всего международного сообщества, в связи с чем правительства ряда зарубежных стран приняли на себя обязательства осуществлять необходимые действия в рамках достижения целей, обозначенных в таких международных соглашениях как Декларациятысячелетия ООН и Цели развития тысячелетия (в т.ч. Монтеррейский консенсус Международной конференции по вопросам финансирования развития и Планы действий, представленные на саммитах по содействию развитию в Мехико и Йоханнесбурге), а также обязательства Парижской Декларации по вопросам повышения эффективности внешней помощи.

ОПР осуществляется правительствами государств в рамках принятого законодательства, либо согласно принципам и обязательствам, определенным в международных соглашениях в интересах содействия развитию.Так, к основным нормативным правовым актам, регулирующим политику содействия развитию, следует отнести: в Великобритании - 1) Закон о международном развитии (2002), который определяет цели финансирования программ в сфере содействия международному развитию, обязанности и ответственность уполномоченных органов, процедуры их взаимодействия с международными финансовыми институтами; 2) Закон об отчетности и прозрачности международного развития (2006) определяет процедуры и параметры ежегодной отчетности

перед парламентом;

в Италии - 1) Закон № 49(1987), который предусматривает необходимость создания Генеральной дирекции по содействию развитию; 2) постановление Президента Республики от 12 апреля 1988 г. № 177 и постановления Совета Генеральной дирекции и специальные нормативные документы по отдельным вопросам;

в США - 1) Закон о внешней помощи (1961); 2) отдельные законодательные акты по конкретным приоритетам (Закон о лидерстве в борьбе с ВИЧ/ СПИДом, туберкулезом и малярией 2008 г., Закон о поддержке восточно-европейской демократии 1989 г. и др.);

в Канаде - Закон об ответственности оказания официальной помощи развитию (2008).

В зарубежных странах, где отсутствуют нормативное регулирование в области СМР, правительства принимают необходимые меры по легитимизации отношений в области СМР и руководствуются при этом стратегическими документами, определяющими приоритеты политики сотрудничества в СМР: заявления и перекрестные документы, приложенные к законам (Франция); принципы (Германия), заявления, доклады и отчеты (Норвегия, Нидерланды, Франция), хартии (Япония) и конвенции (Российская Федерация) [2].

На современном этапе в сфере СМР увеличиваются объемы ОПР, расширяется круг участников и соответственно появляются «новые» страны-доноры и страны-партнеры.

Республика Казахстан оказывает ОПР в рамках принятых международных обязательств, тем самым, увеличивая свое влияние как нового партнера в СМР (нового донора).

Важно отметить, что в настоящий момент Казахстан находится на этапе формирования легитимной основы ОПР. В частности, ведется работа поразработке проекта Закона Республики Казахстан «Об официальной помощи развитию» на основе утвержденной 9 апреля 2013 г. Указом Президента Республики Казахстан

Концепции в сфере официальной помощи развитию, определившей цели и принципы национальной политики в области СМР. Уполномоченным государственным органом, ответственным за политику в сфере СМР, является Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

Указанная Концепция принятав целях четкого регламентирования механизма ОПР, принципов финансового планирования, определения требо-

ваний к ее оказанию, порядка технического сопровождения и последующего мониторинга.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 4 Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года №840 «Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан» проект названного законодательного акта должен разрабатываться согласно Концепции.

Вместе с тем, одной законодательной основы недостаточно для реализации эффективной политики СМР, поскольку в системе содействия развитию особая роль отводится механизмам построения эффективного взаимодействия с многосторонними организациями (некоммерческими и неправительственными организациями, местным органами власти, образовательными и исследовательскими учреждения, частными организациями), странами-донорами и странами-партнерами по глобальному развитию.

В законопроекте целесообразно предусмотреть процедуры взаимодействия Министерства иностранных дел в режиме централизации и более высокой координации с другими участниками (Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования), ответственными за реализацию национальной политики в сфере ОПР, и четко определить их обязанности.

Прежде всего, основными органами и структурами, ответственными за реализацию политики в сфере СМР и предоставление официальной помощи развитиюв зарубежных странах, являются:

Франция: Французское агентство развития (AFD) при содействии с Министерством иностранных и европейских дел, Министерство экономики, промышленности и занятости, Министерство иммиграции, интеграции, национальной идентичности и развития партнерства.

Япония: Министерство иностранных дел, Агентство Международного сотрудничества и Международный фонд экономического сотрудничества.

США: Президент (общее руководство), Государственный департамент, Агентство США по международному развитию (USAID), Государственный секретарь, Совет национальной безопасности, ведомства (Министерство обороны, Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных

услуг, Министерство внутренних дел, Корпус мира), а также специализированные учреждения, созданные в форме государственных корпораций (Корпорация «Вызовы тысячелетия»), временные и постоянные межведомственные комитеты.

Нидерланды: Генеральный директорат по международному сотрудничеству и соответствующий отдел при Министерстве иностранных дел Нидерландов.

Канада: Премьер-министр, парламентские секретари, специализированные министерства (иностранных дел и международной торговли, финансов, гражданства и иммиграции, обороны, здравоохранения, охраны окружающей среды, труда, промышленности) и ведомства (Канадское агентство международного развития, Исследовательский центр по международному развитию, Королевская канадская конная полиция, Парки Канады).

Италия: министерства иностранных дел, экономики и финансов.

Великобритания: Министерство международного развития.

Германия: Правительство, Федеральное министерство по сотрудничеству и развитию, исполнительные организации (Германская служба развития, Германское общество инвестиций и развития, Банк развития, Германское общество научно-технического сотрудничества, Организация международного повышения квалификации и развития, Центр международной миграции и развития, Германская служба академических обменов, церковные институты, политические и иные частные фонды, а также организации, общества и инициативы, которые частичноили полностью поддерживаются государством.

Австралия: Австралийское агентство по международному развитию (АшАГО), Министерство иностранных дел и внешней торговли.

Российская Федерация: Президент(общее руководство), Правительство и министерства иностранных дел и финансов.

Китай: Коммунистическая партия Китая (координация), группа государственного Совета по международным отношениям, возглавляемая Премьер-министром Китая, министерства торговли, иностранных дел, сельского хозяйства,образования, здравоохранения, транспорта и массовых коммуникаций, науки и технологий.

Индия: министерства иностранных дел, финансов и торговли, Индийский совет по культурным отношениям, индийские

официальные исследовательские институты и государственные учреждения.

Бразилия: Министерство иностранных дел и его подведомственное учреждение - Агентство по сотрудничеству, круг государственных учреждений (Координационное учреждение по развитию и продвижению человеческих ресурсов, Национальный совет по развитию науки и техники), исследовательские институты, подведомственные министерствам здравоохранения, сельского хозяйства, науки и технологий, федеральные университеты и институты, а также Бразильская исследовательская корпорация в области сельского хозяйства и Национальная служба производственного обучения.

ЮАР: Фонд возрождения Африки; правительственные департаменты (обороны, образования, охраны и безопасности, полезных ископаемых и энергетики, торговли и промышленности, юстиции и конституционного развития, искусства и культуры, государственной службы и управления, государственных предприятий, по общественным работам, науки и технологий, сельского хозяйства), полугосударственные структуры и другие официальные учреждения (Банк развития Южной Африки, Независимая избирательная комиссия, Корпорация промышленного развития, Научный совет по гуманитарным наукам, Национальный научный фонд, Южноафриканский институт управления содействием развитию) [2].

Полагаем также, в названии проекта закона «Об официальной помощи развитию» следует указать на международный характер оказываемой помощи. В качестве варианта предлагаем следующее название законопроекта: «Об официальной помощи международному развитию».

Безусловно, ОПР является одним из основных институтов предоставления помощи развивающимся странам международной политики содействия развитию.В соответствии с казахстанской Концепцией в сфере ОПР под «официальной помощью развитию» понимается «предоставление государством финансовых ресурсов в целях, прежде всего, экономическогоразвития и повышения благосостояния развивающихся стран, льготных по своей природе, с содержанием безвозмездного элемента не менее 25%». Исходя из данного определения, отличительной особенностью ОПР является:

а) направленность на содействие социально-

экономическому развитию и повышению благосостояния развивающихся стран и б) льготный характер (наличие в помощи грант-элемента в размере не менее 25%).

Из приведенного определения ясно, что формулировка «официальной помощи развитию» в Концепции соответствует терминологии КСР ОЭСР.

Наряду с финансовыми ресурсами, переданными развивающимся странам для содействия их развитию, официальная помощь предполагает и другие составляющие (торговля, капиталовложения, окружающая среда, безопасность, техническое сотрудничество и др.).

В соответствии со сложившейся международной практикой в сфере ОПРв законопроекте следует четко выделить секторальные и региональные приоритеты в таких областях, как:

1) социальная сфера (образование, здравоохранение, водоснабжение и санитария, государственное управление и развитие институтов гражданского общества, преодоление бедности, урегулирование конфликтов, поддержка мира и безопасности);

2) поддержание роста производства (обеспечение продовольственной безопасности и борьба с голодом, развитие торговли, развитие аграрного сектора),

3) защита окружающей среды;

4) инфраструктура (развитие государственно-частных партнерств (ГЧП), транспортных систем и энергетики, привлечение прямых иностранных инвестиций).

Немаловажными аспектами ОПР являются вопросы управления, финансирования, мониторинга, оценки эффективности помощи, а также наличие механизмов планирования программ оказания помощи на двусторонней и многосторонней основе и учета финансовых ресурсов дляреализация программ СМР.

Управление финансированием для ОПР должно являться частью широкого спектра сотрудничества Министерства иностранных дел Республики Казахстанс другими ключевыми министерствами Республики Казахстан в сфере финансов, стратегического и бюджетного планирования, налоговой и бюджетной политики, а также политики в области государственного и гарантированного государством заимствования и долга, государственной инвестиционной политики. Указанное позволит коллегиально решать министерствам иностранных дел, финансов, стратегического и бюджетного плани-

рования, налоговой и бюджетной политики, а также политики в области государственного и гарантированного государством заимствования и долга, государственной инвестиционной политики и др.

В законопроекте следует предусмотреть принципы, определенные в международных соглашениях и в законодательстве зарубежных стран в интересах СМР, такие как:

- принцип подотчетности (ассои^аЫШу) - в целях обеспечения прозрачности деятельности вовлеченных систем, создание эффективных систем контроля и защиты от коррупции;

- принцип последовательности политики (policy coherence), в соответствии с которым управление финансированием для СМР является частью широкого спектра сотрудничестваМинистерства иностранных дел и других министерств в сфере ОПР.

Как правило, ОПР осуществляется в различных формах:

1) выделением целевых финансовых грантов или осуществлением безвозмездных поставок товаров и/или оказанием услуг;

2) предоставлением кредитов по льготным процентным ставкам, соответствующим «официальной помощи развитию» по классификации ОЭСР;

3) оказанием технического содействия;

4) предоставлением развивающимся странам тарифных преференций и иных льгот в целях облегчения доступа производимых ими товаров и услуг на рынки и иным формам, не противоречащим законодательству страны.

Согласно КСР ОЭСР, гранты, займы и кредиты для военных целей не рассматриваются в качестве ОПР. Финансовая поддержка частным лицам (пенсии, компенсации, страховые выплаты и пр.) также не учитывается в ОПР.

Таким образом, требуется тщательная проработка законопроекта «Об официальной помощи развитию» в соответствие с наиболее эффективными моделями содействия международному развитию, с участием научного и академического сообщества, общественности и бизнеса. При этом важно учитывать геополитические и национальные интересы, экономические возможности, накопленный международный опыт для достижения стратегических целей в области СМР и результативности деятельности на международном уровне, а также обеспечения прозрачности, подотчетности и нацеленности на результат программ ОПР.

Список литературы

1. Содействие международному развитию. Курс лекций / Под редакцией В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. 2012. - 408 c.URL: http://www.woridbank.org/content/dam/Woridbank/document/eca/ ODA-lectures.pdf

2. Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию. Учеб.-темат. пособие. Отв. ред. М.В. Ларионова. URL: file:///C:/Users/karibaeva.e.ADILET/Desktop/multilateral_ international_institutions_toolkit.pdf

Мацалада халыцаралъщ дамуга жэрдемдесудщ цазацстандыц стратегиясын цалыптастыру мэселелер1 царастырылган.

Ty^u свздер: дамуга ресми квмек, халыцаралыц даму, зац жобасы.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования казахстанской стратегии содействия международному развитию.

Ключевые слова: официальная помощь развитию, международное развитие, законопроект.

This article considers the problem of Kazakhstan's strategy of the International Development Assistance.

Keywords: Official DevelopmentAssistance, the International Development, the draft of Law.

Анар Жарылкасынкызы Сагидан,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ы^тану бeлiмшщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Эльмира Телегенкызы Кэр1баева,

КР Зац шыгару институты халыщаралыщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ыщтану бeлiмiнiц ага гылыми ^ызметкер^ зац магистрi

Халыкаралык дамуFа жэрдемдесудщ казакстандык стратегиясын калыптастыру

Сагидан Анар Жарылкасынкызы,

главный эксперт-начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, к.ю.н.

Карибаева Эльмира Толегеновна,

старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, магистр юриспруденции, М.В.А.

Формирование казахстанской стратегии содействия международному развитию

SagidanAnar,

Head of the Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of Juridical Sciences

KaribayevaElmira,

Senior Researcher, Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, LL.M., M.B.A.

The formation of Kazakhstan's strategy of the International Development Assistance

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.