Научная статья на тему 'Некоторые современные приоритеты в имплементации норм международного права в республике Казахстан'

Некоторые современные приоритеты в имплементации норм международного права в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ТЕРРОРИЗМ / НАРКОБИЗНЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович

В настоящей статье рассмотрены некоторые современные приоритеты и опыт наиболее развитых стран в имплементации норм международного права в национальное законодательство в соответствии с Конституцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые современные приоритеты в имплементации норм международного права в республике Казахстан»

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

некоторые современные приоритеты в имплементации норм международного права в республике Казахстан

Выдвижение тех или иных приоритетов в очередности присоединения к международным договорам и имплементации норм международного права в национальном праве связано не только с внутригосударственными потребностями, но и с разнообразными процессами, происходящими в мире, а потому этот процесс подвижен. Приоритеты могут быть достаточно устойчивыми, и преходящими - по мере решения тех задач, которые возникают перед государством или даже мировым сообществом. в связи с этим возникают вопросы, решение которых имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение. К ним можно отнести вопрос, имеющий непосредственное отношение к теме нашей статьи: какие приоритетные направления на современном этапе существуют во взаимодействии национального права Казахстана с международным правом, в приоритетности имплементации норм международного права в национальную систему права.

Необходимо отметить, что решения об основных направлениях развития государства и права в нашей стране принимаются на основе целого ряда факторов, как объективного, так и субъективного характера, зависящих от политической, экономической и иной ситуации и целесообразности. Немаловажную роль играет то, что в случае признания республикой международных договоров возникают вопросы их обеспечения: реализация норм международного права зачастую требует разработки и принятия национальных нормативных правовых актов, организационных мероприятий, осуществляемых государством в лице заинтересованных министерств и иных государственных органов, а также значительных материальных и финансовых затрат.

Поэтому в определении приоритетов в соотношении международного и национального права в каждой стране необходима единая политическая воля, которой обладает глава государства. Именно он во многом определяет уровень отношения к международным договорам, после-

довательность, в том числе и приоритетность их принятия.

Если обратиться к опыту наиболее развитых стран мира, то увидим, что в основе определения приоритетов во внешних отношениях лежат, главным образом, интересы страны. Эта мысль подтверждается длительным развитием человечества, и отмечена, в частности, в работе современного американского исследователя Дж. Гинзбургса, который, размышляя о взаимодействии международного и внутреннего права Соединенных Штатов Америки, писал о том, что «было бы явным преувеличением изобразить президента как некоего высоконравственного борца за интересы международного права, когда он, пренебрегая внутриполитическими соображениями, совместно со своими иностранными партнерами поддерживает ту или иную точку зрения... отказ от местнического подхода в пользу так называемого наднационального стандарта зачастую определяется прагматическими соображениями политического характера: ослабить напряженность и избежать конфликта в конкретном случае, добиться сближения с определенным государством, заключить сделку, в которой уважение права приносит тактический дивидент» [1, с. 86].

Президент РК в соответствии со статьей 40 Конституции является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях, а в соответствии с п. 11) ст. 44 Конституции ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.

Роль Президента РК в этой сфере была особенно незаменима в первые годы независимости, когда было принято достаточно много международных договоров. Казахстан активно присоеди-

нялся ко многим международным организациям, что породило в этой области известный феномен маятника, переходящего от одной крайности к другой - от отсутствия самостоятельно заключенных международных договоров до их большого и даже чрезмерного количества. В этой связи Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в 2001 году в ежегодном Послании Президента республики народу Казахстана выделил проблему ратификации международных договоров, количество которых к тому времени достигло почти 350, и еще к полусотне страна присоединилась посредством принятия законодательных актов, при общем количестве принятых за годы независимости нормативных правовых актов около одной тысячи. Президент поставил ряд вопросов: не слишком ли много мы берем на себя международных обязательств; все ли они отвечают интересам Казахстана; не мешают ли они нам развивать свое собственное национальное законодательство в соответствии с Конституцией Республики? Необходима инвентаризация этих договоров и принятых обязательств.

Президент в этом же Послании дал ответ на свои вопросы. Он отметил, что «впереди нас ждут большие задачи построения Казахстана, базирующегося на прочном фундаменте политической и социальной справедливости, экономической свободы, страны, в которой будет господствовать сила Закона» [2].

Действительно, это именно то, что нужно не только нам самим, но и всем партнерам во всем мире. В этом гарантия уверенного продвижения Казахстана к достойному будущему. Поэтому ответ на вопрос, сколько нам необходимо ратифицировать международных договоров, по нашему мнению, в самых общих чертах может быть таким: ровно столько, чтобы обеспечить эффективное существование нашей страны в мировом сообществе и построение правового государства, в котором будет господствовать сила Закона. И для этого Республике Казахстан необходимо участвовать в решении общих задач человечества и одновременно совершенствовать национальное право на уровне признанных мировым сообществом норм и принципов международного права.

Объективно сложившиеся после 1991 года условия мирового, регионального и национального развития привели к тому, что определение приоритетов в имплементации норм международного права в современное национальное право Республики шло, во-первых, с учетом тех обязательств Советского Союза, которые остались в силе и для суверенного Казахстана; во-вторых, с учетом глобальных вызовов, в решении которых участвует мировое сообщество; и, в-третьих, с точки зрения специфики политического и социально-экономического развития страны. Речь может идти о «прорыве» на от-

дельных направлениях международно-правовой деятельности республики - если интересы мирового сообщества и страны совпадают, и об относительном или даже полном «застое» на других направлениях.

В качестве современных приоритетов более чем двадцатилетнего взаимодействия национального права суверенного Казахстана с международным правом, имплементации норм международного права в национальную систему права можно условно выделить три направления. Это:

- участие страны в борьбе всего человечества с современными «вызовами» (распространение ядерного оружия, терроризм, наркотизм, решение экологических проблем и др.);

- формирование регионального сообщества на территории постсоветского пространства и появление такого феномена, как наднациональное право;

- утверждение правового государства, становление гражданского общества и связанное с этим совершенствование национального права, приведение его в соответствие с существующими общепризнанными принципами и нормами международного права.

в настоящей статье мы коротко остановимся на первом направлении. Стремительно изменяющийся мир ставит человечество перед решением новых и новых «вызовов» - проблем, от решения которых зависит не только благополучие той или иной страны, но и существование всего человечества. Наиболее актуальными задачами на современном этапе для всего мирового сообщества является предупреждение распространения ядерного оружия и установление контроля над имеющимся ядерным арсеналом; решение проблем предупреждения и распространения терроризма; борьба с распространением наркотиков.

Поэтому первым приоритетным направлением взаимодействия национального права суверенного Казахстана с международным правом мы выделили участие Казахстана в борьбе всего человечества с современными «вызовами», которое всегда проявляется в добровольной форме принятия на себя международных обязательств, хотя со стороны заинтересованных стран и международных организаций нередки и прямые обращения о ратификации или иной форме присоединения к международным договорам именно в этих сферах.

Компетенция нашей республики в сфере международного права при СССР была лишь декларацией, однако те объекты (полигоны, предприятия военно-промышленного комплекса) которые являлись объектом международных договоров, и после развала СССР оставшиеся в собственности Казахстана, дают право республике быть по ряду аспектов правопреемницей бывшего Советского Союза. Так, в «Меморандуме о договоренности

в связи с Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны» от 26 мая 1972 года, ратифицированном Республикой Казахстан 19 июня 1998 г. отмечено: «Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и Украина, ниже именуемые для целей настоящего Меморандума Государствами - правопреемниками Союза Советских Социалистических Республик (СССР), и Соединенные Штаты Америки...».

Сразу после распада СССР Казахстан стал государством, обладающим огромным по размерам ядерным оружием (четвертым в мире, превышающим суммарный запас ядерного оружия Франции и великобритании). На территории страны было размещено 104 ракеты СС-18 с 1400 ядерными боеголовками, 40 стратегических бомбардировщиков с 240 крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Мировое сообщество было заинтересовано в нераспространении ядерного оружия, и Казахстан начал подготовку к присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), выполнив целый ряд мероприятий, в т.ч. заключив и несколько международных договоров.

Появился ряд новых документов, закрепляющих твердую позицию Казахстана в деле нераспространения ядерного оружия, как этого требуют принятые страной международные обязательства и политические процессы, происходящие в мире.

Основным событием в этой сфере стал Указ Президента Республики Казахстан 29 августа 1991 года о закрытии Семипалатинского полигона, и с 2010 года по инициативе Казахстана ООН был учреждён Международный день борьбы против ядерных испытаний. Как отметил Президент Республики Казахстан, «этот исторический акт, совершённый ровно 21 год назад по воле народа нашей страны, имеет огромное цивилиза-ционное значение.

Первое. Для Казахстана это был решительный шаг к подлинному суверенитету и Независимости.

Второе. День 29 августа стал точкой отсчета в процессе обретения всей Центральной Азией статуса региона, свободного от ядерного оружия.

Третье. С закрытием Семипалатинского полигона стартовал новый этап глобального процесса ядерного нераспространения и разоружения» [3].

14 декабря 2001 года был ратифицирован Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Казахстан стал 77 государством, ратифицировавшим данный документ, хотя подписали его 160 государств мирового сообщества, включая трех обладателей ядерного

оружия - Францию, Россию и Великобританию. Ускорению ратификации способствовало личное обращение Генерального секретаря ООН Кофи Аннана к президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву с призывом ускорить ратификацию этого документа.

Обращает на себя внимание тот факт, что национальное законодательство нашей страны к тому времени уже имело соответствующий нормативный правовой акт о запрещении ядерных испытаний - Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 30 ноября 1990 года «О ядерном полигоне в Семипалатинской области» [4, с. 457], которое было принято еще во времена СССР, но, как отмечается в документе, «непринятие союзным правительством действенных мер по компенсации ущерба, нанесенного здоровью людей в результате многолетних ядерных взрывов, чревато непредсказуемыми последствиями, противостоянием населения республики с контингентом, обслуживающим полигон».

Этот не исчерпывающий перечень документов, принятых Казахстаном или с участием Казахстана, свидетельствует о том, что Казахстан активно участвует в процессе разоружения, выполняет международно-правовые обязательства в сфере уничтожения ядерного оружия и подтверждения своего статуса безъядерной страны.

В конце ХХ века человечество было серьезно озабочено размахом террористических нападений с применением взрывных устройств и тем, что в существующих многосторонних положениях международного права эти нападения не рассматриваются должным образом, и приняло ряд документов по борьбе с терроризмом на уровне ООН. В приложении к резолюции 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года «Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма» было отмечено, что «государства-члены Организации Объединенных Наций торжественно подтверждают, что они безоговорочно осуждают как преступные и не имеющие оправдания все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись, в том числе те, которые ставят под угрозу дружественные отношения между государствами и народами и угрожают территориальной целостности и безопасности государств». Резолюция 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года и содержащаяся в приложении к ней Декларация, дополнила Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года.

Основные положения этих международно-правовых документов вошли в национальное законодательство Казахстана. В Уголовном Кодексе Республики Казахстан от 16 июля 1997 года имеются статьи, предусматривающие наказание за терроризм вплоть до смертной казни или по-

жизненного лишения свободы. Столь суровые наказания за терроризм в государстве, утверждающем себя правовым, соответствуют требованиям международного права, в основе которого лежит идея защиты прав как отдельного человека, так и всего человечества.

Проблема терроризма с новой силой заявила о себе как глобальный вызов всему человечеству после террористических нападений, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ Колумбия) и Пенсильвании Соединенных Штатов Америки. Реакция мирового сообщества была незамедлительной. Помимо осуждения терроризма подавляющим большинством государств мира, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял Резолюцию от 28 сентября 2001 г. №1373 (2001), в которой безоговорочно осудил теракты и заявил о своей решимости предотвращать все подобные акты. Действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций СБ постановил, что все государства должны выполнить ряд основных действий:

ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств их гражданам или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались для совершения террористических актов;

безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц и организаций, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению;

запретить своим гражданам или любым лицам и организациям на своей территории предоставления любых средств, финансовых активов или экономических ресурсов для использования в интересах лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты;

СБ ООН призвал все государства стать как можно скорее участниками соответствующих международных конвенций и протоколов о борьбе с терроризмом, включая Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года;

полностью осуществить соответствующие международные конвенции и протоколы, касающиеся терроризма, и резолюции 1269 (1999) и 1368 (2001) Совета Безопасности и расширить сотрудничество в этой области и целый ряд других положений.

Параграфом 6 резолюции 1373 (2001), был создан Комитет Совета Безопасности для мониторинга исполнения резолюции. Комитет СБ ООН по борьбе с терроризмом принял руководящие принципы по предоставлению докладов в отношении шагов, предпринятых для исполнения резолюции не позднее 90 дней после ее при-

нятия. При составлении таких докладов государства должны указывать, со ссылкой на соответствующие положения резолюции 1373 (2001), принятые законодательные и административные меры или меры, содействующие исполнению данной резолюции, а также другие усилия, предпринятые ими в сферах, предусмотренных резолюцией.

Во исполнение резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1373 от 28 сентября 2001 года Правительство Республики Казахстан 15 декабря 2001 года приняло постановление №1644 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1373 от 28 сентября 2001 года». В этом постановлении Правительство дало поручение Центральным исполнительным органам (указывался список из девяти министерств) и иным государственным органам (Комитет национальной безопасности; Генеральная прокуратура; Национальный Банк; Агентство финансовой полиции Республики Казахстан) принять меры по выполнению положений резолюции СБ ООН; провести работу на основе руководящих принципов Комитета СБ ООН по борьбе с терроризмом в отношении подготовки и предоставления государствами докладов об осуществлении резолюции СБ ООН и представить информацию по результатам работы в Министерство иностранных дел Республики Казахстан до 20 декабря 2001 года. Далее Министерство иностранных дел Республики Казахстан должно было подготовить доклад Комитету СБ ООН по борьбе с терроризмом о ходе выполнения положений резолюции СБ ООН.

Республика Казахстан присоединилась к целому ряду международно-правовых документов.

Каждое государство-участник обязывалось принимать такие меры, какие могут оказаться необходимыми для обеспечения того, чтобы преступные деяния, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди населения, группы лиц или конкретных лиц, ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по каким-либо соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести.

Государства-участники должны в соответствии с Конвенцией оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, начатыми в отношении преступлений, указанных в статье 2 Конвенции, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства в соответствии с любыми договорами или другими договоренностями о взаимной правовой по-

мощи, которые могут существовать между ними. В отсутствие таких договоров или договоренностей государства-участники оказывают друг другу помощь согласно их внутреннему законодательству.

Положения Конвенции предписывает государствам-участникам выполнять свои обязательства по настоящей Конвенции таким образом, чтобы это отвечало принципам суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципу невмешательства во внутренние дела других государств. Подчеркнуто, что ничто в настоящей Конвенции не наделяет государство-участник правом осуществлять на территории другого государства-участника юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию властей этого другого государства-участника в соответствии с его внутренним законодательством.

Казахстан активно включился в борьбу с терроризмом на всех уровнях: национальном, региональном - на уровне СНГ активное участие в борьбе с терроризмом принимает целый ряд наднациональных органов (СМВД - Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ; СОРБ - Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ; СМО - Совет министров обороны государств-участников СНГ; СКПВ - Совет командующих Пограничными войсками; КСГП - Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ; АтЦ - Антитеррористический центр государств-участников СНГ); в ШОС создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС и т.д. Постоянное совершенствование законодательства и работы в этом направлении связано со сложностью борьбы с терроризмом - чрезвычайно скрытым и непредсказуемым явлением.

Одним из наиболее опасных современных вызовов человечеству стало широкое распространение наркомании. Существует большое количество международных органов системы ООН в области борьбы с наркобизнесом и наркоманией. Это Комиссия ООН по наркотическим средствам, созданная в 1946 году; Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН), учрежденный в 1968 году и др. Вся деятельность ООН в области осуществления контроля над наркотиками координируется Программой ООН по Международному Контролю над Наркотиками (ЮНДКП), которая была основана в 1990 году и ее представительство имеется в Казахстане. Этим Казахстан стал доступным для контроля за выполнением своих международных обязательств со стороны соответствующих органов.

Политика ООН в области контроля за наркотиками состоит в том, чтобы создать так называ-

емый «пояс безопасности» вокруг Афганистана. Этот «пояс» состоит из нескольких слоев. Казахстан входит как бы во второй слой этого «пояса безопасности». Республике Казахстан оказывается помощь как в научно-теоретическом плане - в развитии и совершенствовании правовой базы, так и в материальном отношении - обеспечение некоторым оборудованием, техническое и иное содействие правоохранительным органам, непосредственно борющимся с наркобизнесом. Отсюда вопросы, связанные с применением норм международного права находят все более существенное отражение в практике прокурорских органов и органов внутренних дел.

Анализ практики применения этими органами международных договоров, относящихся к их компетенции (договоры о выдаче, о правовой помощи и др.), позволяет сделать вывод о том, что такие договоры применяются ими непосредственно и правовая база для такого применения неуклонно расширяется.

Казахстаном ратифицированы все международные документы по борьбе с наркотиками: Единая конвенция 1961 года о наркотических средствах; Конвенция 1971 года о психотропных веществах; Венская Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года. Это связано не только с проблемами внутри государства, но и опасением мирового содружества, связанным с чрезмерным увеличением наркотрафика через нашу страну.

Казахстанское национальное законодательство в борьбе с наркотизмом непрерывно совершенствуется. Уголовный кодекс РК установил уголовную ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ лицам, достигшим ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. Статьей 54 УК РК к обстоятельствам, отягчающим уголовную ответственность и наказание отнесено, помимо прочих, и совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Целый ряд других статей Уголовного кодекса РК предусматривают различные виды уголовных наказаний за совершение преступлений, связанных с наркотиками.

таким образом, приоритеты в присоединении к международным догорам, имплементации норм международного права в национальное право Республики Казахстан в стране определяет политическая воля главы государства на основе учета многочисленных объективных факторов, среди которых можно особо отметить нередко острые и неотложные вопросы решения ряда глобальных вызовов.

Список литературы

1. Гинзбургс Дж. Американская юриспруденция о взаимодействии международного и внутреннего права // Государство и право. - 1994. - № 11. - С. 86.

2. О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год. Ежегодное Послание Президента республики народу Казахстана // Казахстанская правда. -2001. - 14 сентября.

3. Безъядерный мир - глобальная миссия Казахстана. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на Международной конференции «От запрета ядерных испытаний к миру, свободному от ядерного оружия» 29.08.2012 // http://www.akorda.kz/ru/page/page_vystuplenie-prezidenta-respuЫiki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-na-mezhdunarodnoi-konferentsii-

4. Верховный Совет Казахской ССР. О ядерном полигоне в Семипалатинской области: Постановление от 30 ноября 1990 года // ВВСК, 1990. - № 49. - Ст. 457.

Бул мацалада Конституцияга сзйкес халыцаралъщ цуцыцтыц нормаларды улттыц зацнамага имплементациялаудыц кейб1р 6yzîhsî басымдыцтары мен жогары дамыган елдерд1ц тэж1рибеа царастырылган.

Tyùîh свздер: имплементация, халыцаралыц цуцыц нормалары, терроризм, наркобизнес.

В настоящей статье рассмотрены некоторые современные приоритеты и опыт наиболее развитых стран в имплементации норм международного права в национальное законодательство в соответствии с Конституцией.

Ключевые слова: имплементация, нормы международного права, терроризм, наркобизнес.

The article concerns some current priorities, as well as modern experience of most developed countries in the implementation of international law in national legislation according to the Constitution.

Keywords: implementation, international law, terrorism, drug trafficking.

Ербол Мусин^лы Абайдшдинов,

КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^¥^ыщтану бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор

^азакстан Республикасында халыкаралык кукыктык нормаларды имплементациялаудаFы к^рп тацдаFы кейбiр басымдыктар

Абайдельдинов Ербол Мусинович,

главный научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК, д.ю.н., профессор

Некоторые современные приоритеты в имплементации норм международного права в Республике Казахстан

Abaideldinov Erbol Musinovich,

Chief research fellow of Department of the international legislation and comparative law of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor

Some modern priorities in an implementatsiya of norms of international law in the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.