Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗРИТЕЛЬНАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FULL-TIME TRAINING / DISTANCE EDUCATION / VISUAL SENSORY SYSTEM / STUDENTS / QUESTIONNAIRE SURVEY / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Ибрагимова Эвелина Энверовна, Эмирова Эльнара Сейрановна

В статье представлены сравнительные результаты анкетирования обучающихся по оценке их самочувствия при очной и дистанционной формах обучения. Полученные результаты свидетельствуют, что длительная работа за компьютером или любыми другими гаджетами оказывает негативное влияние на психофизиологическое состояние обучающихся, что выражается в напряжении зрительной сенсорной системы и снижении когнитивных функций. Степень напряжения органа зрения напрямую зависит от времени нахождения у монитора компьютера, которое значительно возрастает при дистанционном формате обучения. Высказано мнение о необходимостисоздания организационно-педагогических условийреализации учебного процессапри очном и дистанционном форматах обучения с учетом организации гигиенических мероприятий при длительной визуальной работе с экраном монитора,обеспечивающих эффективность образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Ибрагимова Эвелина Энверовна, Эмирова Эльнара Сейрановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF IMPACT OF VISUAL-INTELLIGENT LOADS ON TRAINEES IN FACE-TO-FACE AND DISTANCE LEARNING FORMATS

The article presents the comparative results of a survey of students to assess their well-being in full-time and distance learning. The results show that working for a long time on a computer or any other gadgets has a negative impact on the psychophysiological state of students, which is expressed in the tension of the visual sensory system and a decrease in cognitive functions. The intensity of the load on the visual organ directly depends on the time spent at the computer screen, which increases significantly with the distance education. The opinion is expressed that it is necessary to create organizational and pedagogical conditions for the implementation of the educational process in full-time training and distance education, taking into account the organization of hygiene measures during long-term visual work with the computer screen, ensuring the effectiveness of student’s education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ»

апробирован, и рассмотрен не только педагогами, но и социологами, психологами и иными специалистами, так или иначе связанными с организацией и управлением образовательно-воспитательная деятельность в высших учебных заведениях.

Литература:

1. Айтуганов, И.М., Корчагин, Е.А., Сафин, Р.С. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия / И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2012. - № 3.

2. Алашеев, С.Ю., Кутейницына, Т.Г., Посталюк, Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницына, Н.Ю. Посталюк // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в России: сб. докладов. Кн. 1. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. - 2005. - С. 7-27.

3. Козлова, О.А., Пономарева, О.Н. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и предприятий Уральского региона / О.А. Козлова, О.Н. Пономарева // Journal of new economy. - 2011. - № 1 (33).

4. Малина, А.С. Планирование и организация учебного процесса в инновационном вузе / А.С. Малина // Экономика образования. - 2008. - № 4 (47).

5. Платонова, Т.О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления / Т.О. Платонова // Высшее образование в России. - 2013. - № 4.

6. Савицкая, Е.В. Формы взаимодействия вузов и предприятий / Е.В. Савицкая // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - № 14 - 1.

7. Савченков, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями / А.В. Савченков // Строй Много. - 2016. - № 4 (5).

8. Трудоустройство выпускников современных вузов: опыт и проблемы: круглый стол / И.С. Болотин и др. // Социология образования. - 2010. - № 2.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат биологических наук, доцент Ибрагимова Эвелина Энверовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); преподаватель Эмирова Эльнара Сейрановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены сравнительные результаты анкетирования обучающихся по оценке их самочувствия при очной и дистанционной формах обучения. Полученные результаты свидетельствуют, что длительная работа за компьютером или любыми другими гаджетами оказывает негативное влияние на психофизиологическое состояние обучающихся, что выражается в напряжении зрительной сенсорной системы и снижении когнитивных функций. Степень напряжения органа зрения напрямую зависит от времени нахождения у монитора компьютера, которое значительно возрастает при дистанционном формате обучения. Высказано мнение о необходимостисоздания организационно-педагогических условийреализации учебного процессапри очном и дистанционном форматах обучения с учетом организации гигиенических мероприятий при длительной визуальной работе с экраном монитора,обеспечивающих эффективность образования обучающихся.

Ключевые слова: очное обучение, дистанционное обучение, зрительная сенсорная система, обучающиеся, анкетирование, организационно-педагогические условия.

Annotation. The article presents the comparative results of a survey of students to assess their well-being in fulltime and distance learning. The results show that working for a long time on a computer or any other gadgets has a negative impact on the psychophysiological state of students, which is expressed in the tension of the visual sensory system and a decrease in cognitive functions. The intensity of the load on the visual organ directly depends on the time spent at the computer screen, which increases significantly with the distance education. The opinion is expressed that it is necessary to create organizational and pedagogical conditions for the implementation of the educational process in full-time training and distance education, taking into account the organization of hygiene measures during long-term visual work with the computer screen, ensuring the effectiveness of student's education.

Keywords: full-time training, distance education, visual sensory system, students, questionnaire survey, organizational and pedagogical conditions.

Введение. Темпы развития современного общества вывязывают необходимость постоянного увеличения информационной нагрузки на людей. Наиболее уязвимой категорией являются современные обучающиеся среднеобразовательных организаций и высшей школы. Постоянное увеличение учебной нагрузки дополняется всеобщей цифровизацией всех сфер жизни, включая учебный процесс. Зрительно-интеллектуальная нагрузка на обучающихся сопровождается развитием ряда психофизиологических изменений, оказывающих негативное влияние на зрительную сенсорную систему в частности и центральную нервную систему в целом [1]. Учитывая тот факт, что центральная нервная система выполняет функцию регуляции и координации всех физиологических процессов в организме, а также является материальной основой психической деятельности, можно предполагать насколько негативными будут данные изменения.

В настоящее время все мировое сообщество столкнулось с проблемой пандемии, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции «COVlD - 19». В целях недопущения массового

заражения людей было принято решение временного перевода учебного процесса на дистанционное обучение. Педагоги и обучающиеся вынуждены были полностью перейти на цифровой формат обучения.

В этой связи цель настоящего исследования заключалась в сравнительной оценке воздействия зрительно-интеллектуальных нагрузок на обучающихся при очном и дистанционномформатах обучения.

Изложение основного материала статьи. Продолжительная работа за компьютером неизбежно сопровождается усталостью - разновидностью компьютерного зрительного синдрома, обусловленного перенапряжением органа зрения. Еще одной проблемой, возникающей при работе на компьютере, является необходимость постоянного перевода взгляда с экрана монитора на клавиатуру, которые расположены на разном расстоянии и освещены по-разному, что может привести к напряжению аккомодационной способности хрусталика, а также снижению остроты зрения и миопии [2, 3]. Ряд исследователей отмечают, что наибольший процент миопии отмечается среди подростков [3] и молодых людей [4]. В свою очередь Сазонова Е.Н. с соавторами указывает, что зрительно-интеллектуальные учебные нагрузки приводят к астенопии, изменению полей ахроматического и хроматического зрения. Также следует отметить, что во время работы на компьютере ритм морганий значительно сокращается, что отрицательно отражается на смачивании глазного яблока слезной жидкостью, которое впоследствии приводит к развитию синдрома сухого глаза или компьютерного (цифрового) зрительного синдрома [5]. Доказано, что синдром сухого глаза развивается у 90% пользователей при работе за компьютерами более трех часов в сутки [6]. Данное состояние сопровождается значительным ухудшением зрительной функции, нарушением аккомодации, зрительным утомлением, а также физическим дискомфортом и сухостью глазного яблока[7]. Наиболее уязвимой возрастной группой являютсямолодые люди в возрасте от 18 до 34 лет [8].

Очевидным становится факт, что отказаться от гаджетов современные обучающиеся не могут, следовательно, учитывая физиологические аспекты влияния на них цифровизации, необходимо обеспечить организационно-педагогические условия, снижающие риск развития негативных последствий, так как исследователи отмечают, что важным профилактическим подходом является грамотная организация гигиенических мероприятий [5] при длительной визуальной работе с экраном монитора.

В исследовании на добровольной основе приняли участие обучающиеся 1-4 курсов Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова и Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета, в количестве 145 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Согласно биоэтическим принципам Хельсинкской декларации (2013) молодые люди были проинформированы о цели и задачах исследования и дали согласие на участие в нем.

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап заключался в проведении анонимного опроса обучающихся после очных занятий, соответственно второй этап проводился после дистанционного обучения. После проведения анкетирования сравнивали ответы и делали соответствующие выводы.

Для опроса обучающихся была разработана анкета, в которой респондентам предлагались простые, но в то же время информативные вопросы о их психофизическом состоянии при учебных нагрузках очного [9] и дистанционного [10] формата.

Результаты двух этапов анкетирования и их равнение между собой позволили установить определенные различия в ответах респондентов при их занятиях в очном и дистанционном форматах обучения. В частности, при ответе на вопрос о том сколько времени обучающиеся проводят за компьютером при очном и дистанционном обучении, 68,6% опрошенных респондентов ответили, что при очной форме обучения они могут проводить за компьютером от 4 до 6 часов в день. При занятиях в дистанционном формате 46% опрошенных отметили, что продолжительность работы за компьютером увеличивается и превышает 6 часов. Кроме того респонденты отмечают (57,1%), что время провождения за компьютером увеличивается в результате необходимости выполнения заданий самостоятельной работы и подготовки домашних заданий, которое может превышать 6 часов в день, в то время как при очной форме обучения 43% опрошенных затрачивает менее 4 часов. Следовательно, можно констатировать, что при дистанционном формате обучения значительно увеличивается нагрузка как физическая, связанная с длительным нахождением в статическом состоянии, обусловливающим значительную нагрузку на мышечный корсет туловища, так и психическая, связанная с нагрузкой зрительного анализатора и коры головного мозга. Для объективной оценки наших предположений, респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, ответы на которые позволили установить влияние длительных интеллектуально-зрительных нагрузок на высшую нервную деятельность. На вопрос:«насколько сложен процесс обучения» при очной форме занятий 45,7% обучающихся ответили, что работают через силу, а при дистанционной форме количество положительных ответов возросло до 60%. Таким образом можно констатировать, что при дистанционном формате степень психического напряжения возрастает у большей части обучающихся.

68,6% опрошенных отметили, что при дистанционной форме проведения занятий им сложно сконцентрировать свое внимание, в то время как аналогичная проблема проявляется только у 31,4% обучающихся при очном формате. Такая же ситуация с процессом восприятия, анализа и запоминания прочитанной информации. 71,4% отметили, что они с трудом запоминают информацию и не сразу понимают прочитанный материал (дистанционное обучение), при очной форме занятий 45,7% отмечают трудности с процессом восприятия информации. Следовательно, при дистанционной форме обучения, связанной с длительным нахождением обучающихся за ПК, практически в два раза увеличивается психофизиологическая нагрузка, что сопровождается с выраженным снижением восприятия, анализа и запоминания учебного материала. Все это отражается на самочувствии обучающихся, которые отмечают, что при очной форме они чувствуют усталость и вялость во всем теле (48,6%), которая значительно увеличивается во время дистанционных занятий (68,6%), что приводит к появлению головных болей и головокружения у 62,9% обучающихся, что превышает 2,44 раза показатели очного обучения (рис. 1).

Да Нет Затрудняюсь ответить

■ Очная форма ■ Дистанционная

Рисунок 1. Распределение ответов обучающихся на вопрос о том испытывают ли они головные боли и головокружение при занятиях во время очной и дистанционной формах обучения

Респонденты склонны к мнению, что данное состояние обусловлено длительным нахождением за монитором компьютера и нагрузкой на зрительную сенсорную систему (рис. 2).

Да Нет Затрудняюсь ответить

■ Очная форма ^ Дистанционная

Рисунок 2. Распределение ответов обучающихся на вопрос о том испытывают ли они нагрузку на органы зрения при очной и дистанционной форме обучения

85,7% опрошенных отметили, что после занятий на дистанционной форме обучения испытывают боль в глазах. С физиологической точки зрения имеет место сложный нейрофизиологический процесс, обусловленный влиянием света, исходящего от экрана монитора [11]. Следовательно, важной и необходимой задачей становится поиск решения и создание условий по снижению негативного влияния на психофизиологические процессы обучающихся длительного нахождения за монитором компьютера. В толковом словаре С.И. Ожегова условие определено как обстоятельство, от которого что-то зависит, обстановка в которой что-то происходит [12]. Под организационно-педагогическими условиями реализации учебного процессапри очном и дистанционно форматах обучения понимаем устойчивые обстоятельства: организационные и педагогические, выраженные как требования образовательной среды. Таким образом, одним из способов достижения положительного результата может быть разработка организационно-

педагогических условий реализации учебного процесса при очной и дистанционной формах обучения с учетом организации и внедрения гигиенических мероприятий.

Выводы. Проведенное анкетирование позволяет сделать прийти к заключению, что длительная работа за компьютером или любыми другими гаджетами негативно сказывается на психофизиологическом состоянии обучающихся, причем одной из первичных физиологических мишеней является зрительная сенсорная система. Степень напряжения органа зрения напрямую зависит от времени нахождения у монитора компьютера, которое значительно возрастает при дистанционном формате обучения.

Обследуемые отмечают снижение когнитивных процессов при длительной работе за компьютером. Следовательно, необходимо разработать организационно-педагогические условия реализации учебного процессапри очном и дистанционном форматах обученияс учетом организации гигиенических мероприятий при длительной визуальной работе с экраном монитора,обеспечивающих эффективность образованияобучающихся. А также, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования в условиях всеобщей цифровизации.

Литература:

1. Тимерханов Р.И., Ахмадеев Р.Р., Кошелев Д.И., Еникеев Д.А. Показатели хроматической критической частоты слияния мельканий при кратковременной компьютерной зрительной нагрузке различного характера // Медицинский вестник Башкортостана. 2014. Т. 9. № 5. С. 92-94.

2. Сазонова Е.Н., Владимирова Л.П., Демидова О.В., Емельяненко Н.С., Калинина С.Ф., Плечева Л.И. Влияние зрительной нагрузки на состояние зрительной сенсорной системы и психофизиологические показатели учащихся высшей школы // Теоретическая и экспериментальная медицина. 2014. С. 89-91.

3. Bo-Yuan Ding, Yung-Feng Shih, Luke L K Lin, Chuhsing Kate Hsiao, I-Jong Wang Myopia among schoolchildren in East Asia and Singapore / Survey of ophthalmology / 2017. 62 (5). P. 677-697.

4. Марчук В.А., Марчук С.А. Социальные причины ухудшения зрения // Современные аспекты развития физической культуры и спорта: тенденции и перспективы: тез. докл. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2002. С. 77.

5. Егоров Е.А., Романова Т.Б., Рыбакова Е.Г., Оганезова Ж.Г. Вторичный синдром «сухого глаза»: современный взгляд на проблему // РМЖ. Клиническая офтальмология. 2017. № 2. С. 106-110.

6. Wang D.E., Awad J.D., Yee R.W. Computer vision syndrome // Ocular surface disorders/ Ed by: J.M. Benitez-del-Castillo, M.A. Lemp. Londonetc.: JP Medical LTD. 2013. P. 125-131.

7. Бржеский В.В., Егорова Г.Б., Егоров Е.А. Синдром «сухого глаза» и заболевания глазной поверхности: клиника, диагностика, лечение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 464 с.

8. Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Ямпольская Е.Г., Елизарова В.В. Обоснование физиолого-эргономических мероприятий по снижению развития зрительного утомления при работе с видеодисплейными терминалами // анализ риска здоровью. 2017. № 3. С. 66-75.

9. Анкета «Очная форма обучения». Режим доступа:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdOzWCedxCwGANqRy-qLLWlGJmGN5A5FFsKkuPxiyV2PWkAmA/viewform?usp=sf_link

10. Анкета «Дистанционная форма обучения». Режим доступа:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScKcmjJqKC7ol_-srH8-pf8UcbFfeHWK-lD9kBw-h6MH7FbtA/viewform?usp=sf_link

11. Дейнего В.Н., Капцов В.А., Сорока А.И. Влияние света и физических полей на риск дисгармонизации синтеза мелатонина в шишковидной железе // Анализ риска здоровью. 2014. С. 30-42.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2007. 944 с.

Педагогика

УДК 371.134

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); заместитель директора по учебно-методической работе Святохо Елена Анатольевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Эколого-биологический центр» (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье приведён краткий анализ понятия «психологическая готовность к деятельности», который определил авторский подход к описанию структуры психологического компонента готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности к проектированию исследовательской деятельности учащихся.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, психологическая готовность, учащиеся, исследовательская деятельность, проектирование.

Annotation. The article provides a brief analysis of the concept of "psychological readiness for activity", which determined the author's approach to describing the structure of the psychological component of the future Life Safety Basics school course teachers' readiness to design research activities of school students.

Keywords: professional training, psychological readiness, students, research activities, design.

Введение. Ключевыми качествами конкурентоспособной личности, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), которые должны быть сформированы на ступени старшей школы и стоят в центре внимания современного учителя, являются: развитые способности к аналитической, инновационной, творческой деятельности; способность к рефлексии и самооценке результатов деятельности; навыки поиска и отбора информации; навыки самостоятельного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.