Жумабаева Меруерт Ербосыновна,
старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК
способы реализации и механизмы имплементации
норм международного права
Развитие суверенного Казахстана характеризуется нарастающими интеграционными процессами вступления в ряд международных организаций.
В частности, Республика Казахстан стала членом ООН, МВФ, ШОС, ОДКБ. На постсоветском пространстве Казахстан является участником СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Азиатского диалога сотрудничества.
Новое содержание и формы интеграционных процессов обусловлены переходом их на международные экономические, рыночные отношения.
Экономическая интеграция порождает необходимость правовой интеграции, имплемен-тации норм международного права, в виду чего актуализируется проблема гармонизирования (приведения в соответствие) законодательства государств - членов интеграционного объединения.
Еще в советский период профессор Г.В. Игна-тенко подчеркивал факт «сцепления» законодательства с международными договорами [1].
Концепция имплементации является одной из наиболее распространенных теорий права, опосредующей комплекс мероприятий, направленных на признание юридической силы и организационное обеспечение осуществления международных правовых норм внутри государства [2]. Имплементация является важнейшей составляющей эффективности действия международного и внутригосударственного права.
Имплементация положений международного права в параметрах фактической реализации международного права в отдельных государствах осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в нормы внутригосударственного (национального) права. В этих целях в государстве проводятся меры законодательного характера по приведению национальных норм в соответствие с нормами международного права, принимаются внутригосударственные законодательные акты (законы, акты
о ратификации международных договоров), воспроизводящие нормы международного права или регламентирующие их действие на территории государства.
В виду того, что международное право не предрешает всех вопросов, связанных с выполнением международных договоров, они должны быть урегулированы во внутригосударственном праве. Как отмечает Р.А. Колодкин, «законов о международных договорах совсем немного, хотя они продолжают приниматься» [3]. Необходимо отметить, что законы о международных договорах приняты во всех государствах - участниках СНГ. Примером могут явиться Закон Республики Армения от 16 августа 2000 г. № ЗР-85 «О международных договорах Республики Армения», Закон Республики Молдова от 24 сентября 1999 г. № 595-XIV «О международных договорах Республики Молдова», Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 г. № 54-I ЗРК «О международных договорах Республики Казахстан». Однако в большинстве своем указанные законы регламентируют преимущественно процедуры заключения, действия и прекращения международных договоров, вопросы же реализации международных договоров в них практически не отражены. Исключение составляют Закон Республики Армения «О международных договорах Республики Армения» и Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-ФЗ «О международных договорах Республики Беларусь».
в Республике Казахстан нормы международных договорных и иных обязательств Республики являются согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан составной частью ее правовой системы. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Подписав международный договор, государство берет на себя обязательство обеспечить его
исполнение. Государство не может, ссылаясь на нормы своего национального права, отказаться от выполнения международного договора, участником которого оно является (статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
Государства обязываются уважать и добросовестно исполнять нормы международного права: нормы jus cogens; договоры, воплощающие эти нормы; нормы обычного права; общие правовые принципы; обязательные к исполнению нормативные акты международных организаций; определенные односторонние акты, порождающие международные обязательства [4].
В конце XIX в. В.П. Даневский писал: «Международные договоры заключаются для того, чтобы быть исполняемы добросовестно» [5].
В международно-правовой науке высказывалось мнение о том, что непосредственное действие норм международного права в национальной правовой системе обусловлено особым характером этих норм, инкорпорированных, заимствованных из международного права [6] .
В международно-правовой практике термины «соблюдение», «применение», «выполнение» употребляются как равнозначные (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.). В официальных документах ООН, решениях международных организаций, в различных изданиях получил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» - осуществление, проведение в жизнь). Имплементация международного права - фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.
Международное право не требует признания на внутригосударственном уровне своего примата и непосредственного действия. Выбор способа имплементации международных обязательств остается прерогативой государств. Международное право преимущественно является консенсу-альным, а не императивным.
В настоящее время осуществление международных обязательств за счет использования механизма имплементации предопределяется требованиями одного из императивных принципов международного права - принципом добросовестного выполнения международных обязательств, а в более узком смысле - принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) [7]. Данный принцип является основой взаимодействия международного и внутригосударственного права и реализуется посредством конституционных норм о месте норм международного права в правовой системе государства.
Толкование принципа pacta sunt servanda предполагает наличие двух взаимосвязанных и последовательных стадий имплементации международных договоров в национальное за-
конодательство: стадия выражения согласия на обязательность договора и стадия исполнения. В отношении первой стадии цель состоит в том, чтобы выяснить, когда и в каких формах государство выражает окончательное согласие на обязательность для него международного договора, в отношении же второй стадии - установить, кем и в какой степени обеспечивается исполнение договоров во внутригосударственном праве и на практике.
Правовые особенности осуществления норм международного права и национального права.
1. Деятельность субъектов национального права по реализации своих субъективных прав и обязанностей представляет собой опосредованную правом совокупность организационно-оперативных мер, как правило, не связанных с правотворчеством.
Имплементация норм международного права зачастую предусматривает дополнительные меры правового характера, предпринимаемые как на международном, так и на национальном уровнях.
В связи с этим сам процесс имплемента-ции норм международного права распадается на две взаимосвязанные стадии: правовую и организационно-оперативную.
2. Во внутренней системе права государство само создает или санкционирует правовые нормы, наделяет их властной, общеобязательной силой и в необходимых случаях обеспечивает их осуществление силой государственного принуждения.
В международных отношениях субъекты права, прежде всего, государства, создают нормы международного права в ходе согласования воль этих субъектов относительно содержания правила поведения и признания его в качестве юридически обязательного.
3. На международной арене отсутствует единый централизованный аппарат контроля за имплементационной деятельностью государств. Государства самостоятельно осуществляют контроль за выполнением международных обязательств.
Имплементация правовой нормы по своему содержанию вместе с возникновением у соответствующего лица субъективных прав и обязанностей представляет и их осуществление в процессе определенной деятельности, поведения субъекта международного права.
Международные и национальные механизмы имплементации
Международный механизм осуществления (реализации) норм международного права представляется в виде совокупности конвенционных (нормативных) и институциональных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на меж-
дународном и национальном уровнях, с целью реализации норм.
1. Конвенционный механизм осуществления (реализации) норм включает правообеспечи-тельное нормотворчество, международный контроль, толкование, правоприменение.
Правообеспечительное нормотворчество в большей части выступает в форме конкретизации, которая имеет исключительное значение: высокая степень обобщенности первичных норм может затруднить их реализацию.
Международный контроль. Среди известных в истории международного права средств обеспечения выполнения государствами международных обязательств (клятва, присяга, залог, занятие территории, поручительство, гарантии и др.) международный контроль является способом проверки соблюдения норм международного права.
Институт международного контроля представляет собой систему правовых норм, установленных в международных соглашениях, предметом регулирования которых являются отношения государств по проверке соблюдения международно-правовых обязательств.
Толкование актов вместе с конкретизацией может осуществляться как на этапе нормотворчества, так и правоприменения.
Правоприменение представляет собой деятельность, завершающуюся принятием государствами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного акта на основе норм международного права. Примером может явиться резолюция Совета Безопасности, решение Европейского Суда по правам человека.
2. Международный организационно-правовой (институциональный) механизм реализации международного права включает государства, организации и органы (комитеты, комиссии, судебные органы), деятельность которых осуществляется посредством переговоров, консультаций, встреч, конференций, рассмотрения вопросов в согласительных комиссиях, судебного разбирательства.
Государства для обсуждения хода реализации действующих норм и совместного реагирования на их нарушения используют, прежде всего, переговоры. Международные органы (комитеты, комиссии, рабочие группы) создаются либо на постоянной основе (комитет по защите прав человека), либо для решения какого-либо конкретного вопроса (комиссия экспертов).
Об имплементации международно-правовых норм можно говорить только в том случае, если государство не только издает соответствующие законодательные акты (изменяет или отменяет уже существующие) для осуществления норм
международного права, но и проводит в жизнь эти акты.
Справедливо мнение Л.Х. Мингазова, что «реализация - одна из основных предпосылок эффективности международно-правовых принципов и норм» [8]. Реализация международных договоров зависит от многих условий, в том числе экономических, правовых, политических, идеологических и др. Состояние законодательства, его устойчивость и стабильность, а вместе с тем возможность динамично реагировать на международно-правовые явления являются важнейшим фактором претворения в жизнь норм международного права, признаваемых государством в качестве обязательных.
Результаты исследования конституционных имплементационных механизмов позволили выделить следующие способы реализации норм международного права, которые базируются на положениях конституций:
а) критерий признания монистического или дуалистического подхода к соотношению международного права и национального права;
б) критерий применения норм международного права в зависимости от их юридической природы: договорные нормы и обычные нормы.
Исходя из указанного критерия, ученые выделяют 3 категории имплементационных механизмов:
1) конституционные имплементационные механизмы, рассматривающие только международный договор как часть национального права или национальной правовой системы (Казахстан);
2) конституционные имплементационные механизмы, признающие лишь за обычными нормами международного права возможность их применения в национально-правовой сфере (Россия);
3) конституционные имплементационные механизмы, признающие любые нормы международного права частью национальной правовой системы.
Из анализа имплементационных конституционных механизмов сформулирован вывод о конкретных способах реализации норм международного права в национальном законодательстве, отличающихся большим разнообразием.
Для монистически ориентированных государств характерен такой способ, как отсылка, которая делится на 2 вида:
- генеральная, когда речь идет о статусе всех международных договоров (например, как в Конституции США) или обычных норм международного права (Конституция Австрии);
- частичная, применяемая к конкретному закону, содержащему нормы, противоречащие конкретным положениям договора.
Для дуалистически ориентированных госу-
дарств характерен такой способ, как инкорпорация, т. е. введение в действие международного договора или обычая на территории государства специальным законом (иногда его называют им-плементирующим законом).
Инкорпорация может осуществляться в форме рецепции и трансформации.
При рецепции имплементирующий закон воспроизводит содержание инкорпорируемого договора, не внося изменений или уточнений в его положения.
При трансформации имплементационный закон может уточнять, конкретизировать положения соответствующего международного договора, отменять действие старых законов, если они находятся в противоречии с вводимым международным договором.
Национальный механизм имплементации норм международного права каждого конкретного государства обладает присущими только ему чертами, зависящими от особенностей внутригосударственной правовой системы. В то же время ряд элементов, прежде всего характеризующих его структуру, являются общими для любого государства.
Структура национального механизма импле-ментации включает в себя следующие элементы:
• закрепленные в национальном правопорядке правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на национальном уровне в рамках конституционного и законодательного механизмов;
• национальная правоприменительная практика;
• система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств;
• организационные средства, применяемые на национальном уровне для обеспечения импле-ментации положений международного права.
Основу национального механизма импле-ментации международного права составляет внутригосударственная система нормативного обеспечения: нормативно-правовые акты общего характера, национальные правовые акты.
Достижение целей имплементации в национальное законодательство приводит к:
- повышению уровня защиты прав и свобод человека в государстве;
- улучшению экономических, социальных и культурных условий жизни в нем;
- расширению сферы взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества государств;
- укреплению международного мира и безопасности, способствованию предотвращения региональных и местных конфликтов и войн [9].
Таким образом, на современном этапе импле-ментация является оптимальным и рациональным способом, обеспечивающим достижение указанных целей посредством включения международных норм во внутригосударственную систему права и обеспечение его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, включая защиту прав человека. Данному обстоятельству сопутствует также и то, что в международных правовых нормах могут «часто содержаться положения, имеющие конечной целью регулирование не отношений между государствами (регулирование отношений между самими государствами является средством для достижения конечной цели), а отношений с участием субъектов национального права. В этом случае нужна «переадресовка» норм последним, что достигается при помощи норм национального права» [10]. Поэтому одна из главных задач национального правотворчества заключается в санкционировании действия международных правовых норм на территории государства, а также в определении условий и порядка их включения во внутригосударственное право.
К примеру, на постсовестком пространстве, в частности в Российской Федерации, как справедливо отмечает Т.Я. Хабриева, подобный процесс имплементации международно-правовых норм стал возможен благодаря принятию Конституции РФ 1993 г., закрепившей в ч. 4 ст. 15 положение, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В связи с этим одним из основных условий имплементации международных норм во внутригосударственное право является тесное соприкосновение и взаимодействие в первую очередь международной и конституционной сфер правового регулирования [11].
В Казахстане же, как было отмечено выше, нормы международных договорных и иных обязательств Республики являются, согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан, составной частью ее правовой системы. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Список литературы
1. Игнатенко Г.В. Советское законодательство и международные договоры: опыт, тенденции и проблемы взаимодействия // Правоведение. - 1987. - № 5. - С. 70.
2. См., например: Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С. 62; Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981. С. 257; Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. С. 12; Абдулаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. - 1993. - № 2. - С. 49.
3. Цит. по: Тиунов О.И. Ратификация международных договоров в Российской Федерации: законодательное регулирование и практика // Журнал российского права. - 2008. - №4. - С. 150.
4. См.: Экономидес К.П. Демократия, внешняя политика и международное право // Право и политика. - 2002. -№9. - С. 87.
5. Там же.
6. См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 1996. - С. 228.
7. См.: Тиунов О.И. Общепризнанные принципы и нормы международного права и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации // Правовое обеспечение межгосударственной интеграции: Сб. ст. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.И. Лафитский. М., 2005. С. 197; Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. С. 274.
8. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. - М., 1990. - С. 155.
9. См.: Игнатенко Г.В. Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. - 2001. - №1. - С. 100; Лукашук И.И. Конституция России и международное право // Московский журнал международного права. - 1995. - №2. - С. 36.
10. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. - М., 1982. - С. 57-58.
11. Хабриева Т.Я. Основы взаимодействия международного и национального права // Материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. - М., 2007. - С. 6.
Мацалада имплементацияныц халыцаралыц жэне улттыц цуцыцтыц арацатынасыныц сурацтары ашылады. Одан басца да имплементацияныц халыцаралыц жэне улттыц memiKmepi царастырыштн.
Туйт свздер: имплементация, арацатынас, имплементация memiкmepi.
В статье раскрываются вопросы имплементации, соотношения международного и национального права. Кроме того рассмотрены международные и национальные механизмы имплементации.
Ключевые слова: имплементация, соотношение, механизмы имплементации.
Issues on implementation are mentioned in Article as relation between international and domestic law. Moreover, international and domestic mechanisms of implementation have been mentioned.
Keywords: implementation, the relation, mechanisms of implementation.
Меруерт Ербосынкызы Жумабаева,
КР Зац шыгару институты хальщаральщ зацнама жэне салыстырмалы ^^ыщтану бeлiмшщ ага гылыми ^ызметкерi
Халыкаралык к^кык нормаларын жузеге асырудыц тэсiлдерi мен имплементациялау тетiктерi
Жумабаева Меруерт Ербосыновна,
старший научный сотрудник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства РК
Способы реализации и механизмы имплементации норм международного права
Zhumabayeva Meruert Erbosynovna,
senior Research Fellow, Department of International Legislation and Comparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
Realisation Methods and Implementation Mechanisms for the International Law Norms