Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3230
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / DISTANCE LEARNING / PEDAGOGICAL DESIGN / ONLINE TRAINING / PANDEMIC / OPTIMIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMS / TEACHERS / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогачёва Полина Сергеевна, Семергей Сергей Васильевич

Актуальность данной работы предопределена одной из самых сложных и насущных проблем в организации образования текущего года - экстренным переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения в связи с пандемией и требованиями самоизоляции. Проблема исследования обусловлена столкновением системы образования с небывалым до сих пор вызовом срочного и масштабного перевода образовательного процесса в онлайн-формат, что обнажило многие перманентные и новые проблемы, одновременно дав «толчок» развитию дистанционного образования в сфере высшего и профессионального образования. Цель работы: обзор проблем дистанционного обучения, выявленных в процессе реализации образовательных программ в онлайн-формате в период пандемии и поиск направлений их решения. В исследовании использовались методы анализа, аналогии, обобщения. Результаты: в статье описаны основные сложности и проблемы дистанционного обучения в период пандемии; представлен ряд задач, требующих решения для оптимизации использования информационно-коммуникационных технологий в образовании как в отдельно взятой образовательной организации, так и в системе образования в целом; предложены некоторые варианты решения проблем использования дистанционного обучения. Ключевые выводы: пандемия и связанная с ней самоизоляция резко ускорили глобальную трансформацию всей системы образования, форсировали сложные адаптационные процессы в образовании, прежде всего в дистанционном, связанные с изменениями не только форм и методов обучения, но и сознания преподавателей и обучающихся, что требует дальнейшего всестороннего изучения как самих этих процессов, так и условий их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогачёва Полина Сергеевна, Семергей Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION IN THE PANDEMIC PERIOD

The relevance of the research is predetermined by one of the most difficult and pressing problems in the education this year, namely the emergency transition of educational organizations to a distance learning format in due to the pandemic and self-isolation. The research problem is caused by the collision of the education system with the unprecedented challenge of the urgent and large-scale transfer of the educational process to the online format, which exposed many permanent and new problems, while giving an «impetus» to the development of distance education in the field of higher and professional education. The purpose of the research is an overview of the problems of distance learning identified during the implementation of educational programs in online format during a pandemic and the search for ways to solve them. The research methods used are analysis, analogy, generalization. The results of the research include the description of the main difficulties and problems of distance learning during the pandemic; a number of tasks that require solutions to optimize the use of information and communication technologies in education, both in a single educational organization and in the education system as a whole; some options for solving the problems of using distance learning. Key findings are the following: the pandemic and the associated self-isolation accelerated dramatically the global transformation of the entire education system, forced complex adaptation processes in education, primarily in distance education, associated with changes not only in the forms and methods of teaching, but also in the consciousness of teachers and students, which requires further comprehensive studying both these processes themselves and the conditions for their development.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 378.1

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-85-93

Рогачёва П.С., Семергей С.В.

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОДПАНДЕМИИ

Рогачёва Полина Сергеевна,

магистрант 2-го курса кафедры технологии и професснонально-педагоги-ческого образования

ФГАОУВО «Южный федералъныйуниверситет», Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: polina rogache vaajist. ru, тел.: +7 (961) 284 33 22

Семергей Сергей Васильевич,

кандидат технических наук, доцент, дог^ент кафедры технологии и про-фесснонально-педагогического образования

ФГАОУВО «Южный федералъныйуниверситет», Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: svsemergyay@sfedu. ru, тел.: +7 (908) 176 19 39

Аннотация

Актуальность данной работы предопределена одной из самых сложных и насущных проблем в организации образования текущего года - экстренным переходом образовательных организаций на дистанционный формат обучения в связи с пандемией и требованиями самоизоляции. Проблема исследования обусловлена столкновением системы образования с небывалым до сих пор вызовом срочного и масштабного перевода образовательного процесса в онлайн-формат, что обнажило многие перманентные и новые проблемы, одновременно дав «толчок» развитию дистанционного образования в сфере высшего и профессионального образования. Цель работы: обзор проблем дистанционного обучения, выявленных в процессе реализации образовательных программ в онлайн-формате в период пандемии и поиск направлений их решения. В исследовании использовались методы анализа, аналогии, обобщения. Результаты: в статье описаны основные сложности и проблемы дистанционного обучения в период пандемии; представлен ряд задач, требующих решения для оптимизации использования информационно-коммуникационных технологий в образовании как в отдельно взятой образовательной организации, так и в системе образования в целом; предложены некоторые варианты решения проблем использования дистанционного обучения. Ключевые выводы: пандемия и связанная с ней самоизоляция резко ускорили глобальную трансформацию всей системы образования, форсировали сложные адаптационные процессы в образовании, прежде всего в дистанционном, связанные с изменениями не только форм и методов обучения, но и сознания преподавателей и обучающихся, что требует дальнейшего всестороннего изучения как самих этих процессов, так и условий их развития.

Ключевые слова: дистанционное обучение; педагогический дизайн; онлайн-обучение; пандемия; оптимизация образования; образовательные программы, студенты; преподаватели; система образования.

Для цитирования: Рогачёва П.С., Семергей C.B. Проблемы дистанционного образования в период пандемии '// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Том 12, № 4. С. 85-93. https://doi. org 10.47370 2078-1024-2020-12-4-85-93.

Rogacheva P.S., Semergey S.V.

PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION INTHE PANDEMIC PERIOD

Rogacheva Polina Sergeevna,

a 2nd, year Master student of the Department of Technology and, Professional Pedagogical Education

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The Southern Federal University», Rostov-on-Don, Russia, e-mail: polina rogacheva@list.ru, tel.: +7 (961) 284 33 22

Semergey Sergey Vasilievich,

Candidate of Technical Sciences, an associate professor of the Department of

Technology and, Professional and, Pedagogical Education

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The

Southern Federal University», Rostov-on-Don, Russia,

e-mail: svsemergyay@sfedu. ru,

tel.: +7 (908) 176 19 39

Annotation

The relevance of the research is predetermined by one of the most difficult and pressing problems in the education this year, namely the emergency transition of educational organizations to a distance learning format in due to the pandemic and self-isolation. The research problem is caused by the collision of the education system with the unprecedented challenge of the urgent and large-scale transfer of the educational process to the online format, which exposed many permanent and new problems, while giving an «impetus» to the development of distance education in the field of higher and professional education. The purpose of the research is an overview of the problems of distance learning identified during the implementation of educational programs in online format during a pandemic and the search for ways to solve them. The research methods used are analysis, analogy, generalization. The results of the research include the description of the main difficulties and problems of distance learning during the pandemic; a number of tasks that require solutions to optimize the use of information and communication technologies in education, both in a single educational organization and in the education system as a whole; some options for solving the problems of using distance learning.

Key findings are the following: the pandemic and the associated self-isolation accelerated dramatically the global transformation of the entire education system, forced complex adaptation processes in education, primarily in distance education, associated with changes not only in the forms and methods of teaching, but also in the consciousness of teachers and students, which requires further comprehensive studying both these processes themselves and the conditions for their development.

Keywords: distance learning; pedagogical design; online training; pandemic; optimization of education; educational programs, students; teachers; education system.

For citation: Rogacheva P.S., Semergey S.V. Problems of distance education in the pandemic period, // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020. Vol 12, No 4. P. 85-93. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-85-93.

Период пандемии стал сложным испытанием для людей и подверг изменениям почти все сферы жизни и деятельности человека. Экономика, медицина, наука, социальные взаимоотношения, перемены не обошли стороной и сферу образования. Все общество перешло в режим самоизоляции, а образование переместилось в формат онлайн. На протяжении уже нескольких десятилетий дистанционное обучение планомерно внедрялось в систему образования, многие университеты успели обзавестись онлайн-платформа-ми для проведения лекций, семинаров и дискуссий, постепенно вводя программы для выполнения тестов, контрольных заданий и многих необходимых процессу обучения атрибутов. Однако с приходом пандемии переход от традиционного образования к дистанционному стал неотложной необходимостью, что повлекло за собой ряд проблем.

Вопрос оптимизации образования за счет использования информационно-коммуникационных технологий в кратчайшие сроки без потерь в качестве обучения остается одним из самых актуальных как для преподавателей и обучающихся, так и для системы образования в целом. Пандемия же в этом вопросе стала мощнейшим катализатором, позволила взглянуть на все обучающие платформы под другим углом, выявила проблемы готовности учебных заведений к переходу в онлайн-режим, начиная от технического обеспечения, заканчивая человеческим фактором.

Важным представляется в этой связи проведение обзора проблем дистанционного обучения, выявленных в процессе реализации образовательных программ, и поиска направлений их решения. При этом здесь на передний план выходит ряд задач, требующих рассмотрения в процессе исследования:

- анализ со стороны образовательной системы проблемы срочного и масштабного перевода образовательного процесса в онлайн-формат;

- выявление основных сложностей обучающихся, связанных с переходом на дистанционное обучение;

- рассмотрение основных трудностей перехода в онлайн-режим у преподавателей;

- обозначение возможных путей решения выявленных проблем.

Со стороны образовательной системы в целом проблема срочного и масштабного перехода в онлайн-формат заключается в следующем.

Дистанционное обучение представляет собой взаимодействие преподавателя с обучающимися не лицом к лицу и в живом общении, а на расстоянии посредством 1Т-технологий. Также для осуществления онлайн-обучения необходимы следующие компоненты: цели, методика и технология, методические материалы, организационные формы и инструменты передачи знаний. Совокупность всех этих компонентов объединяет в себе термин педагогический дизайн, целью которого является разработка эффективной системы обучения, наполнение курса содержательной информацией, формирование последовательности изложения и внедрение современных способов представления обучающего материала [4; 8].

В условиях распространения коро-навирусной инфекции во многих вузах страны возникли определенные сложности с переводом некоторых дисциплин в онлайн-формат, и причина этого как раз кроется в том, что не было достаточно времени для разработки педагогического дизайна. Многие вузы были вынуждены пользоваться уже готовыми программами курсов ведущих российских или зарубежных университетов, которые могли

не в полной мере соответствовать конкретной учебной программе [1].

Еще одной проблемой стало недостаточное техническое оснащение вузов и ограниченность электронных ресурсов для определенных дисциплин. Информационная инфраструктура в различных университетах резко отличается друг от друга, поэтому создать доступную всем единую платформу, где можно было бы проводить лекции, семинары, лабораторные работы и другие виды занятий по всему спектру дисциплин оказалось весьма затруднительно.

Основные трудности студентов в он-лайн-обучении также обострились.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Томским государственным университетом провели исследование на основе онлайн-опросов, в котором удалось выявить основные проблемы студентов на дистанционном обучении [6] (рис. 1).

В ходе исследования выяснилось, что большинство опрошенных считают дистанционный формат обучения менее эффективным в сравнении с традиционным, многие из них заметили за собой

тенденцию к лени и откладыванию выполнения заданий «на потом».

Кроме того, часть студентов, обучающихся на коммерческой основе, недовольны тем, что формат обучения изменился, качество практических занятий, по их мнению, заметно снизилось, а плата за обучение осталась прежней. В Британии, например, около 300 тысяч обучающихся подписали петицию с требованием снизить плату за обучение [7].

Ограничения, вызванные пандемией, также сильно повлияли на социальную жизнь молодых людей. Отсутствие личного, «живого» общения со сверстниками стало причиной легких депрессивных состояний и апатии. И этот факт был вполне предсказуем, ведь именно в студенческие годы проходит бурная социализация - с помощью общения, новых знакомств, решения новых каждодневных задач происходит становление личности, приобретение независимости и уверенности в себе.

Следующей трудностью, с которой столкнулись обучающиеся, стала нехватка очного общения с преподавателями, кому-то сложно воспринимать информацию дистанционно, некоторые студенты

Кол-во опрошенных студентов в %

стсммоггь дефицит нехватка очных сложности с трудности с затруднения с

обучения общения с дискуссии с самодисцитлинсй самостоятельным ответами

оц-югруппниками преподавателями изучением материала

матеоиала лоеподаватегям з онлайн формате

Рис. 1. Результаты опроса НПУ ВШЭ совместно с ТГУ о проблемах студентов на дистанционном обучении [6]

отмечают, что для получения необходимых навыков и умений им недостаточно онлайн-формата. Это касается в первую очередь студентов, осваивающих «прикладные» образовательные программы медицинской, фармацевтической, технической, химической направленности и изучающих, например, анатомию, физиологию, машиностроение, химические технологии, технологии легкой промышленности и т.д. [5].

Основными проблемами, с которыми столкнулись преподаватели при экстренном переходе к дистанционному обучению, явились следующие:

- отсутствие в вузе удобной онлайн-платформы для дистанционного обучения или неадаптированность её к специфике преподавания дисциплин;

- дефицит времени для разработки педагогического дизайна;

- недостаток у преподавателей необходимых технических и педагогических навыков для интеграции цифровых технологий в процесс обучения [1];

- увеличение временных и трудовых затрат на подготовку и проведение занятий с использованием цифровых технологий;

- отсутствие должного контроля вовлеченности студентов во время занятий и оценивания их работы;

- неудобство проведения сессии в онлайн-формате.

Практически все вузы страны предоставляют своим сотрудникам бесплатное повышение квалификации, в том числе и в области цифровых технологий, однако, не все преподаватели в должной мере владеют навыками работы в цифровой сфере, а в условиях внезапного перехода обучения на дистанционные «рельсы» быстро обучить педагогов навыкам работы в дистанционном формате оказалось практически невозможным, что стало одной из первых трудностей в экстренном переходе в онлайн-формат.

Некоторые педагоги с сожалением признаются, что им было сложно разобраться с платформами, на которых

пришлось работать в период пандемии, основываясь лишь на личном опыте и инструкциях технической поддержки, кто-то даже прибегал к помощи своих подопечных.

Следующей проблемой преподавателей стал педагогический дизайн, на разработку которого просто не хватило времени. Система дистанционного образования перестраивалась «на ходу», и потому методики реализации дисциплин не были до конца разработаны, не все учебные материалы за столь короткий срок удалось в полной мере адаптировать под онлайн-формат, возможности проведения практических занятий резко сократились, их пришлось реализовывать в другом формате. Всё это негативно отразилось на качестве обучения.

С переходом на онлайн-формат возник вопрос контроля вовлеченности обучающихся на семинарах и дискуссиях. Лекторы отмечают, что часто из-за низкой пропускной способности канала связи для улучшения качества соединения приходится отключать веб-камеры, что очень нарушает рабочую атмосферу, позволяет студентам расслабиться, отвлечься и возможно даже заняться своими делами, подрывая дисциплину и эффективность такого обучения. Кроме этого, как отмечают преподаватели Оксфордского университета, на очных занятиях было гораздо проще сподвиг-нуть на ответ отстающих, помочь им побороть стеснение при ответе и сразу же ответить на возникший у студента вопрос. В онлайн-обучении для таких случаев обычно предусмотрен общий чат, однако постоянное отвлечение на него вносит свои неудобства в учебный процесс, главное из них - отвлечение от лекции [7].

Сложности возникли и с оценкой знаний обучающихся в период сессии. По данным исследования НИУ ВШЭ, больше половины преподавателей отметили, что прием зачетов и экзаменов в дистанционном формате очень неудобен и упрощен, особенно это коснулось дисциплин

прикладного и творческого характера; также многие преподаватели столкнулись с возросшей степенью плагиата в работах студентов [6].

Остро проявившиеся во время пандемии проблемы дистанционного образования требуют поиска возможных путей их решения.

Несмотря на многочисленные трудности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям и обучающимся, период пандемии стал «лакмусовой бумажкой», проявившей проблемы и недочеты он-лайн-обучения и масштабной проверкой для дистанционного образования в целом. Экстренный переход к онлайн-фор-мату обучения вскрыл все недостатки такого формата и поставил в настоящее время перед образованием ряд вопросов, касающихся:

- основных показателей (социальных, институциональных, административных) оценки готовности вузов к переходу в режим онлайн;

- отношения участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, технического персонала) к изменениям в формате обучения;

- определения степени влияния на эффективность образовательного процесса вынужденного и срочного перехода на дистанционное обучение;

- оценки уровня развития 1Т-инфраструктуры в каждом отдельно взятом вузе, его соответствия уровню требований для реализации обучения в онлайн-формате;

- компетенций преподавателей и сотрудников в эффективной и стабильной организации учебного процесса;

-этапов процесса перехода на онлайн-формат, вызвавших наибольшее затруднение у преподавателей и обучающихся;

- определения организационных механизмов, дававших сбои;

- оценки результатов перехода на дистанционное обучение для студентов, преподавателей, технического персонала;

- выявление причин, приводящих к проблемам в достижении целей обучения

или к негативной обратной связи от участников образовательного процесса;

- определения проблем, требующих первоочередного решения для повышения качества обучения.

Основываясь на этих вопросах, можно для каждого вуза, учитывая специфику реализуемых им образовательных программ, организовать систему оптимизации онлайн-обучения [4].

Еще одной проблемой, которую достаточно сложно взять под контроль, являются неизбежные перебои с интернетом, и одним из вариантов решения данного вопроса видится финансирование учредителями вузов безлимитного скоростного интернета в студенческих общежитиях. Такое решение позволило бы усилить контроль вовлеченности студентов в учебный процесс, так как у большего количества обучающихся была бы возможность не выключать камеру на онлайн-занятии и повысить уровень самодисциплины у студентов (некоторые студенты в исследовании признавали, что нестабильный интернет отрицательно сказывается на их мотивации к обучению).

Также необходимо уделить особое внимание педагогическому дизайну, разработке эффективных систем, методов и технологий обучения для различных дисциплин, в особенности тех, в которых предусмотрено большое количество часов практических занятий.

Очень важной и требующей безотлагательности видится необходимость обучающих курсов по освоению новых 1Т-технологий для преподавателей. Экстренный переход на дистанционный режим показал, что далеко не все нынешние преподаватели хорошо ориентируются в цифровой среде, некоторые даже признались, что до пандемии ни разу не проводили занятия удаленно [6].

Таким образом, период пандемии стал своеобразной проверкой всей системы дистанционного образования и выявил ряд ее основных недостатков:

Стали меньше уставать от Больше нравится Считают, что Считают, что задавать

учебы с переходом на дистанционный формат преподаватели стали более вопросы преподавателю и дистанционный формат обучения по сравнению с доступны для консультаций учавствовать в

традиционным в дистанционном формате обсуждениях стало проще

на дистанционном обучении

Рис. 2. Положительные отзывы студентов о дистанционном обучении на основании результатов опроса НПУ ВШЭ совместно с ТГУ о проблемах студентов на дистанционном обучении [6]

- отсутствие равномерного по всей стране стабильного интернет-соединения;

- слабость информационной инфраструктуры во многих вузах;

- сложность быстрой адаптации многих дисциплин для чтения в онлайн-формате;

- проблемы с педагогическим дизайном онлайн-обучения;

- недостаточность необходимых технических навыков для проведения занятий в цифровой среде у большой части преподавателей;

- недостаток самодисциплины у студентов;

- сложности в определении механизмов контроля вовлеченности студентов во время занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, благодаря достаточно болезненному выявлению большого количества проблем дистанционной формы обучения, стало возможным четко их увидеть, осознать и обозначить пути их решения. Стремительный и вынужденный переход на дистанционное обучение в то же время стал новым витком в развитии такого обучения [9, 10].

Для многих студентов и преподавателей такой опыт был новым и необычным. Несмотря на то что результаты исследования НИУ ВШЭ и Томского государственного университета показали, что 65% опрошенных студентов считают дистанционное обучение менее эффективным, в этом же исследовании удалось выяснить и ряд положительных тенденций перехода обучения в онлайн-формат - меньшую усталость от занятий, большую доступность преподавателей для консультации по сложным темам дисциплины, более щадящий дневной график [6] (рис. 2).

Следовательно, становится очевидным, что пандемия и связанная с ней самоизоляция запустили глобальную трансформацию системы образования. Какие-то вузы технически и методически оказались более готовы к этому, а некоторые в кратчайшие сроки мобилизовали все свои ресурсы и разработали нестандартные пути решения возникающих проблем. Часть гуманитарных дисциплин различных образовательных организаций оказалась полностью готова для последующего окончательного перехода в онлайн, даже вне условий

пандемии, что является отличным результатом и прецедентом для разработки онлайн-программ других, более сложных дисциплин.

Мы становимся свидетелями и участниками многогранных и проблемных

адаптационных процессов в образовании, связанных с изменениями как форм и методов преподавания, требующих новых методологических решений, так и сознания преподавателей и обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Букейхаиов Н.Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях COVID-19 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-effektivnosti-tsifrovyh-tehnologiy-prepodavaniya-v-usloviyah-sovid-19/viewer.

2. Дистанционное обучение: вызовы и переосмысление ролей [Электронный ресурс]. URL: http://distant.itmo.ru/challenges (дата обращения: 20.11.2020).

3. Информационный портал [Электронный ресурс] // Педагогический дизайн и проектирование: принципы, задачи, модели. URL: https://etutorium.ru/blog/ pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie.

4. Москва [Электронный ресурс] // Интерфакс: Образование. Дистанционное обучение в экстремальных условиях. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения: 18.11.2020).

5. Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (дата обращения 16.11.2020).

6. Российский информационный новостной портал [Электронный ресурс] // РБК: Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения. URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/ 5f3bbdae9a7947dl67dela41 (дата обращения: 16.11.2020).

7. Российский информационный портал [Электронный ресурс] // ВВС Русская служба. «Ненастоящее образование». Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения. URL: https:// www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632 (дата обращения: 19.11.2020).

8. Яшина Л.И., Горева О.М. Проблемы внедрения дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-distantsionnogo-obrazovaniya-v-vuze/viewer (дата обращения: 20.11.2020).

9. Bozkurt, А., & Sharma, R. С. (2020). Emergency remote teaching in a time of global crisis due to CoronaVirus pandemic. Asian Journal of Distance Education, 15(1). i-vi. URL: https://doi. org/10.5281/zenodo.3778083 (дата обращения: 02.12.2020).

10. Hodges, С., Moore, S., Lockee, В., Trust, Т., & Bond, A. (2020). The difference between emergency remote teaching and online learning. Educause Review, (March 27, 2020). URL: https:// er.educause.edu/articles/2020/3/the-diiference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (дата обращения: 02.12.2020).

REFERENCES:

1. Bukeikhanov N.R., Gvozdkova S.I., Butrimova E.V. Evaluation of the effectiveness of digital teaching technologies in the conditions of COVID-19 [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-effektivnosti-tsifrovyh-tehnologiy-prepodavaniya-v-usloviyah-sovid-19/viewer.

2. Distance learning: challenges and rethinking of roles [Electronic resource]. URL: http:// distant.itmo.ru/challenges (access date: 20.11.2020).

3. Information portal [Electronic resource] // Pedagogical design and engineering: principles, tasks, models. URL: https://etutorium.ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie.

4. Moscow [Electronic resource] // Interfax: Education. Distance learning in extreme conditions. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (access date: 18/11/2020).

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated January 20, 2014 No. 22 «On the approval of the lists of professions and specialties of secondary vocational education, the implementation of educational programs which exclude using exclusively e-learning, distance learning technologies» (access date: 16/11/2020).

6. Russian information news portal [Electronic resource] // RBC: Students named the main problems of online learning. URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947dl67de la41 (access date: 16/11/2020).

7. Russian information portal [Electronic resource] // BBC Russian Service. «Fake education». How did the pandemic reveal the problems of online learning? URL: https://www.bbc.com/russian/ vert-cap-54027632 (access date: 19/11/2020).

8. Yashina L.I., Goreva O.M. Problems of introducing distance learning in a university [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-distantsionnogo-obrazovaniya-v-vuze/viewer (access date: 20.11.2020).

9. Bozkurt, A., & Sharma, R. C. (2020). Emergency remote teaching in a time of global crisis due to Coronavirus pandemic. Asian Journal of Distance Education, 15 (1). i-vi. URL: https://doi. org/10.5281/zenodo.3778083 (access date: 02.12.2020).

10. Hodges, C., Moore, S., Lockee, B., Trust, T., & Bond, A. (2020). The difference between emergency remote teaching and online learning. Educause Review, (March 27, 2020). URL: https:// er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (access date: 12/02/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.