Халыцаралыц щцыц жэне салыстырмалы щцыцтану
УДК 341.21
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В СУВЕРЕННОМ КАЗАХСТАНЕ
Абайдельдинов Ербол Мусинович
Главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства Республики Казахстан, профессор кафедры международного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, д.ю.н.; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: право, права человека, Республика Казахстан, Устав ООН, Конституция, международный договор, Всеобщая декларация прав человека.
Аннотация. В статье рассматривается формирование подходов конституционного регулирования в сфере реализации норм международного права на территории Казахстана с момента принятия первой Конституции до современности. Отмечается, что страна стремится выполнить все международные договоры, заключенные на двухсторонней и многосторонней основе, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В то же время в стране наблюдается определенная эволюция подходов к нормативному регулированию выполнения международных договоров со времени принятия первой Конституции в 1993 году до Основного закона 1995 года. Кроме того, обращено внимание читателя на изменения и дополнения, внесенные в Конституцию Республики Казахстан, принятые 10 марта 2017 года, которые предусматривают целый ряд мер по совершенствованию соотношения международного и внутригосударственного права, что дает возможность более осмотрительно, без каких-либо непреодолимых противоречий с Основным законом страны, на основе всего действующего внутригосударственного законодательства, подходить к исполнению взятых страной международных обязательств.
Рассмотрены полномочия Конституционного Совета Республики Казахстан нарас-смотрение международных договоров до ратификации на соответствие их Конституции, а также дополнительные полномочия этого органа конституционного контроля, введенные 10 марта 2017 года в числе изменений и дополнений в Конституцию. Сделан вывод о том, что в Казахстане на конституционном и законодательном уровнях принимаются все необходимые меры для добросовестного выполнения международных обязательств, для недопуска каких-либо коллизий международных обязательств и национальных особенностей страны, сохранения и укрепления суверенитета государства.
ЕГЕМЕНД1 ЦАЗАЦСТАНДА хальщаральщ шарттарды ОРЫНДАУДЫ КОНСТИТУЦИЯЛЫЩ РЕТТЕУ
Ербол МYCШ¥лы Абайдшдинов
Казацстан Республикасыныц Зацнама институты халыцаралыц зацнама жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлгмгнщ бас зылыми цызметкерг, Л.Н.Гумилев атындагы Еуразия улттыцуниверситеттщ зац факультетi халыцаралыц цщыц кафедрасыныц профессоры, з.г.д.; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
TYum свздер: цуцыц, адам цщыцтары, Казацстан Республикасы, Бiрiккен ¥лттар ¥йымыныц Жаргысы, Конституция, халыцаралыц шарт, Адам цщыцтарыныц жалпы декларациясы.
Аннотация. Казацстан территориясында бiрiншi Конституцияны цабылданган-нан бастап цазiргi уацытца дешн халыцаралыц цуцыц нормаларын жузеге асыру ая-сындагы конституциялыцреттеу эд^тертщ цурылуы царастырылады. Мемлекеттщ халыцаралыц цуцыцтыц жалпыга ортац принциптерi мен нормаларына сэйкес ею-жацты жэне квпжацты негiзде жасасцан барлыц халыцаралыц шарттарды орында-уга багытталганын атап втiледi. Сонымен цатар, 1993 жылгы бiрiншi Конституцияны цабылдаганнан бастап 1995 жылгы Негiзгi зацды цабылдаганга дешн халыцаралыц
шарттарды орындаудыц нормативтт реттеу эд1стер1н1ц белгш эволюциясы байца-лады. Будан басца, халыцаралыц жэне мемлекетштк цуцыц арацатынасын жетгл-дгру бойынша б1рсыпыра эд\стерд1 цамтитын, 2017 жылгы 10 наурызда цабылданган Казацстан Конституциясына енг1з1лген взгертулер мен толыцтырулар оцырман на-зарына аударылган. Жогарыда аталган взгертулер мен толыцтырулар барлыц зрекет ететт мемлекетштк зацнама неггзтде, Басты зацмен цандай да бгр цайшылыцсыз, мемлекеттщ взте алган халыцаралыц мтдеттемелерт орындауды одан да нацты бай-цауга мYмкiндiк беред1.
Халыцаралыц шарттарды ратификациялау мен олардыц Конституцияга сзйкестi-гт царастыруга Казацстан Республикасы Конституциялыц Кецестщ вшлеттш, со-нымен цатар, 2017 жылгы 10 наурызда енгiзiлген бул конституциялыц бацылау орга-ныныц цосымша вкiлеттiктерi царастырылады. Казацстанда конституциялыц жзне зацнамалыц негЬзде халыцаралыц мiндеттемелердi зды орындау Yшiн, халыцаралыц мт-деттемелер мен мемлекеттщ улттыц ерекшелттертде цандай да бiр коллизияларды болдырмау Yшiн, мемлекеттщ егемендшн сацтау мен кушейту Yшiн барлыц цажеттi здiстерi цабылданады деген цорытынды жасалынады.
CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL TREATIES IN SOVEREIGN KAZAKHSTAN
Abaideldinov Yerbol М.
Chief Researcher of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan;
Professor of the Department of International Law, Faculty of Law,
L.N. Gumilyov ENU, Doctor of law sciences;
Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: Law, human rights, Republic of Kazakhstan, United Nations Charter, Constitution, international treaty, Universal Declaration of Human Rights.
Abstract. The article discusses the formation of approaches to constitutional regulation in the implementation of international law on the territory of Kazakhstan since the adoption of the first Constitution to the present.
It is noted that the country seeks to implement all international treaties concluded on a bilateral and multilateral basis, in accordance with generally accepted principles and norms of international law. At the same time, there is a certain evolution in the country of approaches to the normative regulation of the implementation of international treaties since the adoption of the first Constitution in 1993 to the Basic Law of 1995. In addition, the reader's attention was drawn to the amendments and additions made to the Constitution of the Republic of Kazakhstan, adopted on March 10, 2017, which provide for a number of measures to improve the balance between international and domestic law, which makes it possible to be more careful, without any insurmountable contradictions the law of the country, on the basis of all applicable domestic legislation, to approach the fulfillment of international obligations assumed by the country.
The authorities of the Constitutional Council of the Republic ofKazakhstan to consider international treaties prior to ratification for compliance with their Constitution, as well as the additional powers of this body of constitutional control, introduced on March 10, 2017 among amendments and additions to the Constitution, are considered. It was concluded that in Kazakhstan, at the constitutional and legislative levels, all necessary measures are taken to fulfill international obligations in goodfaith, to prevent any conflicts of international obligations and national peculiarities of the country, to preserve and strengthen the sovereignty of the state.
Принцип «Pacta sunt servanda» («Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться») был закреплен в 1969 году в Венской Конвенции о праве международных договоров1 и стал одним из основных принципов международного права, в том числе и
в сфере прав человека. Как известно, в современный период истории положение о необходимости защиты и уважения прав человека было включено в Устав ООН (вступил в силу 24 октября 1945 года).
Обращение к Уставу Организации Объединенных Наций, являющемуся осново-
1 Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Информационная система «Параграф». Обращение 5 марта 2017 г.
Халыцаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцпшну
полагающим международно-правовым документом, на принципах и нормах которого базируется и развивается все последующее международное право, показывает, что в его Преамбуле на первый план поставлена задача «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе», и вслед за этим пунктом - «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Далее статья 1 Устава ООН определяет приоритетность целей данной организации:
1. Поддерживать международный мир и безопасность...;
2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.;
3. Осуществлять международное сотрудничество. в поощрении и развитии уважения к правамчеловека и основнымсвободамдлявсех, без различия расы, пола, языка и религии.2.
Здесь видно, что обращенность к правам и свободам человека, по замыслу авторов Устава ООН, будет продуктивной лишь после осуществления первых важнейших целей: поддержание мира и безопасности на всей планете, гарантии равноправия и самоопределения государств, обеспечение их суверенитета.
Создатели Устава ООН все были свидетелями или непосредственными участниками самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества войны, поэтому они ясно понимали, что только в условиях мирного сосуществования можно говорить о правах и свободах человека, их неприкосновенности.
Таким образом, задача уважения и защиты прав и основных свобод человека в самой авторитетной международной организации входит в приоритетный список ее целей, и в то же время стоит как бы на третьем месте. На первое место поставлена основополагающая, и, как показывают события XX и первых десятилетий XXI века, всегда актуальная задача - обеспечивать международный мир и безопасность.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую Декларацию прав человека» (далее - ВДПЧ), которая стала основой для Международных Пактов о правах человека от 16 декабря 1966 года. Масштаб-
ность и значимость ВДПЧ охарактеризовал видный специалист в сфере прав человека проф. В.А. Карташкин, который отметил, что «Всеобщая Декларация прав человека» послужила моделью при разработке конституций более чем в 100 государствах. Ее нормы и положения воспроизводятся в Основных законах или разработаны под ее влиянием... государства ... обязаны руководствоваться ее положениями, поскольку большая их часть стала jus cogens т.е. обязательными для всех государств» [1].
После Второй мировой войны был принят ряд международных документов в сфере прав человека, совокупность которых составила Международный билль о правах человека. Ряд ученых-международников считает, что совокупность принципов международного права, содержащихся в Билле о правах человека, образует так называемую общечеловеческую конституцию [2].
Напомним, что в «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» от 24 октября 1970 г. принцип «добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций»3 напрямую указывает на обязательность, императивность ряда иных вышеперечисленных в цитируемой Декларации принципов, касающихся обеспечения мира, суверенитета государств, обязательного выполнения обязательств по сотрудничеству (торговля; договоры о мире и границах, которые исторически складывались как бессрочные и не подлежащие изменениям или денонсации и т.д.).
И только относительно в недавнее по историческим меркам время, в Хельсинкском Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, принцип «уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» наряду с такими, как принцип невмешательства во внутренние дела; принципы территориальной целостности государства и нерушимости границ получил свое закрепление в качестве общепризнанного международно-правового принципа4.
2 Устав Организации Объединенных Наций //Международные акты о правах человека. Сборник документов. -М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - 784 с.
3 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года //http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/intlaw_principles.shtml Обращение 10 сентября 2017 г.
4 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт. Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях //https://www.osce.org/ru/ minis•terial-councils•/39505?download=true Обращение 7 ноября 2018 г.
Отсюда совершенно закономерно авторы первого совместного казахстанско-россий-ского двухтомного учебника международного права, отметили, что права человека являются «новеллой международного права», возникшей после окончания Второй мировой войны, когда вопросы регулирования прав человека перестали быть прерогативами только национального законодательства государств» [3,50].
В указанном выше казахстанско-россий-ском учебнике очерчены основные временные контуры, или этапы, формирования и становления международного права и предлагается периодизация истории международного права, берущая свое начало с 4 тыс. до н.э. [3, 66]. В соответствии с обозначенной периодизацией развития международного права, можно вполне обоснованно утверждать, что принцип «Pacta sunt servanda» в течение почти шести тысяч лет находил свое постепенное все более широкое распространение и признание в международных отношениях, начиная с соблюдения договоров древнего времени о войне и мире, выполнения соглашений в торговле, договоров перевозок (сопровождения грузов, например, по Великому Шелковому пути), мореплавании и др., до современного международного космического, экологического и т.д. права, т.е. постепенно охватывал самые важные для своего времени межродовые, межплеменные, а затем и межгосударственные отношения.
Таким образом, отрасли международного права, его отдельные институты и нормы имеют как длительный исторический период своего становления, так и относительно непродолжительный (отрасли-новеллы, как было отмечено выше), разное время своего появления и закрепления - со времени формирования протомеждународного права до современности.
Вполне закономерно, что становление новой для человечества отрасли международного права происходит с определенными трудностями, обусловленными некоторыми несовпадениями, а то и противоречиями со сложившимися веками национальными представлениями о правах человека и механизмами их защиты на уровне конституций и внутригосударственного законодательства. Поэтому вопрос о реализации принципа «Pacta sunt servanda», касающегося выполнения международных обязательств и на сегодня имеет острую актуальность для всех суверенных стран, в том числе и для Казахстана.
Анализ двух последовательно принятых в Республике Казахстан Конституций 1993 и 1995 года и внесенных 10 марта 2017 года в Основной закон страны поправок, касающихся международных договоров, показывает, что в стране на конституционном уровне
закреплялся все более гибкий подход к исполнению международных договоров, который был направлен на более эффективное, непротиворечивое взаимодействие международного и внутригосударственного права на основе общепризнанных принципов и норм международного права, приемлемое сочетание сохранения интересов и особенностей государства при выполнении взятых страной обязательств, а также решений и рекомендаций международных организаций.
Так, Конституции Республики 1993 года устанавливала (статья 3) приоритет перед ее законами международно-правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, признанных Республикой Казахстан - как ратифицированных, так и нератифицированных.
Конституции 1995 года (пункт 2 статьи 4) установила, что «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики». Согласно пункту 1 этой статьи, действующим правом в Республике Казахстан признаются соответствующие нормам Конституции международные договоры и иные обязательства Республики.
П. 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан закрепил положение о том, что только международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. (Приводится в редакции до внесения изменений и дополнений в Конституцию РК от 10 марта 2017 года).
В Республике Казахстан, как отмечено в Постановлении Конституционного Совета от 11 октября 2000 года, приоритетность в соотношении международного и национального права для нашей страны означает преимущественную юридическую силу норм права одной правовой системы над другой, носящую не абсолютный, а ситуативный характер: «... приоритет перед законами Республики могут иметь только ратифицированные Казахстаном международные договоры. Непосредственное применение таких международных договоров, имеющих приоритет перед законами Республики, не означает отмену ими норм действующих законов. Приоритет перед законами и непосредственное применение ратифицированных международных договоров на территории Республики предполагают ситуативное превосходство норм таких договоров в случаях коллизий с нормами законов».
В этом же Постановлении отмечено: «Конвенция (Венская Конвенция о праве международных договоров - А.Е.) не определяет порядка исполнения договора. Это относится к конституционным и законодательным прерогативам государств и вытекает из общепри-
Хальщаралыц цщьщ жэне салыстырмалы к^цыцтану
знанного принципа международного права -суверенного равенства государств.»5.
Из смысла приведенной нормы Конституции вытекает, что приоритет перед законами и непосредственное применение ратифицированных международных договоров на территории Республики предполагают ситуативное превосходство норм таких договоров в случаях коллизий с нормами законов. Иначе говоря, такое преимущество возможно, когда возникают условия, подпадающие под действие ратифицированных международных договоров, если из самих договоров не следуют требования издать законы для их применения.
Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, принятые 10 марта 2017 года, предусматривают целый ряд мер по совершенствованию соотношения международного и внутригосударственного права. Пункт 3 статьи 4 Конституции изложен в следующей редакции: «3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики.»6.
Эта поправка, на наш взгляд, дает возможность более осмотрительно, без каких-либо непреодолимых противоречий с Основным законом страны, на основе всего действующего внутригосударственного законодательства (совокупности законодательных и подзаконных нормативных правовых актов), адаптирующегося к вызовам времени гораздо быстрее, чем Конституция, подходить к исполнению взятых страной международных обязательств.
Кроме того, к полномочиям рассмотрения
Конституционным Советом РК до ратификации международных договоров на соответствие их Конституции добавлено еще одно положение (п. 2 ст. 72 Конституции) - рассмотрение вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики по обращению Президента в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства (подпункт 10-1) статьи 44 Конституции РК. По всей видимости, в число вступивших в силу законов или иных правовых актов входят как законы о ратификации, так и сами международные договоры как часть действующего в стране права.
Совершенно очевидно, что внесенные в Конституцию РК изменения и дополнения направлены на обеспечение и защиту ключевых для нашего государства ценностей, норм «особо важного значения» - по смыслу статьи 46 Венской Конвенции о праве международных договоров, не подлежащих изменению, перечень которых расширен в новой редакции пункта 2 статьи 91 Конституции: «2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики ... являются неизменными.».
Внесенные в Конституцию поправки показывают, что в Республике Казахстан принима-ютсявсенеобходимыемерыдлядобросовестно-го выполнения международных обязательств, для предотвращения конфликта норм заключенных международных договоров и положений Конституции, недопуска каких-либо коллизий международных обязательств и национальных особенностей страны, сохранения и укрепления суверенитета государства.
ЛИХЕРАХУРА
1. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосу-дарственном праве. - М.: Институт государства и права РАН, 1ЯЯ5. - 134 с.
2. Баранов В.М. Международно-правовые знания в научном и учебном процессе77Государство и право. - 1ЯЯ6. - №4. - С. ЗЯ.
3. Международное право: Общая часть 7 отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.М. Абайдельдинов. — Воронеж, 201З. - С. 50.
REFERENCES
1. Kartashkin V.A. Prava cheloveka v mezhdunarodnom i vnutrigosu darstvennom prave. - M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 1ЯЯ5. - 1З4 s.
2. Baranov V.M. Mezhdunarodno-pravovye znanija v nauchnom i uchebnom processe 77 Gosudarstvo i pravo. - 1ЯЯ6. - №4. - S. ЗЯ.
3. Mezhdunarodnoe pravo: Obshhaja chast ' 7 otv. red. A.H. Abashidze, E.M. Abajdel'dinov. -Voronezh, 201З. - S. 50.
5 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 2000 года № 18/2 Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан // СПС «Параграф». Обращение 11 октября 2016 г.
6Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/Document/?docid=32937557#pos=3;-274 Обращение 14 сентября 2018 г.