Кириленко В. П., Мандрыка Е. В
Особенности имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств
Кириленко Виктор Петрович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Заведующий кафедрой международного и гуманитарного права
Доктор юридических наук, профессор
Заслуженный юрист Российской Федерации
Мандрыка Елена Вадимовна
Крымский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (Симферополь, Российская Федерация) Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Кандидат юридических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье исследуется институт имплементации общепризнанных принципов и норм международного права в национальные правовые системы постсоциалистических государств; рассматриваются способы имплементации норм международного права, процедура реализации норм международного права в правовых системах государств. Выявлены общие черты и особенности института имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств. Показаны особенности конституционного и законодательного закрепления норм международного права в постсоциалистических государствах, в том числе связанные с участием постсоциалистических государств в разных межгосударственных объединениях, имеющих различный статус. Определено соотношение международного и внутреннего права постсоциалистических государств.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
имплементация норм международного права, источники международного права, конституции постсоциалистических государств, особенности процедуры реализации норм международного права в правовых системах государств, соотношение международного и внутреннего права постсоциалистических государств
Kirilenko V. P., Mandryka E. V.
Features Implementation of International Law in the Legal Systems of Post-socialist States
Kirilenko Viktor Petrovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Head of the Chair of International and Humanitarian Law
Doctor of Science (Jurisprudence), Professor
Honored Lawyer of Russia
Mandryka Elena Vadimovna
Crimean branch of the Russian Academy of Justice (Simferopol, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of State and Legal Disciplines PhD in Jurisprudence mandrika.elena@mail .ru
ABSTRACT
Institute the implementation of international norms and principles generally accepted in the national legal systems of post-socialist states is investigated; methods implementation of international law, procedure implementation of international law in the legal systems of post-socialist states
< >
о о
o are considered. The general features and characteristics of the Institute implementation of interna-
tional law in the legal systems of the post-socialist states are identified. The features of the con-^ stitutional and legislative recognition of international law in the post-socialist states, including those
^ related to participation in post-socialist states of various international associations of different
> status is showed. The ratio of international and domestic law post-socialist states is defined.
KEYWORDS
g implementation of the norms of international law, sources of international law, the constitution
m of post-socialist states, especially procedures for implementation of international law in the legal
§ systems of post-socialist states, the ratio of international and domestic law post-socialist states
<
2 Вследствие распада ряда социалистических государств (СССР, Чехословакия, Юго-н- славия), образовалось значительное количество молодых постсоциалистических го-^ сударств, а также большое число уже бывших социалистических государств, которые ° избрали для себя либерально-демократический путь развития.
Актуальной для постсоциалистических государств остается проблема построения национальных правовых систем, а также, в связи с обретением международной правосубъектности, проблемы имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств, соотношения норм национального и международного права.
Общими тенденциями для постсоциалистических государств являются как различные подходы к вопросам имплементации общепризнанных принципов и норм международного права, так и их формально-юридическое закрепление в текстах основных законов государств — в конституциях.
В отличие от национальных правовых систем постсоциалистических государств, которые закрепляют национальные особенности правового регулирования всех сфер жизнедеятельности конкретного народа, нормы и принципы международного права выражают совокупный интерес и согласованность воли народов и наций, что и отражено в п. 4 ст. 1 Устава ООН [4, с. 31].
Для реализации целей ООН, а именно: поддержания международного мира и безопасности, принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, улаживания или разрешения международных споров, а также выполнения указанного мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права; развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, все государства — члены ООН, как записано в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), должны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства для обеспечения им всех прав и преимуществ, вытекающих из их принадлежности к ООН.
Механизмом признания и обеспечения принятых на себя обязательств выступает институт имплементации норм и принципов международного права в национальные правовые системы.
Институт имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств, во-первых, служит признанию норм международного права государствами; во-вторых, обеспечивает государствам условия для выполнения принятых на себя обязательств; в-третьих, показывает, каким образом осуществляется процедура реализации норм международного права в правовых системах государств [1].
В правовой литературе выделяют следующие способы имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств:
1) трансформация, при которой нормы международного права преобразовываются в нормы внутреннего права, служит основой для внесения изменений в на-
циональное законодательство (например, путем трансформации осуществляется о внесение изменений в кодексы Украины); ^
2) рецепция — заимствование, при котором происходит буквальное воспроиз- ^ ведение текста международно-правового акта (например, имплементация норм Е^ Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и по- ^ литических правах 1966 г. и других документов в текстах конституций постсоциалистических государств, в главах и разделах, посвященных основным правам о и свободам личности); о
3) отсылка — указание во внутреннем правовом нормативном акте на междуна- < родный правовой акт как на источник, который регулирует эти отношения [2, с. 67- ^ 68]. Например, в Конституции Молдовы содержится норма, согласно которой кон- х ституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются 2 в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими догово- н-рами, одной из сторон которых является республика (п. 1 ст. 4 «Права и свободы ^ человека»); кроме того, согласно п. 1. ст. 8 «Соблюдение международного права щ и международных договоров» республика Молдова обязуется соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах
и нормах международного права [5, с. 136].
Как правило, в конституциях постсоциалистических государств не содержится определения принципов и норм международного права, поэтому необходимо их признание государством. Вследствие этого конституциями всех без исключения постсоциалистических государств признаются международные нормы и принципы.
При этом необходимо подчеркнуть, что положения о признании, соблюдении норм международного права и общепризнанных принципов формулируются в конституциях по-разному. Так, например, «Республика Польша соблюдает обязывающее ее международное право» (ст. 9 Конституции Польши)1, «Чешская Республика должна соблюдать свои обязательства по международному праву» (п. 2 ст. 1)2, «правовая система Венгерской Республики принимает общепринятые положения международного права, а также обеспечивает согласованность принятых требований международного права и права внутреннего» (п. 1 § 7)3. Из приведенных формулировок следует, что республики признают и соблюдают принятые на себя обязательства по международному праву.
Необходимо отметить, что источниками общепризнанных принципов и норм международного права, согласно ст. 38 Статута Международного суда ООН, являются: 1) международные конвенции, как общие, так и специальные; 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами; 4) судебные решения (вынесенные по конкретному делу при конкретных обстоятельствах) и доктрины квалифицированных специалистов в международном публичном праве при определении правовых норм4. Кроме того, к источникам
1 Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. [Электронный ресурс] // Дневник Законов от 16 июля 1997 г. № 78, поз. 483. URL: http://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/rosyjski/ kon1.htm/ (дата обращения: 01.07.2014).
2 Üstavni zakon Ceske narodni rady ze dne 16. prosince 1992 // Sbirka zakonu Ceske republiky.1993. C. 1.
3 Конституция Венгерской Республики от 18 августа 1949 г. [Электронный ресурс]. URL: http://net.jogtar.hu/jr/gen/getdoc.cgi?docid=94900020.tv&dbnum=62/ (дата обращения: 01.07.2014).
4 Статут Оргаызацп Об'еднаних Нацм i Статут Мiжнародного Суду вщ 26 червня 1945 р. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_010/print1351191033397031/ (дата обращения: 01.07.2014).
о международного права относятся и международно-правовые договоры, в соответ-^ ствии с Венской конвенцией «О праве международных договоров» 1969 г. ^ Без признания государством норм и принципов международного права между-ЕЗ народные договоры не могут являться частью национальной правовой системы, ^ порождающей юридические обязательства для государства.
Конституции некоторых постсоциалистических государств (Россия, Польша, Боло гария, Казахстан и др.) достаточно подробно регулируют вопросы имплементации о международных норм и принципов в национальные правовые системы. Например, < в России общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна-с родные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В том х случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные 2 правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международно-н- го договора (п. 4 ст. 15 Конституции России).
^ В то же время не соответствующие Конституции Российской Федерации между-1= народные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 6. ст. 125). Не вступившие в силу международные договоры проверяются на соответствие их Конституции России Конституционным судом Российской Федерации (п. 2 ст. 125). Более подробно вопросы имплементации международного права регулируются в Федеральном законе 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»1, в ст. 5 которого определено положение международных договоров в правовой системе и их применение: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты»; а в ст. 6 определены следующие процедуры имплементации международных договоров в правовую систему Российской Федерации, согласие на обязательность которых выразила Россия: подписание договора, обмен документами, образующими договор; ратификация договоров, утверждение договоров, принятие договора, присоединение к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Конституция Польши наиболее подробно регулирует вопросы имплементации норм международного права. Так, она предусматривает, в каких случаях требуется принятие закона для ратификации и денонсации международных договоров. Это необходимо, если дoгoвoр кaсaeтся: 1) мирa, сoюзoв, пoлитичeских или вoeнных дoгoворенностей; 2) грaждaнских свoбoд, прaв или oбязaннoстeй, oпрeдeлeнных Koнституциeй; 3) члeнствa в мeждунaрoднoй oргaнизaции; 4) значительного обременения гoсудaрствa в финансовом отношении; 5) вoпрoсoв, урeгулирoвaнных зaкoнoм, или в oтнoшeнии шторых Koнституциeй трeбуeтся издание зaкoнa (ст. 89).
Кроме того, конституционно регулируются вопросы вступления в силу международных договоров, соотношения внутреннего и международного права, а также применения международных договоров: «Paтифицирoвaнный мeждунaрoдный дoгoвoр пoслe eгo опубликования в Дневнике Законов Peспублики Пoльшa образует чaсть прaвoпoрядкa страны и примeняeтся нeпoсрeдствeннo, eсли eгo примeнeниe нe поставлено в зависимость от издaния зaкoнa. Meждунaрoдный дoгoвoр, рaтифицирoвaнный с прeдвaритeльнoгo ^г^сия, вырaжeннoгo в зaкoнe, имeeт приoритeт перед зaкoном, eсли этот зaкoн нeльзя сoглaсовать с дoгoвoрoм»
1 О международных договорах Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г. № 254-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 01.07.2014).
(ст. 91). Принципы, а также процедура имплементации норм международного о права в правовую систему республики определяются Законом Польши о между- ^ народных договорах1: ратификация, утверждение, подписание, обмен нотами или ^ иными способами, принятыми в международном праве (гл. 4). Е^
Конституции Болгарии (п. 4 ст. 5)2 и Чешской республики (ст. 10) также регули- ^ руют вопросы имплементации международных договоров: международные договоры, обязательства по которым приняла на себя республика, должны быть ратифи- о цированы и обнародованы. о
Однако имеются и особенности в конституционном закреплении международных < договоров: в Болгарии они являются частью внутреннего права и имеют преиму- ^ щество перед внутренним законодательством, которое им противоречит. В Чехии х международные договоры являются непосредственно действующими, также имеют 2 преимущество перед внутренним законодательством, но при этом не уточняется, н-в каких случаях. ^
В Болгарии, также как и в России, Польше и некоторых других постсоциалисти- щ ческих государствах, детально рассмотрены вопросы имплементации международных договоров в правовую систему государства в текущем законодательстве. В то же время имплементация международных договоров имеет свои особенности.
Так, в частности, процедура имплементации международных договоров, согласно ст. 14 Закона о международных договорах Болгарской республики3: 1) осуществляется путем согласия республики на обязательность международных договоров, ратификацию; утверждение международных договоров, принятие договоров, присоединение к договору, подписание договоров, без последующей ратификации или утверждения; 2) носит исчерпывающий характер, в то время как в России, Польше возможно применение любого другого способа выражения согласия на обязательность международного договора, о котором условились договаривающиеся стороны.
В Белоруссии признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства, при этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ст. 9 Конституции). Другими словами, Конституция Белоруссии, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права во внутреннем праве государства, не определяет внутригосударственное положение заключенных международных договоров.
Однако, согласно ч. 2 ст. 33 Закона Республики Беларусь о международных договорах4 «нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора». Кроме того, в Белоруссии имеются свои особенности относительно процедуры
1 ив1аша ъ с1гна 14 к\ме1п1а 2000 г. о итошасИ тн§с1ъупагос1о\мусЬ| // Оъ. и. ъ. 2000. Ы1г 39. Рог. 443.
2 Конституция на Република България на 12 юли 1991 г. // Държавен Вестник. 1991. Бр. 56.
3 Закон за международните договори на Република България [Электронный ресурс] // ДВ. Бр. 97 от 13 Ноември 2001 г. ия_: М1р://шшш.!ех.Ьд/Ьд/!аш8/!с1ос/2135213056/ (дата обращения: 01.07.2014).
4 О международных договорах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З (в ред. от 8 января 2014 г. № 124-З) [Электронный ресурс] // Республики Беларусь : национальный правовой интернет-портал. ия_: М1р://пср1.доу.Ьу/ (дата обращения: 01.07.2014).
о имплементации международных договоров, которая осуществляется: подписанием ^ международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документа-^ ми, образующими международный договор; ратификацией международного дого-ЕЗ вора, утверждением (принятием) международного договора, присоединением к меж-^ дународному договору, путем правопреемства в отношении международного до-^ говора. Этот перечень не является исчерпывающим.
о Имеются свои особенности в постсоциалистических государствах и по вопросу о о соотношении международных договоров и конституций государств. Например, < в Молдавии, Болгарии, в отличие от Белоруссии, России вступлению в силу меж-!= дународного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, х должен предшествовать пересмотр конституции государства.
Общей чертой является конституционно закрепленная норма, согласно которой н- в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым ^ актам применяются нормы международно-правовых актов.
Особенностью института имплементации норм международного права в правовые системы постсоциалистических государств является также принадлежность постсоциалистических государств к одной из двух групп государств: государства — члены Европейского союза и государства — участники Содружества Независимых Государств.
Если вести речь о постсоциалистических государствах Европейского союза, то в учредительных актах (вступление в Европейский союз) воля государств выражается непосредственно, в то время как в правовых актах, сформированных Европейским союзом надгосударственных институтов, к которым относятся Европейский парламент, Совет ЕС, Европейская комиссия и другие, согласованная воля и интересы этих государств проявляются опосредованно [3, с. 6]. Правовые акты созданных наднациональных органов являются обязательными для исполнения государствами — членами ЕС.
Этим и обусловлен тот факт, что в тексты их конституций включены нормы:
1) о вступлении в государственный союз с иными государствами, например: «Словацкая Республика на основе свободного решения может вступить в государственный союз с иными государствами. Вопрос о вступлении в государственный союз с иными государствами либо о выходе из этого союза решается конституционным законом, утверждаемым на референдуме» (п. 1 ст. 7 Конституции Словацкой Республики)1;
2) о передаче части полномочий органам ЕС. Так, например, в Конституции Болгарии содержится норма, согласно которой парламент государства — Народное собрание — ратифицирует и денонсирует международные договоры, которыми передаются полномочия ЕС (п. 9 ст. 85), а в Конституции Польши закреплено положение, что по нeкoтoрым делам на основании международного договора республика может пeрeдaть мeждунaрoднoй oргaнизaции или мeждунaрoднoму oргaну кoмпeтeнцию oргaнoв гoсудaрствeннoй влaсти (ч. 1 ст. 90), при этом согласие на ратификацию такого международного договора может быть вынесено на общепольский референдум, а в дальнейшем согласие должны высказать не менее 2/3 депутатов Сейма и Сената от половины присутствующих на заседании;
3) о приоритете правовых актов Европейского союза перед национальным правом государств — членов ЕС. Например, в соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Словацкая республика может передать осуществление части своих прав международным договором, который был ратифицирован и обнародован в порядке,
1 Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. [Электронный ресурс] // Народная Рада Словацкой Республики. URL: www.nrsr.sk/ (дата обращения: 01.07.2014).
установленном законом, либо на основе такого договора Европейскому сообще- о ству и ЕС. Обязательные правовые акты Европейского сообщества и ЕС имеют ^ приоритет по сравнению с законами Словацкой Республики. Включение в на- ^ циональное законодательство обязательных правовых актов, требующих импле- EJ ментации, осуществляется законом либо распоряжением правительства Слова- g кии согласно его конституционно закрепленным полномочиям (абз. 2 ст. 120 L-Конституции Словакии). о
Таким образом, имплементация норм права Европейского союза в правовую о систему Словакии осуществляется на основе конституционных норм, согласно < которым обеспечивается их признание, обеспечивается их исполнение, а также устанавливается приоритет правовых актов ЕС перед национальным законодатель- х ством, конституционно определен порядок их включения в национальное законо- 2 дательство. н-
В то же время Содружество Независимых Государств, согласно Уставу СНГ, не ^ является государством, представляет собой объединение равноправных суверенных m государств, при этом не имеет наднациональных органов, которым бы государства передавали часть своих полномочий.
Каждый международно-правовой акт СНГ ратифицируется отдельно. Решения Совета глав государств, принимаемые в рамках СНГ, носят рекомендательный характер. Соответственно, и в текстах конституций государств — участников СНГ нет прямого указания на применение норм общего права СНГ. При этом необходимо заметить, что после образования СНГ принятые в его рамках модельные законы оказали существенное влияние на формирование законодательства молодых постсоциалистических государств в новых рыночных условиях: некоторые законы республик идентичным образом регулируют однородные правоотношения, например, в экономической сфере. Так, законы некоторых республик о конкуренции и ограничении монополистической деятельности были приняты на основе модельного закона «Об экономической конкуренции», которые имеют не только одинаковое название в большинстве республик, но и аналогичное содержание: направлены на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках республик. Кроме того, законодательно устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В то же время конституции некоторых государств — участников СНГ предусматривают возможность передачи полномочий межгосударственному объединению. Например, в соответствии со ст. 79 Конституции Российской Федерации, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя государства.
Необходимо также отметить, что на конституционное и законодательное закрепление норм международного права также влияет и форма государственного устройства, что, например, в России обусловлено федеративным устройством, где субъекты федерации осуществляют международные и внешнеэкономические связи в форме соглашений с согласия Правительства Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности имплементации норм международного права в правовые национальные системы выражаются как в различиях в конституционном и законодательном закреплении норм о признании, соблюдении международных норм и принципов, процедуре реализации норм международного права в правовых системах государств, так и в принадлежности к разным международным объединениям, имеющим различный статус.
о Литература
о 1. Барциц И. Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского Si права. 2001. № 2.
^ 2. Кириленко В. П., Мандрыка Е. В. Конституционное законодательство государств — участ-g ников СНГ: вопросы теории и практики. В 2 т. Т. 2. Конституции государств — участников
СНГ. Симферополь : АРИАЛ, 2010.
q 3. Марченко М. Н. Понятие и основные особенности источников права Европейского союза // m Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 2. 2009. C. 3-14.
аз 4. Международные акты о правах человека : сб. докум. М. : НОРМА-ИНФРА М, 1999.
5 5. Мiжнародне право : навч. поабник / за ред. М. В. Буроменського. К. : ЮрЫком 1нтер, 2006.
с
2 References
х 1. Bartsits I. N. International law and the legal system in Russia [Mezhdunarodnoe pravo i pravo-§ vaya sistema Rossii] // Journal of Russian law [Zhurnal rossiiskogo prava]. 2001. N 2.
с 2. Kirilenko V. P. Mandryka E. V. Constitutional legislation of CIS countries: Theory and Practice [Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo gosudarstv-uchastnikov SNG: voprosy teorii i praktiki]. In 2 vol. T 2. Constitution of the CIS member states [Konstitutsii gosudarstv — uchastnikov SNG]. Simferopol : Arial, 2010.
3. Marchenko M. N. Concept and main features of the sources of law of the European Union [Ponyatie i osnovnye osobennosti istochnikov prava Evropeiskogo soyuza] // Bulletin of Moscow University [Vestnik Moskovskogo universiteta]. Series 11. Right. 2009. N 2. P. 3-14.
4. International human rights instruments [Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka] : collection of documents. M. : NORMA-INFRA M, 1999.
5. International Law [Mizhnarodne pravo] : teach. manual / ed. M. V. Buromenskiy. K. : Inter Yurinkom, 2006.