КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
А.К. Джаркымбаева, науч. сотр.
Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10495
Аннотация. В статье рассматривается правовая система Кыргызской Республики, а также нормы международного права и нормы национального права. В Кыргызской республике международные нормы преобладают над национальными нормами. А в некоторых государствах основной закон гласит, что международные договоры вступают в силу после имплементации.
Ключевые слова: конституция, закон, ратификация, правительство , международные нормы, референдум, международный договор.
Кыргызская Республика стала частью международного права - это является одним из важнейших достижений. Правовая система Кыргызской Республики образуется из международных стандартов [1, с. 96]. В предыдущей редакции Конституции Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года п. 3. ст. 6 гласила «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики». Но 11 декабря 2016 года, граждане, которые были включены в списки участников референдума проголосовали за принятие Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», проект которого вынесен Жогорку Кене-шем Кыргызской Республики на референдум (всенародное голосование) Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики ««О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» от 3 ноября 2016 года № 174. И в новой редакции основного закона Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы
и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами. Таким образом, народ Кыргызской Республики ограждает себя от относительного приоритета норм международного права над нормами национального права. А возможно ли говорить вообще о сопоставимости национального и международного права? Ведь как мы знаем международное право - это нормы регулирующие отношения между государствами, а национальное право - это нормы регулирующие отношения внутри государства. Таким образом, невозможно даже их сопоставить. Также необходимо указать, что в международном праве действует принцип, согласно которому международные договора должны исполняться в обязательном порядке. Из этого следует, что нормы международного права в любом случае преобладают над национальными нормами. В некоторых государствах основной закон гласит, что международные договоры вступают в силу после импле-ментации. Это говорит о том, что международные договоры имеют равную силу с основным законом, или менее, но ни в коем случае не более. Можно сделать вывод, что игнорирование международного права приводит к уничтожению обязательства национального права этого государства. В
странах, входящих в состав Евразии международные договоры вступают в силу только после их ратификации или утверждения. Международные договоры являются составной частью правовой системы стран ЕАЭС. Внутри государства, ратифицированные международные договоры стоят выше нормы национального законодательства, но не выше чем Конституция каждого государства. Например: «В конституции Республики Армения ст.6. «Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, чем те, которые предусмотрены законами, то применяются эти нормы. Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы».
Существуют примеры того, что международные договоры не применяется в силу того, что они не были имплементированы в национальные законы, даже после этой процедуры они могут быть изменены путем принятия нового закона, который отменит действие предыдущего аналогичного закона. Так, например, США...Если международные договоры будут противоречить национальным интересам, власти примут новый закон который будет отвечать их интересам, и ее юридическая сила будет выше первой. Юридически очень правильный подход, в таком случае США выигрывают, вдвойне оставаясь участником международного права они имеют право применять тот закон, который им более выгоден с политического, экономического и других взглядов. А судебная ветвь власти США осуществляют правосудие только исходя из принципа соблюдения привилегии не международного, а национального права. При существующих многочисленных стандартов права на жизнь, только обязательное соблюдение трех стандартов присущи данным властям.
При всем этом американские власти не единственные кто ставит национальное право на первое место. В некоторых станах конкретно прописано, что все международные договоры не имеют юридической силы до его реализации внутри государства вот некоторые из них:
1. Конституция Ирландии ст. 29. «Никакое международное соглашение не
должно быть частью внутреннего закона государства, если иное не определено Парламентом» [2].
2. Конституция Сингапура принята 16 сентября 1963 года ст. 7 (Ь) «подписания любого соглашения, контракта, пакта или другого договора с любым другим суверенным государством или любой Федерацией, Конфедерацией, страной или странами или любой ассоциацией, органом или организацией в их пределах, где такое соглашение, контракт, пакт или договор обеспечивает взаимную или коллективную безопасность или любой другой объект или цель, который несёт или должен нести преимущества и выгоду для Сингапура каким-либо образом» [3].
3. Конституция Швеции (Королевства Швеция) глава 10 § 2. «Правительство не может заключать международное соглашение, налагающее на государство обязательство, без ратификации его Риксдагом» [4].
4. Конституция Ливанской Республики ст. 52 «Международные договоры считаются ратифицированными только после одобрения их Советом министров. Правительство информирует о них Палату депутатов, как только интересы и безопасность государства это позволяют. Договоры, касающиеся государственных финансов, торговые договоры и все другие договоры, которые не подлежат денонсированию по окончании каждого года, не могут быть ратифицированы, пока они не одобрены Палатой депутатов» [5] .
Представляем вашему вниманию Конституции государств где международное право обладает относительным приоритетом тех или иных норм именно в системе национального права:
1. Конституция Республики Казахстан ст. 4 «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики» [6].
2. Конституция Португальской Республики ст. 8. «Нормы, исходящие от компе-
тентных органов международных организаций, в которых состоит Португалия, действуют непосредственно во внутреннем праве, поскольку это установлено в соответствующих учредительных договорах»
[7].
3. Конституция Республики Мозамбик п.2. ст. 62 «Республика Мозамбик признает, соблюдает и действует согласно принципам Устава Организации Объединённых Наций и Устава Организаций африканского единства» [8].
4. Конституция Республики Армения ст. 6. «Международные договоры являются составной частью правовой системы Республики Армения. Если ратифицированными международными договорами устанавливаются иные нормы, чем те, которые предусмотрены законами, то применяются эти нормы» [9].
5. Конституция Российской Федерации п.4. ст. 15 «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [10].
6. Конституция Румынии п. 2. ст. 11 «Ратифицированные Парламентом договоры, согласно закону, составляют часть внутреннего права» [11].
Кыргызская Республика признает высшим правом человека - право на жизнь. В подтверждение этого 26 апреля 2007 года были внесены соответствующие изменения и дополнения касательно отмены смертной казни в:
- Кодексы: Уголовный; Уголовно-процессуальный; Об административной ответственности; Уголовно-исполнительный;
- А также в законы: «О Верховном суде КР и местных судах»; «О прокуратуре КР»; «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений»; «Об общих принципах амнистии и помилования»; «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса КР»;
«О введении в действие Уголовного кодекса КР».
На сегодняшний день в ст. 21 основного закона Кыргызской Республики указано «Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Смертная казнь запрещается».
Итак, являясь приверженным основным целям Устава ООН, верховенству права, защите прав человека и демократическим принципам, Кыргызстан активно работает в сфере прав человека на жизнь. Страна ратифицировала 7 из 9 универсальных международных договоров по правам человека в рамках ООН, в числе которых: «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»; «Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации»; «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»; «Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»; «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»; «Конвенция о правах ребенка». В общей сложности Кыргызской Республикой были приняты обязательства по 40 международным документам в сфере прав человека в рамках ООН, 42-м Конвенциям Международной организации труда, а также Хельсинскому Заключительному акту, подтвердив тем самым свои обязательства следовать принципам и нормам ООН и ОБСЕ в области защиты и поощрения универсальных ценностей, верховенства права, прав человека и демократии.
Кыргызская Республика исполняет свои международные обязательства в области защиты прав человека, включая обеспечение подготовки национальных периодических докладов в международные органы по правам человека, а также осуществление мероприятий по реализации рекомендаций международных органов в данном направлении. Постоянно работает над совершенствованием механизмов реализации прав человека создает учреждения, деятельность которых позволит повысить эффективность в выполнении принятых Кыргызской Республикой международно-
правовых обязательств и внесет важный блюдению международных норм в области вклад в повышение ответственности к со- защиты прав человека.
Библиографический список
1. Кыргыз Республикасынын Конституциясы=Конституция Кыргызской Республики [Текст]: 2010 ж. 27 июнунда Референдумда (буткул элдик добуш берYYДe) кабыл алынды. - Бишкек: Изд-во Академия, 2015. - 96 б.
2. Конституция Ирландии от 29 дек. 1937 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/.../irelnd-r.htm. - Загл. с экрана.
3. Конституция Сингапура принята 16 сент. 1963 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: worldconstitutions.ru/?p=294&page=7. - Загл. с экрана.
4. Конституция Швеции (Королевства Швеция) от 27 февр. 1974 г.
5. Конституция Ливанской Республики 23 мая 1926 г. В редакции конституционного закона 21 сент. 1990 г.
6. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 авг. 1995 г.
7. Конституция Португальской Республики от 2 апр. 1976 г.
8. Конституция Республики Мозамбик: Введена в действие 2 нояб. 1990 г.
9. Конституция Республики Армения (с изменениями). Принята 05.07.1995
10. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - Загл. с экрана.
11. Конституция Румынии. Принята Конституционной ассамблеей 21 нояб. 1991 г., одобрена референдумом и вступила в силу 8 дек. 1991 г.
KYRGYZ REPUBLIC IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL OBLIGATION IN THE FIELD OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS
A.K. Dzharkymbaeva, researcher Research of the National Academy of sciences (Kyrgyz Republic, Bishkek)
Abstract. The article considers the legal system of the Kyrgyz Republic, as well as the norms of international law and the norms of national law. In the Kyrgyz Republic, international norms prevail over national norms. And in some states, the main law states that international treaties enter into force after implementation.
Keywords: constitution, law, ratification, government, international norms, referendum, international treaty.