Научная статья на тему 'Международно-правовая защита семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности'

Международно-правовая защита семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СЕМЕЙНЫЕ ПРА-ВА / СИТУАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тегизбекова Жылдыз Чынарбековна

Через семейные отношения реализуются преимущественно существенные интересы человека и общества. Традиции народов Центральной Азии базируются на ценностях семьи, и именно поэтому проблемы между обществами в виде военных конфликтов, внутренней напряженности негативно сказываются на как и дальнейшую жизнь людей, так и на будущие жизненные условия подрастающего поколения. В работе особо подчеркивается тот факт, что институт семьи охраняется правовыми нормами национального и международного законодательства в период мирного времени, при том, как впору вооруженных конфликтов и насилия внутри страны вопрос защиты прав семьи становится одним из самых уязвимых. Основной целью работы является изучение между-народных норм по защите семейных прав в период вооруженных конфликтов, а также детальный анализ национального законодательства Кыргызской Республики по защите данных прав в период внутренней напряженности. Автором были рассмотрены такие вопросы, как основные нарушения семейных прав человека во время внутренней напряженности и вооруженных конфликтов, правовые основания охраны и защиты семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности по законодательству Кыргызстана, а также роль Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца в защите семейных прав индивида в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности (на примере, ситуации на юге Кыргызстана в 2010 году). Отмечается, что несмотря на достаточно эффективный правовой механизм защиты семейных прав в Кыргызской Республике, в стране существуют целый ряд проблем в данном вопросе. Исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Кыргызской Республики, существующих теоретических взглядов и высказанных авторских замечаний, предлагается концептуально подход к определению института защиты семейных прав во время вооружённых конфликтов и ситуаций внутренней напряженности и предлагаются соответствующие рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тегизбекова Жылдыз Чынарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая защита семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности»

УДК 341.217 (575.2)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И СИТУАЦИЙ ВНУТРЕННЕЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Тегизбекова Жылдыз Чынарбековна

Доцент Юридической программы Международного Университета "АтаТюрк-АлаТоо", к.ю.н., доцент, г. Бишкек, Кыргызская Республика; e-mail: zhyldyz.tegizbekova@iaau.edu.kg

Ключевые слова: международное гуманитарное право; права человека; семейные права; ситуация внутренней напряженности; Кыргызская Республика.

Аннотация. Через семейные отношения реализуются преимущественно существенные интересы человека и общества. Традиции народов Центральной Азии базируются на ценностях семьи, и именно поэтому проблемы между обществами в виде военных конфликтов, внутренней напряженности негативно сказываются на как и дальнейшую жизнь людей, так и на будущие жизненные условия подрастающего поколения. В работе особо подчеркивается тот факт, что институт семьи охраняется правовыми нормами национального и международного законодательства в период мирного времени, при том, как впору вооруженных конфликтов и насилия внутри страны вопрос защиты прав семьи становится одним из самых уязвимых. Основной целью работы является изучение международных норм по защите семейных прав в период вооруженных конфликтов, а также детальный анализ национального законодательства Кыргызской Республики по защите данных прав в период внутренней напряженности. Автором были рассмотрены такие вопросы, как основные нарушения семейных прав человека во время внутренней напряженности и вооруженных конфликтов, правовые основания охраны и защиты семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности по законодательству Кыргызстана, а также роль Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца в защите семейных прав индивида в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности (на примере, ситуации на юге Кыргызстана в 2010 году). Отмечается, что несмотря на достаточно эффективный правовой механизм защиты семейных прав в Кыргызской Республике, в стране существуют целый ряд проблем в данном вопросе. Исходя из обобщенного анализа нормативно-правовой базы Кыргызской Республики, существующих теоретических взглядов и высказанных авторских замечаний, предлагается концептуально подход к определению института защиты семейных прав во время вооружённых конфликтов и ситуаций внутренней напряженности и предлагаются соответствующие рекомендации.

ЦАРУЛЫ ЦАЦТЫГЫС ЖЭНЕ 1ШК1 ШИЕЛЕН1С ЖАГДАЙЛАРЫ КЕЗЕЩНДЕ ОТБАСЫ ;¥;ЬЩТАРЫН

хальщаральщ-;¥к;ьщтьщ ;оргау

Жылдыз Чынарбековна ТеНзбекова

"АтаТюрк-АлаТоо" халыцаралыц университетi Зац багдарламасыныц доцент1, з.г.к., доцент, Бшкек ц., Цыргыз Республикасы; e-mail: zhyldyz.tegizbekova@iaau.edu.kg

TyMh свздер: халыцаралыц гуманитарлыц цуцыц; адам цуцыцтары; отбасылыц цуцыцтар; алацдаушылыц жагдай; Цыргыз Республикасы.

Аннотация. Отбасылыц цатынастар арцылы адам мен цогамныц басым мацызды мYдделерi ЖYзеге асырылады. Орталыц Азия халцыныц дэстYрлерi отбасылыц цундылыцтарына негiзделген, дэл осы себептен цогамдар арасындагы мэселелер царулы цацтыгыстар тYрiнде алацдаушылыцтар адамдардыц алдагы вмiрлерiне, сондай-ац ест келе жатцан урпацтыц болашацтагы вмiрлiк жагдайларына терw эсер етедi. Бул жумыста отбасы институты бейбт уацыт кезещнде улттыц жэне халыцаралыц зацнаманыц цуцыцтыц нормаларымен цоргалады, ал царулы цацтыгыс жэне ел iшiндегi зорлыц-зомбылыц шагында отбасылыц цуцыцтарын цоргау мэселеЫ ец осал жерлердщ бiрi

болатын факт1ге аса мэн бершген. Жумыстыц нег1зг1 мацсаты царулы цацтыгыс кез1ндег1 отбасылыц цуцыцтарын цоргау бойынша халыцаралыц нормаларды зерделеу, сонымен цатар алацдаушылыц кез1нде осы цуцыцтарды цоргау бойынша Кыргыз Республикасыныц улттыц зацнамасын жете талдау болып табылады. Автор алацдаушылыц пен царулы цацтыгыстар уацытында адамныц отбасылыц цуцыцтарыныц басты бузылулары, Кыргызстан зацнамасы бойынша царулы цацтыгыс жэне алацдаушылыц жагдайлары кезещнде отбасылыц цуцыцтарын сацтау жэне цоргау цуцыцтыц нег1здер1, сондай-ац царулы цацтыгыс жэне алацдаушылыц жагдайлары кезещнде жеке тулганыц отбасылыц цщыцтарын цоргауда Кызыл Крест жэне Кызыл Жарты Ай халыцаралыц цозгалысыныц рвлг мэселелергн царастырган (мысалы, 2010 жылгы К,ыргызстанныц оцтYстiгiндегi жагдай). КыргызРеспубликасындагы отбасылыц цуцыцтарды цоргауда жеткшкт1 тшмд1 цуцыцтыц механизмдерге царамастан елде бул мэселеге цатысты б1рцатар мэселелердщ бар екет белгыенген. Кыргыз Республикасыныц нормативтт-цуцыцтыц базасына жинацталган талдауга, теоретикалыц квзцарастардан жэне айтылган авторлыц ескер-тулерге CYйенiп, царулы цацтыгыс жэне алацдаушылыц жагдайлары кезещнде отбасылыц цуцыцтарды цоргау институтыныц аныцтамасына тужырымдамалыц тэсшдеме усынылады жэне тиiстi усынымдар усынылады.

THE INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF FAMILY RIGHTS IN THE PERIOD OF ARMED CONFLICTS AND INTERNAL TENSIONS

Tegizbekova Zhyldyz Ch.

Associate Professor of Law Department, International AtaTurk-AlaToo University, PhD, Associate Professor, Bishkek, Kyrgyz Republic, e-mail: zhyldyz.tegizbekova@iaau.edu.kg

Keywords: International humanitarian law; human rights; family rights; the situation of internal tension; the Kyrgyz Republic.

Abstract. Through family relations, the essential interests of humans and society is realizing. The traditions of the Central Asian people based on the family values, that is why the problems between societies in the form of military conflicts and internal tension have a negative impact on both the future life of people and the future living conditions of the younger generation. This research emphasizes the fact that the institution of the family is protected by the legal norms of national and international legislation during peacetime, while the timing of armed conflicts and domestic violence the family rights protection becomes one of the most vulnerable issue. The main goal of the work is to study international norms of the family rights protection in time of armed conflict, as well as a detailed analysis of the national legislation of the Kyrgyz Republic protected such rights during period of internal tensions. The author analyzes the following issues: 1) the main violations offamily rights during internal tension and armed conflicts, 2) the legal basis for the protection and protection of family rights during armed conflicts and situations of internal tension according to the Kyrgyzstani legislation, and 3) the role of the International Red Cross and Red Crescent Movement in protecting family rights in the Kyrgyz Republic (for instance, the case of tension in the South of Kyrgyzstan in 2010). It is noted that despite the rather effective legal mechanism for the family rights protection in the Kyrgyz Republic, there are problems in this issue in the country. Proceeding from the generalized analysis of the regulatory and legal framework of the Kyrgyz Republic, existing theoretical views and expressed author's comments, a conceptual approach to the definition of an institution for the protection offamily rights during armed conflicts and situations of internal tension and recommendations are proposed.

Введение семья1. В международно-правовых доку-

Одну из самых важных ролей в развитии ментах в области фундаментальных прав общества и формировании человека играет человека2 указывается, что семья обладает

1В соответствии со статьей 2 Семейного Кодекса Кыргызской Республики «семья - это круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и признанными способствовать укреплению и развитию семейных отношений» // Семейный Кодекс Кыргызской Республики от 30 августа 2003 года, № 201. - Бишкек, 2004. - С.2.

2 См.: Ст.16Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Ст.10Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г., Ст.14, 23 Международного пакта о гражданских и политических правах от 1 декаря 1966г. Электронная правовая база "Токтом 2017": www. toktom.kg

Конституция Кыргызской Республики в новой редакции от 2016 года. Электронная правовая база "Токтом 2017": www. toktom.kg

правом на защиту со стороны государства и общества, будучи основной ячейкой социума. Благодаря семейным отношениям реализуются преимущественно существенные интересы человека и общества, которые закреплены в законодательствах государств. Таким образом, согласно статье 16 Конституции Кыргызской Республики: «семья - исток общества: семья, отцовство, материнство и детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны за-кона»3. По смыслу статей 2, 8 Семейного Кодекса Кыргызской Республики семейные права - это имущественные и личные неимущественные права, вытекающие из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание, в том числе это право и на защиту этих прав, если иное не установлено законом. Отсюда вытекает, что Семейный Кодекс Кыргызской Республики предоставляет свободу в осуществлении и защите своих семейных прав, кстати, такой же принцип содержится в законодательстве и других стран, например в пункте 1 статьи 7 Семейного Кодекса Российской Федерации4. Под защитой семейных прав, как в национальном праве, так и в международном, понимаются предусмотренные правовые меры по их признанию и восстановлению, пресечению правонарушений, применению к нарушителям другим семейно-правовых санкций, а также механизм реализации этих мер [1, с. 49-50]. Защита семейных прав и охраняемых интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты [2, с. 19].

Бесспорен тот факт, что институт семьи охраняется правовыми нормами национального и международного законодательства в период мирного времени, при том как впору вооруженных конфликтов5 и насилия внутри страны6 вопрос защиты прав семьи становится одним из самых уязвимых. Порой, большое количество семей сталкивается с отсутствием сведений о родных и близких во время беспорядков и военных действий. Ситуации внутренней напряженности в стране, военные конфликты несут за собой теяжелые последствия. На протяжении нескольких лет люди не могут найти своих

родственников. На территории Кыргызской Республики функционирует общество про-паших без вести людей "Дайынсыздар ко-ому". Матери, потерявшие своих детей во время внутренней напряженности в 2010 году в Кыргызстане - это основа данного общества, которое работает и до настоящего времени. Традиции народов Центральной Азии базируются на ценностях семьи [3, с. 4], и именно поэтому проблемы между обществами в виде военных конфликтов, внутренней напряженности негативно сказываются на как и дальнейшую жизнь людей, так и на будущие жизненные условия подроста-ющего поколения.

Основные нарушения семейных прав человека во время внутренней напряженности и вооруженных конфликтов

Лица, пропавшие без вести и их семьи, которые ведут поиски своих родных и близких живут в неопределенности и постоянных переживаниях, что на сегодняшний день является большой проблемой современного международного общества. Исчезновение людей, которые служат в вооруженных силах государства или же гражданское лицо, пропавшее во время ситуаций насилия или военных действий - одна из основных причин несоблюдения международного гуманитарного права.

Отдаление членов семей друг друга объясняется тем, что во время вооруженных ситуаций беженцы или иные перемещенные лица не имеют возможности оповестить своих близких. Согласно правовым нормам международного гуманитарного права, дети [4, с. 612-624] являются наиболее уязвими-мы субъектами вооруженных действий, внутреннего насилия, поскольку потеряв родителей или спасаясь путем бегства, ребенок чаще всего становится жертвой заключения, вербовки и даже поспешного усыновления.

Информация в виде сведений о пропавшем лице - это наиболее ценная потребность членов семей, потерявших своих родных7. К сожалению, в ходе вооруженных конфликтов все принятые меры по поиску лиц остаются безрезультатными, и само мо-лое, что необходимо предпринять при таком исходе ситуаций - это предоставление чле-

3 Конституция Кыргызской Республики в новой редакции от 27 июня 2010 года. Электронная правовая база "Ток-том 2017": www. toktom.kg

4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-Ф3 Система «Гарант»: http://base.garant. ru/10105807/1/#ixzz4jTp8ECig

5 Имеются в виду как международные, так и немеждународные вооруженные конфликты - как они определены в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. и двух Дополнительных протоколах к ним 1977 г. Ратифицированы Законом Кыргызской Республики от 23 апреля 1999 года. Электронная правовая база "Токтом 2017": www. toktom.kg

6 Примером ситуации насилия в Кыргызской Республике могут послужить Ошские события 2010 года: http:// www.fergananews.com/news.php?id=14946

7 Семьи лиц, пропавших без вести, и их потребности. Доклад Международного Комитета Красного Креста / -МККК, август 2009. - С.1-5.

нам семьи достойно похоронить и почтить память путем признание факта смерти человека.

Правовые основания охраны и защиты семейных прав в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности

Защита семейных прав во время ситуаций внутренней напряженности и вооруженных конфликтов предусмотрена национальным законодательством государств, а также принципах, нормативно - правовых нормах международного гуманитарного права, международного права прав человека, резолюций международных организаций, международных соглашений в иных источниках международного права в целом [5, с. 264-265].

Международное гуманитарное право и международное право прав человека преследуют одинаковые цели - защита жизни, здоровья, чести и достоинства человека. Являясь правовой основой каждого человека, эти две отрасли права дополняют друг друга. Ведь международное гуманитарное право охраняет права человека в период вооруженного конфликта, а международное право прав человека - в мирных и в военных ситуациях. Однако, правительствам стран допустимо отказываться и не соблюдать права и обязанности в той или иной чрезвычайной ситуации, при том как в международном гуманитарном праве не допускается отступление от них, поскольку данное право имеет цель защитить и охранять права субъектов военных действий, которые участвуют либо прекратили участвовать в военных конфликтах насильственного характера.

Гуманность - наиболее главный принцип международного гуманитарного права [6, с. 72]. Воззрение гуманности получило свое самостоятельное юридическое знание и прописано в Гаагских конвенциях 1907 года [7, с. 321]. Развитие гуманитарного права, толкование норм и применение происходит, базируясь на этом принципе [8, с. 34].

Общий принцип неприкосновенности, являясь принципом международного права прав человека и международного гуманитарного права, связан с фундаментальными правами человека и носит свое значение в том, что «каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую не-

прикосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности». Этот принцип также обозначен во Всеобщей Конвенции прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенцией о беженцах от 28 июля 1951 года, Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1949 года, Пактами ООН о правах человека 1966 года, и иными договорами по правам человека8.

Неприкосновенность в международном гуманитарном праве означает то, что «каждый имеет право на уважение его семейных прав». Нормами гуманитарного права категорически запрещено всякое посягательство на права человека и его семьи со стороны субъектов вооруженного конфликта. В статье 25 IV Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года указано, что «каждое лицо, находящееся в конфликте стороны или на оккупированной ею территории, сможет сообщить членам своей семьи, где бы они ни находились, а также получать от них сведения чисто семейного характера»9. А также согласно статье 49 IV Женевской Конвенции «оккупирующая держава при перемещении или эвакуации людей не должна разлучать членов одной и той же семьи». Статья 46 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907г. предусматривает, что «семейные права должны быть уважаемы».

В период ситуаций внутреннего насилия и военных действий «семейная жизнь должна пользоваться уважением, насколько это возможно», что прописано в нормах обычного международного гуманитарного права [5, с. 264-265]. Статья 74 Дополнительного Протокола I и статья 4 Протокола II регулируют тот факт, что "воюющие стороны должны способствовать воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта". Помимого этого, необходимость воссоединения семей, вчастности детей и родителей имеет место в прецедентном праве10. Так, в решении дела Браннин-ган и Мак Брайд против Великобритании от 26 мая 1993 года Европейский суд по правам человека считает, что «право на семейную жизнь включает в себя право задержанных лиц связываться со своими семьями путем переписки и посещений их членами семей при соблюдении разумных ограничений, касающихся времени посещений и цензуры в

8 См. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950года; Американская Конвенция прав человека от 22 ноября 1969г.; Африканская хартия прав человека и народов, июнь 1981г. и др.

9 Четвертая Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. Электронная правовая база "Токтом 2017": www. toktom.kg

10 Rieme v. Sweden, решение Европейского Суда по правам человека от 22 апреля 1992 г. (№ 226) //16 E.H.R.R.155; Olsson v. Sweden (№ 2), решение Европейского Суда по правам человека от 27 ноября 1992 г. (№ 250) //17 E.H.R.R. - P.155.

отношении переписки»11.

Принципом неприкосновенности также предусмотрено право на обмен известиями со своей семьей и получение помощи. По той причине, что обмен информации между родными и близкими людьми в условиях войны является единственной нитью связи, и необходимо для личного душевного равновесия и избавления от переживаний Международный Комитет Красного Креста организовал Центральное агенство по розыску, которое функционирует согласно принципам Женевских конвенций.

Право членов семье на знание о судьбе своих родственников закреплено в статьях 32-34 Дополнительного Протокола I к Женевской Конвенции 1977 года, определяя необходимые меры для поисков пропавших без вести людей. Статьи 69, 70, 71 Протокола I устанавливают, то «каждое нуждающиеся лицо имеет право обратиться за помощью в продовольствии, санитарных материалах, одежде и др.». В соответствии со статьями 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63 IV Женевской Конвенции гражданское население имеет право на помощь. Так, при оккупации согласно статье 55 Конвенции «Оккупирующая Держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами».

В правовой норме 117 Сборника обычного международного гуманитарного права установлено, что: «Каждая сторона в конфликте должна принимать все практически возможные меры для того, чтобы выяснить судьбу лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта, и должна предоставлять членам семей этих лиц любую информации об их участи, которой она располагает» [4, с. 538]. Это обязательство сторон конфликта было признано большим количество соглашений между воюющими субъектами, в рамках международного и внутреннего, конфликтов. Аналогичная норма содержалась в статье 6 Соглашения о нормализации отношений между Хорватией и Федеративной Республикой Югославия от 1995г., Протоколе заседания рабочих групп по розыску пропавших без вести и освобождению насильственно удерживаемых лиц от 10 июня 1996 года, созданных в соответ-

ствии с соглашением «О прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики» от 27 мая 199612 года и др.

Страны, будучи участницами ООН, активно выступали с призывами разузнать о судьбе лиц, пропавших без вести, и предоставлять членам семей этих лиц любую информации об их участи в результате вооруженных действий в Восточном Тиморе, Боснии и Герцеговине, на территории бывшей Югославии13. Благодаря этому в период военных действий в Республике Хорватия была учреждена Комиссия для розыска лиц, пропавших без вести в 1991 году и восстановленная в 1993 г. [4, с. 544]. С 1992 по 1995 годы в ходе войны на территории Боснии и Герцеговины исчезли более 27 тысяч 800 граждан, при том, как были обнаружены 17 тысяч. Из данных чисел идентификации лиц была проведена 1100 людям, опознания остальных 6 тысяч граждан продолжаются по сей день. Также, помимо этого комиссией по проблемам лиц, пропавших без вести ведутся розыски останков 12 тысяч человек14. Непредоставление и сокрытие информации о пропавших без вести лиц их семьям является нарушением норм международного права согласно подтверждению Комитета Безопасности по правам человека, а именно по прецеденту по делу Елены Квонтерос против Уругвая.

Также в свете принципа неприкосновенности «каждому, кто страдает, должен быть предоставлен кров и обеспечен уход, необходимый в его состоянии». Данный принцип, указанный в Женевской Конвенции 1864 года, остается актуальным не только в ситуациях военного конфликта и внутреннего напряжения, но и в мирное время. Согласно нормам международного гуманитарного права, больными и раненными в ходе военных событий считаются военнослужащие и гражданские лица, которые находятся на территории боевых действий, получившие травмы, болезни, инвалидность и иные физические расстройства вследствие которых нуждаются в заботе и медицинской помощи. Также наряду с вышеуказанными лицами к страдающим следует относить рожениц, новорожденных, немощных и беременных

11 Branningan ad McBride v. UK, решение Европейского Суда по правам человека от 26 мая 1993. - №64.-

С.27.

12Соглашение «О прекращении огня, боевых действий и мерах по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики» от 27 мая 1996 года . Правовая база "Гарант 2017". http:// base.garant.ru/6176784/

13 Заявление Председателя Совета Безопасности, Док. ООН S/PRST/1996/41 от 10 октября 1996 года.. - С.1.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 54/183 от17 декабря 1999 г. и др.

14 Olsson v. Sweden (№ 2), решение Европейского Суда по правам человека от 27 ноября 1992 г. (№ 250) // 17 E.H.R.R.134 - С.134.

женщин [9, с. 366].

Целый ряд нормативно-правовых мер по ограждению инвалидов, престарелых и детей до 15 летнего возраста, а также матерей с детьми до 7 лет и беременных женщин отражается в статье 14 IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны.

Статьи 24 - 26, 136-141 этой Конвенции гласят: «на находящиеся в конфликте стороны возлагается обязанность принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе». «В задачу находящихся в состоянии войны государств входит облегчение розыска, производящегося членами разрозненных войной семей с целью установления связи друг с другом и, если это возможно, содействие их соединению. Оккупирующая держава должна принять все необходимые меры, чтобы способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей. Она ни в коем случае не должна изменять их гражданское состояние, а также зачислять их в зависящие от нее формирования или организации» (ст. 50).

IV Раздел IV Конвенции посвящен защите семейных прав интернированного лица Таким образом, в статье 82 данной Конвенции указывается, что «в течение всего периода интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования, за исключением случаев, когда работа, здоровье или применение наказания не сделают временную разлуку необходимой. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родственного попечения, были интернированы вместе с ними. В тех случаях, когда это окажется возможным, интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении и жить отдельно от других интернированных; им должны быть предоставлены необходимые условия для того, чтобы вести семейную жизнь. В тех случаях, когда в порядке исключения в качестве временной меры необходимо размещать женщин-интернированных, не являющихся членами какой-либо одной семьи, в том же месте интернирования, что и мужчин, для таких женщин-интернированных должны быть предоставлены, в обязательном порядке, отдельные спальни и санитарные установки».

Согласно вышепроведенному анализу международных норм, хотелось отметить, что все данные обязательства также должны соблюдаться Кыргызской Республикой, поскольку Республика является членом ука-

занных Конвенций. В 1992 году Кыргызстан присоединился к Женевским Конвенциям и 1999 году был подписан «Закон о ратификации Женевских Конвенций 1949 года и двух Дополнительных Протоколов 1977 года». Тем самым, Кыргызстан принял на себя обязательство соблюдать все нормы и принципы международного гуманитарного права, а именно оказывать помощь всем жертвам войны, как со своей стороны, так и со стороны противника, обеспечивать уважение к человеческой личности, запрещать бесчеловечное обращение [10, с. 41]. Помимо данных международных документов, Кыргызская Республика является участницей Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года. Также Кыргызстаном был подписан ряд иных международных договоров, таких как Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 года, на сегодняшний день остро стоит вопрос о возможности ратификации Оттав-ской Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении от 18 сентября 1997 года и др.

Несмотря на существующие проблемы по имплементации норм международного гуманитарного права, все-таки благодаря содействию неправительственных организаций и специалистов в области международного гуманитарного права, государственные органы принимают меры по внедрению норм международного гуманитарного права в национальное право Кыргызской Республики. Правительство приняло Постановление от 18 июня 2003 г. № 361 «О реализации предложений по имплементации норм Международного гуманитарного права в Кыргызской Республике», которое помимо внесения соответствующих изменений в законодательство Кыргызской Республики, утвердило Положение «о постоянно действующей Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права».

В силу вышеизложенного, по нашему мнению, деятельности Межведомственной Комиссии по имплементации международного гуманитарного права, Правительства и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики должны быть результативными для того, чтобы в ближайшем будущем создать эффективную правовую базу для пресечения нарушений данной отрасли права на случай военных столкновений в нашем государстве.

Для достижения этого результата, в первую очередь, необходимо принять предложенные законопроекты по пресечению такого рода нарушений: 1. Законопроект «О внесении дополнений в Уголовный Кодекс Кыргызской Республики», регулирующий вопросы уголовной ответственности за военные преступления, и предусматривающий введение 24 новых состава преступлений; 2. Законопроект «О внесении дополнений в Уголовно-Процессуальный Кодекс Кыргызской Республики», связанный с дополнениями, которые будут внесены в Уголовный Кодекс Кыргызской Республики. Вопрос же о ратификации Римского Статута Международного Уголовного Суда является более спорным и противоречивым, однако его рассмотрение и ратификация должны быть осуществлены в ближайшее время [10, с. 49].

В ситуациях же внутренних беспорядков применяются нормы внутреннего законодательства Кыргызской Республики.

На сегодняшний день популярным явлением среди населения Кыргызской Республики является проведение митингов, демонстраций, шествий и прочих массовых скоплений людей. Наиболее жестокой и кровавой вооруженной ситуацией за всю истории Кыргызстана считается трагедия, которая произошла в июне 2010 года и унесла более 500 жизней15. По сей день многие считаются без вести пропавшими в ходе данного конфликта [11, с. 1]. Как после каждого вооруженного конфликта либо внутреннего напряжения, последствия в виде проблем в воссоединении семей и поддержка в поисках пропавших людей не обошла стороной в и этом случае, произошедшем на юге Кыргызстана. Согласно законодательству Кыргызской Республики функционируют следующие нормативно-правовые акты, которые предоставляют защиту и охрану семейных

прав во время вооруженных конфликтов: Закон «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года N 1362-Хи (в редакции на 30 декабря 2009 года) устанавливает: «Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества членов семьи сотрудника Органов Национальной Безопасности от преступных посягательств»;16 Закон «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года N 1360-XII предусматривает: невыполнение законных требований сотрудника Органов Внутренних Дел, оскорбление, сопротивление, угроза насилием ими посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, а также любое посягательство на членов семьи и близких родственников сотрудника.

Подводя итог, можно отметить то, что в законодательстве Кыргызской Республике отсутствуют нормы, которые обеспечивают защиту семейных прав индивида во время ситуаций внутренней напряженности в стране. Данная категория прав защищается ратифицированными государством международными договорами.

Для семей погибших в результате военных конфликтов предусматриваются выплаты пособий и льготы, предоставленные государством. Однако, право не устанавливает особый статус семьи, и не выделяет семью как отдельную категорию, подлежащую защите в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности.

Роль Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца в защите семейных прав индивида в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности

Восстановление семейных связей явля-

15 Обеспечение безопасности огнестрельного оружия, военной техники и боеприпасов во время массовых беспорядков со стороны государства: исследование, выводы и рекомендации. - Бишкек, 2011. - С. 4.

16 См.: Закон Кыргызской Республики «О чрезвычайном положении» от 24 октября 1998 года N135 (в редакции на 25 июля 2011 года), уголовный кодекс Кыргызской Республики (ст. 233 «Массовые беспорядки») от 1 октября 1997 года N 68, закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Кыргызской Республики» от 14 апреля 1994 года N1474-XII (вредакции на 30 декабря 2009 года), устав боевой службы внутренних войск МВД Кыргызской Республики (утвержден приказом Министерства внутренних дел КР от 25 августа 1999 года N 266), закон «Об органах и учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы» от 12 августа 2003 года N197 (в редакции на 19 июля 2011 года), закон «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики» от 24 июля 2009 года N 242, устав внутренней службы Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Принят законом от 7 августа 1998 года N117 (в редакции на 13 августа 2004 года), устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Принят законом от 7 августа 1998 года N118, дисциплинарный устав Вооруженных Сил Кыргызской Республики. Принят законом от 7 августа 1998 года N116 (вредакции на 4 июня 2007 года), закон "О национальной безопасности» от 26 февраля 2003 года N 44 (в редакции на 13 октября 2008 года), закон «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года N 1362-XII (в редакции на 30 декабря 2009 года), закон «О Совете обороны Кыргызской Республики» от 15 июля 2011 года N102, закон «О Гражданской защите» от 20 июля 2009 года N 239, закон «О пограничной службе Кыргызской Республики» от 19 марта 1999 года N 28 (в редакции на 20 марта 2008 года), закон «О Службе государственной охраны Кыргызской Республики» от 29 декабря 1997 года N105 (в редакции на 11 июля 2011 года), закон «Об оружии» от 9 июня 1999 года N 49 (вредакции на 19 февраля 2010 года). - Электронная правовая база "Токтом 2017": www. toktom.kg

ется одним из ключевых элементов гуманитарной миссии МККК, это одно из главных направлений нашей деятельности и сотрудничества с национальными обществами. Восстановление семейных связей — это наша общая ответственность.

Оливье Водо, вице-президент МККК.17

Благодаря своей оперативной деятельности Международное движение Красного Полумесяца играет наиважнейшую роль, поскольку представители этой организации оказывают помощь людям, которые были разлучены с членами своей семьи и не владеют никакой информацией о них, восстанавливая семейные связи.

Вследствие того, что в результате кровавых событий в июне 2010 года в Кыргызстане, на фоне разрушений, массовой гибели людей, огромное количество лиц считались безвестно отсутствующими. Многими неправительственными организациями, в том числе и Международным Комитетом Красного Креста (МККК) в содействии с Национальными Обществами Красного Полумесяца Кыргызстана и Узбекистана велись работы по восстановлению семей18.

В течении нескольких десятилетий Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца проводятся работы по восстановлению семейных связей. Существенную роль в деятельности этого Движения занимает поддержка и помощь. Представители Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца оказывают правовую, материальную, психологическую помощь пострадавшим лицам в ходе военных действий по специальным программам социального обеспечения по переселению.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца19 начиная с 2003 года, приняв на себя обязательства на Международной конференции правительственных и неправительственных экспертов по пропавшим без вести людям и их близким, начал работу по осуществлению широкомасштабной инициативы по усилению потенциала МККК в сфере восстановлению

семей.

Стратегия20 по восстановлению семейных связей МККК основывается на Уставе Движения, соглашения об организации международной деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (Севильское Соглашение, ноябрь 1997 г.), Дополнительные Меры к соглашению (Сеул, ноябрь 2005). Эффективность и применение этой феноменальной Сети целиком зависит от укрепления сотрудничества составных частей МККК и способности фокусирования на реальных действиях21.

Правовой основой деятельности МККК, его составных частей и обществ, целью которых является восстановление семей служат Женевские Конвенции и Дополнительные Протоколы к ним, Устав МКК, резолюции Международных Конференций МККК и Совета Делегатов.

В зависимости от ситуации деятельность МККК, направленная на восстановление семейных связей имеет различные формы:

• организация обмена семейными новостями;

• розыск отдельных лиц;

• регистрация людей (детей и взрослых) с целью предотвращения их исчезновений и предоставления их семьям возможности получать информацию, а также дальнейшее отслеживание их судьбы;

• воссоединение семей и репатриация;

• сбор, обработка и передача информации о погибших (установление их местонахождения, эксгумация и опознание останков);

• выдача подтверждений содержания под стражей и доку-ментов, подтверждающих иные ситуации, в результате которых люди были зарегистрированы;

• выдача проездных документов МККК;

• контроль за интеграцией тех, кто был воссоединен со своей семьей;

• развитие и поддержка создания механизмов, позволяющих установить судьбу лиц, пропавших без вести.

Данная деятельность тесно контакти-

17 Стратегия восстановления семейных связей (включает юридический справочный материал) План реализации 2008-2018. /- МККК, февраль, 2010. - С.9.

18 Семьи лиц, пропавших без вести, и их потребности. Доклад Международного Комитета Красного Креста. / - МККК, август 2009 С.1-3.

19 См.: Семьи лиц, пропавших без вести, и их потребности. Доклад Международного Комитета Красного Креста. - МККК, август 2009 г.

20 Международный Комитет Красного Креста является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизнь и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, и предоставлять им помощь. «Стратегия МККК 2011-2014 к достижению значительных результатов в деле помощи нуждающимся». - МККК, 2011г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Стратегия МККК 2011-2014 к достижению значительных результатов в деле помощи нуждающимся. /- МККК, 2011. - С.2.

Из нового доклада МККК. «Ирак, Йемен и Сирия: в 5раз больше гражданских погибает при войне в городах». 14 июня 2017года. Источник: Официальный сайт

Международного Комитета Красного Креста.

рует с властями государств в рамках права родных и близких на поддержку связи друг с другом, получения информации о судьбе и местонахождения родственника и членов семьи.

Заключение. Подводя итоги, необходимо отметить, что:

- одной из самых проблематичных вопросов в современном международном праве является защита семейных прав во время воорженных конфликтов и ситуаций внутренней напряженности;

- Исчезновения служащих в вооруженных силах и гражданских лиц в период вооруженных конфликтов и ситуаций насилия — это наиболее грубые нарушения международного права прав человека и гуманитарного права.

- Право,22 предусматривая целый ряд механизмом по защите семьи в период вооруженных конфликтов в виде принципов, правовых норм международного права прав человека и международного гуманитарного права, международных договоров и резолюций, не выносит семью как отдельный институт, обладающий особой защитой в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутренней

напряженно сти.

- Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца занимает центральную роль в период вооруженных конфликтов и ситуаций внутреннего насилия, оказывая помощь в защите семейных прав.

- Для предотвращения исчезновений лиц, а также для обеспечения мер для поиска таких лиц необходимо принять меры по соблюдению международного права прав человека и международного гуманитарного права через активные меры Межведомственной комиссии по имплементации норм международного гуманитарного права при Министерстве Юстиции Кыргызской Республики. Данное действие происходит при поддержке национальных и международных гуманитарных организаций. Поскольку ответственность за исчезновение лиц лежит на властях государства, компетентными органами, представителиями государства, вооруженными группировками и их лидерами должны быть приняты меры по поиску лиц и предусмотрено оказание помощи их родным и близким.

- Кыргызской Республикой должны

22 Стратегия восстановления семейных связей (включает юридический справочный материал) План реализации 2008-2018. / - МККК, февраль, 2010. -С.1-9.

быть приняты меры в рамках национального законодательства по предотвращению исчезновения лиц во время вооруженных конфликтов, ситуаций насилия, а также охрану и защиту пропавших без вести лиц и их семей., ведь Кыргызстан является участником многих междуна-

родных договоров по международному праву прав человека и международному гуманитарному праву. В качестве наиболее эффективной деятельности необходимо принять модельный закон о лицах, пропавших без вести (Межпарламентная Ассамблея Стран СНГ, 2008 год)23.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муратбекова С.М., Ибраимов Р.Т. Семейное право. Учебное пособие. - Бишкек, Алтын-принт, 2010. - 285с.

2. Гришаев С.П. Семейное право: учебник. - Москва: Прспект, 2013. - 272с.

3. Тегизбекова Ж.Ч. Обычное право кыргызов: брак и семья. - Бишкек, МУАА, 2016. - 218с.

4. Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Нормы 135, 136, 137 / Ж.-М. Хенкертс, Л. Досвальд-Бек Л. - МККК, 2006. - 874с.

5. Борубашов Б.И. Международное право: Учебник / Б.И. Борубашов. - 1-ое издание. -Бишкек, КРСУ, 2013.

6. Клаузевиц фон Карл. О войне / К. Клаузевиц. - М.: Юристъ, 2002.

7. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть / И.И. Лукашук. - Москва, 2005.

8. Сародубцев Г. Гаагской Конференции мира - 100 лет. Русские юристы сыграли решающую роль в выработке международного законодательства о войне и мире // Г. Сародубцев. - Независимая газета. - М., 18 июня 1990. - №51. - С.34.

9. Кузнецов В.И. Международное право: Учебник. Издание 2-е, доп. и пререраб. / В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1998.

10. Тегизбекова Ж.Ч. Пресечение нарушений норм международного гуманитарного права в Кыргызской Республике: проблемы и перспективы. // Сборник статей научно-практической конференции по международному гуманитарному праву для студентов и аспирантов высших учебных заведений Центральной Азии, Алматы, 14 -15 марта 2007 г. - МККК.: 2007 г.

11. Тынаев А. Город теней. В Оше остается острой проблемой судьба без вести пропавших людей / А. Тынаев // Новости Ценртальной Азии, 21.07.2010. http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1279694760

REFERENCES

1. Muratbekova S.M., Ibraimov R.T. Semejnoe pravo. Uchebnoe posobie. - Bishkek, Altyn-print, 2010. - 285s.

2. Grishaev S.P. Semejnoe pravo: uchebnik. - Moskva: Prspekt, 2013. - 272s.

3. Tegizbekova Zh.Ch. Obychnoe pravo kyrgyzov: brak i sem'ja. - Bishkek, MUAA, 2016. - 218s.

4. Henkerts Zh.-M., Dosval'd-Bek L. Obychnoe mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. Normy 135, 136, 137 / Zh.-M. Henkerts, L. Dosval'd-Bek L. - MKKK, 2006. - 874s.

5. Borubashov B.I. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / B.I. Borubashov. - 1-oe izdanie. -Bishkek, KRSU, 2013.

6. Klauzevic fon Karl. O vojne / K. Klauzevic. - M.: Jurist#, 2002.

7. Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Osobennaja chast' / I.I. Lukashuk. - Moskva, 2005.

8. Sarodubcev G. Gaagskoj Konferencii mira - 100 let. Russkie juristy sygrali reshajushhuju rol' v vyrabotke mezhdunarodnogo zakonodatel'stva o vojne i mire // G. Sarodubcev. - Nezavisimaja gazeta. - M., 18 ijunja 1990. - № 51. - S.34.

9. Kuznecov V.I. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik. Izdanie 2-e, dop. i prererab. / V.I. Kuznecov. - M.: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1998.

10. Tegizbekova Zh.Ch. Presechenie narushenij norm mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava v Kyrgyzskoj Respublike: problemy i perspektivy. // Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii po mezhdunarodnomu gumanitarnomu pravu dlja studentov i aspirantov vysshih uchebnyh zavedenij Central'noj Azii, Almaty, 14 -15 marta 2007 g. - MKKK.: 2007 g.

11. Tynaev A. Gorod tenej. V Oshe ostaetsja ostroj problemoj sud'ba bez vesti propavshih ljudej / A. Tynaev // Novosti Cenrtal'noj Azii, 21.07.2010. http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1279694760

23 Moдeльный зйкон о лuцax, nрonaвшux бeз вecmu, принят 25 ноября 2008 г. Meжnaрлaмeнmcкoй Accam-блeeй cmрaн CHr. (Пocmaнoвлeнue N 31-17). - Прaвoвaя бaзa «Гaрaнm 2017».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.