Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
фискальная политика / экономическая безопасность / налоги / бюджетное законодательство / налоговое бремя / расходы / доходы / предпринимательство / fiscal policy / economic security / taxes / budget legislation / tax burden / expenses / income / entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Зарема Рахметуллаевна Гарунова

В статье рассмотрены механизмы влияния фискальной политики на повышение уровня экономической безопасности государства. Проанализированы финансовые потери предпринимателей, возникающие из-за неэффективной внутренней политики государства и неблагоприятных правовых последствий принятых в этих условиях законов, предполагающих проведение систематической диагностики рисков в системе налогообложения. Сделаны выводы о том, что в условиях пандемии и общего спада развития мировой экономики фискальная политика государства выступает в роли важнейшего антикризисного регулятора, направленного на обеспечение экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Зарема Рахметуллаевна Гарунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of fiscal policy on improving the level of economic security in Russia

The article considers the mechanisms of the influence of fiscal policy on the improvement of the level of economic security of the state. The article analyzes the financial losses of entrepreneurs arising from the inefficient internal policy of the state and the adverse legal consequences of the laws adopted in these conditions, which involve the systematic diagnosis of risks in the tax system. It is concluded that in the context of the pandemic and the general decline in the development of the world economy, the fiscal policy of the state acts as the most important anti-crisis regulator aimed at ensuring the economic security of the country.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

УДК 342; 336.13 ББК 65.6

DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-203-208

ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ политики НА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Эльмира Башировна АЛИЕВА, Зарема Рахметуллаевна ГАРУНОВА,

доцент кафедры административного магистрант кафедры административного,

финансового и таможенного права финансового и таможенного права

Юридического института Дагестанского Юридического института Дагестанского

государственного университета государственного университета

alievaelmira67@yandex.ru zema0783@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Рецензент: А.З. Арсланбекова, доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы влияния фискальной политики на повышение уровня экономической безопасности государства. Проанализированы финансовые потери предпринимателей, возникающие из-за неэффективной внутренней политики государства и неблагоприятных правовых последствий принятых в этих условиях законов, предполагающих проведение систематической диагностики рисков в системе налогообложения. Сделаны выводы о том, что в условиях пандемии и общего спада развития мировой экономики фискальная политика государства выступает в роли важнейшего антикризисного регулятора, направленного на обеспечение экономической безопасности страны.

Ключевые слова: фискальная политика, экономическая безопасность, налоги, бюджетное законодательство, налоговое бремя, расходы, доходы, предпринимательство.

Annotation. The article considers the mechanisms of the influence of fiscal policy on the improvement of the level of economic security of the state. The article analyzes the financial losses of entrepreneurs arising from the inefficient internal policy of the state and the adverse legal consequences of the laws adopted in these conditions, which involve the systematic diagnosis of risks in the tax system. It is concluded that in the context of the pandemic and the general decline in the development of the world economy, the fiscal policy of the state acts as the most important anti-crisis regulator aimed at ensuring the economic security of the country.

Keywords: fiscal policy, economic security, taxes, budget legislation, tax burden, expenses, income, entrepreneurship.

Налоги — механизм управления, наличие которого неразрывно связывают с появлением государства. Их правовой основой являются сформированные в бюджетной системе органами власти фонды с целью их аккумулирования для реализации государством возложенных на него функций. Важнейшей задачей является обеспечение безопасности госу-

дарства. Одним из видов национальной безопасности является экономическая безопасность, в структуре которой важную роль играет фискальная политика, способствующая созданию механизмов реализации стабильной экономики государства.

На фискальную политику государства влияют особенности экономико-политического раз-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

вития государства, специфика конъюнктуры и репутация регионального рынка, стабильность и доверие к органам государственной власти. Они обусловливают экономическую безопасность государства [3].

На всех этапах реализации фискальная политика в целях безопасности выступает как основной ресурс финансового обеспечения управления государством, в основе которого лежит действующее бюджетное и налоговое законодательство. Правильно сформированная, с правовой точки зрения, многоступенчатая фискальная политика нацелена на создание обратной связи между государством и налогоплательщиками. Такая связь объективно предполагает наличие рисков по исполнению взятых на себя расходных обязательств государством за счет увеличения или уменьшения налогового потенциала в силу определенных причин.

На ранних этапах развития государства безопасность представляла собой исключительно возможность защищать жизненно важные интересы, материальные ценности общества от военных нападений на него, т.е. способность защищаться от внешних угрожающих государству факторов.

Современные внешние угрозы имеют своей целью дестабилизацию экономической обстановки в государстве. Нестабильная политическая ситуация на мировом рынке, предвзятое отношение со стороны развитых стран к стратегии и курсу развития России предполагают необходимость разработки новых, более совершенных концептуальных подходов к повышению уровня экономической безопасности во всех сферах деятельности.

Наша страна сталкивается не только с внутренними, но и с внешними угрозами, которые не могут не сказываться на экономической ситуации в целом. В текущих условиях вызванного пандемией производственного спада, продолжающихся санкций со стороны иностранных государств требуется практическая адаптация принятых на бумажных носителях Правительством мер фискальной политики, способных гарантировать надежность и безопасность экономики.

Общие принципы фискальной политики, основные начала бюджетного и налогового законодательства, ее цели и инструменты определяют показатели экономической безопасности государства. Содержание экономической безопасности закрепляет положение о том, что налоговая политика является фактором «такого развития экономики, при котором создались

бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» [1].

То есть, выступающая фактором экономической безопасности налоговая политика должна быть ориентирована на обеспечение необходимых условий финансовой стабильности экономического развития, при котором создавались бы механизмы, гарантирующие защиту национальных интересов, целостность и единство государства. Необходимо учитывать тот факт, что налоги могут быть не только механизмом обеспечения безопасности государства, но и создавать условия для возникновения споров между центром и его субъектами, рисков и внешних угроз.

Ключевой задачей нашего государства является выявление факторов, влияющих на экономическую безопасность страны, определив которые можно найти и смоделировать подходы к их управлению. Безусловно, законодательство каждой взятой отдельно страны строится с учетом происходящих в ней особенностей экономического и политического характера. Тем не менее есть общеизвестные факторы, активно используемые большинством стран в отношении нашего государства, наносящие точечные удары по экономике, подрывая не только экономическую, но и политическую стабильность внутри страны.

Типичным примером является уровень снижения доходов бюджета, т.е. фискальные механизмы являются не только основными средствами обеспечения безопасности государства, но и непосредственными источниками предпринимательских рисков и угроз. Налоговая безопасность напрямую зависит от происходящего в сфере экономической безопасности. Успешное функционирование экономики государства, призванное обеспечить привлечение внутренних и внешних инвестиций, невозможно без противодействия рискам, возникающим в налоговой и бюджетной сфере.

Фискальная функция государства реализуется путем обеспечения бюджета необходимыми ресурсами, что обусловливает финансовую независимость и конкурентоспособность российских предпринимателей. Тем не менее неоспоримым является тот факт, что регулирующая функция также призвана выполнять возложенные на нее социальные обязательства. Она сдерживает фискальные механизмы, стимулируя

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

предпринимателей посредством введения некоторых видов установленных законодательством ограничений и послаблений в налоговой сфере.

Стимулирующая функция налоговой политики призвана обеспечить рост экономического развития государства за счет расширения совокупного спроса путем увеличения расходных обязательств. Либеральная сущность стимулирующей функции сводится к понижению общего уровня налогообложения предприятий посредством применения налоговых льгот и иных преференциальных положений законодательства о налогах и сборах, выраженных в возможности платить налоги в меньшем размере или не уплачивать их совсем. В отношении приоритетных отраслей экономики законодательством устанавливаются благоприятные финансовые условия, объективно позволяющие компенсировать текущие расходы и потери предстоящими доходами.

Безопасность можно рассматривать с разных сторон: налоговая безопасность государства и налоговая безопасность фискально обязанных лиц.

С одной стороны, сущность налоговой безопасности государства сводится к тому, что взимаемые в законодательно закрепленном объеме налоги гарантируют стабильность доходов государства.

С другой стороны, снижение бремени налогоплательщика позволяет путем аккумулирования средств в фондах предприятий стимулировать и расширять воспроизводственный процесс, увеличивая налоговый потенциал. Решение этого вопроса повлияет на структуру и пропорции социального равновесия граждан России, что на сегодняшний день является весьма актуальным.

В соответствии с этим Правительство Российской Федерации приступило к разработке новой Стратегии социально-экономического развития страны на период до 2030 г. (в противовес принятой ранее в 2014 г.), направленной на обеспечение социальной и политической стабильности, на выравнивание бюджетных диспропорций, подрывающих экономическую безопасность государства.

Рассмотрим, чем грозит снижение уровня доходов налогоплательщиков, когда расходы растут быстрее, чем доходы. Практика доказывает, что изъятие у фискально обязанных лиц свыше 30% ими полученных доходов — это та граница, за которой начинается не только тезаврация доходов (отвлечение от производства), их так называемая оптимизация, но и процесс сокращения инвестиций.

Лишение налогоплательщиков 40 — 50% полученной ими прибыли приводит к дестимули-рованию производства, к снижению предпринимательской активности.

В таких условиях экономическая модель А. Лаффера, подтверждающая, что увеличение и снижение бюджетных доходов на определенных этапах развития экономики находятся в прямой зависимости от налоговых ставок, что требует законодательного вмешательства [6].

Принимаемые в последние годы изменения и поправки в налоговое законодательство зеркально отражают происходящее в экономике в целом.

Таким образом, грамотная и эффективная фискальная политика должна быть направлена на достижение такого уровня развития предпринимательства, который бы обеспечил экономическую стабильность и безопасность государства [2].

Безусловно, бюджетно-налоговая политика как составляющая экономической безопасности предполагает, что объем налоговых поступлений должен быть достаточным для обеспечения государством взятых на себя обязательств, и в первую очередь социального характера.

Финансовые потери предпринимателей, возникающие из-за неэффективной внутренней политики государства, неблагоприятных правовых последствий принятых в этих условиях законов, предполагают проведение систематической диагностики рисков в системе налогообложения. Диагностика и идентификация налоговых рисков, их адекватная оценка органами государственной власти направлены на разработку механизмов для управления ими. Для этого необходимо определение и прогнозирование основных факторов налоговых рисков, т.е. «болевых точек» налоговой системы.

Научно-исследовательским центром РАНХ и ГС был проведен мониторинг фискальных рисков с целью выяснения причин и определения факторов экономического спада, влияющих на экономику в целом. Было опрошено более 300 респондентов, которых представляли руководители предприятий различных регионов. В результате опроса были выявлены факторы, негативно влияющие на активность и результаты предпринимательской деятельности (см. табл. 1).

Результаты опроса показали, что несовершенство налогового законодательства, необходимость привлечения заемных средств и тяжесть налогового бремени — самые актуальные и злободневные проблемы современного предпринимательства.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

Таблица 1

Обстоятельства, отрицательно влияющие на хозяйственную деятельность предпринимателей

Обстоятельства, отрицательно влияющие на хозяйственную деятельность предпринимателей В проц. от общего числа опрошенный

Отсутствие собственных средств 61,4

Излишняя фискальность и обременительность налогами 58

Административные барьеры и вымогательство чиновников 33

Вымогательство со стороны органов исполнительной власти, наделенных контрольными и надзорными полномочиями 28

Проблемы, связанные регистрацией предприятий 25

Трудности, связанные с ведением бухгалтерского и налогового учета 19

Несоблюдение законности, несовершенство налогового законодательства 49,8

Более глубокий анализ зависимости экономической безопасности от фискальной политики подтверждает, что наибольшую значимость и актуальность для руководителей предприятий представляют вопросы, связанные с уплатой налогов (см. табл. 2).

Таблица 2

Анализ влияния налоговых рисков на экономическую безопасность предприятий

Опрос среди топ-менеджеров, проводимый Российской Ассоциацией Маркетинговых Услуг (РАМУ), проводился в 45 субъектах России. В нем участвовало почти 1500 предприятий.

Налоговые риски В проц.

Изменение и неэффективность налогообложения местного самоуправления 32

Изменение и неэффективность налогообложения федерального уровня 36

Риск применения мер ответственности за правонарушения и преступления в налоговой сфере 19

Риск отмены льготного налогообложения 15

В настоящее время, в условиях синдрома СОУГО-19 и пакета санкций Европы предпринимателям приходится особенно сложно. Они формируют свои ресурсы, адаптируя их к происходящему в экономике и соблюдая последовательность ограничения карантинных мер. На уровень дохода предпринимателей повлиял снизившийся уровень спроса и новые предпочтения общества. Встал вопрос о необходимости карди-

нальных изменений налогового и бюджетного законодательства.

Факторы, ранее влиявшие на стабильность и рост экономики, уступили место новому глобальному кризису, разделившему мир на «до» и «после». Больше всего предприниматель страдает из-за отсутствия оборотных средств, невозможности использовать ранее приносившую доход бизнес-модель. Только меры поддержки со

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

стороны государства, трансформация налоговой системы, поиск новых направлений фискальной перезагрузки могут если не решить проблему полностью, то хотя бы на определенный срок сдержать экономический спад в стране.

Перед предпринимателем стоит вопрос: как при финансовой неустойчивости перестроить хозяйственную деятельность, каким образом перераспределить ресурсы. В итоге это приводит к тому, что предприниматели строят очередные схемы так называемой оптимизации, уводящей в тень из-под налогообложения большую часть дохода, что чревато бюджетными потерями и подрывает экономическую безопасность страны. При таком раскладе ведения бизнеса возникает проблема создания новых фискальных механизмов, нацеленных на макроэкономическую стабилизацию государства и поддержку предпринимателей.

Компетентная диагностика эффективности бюджетно-налоговой политики государства проводится на основе анализа действенности финансового законодательства путем разработки антикризисных мер, основой которых является не только преодоление рисков на макро- и микроуровне, но и предупреждение их распространения. Новые методики и способы облегчения налоговой нагрузки, подобранные с учетом оценки общей экономической ситуации в стране, позволят оптимизировать и выровнять финансовое положение предприятий, обеспечивая безопасность государства в целом [5].

«Фискальная нагрузка» является комплексным базисным понятием. Очень часто оно употребляется наряду с такими понятиями, как «налоговое бремя», «налоговая нагрузка», «тяжесть уплаты налогов», «налоговый пресс» и т.д. И практически всегда рассматривается с негативной точки зрения. Тем не менее такие авторы, как М.С. Власова, В.Н. Незамайкин, Л.И. Юрзинова интерпретируют их с точки зрения налоговой устойчивости, налоговой лояльности, не проводя между ними четкого разграничения.

Позиция государства в аспекте определения налогового бремени сводится к тому, что это принятые на законодательном уровне ограничения, которые имеют место в результате выполнения хозяйствующими субъектами обязательств, направленных на уплату налогов. Экономисты определяют налоговое бремя как величину всех уплаченных фискально обязанным лицом налогов по отношению к ВВП.

Международные организации при расчете налогового бремени используют аналогичные методики.

Так, международная организация экономического сотрудничества развитых стран (ОЭСР), состоящая на 1 января 2021 г. из 37 государств-участников, рассматривает налоговое бремя отдельно в отношении каждого государства как суммарную величину всех поступивших в бюджет налогов относительно ВВП страны [8]. Подобной методикой пользуются все страны — участники ЕС [9].

Как правило, при определении налоговой нагрузки они используют два метода:

■ с учетом налогов и иных платежей налогового характера;

■ с учетом только налоговых отчислений.

Основания для применения тех или иных

способов зависят от уровня развития и экономического положения государства, социальной направленности финансовой политики, наличия и действия системы косвенного налогообложения, политического положения [7]. Перечисленные нами основания однозначно влияют на экономическую безопасность государства.

Практика доказывает тот факт, что, несмотря на применение казалось бы одинаково действующих способов определения налогового бремени, их величины в различных странах не совпадают. Всегда присутствуют те или иные отклонения, свидетельствующие о разных правовых режимах предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствует ситуация с налоговым бременем в России, которая существенным образом отличается от условий ведения бизнеса нерезидентами.

Интересным является тот факт, что подход различных стран к реализации разных методик определения налогового бремени позволяет сопоставить риски в этой сфере. Они позволяют дифференцировать государства с благоприятными и неблагоприятными условиями налогообложения. Это крайне важно для потенциальных инвесторов, готовых грамотно и эффективно диверсифицировать свободный капитал. Большое значение налоговая нагрузка имеет для потенциальных инвесторов, по ней инвестор вычисляет необходимый минимум уплаты налогов в бюджет [4].

Новые фискальные инструменты могут существенно повлиять на показатели интеграционного эффекта, стирая структурные диспропорции экономики.

В предпринимательской деятельности активизируется бизнес с наиболее низким уровнем налогового бремени. Относительно иных видов хозяйственной деятельности такой бизнес при-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

носит больше доходов, менее рискован, безопасен и быстрее адаптируется к экономическим тенденциям внутри страны и за ее пределами. Однако у такой модели налогового благоприятствования есть другая сторона: недиверсифици-рованные отрасли самостоятельно, без помощи государства ищут варианты решений, а это всегда риск потерять свои доходы. Как правило, они разоряются или, в лучшем случае, их компании сливаются, что приводит к снижению уровня экономической безопасности.

Уделяя особое внимание налоговой нагрузке, пытаясь снизить ее бремя любым способом, бизнес строит новые, более универсальные «серые» схемы ухода из-под налогообложения. При этом существенно увеличиваются потери бюджета, повышаются издержки налогового администрирования, регулятивная функция уступает свою роль функции контроля. То есть, на этой стадии фискальной политики затраты государства, связанные с планированием, учетом, анализом, секвестируются и перенаправляются на выявление и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере.

В документе стратегического планирования, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, закреплены приоритетные цели реализации экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. С точки зрения финансовой обеспеченности, средства, недополученные в бюджете , могли быть направлены на решение социально-экономических задач, стоящих перед государством. Очевидно, что для достижения сбалансированности бюджетной системы государства нельзя игнорировать налоговый фактор, являющийся основой фискальной политики. Однако нельзя возлагать на налоговую политику лишь фискальные интересы, она должна учитывать не только фискальные интересы бюджета, но и выполнять свое социальное предназначение, стимулируя и поддерживая предпринимателей, а также обеспечивать экономический рост и безопасность страны.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что грамотная фискальная политика, учитывающая особенности развития регионов, условия деятельности предпринимате-

лей, упрощает ведение бизнеса, увеличивая степень их экономической привлекательности и удовлетворения потребностей государства. В условиях общего спада развития мировой экономики, включая пандемию, нестабильности текущей ситуации на российском рынке фискальная политика государства выступает в роли важнейшего антикризисного регулятора, направленного на обеспечение экономической безопасности страны.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» // СПС «Консультант Плюс»

2. Власова М.С. Разработка механизма управления экономической устойчивостью горного предприятия при мониторинге его обязательных платежей: Дис. ... канд. эконом. Наук. М., 2003. С. 45.

3. Глубокова Н.Ю. Налоговый контроль как элемент внутрифирменной контрольной среды / Н.Ю. Глубокова, Л.И. Егорова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53). С. 577-580.

4. Иванова Ю.Н. Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики / Ю.Н. Иванова, В.В. Казаков // Вестник Томского гос. ун-та. 2015. № 399. С. 199-203.

5. Поварова А.И. Проблемы распределения налоговой нагрузки в российской экономике // Экономич. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6 (30). С. 172-188.

6. Laffer A.B., Seymour J.P. The Economics of the Tax Revolt. 1979. P. 164.

7. Paying Taxes 2007 - 2015 // http:// www.pwc.com/gx/ en/paying-taxes/ download-order.jhtml (Дата обращения: 07.02.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tax revenue as percentage of GDP. Comparative tables // http://stats.oecd.org/ Index.aspx# (Дата обращения: 07.02.2021)

9. Taxation trends in the European Union // http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/ documents/taxation/gen_info/economic_analysis/ tax_structures/2014/report.pdf (Дата обращения: 07.02.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.