Научная статья на тему 'Поддержка предпринимательской деятельности и основные направления процесса построения эффективной налоговой политики'

Поддержка предпринимательской деятельности и основные направления процесса построения эффективной налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / STATE SUPPORT / BUSINESS AND TAXATION PROBLEMS / DEVELOPMENT PRIORITIES / TAX POLICY / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова О. Н.

В статье определено, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Его поддержка в современных условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства. Выявлено, что одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Проанализировано, что построение эффективной налоговой политики государства имеет ключевое значение в процессе стимулирования предпринимательской деятельности. В статье находит свое обоснование и необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки предпринимательской деятельности, в первую очередь, в области налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SUPPORT AND MAIN DIRECTIONS OF EFFECTIVE TAX POLICY FORMING

In this paper it is defined that entrepreneurship is the major internal source of development of national economy. Its support in modern conditions is not simply one of national priorities, but also way of preservation of the state economic potential. It is revealed that one of the basic factors influencing on forming and development of entrepreneurial activity is the state tax policy. It is analyzed that forming the effective tax policy of state has key value in process of entrepreneurial activity stimulation. In the article, the necessity of the further perfection of state support of entrepreneurial activity is determined. First of all, the perfection takes place in the field of the taxation

Текст научной работы на тему «Поддержка предпринимательской деятельности и основные направления процесса построения эффективной налоговой политики»

ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

О. Н. БОЧАРОВА

В статье определено, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Его поддержка в современных условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства. Выявлено, что одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Проанализировано, что построение эффективной налоговой политики государства имеет ключевое значение в процессе стимулирования предпринимательской деятельности. В статье находит свое обоснование и необходимость дальнейшего совершенствования государственной поддержки предпринимательской деятельности, в первую очередь, в области налогообложения.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная поддержка, проблемы предпринимательства и налогообложения, приоритеты развития, налоговая политика, налоговая система.

Обеспечение динамичного инновационно ориентированного развития отечественного предпринимательства является одной из наиболее актуальных задач в процессе формирования конкурентоспособной экономики. Решение этой задачи тесно связано с проблемами трансформации всего национального хозяйства, включая реструктуризацию промышленного комплекса, укрепление позиций товаропроизводителей и развитие различных направлений предпринимательства. От решения данных задач зависит будущее место российского предпринимательского сообщества в глобальном экономическом пространстве.

Предпринимательство, выполняя важнейшие социально-экономические функции, формирует конкурентную среду, насыщает товарные рынки, поддерживает инновационную активность, смягчает социальное неравенство, формирует средний класс и новое отношение к труду и собственности. Поэтому сохранение и развитие отечественного предпринимательства является актуальной и важной задачей руководства страны [8].

В то же время существенно увеличивается уязвимость предпринимательских структур. Недостаток устойчивости нередко подталкивает предпринимателя к прекращению своей деятельности. Политика же государства в отношении развития предпринимательства остается противоречивой. Несмотря на то, что российское руково-

дство за последний период приняло ряд специальных постановлений о поддержке предпринимательства, о приоритетах его развития, снижении налогового бремени, многие проблемы предпринимательства остаются нерешенными.

Так, если рассмотреть АПК, то можно заметить, что он обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления, его развитие сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60 % товаров торговли. В составе АПК выделяют много звеньев. Одним из таких звеньев является крестьянско-фермерские хозяйства, на примере которого, можно достаточно объективно оценить состояние АПК в настоящее время.

Сельское хозяйство РФ переживает три непростых с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности года. В 2008 г. в связи с экономическим кризисом сельхозпроизводители испытали на себе рост процентных ставок по кредитам, в 2009 г. - падение цен на многие виды сельхозкультур, в 2009 г. - засуху, потери от которой только по зерновым культурам в регионе оцениваются в 2,2 млрд руб. [11].

Необходимо упомянуть и о налогообложении. Совсем недавно налог на доходы физических лиц, налог с продаж, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и другие крестьянские хозяйства оплачивали, занося их в декларацию по

налогам и сборам. Теперь все эти налоги входят в Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) -это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Эта система полностью перевернула прежние принципы налогообложения, максимально приблизившись к упрощенной системе.

Отдельным пунктом необходимо выделить предложения по совершенствованию принципов и механизмов господдержки КФХ:

- упрощение системы кредитования фермерских хозяйств;

- развитие системы гарантий и залогового обеспечения кредитов;

- обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства [11].

Что же касается сферы образования, то на наш взгляд, потребность в нем на сегодняшний момент должна стать приоритетной потребностью для каждого человека. Решение этого вопроса во многом зависит от эффективной государственной политики, призванной сделать потребность в образовании одной из важнейших. В этом отношении государство уже предприняло определенные шаги. Так, президент РФ 2 февраля 2009 г. внес предложение «О высшем образовании и поддержке студенчества» [3].

Возросшая степень нестабильности хозяйственных связей требует модернизации системы государственного регулирования взаимосвязей экономических субъектов, в том числе модернизации налоговой политики как одного из основных механизмов по управлению развитием предпринимательских структур [2]. При этом в целом возрастают роль и влияние государства на экономику как в национальном, так и в международном масштабе.

Для выработки эффективной налоговой политики, направленной на развитие предпринимательства, необходимо установить и проанализировать основные факторы, влияющие на уровень развития предпринимательской деятельности, при этом наиболее целесообразно их разделить на три группы: макроситуационные, внутрипроизводственные и личностные.

К макроситуационным факторам относят тип экономических отношений в стране и ее социально-политическое устройство. На уровень развития предпринимательства в стране оказывают влияние

следующие внешние факторы: законодательство, в первую очередь через проводимую налоговую политику, уровень государственной поддержки предпринимательства, уровень спроса и потребления, открытость общества и рынков и т. д.

К внутрипроизводственным (внутрифирменным) факторам относят уровень управления компанией, качественные характеристики персонала, наличие необходимых финансовых ресурсов. Данная группа факторов является производной как от макроситуационных, так и от личностных факторов.

Третью группу составляют личностные, деловые, психологические факторы, т. е. внутренние предпосылки, которые позволяют человеку заниматься предпринимательской деятельностью. Сюда входят такие факторы, как коммуникативные способности предпринимателя, личные связи с представителями органов власти и других социальных структур.

Таким образом, одним из основных внешних фактов, влияющих на степень развития предпринимательства, является государственная налоговая политика.

Приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. Следует принимать во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста предприятий [4].

В системе налоговых отношений имеются значительные проблемы. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности в стране, по налогообложению недвижимости и т. д.

При осуществлении политики стимулирования развития российского предпринимательства отсутствует четко определенная система. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в сфере развития предпринима-

тельства. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие [1]. В этой связи основной задачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы.

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны быть основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста, а с другой - обеспечивает на необходимом уровне доходную часть государственного бюджета.

Следует также различать налоговую политику и налоговый механизм как составные части финансового механизма. Поэтому место налоговой политики в формировании налоговой системы целесообразно представить таким образом, что, базируясь на положениях налоговых теорий, государство осуществляет налоговую политику, воздействуя через налоговый механизм (методы и инструменты) на формирование и изменение налоговой системы (совокупность налогов и сборов, участников налоговых правоотношений, законодательства, определяющего налоговые вопросы).

Налоговая политика в современных условиях должна формироваться на следующих принципах:

- стимулирование развития субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест;

- осуществление поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования;

- стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки [5].

При этом реформирование системы налогообложения не должно кардинально пересматривать основные параметры налоговой системы государства. Следует сконцентрировать внимание на устранении отдельных недостатков налоговой системы, вызванных противоречивостью ряда положений налогового законодательства и нерешенностью тех задач налоговой реформы, которые были поставлены ранее.

Мы считаем, что в основу современной налоговой политики должны быть положены общие задачи экономической политики России. Налого-

вая политика и налоговая система не должны препятствовать предпринимательским структурам бороться за свое выживание, а наоборот должны стимулировать развитие предпринимательской деятельности.

Главной же целью налоговой политики государства является создание механизма эффективной налоговой системы, обеспечивающей развитие предпринимательской деятельности, высокую собираемость налогов и, в целом, повышение благосостояния населения.

По нашему мнению, в современных экономических условиях процесс построения механизма эффективной налоговой политики должен выглядеть следующим образом:

- постановка целей налоговой политики;

- качественная и количественная оценка параметров налоговой политики;

- совершенствование целеполагания;

- разработка модели налоговой политики, учитывающей существующую экономическую среду;

- анализ изменений параметров налоговой системы, связанных с воздействием новой налоговой политики;

- корректировка налоговой политики;

- внедрение и реализация скорректированных мер по формированию эффективной налоговой политики;

- оперативное внесение изменений в параметры налоговой политики в результате внешних и внутренних дестабилизирующих и непредвиденных событий;

- общая оценка показателей эффективности налоговой политики.

Таким образом, в начале разработки налоговой политики государства проводится анализ существующей налоговой системы для четкой локализации проблем. Далее формулируется комплекс целей и подцелей налоговой политики. На основе выявленных целей налоговой политики вырабатываются мероприятия, необходимые для реализации конечной цели. Схематично процесс построения налоговой политики государства в современных экономических условиях представлен на рисунке 1.

При построении налоговой политики государства необходимо учитывать существующую структуру и особенности налоговой системы, механизм налогового администрирования, систему ответственности за налоговые правонарушения, а также особенности функционирования судебной системы, наличие политической стабильности и т. д., что позволит разработать эффективную

налоговую политику государства, отвечающую его потребностям и учитывающую особенности национальной экономики.

Влияние налоговой политики государства на развитие предпринимательской деятельности, предлагаем осуществлять по схеме, представленной на рисунке 2.

Налоговая политика государства по средствам формируемой налоговой системы должна обеспечивать необходимую для функционирования государства собираемость налогов. Таким образом, особо возрастает значение налогового контроля как одного из основных механизмов, воздействующих на уровень собираемости налогов.

Рис. 1. Схема процесса построения эффективной налоговой политики государства в современных условиях развития экономики

Рис. 2. Воздействие налоговой политики государства на развитие предпринимательства

Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ) [9].

В целом контрольная функция налоговой политики государства ориентирована на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня налоговой дисциплины, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства. Поэтому налоговый контроль должен быть нацелен на предотвращение нарушений налогового законодательства, а также на выявление и изъятие в бюджетную систему недоимок по налогам.

Таким образом, налоговый контроль должен выступать не только в роли фискального инструмента налоговой политики государства, но и быть встроенным в экономику регулятором. Если государство выстраивает систему налогового контроля на принципах равенства всех перед законом, а также за счет налогового контроля не достигаются политические цели, налоговый контроль может быть рассмотрен с точки зрения встроенного рыночного механизма, основной задачей которого определено создание равных условий хозяйствования и недопущение неконкурентных преимуществ.

На сегодняшний день наиболее перспективным направлением налогового контроля считается мониторинг налогоплательщика с выявлением зон налогового риска, и при превышении в этих зонах определенных пороговых критериев - проведение полномасштабных контрольных мероприятий.

Отметим, что стратегическая задача налогового контроля, как и налоговой политики государства в целом, должна пониматься как макси-

мальное привлечение налогоплательщиков к самостоятельной (добровольной) уплате всех предусмотренных налогов и сборов.

Мы считаем, что неотъемлемой частью проводимой налоговой политики государства должно стать совершенствование принципов налогового администрирования. Существенное внимание должно уделяться мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, а с другой - на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков [7].

Необходимо продолжить линию усиления защиты налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков более комфортных условий для уплаты налогов и сборов. Конечной целью проводимых преобразований в части реформирования системы налогового администрирования должно стать снижение административной нагрузки на предпринимательство в налоговой сфере.

Несмотря на экономическое развитие государства, состояние развития института предпринимательства в России по-прежнему остается неудовлетворительным. На сегодняшний день руководством России предпринимается комплекс мер по государственной поддержке предпринимательской деятельности. Однако следует активизировать эту деятельность, в первую очередь путем реализации налоговой политики, стимулирующей развитие предпринимательской деятельности [10].

На наш взгляд, для развития института предпринимательства в современных условиях развития экономики требуется комплексная государственная поддержка предпринимательской деятельности, в первую очередь в области налогообложения (рис. 3).

Рис. 3. Приоритеты налоговой политики, направленной на развитие предпринимательской деятельности

В целях стимулирования развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства в современных условиях экономики должна содержать следующие приоритеты:

1. Снижение налоговой нагрузки за счет:

- сокращения ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе при объекте налогообложения «доходы»;

- увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;

- обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставление преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, осуществляющих разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т. д.

2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования единой системы учета, для целей бухгалтерского и налогового учетов.

3. Упрощение административных процедур за счет сокращения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных. Например, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, выявленных в результате проведения камеральных налоговых проверок, один раз в пять лет.

4. Принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет:

- предоставления отсрочки, в установленной форме, по уплате НДС, налога на прибыль организаций и единого налога при У СН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, компаниям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы и т. д. и одновременно испытывающим недостаток в финансовых ресурсах;

- снижения штрафов или освобождения от уплаты пени за нарушения налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (невыполнение договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным заказам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками и т. д.).

5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообло-

жения путем создания в России информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе: доступные режимы налогообложения, их особенности, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т. д.

6. Создание условий для повышения законности в налоговой сфере.

7. Преобразование налогового контроля из фискального инструмента в регулятор.

На наш взгляд, практическая реализация данных предложений окажет значительный стимулирующий эффект на процесс формирования и развития отечественного предпринимательства в современных условиях.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в современных условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства [6]. Одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Уровень налогообложения и качество налогового администрирования имеют ключевое значение в процессе осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Мы считаем, что дальнейшее увеличение стимулирующего воздействия налоговой политики государства на развитие предпринимательства, при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции налоговой системой повысит устойчивость не только предпринимательских структур, но и всей социально-экономической системы страны.

Литература

1. Бурмистрова А. А. Формы проявления и структура межрегиональной диспропорциональности социально-экономического развития регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. №6.

2. Гончаров А., Землянская М. Оптимизация налогообложения: новые правила и нерешенность вопросов государственного регулирования // Налоги и налогообложение. 2009. № 7. С. 43-38.

3. Джабраилов М. А. Приращение знаний и особенности его проявления в сфере образования // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Вып. 4 (44).

4. Едронова В. Н., Мамыкина Н. Н. Сущность и элементы налоговой политики // Финансы и кредит. 2005. № 5. С. 39-40.

5. Зрелев А. П., Кваша Ю. Ф., Харламов М. Ф. Налоги и налогообложение. 2009.

6. Коломейцева М. А. Сущность экономического потенциала и его влияние на оценку экономической мощи государства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2007. № 4.

7. Миронова В., Ханафеев Ф. Налоговое администрирование. М., 2008.

8. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство. СПб., 2007.

9. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая, вторая. М., 2010.

10. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2010. № 8. С. 35-38.

11. Саяпин А. В., Козодаева О. Н. Состояние и перспективы развития крестьянско-фермерских хозяйств в регионе: производственные и инвестиционные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 5.

* * *

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY SUPPORT AND MAIN DIRECTIONS OF EFFECTIVE TAX POLICY FORMING

O. N. Bocharova

In this paper it is defined that entrepreneurship is the major internal source of development of national economy. Its support in modern conditions is not simply one of national priorities, but also way of preservation of the state economic potential. It is revealed that one of the basic factors influencing on forming and development of entrepreneurial activity is the state tax policy. It is analyzed that forming the effective tax policy of state has key value in process of entrepreneurial activity stimulation. In the article, the necessity of the further perfection of state support of entrepreneurial activity is determined. First of all, the perfection takes place in the field of the taxation.

Key words: entrepreneurial activity, state support, business and taxation problems, development priorities, tax policy, tax system.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.