2. Arskieva Z.A. Formation of pedagogical optimism of bachelor by means of cognitive activity. The European Proceedings of Social & Behavioural Science. 2019; Vol. LVIII: 135 - 141.
3. Makarenko A.S. Metodika vihovnoi roboti. Kiev: Izdatel'stvo «Radyans'ka shkola», 1990.
4. Rodzhers K. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress: Univers, 1994.
5. Belkin A.S. Situaciya uspeha: Kniga dlya uchitelya. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 1997.
6. Romek V.G. Teoriya vyuchennoj bespomoschnosti Martina Seligmana. Zhurnalprakticheskogo psihologa. 2000; № 3 - 4: 218 - 235.
Статья поступила в редакцию 01.11.20
УДК 78: 378 (045)
Asatryan O.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evseviev (Saransk, Russia),
E-mail: [email protected]
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evseviev (Saransk, Russia),
E-mail: [email protected]
Chinyakova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evseviev (Saransk, Russia),
E-mail: chinyakovan@ yandex.ru
CONTROL AND EVALUATION OF THE EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS-MUSICIANS IN A UNIVERSITY IN CONDITIONS OF INTEGRATION OF DISTANCE AND FACE-TO-FACE FORMS OF EDUCATION. Evaluation of results of training of students-musicians, their professional competencies and educational achievements, remains the most important component of the organization of the educational process at a university, which includes monitoring the quality of training of specialists. The analysis of scientific research in this area indicates the absence of a unified technology for monitoring and evaluating the results of the training of musicians at a university. The main methods of monitoring and evaluating educational achievements are oral and written interviews of students, testing and observation. The quality of education received by students-musicians is evidenced by diplomas and certificates from the organizers of competitions and festivals, increased and registered scholarships, grants and other forms of encouragement, the results of tests and exams, as well as state final certification. However, the integration of distance and face-to-face forms of education allows to apply a wider range of methods for monitoring and evaluating the level of development of educational programs by students of music universities. The work reveals the contents of these methods.
Key words: student-musician, quality control and assessment of education, educational achievements of students, distance learning, university.
О.Ф. Асатрян, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,
E-mail: [email protected]
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,
E-mail: [email protected]
Н.И. Чинякова, канд. пед. наук, доц., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,
E-mail: chinyakovan@ yandex.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ И ОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения студентов-музыкантов - их профессиональных компетенций и образовательных достижений - была и остается важнейшей составляющей организации образовательного процесса в вузе, который включает в себя мониторинг качества подготовки специалистов. Анализ научных исследований в данной области свидетельствует об отсутствии единой технологии контроля и оценки результатов обучения студентов-музыкантов в вузе. Основными методами контроля и оценки образовательных достижений служат устные и письменные опросы обучающихся, тестирование, наблюдение. О качестве получаемого студентами-музыкантами образования свидетельствуют дипломы и сертификаты от организаторов конкурсов и фестивалей, повышенные и именные стипендии, гранты и иные формы поощрения, результаты зачетов и экзаменов, а также государственной итоговой аттестации. Однако интеграция дистанционных и очных форм обучения позволяет применять более широкий спектр методов контроля и оценки уровня освоения образовательных программ студентами музыкальных вузов. Этим методам и посвящена данная работа.
Ключевые слова: студент-музыкант, контроль и оценка качества образования, образовательные достижения студентов, дистанционная форма обучения,вуз.
Оценка результатов обучения студентов-музыкантов - приобретенных ими профессиональных компетенций и личных образовательных достижений - была и остается важнейшей составляющей организации образовательного процесса в вузе. Целью контрольно-оценочных мероприятий в учебном заведении является повышение уровня освоения студентами-музыкантами программ подготовки и эффективности образовательного процесса в целом. Педагогическая оценка учебно-творческой деятельности студентов музыкальных вузов сопровождает весь учебный процесс и соотносится со спецификой профиля подготовки (инструментальное или вокальное исполнительство, музыковедение, композиция, хоровое и симфоническое дирижирование и т.д.) [1; 2; 3]. Для определения методов и принципов контроля и оценки образовательных достижений студентов-музыкантов в вузе в условиях интеграции дистанционных и очных форм обучения необходимо выявить специфику профессиональной музыкальной подготовки, подразумевающей конкретные результаты в виде профессиональных музыкальных компетенций, и преимущества дистанционных форм обучения, применяемых наряду с традиционными в процессе обучения музыкантов.
Студенты-музыканты осваивают в вузах творческую профессию, а любая оценка творческого продукта носит субъективный характер. Однако существуют объективные критерии оценки профессиональных компетенций музыканта, обеспечивающих его успешную деятельность в будущем. Как отмечают Л.П. Алеш-никова и Е.А. Алешников, «оценка деятельности учащихся должна представлять сумму оценок компонентов, составляющих музыкальную культуру личности: музыкальный опыт (качественно-формирующий аспект учебного процесса) и музыкальные компетенции (количественно-информативный аспект)» [4, с. 6].
Другими словами, качественными показателями образовательных достижений студентов-музыкантов выступают музыкальный опыт личности в его интеллектуальном, эмоциональном и действенно-практическом проявлениях и сформированные музыкальные компетенции, обеспечивающие плодотворную музыкально-творческую, исполнительскую и культурно-просветительскую деятельность.
Промежуточный и итоговый контроль и оценка образовательных достижений студентов-музыкантов должны касаться степени готовности обучающихся к выполнению профессиональных функций в разных сферах деятельности, обусловленной наличием не только знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства, но и развитых музыкальных способностей, обширного музыкального опыта, осознанного отношения к искусству, высокого уровня эмоционального переживания музыки. Музыкальное исполнительство, будучи одним из видов искусства, подразумевает творческую самореализацию личности и проявление творческого потенциала в концертно-просветительской деятельности. Поэтому способность к реализации творческого потенциала студента-музыканта в исполнительской деятельности (мотивация, заинтересованность, познавательная и творческая активность, самостоятельность, стремление к совершенствованию) также выступает объектом педагогической оценки [5, с. 115 - 116].
Таким образом, контроль и оценка результатов учебно-творческой деятельности студентов-музыкантов и их достижений касается широты музыкального кругозора, уровня владения знаниями о музыке, исполнительскими навыками и умениями. Музыкально-слуховая, эмоциональная, аналитическая и практическая составляющие компетентности определяют качество музыкального исполнения и степень художественно-эстетического воздействия на аудиторию
во время публичного выступления (эмоциональная прочувствованность и «заразительность» игры, артистизм исполнения, умение выразить в интерпретации авторскую концепцию, свои мысли и переживания). Поскольку объектом оценки в музыкальных вузах становятся профессиональные действия студентов, направленные на практическое освоение и воспроизведение музыкальных сочинений во время публичного выступления, то качество образовательных достижений обучающихся определяется их способностью удовлетворять потребности профессиональной деятельности и соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам данной области.
Все эти составляющие профессионального мастерства музыканта приобретаются не только посредством традиционных форм обучения в вузе, но и в процессе применения дистанционных технологий. В рамках реализации государственной программы цифровизации всех сфер жизнедеятельности россиян в процесс обучения музыкантов в высших учебных заведениях интегрируются дистанционные и очные формы обучения. Такой подход ведет к повышению уровня освоения студентами учебных программ, расширению спектра приобретаемых ими компетенций и возможностей для получения качественного образования более широким кругом лиц. При этом дистанционная форма обучения не лишает высшее музыкальное образование свойственных ему индивидуально-личностного и практико-ориентированного подходов (индивидуальные занятия, самостоятельное творчество и подготовка к концертам, репетиции, музицирование и т.д.).
В реалиях современного цифрового мира и в условиях информационного общества интеграция традиционных форм обучения с дистанционными технологиями становится естественным этапом развития системы образования, в том числе музыкального [6, с. 344]. В современных консерваториях, музыкально-педагогических институтах, вузах культуры и искусства успешно применяется дистанционная форма обучения, охватывающая всех участников процесса - от тьютора до выпускника вуза, и все этапы - от приёма абитуриентов до государственной итоговой аттестации. Весь образовательный процесс фиксируется в системе дистанционного обучения - электронной информационно-образовательной среде, которая доказала свою эффективность во всех вузах, где дистанционная форма обучения применяется наряду с очной.
Дистанционный курс (дисциплина, модуль, часть образовательной программы) представляет собой электронный информационно-образовательный ресурс вуза, объединяющий в себе образовательный портал с подключением к информационным ресурсам, систему управления и телекоммуникацию. Этот ресурс включает в себя не только аудио- и видеолекции педагога, контент курса от учебного пособия и презентаций до итоговых заданий и тестов, но и гиперколлекции образовательного контента (от электронных учебных пособий с гиперссылками на фото, аудио- и видеоматериал до мультимедийных файлов). Интеграция очной и дистанционной форм обучения преобразует образовательную и, шире, социальную парадигму: она открывает перспективы совершенствования знаний после обучения в вузе, за его пределами, расширения кругозора и профессиональной переподготовки в любой период жизни человека.
Обучение музыке, как известно, требует личного контакта педагога-музыканта с учащимся на индивидуальных занятиях. Интеграция очной и дистанционной форм обучения не лишает студентов этого контакта, а, напротив, освобождает их от лишних трат времени на подготовку к групповым занятиям в пользу живой игры на инструменте. Студент в системе дистанционного обучения, не занимаясь долгим поиском самостоятельно, может оперативно освоить подготовленный педагогом теоретический материал, посетить цифровую библиотеку, ознакомиться с нотным текстом и звукозаписями изучаемого сочинения, получить рекомендации педагога дистанционно, потратив при этом свободное время на практические занятия. Практика онлайн-курсов и смешанного обучения создаёт поле безграничных образовательных возможностей, что повышает качество образования для каждого человека в соответствии с его интересами и возможностями, но независимо от места его проживания и времени обучения. Обучающиеся могут выбирать курсы по необходимости, авторитету педагога, популярности, интересу и т.д.
Дистанционные технологии позволяет расширить методику контроля и оценки достижений студентов-музыкантов в обучении и сделать их регулярными, мобильными, объективными, учитывающими индивидуальные особенности испытуемых, информативными. Цифровые технологии дают возможность осуществлять контент-анализ, количественный, качественный и компаративный анализ выполненных заданий и познавательных запросов студентов, оценить динамические изменения, образовательные достижения студентов-музыкантов в сравнении с его предыдущими результатами, а также с учетом творческого характера исполнительской деятельности музыканта и индивидуальности его личности, обусловливающей неповторимость, оригинальность и уникальность итога творческой деятельности. Простота сбора и обработки информации дистанционно позволяет осуществлять организованное наблюдение за учебно-творческим процессом, сопоставлять результаты обучения на начальном и последующих этапах, сравнивать их с ожидаемыми результатами или четко определенными показателями, оценивать достижения студента-музыканта в его развитии в соответствии с заданными целями и при необходимости скорректировать траекторию обучения для каждого конкретного студента-музыканта до итоговой аттестации [7, с. 44].
Оценка индивидуальных достижений обучающихся формируется в результате анализа результатов следующих форм контроля:
- тестирование студентов-музыкантов (определение уровня овладения теоретическими знаниями), проводимое как в формате онлайн (исключается возможность «списывания» студентами ответов на вопросы), так и в оффлайн (в случае сложных и многоуровневых тестов, ответы на которые найти в Интернете невозможно);
- самостоятельная творческая работа (определение уровня овладения профессиональными умениями), например, анализ или сравнение музыкальных произведений и исполнительских интерпретаций, определение на слух средств музыкальной выразительности и композиционной структуры и т.д.;
- выполнение проблемного задания или реализация проекта (определение уровня овладения практическими навыками), например, составление программы концерта, подбор репертуара, самостоятельное освоение произведения от изучения нотного текста до живого выступления, подготовка к концертно-про-светительскому мероприятию и др.;
- просмотр педагогом аудио- и видеозаписей исполнения студентом произведений учебного и концертного репертуаров (оценка степени готовности студента к ведению профессиональной деятельности), а также выступлений на конкурсах и фестивалях.
Дистанционная форма обучения позволяет разместить как аудио- или видеозаписи лекций педагога или учебных материалов с их адаптацией к «удаленному» слушателю (например, «дублирование» нотной партитуры аудио- или видеозаписью ее исполнения, миди-форматом или файлами нотного или звукового редактора), так и аудио- или видеозаписи самостоятельных и практических занятий студента-музыканта, которые помогают оценить направление его развития. Более того, возможно проведение интерактивных занятий «с использованием гиперссылок, мультимедийных материалов и интегрированных заданий для самоконтроля, что позволяет существенно менять как процесс обучения, так и его результат» [6, с. 345]. Другими словам, дистанционные технологии применимы не только для обучения студентов-музыкантов, но и для разработки материалов для контрольно-оценочной деятельности педагога.
Качество освоения теоретического материала можно определить благодаря фонду оценочных средств специализированных образовательных интернет-платформ и электронных образовательных ресурсов с их аналитическими сервисами, однако все они лишены индивидуального подхода к обучающимся творческим специальностям. Эту ситуацию исправит разработка фонда оценочных средств, применяемого при дистанционном освоении курса. Такой фонд могут составить не только тесты, вопросы, практические и проблемные задания, но и кейсы, проекты и самостоятельные творческие задачи для каждого обучающегося.
Материалы с результатами самоподготовки к экзаменам и концертным выступлениям студент-музыкант размещает на сайты (GoogleDrive, Dropbox, SoundCloud, YouTube и др.) и публикует в своем личном кабинете ссылки, доступные педагогу. На этих платформах также можно разместить, например, видеозаписи выступлений обучающегося на конкурсе или фестивале, несколько разных версий исполнения студентом-музыкантом одного и того же произведения, чтобы педагог смог дистанционно сравнить и оценить качество исполнения и проследить за развитием исполнительских навыков у своего воспитанника. Целесообразно проводить так называемый «входной» и заключительный тесты, включающие вопросы одного уровня сложности и из одной области знаний, ответы на которые, данные студентом в начале и самом конце курса обучения, будут свидетельствовать о степени формирования знаниевой составляющей профессиональной исполнительской компетентности музыканта. Практическую же составляющую покажут исполнения студентом разных произведений одного уровня сложности также в начале и самом конце курса обучения, представленные в дистанционном курсе в аудио- или видеоформате.
Делая образовательный процесс открытым и вариативным, дистанционные технологии развивают у студентов-музыкантов способность «самостоятельно открывать новые темы, размещать актуальный материал, делиться своим опытом», дают возможность «обмениваться мнениями всем участникам образовательного процесса (учителям, ученикам, родителям и т.д.) как в ofline, так и в online режимах» [3, c. 346], что, в свою очередь, делает оценку образовательных достижений студентов-музыкантов более объективной и всесторонней. Фокус оценочного суждения смещается с педагога на самого студента, формируя его самооценку, самосознание и самоанализ. В «удаленном» режиме обучения раскрываются такие стороны личности студента-музыканта, которые остаются в тени при очной форме занятий.
Таким образом, в цифровой среде выполняются не только общие, но и индивидуальные задачи, а также ведется всесторонний контроль и многогранная оценка процесса обучения студента-музыканта и достигнутых им результатов теоретического и практического освоения дисциплины очно и дистанционно, без временных, пространственных, языковых и социально-культурных барьеров. Процесс профессионального становления музыканта-исполнителя благодаря интеграции дистанционной и очной форм обучения в вузе рассматривается на макро- и микроуровне, что позволяет дифференцировать оценку результатов обучения и сделать ее более точной. Впрочем, для того, чтобы быть в этом уверенным, целесообразно «сравнивать образовательные результаты студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, и студентов очной формы обучения» [8, с. 80]. При этом оценивается также педагогический эффект от
применения дистанционного курса (дисциплины, модуля или раздела), а значит, дается косвенная оценка качества контента и методов обучения, использованных в дистанционном курсе [9]. Интеграция дистанционной и очной форм обучения студентов-музыкантов ведет к детализации показателей качества образовательных достижений обучающихся, которые в целом можно разделить на две группы: компетентность в музыкально-творческой деятельности и результативность этой деятельности. Эти достижения объективно оцениваются и в автоматическом режиме (количественный показатель), и в ручном (качественный показатель) на основе специально разработанного фонда контрольно-оценочных средств,
Библиографический список
применяемых и при очной, и при дистанционной формах обучения. Их интеграция представляет собой систему взаимосвязанных элементов, эффективность которой обусловливают и организационно-педагогические условия ее функционирования, и качество разработки учебного контента, и применяемые образовательные технологии, и сопровождение педагогом процесса интегрированного обучения студентов-музыкантов. Поэтому контроль и оценка образовательных достижений студентов-музыкантов в вузе в условиях интеграции дистанционной и очной форм обучения должны учитывать множество факторов, предопределяющих эффективность работы данной системы.
1. Кобозева И.С., Волегова И.С. Вокально-хоровая подготовка как компонент формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза. Гуманитарные науки и образование. 2019; Т. 10, № 2: 40 - 46.
2. Чинякова Н.И. Дирижерско-хоровая подготовка педагогов дополнительного образования детей в условиях региона (на примере педагогического вуза. Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона: монография. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2018: 124 - 137.
3. Асатрян О.Ф., Ломакина Т.А. Развитие направленности на профессиональную самореализацию будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной вокально-исполнительской деятельности. Инновационные формы и методы организации внеаудиторной работы студентов: коллективная монография. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2018: 40 - 52.
4. Алешникова Л.П., Алешников Е.А. Оценка в музыкальном обучении. Евразийский Союз Ученых. 2015; № 1-4 (18): 6 - 8.
5. Черемисова И.В. Критерии и методы оценки музыкально-творческого развития личности обучающегося на этапе высшего образования. Российский психологический журнал. 2016. Том 13. № 2. С. 115-123.
6. Панкова А.А. Дистанционные технологии как неотъемлемый элемент обучения педагога-музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 344 - 345.
7. Харитонова Т.В., Погребова Е.С. Мониторинг текущего состояния процедур контроля и оценки качества профессионального образования. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012; № 4: 43 - 52.
8. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коновалова Е.Ю. Интеллектуальные технологии оценки качества дистанционных учебных курсов в высшем образовании. Балтийский гуманитарный журнал. 2017; Т. 6; № 1 (18): 79 - 82.
9. Протасова С.В. Модель управления качеством музыкально-инструментальной подготовки студента на факультете искусств в педвузе. Вестник Ставропольского государственного университета: Наука. Инновации. Технологии. 2008; № 2 (55): 48 - 53.
References
1. Kobozeva I.S., Volegova I.S. Vokal'no-horovaya podgotovka kak komponent formirovaniya professional'noj kompetentnosti u studentov pedagogicheskogo vuza. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2019; T. 10, № 2: 40 - 46.
2. Chinyakova N.I. Dirizhersko-horovaya podgotovka pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v usloviyah regiona (na primere pedagogicheskogo vuza. Podgotovka kadrov k realizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej sredstvami iskusstva v usloviyah regiona: monografiya. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2018: 124 - 137.
3. Asatryan O.F., Lomakina T.A. Razvitie napravlennosti na professional'nuyu samorealizaciyu buduschego uchitelya muzyki v processe vneauditornoj vokal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti. Innovacionnye formy i metody organizacii vneauditornojraboty studentov: kollektivnaya monografiya. Saransk: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 2018: 40 - 52.
4. Aleshnikova L.P., Aleshnikov E.A. Ocenka v muzykal'nom obuchenii. Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2015; № 1-4 (18): 6 - 8.
5. Cheremisova I.V. Kriterii i metody ocenki muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya lichnosti obuchayuschegosya na 'etape vysshego obrazovaniya. Rossijskijpsihologicheskijzhurnal. 2016. Tom 13. № 2. S. 115-123.
6. Pankova A.A. Distancionnye tehnologii kak neot'emlemyj 'element obucheniya pedagoga-muzykanta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 344 - 345.
7. Haritonova T.V., Pogrebova E.S. Monitoring tekuschego sostoyaniya procedur kontrolya i ocenki kachestva professional'nogo obrazovaniya. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2012; № 4: 43 - 52.
8. Bogdanova A.V., Glazova V.F., Konovalova E.Yu. Intellektual'nye tehnologii ocenki kachestva distancionnyh uchebnyh kursov v vysshem obrazovanii. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017; T. 6; № 1 (18): 79 - 82.
9. Protasova S.V. Model' upravleniya kachestvom muzykal'no-instrumental'noj podgotovki studenta na fakul'tete iskusstv v pedvuze. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta: Nauka. Innovacii. Tehnologii. 2008; № 2 (55): 48 - 53.
Статья поступила в редакцию 20.10.20
УДК 37.014
Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
OLYMPIAD TASKS IN MATHEMATICS AS A MEANS OF DEVELOPING NON-STANDARD THINKING OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN. The article raises a problem of development of non-standard thinking in junior schoolchildren by solving Olympiad tasks. The need for the development of non-standard thinking in junior schoolchildren is highlighted in the process of purposeful preparation for Olympiads in mathematics, which is due to intensive changes in the education system and sets new guidelines in society and impose requirements on the development of a creative personality capable of making scientific and technological progress. The necessity of introducing a special course "Olympiad tasks in mathematics" into extracurricular activities, where the program can be introduced and affect the development of non-standard thinking in younger students, is substantiated. The task of the article is to reveal the experimental work on the development of non-standard thinking in primary school students through the Olympiad tasks in mathematics in primary school. In conclusion, the results of testing are presented, which allow to see that the extracurricular activities carried out to increase the level of development of non-standard thinking of primary schoolchildren through Olympiad tasks in mathematics give a positive result.
Key words: thinking outside the box, Olympiad assignments, junior pupil, primary education, extracurricular activities, mathematical Olympiads, mathematical ability.
А.В. Иванова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме развития нестандартного мышления младших школьников посредством решения олимпиадных заданий. Выделяется необходимость развития нестандартного мышления младших школьников в процессе целенаправленной подготовки к олимпиадам по математике, что обусловлено интенсивными изменениями в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творче-