Закон и право. 2021. № 11. С. 261 -265. Law and legislation. 2021;(1 1):261 -265.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО;
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Научная статья УДК 336.13
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-261-265 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Влияние фискальной политики на предпринимательскую деятельность организаций
Эльмира Башировна Алиева1, Зарема Рахметуллаевна Гарунова2
1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета,
Махачкала, Республика Дагестан, Россия
1 alievaelmira67@yandex.ru
2 zema0783@mail.ru
Аннотация. Развитие предпринимательской деятельности является одной из главных задач любого государства. В статье рассмотрены механизмы налогового регулирования, влияющие на развитие предпринимательской деятельности в России. Проанализированы фундаментальные требования действующей современной системы налогообложения, их прикладной характер. На основе обобщения публикаций российских и зарубежных ученых дана оценка правовых гарантий развития предпринимательской деятельности в условиях совершенствования фискальной политики.
Сделаны выводы о том, что в условиях пандемии и общего спада развития мировой экономики фискальная политика государства выступает в роли важнейшего регулятора предпринимательства в России. Предложены меры по совершенствованию налогообложения предпринимательской деятельности путем разработки и реализации нового проекта выравнивания фискальной нагрузки на предпринимателей с учетом их организационно-правового статуса и видов деятельности.
Ключевые слова: налоги, организации, субъекты предпринимательства, бизнес, фискальная политика, налоговая нагрузка, налоговое и бюджетное законодательство.
Для цитирования: Алиева Э.Б., Гарунова З.Р. Влияние фискальной политики на предпринимательскую деятельность организаций // Закон и право. 2021. № 11. С. 261—265. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2021-11-261-265
ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS
Original article
The impact of fiscal policy on the business activities of organizations
Elmira B. Alieva1, Zarema R. Garunova2
1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia
1 alievaelmira67@yandex.ru
2 zema0783@mail.ru
© Алиева Э.Б., Гарунова З.Р. М., 2021 ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
Abstract. The development of entrepreneurial activity is one of the main tasks of any state. The article considers the mechanisms of tax regulation that affect the development of entrepreneurial activity in Russia. The fundamental requirements of the current modern taxation system and their applied nature are analyzed. Based on the generalization of publications of Russian and foreign scientists, the assessment of legal guarantees for the development of entrepreneurial activity in the conditions of improving fiscal policy is given. It is concluded that in the conditions of a pandemic and a general decline in the development of the world economy, the fiscal policy of the state acts as the most important regulator of entrepreneurship in Russia. Measures are proposed to improve the taxation of entrepreneurial activity by developing and implementing a new project to equalize the fiscal burden on entrepreneurs, taking into account their organizational and legal status and types of activities.
Keywords: taxes, organizations, business entities, business, fiscal policy, tax burden, tax and budget legislation.
For citation: Alieva E.B., Garunova Z.R. The impact of fiscal policy on the business activities of organizations // Law and legislation. 2021;(11):261—265. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-261-265
Государство признает значимую роль становления и развития института предпринимательства в Российской Федерации. Однако практика реализации мер государственной поддержки предпринимателей является малоэффективной и зачастую носит чисто декларативный характер. Подобные противоречия обусловливают необходимость изучения проблем, связанных с влиянием фискальной политики на предпринимательскую деятельность организаций.
Структура налоговой системы состоит из взаимозависимых и взаимосвязанных между собой элементов, которые видоизменяются под действием внутренних и внешних факторов. Ее важнейшей особенностью является федеративный характер, отличающийся динамичностью развития с учетом принципа федерализма и территориальной подчиненности. Управление системой налогообложения ориентируется на федеральный, региональный и местный уровни. Каждый из уровней имеет особенности экономического развития, что учитывается при определении фискальных задач с целью поддержки и развития предпринимательства.
Базовые фундаментальные требования действующей современной системы налогообложения содержатся в основополагающих принципах. Их прикладной характер реализуется с учетом следующих положений:
■ налоговая нагрузка должна быть распре -делена равномерно, с учетом организационно-правового статуса налогоплательщика и в разрезе отраслевой специфики их предпринимательской деятельности;
■ при распределении и взимании налоговых платежей необходимо учитывать нерав-
номерность экономического развития субъектов, их географические и территориальные особенности;
■ оптимальность фискальной нагрузки отражается на деловой активности предпринимателей, поэтому законодатель должен с осторожностью подходить к установлению и принятию основных и факультативных элементов налогов и сборов;
■ показатели налоговой нагрузки могут стать поводом для усиления налогового контроля, эффективность которого напрямую зависит от взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти.
Последние годы законодатель стремится улучшить условия ведения бизнеса, вводя соответствующие льготы для бухгалтерского и налогового учета, упрощая регистрацию налогоплательщиков. Однако не все меры фискальной политики носят последовательный характер. Зачастую их применение проявляется путем неконкурентоспособного эффекта вытеснения. Манипуляции с расходными обязательствами, различные налоговые маневры, в том числе постпандемического характера, выгодны только отраслевым монополистам, пользующимся поддержкой государства (льготы в части применения НДПИ). Непредвиденные обстоятельства (СОУГО-19) и применяемые в связи с этим Правительством меры пока малоэффективны.
Принципы определения цены на товар (ст. 40 НК России) и факторы, непосредственно влияющие на спрос и предложение на рынке, свидетельствуют о неэффективности фискально-дискретных механизмов. Государственная программа, направленная на поддержку малого и
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
среднего предпринимательства, не обеспечила экономический рост субъектам вследствие неравномерного распределения федеральных субсидий [1].
Так, 85% средств, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, были направлены в пять регионов, остальные федеральные средства (15%) перераспределены в оставшиеся 80 субъектов. Неравенство в получении средств является одним из основных факторов низкой предпринимательской активности. А это, как следствие, отсутствие стимулов ведения бизнеса, снижение производственных мощностей, проблемы бюджетной обеспеченности и т.д.
Законодательным органам власти приходится постоянно корректировать, вносить изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство, которые не всегда способствуют, а иногда даже являются барьерами для осуществления предпринимательской деятельности.
В последние годы сохраняется тенденция к увеличению тарифов по страховым взносам, последствиями которых является резкое сокращение числа предпринимателей, вынужденных свернуть свой бизнес.
Юристы и экономисты при определении фискальной нагрузки рассматривают ее в зависимости от структуры и состава бюджетных расходов, закрепленных в законе о бюджете на очередной финансовый год. В отношении предпринимателей бремя выполнения фискальных обязательств зависит от степени финансовых ограничений, введенных налоговыми администраторами.
Типичным примером является введение дополнительных обязательств в части уплаты налогов, сборов, страховых взносов, ограничение льгот. Эти меры влияют на величину прибыли предпринимателей и рентабельность производства в целом. Ситуация осложняется тем, что ограничения отвлекают оборотные средства от производственного процесса, увеличивая общий рост недоимки по налогам и сборам.
По мнению В. Г. Панскова, на фискальные возможности предпринимателей влияет общий объем налоговых изъятий в бюджет относительно полученных ими совокупных доходов [4].
Более широкий смысл фискальной нагрузки определяет Д. Г. Черник [6]. Он представляет фискальную нагрузку как механизм уплаченных налогов относительно совокупного националь-
ного продукта, полученного в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
В любом случае очевидно, что одним из основных механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности являются налоги, которые способны не только стимулировать, но и замедлять отдельные ее виды.
Так, исследование темпов роста развития предпринимательства в России показало, что на период 1 января 2015 г. относительно 1 января 2020 г. уровень зарегистрировавших свою деятельность предпринимателей заметно упал, составив соотношение 1,568 к 1,104.
Можно сделать вывод, что к началу 2021 г. эти цифры сократились еще больше. Конечно, этот факт не позволяет говорить о падении числа желающих заняться предпринимательской деятельностью. Эти цифры лишь подтверждают отсутствие достаточных правовых гарантий для развития предпринимательской деятельности.
Как утверждал известный экономист X. Джонсон, между открывающимся бизнесом и экономическим здоровьем общества существует сильная взаимосвязь [2]. Полное оздоровление вряд ли возможно, но облегчить предпринимательскую «боль» можно только путем совершенствования законодательно обоснованной фискальной политики.
Первым симптомом такой проблемы должен стать настораживающий факт роста количества предпринимателей, прекративших свою деятельность.
В связи с этим основными факторами, влияющими на величину фискальных обязательств, могут быть признаны характеристики, связанные с режимом налогообложения (СНР или ОРНО), с общим объемом произведенной и реализованной продукцией, с применением косвенных налогов (НДС и акцизы).
Большое значение имеет порядок и способы формирования налоговой базы, ее планирование и так называемая оптимизация, которая, с точки зрения законодательства, является уходом из-под налогообложения. Все эти проблемы разрешаются путем проведения грамотной фискальной политики и совершенствования действующего бюджетного и налогового законодательства.
Безусловно, одним из главных показателей налогового бремени являются обязательства, связанные с уплатой страховых взносов, непосредственно влияющие на желание предпринимателей прекратить свою профессиональную деятельность. Более того, тарифы имеют свой-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
ство к увеличению, что, по сути, дестимулирует предпринимателя и влияет на экономическую безопасность государства в целом.
Так, при условии получения индивидуальным предпринимателем дохода в результате финансово-хозяйственной деятельности свыше 300 000 руб. в год он автоматически попадает под необходимость уплачивать дополнительный взнос в размере 1% от полученного дохода в Пенсионный фонд [3]. Логично, что индивидуальный предприниматель предпримет меры к сокрытию достоверной суммы дохода. Что реально получается на практике?
Итак, индивидуальный предприниматель, не получающий больших доходов в силу своего организационно-правового статуса, с одной стороны, пользуется преференциями в виде применения СНР, с другой стороны, он обременен уплатой дополнительных взносов во внебюджетные фонды. А как же налоговая справедливость и принцип выравнивания фискальной нагрузки?!
Возникает ситуация, когда значительная часть предпринимателей стремятся уйти из легального бизнеса в «тень», т.е. изыскивают механизмы и способы уклонения от налогов, что не может не отражаться на доходной части бюджетов разных уровней, подрывает экономическую безопасность государства в целом. Закономерным стал процесс переориентации деятельности предпринимателей в теневой неофициальный сектор экономики. Практика подтверждает масштабы интеграции многообразных форм и способов создания механизмов уклонения от уплаты налогов, достигающих в общем объеме экономики более 45 — 55%.
Необходима разработка нового проекта выравнивания фискальной нагрузки на предпринимателей с учетом их организационно-правового статуса и видов деятельности.
По нашему мнению, было бы правильным усилить налоговые платежи на услуги естественных монополий. Они остаются основным источником доходов бюджета. При оценке фискальной нагрузки на предпринимательскую деятельность нужно проводить анализ доходности той или иной отрасли. Такой подход позволит выровнять обязательства фискально обязанных лиц, независимо от выбранного ими режима деятельности и соразмерно полученным ими доходов. Дифференциация уровня фискальной нагрузки на предпринимательскую деятельность
остается ключевой проблемой современной бюджетно-налоговой системы [5].
В период экономических санкций и политических преобразований развитие предпринимательства формирует конкурентную среду в сфере производства товара и услуг, способствует расширению рынка труда, сокращая численность безработных. Создание эффективной системы предпринимательства обусловливает разрешение социальных проблем государства, направленных на поддержку населения среднего уровня обеспечения, являющегося основным гарантом развития демократии в стране.
На современном этапе предпринимательство в России не имеет существенных правовых приоритетов со стороны государства, что подтверждается несовершенством налогового и бюджетного законодательства, отсутствием системы мер эффективной государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Исключение составляют меры Правительства Российской Федерации, связанные с изменением сроков уплаты налогов до января 2021 г. в отношении индивидуальных предпринимателей, принятые во время пандемии.
Итак, справедливая и грамотная фискальная политика, обеспеченная комплексом экономико-правовых мер, направленная не только на формирование финансовых потребностей государства, но и обеспечение интересов граждан, защитит предпринимателей и укрепит экономическую безопасность государства в целом.
Список источников
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс»
2. Ахмадеев Р.Г. Влияние фискальной политики на деятельность индивидуальных предпринимателей // Вестник ГУУ. 2019. № 9.
С. 106-111.
3. Дюжов А.В. Природа и механизм исчисления страховых взносов / / Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 6. № 3. С. 106-110.
4. Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 3. С. 86-99.
5. Поварова А.И. Проблемы распределения налоговой нагрузки в российской экономике //
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6 (30). С. 172—188.
6. Черник Д.Г. Налоговая политика — инструмент преодоления кризиса / / Науч. тр. Вольного экономич. общества России. 2015. Т. 190. № 1. С. 61—68.
References
1. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 № 146-FZ (ed. of 02.07.2021) // SPS «Consultant Plus»
2. Akhmadeev R.G. The impact of fiscal policy on the activities of individual entrepreneurs / / Bulletin of GUU. 2019. № 9. P. 106—111.
3. Dyuzhov A. V. The nature and mechanism of calculating insurance premiums // Economics and management: problems, solutions. 2018. Vol. 6. № 3. P. 106-110.
4. Panskov V.G. Tax regulation as an instrument of economic recovery // STAGE: economic theory, analysis, practice. 2019. № 3. P. 86—99.
5. Povarova A.I. Problems of distribution of the tax burden in the Russian economy / / Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2013. № 6 (30). P. 172—188.
6. ChernikD.G. Tax policy — a tool for overcoming the crisis // Scientific tr. Volnogo ekonomich. societies of Russia. 2015. Vol. 190. № 1. P. 61—68.
Информация об авторах
Алиева Э.Б. — доцент кафедры административного финансового и таможенного права Гарунова З.Р. — магистрант кафедры административного, финансового и таможенного права
Information about the authors
Alieva E.B. — associate professor of the department of administrative financial and customs law Garunova Z.R. — master's student of the department of administrative, financial and customs law
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.09.2021.
The article was submitted 05.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.09.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021