Проблемы адаптации системы российского высшего образования к изменению формата обучения в период пандемии
Гулая Татьяна Михайловна,
старший преподаватель, кафедра иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Романова Светлана Анатольевна,
канд. социол. наук, доцент, кафедра иностранных языков № 2, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме адаптации российской системы высшего образования к меняющемуся формату обучения в условиях пандемии. Анализ опыта использования дистанционных образовательных технологий в период пандемии выявил как положительные возможности цифрового формата, так и ряд ограничений, связанных с организационными, педагогическими, материально-техническими условиями его реализации, с психологическим нежеланием профессорско-преподавательского состава и студентов переходить на дистанционный формат обучения. Показано, что эффективное использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и использование электронного обучения (ЭО) в период пандемии предъявляет ряд требований к информационно-коммуникационной компетентности преподавателей и студентов. Анализ образовательной деятельности вузов в формате онлайн-обучения в период пандемии выявил необходимость организации административной поддержки профессорско-преподавательского состава: внедрения такой модели образовательного процесса, которая сочетает в себе традиционное и электронное обучение, развития электронных и цифровых образовательных ресурсов, повышения информационно-коммуникационной компетентности профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: пандемия, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), электронное обучение (ЭО), информационно-образовательная среда.
Условия пандемии и связанные с ней ограничительные меры привели к целому ряду социально-экономических последствий, которые глубоко затронули сферу образования, в частности систему отечественного высшего образования. Ограничительные меры изоляции вызвали необходимость массового перехода системы высшего образования в формат онлайн обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В настоящее время накоплен большой опыт применения электронно-цифровых технологий в образовательном процессе вузов страны, внедрены электронные образовательные ресурсы, онлайн-курсы по дисциплинам учебных планов различных направлений, профилей и уровней подготовки. Отечественный опыт организации образовательного процесса с использованием электронно-цифровых технологий, создание электронно-цифровой образовательной среды позволил российской системе высшего образования достаточно легко перейти в формат массового онлайн обучения студентов в условиях пандемии.
Анализ образовательной практики субъектов высшего образования в период пандемии в формате дистанта показал наличие нескольких режимов организации обучения в вузах:
- асинхронный или заочный режим, при котором студенты изучают учебный материал в удобное для них время, в соответствии с установленными преподавателем сроками;
- синхронный режим, при котором имеет место одновременное участие в процессе обучения преподавателей и студентов, например, в формате вебинара;
- смешанный режим, подразумевающий совмещение синхронного и асинхронного взаимодействия.
Асинхронный вариант дистанционного обучения представляет собой традиционное заочное обучение с применением современной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), предполагающее отсроченное во времени взаимодействие преподавателя и студента [1]. К достоинствам данного формата обучения следует отнести то, что он требует от студентов не только владения информационно-цифровыми технологиями, но и высокой учебной мотивации, способности к самообучению, сформированные навыки самостоятельной учебной деятельности. Однако, как отмечает И.А. Колесникова, далеко не каждый студент способен самостоятельно учиться, только каждый десятый студент при полном фор-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
мате дистанционного образования завершает обучение успешно [5]. Другим ограничением данного формата обучения является отсутствие «живого общения» между преподавателем и студентами, что заметно снижает возможности реализации воспитывающей и развивающей функций обучения, оказывающей влияние на развитие личности участников образовательного процесса. Это ограничение имеет место и при организации контактного удаленного обучения (например, платформа ZOOM), несмотря на то, что такая модель обладает всеми атрибутами традиционного обучения, но реализуемыми в виртуальной среде. Смешанная модель обучения, которая представляет собой сочетание дистанционного и традиционного форматов, несколько преодолевает вышеупомянутое ограничение, поскольку сохраняет живое общение участников образовательного процесса.
Итак, каждый из заявленных режимов организации образовательной деятельности вузов имеет свои достоинства и недостатки, которые обусловлены рядом организационно-педагогических, научно-методических и психолого-педагогических факторов, влияющих на эффективность и качество образовательного процесса. Совокупность данных факторов позволяет дать оценку степени адаптации системы российского высшего образования к экстремальному режиму работы, связанному с переходом к цифровому формату обучения в период пандемии.
В настоящее время существуют трудности организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий. Трудности обусловлены, с одной стороны, ограниченными возможностями вузов в применении цифровых обучающих технологий для создания электронной образовательной среды, с другой - профессиональной неготовностью профессорско-преподавательского состава к дистанционному обучению студентов. Опыт показал, что эффективное использование цифровых технологий в образовательном процессе вуза предъявляет ряд требований к информационно-коммуникативной компетентности преподавателей, управленцев, студентов. Возникает необходимость выработки эффективных адекватных технологических решений и наличие условий их реализации. При этом следует отметить, что не все основные сферы жизнедеятельности студентов в вузе можно перенести в виртуальное пространство.
Вопрос о степени готовности вузов к переходу на дистанционное обучение в период пандемии приобрел особую актуальность. В этой связи интерес представляют мнения участников образовательного процесса - преподавателей и студентов. Две трети преподавателей считают, что переход на электронный формат обучения отрицательно повлияет на качество образования в результате снижения уровня мотивации студентов, g дефицита методических электронно-цифровых S ресурсов и средств обучения, сложности объек-° тивного контроля и оценивания знаний студен-5в тов в удаленном режиме. Поэтому, преподавате-
ли российских вузов не рассматривают формат электронного обучения (ЭО) студентов как полноценную замену традиционному очному формату обучения в период пандемии [4]. С другой стороны, больше половины студентов, согласно данным И.Р. Гафурова и соавт., испытывают потребность в том, чтобы элементы дистанционного онлайн обучения активнее использовались после периода самоизоляции [1]. Однако, студенты указали такие негативные последствия электронного обучения в период пандемии, как влияние онлайн формата на социально-психологический климат обучения, нехватку очного общения с преподавателями и сокурсниками, трудности изменения форматов вербальной и невербальной коммуникации участников образовательного процесса, увеличение учебной нагрузки, недостаток навыков самоорганизации при обучении в домашней обстановке, отсутствие доступности цифровых инструментов и ресурсов, снижение доходов в связи с потерей работы, которую они совмещали с учебой.
Повышение готовности системы российского высшего образования к переходу в новый образовательный формат в период пандемии вызывает необходимость организации системы административной поддержки преподавателей: обеспечение методическими рекомендациями, создание разделов официальных сайтов университетов для информирования и помощи преподавателям в текущем режиме, формирование групп студентов 1Т-волонтеров. Например, на официальном сайте РЭУ им. Г.В. Плеханова размещены разделы «Горячая линия по дистанционным технологиям», «Электронное обучение», «Электронно-образовательная среда», «Электронно-библиотечные ресурсы», контакты группы студентов ^-волонтеров [4]. Целесообразным является применение вариативных технологий электронного обучения в период пандемии, что предполагает регулярное обучение в удаленном формате с использованием сочетания синхронного и асинхронного режимов обучения студентов, а также работа с цифровыми образовательными ресурсами -массовыми открытыми дистанционными курсами. Под массовыми открытыми дистанционными курсами мы понимаем совокупность структурированного унифицированного материала в рамках единой учебной среды, доступ к которой предоставляется не только представителям единого образовательного учреждения, но и широким массам населения без проверки входных параметров и знаний и предусматривает применение дистанционных технологий [2,3].
Таким образом, анализ опыта образовательной деятельности вузов в формате электронного обучения студентов в период пандемии позволил сделать следующие выводы:
1. Система российского высшего образования справилась с оперативной мобилизацией и перестройкой деятельности вузов в формате удаленного обучения с использованием дистанци-
онных образовательных технологий в период распространения вирусной инфекции.
2. Необходимо разработать и внедрить комбинированную модель образовательного процесса: традиционное взаимодействие студентов и преподавателей в сочетании с использованием онлайн-курсов с синхронным обучением в дистанционном формате, обеспеченном цифровой дидактикой.
3. Необходимо ускоренное развитие электронно-цифровых ресурсов образовательного процесса и практик образовательной деятельности на основе электронно-цифровых технологий, стимулирование повышения информационно-коммуникативной компетентности профессорско-преподавательского состава вузов.
Литература
1. Гафуров И.Р. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Кали-муллин, Т.Б. Алишев // Высшее образование в России. - 2020. - № 10. - С. 101-112.
2. Гулая Т.М., Романова С.А. Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 197-199.
3. Гулая Т.М., Романова С.А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий в неязыковом вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2-2 (56). С. 181-184
4. Докукина А.А., Штыхно Д.А. Видео и онлайн курсы в учебном процессе РЭУ им. Г.В. Плеханова: возможности, преимущества и проблемы для студентов и преподавателей // Открытое образование. - 2020. - № 24(1). - С. 21-33.
5. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее об-
разование в России. - 2019. - Т. 28. № 8-9. -С. 67-83.
HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND THE COVID-19 PANDEMIC: CHALLENGES OF TRANSITION TO A NEW LEARNING FORMAT
Gulaya T.M., Romanova S.A.
Plekhanov Russian University of Economics
The article is devoted to the problem of adaptation of the Russian higher education system to the changing learning format in the context of the pandemic. Analysis of the use of distance education technologies in the period of the pandemic has revealed the perspectives of the digital format, as well as the limitations associated with the institutional, educational, material and technical prerequisites of its implementation, psychological reluctance of faculty and students to switch to a remote learning format. It is shown that the effective use of distance learning technology (DLT) and e-learning (EL) during the pandemic imposes certain requirements on the information and communication competence of teachers and students. A study of the educational activities of universities in the format of online training during the pandemic revealed the need to provide administrative support to the teaching staff: the introduction of a model of the educational process that combines traditional education and e-learning: the development of electronic and digital educational resources, improvement of information and communication competence of the university teaching staff.
Keywords: pandemic, online learning, distance learning technology, e-learning, information and educational environment.
References
1. Gafurov I.R. Transformation of education in higher school during the pandemic: pain points / I.R. Gafurov, G.I. Ibragimov, A.M. Kalimullin, T.B. Alishev / / Higher education in Russia. -2020. - No. 10. - P. 101-112.
2. Gulaya T.M., Romanova S.A. Massive open online courses and their role in the continuing education// Philology. Theory & Practice. - 2016. No. 4-2 (58). - P. 197-199.
3. Gulaya T.M., Romanova S.A. Content and language integrated learning using information and communication technologies at a non-linguistic higher school. // Philology. Theory & Practice. -2016. No. 2-2 (56). - P. 181-184.
4. Dokukina A. A., Shtykhno D.A. Video and online courses in the educational process of the Plekhanov Russian Academy of Economics: opportunities, advantages and problems for students and teachers. - 2020. - № 24(1). - P. 21-33.
5. Kolesnikova I.A. Post-pedagogical syndrome of the era of digital modernism // Higher education in Russia. - 2019. - Vol. 28. No. 8-9. - P. 67-83.