Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные программы / дистанционные образовательные технологии / готовность / очная форма / educational programs / distance learning technologies / readiness / full-time education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Никитин, Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев

Авторами приводятся результаты исследования, направленного на повышение уровня готовности педагогов и студентов очной формы к обучению в дистанционном формате. Ими утверждается, что педагогам в цифровую эпоху необходимо развивать не столько ИТ-навыки, сколько мышление и отношение к обучению, основанные на достижениях цифровой дидактики как области современной педагогики. Поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности педагогов и студентов очной формы обучения в дистанционном формате выявил значительное количество проблемных вопросов материально-технического, методического и психологического характера. Вместе с тем многие причины затруднений обучающихся имели, скорее, психологический, а не материально-технический или операционный характер. Апробация разработанной авторами технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий доказала, что её внедрение способствует повышению качества профессиональной подготовки и росту показателей образовательных достижений обучающихся в период промежуточной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Никитин, Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE READINESS OF FULL-TIME STUDENTS TO MASTER THE EDUCATIONAL PROGRAM USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The authors present results of a study aimed at improving the level of preparedness of teachers and full-time students for distance learning. The authors state that teachers in the digital age need to develop not so much IT-skills as thinking and attitude to learning, based on the achievements of digital didactics as a field of modern pedagogy. The search for the best ways to form the readiness of teachers and students of full-time education in a distance learning format revealed a significant number of problematic issues of logistical, methodological and psychological nature. At the same time, many of the causes of students’ difficulties are more of psychological, rather than logistical or operational nature. Validation of the developed by the authors technology to foster the readiness of full-time students to master the educational program using distance learning technologies has proved that its implementation contributes to improving the quality of professional training and increasing the indicators of educational achievements of students during the period of interim certification.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Обучение суперсегментным единицам или интонации обусловлено множеством факторов, главный из которых - способность преподавателя найти самый оптимальный подход для передачи информации аудитории. Часто алжирские преподаватели вне языковой среды применяют более доступный вариант - найти аналог в арабском языке и алжирском диалекте. В ходе исследования было замечено, что это действие помогло учащимся улучшить свои навыки и умения в производительных видах речевой деятельности.

Библиографический список

1. Бельхамити М.Э. Система интонационных средств и их различительные возможности в русском и арабском языках. Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 1985.

2. Гвоздев А.Н. Офонологическихсредствахрусекогоязыка.Москва:Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1949.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник для филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПБГУ; Москва:Издательскийцентр«Академия»,2005.

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи: лингафонный курс для иностранцев. Москва, 1969.

5. Одинцова И.В. Русский язык как иностранный. Звуки. Ритмика. Интонация: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2004.

6. Березовская Я.Л., Шарафутдинова О.И., Валеева Д.М. Особенности интонационной системы русского языка: Сопоставительно-дидактический аспект. Вестник Челябинского государственного университета. 2017; Выпуск 110, № 12 (408): 18 - 23.

References

1. Bel'hamiti M.'E. Sistema intonacionnyh sredstv i ih razlichitel'nye vozmozhnosti v russkom i arabskom yazykah. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 1985.

2. Gvozdev A.N. O fonologicheskih sredstvah russkogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1949.

3. Maslov Yu.S. Vvedenie v yazykoznanie: uchebnik dlya filologicheskih i lingvisticheskih fakul'tetov vysshih uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Filologicheskij fakul'tet SPBGU; Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

4. Bryzgunova E.A. Zvuki i intonaciya russkojrechi: lingofonnyj kurs dlya inostrancev. Moskva, 1969.

5. Odincova I.V. Russkijyazykkakinostrannyj. Zvuki. Ritmika. Intonaciya: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2004.

6. Berezovskaya Ya.L., Sharafutdinova O.I., Valeeva D.M. Osobennosti intonacionnoj sistemy russkogo yazyka: Sopostavitel'no-didakticheskij aspekt. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; Vypusk 110, № 12 (408): 18 - 23.

Статья поступила в редакцию 18.04.21

УДК 378

Nikitin N.A., senior teacher-methodist, St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: nikitin.n@igps.ru

Bulat R.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Extreme Situations, St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: bulatrem@mail.ru

Baychorova Kh.S., senior teacher, Russian Language Department, Military Academy of Logistics (St. Petersburg, Russia), E-mail: baj-hafizka@mail.ru Lebedev A.Yu., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Organizational and Methodological Department, St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: lebedev@igps.ru

APPROBATION OF THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF THE READINESS OF FULL-TIME STUDENTS TO MASTER THE EDUCATIONAL PROGRAM USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. The authors present results of a study aimed at improving the level of preparedness of teachers and full-time students for distance learning. The authors state that teachers in the digital age need to develop not so much IT-skills as thinking and attitude to learning, based on the achievements of digital didactics as a field of modern pedagogy. The search for the best ways to form the readiness of teachers and students of full-time education in a distance learning format revealed a significant number of problematic issues of logistical, methodological and psychological nature. At the same time, many of the causes of students' difficulties are more of psychological, rather than logistical or operational nature. Validation of the developed by the authors technology to foster the readiness of full-time students to master the educational program using distance learning technologies has proved that its implementation contributes to improving the quality of professional training and increasing the indicators of educational achievements of students during the period of interim certification. Key words: educational programs, distance learning technologies, readiness, full-time education.

Н.А. Никитин, ст. преп.-методист, ФГБОУ «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Санкт-Петербург, E-mail: nikitin.n@igps.ru

Р.Е. Булат, д-р пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии экстремальных ситуаций «ФГБОУ Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Санкт-Петербург, E-mail: bulatrem@mail.ru

Х.С. Байчорова, ст. преп., Военная академия материально-технического обеспечения, г. Санкт-Петербург, E-mail: baj-hafizka@mail.ru А.Ю. Лебедев, канд. техн. наук, зам. нач. института заочного и дистанционного обучения - нач. организационно-методического отдела ФГБОУ «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Санкт-Петербург, E-mail: lebedev@igps.ru

АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторами приводятся результаты исследования, направленного на повышение уровня готовности педагогов и студентов очной формы к обучению в дистанционном формате. Ими утверждается, что педагогам в цифровую эпоху необходимо развивать не столько ИТ-навыки, сколько мышление и отношение к обучению, основанные на достижениях цифровой дидактики как области современной педагогики. Поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности педагогов и студентов очной формы обучения в дистанционном формате выявил значительное количество проблемных вопросов материально-технического, методического и психологического характера. Вместе с тем многие причины затруднений обучающихся имели, скорее, психологический, а не материально-технический или операционный характер. Апробация разработанной авторами технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий доказала, что её внедрение способствует повышению качества профессиональной подготовки и росту показателей образовательных достижений обучающихся в период промежуточной аттестации.

Ключевые слова: образовательные программы, дистанционные образовательные технологии, готовность, очная форма.

Таблица 8

Примеры седьмой интонационной конструкции

КакОй же вы игрок, Скарлет! ГдЕ правда! Ь úül öjJiw jj^li jji

нЕт!

Представленный Европейской комиссией план цифрового образования (2021 - 2027 годы) направлен на укрепление сотрудничества на европейском уровне в области высококачественного, инклюзивного и доступного цифрового образования для всех граждан ЕС. Его логика строится на том, чтобы на основе уроков кризиса СШИ>19, во время которого дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) использовались в беспрецедентных масштабах, предпринять активные действия по повышению качества образования и совершенствованию профессиональной подготовки [1].

Новый план включает стратегический приоритет, заключающийся в повышении цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации. При этом отмечается необходимость роста цифровой грамотности, включающей способности к противоборству дезинформации.

Вместе с тем данный приоритет аргументируется результатами исследований 2020 года, среди которых выявленное преимущество мнений респондентов о том, что учебные ресурсы онлайн и контент должны быть более релевантными, интерактивными и простыми в использовании. Поэтому мы считаем, что для решения проблемы качества «цифровых учебных ресурсов и контента» только цифровой грамотности недостаточно.

В этом вопросе мы поддерживаем позицию Энтони Уильяма (Тони) Бейтса в том, что преподавателям и обучающимся в цифровую эпоху необходимо развивать не столько ИТ-навыки, сколько мышление и отношение к обучению, которые принесут им успех в результатах образования [2].

На основе понимания того, что каждый предмет индивидуален, и у каждого преподавателя есть что-то уникальное и особенное, которое он может привнести в своё преподавание, Энтони Уильям (Тони) Бейтс отмечает роль педагогических технологий и методик как базы для новой цифровой дидактики. При этом в педагогических технологиях он подчёркивает важность предоставления обучающимся структуры для образования и организации соответствующей образовательной деятельности, называя это наиболее важным из всех шагов на пути к качественной профессиональной подготовке [2]. Мы также солидаризируемся с ним в том, что на фоне обилия информационной активности по вопросу цифровой грамотности педагогов и студентов вопросы цифровой дидактики не обсуждаются в литературе по обеспечению качества образования в требуемом объёме.

Значительный уровень скептицизма в вопросе качества и эффективности ДОТ, особенно у тех педагогов, которые никогда ранее не преподавали посредством Интернета, детерминировал направление наших исследований на поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности педагогов и студентов к экстренному переводу очной формы обучения на дистанционный формат в период пандемии [3; 4; 5].

На начальной стадии нашего исследования в рамках констатирующего педагогического эксперимента был проведён анализ применения ДОТ в период промежуточной аттестации (ПА) обучающихся очной формы обучения (ОФО) Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (далее - университет) летом 2020 года. Анализ охватил 1 167 человек и выявил значительное количество проблемных вопросов материально-технического, методического и психологического характера.

Наряду с применением методов экспертного опроса, анкетирования и анализа результатов сдачи экзаменов и зачётов в нашем исследовании использовались повторные просмотры записи процесса онлайн-испытания при применении

процедуры асинхронного прокторинга [2; 4]. Это позволило нам сделать вывод о правомерности асинхронного принятия решений педагогами об аннулировании результатов тестирования обучающихся по причинам, указанным в локально-нормативных актах (далее - ЛНА) университета.

Нами было проанализировано 5 экзаменов у 1 167 обучающихся. Из 5 835 экзаменов, зачётов с оценкой и зачётов в 3 915 случаях были зафиксированы аннулирования результатов тестирования, то есть в более чем 67% от общего числа. В числе наиболее часто встречающихся причин аннулирования результатов тестирования были выявлены следующие: отсутствие видеоизображения, демонстрации экрана компьютера, звукового сопровождения онлайн-испытания обучающегося, а также записи прохождения онлайн-испытания (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Причины аннулирования результатов тестирования в процессе асинхронного прокторинга в период прохождения ПА с применением ДОТ

№ Причины аннулирования результатов тестирования обучающихся в процессе асинхронного прокторинга в период прохождения ПА с применением ДОТ Кол-во аннуляций % аннуляций

1. Запись онлайн-испытания не начиналась 604 15,4%

2. Запись онлайн-испытания не завершена 329 8,4%

3. Отсутствует видео изображение 1 028 26,3%

4. Отсутствует демонстрация рабочего стола обучающегося 1 176 30%

5. Отсутствует звуковое сопровождение онлайн-испытания 778 19,9%

Итого: 3 915 100%

Более тысячи аннулирований, а именно 1 028 (26,3%) и 1 176 (30%), происходили по причинам отсутствия видеоизображения и демонстрации экрана компьютера обучающихся соответственно. У 778 обучающихся, что составило 19,9%, причиной аннулирования результатов тестирования послужило отсутствие звукового сопровождения онлайн-испытания; 604 (15,4%) обучающихся проходили онлайн-испытание без записи, а 329 (8,4%) запись не завершили.

При этом бесспорно, что выявленные нарушения требований ЛНА следует условно разделить на две категории:

- технические - не включена веб-камера или изображение с веб-камеры перевернуто, отсутствует демонстрация экрана компьютера и звуковое сопровождение;

- личностные - психологические (нет записи онлайн-испытания), стресс (запись онлайн-испытания не завершена), лукавство (подключен дополнительный монитор, управление персональным компьютером передано третьему лицу) и другие.

Последующая индивидуальная работа с обучающимися, результаты которых были аннулированы, методами личных бесед и анкетирования показала, что

1400

1200

1000

800

600

400

200

1176

604

329

1028

Запись онлайн- Запись онлайн- Отсутствует видео испытания не испытания начата, изображение начиналась но не завершена.

Отсутствует демонстрация рабочего стола обучающегося

778

Отсутствует звуковое сопровождение

Рис.1.Причиныаннулирований результатовтестирования впроцессеасинхронногопрокторинга в период прохождения ПА с применением ДОТ

0

основные причины отсутствия записи процесса сдачи ими экзамена или зачёта (зачёта с оценкой) имели, скорее, психологический, а не материально-технический или операционный характер. Обучающиеся отмечали, что на полностью обеспеченных материально-технически рабочих местах, имея достаточные операционные знания пользователя ПК, они допускали ошибки из-за повышенного волнения, переживаний или отвлекающих ситуационных факторов [4 - 7].

В любом случае отсутствие наличия записи прохождения онлайн-испыта-ния не позволяет идентифицировать личность в процессе онлайн-испытания, контролировать демонстрацию экрана компьютера обучающегося и звуковое сопровождение онлайн-испытания. Выявленные нарушения не позволяли дать объективную оценку степени освоения учебного материала и сформированности компетенций обучающихся. Поэтому полученный результат не мог быть зачтён и аннулировался в связи с нарушением требований, указанных в ЛНА.

Результаты констатирующего эксперимента детерминировали переход ко второму этапу нашего исследования, который состоял в теоретическом обосновании и практической разработке технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ. Технология основывалась на принципах последовательности и этапности формирования готовности обучающихся по таким направлениям, как интеллектуально-функциональная готовность, мотивационная готовность, психологическая готовность, методическая готовность, материально-техническая готовность и операционная готовность.

Апробация данной технологии осуществлялась в рамках формирующего педагогического эксперимента с 1 сентября 2020 года. Для этого нами были сформированы экспериментальная и контрольная группы на основе принципа однородности основных показателей равенства начальных условий, существенных с точки зрения исследования. Мы определили структурное подразделение, однородное по:

- реализуемой основной профессиональной образовательной программе по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность;

- учебно-методиче2муинормативному обеспечениюосновнойпрофес-сиональной образовательной программы;

- материально-техническому и информационному обеспечению.

Во-вторых, был подобран контингент испытуемых, однородный по:

- возрасту;

- сроку службы;

- среднему баллу успеваемости;

- отсутствию академических задолженностей.

Экспериментальная группа состояла из испытуемых, соответствующих вышеперечисленным критериям из подразделений, в практику профессиональной подготовки которых была внедрена разработанная технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ.

Контрольная группа состояла из соответствующих вышеперечисленным критериям обучающихся из подразделений, в образовательный процесс которых технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ не внедрялась. При этом следует отметить, что обучающиеся контрольной группы самостоятельно изучали разработанные в университете ЛНА и инструкции в своих подразделениях: в институтах и на факультетах под руководством должностных лиц.

Для оценки результатов апробации внедрения технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ в первую очередь нами использовался сравнительный анализ оценки научно-педагогическими работниками уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате. Оценку уровня готовности обучающихся очной формы обучения дали 247 педагогов, проводивших занятия в дистанционном формате в экспериментальной и контрольной группах в период с 1 сентября по 31 декабря 2021 года. Результаты опроса представлены в табл. 2 и на рис. 2 и 3.

На рис. 2 представлена динамика низкого уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате. Анализ показал, что показатели низкого уровня готовности обучающихся к обуче-ниеввестангеонеом фоммоте оеъектиинософащаются как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако интенсивность этого процесса в данных

Таблица 2

Оценка педагогами уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп коб°омниов дистанционннмфврмттсвнервюд с1пенеъбгаин 31 дока^я ф0ф1 года

Уровень готовности

Высонаогомдво2снь,нбучающиеня Сммдн иВ уровеуьгоко вгесну, иозуаи готовность, обучающиеся

активно участвуют в практических обучающиеся используют основные не владеют техническими

№ Период Групна н оемнуарских знняонящ ъентиинсксепозмтжносни онеаън- возможновтями онлайн-платформы

используют весь спектр технических ьозмаономтей онласм-оларфозмы для проведения вебинаров при выснунненни с доы адом платформы для проведения веб игеенв.укмив носин н а практических и семинарских занятиях низкая для проведения вебинаров, на уунттич еских и семинарских занятиях выступают заранее наг енные докладчики

1 На 1 окыября Экспериментаеьная 10 21 208

2020 года Контрольная 6 28 213

2 На 1 ноября Эоспдрямеотальнбя юн 4Ф 136

2020 года Контрольнся 27 мв 151

3 На 1 декабря Экспериментальная 111 59 77

20Н0 годд о02Т°ИЛЫ2Я гн У1 107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 На31 денабря Экнсерьменоальная юс 71 33

2020 года Контрольная 68 117 62

Рис.2.Динамикаснижения количестваоценок снизким уровнем готовности к обучению вдистанционном формате у обучающихся экспериментальной и контрольной групп

200

150 111 143

100 6Ъ0000'*

50 0 27 49 68

1 сентября 1 октября 1 ноября 1 декабря 31 декабря

^^—Экспериментальная группа — Контрольная группа

Рис. 3. Динамика ростауровня готовностик обучениювдистанционном формате в экспериментальной и контрольной группах

группах разная: более динамично низкий уровень готовности обучающихся к обучению в дистанционном формате сокращается в экспериментальной группе. Так, на момент 1 ноября педагоги оценили уровень готовности обучающихся экспериментальной группы как низкий в 136 случаях, а в контрольной группе - в 151 случае. К 31 декабря количество низких оценок уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп сократилось до 33 и 62 случаев соответственно. Поэтому мы отметили, что внедрение разработанной нами технологии способствовало более динамичному сокращению оценок с низким уровнем готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программысприменением ДОТ

Рост оценок уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате как высокого приведён на рис. 3. График показывает, что к 1 октября высокий уровень готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате отмечался в 18 и 6 случаях соответственно. При этом рост показателей высокого уровня в экспериментальной группе превышал рост аналогичных показателей в контрольной группе по своей динамике. Так, к 1 ноября высокий уровень готовности обучающихся экспериментальной группы был отмечен в 68 случаях, а в контрольной группе в 2,5 раза меньше - в 27 случаях. К 1 декабря высокий уровень готовности обучающихся к обучению в дистанционном формате

был отмечен в экспериментальной группе в 111 случаях и 49 - в контрольной группе. На момент окончания семестра (конец декабря) высокий уровень готовности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп был отмечен в 143 и68случаяхсоответственно.

Поэтому мы отметили более интенсивный рост случаев с высоким уровнем готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы в дистанционном формате в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Следовательно, внедрение разработанной нами технологии предопределило рост формирования готовности обучающихся очной формыобучения к освоениюобразовательнойпрограммы с применением ДОТ

При дальнейшей оценке результатов внедрения технологии формирования готовности обучающихся очной формы к освоению образовательной программы с применением ДОТ мы использовали сравнительный анализ итогов промежуточной аттестации. Нами было проанализированы результаты сдачи 273 обучающимися по 5 различным экзаменам. Из 1 365 тысяч попыток прохождения ПА в экспериментальной и в контрольной группах были зафиксированы аннулирования результатов в 331 и 603 случаях соответственно.

В табл. 3 и на рис. 4 представлены результаты тестирования в период прохождения ПА (зимняя сессия) с применением ДОТ в процессе асинхронного прок-торинга вэкспериментальной иконтрольнойгруппах.

Таблица 3

Причины аннулирования результатов тестирования в период прохождения ПА с применением ДОТ в процессе асинхронного прокторинга (зимняя сессия)

№ Причины аннулирования результатов Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во аннулирований % аннулирований от их общего числа % аннулирований от общего кол-ва попыток Кол-во аннулирований % аннулирований от их общего числа % аннулирований от общего кол-ва попыток

1 Запись онлайн-испытания не начиналась 33 10% 2,4% 64 10,7% 4,7%

2 Запись онлайн-испытания начата, но не завершена 12 3,6% 0,9% 23 3,8% 1,7%

3 Отсутствует видеоизображение (невозможно провести идентификацию обучающегося) 101 30,5% 7,4% 186 30,8% 13,6%

4 Отсутствует демонстрация рабочего стола обучающегося 111 33,5% 8,1% 204 33,8% 14,9%

5 Отсутствует звук (проблемы с микрофоном) 74 22,4% 5,4% 126 20,9% 9,2%

Итого: 331 100% 24,2% 603 100% 44,1%

204

200 186 ■

150 111 126

100 64 101 ■ 74

50 33 I 12 23

0 ■ 1

Запись онлайн- Запись онлайн- Отсутствует видео Отсутствует Отсутствует

испытания не испытания начата, изображение демонстрация звуковое

начиналась но не завершена. рабочего стола сопровождение

обучающегося

■ Экспериментальная группа "Контрольная группа

Рис. 4. Причиныаннулированийрезультатов тестирования впроцессеасинхронногопрокторинга впериод прохождения ПА с применением ДОТ в экспериментальной и контрольной группах

Таблица 4

Оценка уровня готовности экспериментальной и контрольной групп к прохождению ПА с применением ДОТ

№ О|ьо варь нотов-т-со Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во респ. Доля респ.% Кол-во респ. Доля респ.%

1 Высокая готовносто.мшр-мсоььноеколичщ-тош о-щ^шрований, нбушеющиеся как методически, так нр-хыич ески были готовы к прохождению тестирования в рамках проведения ПА с примене нишмДО Т 56 60,9% 18 19,6%

2 Средний уровень готовности, вынужденные аннулирования из-за возникновения технических проблоо 20 21,7% 32 34,8%

3 Низкая готовность, Щтоьшое количество аннулирований из-за нарушений предъявляемых требований 16 17,4% 42 45,6%

Всего: 92/100%

60 50 40 30 20 10

56

32

Полная готовность, минимальное Недостаточная готовность,

количество аннуляций, обучающиеся вынужденные аннуляции из-за

как методически, так и технически возникновения технических проблем готовы к прохождению тестирования в рамках проведения ПА с применением ДОТ

42

16

I

Низкая готовность, большое количество аннуляций из-за нарушений предъявляемых требований

■ Экспериментальная группа

■ Контрольная группа

Рис. 5. Оценка уровня готовности экспериментальной и контрольной групп к прохождению ПА

с ирименением ДОТ

0

Основными причинами аннулирований стали технические составляющие, такие как отсутствие видеоизображения, демонстрации экрана обучающегося и звукового сопровождения. Так, вконтролнмой группм из 603 апнулировмний 516 (85,5%) приходится именно на-ышеуказанные компонынты. -эксперпменталн-ной группе количество аннулирований по техническим компонентам составило 286 из 331, что 1,8 раманеньшено екыоше-ию к еотрольнмй фупюе. Э7 аннотирований в контрольнс- фупс е пр-таетсь на отяетствье ¡¡юыиоэ прхцек-ы нроторт-дения онлайн-испытания, в 64 случаях запись не осуществлялась, а в 23 запись проходила, но была именнершена. е ыкиож-илоэоапьнлН фуэпт умфинлен-тоот 45 аннулирований по причине отсуэстоияканоои,в УЗ е^уьпх рэписэнмосу-ществлялась, а в 12 ттеиоьотемвeэшeк-.

В целом резулкт-тыфо-етьую ще^т>жпоьсы1^н[тенткг^тш^о^.^м-итеп-^(^^ снижение количества аннулирований итогов тестирования как в контрольной, так и в экспериментальной группах в сравнении с итогамипромежуточной аттестации летом 2020 года. Вместе с тем эасперимеалальн ая группа, котораягоыовип лась к прохождению промежуточной аттестации по разработанной нам атехноло-гии формирования готовности обучающихся очной формы обучения с оавоению образовательной программы с применением ДОТ, снизила этот локазатель в 2,7 раза, а контрольная группа - лишь в 1,5 раза.

В период прохождения ПА с применением ДОТ профессорско-преподавательский состав оценил степень готовностс е^чающихся ОФО к прохождению ПА с применением ДОТ Нами был проведен экспертный опрос по оценке педагогами уровня готовности обучающихся кэкапериментальной и контрольной группах к прохождению тестирования в рамках проведения ПА с применением ДОТ. Результаты представлены в табл.4снарил. 5.

Более 60% (56 педагогов) отметили высокую готовность обучающихся экспериментальной группы к прохождениюПА. Профессорско-преподавательский состав отметил минимальное количество аннулирований у обучающихся

экспериментальной группы, а также подчеркнул методическую, операционную и техническую готовность обучающихся. В контрольной группе оценку высокой готовности, в том числе методической, операционной и технической, получили 18 обучающихся (что ниже более чем в 3 раза) по сравнению с аналогичным показателем в экспериментальной группе. О недостаточной готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к прохождению тестирования в рамках проведения промежуточной аттестации с применением ДОТ указывалось в 16 (17,4%) и в 42 (45,6%) случаях соответственно.

С целью дальнейшего выявления взаимозависимостей нами были проанализированы итоги прохождения промежуточной аттестации с применением ДОТ обучающимися экспериментальной и контрольной групп. В табл. 5 и на рис. 6 приведены результаты тестирования в период прохождения ПА с применением ДОТ обучающихся экспериментальной и контрольной групп по 5 дисциплинам.

Таблица 5

Результаты тесте|нования в период прохождения ПА с ДОТ

№ Полученнао оценка Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во оценок Доля % Кол-во оценок Доля %

1 Отлично ШС6 31,9% 353 25,9%

2 Хо рош о 52С 38,7% 505 37%

3 Удовлетворительно 401 29,4% 507 37,1%

4 И того 1365/100%

600 528

528 505 507

500 ШШ 401 Ш

|| II ||

отлично хорошо удовлетворительно

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис.6.Результат тестирования впериод прохождения ПАсприменением ДОТ

Таблица 6

Результаты сравнительного анализа показателей промежуточной аттестации в экспериментальной и в контрольной группах (по 5 различным экзаменам)

Учебные группы Кол-во чел. Всего показателей Распределение оценок Средний бал (Х) S2 Среднеквадратичное отклонение о / VN

5 4 3

Экспериментальная группа 267 2 436 628 401 4,03 0,0048 0,001875

Контрольная группа 267 2 363 606 607 3,89 0,0051 0,001928

Анализ полученных данных показал, что итоги прохождения промежуточной аттестации обучающихся экспериментальной группы выше показателей у обучающихся контрольной группы. Первичная обработка полученных данных методами математической статистики (табл. 6) доказала достоверность и обоснованность сделанных нами выводов.

Последующее анкетирование и использование метода личных бесед с обучающимися показали, что более низкие результаты в контрольной группе стали следствием снижения сосредоточенности обучающихся на вопросах теста в связи с дискомфортом при прохождении ПА с применением ДОТ в нестандартной обстановке, волнением за наличие и устойчивость интернет-соединения, неуверенностью в действиях по выполнению требований инструкции при использовании новых технических средств и т.д. [7; 8].

Таким образом, исследование, направленное на повышение уровня готовности педагогов и студентов очной формы к обучению в дистанционном формате с применением ДОТ, показало, что:

- активизация деятельности Европейской комиссии по повышению качества образования и совершенствованию профессиональной подготовки на основе ДОТ в рамках плана действий в области цифрового образования (2021 - 2027 годы) направлена на повышение цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации, а также роста цифровой грамотности, включающей способности к эффективному противоборству с дезинформацией;

- учебные ресурсы онлайн и контент должны быть более релевантными, интерактивными и простыми в использовании, поэтому педагогам в цифровую эпоху необходимо развивать не столько ИТ-навыки, сколько мышление и отношение к обучению, основанные на достижениях цифровой дидактики как области педагогики;

- поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности педагогов и студентов очной формы обучения в дистанционном формате выявил значительное количество проблемных вопросов материально-технического, методического и психологического характера, однако многие причины затруднений обучающихся имели, скорее, психологический сдерживающий, а не материально-технический или операционный характер;

- разработка технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ основывалась на принципах последовательности и этапности формирования готовности обучающихся по таким направлениям, как интеллектуально-функциональная готовность, мотивационная готовность, психологическая готовность, методическая готовность, материально-техническая готовность и операционная готовность;

- апробация технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ доказала, что её внедрение способствует повышению качества профессиональной подготовки и росту показателей образовательных достижений в период прохождения ими промежуточной аттестации.

Библиографический список

1. Китрар Л.А., Липкинд Т.М., Остапкович ГВ. Европейская программа экономического восстановления. Москва: НИУ ВШЭ, 2020.

2. William (Tony) Bates. Teaching in a Digital Age - Second Edition. 2015. Available at: https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev2/front-matter/scenario-a/

3. Булат РЕ., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. Человеческий капитал. 2021; № 3 (147): 97 - 113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Булат РЕ., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Байчорова Х.С. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020; № 3: 172 - 178. Available athttp://elibrary.ru/item.asp?id=44108918

5. Son C., Hegde S., Smith A.; Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on College Students' Mental Health in the United States: Interview Survey Study. 2020. Available at: https://www.jmir.org/2020/9fe21279/

6. Булат РЕ., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В. Психолого-педагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний. Современные наукоемкие технологии. 2020; № 10: 140 - 147.

7. Connolly B. How virtual reality is transforming learning at the University of Newcastle, CIO. 2018. Available at: https://www.cio.com/article/3520084/how-virtual-reality-is-transforming-learning-at-the-university-of-newcastle.html

8. Lahcen R. Ait M., Mohapatra R., Chen B. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction. Teaching & Learning. 2020. Available at: https://er.educause.edu/ articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-a-better-transition-to-remote-instruction

References

1. Kitrar L.A., Lipkind T.M., Ostapkovich G.V. Evropejskaya programma 'ekonomicheskogo vosstanovleniya. Moskva: NIU VSh'E, 2020.

2. William (Tony) Bates. Teaching in a Digital Age - Second Edition. 2015. Available at: https://pressbooks.bccampus.ca/teachinginadigitalagev2/front-matter/scenario-a/

3. Bulat R.E., Bajchorova H.S., Lebedev A.Yu., Nikitin N.A., Poborchij A.V. Problemnye voprosy kachestva professional'nogo obrazovaniya pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v ochnoj forme obucheniya. Chelovecheskij kapital. 2021; № 3 (147): 97 - 113.

4. Bulat R.E., Lebedev A.Yu., Nikitin N.A., Bajchorova H.S. Psihologo-pedagogicheskie resursy povysheniya gotovnosti obuchayuschihsya k obrazovatel'nomu processu v usloviyah 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2020; № 3: 172 - 178. Available athttp://elibrary.ru/item.asp?id=44108918

5. Son C., Hegde S., Smith A.; Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on College Students' Mental Health in the United States: Interview Survey Study. 2020. Available at: https://www.jmir.org/2020/9fe21279/

6. Bulat R.E., Bajchorova H.S., Lebedev A.Yu., Nikitin N.A., Poborchij A.V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty 'ekstrennogo perehoda obuchayuschihsya ochnoj formy obucheniya na distancionnyj format podgotovki i provedeniya gosudarstvennyh attestacionnyh ispytanij. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2020; № 10: 140 - 147.

7. Connolly B. How virtual reality is transforming learning at the University of Newcastle, CIO. 2018. Available at: https://www.cio.com/article/3520084/how-virtual-reality-is-transforming-learning-at-the-university-of-newcastle.html

8. Lahcen R. Ait M., Mohapatra R., Chen B. Prioritizing Strategies for a Better Transition to Remote Instruction. Teaching & Learning. 2020. Available at: https://er.educause.edu/ articles/2020/11/prioritizing-strategies-for-a-better-transition-to-remote-instruction

Статья поступила в редакцию 06.04.21

УДК 371.4

Olesov N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: npo77@mail.ru

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS BASED ON ETHNOCULTURAL EDUCATION. The article presents the ethnocultural education of the value attitude to a healthy lifestyle and health preservation of students in the higher educational institution of Yakutia. In the course of the study, the goal was set on such values as tolerance, awareness of the importance of a value-based attitude to health for a modern person, whose vital activity involves the upbringing of a healthy lifestyle and health preservation in the educational environment of a university. An integrated approach to preventive maintenance is considered, in which

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.