Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 66 — 68. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):66 — 68.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 347.73 NIION: 2007-0062-2/22-081
doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-66-68 MOSURED: 77/27-004-2022-02-281
Сравнительно-правовая характеристика системы налогов зарубежных стран
Эльмира Башировна Алиева1, Камила Рашитбековна Шугаибова2
11 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
1 alievaelmira67@ynadex.ru
2 kamila.shugaibova@mail.ru
Аннотация. В статье раскрываются причины проведения сравнительного анализа налоговой системы различных стран, необходимость такого исследования. Определяются модели налоговых систем, их характерные признаки и принципы построения.
Ключевые слова: налоги, сборы, налоговая система, зарубежные страны
Для цитирования: Алиева Э.Б., Шугаибова К.Р. Сравнительно-правовая характеристика системы налогов зарубежных стран // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 66 — 68. doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-66-68.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Comparative legal characteristics of the tax system
of foreign countries
Elmira B. Alieva1, Kamila R. Shugaibova2
1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia
1 alievaelmira67@ynadex.ru
2 kamila.shugaibova@mail.ru
Abstract. The article reveals the reasons for conducting a comparative analysis of the tax system of different countries, the need for such a study. The models of tax systems, their characteristic features and principles of construction are determined.
Keywords: taxes, fees, tax system, foreign countries
For citation: Alieva E.B., Shugaibova K.R. Comparative legal characteristics of the tax system of foreign countries // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(2):66 — 68. (In Russ.). doi: 10.24412/2073-3305-2022-2-66-68.
Сравнительно-правовой анализ налоговой системы необходим для формирования современного комплекса правовых, организационных мер предупреждения и пресечения неуплаты налогов и сборов. Такой механизм экономических отношений, как налоги, дает возможность свободного осуществления той или иной деятельности государством, так как служит одним из главных источников поступления денежных средств в государственную казну.
© Алиева Э.Б., Шугаибова К.Р., 2022
Многие исследователи занимаются проблемами налогов и сборов Российской Федерации и для их решения опираются на анализ налоговой системы зарубежных стран. По мнению В.Г. Князева: «В России проблема налогов является одной из наиболее непростых и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, сегодня в стране нет другого элемента экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом не прекращающихся дискуссий» и «Между тем, в условиях принятия Налогового кодекса РФ для проведения налоговой реформы с успешным результатом, формирова-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ния цивилизованной налоговой системы необходим основательный и квалифицированный анализ налогов зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, исследование процессов возможности воздействия на потребителей и товаропроизводителей...» [2, с. 336].
В последние годы в мировой практике имеет место точка зрения о существовании четырех моделей налоговых систем — англосаксонская, континентальная, смешанная и латиноамериканская. Существенное отличие их кроется в уровне налоговой нагрузки.
1. Англосаксонская модель — налоговая обязанность ориентирована в первую очередь на граждан, превалирует прямое налогообложение. Основным источником государственных доходов служит поступление в бюджет подоходного налога. Представителями налоговой системы такой модели являются США, Канада, Великобритания [4, с. 9].
2. Континентальная модель — приоритетное значение имеют косвенные налоги. Если в англосаксонской налоговой системе основополагающим источником финансирования служит подоходный налог, то в континентальной существенная роль при формировании государственного бюджета отводится НДС. Представителями данной модели являются такие страны, как Бельгия, Франция, Австрия, Нидерланды.
3. Латиноамериканская модель. Ввиду существующей инфляции в странах с данной налоговой системой правительства этих стран самостоятельно влияют на соотношение прямых и косвенных налогов с целью избегания воздействия инфляции на государственный бюджет. Тем не менее, при таком соотношении существенная роль отведена косвенным налогам, так как они больше приспособлены к условиям инфляционного процесса в стране. Примеры стран данной модели: Чили, Боливия, Перу.
4. Смешанная модель характерна странам, которые активно воздействуют на налоговые и неналоговые источники доходов, поступающие в бюджет, достаточно часто перекладывают нагрузку с одних налогоплательщиков на других. Представителями данной модели являются Россия, Аргентина, Италия.
Ряд налоговых систем зарубежных стран успешно воздействует на экономику своей страны с целью повышения роста и ее эффективности. Каждая из стран имеет свою собственную историю, устои и вековые традиции. При формировании экономических систем в различных условиях принципы построения налоговых систем также отличны [3, с. 5]. Налоговые системы боль-
шинства стран являются трех- или двухуровневыми. Причиной этому служит наличие у большинства стран признаков федеративного устройства, когда одно государство разделяется на несколько областей, городских округов, провинций, другие возможные территориальные образования. В таком случае возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, как правило, федеральный (центральный), региональный и местный (муниципалитеты). Поэтому часто действует практика распределения налогов по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
В США, Германии, Японии и Китае действует прогрессивная налоговая ставка, при которой ставка налога увеличивается при росте доходов граждан. В России с 1 января 2022 г. была введена данная налоговая ставка. В условиях санк-ционной политики со стороны стран США и Евросоюза экономика России находится в особенно шатком состоянии, так как ряд компаний приостановили свою деятельность, а те, которые продолжили свою работу, претерпели ряд негативных последствий. С учетом такого положения трудно утверждать об успешности введения прогрессивной налоговой ставки, так как существует риск того, что подоходный налог вообще перестанут платить.
Необходимость перестраивать систему налогов и сборов РФ, используя опыт зарубежных стран, отсутствует, так как это может привести к отрицательным последствиям. Например, использование налоговой системы Японии не помогло бы решить существующую в России проблему уклонения от уплаты налогов, так как данная проблема в Японии неактуальна ввиду не только слаженного механизма контроля, но и по причине национальных традиций, образа японской мысли. Таким образом, невозможно заменить одну налоговую систему на другую. Однако использование опыта зарубежных стран в некоторых случаях необходимо, ведь совершенствование налогообложения стоит в одном ряду с созданием прочных экономических отношений.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Проспект, 2022.
2. Князев В.Г. Налоги и налогообложение М.: МЦФЭР, 2008.
3. Налоги с корпораций зарубежных стран [Электронный ресурс] / / URL: http: //www.vipstd.ru/ nauteh/index.php/ (дата обращения: 20.04.2022).
2022 / № 2 Education. Science. Scientific personnel
67
4. Сигаева Е. Налоговая система США и других зарубежных стран [Электронный ресурс] / / URL: https: //nalog-nalog.ru/nalogovaya_sis-tema_rf/nalogovaya_sistema_ssha_i_drugih_ zarubezhnyh_stran/ (дата обращения: 20.04.2022).
References
1. Constitution of the Russian Federation 1993. M.: Prospekt, 2022.
2. Knyazev V.G. Taxes and taxation M.: ICFER, 2008.
3. Taxes from corporations of foreign countries [Electronic resource] // URL: http://www.vipstd. ru/nauteh/index.php / (accessed 20.04.2022).
4. Sigaeva E. The tax system of the USA and other foreign countries [Electronic resource] // URL: https: //nalog-nalog.ru/nalogovaya_sis-tema_rf/nalogovaya_sistema_ssha_i_drugih_ zaru-bezhnyh_stran / (accessed 20.04.2022).
Информация об авторах
Э.Б. Алиева — доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук; К.Р. Шугаибова — магистрант 2-го курса обучения Юридического института Дагестанского государственного университета.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors E.B. Alieva — Associate Professor of the Department of Administrative, Financial and Customs Law, Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Economic Sciences;
K.R. Shugaibova — Master's student of the 2nd year of study at the Law Institute of Dagestan State University.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 1 5.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 15.06.2022.
The article was submitted 15.05.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 15.06.2022.